Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. Р. 01 Практикум по анализу литературного произведения




страница1/7
Дата07.07.2018
Размер1.4 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ



«УССУРИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»

факультет русской филологии и социально-гуманитарных наук

кафедра литературы, теории и методики преподавания литературы




УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ПО ДИСЦИПЛИНЕ
ДПП.Р.01 Практикум по анализу литературного произведения

(УД-04.13-008)
Для специальности 050301 Русский язык и литература
ОП-02.01
Составитель: старший преподаватель Н.В. Беляева

Уссурийск, 2008


СОДЕРЖАНИЕ КОМПЛЕКСА


  1. Аннотация ………………………………………………………………………...




  1. Выписка из ГОС ВПО (для дисциплин Федерального компонента) ………...




  1. Рабочая учебная программа дисциплины (РУПД) ………………………….…




  1. Учебно-методическое обеспечение дисциплины ………………………….….

а). Методические материалы к дисциплине (методические

рекомендации для преподавателя, методические указания

для студентов, практикум по дисциплине и т.п.) ………………………….

б). Карта обеспеченности литературой по дисциплине ……………………...

в) Список имеющихся демонстрационных, раздаточных материалов,

оборудования, компьютерных программ и т.д. ……………………………

1. АННОТАЦИЯ
Настоящий учебно-методический комплекс разработан для дисциплины «Практикум по анализу литературного произведения», который изучается студентами-филологами второго курса в течение двух семестров. Основой методического комплекса является учебная программа дисциплины. Учебная программа реализует в установленном объеме 72 часа и входит в цикл дисциплин дополнительной предметной подготовки. На практических занятиях студентами 2 курса отрабатываются навыки анализа художественного произведения по двум основным направлениям: «Литературные жанры» и «Художественное произведение как речевое высказывание. Субъекты речи». Практические занятия и письменные задания направлены на углубленное постижение поэтики художественного текста, на формирование аналитических навыков при исследовании содержательной целостности текста; пространственно-временной организации; речевой организации произведения; жанровой специфики; способов выражения авторской позиции.

УМК также включает карту обеспеченности основной и дополнительной литературой, методические материалы для подготовки к практическим заданиям (формулировки целей, список литературы, основные указания по теме практического задания) и методические рекомендации по выполнению письменных работ.

Важной частью работы студентов является выполнение индивидуального плана. Содержание письменных работ связано с основой темой изучения в текущем семестре. Большая часть заданий представляет собой осмысление художественного произведения в заданном аспекте, кроме того, студенты работают с научной литературой (реферирование, конспектирование). Выполнение письменных работ, как правило, связано у студентов с большим количеством трудностей, предупредить и разрешить которые призваны методические рекомендации (Беляева Н. В. Практикум по анализу художественного произведения. Методические рекомендации по выполнению письменных работ. – Уссурийск, 2008. – 68с.)


  1. ВЫПИСКА из ГОС ВПО

(Для дисциплин Федерального компонента)
Данная дисциплина не является дисциплиной Федерального компонента ГОС ВПО.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ


ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ



«УССУРИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»

кафедра литературы, теории и методики преподавания литературы





РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
ДПП.Р.01 Практикум по анализу литературного произведения

(УД-04.13-008)
Для специальности 050301 Русский язык и литература
ОП-02.01

Составитель:

старший преподаватель Н.В. Беляева

Уссурийск, 2008


СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка ....................................................................................................

2. Тематический план дисциплины ......................................................................................

а) для очной формы обучения………………………………………………………….

б) для заочной формы обучения………………………………………………………..

3. Содержание учебного материала ....................................................................................

4. Требования к знаниям и умениям ...................................................................................

5. Формы текущего и итогового контроля ...........................................................................

а) рубежный (текущий) контроль……………………………………………………….

б) итоговый контроль……………………………………………………………………..

6. Список литературы .............................................................................................................

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Практикум по анализу литературного произведения» занимает важное место в системе сквозного постижения литературоведческих дисциплин и изучается в течение двух семестров второго года обучения. Введение практикума в учебный план дисциплин связано с необходимостью планомерной практической работы по анализу художественного произведения.

На изучение дисциплины отводится 36 часов в каждой группе. Большое внимание уделяется самостоятельной работе студента. Для закрепления навыков анализа студентам необходимо выполнить 10 письменных работ в течение года. Кроме того, на занятиях проводятся письменные работы для текущей проверки знаний, а в конце каждого семестра – контрольная работа.

Практические занятия и письменные задания направлены на углубленное постижение поэтики художественного текста, на формирование аналитических навыков при исследовании:

- содержательной целостности текста;

- пространственно-временной организации;

- речевой организации произведения;

- жанровой специфики;

- способов выражения авторской позиции.

При изучении дисциплины основополагающим является утверждение М. М. Бахтина: «Мир культуры и литературы, в сущности, так же безграничен, как и вселенная. Мы говорим не о его географической широте (здесь он ограничен), но о его смысловых глубинах, которые так же бездонны, как и глубины материи». Каждое художественное произведение является своего рода концентрацией различных индивидуально-авторских признаков: от мировоззренческих, психологических до стилевых. Кроме того, произведение «преодолевает» индивидуальное и становится явлением эстетической и – шире – духовной культуры.

Целью изучения дисциплины является формирование у студентов навыков анализа, адекватного восприятия произведения.

Изучение дисциплины реализуется в двух основных направлениях: в первом семестре предметом анализа являются литературные произведения в аспекте жанра; во втором – речевая организация художественного произведения.

Обращение к литературным жанрам подсказано логикой изучения теоретических дисциплин на первом курсе: «Литературоведение. Введение в литературоведение» и «Литературное произведении: теория и практика анализа». Знания, полученные при изучении этих дисциплин, дают возможность углубленного текстуального изучения произведений всех трех родов (эпоса, лирики, драмы) в их жанровой специфике. Исходным является положение о том, что каждый род литературы традиционно делится на виды, а каждый вид – на жанры (или подвиды). При пристальном изучении различных жанровых форм необходимо учитывать, что жанр – это исторически изменчивая категория и что каждое литературное направление имеет свою систему жанров. Данный раздел программы разработан в соавторстве с проф., к.ф.н. О. А. Москвиной.

Осмысление жанрово-родовой принадлежности позволяет перейти во втором семестре к постижению авторской идеи через анализ субъектной организации текста. Основной вопрос, который ставится на каждом занятии второго семестра: «Кому и с какой целью доверяет автор речь?» Предметом анализа становится субъект речи в лирике (лирический герой, герой ролевой лирики); лиро-эпических жанрах (лирический повествователь в поэме); в эпосе (повествователь, рассказчик, образ автора); способы включения «чужой» речи (повествование, монолог, диалог, прямая речь, косвенная речь, несобственно-прямая речь, цитация, реминисценция, аллюзия) и их взаимодействие в тексте; «точка зрения».



Материалом для анализа служат произведения русской литературы XIX-XX веков.

Содержание письменных работ связано с основной темой изучения в текущем семестре. Для их выполнения разработаны методические рекомендации.

Итоговой формой контроля является зачет, который состоит из одного теоретического вопроса и анализа художественного произведения в аспекте теоретической проблемы, заявленной в первом вопросе.

2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ
а) для очной формы обучения



Наименование модулей, разделов, тем

( с указанием семестра)



Аудиторные занятия

Самостоятельная работа студентов

Трудоемкость (всего часов)

Всего

Лекции

Практич. Занятия

Лабораторные занятия




I семестр «Литературные жанры»



Жанры эпоса: повесть

-

-

2

-

-

-



Жанры эпоса: рассказ

-

-

2

-

-

-



Жанры эпоса: новелла

-

-

2

-

-

-



Жанры лирики: элегия

-

-

2

-

-

-



Жанры лирики: баллада

-

-

2

-

-

-



Жанры лирики: послание

-

-

2

-

-

-



Жанры драмы: трагедия

-

-

2

-

-

-



Жанры драмы: комедия

-

-

2

-

-

-



Жанры драмы: драма

-

-

2

-

-

-




Итого за семестр

0

0

18

0

0

0




II семестр «Произведение как речевое высказывание»



Эстетические субъекты и субъекты речи

-

-

2

-

-

-



Лирические субъекты

-

-

2

-

-

-



Лирические субъекты: лирический герой

-

-

2

-

-

-



Лирические субъекты: герой ролевой лирики

-

-

2

-

-

-



Лирические субъекты: субъектная организация стихотворения

-

-

2

-

-

-



Лирический повествователь в поэме

-

-

2

-

-

-



Эпические субъекты: повествователь, рассказчик, образ автора

-

-

2

-

-

-



Эпические субъекты: проблема «точки зрения»

-

-

2

-

-

-



Способы включения «чужой речи»

-

-

2

-

-

-




Итого за семестр

0

0

18

0

0

0




Итого по дисциплине

0

0

36

0

0

0


б) для заочной формы обучения



Наименование модулей, разделов, тем

( с указанием семестра)



Аудиторные занятия

Самостоятельная работа студентов

Трудоемкость (всего часов)

Всего

Лекции

Практич. Занятия

Лабораторные занятия

  1. 1

Жанры эпоса: рассказ

-

-

2

-

-

-



Жанры эпоса: новелла

-

-

2

-

-

-



Жанры лирики: баллада

-

-

2

-

-

-



Жанры лирики: элегия

-

-

2

-

-

-



Жанры драмы

-

-

2

-

-

-



Лирические субъекты (лирический субъект, лирический герой, герой ролевой лирики)

-

-

2

-

-

-



Эпические субъекты (повествователь, рассказчик, образ автора)

-

-

2

-

-

-



Проблема «точки зрения» в произведении

-

-

2

-

-

-




Итого по дисциплине

0

0

16

0

0

0


3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
III семестр
1. Жанры эпоса: повесть

Повесть по отношению к роману и к рассказу. Расширение многообразия мира в повести: роль смены событий и смены впечатлений. Способы организации повествования. Анализ повести И. Тургенева «Затишье».


2. Жанры эпоса: рассказ.

Описательно-повествовательный и конфликтно-повествовательный типы рассказа. Субъект рассказывания. Анализ рассказа И. Тургенева «Два помещика».


3. Жанры эпоса: новелла.

Новелла по отношению к рассказу. Особенности сюжета и композиции новеллы.

Анализ новеллы Е.А. Баратынского «Перстень».
4. Жанры лирики: элегия.

Тематическое многообразие элегии. Субъект речи в элегии. Формы элегического стиха. Анализ «Элегии» («Безумных лет угасшее веселье…») А.С. Пушкина.


5. Жанры лирики: баллада.

История баллады в европейской и русской поэзии. Лиро-эпическое начало в балладе. Поэтика баллады М.Ю. Лермонтова «Воздушный корабль».


6. Жанры лирики: послание.

Послание как древнейший жанр монологической поэзии (античная литература: «Послание к Пизонам» Горация). Лирический жанр послания в XVIII и 1-й трети XIX вв. (И. Дмитриев, Н. Карамзин, В. Жуковский, К. Батюшков и др.). Анализ посланий А.С. Пушкина: «Послание к Наталье», «Послание Цензору».


7. Жанры драмы: трагедия.

Особенности конфликта в трагедии. Обстановка и действующие лица. Исторические трансформации трагедии [от трагедии к исторической хронике (В. Томашевский)]. Анализ трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов».


8. Жанры драмы: комедия.

Особенность конфликта в комедии. Обстановка и действующие лица. Комедия нравов, комедия характеров, комедия интриги. Анализ комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль».

  1   2   3   4   5   6   7

  • «УССУРИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»