Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф история исторической науки. Историография основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 030401




страница1/10
Дата05.07.2017
Размер0.99 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Мурманский государственный педагогический университет»

(М Г П У)



Учебно-методический комплекс

по дисциплине
ОПД.Ф.9. ИСТОРИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ. ИСТОРИОГРАФИЯ

(1 семестр)

Основная образовательная программа подготовки специалиста

по специальности 030401 «История»

квалификация − Историк, преподаватель истории

Утверждено на заседании

кафедры всеобщей истории

социально-гуманитарного факультета

Протокол № 8 от 24.04.2009 г.
Зав. кафедрой всеобщей истории
___________________

(В.В. Кузь)

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(ФБГОУ ВПО МГГУ)

Учебно-методический комплекс

по дисциплине

ОПД.Ф.9. ИСТОРИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ. ИСТОРИОГРАФИЯ

Основная образовательная программа подготовки специалиста

по специальности 030401 «История»
Форма обучения – очная

Квалификация – историк, преподаватель истории

Утверждено на заседании

кафедры истории

факультета истории и социальных наук

Протокол № 10 от 30.06.2012 г.


Зав. кафедрой истории
___________________

(В.В. Кузь)



Автор:

КУЗЬ Владислав Владимирович, кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой истории
Рецензенты:

Ильичева М.Б., кандидат исторических наук, доцент (МГПУ);

Беляев А.Б., кандидат исторических наук, доцент (МГПУ).
Раздел I. Программа учебной дисциплины
I.1. Пояснительная записка
Наш долг перед историей –

постоянно ее переписывать.
Т. Карлейль.
Курс Историографии является одним из важнейших в рамках профессиональной подготовки историков. Знание историографии важно для историков всех направлений и специализаций. Изучение этого учебного курса призвано завершить теоретическую и, отчасти, методологическую подготовку специалистов на историческом отделении.

Слово «историография» (от греч. «история» – разведывание, исследование прошлого и «графо» – пишу) употребляется в современной исторической науке в нескольких значениях. Во-первых, историография рассматривается как синоним исторической литературы, исторической науки в целом; во-вторых, этот термин применяют для обозначения литературы по какой-либо проблеме (например, историография Гражданской войны или историография раннего христианства) или какого-либо направления в исторической науке (например, либеральная или церковная историография); наконец, термином «историография» обозначается история исторической науки, вообще исторических знаний. В последнем из указанных смыслов этот термин и применяется при изучении данной дисциплины.

Итак, под историографией (историей историографии) в данном курсе понимается наука, изучающая развитие исторического знания во всем многообразии его форм и проявлений. Хронологические рамки курса охватывают историю историографии от первых форм рецепции прошлого до рубежа ХХ – XXI вв.

Общая актуальность изучения материала дисциплины может быть сведена к следующим позициям.

1. В современном мире происходят стремительные изменения, формируется новая постнеклассическая парадигма, что заставляет нас постоянно переосмысливать исторический процесс. Это неминуемо приводит к необходимости изучения прошлого исторической науки. Для современной научной парадигмы, в сущности, само по себе историческое знание представляется как история историографии.

2. В самой исторической науке также наблюдаются весьма существенные изменения: формируется принципиально новые направления исторических исследований (интеллектуальная история, социально-антропологические исследования, клиометрия, история повседневности, гендерная история и мн. др.), появляются новые методы историографии и т.д. Все это также обусловливает актуальность историографических исследований.

3. Наука может развиваться стабильно, если написана ее история. История исторической науки, таким образом, систематизирует знания о ней, о методах ее изучения и намечает пути дальнейшего развития науки о прошлом.

Главной целью историографии как учебной дисциплины является изучение развития исторических знаний и исторической науки, становления и эволюции направлений и школ в историографии, их связи с идейно-политическими течениями.



В этой связи основными задачами курса являются следующие:

  • изучение эволюции методологии исторической науки, борьбы мнений по важнейшим теоретическим и методологическим вопросам; эта задача является основной при изучении всего курса историографии;

  • изучение процесса расширения и изменения тематики исторических исследований;

  • изучение процесса развития научной критики исторических источников и приемов источниковедческих исследований;

  • изучение процесса распространения исторических знаний, развития организационных форм исторической науки (течения, направления и школы в историографии);

  • изучение развития методики исторических исследований и форм изложения исторического материала.

В результате изучения курса историографии студент должен знать содержание крупнейших исторических учений прошлого и современности, основные направления развития методологии исторической науки и закономерности ее эволюции, ознакомиться с содержанием программных произведений ученых – историков, владеть навыками историографического анализа исторических текстов, уметь характеризовать и сравнивать содержание и направленность тех или иных исторических концепций и школ в историографии, представлять основные перспективы развития исторического знания в XXI в.
Данное пособие включает в себя стандартный набор блоков: выписку из ГОС ВПО, примерное планирование аудиторных занятий (рабочая программа), собственно учебную программу курса, методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям и выполнению курсовых и дипломных работ, а также список историографических источников и исследований. Учебная программа курса отражает основные дидактические единицы, включенные в Государственный стандарт; в нее вошли наиболее значительные историографические факты и наиболее заметные персоналии, что, конечно, не отражает всего многообразного содержания истории историографии. Библиография курса также состоит из весьма краткого списка, в который не вошли историографические исследования зарубежных авторов, узкоспециальные исследования, работы, опубликованные в XVIII – XIX вв.; в перечень историографических источников также не включены опубликованные труды отечественных историков XVIII – начала XXI вв. (в силу их огромного числа), тем не менее, это не означает, что отечественная историография всемирной истории выпала из поля зрения автора пособия: она достаточно подробно представлена в учебной программе курса и семинарских занятиях. Перечень тем для семинарских занятий является также примерным и может изменяться в зависимости от содержания лекционного курса и организации самостоятельной работы студентов.
Данное пособие составлено на основе и с учетом содержания следующих пособий:

  1. Кузь В.В. Историография всемирной истории: Программа и методические рекомендации по курсу. − Мурманск, 2006.


Государственный образовательный стандарт по дисциплине





Историография

Процесс и основные этапы возникновения и развития исторических знаний, превращения их в науку. Функции исторической науки как составной части духовной культуры общества. Предмет историографии. Становление и эволюция различных направлений и школ в отечественной и зарубежной историографии, их связь с идейно-политическими течениями. Общие проблемы развития цивилизаций и обществ в исторической мысли. Наиболее крупные конкретные исторические и социологические проблемы в историографии различных направлений.







Разделы дисциплины и виды занятий в часах
1. Объем дисциплины и виды учебной работы


шифр и наименование специальности

курс

семестр

виды учебной работы в часах

вид итогового контроля

трудоемкость

всего аудит.

ЛК

СМ

самостоят.

работа


030401 История

4

7

120

60

40

20

60

экзамен


2. Разделы дисциплины и виды занятий




Раздел, тема

лк

см

сам.

работа

Всего

1

Введение в курс. Предмет историографии.

2




4

6

2

Историческая мысль в странах Древ­него мира.

4




4

10

3

Европейская средневековая историо­графия

4

2

4

12

4

Европейская историческая мысль эпохи Возрождения и раннего Нового времени

4

2

4

12

5

Становление русской исторической мысли (XI – XVII вв.)




4

4

10

6

Европейская историография в эпоху Просвещения

4




4

10

7

Европейский исторический роман­тизм.

4




4

10

8

Русская наука о всемирной истории в первой половине XIX в.




4

4

10

9

Марксистская историческая методо­логия

4

2

4

12

10

Западная позитивистская историография

4




4

10

11

Российская историография всемирной истории на рубеже XIX – XX вв.




4

4

8

12

Западная историография в ХХ в.

4




4

10

13

Основные направления развития отечественной историографии всемирной истории в ХХ в. (1920 – 90-е гг.).

4




4

8

14

Западная историография второй половины XX – начала XXI вв.

4

2

8

14




ИТОГО :

40

20

80

140

Форма контроля - экзамен



I.4. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ
1. Введение в курс. Предмет историографии.

Понятие об историографии, цели и задачи историографии. История историографии как современное понимание исторического знания. Историография в системе исторических наук. Предмет и принципы историографического исследования. Основные дефиниции курса: историография, историческая школа, направление, историографический источник, историческая традиция, историческая мысль, историческая память.

Историческое сознание и историческое познание, соотношение историографии, источниковедения и методологии истории. Историография и история общественной мысли; взаимодействие историографии с религиозными, философскими, политико-правовыми и социально-экономическими идеями.

Предмет и задачи историографии всемирной истории; хронология и периодизация курса.


Раздел I. Историческая мысль в древности и средневековье
2. Историческая мысль в странах Древнего мира

Становление исторической мысли в странах Древнего мира. Особенности исторического сознания и культурной памяти в древности. Миф как первая стадия общественной мысли, роль мифов в становлении исторического сознания. Религиозно-философская мысль Древнего Востока об истории человечества. Развитие исторического знания в странах Древнего Востока; крупнейшие представители древневосточного историописания (Египет, Междуречье, Индия, Китай); ветхозаветная модель «священной истории».

Рационализация мифов в древней Греции. Эпическое измерение истории: гомеровский эпос; Гесиод об эпохах истории человечества. Зарождение историографии в древней Греции; ионийская историческая проза VI в. до н.э., «логографы». Гекатей Милетский. Роль и значение истории в общественной мысли древней Греции; основные факторы становления античной историографии. Особенности античной исторической литературы; морализаторский подход к истории; понятие о факторах и направленности исторического процесса в античной историографии.

«История» Геродота и ее значение. Фукидид: «прагматическая историография», критерии достоверности исторического повествования и отбора источников. Ксенофонт: от описания событий к описанию человека. Риторика в греческой историографии поздней классики (Эфор, Феопомп).

Греческая историография в эпоху эллинизма, факторы и направления ее развития. Полибий – первый античный историк-теоретик; концепция всемирной истории Полибия и ее значение. Посидоний. Дионисий Галикарнасский.

Греческая историография в эпоху принципата. «Греческое возрождение» II в. н.э. в Римской империи; Лукиан: разработка методов описания прошлого. Морализаторская биография Плутарха. Дион Кассий. Аппиан. Павсаний Периегет.

Основные направления и факторы эволюции римской историографии. Функции истории в Риме, сочетания греческих традиций и романоцентризма. Анналистика. «Старшие анналисты». К. Фабий Пиктор. «Origines» М. Порция Катона – начало латинской историографии. «Младшая анналистика» (Л. Целий Антипатр, Семпроний Азеллион, Валерий Антий). Исторические взгляды М. Туллия Цицерона. Г. Саллюстий Крисп: дихотомия «судьба и человек» и концепция истории Рима. К. Непот.

Римская историография эпохи ранней Империи. Тит Ливий: художественная историография Рима «от основания города». Римские историки I – II вв. н.э. (Веллей Патеркул, Валерий Максим, Курций Руф). К. Тацит и его концепция римской истории. Иудейская история в контексте истории античности: Иосиф Флавий и его вклад в историографию; проблема достоверности Testimonium Flavianum.

Особенности историописания в Риме II – IV вв. Г. Светоний Транквилл: политическая биография и ее каноны. «Писатели истории Августов» (Э. Спартиан, Ю. Капитолин, Э. Лампридий). Аммиан Марцеллин. «Краткая история от основания города» Евтропия – последнее историческое сочинение античности.

Значение античной исторической мысли в мировой историографии.


3. Европейская средневековая историография.

Общая характеристика средневекового мировоззрения; картина мира средневекового человека. Традиционная христианская концепция всемирной истории и ее основные критерии (теоцентризм, креационизм, эсхатологизм, сотериологизм, провиденциализм и др.). Складывание христианской историософии; самоопределение христианской идеи истории и генезис ее литературного выражения в раннехристианской патристике и апологетике (Тертуллиан, Ориген, Киприан, Афанасий Александрийский, «каппадокийская школа», Иоанн Златоуст, Иоанн Дамаскин).

Церковная историография у истоков средневековой исторической мысли. Каноны христианского историописания и концепция всемирной истории в «Церковной истории» Евсевия Кесарийского. Лактанций. «Церковные истории» продолжателей Евсевия на западе (Иероним, Руфин) и востоке (Сократ Схоластик, Феодорит Киррский). Становление христианской хронологии; исчисление даты Рождества Христова; Дионисий Малый.

Аврелий Августин: исторический провиденциализм; грехопадение как начало собственно человеческой истории; два «града» в истории человечества. Августин об истории Рима. Исторические периодизации Августина. Значение творчества Августина для средневековой историографии. Павел Орозий.

Общая характеристика средневековой исторической литературы, ее каноны и основные жанры. Становление исторического самосознания раннесредневековой Европы, роль античного наследия в эволюции средневековой историографии; деятельность Кассиодора. «Церковные истории народов» раннего средневековья (Иордан, Исидор Севильский, Павел Диакон); «История франков» Григория Турского – классический образец жанра «национальной церковной истории»; труды Беды Достопочтенного как энциклопедия христианского знания, «Церковная история англов».

Роль «каролингского возрождения» в эволюции средневековой исторической литературы. Биографии Карла Великого; Эйнхард и возрождение светониевских канонов политической биографии.

Историческая мысль Запада в эпоху Высокого средневековья. Церковь и государство как субъекты истории в творчестве Оттона Фрейзингенского. Три эры всемирной истории Иоахима Флорского. Идея общественного договора Марсилия Падуанского. Историческая мемуаристика; Ф. де Коммин.

Исторические условия развития и особенности византийской историографии; античные традиции и средневековые каноны в византийской исторической литературе. Ранневизантийская историческая проза (Прокопий Кесарийский, Иоанн Малала). Основные представители «классической» византийской историографии (Феофан Исповедник, Константин Багрянородный, Георгий Амартол, Лев Диакон). Поздневизантийская историография. Михаил Пселл.


Раздел II. Становление исторической науки в Новое время
4. Европейская историческая мысль эпохи Возрождения и раннего Нового времени.

Общая характеристика мировоззрения эпохи Ренессанса, гуманизм; становление нового понимания истории. От теоцентризма к антропоцентризму; секуляризация истории. Роль античных историографических традиций в историческом сознании Ренессанса. «Античность – средние века – новое время» как новая периодизация истории. Возникновение исторической критики.

Итальянская историография в эпоху Возрождения и ее основные направления. Л. Бруни и риторическая школа. Итальянские «эрудиты», становление источниковедческого анализа; Ф. Бьондо; Л. Валла и трактат о Константиновом даре. Политическая школа в итальянской историографии; Ф. Гвиччар­дини. История как прикладная часть политики в творчестве Н. Макиавелли.

Протестантская историография в Европе. «Всемирная хроника» С. Франка. «Магдебургские центурии» М. Флоция. «Всемирная история» Т.А. д’Обинье.

Историография эпохи Возрождения во Франции. Вклад Ж. Бодена в развитие предмета и методов историографии. Мавристы и систематизация средневековых текстов, становление палеографии и дипломатики (Ж. Мабильон, Б. де Монфокон).

Историческая мысль Ренессанса и раннего Нового времени в Англии. Т. Мор как историк. Исторические взгляды Д. Гаррингтона. Ф. Бэкон: история как опытное знание, учение о методах познания; «История Генриха VII».

Издание агиографических текстов; Ж. Болланд и болландисты.
5. Становление русской исторической мысли (XI – XVIII вв.)

Христианство у истоков русской исторической мысли. Византийская переводная литература на Руси (церковная литература, патристика, агиография, византийские хроники и т.д.), значение «литературы-парадигмы» в становлении древнерусской исторической традиции.

Становление оригинальной древнерусской исторической мысли; особенности осмысления истории в домонгольской Руси. Теория «казней» как фактора истории. Эсхатология в древнерусской исторической мысли; «Се по вести временных лет»: концепция истории в «Повести временных лет».

Всемирная история в общественной мысли домонгольского периода («Слово о законе и благодати» Илариона). Русские Хронографы ХI – ХIII вв. о всемирной истории; «Еллинский и Римский летописец». Паломническая и дидактическая древнерусская литература о сюжетах всемирной истории.

Русская историческая мысль XV – XVII вв. о всемирной истории. Осмысление закономерностей всемирно-исторического процесса и роли Русских земель в нем (теория «Москва – третий Рим», «Повесть о Новгородском белом клобуке», «Сказания о князьях Владимирских»); вопросы всемирной истории в публицистике XVI в. Хронограф 1512 г. о всемирной истории. Эволюция знаний о всемирной истории в XVII в.; переводная литература; «Историческое учение» конца XVII в. о задачах и функциях истории.

Рационализация исторического знания в России начала XVIII в. Становление светской науки. Исторические взгляды Ф. Прокоповича. Исторические идеи российского Просвещения (В.Н. Татищев, М.В. Ломоносов, С.Е. Десницкий, Д.С. Аничков). Русская наука о всеобщей истории и европейское Просвещение (Г.З. Байер, Г.Ф. Миллер, А. Шлецер).

Исторические взгляды А.Н. Радищева.
6. Европейская историография в эпоху Просвещения

Общая характеристика мировоззрения эпохи Просвещения, новое отношение к истории и источникам; исторический рационализм и детерминизм, попытка конструкции единого научного метода.

Д. Вико у истоков историзма; «новая наука» о познании прошлого.

Французская просветительская историография. «Теория завоеваний» и ее политическое значение для Франции XVIII в. (А. де Буленвилье, Ж. Дюбо, А. Сийес). Теория «географического детерминизма» Ш.-Л. Монтескье, причины «величия и упадка римлян». Вольтер: становление философии истории; новации в методах историописания и критики источников. «Успехи человеческого разума» как содержание истории у А.Р. Тюрго. История во взглядах французских философов (Д. Дидро, К. Гельвеций, П. Гольбах, Г. Рейналь). Исторические взгляды Ж.-Ж. Руссо; дидактическое понимание истории и Г. Мабли. Концепция исторического прогресса Ж.-А. Кондорсе.

Английская историография в эпоху Просвещения. Г. Болингброк о методах историописания. Д. Юм и его концепция английской истории. У. Робертсон: становление современной картины европейского средневековья. Э. Гиббон о причинах упадка и крушения Рима; становление византиноведения. А. Фергюссон об истории первобытного общества.

Немецкая историография в XVIII – начале XIX вв. История в творчестве Г.Э. Лессинга. Становление немецкого антиковедения, И.-И. Винкельман. Концепция всемирной истории И.-Г. Гердера. Ю. Мезер и зарождение романтизма.

Исторические взгляды американских просветителей (Б. Франклин, Т. Джефферсон).
7. Европейский исторический романтизм.

Французская революция и кризис просветительской мысли. Становление исторического романтизма; понятие «романтизм» и его допустимые значения. Исторический роман как новый тип историописания (В. Скотт). Трансформация методологии, методов и форм историописания. Реставрация интереса к средневековью и религии (Ж. де Местр). Институционализация истории как науки; становление устойчивых организационных форм изучения истории.

Французская романтическая историография. Христианство и Просвещение в концепции Ф.Р. де Шатобриана – заря исторического романтизма. Феномен демократической революции в Америке и Франции в концепции А. де Токвиля. Развитие «теории завоеваний»: от идеи всемирной истории к идее национального развития; народы и нации как субъекты истории в творчестве О. Тьерри. Историческая концепция Ф. Гизо – вершина французской романтической историографии; «классовая борьба» в трудах Ф. Гизо, учение Ф. Гизо об исторических эпохах. Ж.Л. Сисмонди, А. Вильмен, П. де Барант. Историческая концепция Ж. Мишле. Французская революция в позднеромантической историографии (Ф. Минье, А. Тьер). Французское антиковедение и археология первой половины ХIХ в. (Ф. Шампольон, П. Ботта).

Английская и шотландская романтическая историография. Истоки английского романтизма. А. Алисон. Т.Б. Маколей: размышления о способах познания истории. Историческая теория Т. Карлейля. Английское антиковедение и археология (Дж. Грот, Г. Раулинсон). Г. Мейн об истории первобытности.

Немецкая историография первой половины ХIХ в. Историософские концепции представителей немецкой классической философии (И. Кант, И. Фихте; философия истории Г.-В. Гегеля). Источниковедение и историко-филологическая критика в немецкой науке: Ф.-А. Вольф и начало полемики по «гомеровскому вопросу»; братья Гримм и мифологическая школа; А. Хеерен; Ф.-А. Бек и становление греческой эпиграфики; Г.Ф. Гротефенд. Становление научного источниковедения и концепция римской истории в творчестве Б.-Г. Нибура. Гейдельбергская историческая школа: «история народа и история для народа» (Ф.-К. Шлоссер, В. Циммерман). Немецкая «историческая школа права»: общая характеристика концепции, исторические работы Ф. Савиньи и К. Эйхгорна. Историческая концепция Л. Ранке; история «как это было в действительности». Роль ранкеанства в западной и русской исторической мысли XIX в.

Концепция первобытной истории И.-Я. Бахофена.


8. Русская наука о всемирной истории в первой половине ХIХ в.

Становление академической и университетской науки о всеобщей истории в России (М. Каченовский, Н. Черепанов, Н. Надеждин, В. Цых, Д. Крюков, М. Лунин).

Историческая методология и концепция Т.Н. Грановского. «Школа Грановского»: исторические труды П.Н. Кудрявцева и С.В. Ешевского. Становление научного антиковедения в России: М.С. Куторга и его концепция истории древней Греции.

Освоение археологических ресурсов Северного Причерноморья в середине XIX в.

Всеобщая история во взглядах деятелей общественного движения в России в середине ХIХ в. (П.Я. Чаадаев, В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.Г.Чернышевский, С.С. Уваров, К.А. Аксаков, Ю.Ф. Самарин).
9. Марксистская историческая методология.

Возникновение и основные этапы эволюции марксизма; «ранний» и «поздний» марксизм; идейно-философские истоки марксизма. Исторические произведения К. Маркса и Ф. Энгельса.

Марксизм о сущности человека. Марксистский исторический материализм: марксизм о структуре общества; обоснование экономического детерминизма; учение об общественно-экономических формациях. К. Маркс и Ф. Энгельс о возникновении и эволюции государства. Марксизм о единстве, направленности и движущих силах исторического процесса; единство и основополагающие детерминананты истории в марксизме. К. Маркс и Ф. Энгельс о будущем человечества.

Распространение марксистской исторической методологии и ее роль в историографии ХIХ – ХХ вв.


10. Западная позитивистская историография.

Общая характеристика позитивизма. О. Конт: «социальная физика» и идея о позитивных науках; место истории в позитивистской философии. Г. Спенсер. Общая проблематика и особенности позитивистской историографии. Эволюция организационных принципов исторической науке в Европе второй половины XIX века.

Позитивистская историография во Франции. Э. Ренан и его «Будущее науки»; позитивистская концепция истории раннего христианства Э. Ренана. И. Тэн. Всеобщая история Э. Лависса и А. Рамбо. Н.Д. Фюстель де Куланж о сущности и методах исторического познания; история античности в трудах Фюстеля де Куланжа, концепция трансформации античности в средневековье. Позитивистская история в трудах Ш. Ланглуа и Ш. Сеньобоса. Изучение Французской революции; А. Олар. Экономическая история А. Сэ. Ж.-Ж. Флакк: теория смены форм покровительства.

Английская позитивистская историография. Оксфордская и Кембриджская исторические школы. Г.Т. Бокль и его «История цивилизации в Англии». Д.Р. Грин и его «История английского народа». Э. Фримен. Английская революция в трудах С. Гардинера. Начальный период творчества Д.М. Тревельяна. Английское антиковедение и археология второй половины ХIХ в. (У. Питри, А. Эванс, О. Лэйярд). Дж. Мак-Леннан о первобытном обществе.

Немецкая историческая наука второй половины ХIХ в. Немецкая археология (Г. Шлиман, Р. Кольдевей); становление протестантской библеистики (новая Тюбингенская школа – Ф. Баур, Д. Штраус, Б. Бауэр; А. Гарнак). Сущность эллинизма в трудах И.-Г. Дройзена. «История Рима» Т. Моммзена. Позитивистские концепции германской историографии: Г. Зибель, К. Лампрехт; экономическое направление(К. Бюхер), культурологическое направление (Я. Буркхардт).

Итальянская историография второй половины ХIХ в.; материалистическое понимание истории в трудах А. Лабриолы.

Становление американской историографии в ХIХ в., особенности организации и сферы интересов американской исторической науки в XIX в. Дж. Банкрофт, «англосаксонская школа» в американской историографии; Г.Б. Адамс. Исторические взгляды Г. Адамса – становление национальной историографии. А. Мэхэн и концепция «морской силы» в истории. Л.Г. Морган об истории родового общества. Изучение доколумбовых цивилизаций Америки (Д. Стефенс, В. Прескотт, Э. Томпсон).
11. Российская историография всемирной истории на рубеже ХIХ – ХХ вв.

Историческая наука в России во второй половине ХIХ в.: условия развития, методология, организация, источниковая база.

Становление русской историографии истории древнего Востока: В.С. Голенищев, М.В. Никольский. Русское востоковедение начала ХХ в.: Б.А. Тураев.

Общая характеристика русской науки об античности во второй половине XIX – начале ХХ вв.; историко-филологическое, культурно-историческое и социально-экономическое направления. Ф.Ф. Соколов у истоков русской эпиграфики; «школа Ф.Ф. Соколова» (В.В. Латышев, А.В. Никитский). Ф.Г. Мищенко. В.И. Герье. М.П. Драгоманов, Ф.Ф. Зелинский, М.С. Корелин в культурно-историческом направлении отечественного антиковедения. Исследование археологических ресурсов Северного Причерноморья. С.А. Жебелев. Концепция эллинизма М.И. Ростовцева. Р.Ю. Виппер как историк античности. И.В. Цветаев. В.И. Модестов. И.В. Нетушил. Церковная историография истории христианства (А.М. Иванцов-Платонов, А.П. Лебедев, В.А. Мелихов, В.В. Болотов).

Русская медиевистика на рубеже XIX – ХХ вв. Историческая теория П.Г. Виноградова; М.С. Корелин как медиевист. И.М. Гревс. М.М. Стасюлевич. Н.А. Осокин. Исторические исследования Д.Н. Егорова, О.А. Добиаш-Рождественской, В.К. Пискорского; Л.П. Карсавин как медиевист. Историческая концепция М.М. Ковалевского.

Становление и особенности русского византиноведения. В.Г. Васильевский. Историческая концепция Ф.И. Успенского. Концепция истории Византии К.Н. Успенского. Ю.А. Кулаковский. Историческое наследие А.А. Васильева.

Изучение Новой истории в России. М.Н. Петров. В.В. Бауер. Историческая теория В.И. Герье и Н.И. Кареева. В.И. Лучицкий. М.М. Ковалевский. Исторические исследования Е.В. Тарле.

Всеобщая история в русском дореволюционном учебнике (Д.И. Иловайский, И.И. Беллярминов, Н.И. Кареев, Р.Ю. Виппер, Ф.Ф. Зелинский).

Исторические конструкты русской философии начала ХХ в. (Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, И.А. Ильин, С.Л. Франк и др.). «Всеобщая история и ее представители» В.П. Бузескула.
Раздел III. Западная и отечественная историография в ХХ в.
12. Западная историография в ХХ в.

Кризис позитивизма; философский иррационализм и историография. Кризис общественной мысли, релятивизм в историографии. Общие установки и направления модернизма. Неклассическая парадигма и ее особенности. Основные этапы развития западной историографии в ХХ в. Организация и формы исторического знания в ХХ в.

Немецкая историография в ХХ в. В. Дильтей: познание как переживание. Неокантианство в немецкой историографии: Г. Риккерт и «теория частных причин»; М. Вебер – теория «идеальных типов», капитализм и протестантская этика. Локальные культуры как субъект истории в концепции О. Шпенглера. К. Ясперс и теория «осевого времени». «Франкфуртская школа» (Г. Маркузе). Ф. Ницше об истории и исторической памяти. Историческая «наука» в нацистской Германии. Основные направление послевоенной немецкой историографии. «Германская катастрофа» Ф. Мейнеке и его историческая методология. Концепция германской истории Г. Риттера. Немецкая историография германского нацизма; Ф. Фишер, И. Фест. Развитие и кризис «франкфуртской школы»; Ю. Хабермас. Социальная история в германской историографии 1980-х гг. В. Конце. К. Босль.

Французская историография в ХХ в. Противостояние традиций позитивизма и модернизма во французской науке начала ХХ в. Э. Лабрусс: изучение экономической истории. История и социология во французской историографии; Э. Дюркгейм. Теория «исторического синтеза» А. Берра. Исторический релятивизм во французской науке; Р. Арон. А. Марру. Становление французской исторической школы «Анналов» (М. Блок и Л. Февр): концептуальные основы направления, предмет и методология первого поколения «Анналов». Концепция «глобальной истории» Ф. Броделя и ее значение. Третье поколение школы «Анналов», критика концепции Ф. Броделя; «серийная история» П. Шоню и ее значение; Ж. Дюби: менталитет как объект историографии; концепция европейского средневековья в трудах Ж. Ле Гоффа; Ф. Арьес; Э. Леруа Ладюри. Школа «Анналов» и современная российская историография; концепция А.Я. Гуревича; школа А.Я. Гуревича в российской науке. «Четвертое поколение» школы «Анналов» и его особенности. Марксистская историография во Франции (А. Матьез, Ж. Лефевр, А. Собуль); П. Ренувен.

Английская историография в ХХ в. Крупнейшие представители британской археологии (Л. Вулли, Г. Картер). Р.Дж. Коллингвуд и его методология. Л. Нэмир. Цивилизационная теория А.Дж. Тойнби и ее значение. Д.М. Тревельян и его социальная история. Основные направления в послевоенной британской историографии (И. Берлин, Х. Тревор-Роупер, Дж. Китсон-Кларк, Дж. Элтон, А. Тейлор). Неопозитивизм в британской историографии. Э. Карр. Особенности марксистской историографии в Великобритании (К. Хилл, Э. Хобсбоум); Д. Рюде: «народные низы» как объект историографии. «Социология и история» в интерпретации П. Берка.

Итальянская историография в ХХ в. Философия истории Б. Кроче: история как философия и искусство. Историография итальянского фашизма (Р. Ромео, Р. Де Феличе).

Американская историческая наука в ХХ в. и ее особенности; роль научной эмиг­рации из России и Германии. Ф. Тернер: граница в американской истории. Исто­рическая концепция Ч.О. Бирда: попытка экономической интерпретации амери­канской истории. А. Шлезингер-ст: компаративное осмыслении истории США и Старого света. В. Паррингтон. «Негритянская историография» Гражданской войны и У. Дюбуа. Г. Аптекер. Америка как самобытная цивилизация; М. Лернер. А. Шлезингер-мл. и его «Циклы американской истории». Д. Бурстин. Американ­ская историография II Мировой войны. Становление американской клиометрии (А. Конрад, Д. Мейер), ее основные направления и особенности (Д. Мерфи, Д. Норт, Р.У. Фогел). «История идей» А.О. Лавджоя.
13. Основные направления развития отечественной историографии всемирной истории в ХХ в. (1920 – 90-е гг.).

Методология советской историографии. Роль марксизма и его советских интерпретаций. Источниковая база, организация, центры и печатные органы советской исторической науки. Роль дореволюционного научного наследия в советской науке. Основные этапы развития советской историографии.

Советская историография истории Востока. Дореволюционные традиции в советском востоковедении; центры изучения Востока в СССР. Становление советской школы востоковедения. Азиатский музей; Институт востоковедения РАН. Методологические дискуссии в советском востоковедении 1960 – 80-х гг. Крупнейшие представители отечественного востоковедения послевоенного периода.

Основные направления развития советского антиковедения. Роль дореволюционной школы русской науки об античности. Становление основных школ отечественного антиковедения и их крупнейшие представители; основные направления методологических и конкретно-исторических исследований, крупнейшие дискуссионные проблемы современного российского антиковедения. Советская классическая филология. Античная эпиграфика.

Становление советской медиевистики и византиноведения. Основные центры по изучению средневекового Запада и Византии в СССР и современной России. Крупнейшие представители, главные направления развития и дискуссионные проблемы отечественной медиевистики и византиноведения. Изучение истории славян в СССР.

Советская историография нового и новейшего времени: основные направления развития, главные центры и крупнейшие представители. Крупнейшие центры по изучению истории историографии в СССР (России).

Деятельность Института истории АН СССР, Института всеобщей истории РАН.

Ситуация в советской историографии 1980-х гг. Методологический и тематический кризис в отечественной исторической науке 1980 – 1990-х гг., пути его преодоления в российской историографии. История и коллективная память в современном российском обществе: специфика взаимной зависимости. Феномен folk-history и ее основные представители. Основные направления развития, школы и крупнейшие представители отечественной историографии начала XXI века.



14. Западная историография второй половины ХХ – начала XXI вв.

Становление постнеклассической парадигмы. Постмодернизм: основные контуры нового этапа истории историографии. Судьба исторического метанарратива в условиях постмодерна; «лингвистический поворот» в историографии, роль языка в историческом мышлении, проблема «историк и текст». Проблема исторической реальности в ситуации постмодерна. Концепция Х. Уайта. Д. Тош о специфике исторического познания.

Основные направления постмодернистской историографии на Западе. Культурная/социальная память и главные направления ее исследования; М. Хальбвакс, Я. Ассман, П. Нора, М. Фуко, А. Варбург. «Новая социальная история». История повседневности. Микроистория и «новая локальная история». «Новая историческая биография». Гендерная история; Дж. Скотт. Новые методы источниковедческого анализа (генетическая критика и ее результаты).

Основные перспективы развития истории историографии в XXI в.



РАЗДЕЛ III. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ
III.1. Темы для самостоятельного изучения




раздел/тема

форма

самостоятельной

работы

форма контроля выполнения

самостоятельной работы

1

Все разделы дисциплины

  • самостоятельная подготовка к семинарским занятиям

  • составление письменного анализа одного историографического источника (на выбор из списка)

  • конспектирование одной монографии по дисциплине (на выбор из списка)

  • коллоквиумы по каждому разделу

  • проверка письменных работ

2

Тема 4. Европейская историческая мысль эпохи Возрождения и Раннего Нового времени

  • самостоятельное изучение материала темы

  • самостоятельная подготовка к семинарским занятиям




  • собеседование

3

Тема 8. Русская наука о всеобщей истории в первой половине XIX в.

  • самостоятельное изучение материала темы

  • самостоятельная подготовка к семинарским занятиям

  • собеседование

4

Тема 11. Российская историография всемирной истории на рубеже XIX – XX вв.

  • самостоятельное изучение материала темы

  • самостоятельная подготовка к семинарским занятиям

  • собеседование


III.2. Методические рекомендации по самостоятельной работе
Целью самостоятельной работы студентов по Истории исторической науки является более глубокое и качественное усвоение материала курса. Задачами организации самостоятельной работы являются:

  • ознакомление студентов с массивом источников и научной литературы по курсу;

  • развитие навыков самостоятельного усвоения материала и создания вторичных текстов (анализ источника, конспект монографии);

  • расширение знаний студентов по основным разделам курса, получение дополнительных знаний по проблемным вопросам современной истории историографии.

Основными формами самостоятельной работы по дисциплине являются следующие: подготовка к семинарскому занятию, анализ специальной литературы.

III.2.1. Подготовка к семинарскому занятию

(планы семинарских занятий см. в соответствующем разделе)



Семинар (лат. seminarium – рассадник) – это вид групповых занятий по какой-либо научной или учебной проблеме. Семинарские занятия являются одной из важнейших форм аудиторной учебной работы студента вуза.

Главная цель семинара – подготовка и обсуждение студентами в группе определенной темы по заранее предложенному плану. Поэтому подготовка к семинару должна быть организована таким образом, чтобы обеспечить готовность студента к освещению любого из вопросов предложенного плана.

Этапы подготовки к семинарскому занятию:


  • Необходимо заранее ознакомиться с темой, планом очередного семинарского занятия, списком источников и литературы к нему.

  • Освоение темы, вынесенной на семинар, следует начинать с изучения соответствующих глав (или параграфов) в основной литературе, а также лекционного материала, соответствующего данной теме.

  • Следующим этапом подготовки к семинару является изучение указанных в списке историографических источников по теме. Работа над источником – важнейшая задача студента при подготовке к семинару.

  • После изучения источников следует обратиться к монографической литературе по вынесенной на семинар теме. В ходе знакомства с ней студент должен уяснить основные аспекты изучаемой темы, ее трактовку в научной литературе, степень изученности данной темы в исторической науке, дискуссионные вопросы и т.д.

В ходе подготовки к семинару рекомендуется составлять конспекты к каждому занятию. В них должны содержаться выписки из источников и специальной литературы, отражающие готовность студента к обсуждению вопросов предложенного плана. Поэтому целесообразно организовывать конспекты таким образом, чтобы материал в них размещался не сплошным текстом, но точно соответствовал бы вопросам плана.

Семинарские занятия проходят в форме обсуждения в группе вопросов плана заявленной темы. Как правило, по каждому из вопросов выступает основной докладчик, который должен осветить все основные аспекты данного вопроса (подпункта) плана; затем студенты в свободной форме дополняют или, по необходимости, исправляют основное сообщение. Иногда студентам предлагается заранее подготовить сообщения по тем или иным проблемным аспектам темы.

Сообщения студентов должны отражать их знакомство с источниками и основной литературой по теме. Выступления студентов по учебнику не допускаются. Обсуждение вопросов плана происходит в соответствии с правилами научной дискуссии и полемической этики.
III.2.2. Письменные работы по Историографии
Анализ историографического источника следует произвести по схеме:


  • общие сведения об авторе и его эпохе;

  • вопрос о закономерностях исторического развития;

  • вопрос о движущих силах (факторах) истории;

  • вопрос о логике и направленности исторического процесса;

  • вопрос о значении и функциях истории;

  • вопрос о степени достоверности исторического знания;

  • вопрос о методах познания прошлого и их зависимости от личности историка;

  • вопрос об отношении к источникам и их значении в исторической науке.

Анализ историографического источника должен отражать самостоятельную работу студента над текстом исторического сочинения. Рекомендуемый объем работы – не менее 15 страниц рукописного текста (или его печатный эквивалент).
Конспект – это вид вторичного текста, содержащий краткое, но емкое изложение содержания (ремы) первичного текста. Объем конспекта – не менее 20 страниц рукописного текста (или его печатный эквивалент).
III.2.3. Коллоквиум

Коллоквиум (лат. colloquium – разговор, беседа) – одна из форм учебных занятий, которая предполагает беседу преподавателя со студентами для выяснения знаний по разделу дисциплины.




Каталог: umu-umk -> ИСН -> 030401.65%20история
030401.65%20история -> Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф история древнего мира основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 030401
ИСН -> Учебно-методический комплекс дисциплины опд. В 2 Психология девиантного поведения
ИСН -> Учебно-методический комплекс по дисциплине сд. Ф новая и нвоейшая история зарубежных стран
ИСН -> Учебно-методический комплекс дисциплины фтд. 2 Гражданское и патриотическое воспитание молодежи
ИСН -> Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 4, Опд. Ф. 5, Опд. Ф. 9, Опд. Ф 4 психология: педагогическая психология
ИСН -> Учебно-методический комплекс дисциплины дс. 5 «социально психологический тренинг: проблемы эффективного трудоустройства»
030401.65%20история -> Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф история россии основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 030401 История
030401.65%20история -> Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 11. История мировых религий основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 030401
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10