Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница

Учебно-методический комплекс по дисциплине история исторической науки. Историография вид дисциплины общий курс специальность История




страница1/7
Дата21.07.2017
Размер1.04 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7


Сибайский институт (филиал)

государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Башкирский государственный университет»


Утверждено

На заседании кафедры новой и новейшей истории

(протокол №__ от __________)

и.о. зав. кафедрой А.З. Ярмуллина




Учебно-методический комплекс

по дисциплине



ИСТОРИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ. ИСТОРИОГРАФИЯ

вид дисциплины общий курс

специальность История

Учебно-методический комплекс разработан: Учебных часов по учебному плану:

к.и.н., доцентом Аллабердиной Г.И. всего 180 ч, в том числе

лекций 54 ч,

семинарских 36 ч,

СРС 90 ч.,

зачеты VII семестр,

экзамены VIII семестр

Сибай 2010

ВЫПИСКА

ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ



Специальность 030401

Квалификация – Историк, преподаватель истории
ОПД.00 Общепрофессиональные дисциплины (5 346 ч)
ОПД.Ф.00 Федеральный компонент(4 300 ч)
ОПД.Ф.04 История исторической науки. Историография: (180 ч)

Процесс и основные этапы возникновения и развития исторических знаний, превращения их в науку. Функции исторической науки как составной части духовной культуры общества. Предмет историографии. Становление и эволюция различных направлений и школ в отечественной и зарубежной историографии, их связь с идейно-политическими течениями. Общие проблемы развития цивилизаций и обществ в исторической мысли. Наиболее крупные конкретные исторические и социологические проблемы в историографии различных направлений.




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс Историографии (истории исторической науки) является одним из важнейших в рамках профессиональной подготовки историков. Знание историографии важно для историков всех направлений и специализаций. Изучение этого учебного курса призвано завершить теоретическую и, отчасти, методологическую подготовку специалистов на историческом отделении.

Слово «историография» (от греч. «история» – разведывание, исследование прошлого и «графо» – пишу) употребляется в современной исторической науке в нескольких значениях. Во-первых, историография рассматривается как синоним исторической литературы, исторической науки в целом; во-вторых, этот термин применяют для обозначения литературы по какой-либо проблеме (например, историография Гражданской войны или историография раннего христианства) или какого-либо направления в исторической науке (например, либеральная или церковная историография); наконец, термином «историография» обозначается история исторической науки, вообще исторических знаний. В последнем из указанных смыслов этот термин и применяется при изучении данной дисциплины.

Итак, под историографией (историей историографии) в данном курсе понимается наука, изучающая развитие исторического знания во всем многообразии его форм и проявлений. Хронологические рамки курса охватывают историю историографии от первых форм рецепции прошлого до рубежа ХХ – XXI вв.

Общая актуальность изучения материала дисциплины может быть сведена к следующим позициям.

1. В современном мире происходят стремительные изменения, формируется новая парадигма, что заставляет нас постоянно переосмысливать исторический процесс. Это неминуемо приводит к необходимости изучения прошлого исторической науки. Для современной научной парадигмы, в сущности, само по себе историческое знание представляется как история историографии.

2. В самой исторической науке также наблюдаются весьма существенные изменения: формируется принципиально новые направления исторических исследований (интеллектуальная история, социально-антропологические исследования, клиометрия, история повседневности, гендерная история и мн. др.), появляются новые методы историографии и т.д. Все это также обусловливает актуальность историографических исследований.

3. Наука может развиваться стабильно, если написана ее история. История историографии, таким образом, систематизирует знания о ней, о методах ее изучения и намечает пути дальнейшего развития науки о прошлом.

Главной целью историографии как учебной дисциплины является изучение развития исторических знаний и исторической науки, становления и эволюции направлений и школ в историографии, их связи с идейно-политическими течениями.

В этой связи основными задачами курса являются следующие:


  1. изучение эволюции методологии исторической науки, борьбы мнений по важнейшим теоретическим и методологическим вопросам; эта задача является основной при изучении всего курса историографии;

  2. изучение процесса расширения и изменения тематики исторических исследований;

  3. изучение процесса развития научной критики исторических источников и приемов источниковедческих исследований;

  4. изучение процесса распространения исторических знаний, развития организационных форм исторической науки (течения, направления и школы в историографии);

  5. изучение развития методики исторических исследований и форм изложения исторического материала.

В результате изучения курса историографии студент должен знать содержание крупнейших исторических учений прошлого и современности, основные направления развития методологии исторической науки и закономерности ее эволюции, ознакомиться с содержанием программных произведений ученых – историков, владеть навыками историографического анализа исторических текстов, уметь характеризовать и сравнивать содержание и направленность тех или иных исторических концепций и школ в историографии, представлять основные перспективы развития исторического знания в XXI в.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КУРСА «ИСТОРИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ. ИСТОРИОГРАФИЯ»




п/п

Тема

Аудиторные


занятия


СРС

ЛЗ

ПЗ




1

Историография как наука

2

2




2

Дореволюционная историография отечественной истории.

Историография эпохи феодализма.

Зарождение и развитие исторической мысли

(XI – XVI вв.)



2

2

2

3

Развитие отечественной историографии в XVII в.

2

2

2

4

Дворянская историография 1 четверти XVIII в.

2

2

2

5

В.Н. Татищев – крупнейший дворянский историк 2 четверти XVIII в.

2

2

2

6

Историография 2 четверти и середины XVIII в.




2

2

7

Просветительство и историография России во 2 половине XVIII в.

2

2

2

8

Буржуазные тенденции в русской историографии 2 половины XVIII в.

2




2




А.Н. Радищев – зачинатель революционной исторической мысли в России.

2

2

2

9

Расцвет и кризис дворянской историографии. Н.М. Карамзин.

2

2

2

10

Исторические взгляды декабристов







2

11

Русская историография первой половины XIX в.

(Критическое направление в отечественной историографии)



2

2

2

12

Дворянская историография 2-ой четверти и середины XIX в.


2

2

2

13

Буржуазная историография сер. XIX в. С.М. Соловьев и русская историческая наука.

2

2

2

14

Оформление революционно-демократического направления в русской историографии. Исторические взгляды В.Г. Белинского и А.И. Герцена







4

15

Историография эпохи капитализма.

Важнейшие особенности и пути развития историографии в России 2 пол. XIX в.

Н.Г. Чернышевский и Н.А. Добролюбов – представители революционно-демократического направления в русской историографии.


2




4

16

Дворянская историография в пореформенный период.

2

2

2

17

Государственная школа в русской историографии.

2

2

2

18

В.О. Ключевский – выдающийся буржуазный историк пореформенного периода.

2

2

2

19

Народническая историография.

2

2

2

20

Возникновение марксистской историографии.

2

2

2

21

Историография конца XIX – начала XX в.

Ленинская концепция русского исторического процесса.



2




2

22

Буржуазно-дворянская историография.

2

2

2

23

Мелкобуржуазная историография.







2

24

Формирование взглядов М.Н. Покровского и его историческая концепция.

2







25

Советская историография отечественной истории.

Вопросы периодизации советской и российской историографии отечественной истории.









4

26

Реорганизация системы учебных и научных исторических учреждений (1917 - середина 1930-х гг.)

2




4

27

Разработка теоретико-методологических проблем

в отечественной историографии в 1920-е годы









4

28

Дискуссии в марксистской историографии

(1920 - начало 1930-х гг.)









4

29

Процесс унификации знаний в советской исторической науке (вторая половина 1920 - 1930-е гг.)

2




4

30

Советская историография тоталитарного периода

(конец 1930-х - начало 1950-х гг.)



2




4

31

Советская историография в период «оттепели»

(середина 1950 - конец 1960-х гг.)



2




4

32

Процессы «торможения» в советской исторической науке (конец 1960 - первая половина 1980-х гг.)

2




4

33

Советская историография в период «перестройки»

( 1985 – 1991 гг.)



2




4

34

Современное развитие отечественной историографии (1991 – начало 2000-х гг.)







4




Всего:


54

36

90

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Введение

Объект и предмет познания историографии, как истории исторической науки. Место историографии среди исторических дисциплин, ее значение для развития научных исследований, преподавательской работы и других видов профессиональной деятельности историка. Историография в системе высшего исторического образования. Задачи и структура курса историографии.

Принципы и категории периодизации процесса исторического познания. Основные периоды и этапы развития исторических знаний и исторической науки.

Этапы становления и развития историографии как специальной исторической дисциплины.


ДОРЕВОЛЮЦИОННАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ

ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ
1. Возникновение исторических знаний и их развитие до конца XVII века
1. Зарождение исторических знаний. Значение письменности для накопления исторических знаний. Функции исторических знаний в ранних классовых обществах.

2. Исторические произведения в Древней Руси. Устное народное творчество Х-ХI вв. Первые письменные исторические произведения. Летопись и летописный свод. «Повесть временных лет». Провиденциализм как основа мировоззрения летописцев. Источники составления летописей, приемы отбора и истолкования материала. Феодальная идеология и политические тенденции летописания. Формирование схемы происхождения Руси и княжеской династии в древнерусской историографии, осознание места Руси в окружающем мире. Летописание в русских землях и княжествах в период феодальной раздробленности. Место древнерусского летописания в средневековой анналистике.

Исторические сказания, повести, «слова». Идеи единства Русской земли и борьбы за независимость в нелетописных произведениях ХII-ХIV вв. Отражение истории в житийной литературе.

Начало объединения русских земель и возрождение общерусского летописания в XIV – первой половине ХV в. Появление хронографа.

3. Образование Российского государства и развитие исторических знаний. Обоснование идеологии великокняжеской (царской) власти и отражение общественно-политической борьбы второй половины XV-ХVI вв. в исторических произведениях. Концепция «Москва – третий Рим» и ее значение. Проникновение в русскую историческую мысль идей Возрождения, их переработка.

Летописание конца XV-ХVI вв. Усиление роли государства в составлении и редактировании летописных сводов. Концепция происхождения Российского государства и власти московских князей. Расширение круга источников летописей, изменения в характере повествования. Общерусские летописные своды. Лицевые своды. Местное летописание. Распространение хронографов и сведений о всемирной истории.

«Степенная книга» и ее влияние на последующее развитие дворянской историографии. «История о Казанском царстве». Сочинения Ивана IV и А.М. Курбского. Осмысление прошлого в публицистике XVI в.

4. «Новый период русской истории и историография XVII в. Изменения в характере и форме исторического повествования, нарастание прагматизма. Возрастание связей с европейской гуманистической мыслью.

Сказания и повести о событиях начала XVII в., их классовая направленность и политическая тенденциозность. Элементы народных исторических представлений в «Псковских повестях».

Летописание ХVII в. «Новый летописец», его последующие редакции. Записной приказ. Отмирание летописания. Распространение рукописных исторических сборников. «История» Ф. Грибоедова. Отражение классовой борьбы в исторических произведениях XVII в.

Местная историография: Сибирское летописание, исторические произведения казачества, раскольничье летописание.


2. Превращение исторических знаний в науку.

Становление дворянской и зарождение просветительской историографии

(конец XVII – середина XVIII века)

1. Социально-экономические и культурно-гносеологические предпосылки превращения исторических знаний в науку. Смена провиденциализма рационализмом. Общественные теории рационализма и особенности их интерпретации в России. Расширение круга источников, попытки установления причинно-следственных связей, формирование научного аппарата, новые формы исторических сочинений. Распространение переводной исторической литературы, развитие связей со славянской и западноевропейской историографией.

2. Становление дворянского направления в исторической науке. Новые явления в историографии конца ХVII в. «Историческое учение». «Синопсис». Творчество С. Медведева. «Скифская история» А. Лызлова. Труды С.У. Ремезова.

Дворянская историография первой четверти XVIII в. Преобразования Петра I и их роль для развития исторических знаний. Правительственные мероприятия по собиранию исторических памятников, организации архивного дела, пропаганде новейшей истории России и соседних стран. Исторические труды Ф. Прокоповича, Б.И. Куракина, П.П. Шафирова, А.И. Манкиева и др.

В.Н. Татищев, его государственная и научная деятельность, политические воззрения, цели занятий историей. Вклад Татищева в разыскание и публикацию источников. «История Российская». Теоретические принципы В.Н. Татищева, обоснование исторического прогресса с позиций рационализма. Разработка приемов критики источников. Проблемы этногенеза восточных славян. Концепция русской истории, приемы изложения материала. Освещение истории народов России. Влияние В.Н. Татищева на русскую историографию.

Роль Академии наук в разработке российской истории. Вклад Г.Ф. Миллера в сбор и публикацию исторических материалов. «История Сибири». Деятельность А.Л. Шлецера в России, разработка методов изучения «Повести временных лет». Отношение иностранных ученых к истории и культуре России. Возникновение «норманнской» теории, ее политическое развитие.

Зарождение просветительской историографии.

М.В. Ломоносов. Особенности мировоззрения и идеи просветительства в его общественных взглядах. Борьба Ломоносова против «норманистов». «Древняя российская история». М.В. Ломоносов о значении русской истории. Вопросы этногенеза славян, их общественного устройства. Периодизация русской истории. «Краткий российский летописец». Оценка реформ Петра I. История русской культуры, география и экономика России в освещении Ломоносова. Значение его трудов для развития исторической науки в России.
3. Расцвет дворянской историографии.

Зарождение буржуазной исторической науки.

Возникновение революционной исторической мысли

(последняя треть XVIII – первая треть ХIХ вв.)
1. Общественные условия развития исторической науки. Формирование европейского Просвещения на развитие общественной мысли России. «Использование» идей просвещения идеологами дворянства. Оформление российского просветительства, его поиски в решении социальных вопросов. Рождение революционной мысли.

Рост общественного интереса к истории. Складывание научных центров: университеты, исторические общества. Преподавание истории. Становление исторической периодики. Накопление и публикация исторических источников. Издательская деятельность Н.И. Новикова. Румянцевский кружок. Архивы, библиотеки, музеи. Развитие критики источников, становление археологии, этнографии, исторической статистики. Русская и всеобщая история.



2. Расцвет дворянской историографии. М.М. Щербатов, Н.М. Карамзин. Особенности рационализма Щербатова. Критика самодержавия с позиций аристократии. Историческая тематика в публицистике Щербатова. Щербатов как археограф и источниковед. «История Российская от древнейших времен», ее концепция. Попытки обоснования альтернатив в русской истории и прогнозов на будущее. История XVIII в. в освещении Щербатова. «Краткая повесть о бывших в России самозванцах».

Завершение формирования принципов дворянской историографии. Н.М. Карамзин. Эволюция его мировоззрения и политических взглядов. Карамзин – официальный историограф. «История государства Российского» и записка «О древней и новой России». Взгляды на исторический процесс и задачи историка. Источники трудов Карамзина и приемы их использования. Концепция истории России как история самодержавия. Понимание сущности, задач и границ самодержавия. Периодизация истории России, оценка ее основных этапов. Место России во всемирной истории. Литературные достоинства трудов Карамзина. «История государства Российского» в оценке современников и борьба вокруг нее в русской историографии ХIХ - начала ХХ в.



Критическое течение в дворянской историографии.

И.И. Болтин, его общественно-политические и философские воззрения. Критика трудов Леклерка и Щербатова. Новые идеи в трудах Болтина: внутренняя обусловленность исторического процесса, объективные факторы истории. Болтин о задачах и методах исторической науки. Вопросы отбора и критики источников. Концепция русской истории. Проблема феодализма в России. Происхождение крепостного права. Место Болтина в русской историографии.



Ф.Г. Эверс, его труды по истории русского права и формирование родовой теории. Новое решение проблемы этногенеза славян; схема русской истории.

М.Т. Каченовский и «скептическая школа». Критика «Истории» Карамзина, разработка «конструктивного критического метода» изучения источников. Нигилизм «скептической школы». Работы Н.С. Арцыбашева. Н.В. Станкевича и др.

Отражение дворянских исторических концепций в идеологии правящих «верхов». Работы Екатерины II по русской истории. Исторические произведения И.П. Елагина, Х. Стриттера. Взгляды на историю России М.Н. Муравьева, М.М. Сперанского и др.



3. Зарождение буржуазной исторической науки. Поиски новых объектов исторического исследования. История торговли и промышленности в трудах И.И. Голикова и М.Д. Чулкова. Местная история в трудах В.В. Крестинина, А.И. Богданова, В.Г. Рубана и др. Введение в оборот новых источников.

Формирование методологических принципов нового направления, воздействие на них передовых идей европейской философии и историографии, достижений русской дворянской исторической мысли.



Н.А. Полевой и его теоретико-методологические идеи. Критика дворянской историографии. «История русского народа», общность и своеобразие истории Запада, Востока и России в понимании Полевого. Концепция русской истории.

4. Просветительская и революционная историческая мысль. Социологические и исторические взгляды С.Е. Десницкого и И.А. Третьякова, попытки установления этапов в развитии общества. Проблемы истории русской культуры в творчестве Н.И. Новикова.

А.Н. Радищев – зачинатель революционной исторической мысли в России. Источники революционных воззрений Радищева. Его философские и общественно-политические взгляды. Идея борьбы «вольности» и «деспотизма». Вопрос о роли личности и народных масс в истории. Теория прогресса. Освещение истории России с антикрепостнических и антисамодержавных позиций.

Исторические воззрения декабристов. Связь экономических, социальных и политических идей декабристов с изучением русской истории. Революционный патриотизм. Критика декабристами исторической концепции Карамзина. Истолкование истории России в антисамодержавном духе, интерес к истории «народовластия» и народных движений. Взгляды на реформы первой четверти ХVIII в. исторические работы Н.М. Муравьева, Н.А. Бестужева, В.Д. Сухорукова, О.А. Корниловича, Н.И. Тургенева. Декабристы – историки декабризма. Вопросы русской истории в творчестве А.С. Пушкина. Отражение исторической тематики в литературе и искусстве России.
  1   2   3   4   5   6   7

  • Учебно-методический комплекс
  • Специальность 030401 Квалификация – Историк, преподаватель истории
  • ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Курс Историографии
  • РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА «ИСТОРИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ. ИСТОРИОГРАФИЯ»
  • Всего: 54 36 90 СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
  • ДОРЕВОЛЮЦИОННАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ 1. Возникновение исторических знаний и их развитие до конца XVII века
  • 2. Превращение исторических знаний в науку. Становление дворянской и зарождение просветительской историографии (конец XVII – середина XVIII века)
  • 3. Расцвет дворянской историографии. Зарождение буржуазной исторической науки. Возникновение революционной исторической мысли