Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. Дс. 1 Методология анализа и интерпретации литературного произведения (уд-04. 13-011) Для специальности 050301 Русский язык и литература




страница1/3
Дата02.07.2017
Размер0.65 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
  1   2   3
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ



«УССУРИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»

факультет русской филологии и социально-гуманитарных наук

кафедра литературы, теории и методики преподавания литературы

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ПО ДИСЦИПЛИНЕ
ДПП.ДС.1 Методология анализа и интерпретации литературного произведения

(УД-04.13-011)
Для специальности 050301 Русский язык и литература

ОП-02.01

Составитель: к.ф.н., профессор О.А. Москвина


Уссурийск, 2008



СОДЕРЖАНИЕ КОМПЛЕКСА


  1. Аннотация ………………………………………………………………………...




  1. Выписка из ГОС ВПО (для дисциплин Федерального компонента) ……..….




  1. Рабочая учебная программа дисциплины (РУПД) ………………………….…




  1. Учебно-методическое обеспечение дисциплины …………………………..….

а). Методические материалы к дисциплине (методические

рекомендации для преподавателя, методические указания

для студентов, практикум по дисциплине и т.п.) ……………………….….

б). Карта обеспеченности литературой по дисциплине ………………………..

в) Список имеющихся демонстрационных, раздаточных материалов,

оборудования, компьютерных программ и т.д. …………………………..…

1. АННОТАЦИЯ
Настоящий учебно-методический комплекс разработан для дисциплины специализации «Методология анализа и интерпретации художественного произведения», которая изучается студентами очного отделения в пятом и шестом семестрах. Установленный объем составляет 160 часов.

Основой методического комплекса является учебная программа, где определяются основные направления лекционного курса, практических занятий и самостоятельной работы студентов. В лекциях даются основы теоретических знаний для постижения методов изучения литературных явлений.

Практические занятия, письменные задания и самостоятельная работа направлены на овладение современными принципами и приемами исследования художественного текста.

Учебно-методический комплекс включает карту обеспеченности основной и дополнительной литературой, а также методические рекомендации для подготовки к практическим занятиям (тема, цель, план, список литературы, комментарий к предложенным вопросам).

Имеется Приложение, содержащее:


  1. образцы анализа художественных текстов (два вида);

  2. тексты художественных произведений для аналитического исследования на экзамене по курсу (второй вопрос билета).


2. ВЫПИСКА ИЗ ГОС ВПО

(Для дисциплин Федерального компонента)
Данная дисциплина не является дисциплиной Федерального компонента ГОС ВПО.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ


ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


«УССУРИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»

кафедра литературы, теории и методики преподавания литературы




РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
ДПП.ДС.1 МЕТОДОЛОГИЯ АНАЛИЗА И ИНТЕРПРЕТАЦИИ

ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

(УД-04.13-011)
Для специальности 050301 Русский язык и литература
ОП-02.01

Составитель:

к.ф.н., профессор О.А. Москвина

Уссурийск, 2008



СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка …………………………………………………………………

2. Тематический план дисциплины…..…………………………………………………..

а) для очной формы обучения………………………………………………………..

3. Содержание учебного материала ………………………………………………………

4. Требования к знаниям и умениям (компетенциям) студентов………………………

5. Формы контроля ……………………………………………………………………….

а) рубежный (текущий) контроль …………………………………………………….

б) итоговый контроль ……………………………………………………………..….

6. Список литературы …………………………………………………………………….

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дисциплина специализации «Методология анализа и интерпретации литературного произведения» является вводным курсом в науку «Литературоведение», в отличие от предмета «Введение в литературоведение», обозначающего необходимый объем терминов и понятий.

Всесторонняя подготовка филолога невозможна без изучения истории литературоведческой науки, постижения принципов и приемов исследования художественного текста. Поэтому предметом дисциплины становятся теории, объясняющие – на разных этапах развития литературоведческой науки – сущность словесного искусства и путей его изучения.

Материал о методах литературоведения учитывает как хронологию различных теорий, так и антитетичность их. На наш взгляд, это доказывает обоснованность неоднозначных подходов, неординарность решений теоретико-литературных проблем, а также убеждает в том, что художественный текст «защищает» себя от произвольного обращения с ним.

Важное место в предлагаемом лекционном курсе занимает аспект, связанный с изучением сущности словесного искусства, понятия «художественности»; с осмыслением эстетических отношений.

Дисциплина специализации «Методология анализа и интерпретации литературного произведения» ставит цель формирования навыков исследования литературного текста. В связи с этим большое внимание в лекционных и практических занятиях уделяется собственно анализу как подготовке и обоснованию научной интерпретации произведения.

Курс изучается в V и VI семестрах, состоит из 32 часов лекций, 48 часов практических занятий и 76 часов самостоятельной подготовки студентов. Завершается в V семестре зачетом, в VI семестре экзаменом.



2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
V семестр
а) для очной формы обучения




Наименование тем, разделов, модулей

Аудиторные

Самостоят. работа

Всего часов

Всего


Лекции

Практич. занятия

1.

Предмет и задачи курса. Место в ряду изучаемых дисциплин.

2

2

0

6

8

2.

Из истории литературоведческой науки: концепции сущности искусства.

6

2

4

6

12

3.

Биографический и культурно-исторический методы изучения литературы.

8

4

4

6

14

4.

Сравнительно-исторический метод изучения литературы. Психологический подход.

6

2

4

6

12

5.

Социологический и формальный методы изучения литературы.

8

4

4

6

14

6.

Структурный метод изучения литературы.

6

2

4

6

12

Всего за V семестр

36

16

20

36

72


VI семестр





Наименование тем, разделов, модулей

Аудиторные

Самостоят. работа

Всего часов

Всего


Лекции

Практич. занятия

1.

Целостно-системное понимание литературных произведений.

4

2

2

6

10

2.

Эстетическое и художественное. Художественный образ.

6

2

4

6

12

3.

Типологические соотношения содержания и формы

4

2

2

6

10

4.

Литературное произведение как целое. Рамочные компоненты. Сильные позиции текста.

6

2

4

4

10

5.

Произведение с точки зрения его жанровой природы

6

2

4

4

10

6.

Мир произведения: объект изображения, субъект изображения

6

2

4

6

12

7.

Мир произведения: лирический субъект

6

2

4

6

12

8.

Произведение как модель мира в словесно-образном выражении

6

2

4

6

12

Всего за VI семестр

44

16

28

44

88

Итого по дисциплине

80

32

48

80

160

3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Содержание лекционного матриала


  1. Предмет и задачи курса. Место в ряду изучаемых дисциплин.

Лекция посвящена определению предмета курса, постановке задач и знакомству с планом работы в течение семестра. Здесь же дано толкование таких понятий, как «методология», «анализ», «интерпретация»; сделан обзор и подробный комментарий литературоведческих источников по всем темам.

Материал первой лекции содержит также определение того, что следует относить к методологическим вопросам. Это – научность и объективность при изучении литературы. Основной критерий научности формулируется так: чем в большей мере принципы и приемы исследования, применяемые той или иной наукой, соответствуют природе предмета этой науки, чем сильнее они опираются на объективные существенные и специфические особенности жизни и развития ее предмета, тем большей степенью научности могут обладать ее исследования.

Далее в лекции дана оценка исходных позиций тех учебных пособий, на которые предстоит опираться при толковании специфики предмета (литературы) и выбора путей анализа художественного произведения. Таковы источники: "Введение в литературоведение" (под ред. Л.В. Чернец) и "Теория литературы" (под ред. Н.Д. Тамарченко).


  1. Из истории литературоведческой науки: постижение сущности искусства.

Концепции сущности искусства как подражания жизни. Концепция сущности искусства как субъективной творческой способности. Объективно-исторические концепции сущности искусства. Современные теории сущности художественного творчества.



  1. Биографический и культурно-исторический методы изучения литературы.

Тема лекции начинает собой обширный материал о методах изучения литературы. Отправной точкой здесь является позиция, зафиксированная И.Ф. Волковым: возникающие в разное время методы соотнесены с объяснением литературы как вида искусства ("концепции сущности искусства как подражание … "; "концепции сущности искусства как субъективной творческой способности"; "объективно-исторические концепции сущности искусства").

На этой же лекции подробно рассматриваются биографический метод (идеи Сент-Бёва) и культурно-исторический метод (идеи Ипполита Тэна). Детальность изучения названных концепций оправдана тем, что во время изложения фактического материала, во-первых, проводится мысль о соотношении внутренних и внешних факторов, влияющих на художественное творчество; во-вторых, определяется положительное начало каждого метода, в-третьих, вводятся понятия "автор биографический" и "автор конценированный", что немаловажно для дальнейшего изучения предмета.




  1. Сравнительно-исторический метод изучения литературы. Психологический подход.

Здесь рассматривается значение "Исторической поэтики" А.Н. Веселовского в формировании сравнительно-исторического метода; даются сведения о работе и личности этого выдающегося исследователя. Метод, разработанный А. Веселовским, осмысляется как – преодолевающий слабую сторону предшествующего, т.е. культурно-исторического (а именно – изучение повторяющихся явлений).

В лекции подчеркивается важность сравнительного литературоведения при изучении словесного творчества, начиная с фольклора; вводится понятие "диалогичность" текстов (М. Бахтин); определяется роль заимствования.

В связи с изучением сравнительного метода осмысляются проблема источников художественных произведений как одна из актуальнейших проблем, а также вопрос интертекстуального исследования.

Компаративистика рассматривается в лекции с двух позиций: широкого понимания (как тождество сравнительно-исторического метода) и узкого – начальное постижение сходных литературных фактов.

Психологическое направление в литературоведении как отвечающее потребности разгадать тайну художественного произведения, опираясь на психологию творца и читательское восприятие. Связь с культурно-исторической школой. Вклад А. А. Потебни, Д. Н. Овсянико-Куликовского.


  1. Социологический и формальный методы изучения литературы.

Социологический метод дается в связи с культурно-историческим "как выражение закономерностей материальной культуры народа". Отмечается в качестве положительного момента, что социологический метод связан с пониманием литературы как одной из форм общественного сознания, но при этом отрицается мнение сторонников метода об универсальности его.

Формальный метод – одно из самых продуктивных направлений в теории литературы ХХ века – осмысляется как протест "не против содержания (как такового), а против представления о том, что литература - лишь повод для изучения общественного сознания" и культурно-исторической панорамы эпохи.




  1. Структурный метод изучения литературы.

Структурный метод дается в лекции как с точки зрения его крайностей в подходе к произведению, так и продуктивности.

Связь с формальным методом. История возникновения. Вклад Ю. Лотмана в развитие метода; тенденция структурализма: от анализа «искусства как приема» - к выявлению структурных принципов, где материал и форма неразлучны.




  1. Целостно-системное понимание литературных произведений.

Лекция ставит своей главной целью утвердить правильность современного подхода к изучению литературы. Излагается поддержанная рядом ученых позиция Г. Поспелова по поводу того, что "произведения, обладающие высоким уровнем творческого совершенства, всегда являются художественными системами и что "при их научном изучении надо приходить к пониманию всей целостности таких систем".

Далее в лекции показано, что при системном анализе произведений необходимо различать разные уровни содержания: воспроизведение характеров, т.е. тематику; осмысление их (проблематику; идейно-эмоциональную оценку, т.е. пафос). Поскольку все это выражается в предметной изобразительности, с помощью художественной речи и в определенной структурной обусловленности, - показаны (с использованием художественных текстов как иллюстративного материала анализа) выразительные возможности формы, заключающей в себе три так называемых уровня (предметную изобразительность, словесный строй, композицию) и определяемой выраженным в ней единством основных уровней содержания.




  1. Эстетическое и художественное. Художественный образ.

В лекции рассматриваются: понятие «эстетическое»; сущность эстетических отношений (в сравнении с логическими); эстетическое восприятие мира. Осмысляется понятие «художественность», рассматриваются «законы художественности» и художественный образ как форма выражения содержания в искусстве. Виды художественных образов, исходя из выполняемой функции, а также – соотношение предметного и смыслового рядов.


  1. Типологические соотношения содержания и формы.

Вначале дается комментарий тех разделов учебных пособий, где рассматриваются понятия "содержание" и "форма"; указывается тенденция к неразделению этих терминов при формировании структуры учебников.

Далее рассматривается (в соответствии с точкой зрения А. Есина) система типологических характеристик формы (описательность, сюжетность, психологизм, жизнеподобие, условность, степень ритмической организации, мера использования иносказательных средств, специфика синтаксиса, "разноречие" и "монологизм", "простой" или "сложный" тип композиции).

Предлагается в качестве приемлемой типология проблематики (по Г.Н. Поспелову): мифологический тип; национально-исторический; романный; этологический. Уточняется, что "романная группа" произведений предполагает, в свою очередь, два проблемных типа: «авантюрная» проблематика и «идейно-нравственная» проблематика.

В заключении подчеркивается связь предложенного рассуждения с темой «Стиль художественного произведения» (из дисциплины стандарта «Литературоведение»), так как связи между типологическими сторонами содержания и формы определяет тенденции, указывающие на закономерности стилеобразования.




  1. Литературное произведение как целое. Рамочные компоненты. Сильные позиции текста.

Понятия «текст» и «произведение». Основной и избыточный текст. Рама. основные стороны художественной формы (предмет; слово; композиция). Соотношение понятий «содержание» и «материал». Категории содержания.

Сильные позиции текста как предмет аналитического исследования.




  1. Произведение с точки зрения его жанровой природы.

Деление литературы на роды; критерии такого деления. Комплекс родовых признаков. Понятие жанра как типа литературного произведения. Признаки жанра – совокупность всех сторон произведения: композиции, темы и свойств поэтического языка (В. Жирмунский). Четыре фактора, определяющих жанр произведения (Ю. Бореев).


  1. Мир произведения: объект изображения и субъект изображения.

Материал, предлагаемый студентам, содержит двухаспектное толкование данного термина. С одной стороны, понимание художественного смысла как целостного и наличного; с другой – рассмотрение всех произведений автора «как единого текста». Оба эти подхода соответствуют отечественной традиции в рассмотрении понятия «художественный мир» и позволяют перейти к проблемам жанра и стиля литературного произведения.

В лекции уделяется особое внимание позициям М. Бахтина и М. Гиршмана, т.к. взгляды этих исследователей на изучаемое здесь понятие («художественный мир») во многом определяют принципы изучения литературного произведения.

Последовательно истолковываются:

а) термин М. Бахтина «архитектоника художественного мира» – что связано с творческой активностью автора, с «принципом видения и предметом видения»;

б) понимание М. Гиршманом ритма как «наиболее непосредственного выражения жизненности художественного мира», который, в свою очередь, является «единственно возможной формой существования эстетического содержания литературного произведения».

Литературное произведение рассматривается как особо организованная структура, как взаимодействие субъектов высказывания: повествователь, рассказчик, лирический субъект, герой.

В лекции предлагается анализ текста с точки зрения «смены голосов».


  1. Мир произведения: лирический субъект.

Соотношение в лирике автора и субъкта (носителя речи). Субъект-субъектные отношения в фольклорной и авторской лирике. «Лирический герой». «Герой ролевой лирики».

В лекции предлагается аналитическое рассмотрение художественных текстов с целью определения способов выражения авторского сознания (субъектные и внесубъектные формы).




  1. Произведение как модель мира в словесно-образном выражении.

В лекции рассматривается такой аспект (сторона) художественной формы, как речь. Понятия: поэтический словарь (в т.ч. тропы); поэтический синтаксис; ритмические структуры (стих и проза).

Предлагается анализ художественного текста с точки зрения экспрессивности языковых средств и метрико-ритмического своеобразия.


  1   2   3

  • «УССУРИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»