Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Учебно-методический комплекс по дисциплине «Информатика и икт»




страница1/21
Дата03.07.2017
Размер4.38 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21


ГБПОУ Самарской области Тольяттинский социально-экономический колледж

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Информатика и ИКТ»

Преподаватель Пивкина Ю.М.


Г. Тольятти

Нормативная документация

Учебная дисциплина «Информатика и ИКТ» преподается в соответствии ФГОС, одобрена Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки и России, 16.04.2008год. .



Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:



  • оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;

  • распознавать информационные процессы в различных системах;

  • использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;

  • осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей;

  • иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;

  • создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые;

  • просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных;

  • В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

  • различные подходы к определению понятия «информация»;

  • методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный. Знать единицы измерения информации;

  • Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • эффективной организации индивидуального информационного пространства;

  • автоматизации коммуникационной деятельности



Учебно-методическая документация

  1. Рабочая программа

  2. Календарно-тематический план

  3. Комплект планов учебных занятий

ГБПОУ Самарской области ТСЭК



Рабочая программа учебной дисциплины

Информатика и ИКТ

Тольятти


Рассмотрена предметной (цикловой)

комиссией

Протокол №_____

От__________________201___г.

Председатель:

_______________(_ )


Утверждено:

Зам. директора по УМР ____________(________.)




Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе примерной программы учебной дисциплины Информатика и ИКТ для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования (одобрена ФГУ «Федеральный институт развития образования» от 10.04.2008г., Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки и России, 16.04.2008год.) по профессиям НПО социально-экономического профиля


Организация-разработчик: ГАОУ СПО Тольяттинский колледж сервисных технологий и предпринимательства

Разработчики: Пивкина Ю.М., преподаватель




СОДЕРЖАНИЕ





стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕй ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ




4

  1. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ




5

  1. условия реализации учебной дисциплины




14

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины




20

1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Информатика и ИКТ


    1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины Информатика и ИКТ предназначена для изучения информатики и информационных коммуникационных технологий в учреждениях среднего профессионального образования по профессиям НПО социально-экономического профиля.


    1. Место учебной дисциплины в структуре образовательной программы: общеобразовательный цикл




    1. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

  • оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;

  • распознавать информационные процессы в различных системах;

  • использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;

  • осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей;

  • иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;

  • создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые;

  • просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных;

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

  • различные подходы к определению понятия «информация»;

  • методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный. Знать единицы измерения информации;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • эффективной организации индивидуального информационного пространства;

  • автоматизации коммуникационной деятельности;




    1. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 135 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 90 часов;



самостоятельной работы обучающегося 45 часов.

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ




    1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы




Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

135

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

90

в том числе:




практические занятия

60

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

45

в том числе:




Итоговая аттестация в форме экзамена

2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины Информатика и ИКТ


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень усвоения

1

2

3

4




Введение Роль информационной деятельности в современном обществе: экономической, социальной, культурной, образовательной сферах.


1

1

Раздел 1. Информационная деятельность человека




13




Тема 1.1. Информационная деятельность человека

Содержание учебной дисциплины




Основные этапы развития информационного общества.

Этапы развития технических средств и информационных ресурсов.



1

1

Практическая работа №1. Информационные ресурсы общества. Образовательные информационные ресурсы. Работа с ними. Виды профессиональной информационной деятельности человека с использованием технических средств и информационных ресурсов социально-экономической деятельности (специальное ПО, порталы, БД)..

2




Самостоятельная работа № 1: Сообщение на тему: «Роль информационной деятельности в современном обществе». Сообщение на тему: «Информационные ресурсы общества. Образовательные информационные ресурсы»

4

Тема 1.2. Информационная деятельность человека

Содержание учебной дисциплины




Правовые нормы, относящиеся к информации, правонарушения в информационной сфере, меры их предупреждения.

2

1

Практическая работа №2. Правовые нормы информационной деятельности. Стоимостные характеристики информационной деятельности. Инсталляция программного обеспечения. Обзор профессионального образования в социально-экономической деятельности, его лицензионное использование и регламенты обновления (информационные системы бухгалтерского учета, юридические базы данных).

2




Самостоятельная работа № 2: Сообщение на тему: «Лицензионные и свободно распространяемые программные продукты». Составление кроссворда

2

Раздел 2.

Информация и информационные процессы




48

Тема 2.1. Информация и информационные процессы

Содержание учебной дисциплины




Подходы к понятию информации и измерению информации. Информационные объекты различных видов. Универсальность дискретного (цифрового) представления информации. Представление информации в двоичной системе счисления.

2

1

Практическая работа №3. Дискретное (цифровое) представление текстовой информации. Дискретное (цифровое) представление графической информации.

Дискретное (цифровое) представление звуковой информации и видеоинформации



2




Самостоятельная работа № 3: сообщение на тему: «Примеры компьютерных моделей различных процессов»

2

Тема 2.2. Информация и информационные процессы

Содержание учебной дисциплины




Принципы обработки информации компьютером. Арифметические и логические основы работы компьютера. Алгоритмы и способы их описания. Этапы решения задач с использованием компьютера: формализация, программирование и тестирование. Переход от неформального описания к формальному.

2

1

Практическая работа №4Примеры построения алгоритмов и их реализации на компьютере. Основные алгоритмические конструкции и их описание средствами языков программирования. Использование логических высказываний и операций в алгоритмических конструкциях.

2




Практическая работа №5 Примеры построения алгоритмов с использованием конструкций проверки условий, циклов и способов описания структур данных. Разработка несложного алгоритма решения задачи. Среда программирования. Тестирование программы. Программная реализация несложного алгоритма.

2

Самостоятельная работа №4: сообщение на тему: «Запись информации на компакт-диски различных видов»

2

Тема 2.2.1 Информация и информационные процессы

Содержание учебной дисциплины




Компьютер как исполнитель команд. Программный принцип работы компьютера. Примеры компьютерных моделей различных процессов. Проведение исследования на основе использования готовой компьютерной модели.

2

1

Практическая работа №6. Построение простой компьютерной модели физического, биологического или другого процесса путем создания алгоритма и его реализации средствами языка программирования. Проведение исследования на основе построенной компьютерной модели.

2




Самостоятельная работа №5: сообщение на тему: «Определение объемов различных носителей информации. Архив информации»

2

Тема 2.2.2 Информация и информационные процессы

Содержание учебной дисциплины




Хранение информационных объектов различных видов на различных цифровых носителях. Определение объемов различных носителей информации. Архив информации. Поиск информации с использованием компьютера. Программные поисковые сервисы.

2

1

Поиск информации с использованием компьютера. Программные поисковые сервисы. Использование ключевых слов, фраз для поиска информации. Комбинации условия поиска. Управление процессами. Представление об автоматических и автоматизированных системах управления в социально-экономической сфере деятельности.

2

2

Передача информации между компьютерами. Проводная и беспроводная связь.

2

2

Практическая работа № 7 Файл как единица хранения информации на компьютере. Атрибуты файла и его объем. Учет объемов файлов при их хранении, передаче. Запись информации на компакт-диски различных видов. Создание архива данных. Извлечение данных из архива.

2




Практическая работа №8. Пример поиска информации на государственных образовательных порталах. Поисковые системы. Реферат

2

Практическая работа №9 Модем. Единицы измерения скорости передачи данных. Подключение модема..

2

Практическая работа №10. Создание ящика электронной почты и настройка его параметров. Формирование адресной книги

2

Практическая работа №11 АСУ различного назначения, примеры их использования. Примеры оборудования с числовым программным управлением. Демонстрация использования различных видов АСУ на практике.

2

Самостоятельная работа № 6: сообщение на тему: «Единицы измерения скорости передачи данных»

4

Самостоятельная работа № 7: сообщение на тему: «Проводная и беспроводная связь

2

Самостоятельная работа № 8: составление кроссворда

2

Самостоятельная работа № 9 сообщение на тему: АСУ образовательного учреждении».

4

Раздел 3.

Средства информационных и коммуникационных технологий




20

Тема 3.1. Средства информационных и коммуникационных технологий

Содержание учебной дисциплины




Архитектура компьютеров. Основные характеристики компьютеров. Многообразие компьютеров. Многообразие внешних устройств, подключаемых к компьютеру. Виды программного обеспечения компьютеров.

2

1

Практическая работа №12. Операционная система. Графический интерфейс пользователя.

2




Практическая работа №13 Примеры использования внешних устройств, подключаемых к компьютеру, в учебных целях. Программное обеспечение внешних устройств.

2

Практическая работа №14Примеры комплектации компьютерного рабочего места в соответствии с целями его использования для различных направлений профессиональной деятельности (в соответствии с направлениями профессиональной деятельности).

2

Практическая работа №15Примеры комплектации компьютерного рабочего места в соответствии с целями его использования для различных направлений профессиональной деятельности (в соответствии с направлениями профессиональной деятельности).

2

Самостоятельная работа № 10: сообщение на тему: «Многообразие компьютеров»

2

Тема 3.2. Средства информационных и коммуникационных технологий

Содержание учебной дисциплины




Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение.

2

1

Практическая работа №16. Эксплуатационные требования к компьютерному рабочему месту

2




Практическая работа №17. . Профилактические мероприятия для компьютерного рабочего места в соответствии с его комплектацией для профессиональной деятельности.

2

Самостоятельная работа № 12: сообщение на тему: «Защита информации, антивирусная защита». Составление кроссворда.

2

Раздел 4. Технологии создания и преобразования информационных объектов




36


Тема 4.1.1 Технологии создания и преобразования информационных объектов

Содержание учебной дисциплины




Понятие об информационных системах и автоматизации информационных процессов.

Возможности настольных издательских систем: создание, организация и основные способы преобразования (верстки) текста.



2

1

Практическая работа №18. Использование систем проверки орфографии и грамматики. Создание компьютерных публикаций на основе использования готовых шаблонов (для выполнения учебных заданий из различных предметных областей)

2




Практическая работа №19. .. Гипертекстовое представление информации.

2

Самостоятельная работа № 13: Гипертекстовое представление информации; примеры геоинформационных систем

4

Тема 4.1.2. Технологии создания и преобразования информационных объектов

Содержание учебной дисциплины




Возможности динамических (электронных) таблиц. Математическая обработка числовых данных. Системы статистического учета (бухгалтерский учет, планирование и финансы, статистические исследования).

2

1

Представление об организации баз данных и системах управления базами данных. Структура данных и система запросов на примерах баз данных различного назначения: юридические, библиотечные, налоговые, социальные, кадровые и др. Использование системы управления базами данных для выполнения учебных заданий из различных предметных областей.

2

2

Практическая работа №20. Использование различных возможностей динамических (электронных) таблиц для выполнения учебных заданий из различных предметных областей. Представление результатов выполнения расчетных задач средствами деловой графики.

2




Практическая работа №21. Формирование запросов для работы с электронными каталогами библиотек, музеев, книгоиздания, СМИ в рамках учебных заданий из различных предметных областей. Электронные коллекции информационных и образовательных ресурсов, образовательные специализированные порталы.

2

Практическая работа №22. Создание и редактирование графических и мультимедийных объектов средствами компьютерных презентаций для выполнения учебных заданий из различных предметных областей. Использование презентационного оборудования. Примеры геоинформационных систем.

2

Практическая работа №23Организация баз данных. Заполнение полей баз данных. Возможности систем управления базами данных. Формирование запросов для поиска и сортировки информации в базе данных.

2

Практическая работа №24. Создание и редактирование графических и мультимедийных объектов средствами компьютерных презентаций для выполнения учебных заданий.

2

Практическая работа №25Создание и редактирование графических и мультимедийных объектов средствами компьютерных презентаций для выполнения учебных заданий.

Использование презентационного оборудования.

2

Самостоятельная работа № 14: Гипертекстовое представление информации; примеры геоинформационных систем

2

Самостоятельная работа № 15: сообщение на тему: «Возможности систем распознавания текстов»; сообщение на тему: «Возможности динамических (электронных) таблиц»

4

Самостоятельная работа № 16: сообщение на тему: «Формирование запросов для работы в сети Интернет»; сообщение на тему: «Использование презентационного оборудования».

4

Раздел 5.

Телекоммуникационные технологии




17

Тема 5.1. Телекоммуникационные технологии

Содержание учебной дисциплины




Представления о технических и программных средствах телекоммуникационных технологий. Интернет-технологии, способы и скоростные характеристики подключения, провайдер.

2

1

Практическая работа №26. Браузер. Примеры работы с Интернет-магазином, Интернет-СМИ, Интернет-турагентством, Интернет-библиотекой и пр.

2




Практическая работа №27. Методы и средства создания и сопровождения сайта.

2

Самостоятельная работа №17: сообщение на тему: Интернет-СМИ;

сообщение на тему: Методы и средства создания и сопровождения сайта.



3

Тема 5.2. Телекоммуникационные технологии

Содержание учебной дисциплины




Возможности сетевого программного обеспечения для организации коллективной деятельности в глобальных и локальных компьютерных сетях: электронная почта, чат, видеоконференция, Интернет-телефония. Примеры сетевых информационных систем для различных направлений профессиональной деятельности (система электронных билетов, банковские расчеты, регистрация автотранспорта, электронное голосование, система медицинского страхования, дистанционное обучение и тестирование, сетевые конференции и форумы и пр.).

2

1

Практическая работа №28. Использование тестирующих систем в учебной деятельности в локальной сети образовательного учреждения. Участие в он-лайн конференции, анкетировании, конкурсе, олимпиаде или тестировании.

2




Практическая работа №29. Примеры сетевых информационных систем для различных направлений профессиональной деятельности (система электронных билетов, банковские расчеты, регистрация автотранспорта, электронное голосование, система медицинского страхования, дистанционное обучение и тестирование, сетевые конференции и форумы и пр.).

2

Практическая работа №30. Участие в он-лайн конференции, анкетировании, конкурсе, олимпиаде или тестировании.

2

Всего

135

3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета Информатика и ИКТ

Оборудование учебного кабинета:


  • компьютеры не менее 15 шт.;

  • проектор, экран;

  • сеть интернет;

  • локальная сеть;

  • маркерная доска.

Технические средства обучения:

  • сканер; принтер,

  • веб-камеры (не менее 15 шт);

  • наушники с микрофоном (не менее 15 шт);

  • интерактивная доска.

Необходимое программное обеспечение:

  • Операционная система: Microsoft Windows XP.

  • Файловые менеджеры: Проводник, Total Commander.

  • Архиваторы:  WinRAR, WinZip 7.0.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21