Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 11 Теория и история музыки




страница1/8
Дата21.06.2017
Размер1.59 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7   8
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(МГГУ)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
СД.Ф.11 Теория и история музыки

Основная образовательная программа подготовки специалиста

по специальности
071301 — Народное художественное творчество


Утверждено на заседании кафедры

социально-культурной деятельности

и народного художественного творчества

факультета культуры и искусств

(протокол № 1 от 05.09. 2009 г.)

Зав.кафедрой

_______________С.В.Телицына



РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины
1.1 Автор-составитель: Елисова Н.Н., канд. пед. наук, доцент
1.2 Рецензенты: Сидорова М.И., канд. пед. наук

Павлова О.А., канд. пед. наук, доцент


1.3 Пояснительная записка
Курс «Теории и истории музыки» занимает важное место в процессе профессиональной подготовки художественного руководителя хореографического коллектива. Курс реализуется в первые три семестра в ВУЗе, в период исключительной значимости с точки зрения формирования базы знаний и профессиональных ориентиров у студентов.

В общей системе подготовки специалистов-хореографов курс «Теория и история музыки» становится единственной музыкально-теоретической дисциплиной, способной профессионально и достаточно глубоко ознакомить студентов с секретами искусства звуков.



Цель курса :

- содействовать воспитанию профессионала с широким музыкально-

культурным кругозором, владеющего основами музыкальной грамотности.

Задачи курса:

- сформировать знания по основам музыкальной грамотности;

- дать первоначальное музыкально-историческое образование;

- познакомить с творчеством крупнейших композиторов мировой музыкальной классики;

- привить навыки самостоятельного подхода к разбору и оценке явлений музыкальной культуры.

В результате освоения курса студенты должны знать музыкальную грамоту; музыкальные стили и жанры; особенности развития зарубежной и русской музыкальной культуры; своеобразие творчества известных композиторов разных стран.



Должны уметь: записать ритмический диктант; определять границы музыкальных построений внутри небольших инструментальных пьес танцевального характера; дать анализ музыкальных произведений.

Программа курса определяется двумя направлениями:

- теория музыки;

- история музыки.



1.4 Извлечение из ГОС ВПО

СД.Ф.04.11 Теория и история музыки

Основные выразительные средства музыкального языка, его ладогармоническая, метроритмическая, темброво-инструментальная организация. Закономерности отражения музыкальных особенностей танцевальными средствами в хореографическом произведении. История танцевальной музыки России и зарубежных стран. Этапы развития, художественные стили, творческие направления, музыкально-танцевальные жанры. Наследие композиторов прошлого и творчество современных авторов.


1.5 Объём дисциплины и виды учебной работы.


п/п



Шифр

и наименование

специальности

Курс



Се-

местр



Виды учебной работы в часах

Вид итогового

контроля


Трудо-

емкость


Всего

ауд.


ЛК


ПР

/СМ



Сам.

раб.


1.

071301 – Народное художественное творчество

1-2


1-3

180

28

18

10

152

Зачет

Экзамен



1.6 Содержание дисциплины.

1.6.1. Разделы дисциплины и виды занятий (в часах).

Примерное распределение учебного времени.




п/п


Наименование и раздел темы




Количество часов

Всего

ауд.


ЛК


ПР/ СМ


Сам.

работа


I.

Теория музыки

6

4

2

12



Музыка как искусство.

Музыкальное искусство как форма отражения действительности



2

1

1

4




История и теория музыки. Общее и раздельное

3

2

1

4




Категории жанра и стиля в музыке

1

1




4

2.

Основные выразительные средства музыкального языка, его ладогармоническая, метроритмическая, темброво-инструментальная организация

10

6

4

40




Звук и его акустические свойства

1

1




5




Современная нотная запись. Музыкальная система организации звуков

2

1

1

5




Метро – ритм

1

1




5




Понятие об интервалах. Лад как эстетическая категория музыки.

2

1

1

5




Понятие об аккордах и созвучиях.

1

1




5




Мелодия. Виды мелодического движения.










5




Фактура.

2

1

1

5




Элементы строения музыкальной речи.

Различные синтаксические структуры.



1




1

5

3.

Закономерности отражения музыкальных особенностей танцевальными средствами в хореографическом произведении. История танцевальной музыки России и зарубежных стран. Этапы развития, художественные стили, творческие направления, музыкально-танцевальные жанры. Наследие композиторов прошлого и творчество современных авторов (История музыки)

12

8

4

100




Музыкальное искусство древности и средневековья

1

1




8




Музыкальная культура эпохи Возрождения и барокко

1

1




8




Музыкальная культура эпохи Просвещения

1

1




8




Творчество И.С. Баха

1

1




8




Венский классицизм. Творчество Й. Гайдна, В.А. Моцарта

1

1




8




Творчество Л. Бетховена

1

1




8




Романтизм в литературе и музыке

1

1




8




Зарубежная музыкальная культура второй половины XIX в.

1

1




8




Зарубежная музыкальная культура на рубеже XIX – XX вв.

1




1

8




Зарубежная музыкальная культура XX в.

1




1

8




Русская музыкальная культура до XVII в.

1




1

7




Русская музыкальная культура XVIII-XIX вв.










7




Русская музыкальная культура ХХ в.

1




1

6




Итого

28

18

10

152

1.6.2. Содержание разделов дисциплины.


Раздел 1. Теория музыки
Тема 1. Музыка как искусство

Музыка – общественное явление. Её связи с жизнью. Музыка и другие виды искусства. Музыкальная эстетика как наука, создающая представление о музыкальном искусстве как едином целом в его внутренней структуре и в его отношениях с другими сферами человеческого бытия. Музыкальное произведение как центральный предмет в мире профессиональной музыки европейской традиции. Музыкальное произведение – основная категория музыкальной эстетики. Формирование музыкального произведения, функции музыкального произведения. Содержание музыкального произведения. Отношение содержания и формы в музыкальном произведении.



История и теория музыки. Общее и раздельное. Объект изучения теории и истории музыки – музыкальное искусство в различных его проявлениях (музыкальное произведение, творческое наследие композитора, исторический стиль, направление целой эпохи). Взаимосвязь и взаимозависимость исторического и теоретического аспектов музыкознания. Дисциплины, посвященные изучению вопросов теории и истории музыки. Знакомство с основными жанрами музыкально-исторических исследований (исторические музыкальные труды, музыкальные монографии, жанр жизнеописания музыкантов, романизированные биографии музыкальных деятелей; источниковедение, в том числе текстология).

Категории жанра и стиля в музыке. Теория музыкального стиля (по Назайкинскому Е.В). Понятие стиля. Трактовки. Типология стилей (авторский, национальный, исторический стили). Музыкальные жанры. Происхождение и развитие жанров. Жанровая классификация. Жанровый комплекс. Жанровая стилистика.
Тема 2. Основные выразительные средства музыкального языка, его ладогармоническая, метроритмическая, темброво-инструментальная организация

Звук и его акустические свойства. Звук как физическое явление. Звуковые волны. Музыкальные и шумовые звуки. Музыкальный звук и его свойства.

Современная нотная запись. История возникновения и развития различных систем нотации Нота. Нотный стан. Начальная черта. Акколада. Ключ «Соль» и ключ «Фа».

Метроритм. Организующее значение метра в музыке, поэзии. Акцент. Сильная, слабая доли. Размер. Простые, сложные, смешанные, переменные размеры. Такт. Затакт. Ритм. Взаимосвязь метра и ритма. Темп. Значение темпа в музыке.

Понятие об интервалах. Гармонические и мелодические интервалы. Консонансы и диссонансы. Диатонические и хроматические интервалы. Простые и составные интервалы.

Лад как эстетическая категория музыки. Мажор и минор как два основных ладовых наклонения. Ладовое тяготение. Гамма. Тональность.



Понятие об аккордах и созвучиях. Созвучия. Аккорд. Трезвучие. Обращение трезвучий. Консонирующий, диссонирующие созвучия. Секстаккорд. Квартсекстаккорд. Септаккорд. Нонаккорд.

Виды мелодического движения. Значение мелодии. Понятие мелодии. Мелос. Специфическая сторона мелодии. Мелодическая линия. Темы мелодических линий.

Фактура. Монодический и полифонический склад. Имитационная, контрастная и подголосочная полифония. Гармонический склад. Основные виды фактуры: монофоническая, полифонизированная, гамофоническая, аккордовая.

Элементы строения музыкальной речи. Различные синтаксические структуры. Членение музыкальной речи. Цезура. Построение. Мотив. Предложение. Период. Каденция Простая двухчастная и простая трёхчастная форма.
Раздел 2: История музыки
Закономерности отражения музыкальных особенностей танцевальными средствами в хореографическом произведении. История танцевальной музыки России и зарубежных стран. Этапы развития, художественные стили, творческие направления, музыкально-танцевальные жанры. Наследие композиторов прошлого и творчество современных авторов.
Тема 3. Музыкальная культура древности и средневековья

Культура и искусство древности. Первый многовековой этап исторического развития музыкального искусства. Культура и искусство древности. Древний Египет. Древняя Индия. Древний Китай.

Культура и искусство Античности. Древня Греция. Древний Рим.

Культура и искусство эпохи средневековья. Общая характеристика искусства. Типичные музыкальные жанры и характерные музыкальные формы.

Значение периодов в становлении мировой музыкальной культуры.



Тема 4. Музыкальная культура эпохи Возрождения и барокко

Третий большой этап в истории музыки 14-16 вв. Творческое наследие Данте как новая эпоха в истории итальянской и мировой литературы. Сочинения Боккаччо, Чосера, Петрарки. Эпоха Возрождения в английском драматическом театре (К. Марло, Бен Джонсон). Творчество Эразма Роттердамского в Германии, Франсуа Рабле во Франции. Музыкальное искусство эпохи Возрождения. Музыка в Италии. Многообразие жанров (лауда, вилланелла, баркарола, сальтарелла, баллада, мадригал). Полифоническое искусство. Нидерландская (франко-фламандская) полифоническая школа. Гийом Дюфан (1400 -1474) – создатель национальной школы. Первый «золотой век» французской музыки, выдвинувший Жоскена Дюпре (1440-1421), Йоханнеса Окегема (1425-1495), Клемана Жанекена (1475-1560). Орландо Лассо (1532-1594) – музыкант-реалист, видный представитель нидерландской полифонической школы. Многообразие жанров, мелодико-ритмические контрасты. Историческое значение творчества.

Музыка в Германии. Народно-песенное искусство. Музыка периода реформации и крестьянской войны.

Культура и искусство эпохи барокко. Четвертый большой этап в истории музыки (1600-1750). Барокко как искусствоведческий феномен. Основные художественные принципы стиля барокко. Углубленное, многообразное воплощение процессов внутреннего мира человека. Стремление к драматической экспрессии, к синтезу различных видов искусства. Расцвет живописи и литературы во Франции, Англии и Испании.

Новый жанр - опера. Отражение стиля барокко в опере.

Итальянская опера. Возрождение античной культуры. Гомофонно-гармонический склад. Вокальная мелодия и аккордовое сопровождение. Цифрованный бас и его значение в развитии музыкальной образности. Флорентийская опера. Венецианская опера. Неаполитанская опера.

Французская опера. Связь французской оперы с классицизмом в литературе.

Английская опера. Генри Перселл (1659-1695). Мадригальная опера «Дидона и Эней» (1689). Джон Пепуш (1667-1752). Пародийная балладная «Опера ни­щего» (1728) — английская разновидность комической оперы.

Инструментальная музыка. Тенденции к обособлению музыки от слова, к интенсивному развитию инструментальных жанров. Новые циклические формы (concerto grosso, ансамблевые и сольные сонаты). Сочетание по­лифонических и гомофонно-гармонических приемов письма и их воздействие на общую музыкальную драматургию сочинения. Вли­яние стиля барокко на итальянскую и немецкую музыку. Итальянская музыкальная культура. Французская клавесинная музыка. Английская клавесинная музыка. Немецкая органная школа.


Тема 5. Музыкальная культура эпохи Просвещения

Пятый большой этап в истории развития музыки (XVIII век). Немецкая классическая философия (И.Кант). Наука (Ч.Дарвин, Л.Эйлер). Изобразительное искусство (Ф.Буше, Ж.Б. Шарден, У.Хогарт). Литература. Просветительское движение. Энциклопе­дисты (Ж.Ж.Руссо, Д.Дидро, Ж.Л.Д'Аламбер). Новые литератур­ные направления (реализм, сентиментализм). Эпос. Ведущий жанр — роман. Лирика (Р.Бернс, В.Гете). Драма (Вольтер, Бомар­ше). Музыка. Переход от эпохи барокко, полифонического искус­ства к гомофонно-гармоническому складу письма, от искусства И.С.Баха и Г.Ф.Генделя к музыке Ф.Э.Баха, К.В.Глюка, И.Гайд­на, В.А.Моцарта, Л.Бетховена. Новые жанры (симфония, квар­тет), классические тенденции сольного концерта, инструменталь­ной сонаты. Расцвет оперной и инструментальной музыки.



Оперное искусство XVIII в. Итальянская опера. Французская опера. Немецкая опера. Немецкий и австрийский зингшпиль.

Инструментальная музыка XVIII в. Чешская инструментальная музыка. Немецкая инструментальная музыка.
Тема 6. Творчество И.С. Баха.

И.С. Бах (1685-1750). Историческое значение и основная проблематика творчества. Жизненный и творческий путь. Творческое наследие. Философское содержание музыки. Особенности мелодики, гармонии и фактуры. Полифонический стиль Баха. Вокальные произведения. Духовные и светские кантаты. Пассионы или «страсти». Инструментальная музыка. Народно-песенные истоки творчества Баха.



Тема 7. Венский классицизм. Творчество Й.Гайдна, В.А. Моцарта

Венский классицизм как продолжение античного искусства. Стройность формы, жизненная полнота образов, благородная простота. Особенности тематизма венских классиков; движение мелодии по звукам аккорда, поступенность, микрорепетиции, использование задержаний. Демократические тенденции тематизма, связь с народно-песенными истоками. Гармонический язык. Оркестр венских классиков. Анализ структурных принципов развития и формообразования. Новые возможности сонатно-симфонического цикла. Наиболее характерные формы крайних и средних частей цикла, их идейно-художественное содержание, образный строй.

Йозеф Гайдн (1732-1809). Народные истоки творчества и его связь с немецким, австрийским, венгерским, чешским фольклором.

Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791). Моцарт и австро-немецкий оперный театр. Жанровое разнообразие опер, элементы жанрового синтеза в зрелых операх. Различные типы опер. Значение творчества Моцарта.
Тема 8. Творчество Л.В. Бетховена.

Творческий путь Людвига Ван Бетховена (1770 -1827). Многообразие тем и музыкальных образов. Обобщенные герои произведений композитора. Связь музыки и литературы. Тематизм Бетховена. Классические, героические и романтические тенденции. Связь с народным творчеством. Гармонический язык. Тембровая драматургия. Различные принципы симфонической драматургии. Синтез инструментальных и вокальных жанров и его воздействие на последующее развитие жанра.



  1   2   3   4   5   6   7   8

  • (МГГУ) УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ СД.Ф.11 Теория и история музыки Основная образовательная программа подготовки специалиста
  • РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины 1.1
  • 1.3 Пояснительная записка
  • 1.4 Извлечение из ГОС ВПО
  • 1.5 Объём дисциплины и виды учебной работы
  • 1.6 Содержание дисциплины.
  • Тема 2. Основные выразительные средства музыкального языка, его ладогармоническая, метроритмическая, темброво-инструментальная организация
  • Раздел 2: История музыки
  • Тема 3. Музыкальная культура древности и средневековья
  • Тема 4. Музыкальная культура эпохи Возрождения и барокко
  • Тема 6. Творчество И.С. Баха.
  • Тема 7. Венский классицизм. Творчество Й.Гайдна, В.А. Моцарта
  • Тема 8. Творчество Л.В. Бетховена