Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Учебно-методический комплекс для студентов очной и заочной формы обучения (уголовно-правовая специализация) издание переработанное и дополненное




страница1/6
Дата06.07.2017
Размер1.05 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6


Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования



РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ

Западно-Сибирский филиал (г. Томск)

Кафедра уголовно-правовых дисциплин

КРИМИНАЛИСТИКА
Учебно-методический комплекс

для студентов очной и заочной формы обучения

(уголовно-правовая специализация)

издание переработанное и дополненное

Томск 2008



Автор
Игорь Иванович Тазин,

зав. кафедрой уголовно-правовых дисциплин ГОУ ВПО РАП ЗСФ,

канд. юрид. наук, доцент

Рецензент:
Рамиль Линарович Ахмедшин,

доктор юрид. наук,

профессор кафедры криминалистики

юридического института Томского госуниверситета

Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 030501(65) Юриспруденция и предназначен для организации самостоятельной работы и проведения практических занятий со студентами очной и заочной форм обучения при изучении дисциплины «Криминалистика».
Одобрен на заседании кафедры уголовно-правовых дисциплин Западно-Сибирского филиала Российской академии правосудия (протокол № 2 от 24 сентября 2008 г).

Утверждён Учебно-методическим советом Западно-Сибирского филиала Российской академии правосудия (протокол № 2 от 26 сентября 2008 г).

© Российская академия правосудия, 2008

© Тазин И.И., 2008



СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………….………………………...… 4

ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ …………………………….. 8

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Очная форма обучения ……………………………………………………………… 9

Заочная форма обучения ………………………………………………………...…. 11

ПРОГРАММА …………………………………………………………………………...…... 13

ТЕМЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ …….....………………………………...………... 24

ТЕМЫ ДЛЯ НАПИСАНИЯ РЕФЕРАТОВ И КУРСОВЫХ …………………..……….. 59

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА …………………………...……………………………………. 61

СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ …………………………………………………………............. 62

ИСТОЧНИКИ .……………………………………………………………………………..... 81

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ И ЭКЗАМЕНУ …………………..……. 84

КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ ……………………………………………...… 88

ПРИЛОЖЕНИЯ …………………………………………………………………………...… 96

ВВЕДЕНИЕ
Событие преступления является предметом изучения различных учебных дисциплин уголовно-правового цикла - уголовного права, уголовно-процессуального права, уголовно-исполнительного права, криминологии. Каждая из них изучает данное явление под своим углом, который определяется целями и задачи конкретной учебной дисциплины. Уголовное право дает перечень уголовно-наказуемых деяний, представляющих опасность для общества. Уголовно-процессуальное право показывает, в каком порядке следует доказывать преступность деяния. Уголовно-исполнительное право определяет последствия совершенного преступления в виде реализации наказания. Криминология объясняет причины преступности и разрабатывает меры по ее предупреждению.

Однако преступное событие ни есть данность, а его наказуемость ни есть реальность. Для того чтобы преступление возникло в реальной действительности, необходимо наступление определенных последствий; в свою очередь, для того, чтобы виновный предстал перед судом и претерпел наказание, необходимо принятия активных мер по его установлению и изобличению.

Автор преступления, в силу законов всеобщей взаимосвязи и отражения, с необходимостью привносит в окружающий мир определенные изменения пространственно-временного и предметного характера. Выявить эти изменения и получить из них необходимую информацию значит прочитать «следы преступления» и реконструировать то, что произошло в прошлом. В этом и состоит предназначение криминалистики, которая призвана обеспечить уголовно-процессуальную деятельность конкретными методами обнаружения, фиксации, изъятия и исследования следов преступления. Неслучайно криминалистику называют наукой о расследовании преступлений по их следам.

Изучение курса криминалистики имеет ряд особенностей. Во-первых, криминалистика обладает интегративной природой, в силу чего заимствует и приспосабливает знания естественных, технических и гуманитарных наук для целей расследования и раскрытия преступлений. Поэтому успешное усвоение материала требует знания не только отраслей права, но и основ физики, химии, биологии, философии, психологии, социологии и других наук. С одной стороны, это осложняет изучение данной учебной дисциплины, но с другой стороны, дает возможность из множества криминалистических тематик выбрать для более глубоко изучения то, что близко и понятно. Во-вторых, по отношению к уголовно-процессуальному праву криминалистика выполняет служебную роль, наполняя уголовный процесс предметным содержанием. В этой связи изучение криминалистики предполагает знание уголовно-процессуального права. В-третьих, криминалистика дает наиболее детальное и углубленное понимание события преступления. Это связано с тем, что любое расследование представляет собой логику уравнения, при которой, опираясь на некоторые известные, необходимо установить другие неизвестные (например, по способу совершения преступления установить личность преступника). Поэтому главными принципами криминалистического познания являются индивидуализация и конкретизация. Далее, криминалистика основывается на ретроспективном типе познания. Преступное событие на момент расследования всегда находится в прошлом. В свою очередь, познание прошлого затруднено невозможностью его непосредственного восприятия. В силу этого весь процесс расследования преступлений представляет собой построение вероятностных моделей различного типа. Наконец, в отличие от других отраслей права, криминалистика напрямую не опосредована кодифицированным нормативным актом. Не существует некого «криминалистического кодекса», в котором бы в сжатом виде были представлены правила по работе со следами преступлений. Поэтому изучение криминалистики – это, прежде всего, освоение опыта судебно-следственной практики.



Целями учебной дисциплины является:

- дать студентам знания о закономерностях преступной и следственной деятельности;

- выработать понимание методов идентификации, диагностики и моделирования;

- усвоить природу следов преступления и их виды;

- дать представление о технических возможностях по обнаружению, фиксации, изъятию и исследованию следов преступления;

- дать представление о специальных познаниях, применяемых для исследования следов преступления путем производства судебной экспертизы;

- сформировать умения и навыки применения криминалистических знаний при расследовании преступлений.

С самого начала изучения курса студент должен стремиться получить целостное видение картины преступного события, имеющего трехчленную структуру «личность преступника – обстановка преступления – личность потерпевшего». При этом следует уделять внимание закономерным связям между этими звеньями, образующими механизм преступления.

В результате изучения курса юридической психологии студент должен знать закономерности динамики следовой информации, основы методов идентификации, диагностики и моделирования, иметь представление о технических средствах по обнаружению, фиксации, изъятию и исследованию следов преступления, знать тактические приемы производства отдельных следственных действий и особенности расследования отдельных категорий преступлений.

Изучение криминалистики предполагает не только знание литературных источников, но и приобретение целого ряда практических умений и навыков по обнаружению, фиксации и изъятию материальных следов преступления, в силу чего в структуре учебного курса существенную нагрузку несут практические и лабораторные занятия. По итогам усвоения полученного материала студент должен уметь пользоваться техническими средствами, входящими в комплект следственного чемодана, производить выбор тактических приемов при производстве отдельных следственных действий в различных следственных ситуациях, правильно составлять процессуальные документы.

Успешное усвоение курса требует знания лекционного материала, творческой активности на практических занятиях, а также самостоятельной работы с рекомендованной учебной и монографической литературой. Текущий контроль полученных знаний и приобретенных умений осуществляется во время проведения практических занятий путем углубленного изучения отдельных вопросов, заслушивания рефератов по дискуссионным и проблемным темам, просмотра учебных фильмов, решения ситуационных задач, проведения деловых игр и выполнения лабораторных заданий. Рубежный контроль проводится в виде зачета. Итоговый контроль проводится в форме экзамена.

ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ



Вид учебной работы

(по учебному плану)

Форма обучения

Очная

Заочная

Общая трудоемкость

194

194

Аудиторные занятия

106

20

Лекции

36

12

Практические занятия

70

8

Самостоятельная работа

60

164

НИРС

28

10

Форма итогового контроля

э к з а м е н


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Очная форма обучения


Наименование разделов и тем

Виды учебных занятий

Лекция

Практика

Раздел I. Общая теория криминалистики

Тема 1. Предмет, метод и система криминалистики


1

2


Тема 2. История возникновения и развития криминалистической науки

1

2


Тема 3. Учение о следах преступления

2

2

Тема 4. Учение о криминалистическом моделировании

2

2


Тема 5. Учение о криминалистической идентификации и диагностики

2

2


Раздел II. Криминалистическая техника

Тема 1. Общая характеристика технических средств и условия их применения в уголовном судопроизводстве


1

3


Тема 2. Криминалистическая фотография, видео- и аудиозапись

1

6


Тема 3. Криминалистическая габитология

1

6

Тема 4. Криминалистическая трасология

4

8

Тема 5. Нетрадиционные подотрасли криминалистической техники

2

4


Раздел III. Криминалистическая тактика

Тема 1. Общая характеристика тактических приемов и условия их применения в уголовном судопроизводстве


1


2

Тема 2. Тактика судебной экспертизы

2

4

Тема 3. Тактика осмотра места происшествия

2

6

Тема 4. Тактика допроса

2

4

Тема 5. Тактика обыска, следственного эксперимента и проверки показаний на месте

3

5

Тема 6. Тактика изучения личности обвиняемого

1

1

Раздел IV. Криминалистическая методика

Тема 1. Общие положения криминалистической методики


1

2


Тема 2. Методики расследования отдельных составов преступлений

2

4

Тема 3. Методики расследования по субъектам преступлений

2

2

Тема 4. Методики расследования по способам совершения преступлений

2

2


Тема 5. Частные криминалистические методики

2

2

Всего:__36__70__Заочная_форма_обучения'>Всего:

36

70

Заочная форма обучения


Наименование разделов и тем

Виды учебных занятий

Лекция

Практика

Раздел I. Общая теория криминалистики

Тема 1. Предмет, метод и система криминалистики


1

-


Тема 2. История возникновения и развития криминалистической науки

-

-

Тема 3. Учение о следах преступления

1

-

Тема 4. Учение о криминалистическом моделировании

1

-

Тема 5. Учение о криминалистической идентификации и диагностики

1

-

Раздел II. Криминалистическая техника

Тема 1. Общая характеристика технических средств и условия их применения в уголовном судопроизводстве


1

-


Тема 2. Криминалистическая фотография, видео- и аудиозапись

-

2


Тема 3. Криминалистическая габитология

-

2

Тема 4. Криминалистическая трасология

1

2

Тема 5. Нетрадиционные подотрасли криминалистической техники

-

-

Раздел III. Криминалистическая тактика

Тема 1. Общая характеристика тактических приемов и условия их применения в уголовном судопроизводстве



-


-


Тема 2. Тактика судебной экспертизы

1

1

Тема 3. Тактика осмотра места происшествия

1

1


Тема 4. Тактика допроса

1

-

Тема 5. Тактика обыска, следственного эксперимента и проверки показаний на месте

1

-

Тема 6. Тактика изучения личности обвиняемого

-

-

Раздел IV. Криминалистическая методика

Тема 1. Общие положения криминалистической методики


-

-


Тема 2. Методики расследования отдельных составов преступлений

1

-

Тема 3. Методики расследования по субъектам преступлений

-

-

Тема 4. Методики расследования по способам совершения преступлений

-

-

Тема 5. Частные криминалистические методики

1

-

Всего:

12

8

ПРОГРАММА
Раздел I. Общая теория криминалистики

Тема 1. Предмет, метод и система криминалистики

Событие преступления как предмет изучения наук уголовно-правового цикла. Криминалистика как наука о расследовании преступлений. Закономерности преступной и следственной деятельности – предметная основа криминалистической науки. Разработка методов обнаружения, фиксации, изъятия и исследования следов преступления – целевое назначение криминалистики.

Интегративная природа криминалистической науки. Прикладное значение криминалистики. Ретроспективный характер и информационная природа криминалистического познания. Криминалистические рекомендации и нормы права.

Методологические основы криминалистики. Общенаучные и частнонаучные методы познания.

Система и структура криминалистики. Отрасли и подотрасли криминалистической науки.


Тема 2. История возникновения и развития криминалистической науки

Рекомендации по расследованию преступлений в первых памятниках права. Типы уголовного процесса и их влияние на расследование преступлений. Историческая связь уголовного процесса и криминалистики.

Пионеры криминалистической науки: Альфонс Бертильон (1853 - 1914) – первый экспериментатор криминалистики; Ганс Гросс (1847 - 1915) – «отец-основатель» криминалистической науки; профессор Рудольф Рейс (1876 - 1928) – «крестный отец» учебной дисциплины «криминалистика». Пионеры отечественной криминалистики: С.Н. Трегубов, С.М. Потапов, В.И. Громов, И.Н. Якимов - их вклад в становление и развитие отечественной криминалистики. Отечественная криминалистика перед первой мировой войной, между двумя мировыми войнами и после них. Вклад Р.С. Белкина в разработку общей теории криминалистики.

Криминалистическая наука на современном уровне и перспективы ее развития. Криминалистика и «полицейская техника».


Тема 3. Учение о следах преступления

Законы всеобщей взаимосвязи, отражения, причинно-следственной связи и повторяемости как философско-методологическая основа учения о следах преступления.

Материальная природа следа преступления. След преступления как отображение внешнего строения одного материального объекта на другом в связи с совершенным преступлением.

Информационная природа следа преступления. След как носитель и источник информации о событии преступления.

Следы преступления в широком и узком смысле слова. Классификации следов преступления. Материальные и идеальные следы. Негативные следы. Следы-отражения, следы-предметы и следы-вещества. Нетрадиционные виды следов: следы запаха, цифровые следы, «улики поведения», психологические следы. Соотношение понятий «след преступления» и «доказательство».
Тема 4. Учение о криминалистическом моделировании

Метод моделирования и его научно-познавательные преимущества. Классификации моделей. Моделирование как сквозной метод криминалистической науки. Виды криминалистических моделей. Решение уравнений и устранение нейтральных объяснений – содержание криминалистического моделирования.

Криминалистическая характеристика преступления: ее элементы и признаки. Соотношение криминалистической характеристики с уголовно-правовой, уголовно-процессуальной и криминологической характеристиками преступления. Следственная ситуация и ее виды. Следственная версия: ее виды и принципы выдвижения. Планирование расследования преступлений и его виды.

Расследование как процесс построения модели преступного события. Взаимосвязи криминалистической характеристики преступления, следственной ситуации, следственной версии и планирования расследования.


Тема 5. Учение о криминалистической идентификации и диагностики

Закон отражения - философско-методологическая основа идентификации. Идентификация как сравнение. Идентификация как тождество. Следы-отражения и их роль в механизме идентификации. Условия идентификации. Виды идентификации. Связь идентификации и судебной экспертизы.

Индивидуализация и конкретизация как принципы расследования. Диагностика как описание. Диагностика как определение. Условия диагностики. Виды диагностики. Связь диагностики и идентификации.


  1   2   3   4   5   6

  • Автор Игорь Иванович Тазин
  • СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………….………………………...… 4 ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ …………………………….. 8 ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
  • Очная форма обучения ……………………………………………………………… 9 Заочная форма обучения ………………………………………………………...…. 11 ПРОГРАММА …………………………………………………………………………...…... 13
  • ТЕМЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ …….....………………………………...………... 24 ТЕМЫ ДЛЯ НАПИСАНИЯ РЕФЕРАТОВ И КУРСОВЫХ …………………..……….. 59
  • ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ И ЭКЗАМЕНУ …………………..……. 84 КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ ……………………………………………...… 88 ПРИЛОЖЕНИЯ …………………………………………………………………………...… 96
  • Целями
  • ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
  • Заочная Общая трудоемкость 194 194
  • Наименование разделов и тем Виды учебных занятий Лекция
  • Раздел II. Криминалистическая техника
  • Раздел III. Криминалистическая тактика
  • Раздел IV. Криминалистическая методика
  • Всего: 36 70 Заочная форма обучения
  • Всего: 12 8 ПРОГРАММА Раздел I. Общая теория криминалистики