Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Учебно-методический комплекс дисциплины




Скачать 452.77 Kb.
страница1/3
Дата17.06.2017
Размер452.77 Kb.
  1   2   3
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(ГОУВПО МГГУ)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

СД(М).Ф.8 ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению


050300 Филологическое образование, профиль Русский язык и литература

(код и наименование направления/ний)

Утверждено на заседании кафедры

русского языка, литературы и методики их преподавания

факультета филологии, журналистики

и межкультурных коммуникаций

(протокол № 1 от 05.09.2011 г.)
Зав. кафедрой

______________________________С.А. Антошина



Структура учебно-методического комплекса дисциплины
РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины.
Структура программы учебной дисциплины
1.1. Автор программы: к.п.н., доцент кафедры РЯЛиМП В.Б. Литвин

1.2. Рецензенты:

Пожидаева О.В., к.фил.н., доцент кафедры РЯЛиМП;

Музычук Н.А., к.фил.н., доцент кафедры журналистики и филологии МГИ

1.3. Пояснительная записка:

Изучение курса зарубежной литературы призвано сформировать квалифицированного читателя, способного использовать в своей профессиональной деятельности знания в области истории зарубежной художественной словесности.

Курс «Зарубежная литература XIX века» охватывает период с начала 1800-х годов по 1870-е годы. Однако это временное членение, как и всякая датировка этапов развития литературы и вообще искусства, условно. На формирование реалистического искусства оказали влияние как сочинения экономистов Англии и историков преимущественно Франции, так и работы естествоиспытателей 18-19 веков. Реализм 19 века исходит из идеи социально-временной детерминированности явлений и характеров, из необходимости классифицировать явление, выявлять его социальные корни и развитие, а не только показывать (как это делал романтизм) общечеловеческие, глобальные явления в психике и мироздании - как уже сложившиеся и вневременные. Изучение истории и теории реализма и романтизма предполагает проведение постоянных аналогий и противопоставлений, начиная с двух типов «мировосприятий». Следует обратить внимание на связь и различие реализма 18 века – рационалистического, вскрывающего общее, и реализма 19 века, обращенного и к общему, и к конкретному, индивидуальному. Также необходимо указать на связь реализма и романтизма 19 века.

Следует также учитывать, что зарубежная литература дает богатейший материал для понимания других видов искусства: живописи, музыки, театра, - развивающихся в тесном взаимодействии с ней в русле общих историко-культурных процессов обновления художественных методов и направлений.



  • Задачи курса:

- познакомить с основными литературными течениями эпохи, с их представителями, а также с наиболее значительными литературными произведениями.

- показать преемственность развития литературы 19 века с предыдущими и последующими эпохами.

- проследить взаимообусловленность процессов происходящих в литературе с явлениями в культурной и общественной жизни того времени,

- продолжить работу по совершенствованию навыков анализа художественного текста в условиях изучения переводной литературы.



  • Требования к знаниям и умениям:

Студенты должен знать:

- основные этапы и закономерности развития зарубежной литературы особенности развития западноевропейской и американской литературы во второй половине XIX века;

- основные литературные течения и направления этого времени, их представителей и содержание наиболее значительных произведений;

- специфику жанров первой и второй половины XIX века;

- усвоить такие понятия, как: критический реализм, типизация, индивидуализация образа, декаданс, автор, гипербола, социально-психологический роман, психологическая новелла, интеллектуальная поэзия, лейтмотив, объективное повествование, подтекст, психологизм, сатира, романтические мотивы, символика текста, социальная среда, хронотоп, юмор.

Студенты должны уметь:

- рассматривать литературный процесс в культурном контексте эпохи;

- понимать национальную специфику изучаемой литературы и межлитературные связи (особенно с русской литературой);

- уметь анализировать литературные произведения в единстве формы и содержания;

- овладеть навыками ведения дискуссии по проблемам курса, затрагивающимися на практических занятиях;

- владеть основными сведениями о биографии крупнейших писателей, представлять специфику жанров;

- уметь пользоваться справочной и критической литературой (литературными энциклопедиями, словарями, библиографическими справочниками);

- приобрести навыки реферирования и конспектирования критической литературы;

- уметь в письменной форме ответить на контрольные вопросы по курсу;

- уметь самостоятельно подготовить к экзамену некоторые вопросы, не освещенные в лекционном курсе.
1.4. Извлечение из ГОС ВПО

Зарубежная литература

Романтическая теория искусства. Реализм в западноевропейской литературе. Модернизм как реакция против реализма. Общая характеристика модернистских направлений и школ. Натурализм, его социальные и философско-эстетические корни. Творчество писателей позднего реализма. Символизм во французской литературе. Натурализм и символизм. Литература "потерянного поколения". Художественные искания американской прозы первой половины ХХ века Развитие жанра философско-интеллектуального романа ХХ века. Специфика социальной сатиры в западноевропейской литературе ХХ в. Формирование новых театрально-драматургических форм в ХХ в. Особенности Нового поэтического языка ХХ в. Литература западноевропейского экзистенциализма. Театр абсурда и "новый роман" во Франции. Современная английская и немецкая проза. Современная литература США. Зарубежная литература в школе.


1.5. Объем дисциплины и виды учебной работы (для всех специальностей, на которых читается данная дисциплина):


№ п/п

Шифр и наименование направления

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля (форма отчетности)

Трудо-емкость

Всего аудит.

ЛК

ПР/

СМ


ЛБ

Сам.

работа


1.

050300 Филологическое образование Профиль Русский язык и литература

3

5

102

52

40

12




50

зачет


1.6. Содержание дисциплины.

1.6.1 Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:




№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Вариант 1




Всего аудит.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам. раб.
















1.

Романтизм в западноевропейской литературе


4

4

-




6
















2.

Английский романтизм

12

8

4




10
















3.

Немецкий романтизм

16

12

4




12
















4.

Романтизм во Франции

12

10

2




12
















5.

Американский романтизм

8

6

2




10



















Итого:

52

40

12




50















1.6.2 Содержание разделов дисциплины.


ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА. РОМАНТИЗМ.

Романтизм в западноевропейской литературе

Романтизм как начало новой эпохи ненормативной поэтики. Поэтика романтизма.

Зависимость движения жанров от типа художественного и национального сознания, внешних обстоятельств, внедряющихся во внутреннее «я».

Литературные манифесты европейского романтизма: «Фрагменты» Ф. Шлегеля, «Фрагменты» Новалиса, предисловие к «Лирическим балладам» Вордсворта, «Защита поэзии» Шелли, «Гений христианства» Шатобриана, «О литературе», «О Германии» Ж. де Сталь, предисловие Гюго к драме «Кромвель».

Движение романтизма из Англии — в Германию, Франции Польшу,Скандинавию, Италию, Испанию, Россию, США

Английский романтизм

Проблема национальной специфики и своеобразия английского романтизма. Кельтское возрождение и роль Т. Грея.

Манифест «Озерной школы»— предисловие к «Лирическим балладам» Вордсворта и труд Колриджа «Литературная биография». Особенности поэтического мышления Байрона, специфика его мировидения. Цикл о Наполеоне. Альтернатива поискам героя. Опыт лиро-эпической поэмы в «Чайлд-Гарольде». «Восточные поэмы» Байрона. размышления о героическом наполеонизме. Проблема жанра в творчестве Байрона. «Дон Жуан».

Героическое и риторическое в поэзии Шелли.

Символ новой литературы — исторический роман (роль в становлении нового жанра «шотландского волшебника» В. Скотта). Русские писатели о В. Скотте. Школа эпигонов — так называемая школа костюмного исторического романа; пародии Теккерея «Рейнская легенда» и «Ребекка и Ровена».

Немецкий романтизм

Национальное своеобразие немецкого романтизма. Философская направленность иенской школы. Теория и практика иенских романтиков. Поэтика немецкого романтизма.

Универсальность фигуры Гофмана. Художественный мир Гофмана. Уродцы и искусственные люди, тема двойничества, магического зеркала в произведениях Гофмана.

Драматургия Г. Клейста как пример эксперимента в драме.



Романтизм во Франции

Национальное своеобразие романтизма во Франции. Устойчивое положение классицизма, его парадоксальная жизненность в начале 1830-хгг. Бои между классиками и романтиками.

Своеобразие движения жанров: от исповедальной повести к философско-описательной поэме, историческому роману и драме. Параллельное формирование историографической науки, осмысление опыта революций писателями и дипломатами, философами и историками (Шатобриан, де Сталь, де Местр, Гизо, Тьери).

Жанровое своеобразие повестей Шатобриана. Описательная, философская эпическая поэма французских романтиков (Виньи, Ламартин). Отношение к английскому романтизму. Исторический роман 1800 — 1830-х гг. как феномен французской культуры

«Исповедь сына века» Мюссе — беллетризованная история романтизма.

«Собор Парижской Богоматери» — воплощение завоеваний, потенциальных возможностей и противоречий романтической эстетики.

Драматургия Гюго и реформа французского театра. Эволюция Гюго- романиста от готического романа до социальной эпопеи.

Американский романтизм

Национальное своеобразие американского романтизма. Отношение к культуре и традициям западноевропейского искусства

Жанры молодой литературы. Новеллистика В. Ирвинга: европейские традиции, национальный фольклор, источники комического.

Пенталогия Купера о «Кожаном Чулке». Романтический герой. Отличие от европейской романтической личности. Проблема контекста. Судьба романов Купера на родине и в России

Творчество Э. По. Поэзия По в русских переводах и в музыке. Новеллистика и принципы ее систематизации и классификации. Ш. Бодлер об Э. По. Романтизм в контексте культуры ХГХ в. в США.
1.6.3 Темы для самостоятельного изучения.


№ п/п

Наименование раздела

дисциплины.

Тема


Форма самостоятельной работы

Кол-во часов

Форма контроля выполнения самостоятельной работы


Романтизм в западноевропейской литературе


Рабочие записи по тексту статьи

6

Проверка работы



Английский романтизм

Конспектирование статьи

10

Защита конспекта



Немецкий романтизм

Чтение худ.текстов по списку для чтения

12

Проверка читательских дневников



Романтизм во Франции

Конспектирование статьи

12

Проверка конспекта



Американский романтизм

Письменный анализ одной из ранних новелл Э.По

10

Проверка работы




ИТОГО:




50





1.7 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

1.7.1 Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу


Практическое занятие №1.

Тема: Творчество Дж.Г.Байрона.

План.
1. Д. Байрон «Паломничество Чайльд Гарольда»

а) История создания поэмы Байрона «Паломничество Чайльд Гарольда».

б) Тема свободы в творчестве Байрона и воплощение ее в поэме.

2.Особенности жанра и художественной структуры поэмы Байрона «Паломничество Чайльд Гарольда».

а) «Паломничество Чайльд Гарольда» Байрона как лиро-эпическая романтическая поэма.

б) эпическое и лирическое в поэме

в) путешествие как организующее начало в свободной композиции поэмы.

3.Проблема романтического героя в поэме Байрона «Паломничество Чайльд Гарольда».



Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. «Байронический герой», отражение в его образе умонастроений эпохи.

  2. Проблема центрального героя поэмы, эволюция соотношения между Чайльд Гарольдом и образом автора от первой до четвертой песни.

  3. Герой и борющийся народ
    Задания для самостоятельной работы:

Подготовить доклады по темам:

  1. Образ природы и романтический пейзаж в поэме Байрона «Паломничество Чайльд Гарольда», их функции.

  2. «Байронизм», «байронический герой» и творчество русских поэтов.

ЛИТЕРАТУРА:



  1. Анигин Г.В. Михальская Н.П. История английской литературы. М, 1979

  2. Дубашинский И.А. Поэма Дж. Г.Байрона «Паломничество Чайльд Гарольда».-Рига, 1975.

  3. Жирмунский В.М. Байрон и Пушкин. Л., 1978

  4. История зарубежной литературы XIX века / Под ред. Н. А.Соловьевой: Учебник, М., 1999.

  5. Михальская Н.П. Образ России в английской литературе XI1-Х1Х вв. М., 1996

  6. Соловьева Н А. У истоков английского романтизма М., 1988


Практическое занятие №2.

Тема: Раннее творчество Дж.Г.Байрона. Цикл «восточных поэм» 1813-1816 гг.: «Корсар», «Гяур», «Лара»

План.

  1. Романтические принципы отражения действительности в поэмах.

  2. Облик романтического героя (Конрад, Гяур, Лара), его основные признаки и черты характера:

    • принципы разрыва героя с обществом; причины его одиночества;

    • любовь в жизни (судьбе) героев поэм;

    • характеры, раскрывающиеся в действии, противостоянии, борьбе.

  1. Фигура Конрада – яркий пример романтического героя:

    • прошлое Конрада, причины, толкнувшие его на конфликт с обществом, суть этого конфликта;

    • исключительность Конрада (благородство характера, особые личные качества, демонический облик, трагизм судьбы);

    • Конрад и толпа; проблема индивидуализма героя.

  1. Гяур – образец исключительной личности восточного склада:

    • месть – движущая сила его поступков;

    • бескомпромиссность, беспримерная смелость героя.

  1. Художественные приемы в создании романтического образа, способы раскрытия исключительности героев: элемент таинственности, особенности портретной характеристики, внутренние монологи, широкое использование приема контраста, гипербол, символов, сравнений; роль сюжета и композиции, роль пейзажа в раскрытии характеров героев.

  2. Подготовить доклад:

  • История создания и состав цикла.

  • Влияние реальных жизненных обстоятельств на создание образа так называемого «байронического» героя.


Литература

  1. Алексеев М.П. Из истории английской литературы. Этюды. Очерки. Исследования. М.-Л., 1960.

  2. Аникин Г.В., Михальская Н.П. История английской литературы. М., 1975.

  3. Ванслов В.В. Эстетика романтизма. М., 1963.

  4. Дубашинский И.А. Дж.Г.Байрон. Кн. для уч-ся. М., 1985.

  5. Дьяконова Н.Я. Лирическая поэзия Байрона. М.: Наука, 1975.

  6. Дьяконова Н.Я. Английский романтизм. М., 1978. С.75-104.

  7. Елистратова А.А. Наследие английского романтизма и современность. М., 1960.

  8. Жирмунский В.М. Байрон и Пушкин. Л., 1978.

  9. Зверев А. Звезды падучей пламень. Жизнь и поэзия Байрона. М., 1988.

  10. История всемирной литературы в 9-ти тт. М., 1989. Т.6.

  11. Клименко Е.И. Байрон. Язык и стиль. М., 1960.

  12. Кургинян М.С. Джордж Байрон. М., 1958.

  13. Ромм А. Д.Байрон. Л.-М., 1961.

  14. Сидорченко Л.В. Байрон и национальное освободительное движение на Балканах: «Восточные повести». Л., ЛГУ, 1977


Практическое занятие № 3.

Тема: Исторический роман В.Скотта «Айвенго»

План.
1. Проблема творческого метода Вальтера Скотта.

2. Генезис историзма в литературе, особенности историзма В.Скотта

3. Тематика и проблематика романа «Айвенго».

4. Система образов в романе В. Скотта «Айвенго».

а) Основные принципы построения системы образов

б) Место и роль образа Айвенго.

в) Личные отношения и исторические события, их связь и взаимовлияние в романе.

5. Авторская позиция в романе В. Скотта «Айвенго».



Вопросы для коллективного обсуждения:
1.Тематическое единство романа. Особенности построения сюжета.

2. Способы реконстукции исторической атмосферы в романе.

3. Особенности изображения исторических деятелей в романе.

Задания для самостоятельной работы:

Новаторство В.Скотта как создателя исторического романа.

В.Г.Белинский и А.С. Пушкин о В.Скотте.

ЛИТЕРАТУРА:



  1. Алексеев М.П Русско-английские литературные связи конца ХУ111- начала XIX века. М., 1982.

  2. Аникин Г.В., Михальская Н.П. История английской литературы. М., 1978

  3. Белинский В.Г. О русской повести и повестях г.Гоголя. Разделение поэзии на роды и виды. Любое издание.

  4. История зарубежной литературы XIX века/ Под ред. Н.А.Соловьевой: Учебник. М., 1999.

  5. Орлов С. А. Исторический роман Вальтера Скотта. Горький, 1960

  6. Пушкин АС. О романах Вальтера Скотта. Любое издание.

  7. Реизов Б.Г. Творчество Вальтера Скотта.М. - Л., 1965.


Практическое занятие № 4.

Тема: Творчество Э.Т.А. Гофмана

План.
1. Герой Гофмана и герой раннего немецкого романтизма: сходство и различия

2. Двойники и двойничество в твочестве Гофмана

3. Место романа в творчестве Э.Т. А.Гофмана.

4. Проблематика «Житейских воззрений кота Мурра». Сатирическая направленность романа.

5. Зигхартсвейлер и его обитатели в романе Э.Т.А. Гофмана «Житейские воззрения кота Мурра». Сущность филистерства в понимании Гофмана.

6. «Житейские воззрения кота Мурра» Э.Т.А. Гофмана как образец романтического синтетического романа.



Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Художественные приемы в романе Э.Т.А. Гофмана «Житейские воззрения кота Мурра».

  2. Фрагментарность и диссонанс как принципы организации повествования. Роль романтической иронии в романе.

  3. Особенности жанра «Житейских воззрений кота Мурра». Романтическая эстетика как художественная основа романа.

  4. Многоплановость и полифоничность романа. Особенности композиции

Задания для самостоятельной работы:

Концепция двоемирия и её художественное воплощение в новелле Гофмана «Золотой горшок».

Проблема искусства в новелле Э. Гофмана «Церковь иезуитов в Г.» и повести Н. Гоголя «Портрет».

Концепция мироздания в творчестве Э. Гофмана и Н. Гоголя.


ЛИТЕРАТУРА:

  1. Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. Л., 1973.

  2. Ботникова О.А. Э.Т.АГофман и русская литература. Воронеж, 1977

  3. Бэлза И.Ф. Капельмейстер Иоганнес Крейслер //. Гофман ЭТА. Крейслериана,
    Житейские воззрения кота Мурра. Дневники. М., 1972.

  4. Вайнштейн О.Б. Язык романтической мысли. М. 1994.

  5. Жирмунский В.М. Немецкий романтизм и современная мистика. М., 1996

  6. История зарубежной литературы XIX века/ Под ред. Н.А.Соловьевой: Учебник. М. 1999.

  7. Чавчанидзе Д.Л. Романтический мир Э.Т. АГофмана // Гофман Э.Т. А. Золотой горшок и другие истории. М., 1981.

  8. Эстетика немецких романтиков. М., 1982.


Практическое занятие № 5.

Тема: Исторический роман В. Гюго «Собор Парижской Богоматери»

План

  1. Композиция романа В.Гюго.

  2. Принцип контраста (антитезы) как основополагающий при построении системы персонажей: Клод Фролло, Квазимодо, Гренгуар, Феб.

  3. Образ Эсмеральды – центральный образ романа:

    • выявление характеров всех персонажей романа через отношение к Эсмеральде;

    • особенности внешнего и внутреннего облика Эсмеральды;

    • идейный смысл образа Эсмеральды как воплощения творческих сил народа, идеала естественной нравственности и духовной красоты. Эсмеральда – символ извечного, светлого, радостного, естественного начал;

    • роль образа Эсмеральды в раскрытии внутренних конфликтов эпохи: изображение писателем кризиса религиозного мировоззрения в массах и у отдельных представителей народа.

  1. Образ Собора в романе.

Вопросы для коллективного обсуждения:

1. Эстетические воззрения Гюго и их воплощение в романе. Специфика обращения писателя к Средневековью.

2. Проблема соотношения правды и вымысла: правда события и факта, воспроизведение духа эпохи.

3. Особенности выражения авторской оценки в романе.

4. «Местный колорит»: быт, орудия труда, одежда, жилища, нравы, верования и предания народа.

5. Образ народной массы и ее роль в истории в понимании Гюго.



Задания для самостоятельной работы:

Тема рока и власти случая.

Пространственно-временная организация действия.

Концепция истории В.Гюго; понимание исторического прогресса и регресса в романе.



Литература

  1. Гюго В. Собор Парижской Богоматери. Л., 1989.

  2. История всемирной литературы в 9-ти тт. М., 1989. Т.6.

  3. История французской литературы в 4-х тт. М.-Л., 1956. Т.2.

  4. Ванслов В.В. Эстетика романтизма. М., 1963.

  5. Евнина Е.М. Виктор Гюго. М., 1976.

  6. Мешкова И.В. Творчество Виктора Гюго. Саратов, 1971.

  7. Николаев В. В.Гюго. М., 1955.

  8. Соколова Т.В. Июльская революция и французская литература (1830-1831). Л., 1973.

  9. Муравьева Н.И. Гюго. М., 1961.

  10. Трескунов М.С. Виктор Гюго. Очерк творчества. М., 1961.

  11. Реизов Б.Г. Французский исторический роман в эпоху романтизма. Л., 1958; Л., 1970.

  12. Обломиевский Д.Д. Французский романтизм. М., 1947.

  13. Бальзак О. О Гюго // Бальзак О. Собр.соч. в 24-х тт. М., 1960. Т.24. С.104-107.

Практическое занятие № 6.

 Тема: Американский романтизм. Творческое наследие Э. По



План.

  1. Этапы творческого пути Э.По.

  2. Высокое художественное мастерство По - новеллиста. Типы новелл в творчестве Э.По: психологическая, фантастическая, детективная.

  3. Психологические и мистические новеллы Э.По, их особенности («Падение дома Ашеров», «Вильям Вильсон», «Низвержение в Мальстрем» и др.):

- влияние готического романа;

- роль фантастического, символика новелл.



  1. Психологические состояния, привлекающие Э.По: чувство страха, тоски, отчаяния, «психологического слома».

Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Особенности мировоззрения, противоречивость идейно-эстетической концепции Э.По (статья «Философия творчества»): острая критика буржуазного мира, аналитический принцип, рационализм повествовательной манеры и острое ощущение границ человеческого разума.

  2. Мотивы отчаяния, мистики, «поэтика ужаса» в творчестве писателя.

  3. Поэтическое новаторство Э.По («Ворон», «Колокола», «Аннабель Ли»)


Задания для самостоятельной работы:

  1. Философские и нравственные проблемы детективной новеллы.

  2. Концепция человека в новеллах Э.По: мотивы двойничества, раскола.

  3. По и истоки детективного жанра («Убийство на улице Морг», «Похищенное письмо», «Тайна Мари Роже», «Золотой жук»).

  4. Схема детективной новеллы, разработанная писателем, сложная сюжетная структура.

    • обязательные герои: частный детектив и его помощник (друг, слушатель);

    • пространственно-временные соотношения в новеллах этого типа;

    • вопрос о методе расследования преступления;

    • функция героя- рассказчика;

    • предметно-вещный мир в детективной новелле (значение улики).


Литература

  1. По Э. Избранное. М., 1958.

  2. По Э. Стихотворения. Рассказы. М., 1977 (БВЛ).

  3. По Э. Убийство на улице Морг. Рассказы. М., 1987.

  4. Полное собрание рассказов Э.По. М., 1970.

  5. Американская романтическая проза. М., 1991.

  6. Аллен Г. Эдгар По. М., 1984.

  7. Анастасьев Н.А. По и его рассказы // По Э. Рассказы. М., 1987.

  8. Бальмонт К. Очерк жизни Эдгара По.

  9. Боброва М.Н. Романтизм в американской литературе 19 века. М., 1975.

  10. Достоевский Ф.М. Три рассказа Э.По // Достоевский Ф.М. Полн.собр.соч. М., 1979. Т.19.

  11. История американской литературы в 2-х тт. М., 1971. Т.1.

  12. Ковалев Ю.В. Молодая Америка. Л., 1971.

  13. Ковалев Ю.В. Эдгар Алан По. Поэт и новеллист. Л., 1984.

  14. Литературная история США в 3-х тт. М., 1978. Т.2.

  15. Николюкин А.Н. Американский романтизм и современность. М., 1968.

  16. Николюкин А.Н. Э.По в России // Николюкин А.Н. Литературные связи России и США. М., 1981.

  17. Николюкин А.Н. Жизнь и творчество Э.По // Полное собрание рассказов Э.По. М., 1970.

  18. Тугушева М. Под знаком четырех. М., 1991.

  19. Бальмонт К. Очерк жизни Эдгара По.

  20. Эстетика американского романтизма. М., 1977.

1.8 Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

1.8.1. Рекомендуемая литература:

Тексты для чтения

Байрон Д. Г. Английские барды и шотландские обозреватели. Паломничество Чайльд Гарольда. Корсар. Гяур. Каин. Манфред. Бегаю. Тьма. Еврейские мелодии. Дон Жуан.

Вордсворт У. Сонет, написанный на Вестминстерском мосту. Майкл. Желтые нар­циссы. Нас семеро. Тинтернское аббатство. Прелюдия (отрывки). Предисловие к ли­рическим балладам.

Кольридж С. Т. Полуночный мороз. В беседке. Сказание о старом мореходе. Кристабель. Кубла-хан. Биография литерариа (о Лирических балладах).

Шелли П. Б. Защита поэзии. Королева Маб. Освобожденный Прометей. Ода запад­ному ветру. Озимандия. Ченчи.

Китс Д. Ода греческой урне. Времена года. Гиперион.

Скотт В. Уэверли. Ламмермурская невеста. Квентин Дорвард. Дева озера.

Шлегель Ф. Фрагменты.

Гейне Г. Романтическая школа. Книга песен. Путешествие на Гарц.

Новалис. Генрих фон Офтердинген. Ученики в Саисе. Гимны ночи.

Тик Л. Белокурый Экберт. Странствия Франца Штернбальда. Кот в сапогах.

Клейст Г. фон. Кетхен из Гейльбронна. Принц Гомбурский. Разбитый кувшин.

Гельдерлин Ф. Смерть Эмпедокла.

Шамиссо А. Чудесная история Петера Шлемиля. Шемякин суд.

Гофман Э. Т. А. Крошка Цахес. Золотой горшок. Угловое окно. Мадемуазель де Скюдери. Жизненные воззрения кота Мурра. Кавалер Глюк.

Шатобриан Р. Гений христианства (отрывки). Рене

Сталь Ж. де. О Германии. О литературе. О страстях. Коринна, или Италия.

Виньи А. де. Смерть волка. Сен Map. Чаттертон.

Ламартин А. Человек. Озеро. Одиночество.

Гюго В. Предисловие к драме «Кромвель». Оды и баллады. Собор Парижской Бо­гоматери. Марион Делорм. Король забавляется. Эрнани. Рюи Б л аз. Отверженные. Человек, который смеется.

Гейне Г. Германия. Романсеро.

Уитмен У. Листья травы.

Ирвинг В. Рип ван Винкль. Легенда о сонной лощине. Жених-призрак.

Купер Ф. Пионеры (или Следопыт). Последний из могикан.

По Э. Убийство на улице Морг. Герцог л'Омлет. Без дыхания. Похищенное письмо. Разговор с египетской мумией. Золотой жук. Падение дома Ашеров. Береника. Морелла. Ворон.
А. Теннисон. Годива. // Английская поэзия в русских переводах. М., 1981.

Г. Бюхнер. Смерть Дантона. Войцек.

Г. Д. Торо. Уолден, или Жизнь в лесу.

Г. Мелвилл. Моби Дик, или Белый кит.

Г. Флобер. Госпожа Бовари. Простая душа.

Г. Бичер-Стоу. Хижина дяди Тома.

Г. Бюхнер. Смерть Дантона. Ленц.

Г. Гейне. Сборник «Книга песен». (К семинару: из цикла «Юношеские страдания»: Зловещий грезился мне сон… Бежал я от жестокой прочь… Гренадеры. Разговор в Падерборнской степи; из «Лирических интермеццо»: В чудеснейшем месяце мае. Я тебя, пеннорожденную… И розы на щеках у милой моей… На севере диком… Они меня истерзали. За столиком чайным в гостиной; из цикла «Возвращение на Родину»: В этой жизни слишком темной… не знаю, что стало со мною… Когда мне семью моей милой… Сменяются поколенья. Я черта позвал, он явился в мой дом… На сердце гнет… Фрагментарность вселенной мне что-то не нравится… О если ты станешь моею женой… Вот сосед мой, дон Энрикец; из цикла «Северное море»: Морское видение. Вопросы. В гавани.) Из цикла «Романсеро»: Азра. Enfant perdu. Разные стихотворения последних лет (5—7 на выбор). Поэма «Германия. Зимняя сказка». Путешествие по Гарцу.

Г.-X. Андерсен. Новые сказки и рассказы.

Д. Г. Россетти. Престол любви. Безмолвный полдень (там же).

Д. Остен. Гордость и предубеждение.

Дж. Элиот. Мельница на Флоссе.

Ж. и Э. Гонкуры. Жермини Ласерте.

Ж. П. Беранже. Предисловие к сборнику 1837 года. Барабаны. Маркиз де Караба. Нет, ты не Лизетта. Господин Искариотов. Новый фрак. Священный союз народов. Смерть сатаны. Четырнадцатое июля. Моим друзьям, которые стали министрами. Прости.

К. Гуцков. Уриэль Акоста.

К. Россетти. Восхождение (там же).

О. Бальзак. Шагреневая кожа. Неведомый шедевр. Гобсек. Утраченные иллюзии. Отец Горио. Статьи: «Предисловие к «Человеческой комедии», «Этюд о Бейле».

П. Мериме. Матео Фальконе. Таманго. Венера Илльская. Этрусская ваза. Кармен. Двойная ошибка и другие новеллы.

Р. Браунинг. Стихи. . Как привезли добрую весть из Гента в Аахен.

Т. Готье. 3-4 стихотворения из сборника "Эмали и камеи". Симфония в белом мажоре. Искусство.

У. М. Теккерей. Ярмарка тщеславия.

У. Уитмен. Сборник «Листья травы» (из цикла «Посвящения»: Давай, душа моя сказала. Одного я пою. Когда я размышлял в тиши. Историку. Образы. Читая книгу. Путешествие через Штаты. Песнь о себе. Из цикла «Адам и Ева»: Запружены реки мои. О электрическом теле я пою. Однажды, когда я проходил городом. Когда я, как Адам. Из цикла «Аир благовонный»: О душистая луговина моей груди. Я видел дуб в Луизиане. Если кого я люблю. Песня о дороге. Из цикла «Перелетные птицы»: Тебе.)

Ф. Геббель. Юдифь. Мария Магдалина.

Ф. Стендаль. Ванина Ванини. Красное и черное. Пармская обитель. Статьи: «Расин и Шекспир», «Вальтер Скотт и Принцесса Клевская».

Ф. Флобер. Мадам Бовари. Простая душа. Иродиада. Саламбо.

Ч. Диккенс. Приключения Оливера Твиста. Домби и сын. Холодный дом (или Крошка Доррит)

Ш. Бронте. Джейн Эйр.

Ш. Бодлер. Сборник «Цветы зла». ( Эпиграф к осужденной книге. Альбатрос. Лебедь. Соответствия. Красота. Сплины. Колокол. Волосы. Падаль. Вино тряпичников. Пейзаж. Старушки. Авель и Каин. Литании Сатане. Крышка. Две сестрицы. Плавание.)

Ш. Леконт де Лиль. Лирика: Слоны. Смерть Вальмики. Solvet seclum.

Э. Бронте. Грозовой перевал.


Учебная литература

  • основная
  1   2   3

  • Романтизм в западноевропейской литературе