Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Дс. Ф. 12 Хороведение и хоровая аранжировка




страница1/3
Дата04.07.2017
Размер0.86 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
  1   2   3


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Мурманский государственный педагогический университет»

(МГПУ)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ


СД.ДС.Ф.12 - ХОРОВЕДЕНИЕ И ХОРОВАЯ АРАНЖИРОВКА
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

050403 Культурология с дополнительной специальностью «Музыкальное образование»

Утверждено на заседании кафедры

музыкального образования

факультета культуры и искусств

(протокол №___от________200__г.)

Зав. кафедрой

______________________________

Структура учебно-методического комплекса

дисциплины
РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины.
1.1. Автор: Е.Г.Трудкова, канд. пед. наук, доцент кафедры

музыкального образования МГПУ



1.2. Рецензенты: Г.И.Шевченко, канд.пед.наук, доцент, зав. кафедрой

музыкального образования МГПУ;

Е.А.Русол, преподаватель ДШИ № 3 г. Мурманска
1.3. Пояснительная записка.
Цель курса «Хороведение и хоровая аранжировка» - в опоре на дирижерско-хоровые дисциплины и другие учебно-музыкальные циклы способствовать достижению и осмыслению музыкально-педагогических закономерностей вокально-хоровой деятельности в контексте исполнительской культуры, подготовить будущих учителей музыки широкого профиля к работе в школе, с детскими коллективами различных возрастных групп в системе дополнительного образования.

Задачи курса «Хороведение и хоровая аранжировка»:


  • показать значение хорового пения в системе массового музыкального
    воспитания школьников, раскрыть цели и задачи вокально-хорового
    воспитания, его формы;

  • охарактеризовать основные этапы развития хороведческой науки, отечественных систем вокально-хорового образования и воспитания;
    познакомить с художественно-понятийным аппаратом хороведения,
    особенностями его практического применения, дать представление о
    характерных свойствах хороведческого анализа;

  • ознакомить с основополагающими принципами музыкальной педагогики, их преломлением в исполнительской деятельности, с закономерностями, способами и средствами художественно-исполнительского творчества в коллективе; вокально-хоровыми технологиями, спецификой их применения на уроках музыки и в системе дополнительного школьного образования;

  • охарактеризовать структуру, тип, вид коллектива, его вокальную
    организацию, жанр хорового исполнения;

  • проанализировать содержание, особенности исполнительского процесса в
    хоре; раскрыть систему принципов, определяющих художественное
    управление им; охарактеризовать художественно-управленческие
    функции дирижера, хормейстеров;

  • ознакомить со структурой, функциями голосового аппарата,
    особенностями его деятельности, с гигиеной певческого голоса,
    возможностями детских голосов, основополагающими установками
    вокального воспитания детей;

  • раскрыть направления методики вокально-хоровой работы на уроке
    музыки в школе, с детскими коллективами в системе дополнительного
    образования.

Студенты должны знать принципы составления концертных программ, составления репетиционного плана работы с коллективом, владеть методами анализа хоровой партитуры, ознакомиться с основными положениями охраны и гигиены детского голоса.

Место курса в общей системе подготовки специалистов. Хоровое исполнительство, являясь неотъемлемой частью музыкального воспитания будущих учителей музыки широкого профиля, служит важным средством роста музыкальной и общей культуры, формирует эстетическое мировоззрение, художественные вкусы.

Курс «Хороведение и хоровая аранжировка» дает теоретические знания основ хорового искусства, помогает более осознанному и интенсивному освоению профилирующих дисциплин: хоровой класс и практическая работа с хором, класс хорового дирижирования и чтения хоровых партитур, класс сольного пения, анализ музыкальных произведений и т.д.

Содержание курса заключается в теоретическом и методическом обобщении опыта хорового творчества, исполнительства и педагогики. Хороведение рассматривает вопросы истории хоровой культуры, теории хороведения и методики работы с хором. Являясь частью системы дирижерско-хоровой подготовки будущих учителей музыки широкого профиля, хороведение призвано формировать у них не только систему специальных знаний, умений и навыков, позволяющих активно обогащать и расширять опыт музыкально-творческой деятельности, но и способствовать обогащению и углублению сведений, полученных на других учебных курсах - в классах индивидуально-музыкальных занятий, по гармонии, сольфеджио, психологии, истории педагогики и др.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

В результате изучения курса «Хороведение и хоровая аранжировка» в единстве с другими дирижерско-хоровыми циклами студент должен иметь представления:



  • о современных концепциях музыкального воспитания; о целях, задачах,
    принципах, методах и формах организации вокально-хоровой
    деятельности в коллективах различных составов и уровня подготовки;

  • о содержании основных учебных программ, определяющих вокально-
    хоровые занятия в образовательных учреждениях, системе
    дополнительного музыкального образования;

  • об основах вокально-хорового исполнительского искусства,
    профессиональных качествах дирижера хора, содержании его
    деятельности.

Студент должен знать:

  • основные вехи истории развития отечественного вокально-хорового искусства,

  • сущность художественно-конструктивной, музыкально-исполнительской, художественно-коммуникативной, художественно-организаторской деятельности дирижера хора;

  • методические системы, художественно-педагогические принципы работы с хором;

  • строение голосового аппарата, особенности его функционирования в речи и пении;

  • правила охраны и гигиены певческого голоса детей и взрослых.

Студент должен уметь:

  • технически грамотно проанализировать хоровую партитуру, составить план репетиционной работы с хором, подготовить словесный комментарий к исполняемым произведениям;

  • эскизно разучить с хоровым ансамблем группы несложное произведение
    с сопровождением и без него, прогнозировать возможные трудности в
    освоении певцами музыкального сочинения, выбирать методы их преодоления;

  • работать над выразительностью исполнения, качеством певческого звука, ансамблем, строем и т.д., владеть методами репетиционной работы;

  • составить вокальное распевание для хора, вокального ансамбля различного уровня подготовки;

  • самостоятельно работать над хоровой партитурой;

  • управлять музыкальной деятельностью хоровых коллективов в школе и системе дополнительного образования.

На занятиях рекомендуется применять разнообразные формы изучения учебного материала. Теоретические положения курса находят отражение в лекциях и лабораторных занятиях. Последние могут включать в себя письменное изложение обсуждаемых вопросов в сочетании с практической работой студентов с хором (ансамблем) группы, курса.

На занятиях желательно использовать аудио и видеозаписи выступлений хоровых коллективов, по возможности практиковать совместные посещения хоровых концертов с последующим анализом услышанного, приглашать с чтением лекций хоровых дирижеров, педагогов-исследователей и т.д.

Цель лабораторных занятий - углубить и закрепить теоретические знания студентов.

Программа составлена на основе программных материалов, разработанных С.Н.Морозовой, канд.пед.наук, доц., (М., 1984,1991); В.И.Темкиным, канд.пед.наук, доц., (М., 1991); Б.Д.Критским, доц., канд.пед.наук (М., 1999).



1.4. ГОС ВПО специальности 050403 «Культурология » ( дисциплина дополнительной специальности).

1.5. Объем дисциплины и виды учебной работы.


п/п


Шифр и

наименование

специальности


Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового

контроля

(форма отчетности)


Трудо-

емкость


Всего

аудит.


ЛК

ЛБ


СР

1

050403 Культурология с дополнительной специальностью «Музыкальное образование»


3

6

32

22

14

8

10

6 семестр –

зачет


1.6. Содержание дисциплины.
1.6.1. Разделы дисциплины и виды занятий (в часах)




п/п


Наименование разделов дисциплины

Количество часов

Всего

ауд.


ЛК

ЛБ

СР

1

Введение в историю хоровой культуры

6

6

-

-

2

Теория хороведения

8

4

4

2

3

Методика работы с хором

8

4

4

8




ВСЕГО:

22

14

8

10

1.6.2. Содержание разделов дисциплины.


1. Введение в историю хоровой культуры

1.1. Введение. Хоровое искусство.

1.2. История хоровой культуры: хоровое творчество, хоровое исполнительство.

1.3. История хоровой культуры: хоровая педагогика.

2. Теория хороведения.



2.1.Хоровой коллектив. Хоровые партии.

2.2. Ансамбль хора. Строй хора. Дикция хора.

3. Методика работы с хором.

3.1. Вокальная работы с хором. Средства музыкальной выразительности в хоровом исполнении.

3.2. Дирижирование хором. Работа над хоровым произведением. Анализ хоровой партитуры.
1.6.3. Темы для самостоятельного изучения.


п/п


Наименование

раздела дисциплины



Тема

Кол-во

часов


Форма самостоятельной работы

Форма контроля выполнения самостоятельной работы

1

Теория хороведения.

Ансамбль хора, строй хора, дикция хора.

2


Подобрать хоровые партитуры с различными фактурами изложения и проанализировать их с точки зрения хорового ансамбля.

Проверка хорового анализа




2

Методика работы с хором.

Вокальная работа с хором, средства музыкальной выразительности в хоровом исполнении.

2


Кратко законспектировать вопросы вокальной техники, особенности певческого голоса по работам В.Морозова (Морозов В. Вокальный слух и голос.-М.-Л.,1965. Морозов В. Тайны вокальной речи.-Л.,1967).

Проверка конспекта



3

Методика работы с хором.

Вокальная работа с хором, средства музыкальной выразительности в хоровом исполнении.

2


Выписать на нотоносцах диапазоны хоровых голосов (общий и рабочий), регистровое строение, включив зоны переходных звуков (по работе: Дмитриев Л. Основы вокальной методики.-М., 1968).

Проверка конспекта



4

Методика работы с хором.

Дирижирование хором, работа над хоровым произведением, анализ хоровой партитуры

4


Составить концертные программы для хоров средней продвинутости из шести –семи произведений, для детского хора (в любой возрастной группе), для женского хора, для смешанного хора. (Тематику концертов выбирают сами студенты).

Проверка концертных программ





1.7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.
1.7.1. Тематика и планы лабораторных занятий:
Занятие 1. Теория хороведения: хоровой коллектив; хоровые партии.

ПЛАН

Вопросы для коллективного обсуждения и практические задания.


  1. Подобрать произведения для различных составов хоров последующим разбором и показом на фортепиано в классе.

  2. Прослушать в записи партитуры, исполняемые хорами различного типа и вида.

  3. Определять типы и виды хоров, их количественный состав.

  4. Охарактеризовать певческие голоса.

  5. Охарактеризовать комплектование хоровых партий.

  6. Раскрыть особенности организации детских хоровых коллективов.

  7. Охарактеризовать вокально-выразительные возможности различных видов детских хоров.

  8. Раскрыть методы (первоначальные), применяемые в детском хоре для

развития навыков многоголосного пения?

Практические задания для самостоятельной работы:

  1. Написать (нотами) несколько упражнений для развития детских голосов (примеры могут быть взяты из детских сборников песен или составлены студентами самостоятельно).

  2. Переписать детскую песню, сделать разбор ее текста, музыки, дать
    характеристику выразительных особенностей песни.

  3. Привести примеры упражнений или песен, которые можно использовать для начальной работы над многоголосием (2-3 примера).

Литература

Основная

  1. Багадуров В.А. Музыкальное воспитание и обучение в школе. - М., 1955.

  2. Багадуров В.А. Вокальное воспитание детей. - М., 1952.

  3. Бальчитис Э. О системе и методах обучения музыке в средних классах общеобразовательных школ Литвы.//Музыкальное воспитание в СССР. -М., 1978.

  4. Беркман Т.Л., Грищенко К.С. Музыкальное развитие учащихся в процессе обучения пению (1-2 классы). Под ред. Л.В.Занкова. - М., 1961.

  5. Бочев Б. Работа с детскими голосами в хоре «Бодрая смена» // Музыкальное воспитание в странах социализма. - Л., 1975.

Дополнительная

  1. Огороднов Д.Е. Музыкально-певческое воспитание детей в
    общеобразовательной школе. —Л., 1972.

  2. Орлова Н.Д. Развитие голоса девочек. - М., 1960.

  3. Орлова Н.Д. О детском голосе. - М., 1966.


Занятие 2. Теория хороведения. Ансамбль хора; строй хора; дикция хора.

ПЛАН

Вопросы для коллективного обсуждения и практические задания.

  1. Подобрать и выписать на нотоносцах (в 4-х строчном изложении) не
    менее трех примеров из хоровых произведений, в которых необходимо
    создать динамический ансамбль путем искусственного уравновешивания
    хоровых голосов, сопроводив их объяснительным текстом.

  2. Выписать на нотоносцах правила интонирования мажорного и минорного
    звукорядов: а) по П. Чеснокову (Чесноков П. Хор и управление им. - М.,
    1961); б) по Н.Романовскому (Романовский Н. Принципы работы над
    строем в хоре - В кн. Хоровое искусство. - Л., 1967, вып.1) на основе
    ладовой взаимосвязи звуков.

  3. Сделать анализ интонационных трудностей (особенностей) в песне
    школьного репертуара; в произведении, изучаемом в классе хорового
    дирижирования; дать конкретные рекомендации по их преодолению.

  4. Охарактеризовать интонирование интервалов, аккордов, ладов (практический показ).

  5. Разработать систему тренировочных упражнений для настраивания хора
    во все тональности, обратив особое внимание на бемольные.

Литература

Основная

  1. Анисимов А.И. Дирижер-хормейстер. - Л., Муз., 1976.

  2. Вопросы вокально-хорового развития школьников: Интонация и строй.
    (Сост. Б.Э.Биринская). - Л., 1977.

  3. Вопросы методики воспитания слуха. - Л., 1967.

  4. Гейнрихс И.П. Музыкальный слух и его развитие. - М., 1978.

  5. Дмитревский Г.А. Хороведение и управление хором. (2-е изд.) - М., Музгиз,1957.

  6. Дмитревский Г.А. Ансамбль хора//Работа с хором. Методика. Опыт. - М., 1972.

  7. Добрынина И.Н. Об условиях и некоторых принципах воспитания чистой интонации у певцов/Вопросы физиологии пения и вокальной методики. Труды ГМПИ им.Гнесиных. Вып.25. М., 1975.

  8. Егоров А. Теория и практика работы с хором. М.-Л., Музгиз, 1951.

  9. Копытман М. Хоровое письмо. - М., Сов. к-р, 1971.

Дополнительная

  1. Соколов В.Г. Хороведение. - М., Сов. к-р, 1971.

  2. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей/ Избранные
    труды. - М., 1985. Т. 1.

  3. Чишко О.С. Певческий голос и его свойства. — М.-Л., Муз., 1966.


Занятие 3. Методика работы с хором: вокальная работа с хором; средства музыкальной выразительности в хоровом исполнении.

ПЛАН

Вопросы для коллективного обсуждения и практические задания.

  1. Записать орфоэпическую транскрипцию литературного текста школьной
    песни, выявив различия в речи и пении; отметить в тексте логические
    центры.

  1. Охарактеризовать особенности работы над дикцией в хоре.

  1. Продирижировать выбранной песней, основываясь на логическом
    анализе, обратив внимание на гибкость дирижерской схемы; произнести
    согласные и гласные звуки по установленным орфоэпическим правилам,
    следя за положением артикуляционного аппарата. (В качестве
    музыкального материала необходимо использовать песни школьного
    репертуара; произведения, изучаемые в классе дирижирования).

  2. Уметь задавать тон для всех мажорных и минорных тональностей голосом от звуков «ля» и «до».

  3. Уметь показать на фортепиано во всех тональностях одно из упражнений на проверку голоса при приеме в хор.

  4. Уметь показать на фортепиано во всех тональностях упражнения для распевания хора.

  5. Подготовить хоровую партитуру для работы с хором (на примере
    произведения, анализируемого в классе по дирижированию).

  6. Выбрать одно из произведений (на примере произведения,
    анализируемого в классе по дирижированию). Переписать его.
    Написать, какие способы вы применяли при его разучивании, с какими
    трудностями встретились, как их преодолели.

Литература

Основная

  1. Анисимов А.И. Дирижер-хормейстер. - Л., Муз., 1976.

  2. Багадуров В.А. Вокальное воспитание детей. - М., 1952.

  3. Вербов А.М. Техника постановки голоса. (Изд. 2-е). - М., 1961.

  4. Виноградов К.П. Работа над дикцией в хоре. - М., Муз., 1967.

  5. Виноградов К.П. Работа над дикцией в хоровом коллективе // Работа с хором. - М., 1972.

  6. Красотина Е.А. Хороведение. Учебное пособие для студентов 1 курса
    заочного и вечернего отделений музыкально-педагогического
    факультета. - М., МГЗПИ, 1986.

Дополнительная

  1. Асафьев Б.В. Речевая интонация - М.-Л., 1965.

  2. Балашов В. Поэтическое слово и вокальная интонация. // Работа в хоре. - М., Профиздат, 1977.

  3. Васина-Гроссман В. Музыка и поэтическое слово. Ч.1 - М., 1972. Ч.2, 3. -М., 1978.


Занятие 4. Методика работы с хором: дирижирование хором; работа над хоровым произведением; анализ хоровой партитуры.

ПЛАН

Вопросы для коллективного обсуждения и практические задания.

  1. Посетить хоровую репетицию и сделать ее анализ с точки зрения дирижирования хором.

  2. Сделать краткий устный анализ ряда хоровых произведений (см. список
    «Произведения для изучения»).

  3. Раскрыть особенности вокально-хоровой работы, развития
    певческих навыков в народном хоре.

  4. Подобрать 2-3 попевки (из народных песен) для распевания хора, записать их. Как могут быть использованы эти попевки, какие навыки они развивают?

  5. Сделать анализ одной из народных песен. (Самостоятельно).
    Переписать выбранную песню.

  6. Сделать анализ хоровой партитуры (отметить бытовое предназначение, жанр). Разобрать характер подголосков и особенности голосоведения в данной песне.

Литература

Основная

  1. Лаврентьева И. Вокальные формы в курсе анализа музыкальных
    произведений. - М., 1978.

  2. Мазелъ Л. Строение музыкальных произведений. - М., 1979.
    Мазель Л., Цуккерман В. Анализ музыкальных произведений. – М., 1967.

  3. Тюлин Ю., Бершадская Т., Пустыльник И., Пэн А., Тер-Мартиросян Т.,
    Шнитке А. Музыкальная форма. -М., 1965.

  4. Чабанный В. Стили управления любительским хоровым коллективом.
    -СПб, 1992.

Дополнительная

  1. Живов В.Л. Исполнительский анализ хорового произведения. - М., Муз, 1987.

  2. Калугина Н.В. Методика работы с русским народным хором. - М., Муз., 1977.

  3. Локшин Д.Л. Государственный хор русской песни. - М., Музгиз, 1955.

  4. Михайлов М.К. Стиль в музыке. - Л., Муз., 1976.

  5. Проблемы анализа. - М., Сов. к-р, 1974.

  6. Скребков С. Анализ музыкальных произведений. - М., 1958.


1.8. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.
1.8.1. Рекомендуемая литература:
Основная


  1. Андреева Л.М. Методика преподавания хорового дирижирования. -
    М., 1969.

  2. Анисимов А.И. Дирижер-хормейстер. - Л., 1976.

  3. Асафьев Б.В. О хоровом искусстве. - Л., 1980.

  4. Багадуров В.А. Вокальное воспитание детей. - М., 1952.

  5. Багадуров В.А. Музыкальное воспитание и обучение в школе. - М., 1955.

  6. Безбородова Л.А. Дирижирование: Учебное пособие. — М., 1990

  7. Вербов А.М. Техника постановки голоса. (Изд. 2-е). - М., 1961.

  8. Виноградов К.П. Работа над дикцией в хоре. - М., 1967.

  9. Вопросы вокально-хорового развития школьников: Интонация и строй. (Сост. Б.Э.Биринская). - Л., 1977.

  10. Дмитревская К.Н. Русская советская хоровая музыка. - М., 1974.

  11. Дмитревский Г.А. Ансамбль хора//Работа с хором. Методика. Опыт. - М., 1972.

  12. Дмитревский Г.А. Хороведение и управление хором. (2-е изд.) - М., Музгиз,1957.

  13. Дмитриев Л.Б. Гласные в пении//Вопросы вокальной педагогики. Вып.1. - М., 1962.

  14. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной педагогики. - М., 1968.

  15. Егорычева М.И. Упражнения для развития вокальной техники – Киев, 1977.

  16. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренаж. – СПб., 1997.

  17. Ержемский Г.Л. Психология дирижирования: Некоторые вопросы исполнительства и творческого взаимодействия дирижера с музыкальным коллективом. – М., 1988.

  18. Ерман Р. Методические указания к работе над аннотацией хорового произведения. - М., 1984.

  19. Живов В.Л. О музыкально-выразительных средствах в хоровом
    исполнительстве//Хоровой коллектив. - М., 1976.

  20. Живов В.Л. Теория хорового исполнительства. - М., 1998.

  21. Живов В.Л. Заметки хорового дирижера//Искусство в школе. 1988. №1.

  22. Живов В.Л. Исполнительский анализ хорового произведения. - М., 1987.

  23. Ивакин М. Хоровая аранжировка. - М., 1980.

  24. Красотина Е.А. Хороведение. Учебное пособие для студентов 1 курса заочного и вечернего отделений музыкально-педагогического факультета. - М., 1986.

  25. Левандо П.П. Анализ хоровой партитуры. Методическое пособие. (2-е изд.). - Л., 1971.

  26. Левандо П.П. Проблемы хороведения. - Л., 1979.

  27. Мусин И.Я. О воспитании дирижера. - Л., 1987.

  28. Николаева Е.В. Методика работы над произведениями современной музыки в самодеятельном академическом хоре. - М., 1980.

  29. Никольская-Береговская К.Ф. Развитие школы хорового пения в России. - М., 1974.

  30. Огородное Д.Е. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе. — Л., 1972.

  31. Птица К.Б. Подготовительная работа хорового дирижера//Работа в хоре.- М., 1977.

  32. Птица К.Б. Мастера хорового искусства в Московской консерватории - М., 1970.

  33. Самарин В.А. Хороведение. Учебное пособие. (Для студ. средн. музыкально-педагогических заведении). - М., Академия, 1998.

  34. Скребков С. Анализ музыкальных произведений. - М., 1958.

  35. Соколов В.Г Работа с хором. 3-е изд. - М., 1987.

  36. Стулова Г.П. Хоровой класс. (Теория и практика вокальной работы в детском хоре). - М., 1981.

  37. Терентьева Н.А. Музыкальная педагогика и образование. - СПб, 1997.

  38. Ушкарев А.Ф. Основы хорового письма. - М., 1982.

  39. Чесноков П.Г. Хор и управление им. (Под ред. К.Б.Птицы). 3-е изд. - М., 1961.

  40. Шварц Н. Строй хора. - М., 1963.


Дополнительная

    1. Балашов В. Поэтическое слово и вокальная интонация. // Работа в хоре. - М., 1977.

    2. Берлиоз Г. Дирижер оркестра // Дирижерское исполнительство: Практика. История. Эстетика. - М., 1975.

    3. Бочев Б. Работа с детскими голосами в хоре «Бодрая смена» // Музыкальное воспитание в странах социализма. - Л., 1975.

    4. Васина-Гроссман В. Музыка и поэтическое слово. Ч.1 - М., 1972. Ч.2, 3 - М., 1978.

    5. Виноградов К.П. Работа над дикцией в хоровом коллективе // Работа с хором. - М., 1972.

    6. Владислав Соколов. Дирижер, педагог. Композитор // Сборник статей.
      - М., 1988.

    7. Гейнрихс И.П. Музыкальный слух и его развитие. - М., 1978.

    8. Гинзбург Л. Избранное: Дирижеры и оркестры. Вопросы теории и практики дирижирования. - М., 1982.

    9. Голованов Н.С. Сборник статей и воспоминаний. (Сост. Е.Грошева,
      В.Руденко). - М., 1982.

    10. Горяйнов Ю., Г.Я..Ломакин. Дирижер. Композитор. Учитель. - М., 1984.

    11. Дирижерское исполнительство. (Ред.-сост. Л.М.Гинзбург) - М., 1975.

    12. Дмитриев Л.Б. К вопросу об установке голосового аппарата в пении // Труды ГМПИ им. Гнесиных. Вып.1. - М., 1959.

    13. Дмитриев Л.Б. Методические взгляды Э.Барра //Вопросы физиологии пения и вокальной методики. Труды ГМПИ им. Гнесиных. Вып 25. - М., 1975.

    14. Добровольская Н., Орлова Н. Что надо знать учителю о детском голосе. - М., 1972.

    15. Ермолаев В.Г., Лебедева Н.Ф., Морозов В.П. Руководство по фониатрии. - Л., 1970.

    16. Живов В.Л. Трактовка хорового произведения. - М., 1986.

    17. Ильин В.П. Очерки истории русской хоровой культуры. - М., 1985.

    18. Калугина Н.В. Вопросы формирования репертуара самодеятельного народного хора. - М., 1980.

    19. Канерштейн М.М. Вопросы дирижирования. - М., 1972.

    20. Кан-Шпейер Р. Руководство по дирижированию//Дирижерское исполнительство. - М., 1975.

    21. Кирюшин В.В. Методическое пособие в помощь руководителям хоров мальчиков. — М., 1969.

    22. Кондрашин К.П. Мир дирижера (Технология вдохновения) - Л.,1976.

    23. Копытман М. Хоровое письмо. - М., 1971.

    24. Критский Б.Д. Проблемы ансамбля в хороведении//Теория и практика вокально-хоровой подготовки учителя музыки общеобразовательной школы. - М., 1980.

    25. Левандо П.П. Хоровая фактура. - Л., 1984.

    26. Медынь Я. Методика преподавания дирижерско-хоровых дисциплин. - М., 1978.

    27. Музылевский В. Михаил Георгиевич Климов. Очерк жизни и
      творческой деятельности. Л., 1960.

    28. Мюнш Ш. Я - дирижер. - М., 1982.

    29. Ольхов К. Теоретические основы дирижерской техники. - Л., 1984.

    30. Орлова Н.Д. О певческом рабочем диапазоне школьников / Музыкальное воспитание в школе. (Сост. О.Апраксина).
      Вып.7.-М., 1971.

    31. Памяти Н.М.Данилина. Сборник статей. - М., 1986.

    32. Пигров К.К. Руководство хором. - М., 1964.

    33. Пономарьков И. Строй и ансамбль хора//Работа в хоре. - М.,
      1960.

    34. Попов В. Советы руководителю хора//Школа хорового пения. Вып 1. - М., 1971. Вып.2. - М., 1973.

    35. Попов В.С. Русская народная песня в детском хоре. - М., 1979.

    36. Свешников А.В. Сборник статей. - М., 1970.

    37. Советские хоровые дирижеры: Справочник. (Сост. Э.Елисеева-Шмидт,
      В.Елисеева). - М., 1986.

    38. Струве Г.А. Школьный хор. - М., 1981.

    39. Тевлина В.К. Вокально-хоровая работа//Музыкальное воспитание в школе. Вып. 15 - М., 1982.

    40. Фомин В.С. Оркестром дирижирует Мравинский. - Л., 1976.

    41. Хоровое искусство. Сборник статей. Вып.1. - Л., 1967. Вып.2. -
      Л., 1971. Вып. 3 - Л., 1977.

    42. Шамина Л.В. Работа с самодеятельным хоровым коллективом. - М., 1988.

    43. Шереметьева Н.М. Г.Климов — дирижер Ленинградской академической капеллы.- Л., 1983.

НОТНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Андреева Л., Попов В. Хрестоматия по чтению хоровых партитур с
    сопровождением. Вып. №2. — М., 1972.

  2. Библиотека студента-хормейстера. - Выл №39, 44.

  3. Библиотека студента-хормейстера. - Вып II.-М., 1974.

  4. Библиотека хормейстера. Вып. №40. - М., 1976.

  5. Джезуальдо ди Веноза. Мадригалы. - М., 1971.

  6. Дмитревская К. Хоровая полифония. - М., 1968.

  7. Дмитревская К.Н. Анализ хоровых произведений. - М., 1965. (Примеры из музыкальной литературы).

  8. Дмитревский Г.А. Хрестоматия по хоровому дирижированию. - М., Музгиз, 1952.

  9. Лаппо С., Локшин Д. Зарубежная хоровая литература. Вып. №1. - М., Муз., 1964.

  10. Лассо О. Избранные хоры. - М., 1968.

  11. Локшин Д. Зарубежная хоровая литература. (Приложение). Вып. №2. - М., 1965.

  12. Локшин Д. Зарубежная хоровая литература. Вып. №2. - М., Муз., 1966.

  13. Локшин Д., Лицвенко И. Зарубежная хоровая литература. Вып. №2-3. - М., 1975.

  14. Монтеверди К. Избранные мадригалы. - М., 1969.

  15. Обработки и переложения для хора Виктора Калинникова. - М., 1970. 17.Орф К. Кармина Бурана. - М., 1977.

  16. Палестрина Д. Хоровая музыка. - М., 1973.

  17. Палестрина Д. Хоровые произведения. - Киев, 1972.

  18. Полтавцев И.И., Святозарова М.Ф. Курс чтения хоровых партитур. Ч.2. -М., Муз., 1965.

  19. Полтавцев И.И., Святозарова М.Ф. Курс чтения хоровых партитур. Ч.1. -М.,Муз., 1964.

  20. Рахманинов С.В. Хоровые произведения. - М., 1976.

  21. Репертуар школьных хоров. Вып. №21. (Сост. Струве Г.). - М., 1971. 24.Русская хоровая литература. Хрестоматия. Вып. №1. Русские народные песни. Сост. С.В.Попов. - М., Музгиз, 1959.

  22. Русская хоровая литература. Хрестоматия. Вып. №2. Оперные хоры. Сост. С.В.Попов. - М., Музгиз, 1959.

  23. Русская хоровая литература. Хрестоматия. Вып. №3. Хоровые произведения русских композиторов. Сост. С.В.Попов. М.-Л., Музгиз, 1961.

  24. Салманов В. Но бьется сердце. - Л., 1970.

  25. Свиридов Г.В. Хоры без сопровождения. - М., 1975.

  26. Старинная русская и зарубежная хоровая музыка. -Л., 1977.

  27. Успенский Н.Д. Русский хоровой концерт конца 17 - первой половины 18 веков. Хрестоматия. - Л., 1976

  28. Хоровая миниатюра. Вып. №1. 2. - М., 1976.

  29. Хоры из опер русских композиторов. - М., 1965.

  30. Хоры композиторов Франции. Вып. №2. — М., 1968.

  31. Хрестоматия по русской хоровой литературе. Сост. Леонов Э. - М., 1975.

  32. Хрестоматия по дирижированию хором. (Сост. Красотина Е., Рюмина К., Левит Ю. Вып. №1. - М., 1968. Вып. №2. - М., 1969. Вып. №3. - М., 1972. Вып. №4. -М., 1982.

  33. Хрестоматия по технике хорового дирижирования. Вып. №1. сост. К.Б.Птица. Народные песни. - М., Музгиз, 1963.

  34. Хрестоматия по чтению хоровых партитур. Сост. И.В.Шелков. - М.-Л., Учпедгиз, 1963.

  35. Хрестоматия по дирижированию хором. Сост. Л.С. Заливухина. - М., Сов. Россия., 1964.

  36. Хрестоматия но дирижированию. Вып. №1. Зарубежная хоровая музыка 19-20 вв. (Сост. К.Б.Птица, Б.И.Куликов). - М., 1969.

  37. Хрестоматия по дирижированию. Вып. №2. Зарубежная хоровая музыка 20 века. Для хора в сопровождении фортепиано. Сост. К.В.Птица, Б.И.Куликов. - М., 1973.

  38. Хрестоматия по дирижированию. Вып. №3. Зарубежная хоровая музыка 20 века. Для хора в сопровождении фортепиано. Сост. К.В.Птица, Б.И.Куликов. - М., 1976.

  39. Хрестоматия по чтению хоровых партитур. (Сост. Б. Тевлин). - М., 1975.

  40. Чесноков П. Произведения для женского хора. - М., 1967.

  41. Шебалин В. Избранные хоровые произведения. - М., 1977.

  42. Школа хорового пения. Вып. №1. Сборник хоров для младших школьников. Сост. А.В.Бандина, В.С.Попов, Л.В.Тихеева. -М., 1966.

  43. Школа хорового пения. Вып. №2. Сборник хоров для среднего и старшего школьного возраста. Сост. В.Г.Соколов, В.С.Попов, Л.М.Абелян. - М., 1971.


1.9. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

Магнитофон, видеомагнитофон, музыкальные инструменты.


1.10. Примерные зачетные тестовые задания.

1. Кто первым стал вести курс и дал название предмету «Хороведение»:

а) А.Свешников;

б) А.Егоров;

в) П.Чесноков;

г) К.Пигров;

д) Г.Дмитревский;

е) И.Лицвенко;

ж) А.Анисимов;

з) П.Левандо.

2. Многоголосие преимущественно аккордового гармонического склада с разделением хора на группы голосов – это

а) знаменное пение;

б) строчное пение;

в) партесное пение.



3. Первый профессиональный русский хор государевых певчих дьяков создан в России во второй половине

а) 16 века;

б) 15 века;

в) 17 века;

г) 14 века.

4. Теоретическое воплощение партесное пение нашло в трактате по композиции, изложенном в 1679 году в книге «Мусикийская грамматика», написанной

а) Н.Дилецким;

б) Н.Кореневым;

в) В.Манфредини.



5. Эмпирический метод обучения пению в России господствовал до середины

а) 19 века;

б) 18 века;

в) 17 века.



6. Система звуковысотных отношений, которая в хоровом пении выражается в правильном интонировании интервалов – это

а) хоровая фактура;

б) хоровой строй;

в) хоровой ансамбль.



7. Три вида хорового ансамбля, находящиеся в зависимости от тесситурных условий хоровых партий:

а) ритмический;

б) тембровый;

в) темповый;

г) искусственный;

д) динамический;

е) естественный;

ж) вокальный;

з) смешанный.

8. Установление соответствия

Важнейшие события русской хоровой культуры Хронология

1.Основание Русского народного хора имени а) 1862;

М.Е.Пятницкого. б) 1755;

2.Открытие в Санкт-Петербурге Бесплатной в) 1911;

музыкальной школы и создание хора при г) 1857;

ней. д) 1880;

3.Основание Московского синодального хора. е) 1721;

4.Создание Капеллы Шереметьева. ж) 1776.

5.Открытие Московского синодального училища.

6.Создание хора А.А.Архангельского.

7.Основание Академического Большого театра.
1_______ 2_______ 3________ 4_______ 5______ 6______ 7______
9. Установление соответствия

Важнейшие события русской хоровой культуры Хронология

1.Создание Всероссийского хорового общества. а) 1970;

2.Основан Большой детский хор ВР и ЦТ. б) 1942;

3.Основан Большой хор Всесоюзного радио и в) 1959;

телевидения. г) 1957;

4.Основан Академический русский хор СССР. д) 1936;

5.Основана детская хоровая студия «Пионерия». е) 1928;

6.Основан хор НИИ художественного воспитания ж) 1940.

детей АПН СССР.

7.Выход книги П.Г.Чеснокова «Хор и управление им».


1______ 2_____ 3_____ 4______ 5______ 6_____ 7____
10. Термин, введенный в музыкознание Х.Риманом в 1884 году:

а) динамика;

б) артикуляция;

в) агогика.



11. Процесс развития в голосе качеств, необходимых для его профессионального использования – это

а) певческая установка;

б) постановка голоса;

в) позиция звука.



12. Способ изложения голосов в многоголосной музыке – это

а) тематизм;

б) тематический материал;

в) фактура;

г) гармония;

д) полифония;

е) музыкальная форма.

13. Расставьте в правильной последовательности этапы художественно-исполнительского анализа музыкального произведения:

а) выразительные средства;

б) биографические данные и стилевые особенности творчества автора;

в) эмоционально-образное содержание произведения;

г) исполнительские трудности и методы их преодоления;

д) историко-культурная характеристика эпохи;

е) особенности формы, тонального плана, языка, фактуры, метроритма.
1________ 2_______ 3_______ 4_______ 5_______ 6________

14. Установление соответствия

Церковная музыка Жанры

1.Музыка православного обряда. а) хорал;

2.Музыка католического обряда. б) месса;

3.Музыка протестантского обряда. в)литургия;

г)пассионы;

д) реквием;

е) обедня;

ж) магнификат;

з) всенощная.

1_________________ 2_________________ 3________________



15. Древнегреческие двусложные стопы – это

а) дактиль;

б) ямб;

в) антиспаст;



г) хорей.

16. Древнегреческие трехсложные стопы – это

а) спондей;

б) анапест;

в) хориямб;

г) амфибрахий.

17. Мотет – это жанр

а) вокальной многоголосной музыки;

б) инструментальной музыки;

в) духовной музыки.



18. Основная форма народного русского многоголосия – это

а) подголосочная полифония;

б) контрастная полифония;

в) имитационная полифония.



19. Жанр светской многоголосной лирической песни – это

а) кантата;

б) месса;

в) мадригал;

д) водевиль.

20. Антем – духовное песнопение

а) в Италии;

б) в Англии;

в) во Франции;

г) в России;

д) в Германии.



21. Неточное по высоте исполнение, вне пределов зоны звука (повышение интонации) – это

а) детонация;

б) фонастения;

в) дистонация;



г) форсирование.
1.11. Примерный перечень вопросов к зачету.


  1. Какие особенности хорового пения делают его действенным средством эстетического воспитания подрастающего поколения?

  2. Какие жанры хоровой музыки вы знаете?

  3. Каковы цели и задачи курса «Хороведение и хоровая аранжировка»?

  4. Что такое хор, чем хоровое исполнительство отличается от других видов искусства?

  5. В чем специфика хора как музыкального инструмента?

  6. Раскройте историю развития русского хорового творчества.

  7. Раскройте историю развития зарубежного хорового творчества.

  8. Раскройте историю развития отечественного современного хорового творчества.

  9. Назовите и охарактеризуйте формы современного хорового исполнительства.

  10. Дайте историческую справку о знаменитых хоровых коллективах России и их дирижерах.

  11. Раскройте этапы дирижерско-хорового образования в России.

  12. Осветите деятельность виднейших отечественных педагогов - Ломакина ГЛ., Климова М.Г., Чеснокова П.Г., Данилина Н.М., Дмитревского Г.А., Егорова А.А., Свешникова А.В., Соколова В.Г., Птицы К.Б., Попова В. и других.

  13. Расскажите о видах и типах хоров.

  14. Какие голоса составляют партии хора: однородного (женского, мужского); смешанного?

  15. Перечислите певческие мужские голоса по действующей классификации, определите их исполнительские диапазоны и регистровое строение (по Л. Дмитриеву).

  16. Назовите певческие женские голоса в соответствии с действующей
    классификацией, определите их исполнительские диапазоны и регистровое строение (по Л. Дмитриеву).

  17. Каковы принципиальные различия в регистровом строении мужских и женских голосов?

  18. Перечислите детские певческие голоса. Каковы их диапазоны, характеристика звучания, исполнительские возможности?

  19. Назовите диапазоны детских хоровых голосов в разных возрастных
    группах.

  20. Дайте определения понятия «ансамбль в музыке».

  21. Сформулируйте определение понятия «ансамбль в хоре».

  22. Перечислите три условия (по П. Чеснокову), необходимые для создания хорового ансамбля.

  23. Дайте определение понятий «частный» и «общий» ансамбль. Как они
    соотносятся в процессе исполнения?

  24. Раскройте особенности качественного и количественного комплектования хора как условия ансамбля.

  25. Охарактеризуйте разновидности ритмического ансамбля, приведите примеры.

  26. Раскройте сущность динамического ансамбля. Особое внимание уделите понятиям «естественный» и «искусственный» ансамбль, примеры.

  27. Покажите на примерах значение тесситуры хоровых голосов для установления ансамбля.

  28. Покажите значение динамических оттенков для установления ансамбля, установите взаимозависимость тесситуры и динамики.

  29. Покажите значение «исполнительской ситуации» для установления тесной связи ансамбля с тесситурой и динамикой, приведите примеры.

  30. Покажите значение фактуры изложения хоровых голосов (или склада
    письма) в произведении для установления ансамбля на основе гармонического и полифонического склада.

  31. Сформулируйте основные условия, необходимые для правильного установления ансамбля.

  32. Раскройте основные моменты в установлении ансамбля хора и солирующего голоса, хора и инструментального сопровождения, приведите примеры.

  33. Назовете несколько значений понятия «строй» в музыке.

  34. Охарактеризуйте понятие «строй» как эталон высоты.

  35. Что составляет сущность понятия «хоровой строй», какие факторы определяют чистоту строя?

  36. Дайте характеристику Пифагорова и чистого строев, объясните причины их появления, отметьте практические недостатки.

  37. Дайте характеристику темперированного строя, отметив его положительное значение в исполнительской практике.

  38. Выявите общие черты Пифагорова, чистого и темперированного строев, отметьте их существенное различие.

  39. Дайте характеристику и определение зонного строя, кратко изложите
    суть эксперимента Н.Гарбузова по исследованию звуковысотного слуха.

  40. Раскройте значение теории зонного строя для хорового пения.

  41. Дайте определение мелодического строя; приведите правила интонирования мажорного и минорного звукорядов (по П. Чеснокову и Н.Романовскому).

  42. Дайте определение гармонического строя. Покажите зависимость мелодического и гармонического строя в исполнении.

  43. Раскройте принцип консонирования аккордов в гармоническом строе.

  44. Раскройте основные приемы работы с камертоном для настраивания хора в разные тональности (диезные и бемольные).

  45. Определите сущность и роль фонетического метода в процессе звукообразования.

  46. Раскройте понятие вокально-хоровой дикции, установите связь составляющих ее компонентов.

  47. Назовите части артикуляционного аппарата, определите понятие артикуляции.

  48. Дайте классификацию гласных звуков.

  49. Дайте классификацию согласных звуков.

  50. Дайте определение понятия «орфоэпия» как компонента вокально-хоровой дикции.

  51. Раскройте особенности орфоэпии гласных звуков (ударных и неударных) в речи и пении, приведите примеры.

  52. Раскройте особенности орфоэпии согласных звуков и их сочетаний в речи и пении, приведите примеры.

  53. Дайте определение понятия «логика речи» как компонента вокально-
    хоровой дикции.

  54. Назовите правила установления логических центров, приведите примеры.

  55. Дайте определение понятия «культура речи» как компонента вокально-хоровой дикции.

  56. Раскройте роль мелодии в выявлении логики и культуры речи, примеры.

  57. Раскройте сущность приема «слововедение», приведите примеры.

  58. Определите содержание приема «словесное действие», его значение в передаче содержания хорового произведения.

  59. Назовите части голосового аппарата, определите их функции в процессе голосообразования.

  60. Раскройте особенности певческого дыхания, определите его роль в формировании опоры певческого звука.

  61. Охарактеризуйте роль гортани как источника звука (строение, режим
    работы голосовых связок, резонаторную способность).

  62. Назовите резонаторы (верхние и нижние), определите их роль в пении и условия, при которых они влияют на качество звука.

  63. Объясните взаимодействие частей голосового аппарата на основе миоэластической теории голосообразования.

  64. Объясните взаимодействие частей голосового аппарата на основе нейромоторной теории голосообразования.

  65. Определите принципиальные различия процесса голосообразования на основе миоэластической и нейромоторной теорий.

  66. Раскройте акустическую сущность понятия «тембр голоса».

  67. Дайте определение понятия "высокая певческая форманта", ее значение в образовании тембра голоса.

  68. Сравните виды певческой атаки и способы их выполнения.

  69. Назовите основные виды звуковедения в пении и особенности их выполнения.

  70. Охарактеризуйте микстовый принцип голосообразования, отметив его
    особенности и преимущества.

  71. Определите специфику развития детских голосов в возрастном аспекте.

  72. Раскройте особенности работы над певческим дыханием у детей младшего, среднего и старшего возраста.

  73. Раскройте содержание и особенности певческой работы с детьми в
    период мутации.

  74. Каковы составные части дыхательного аппарата человека? Раскройте их основные функции.

  75. Объясните процесс певческого дыхания; какова роль диафрагмы?

  76. Как провести распевание детского хора?

  77. Раскройте понятие «певческий навык» и физиологическую сущность его формирования.

  78. Расскажите о вокальном слухе у детей и путях его развития.

  79. Расскажите о примарных тонах, переходных звуках и звуковысотном
    диапазоне.

  80. Какие вы знаете средства музыкальной выразительности, элементы музыкального языка?

  81. Какие специфические средства хоровой выразительности вы знаете?

  82. Назовите обозначения и метрономы очень быстрых, очень медленных, умеренно быстрых, умеренно медленных темпов.

  83. В чем состоит роль дирижера в хоре (на занятиях, репетициях, выступлениях)?

  84. Какие основные функции выполняют жесты дирижера? Какова роль
    правой и левой рук при дирижировании?

  85. Объясните роль кисти, предплечья, локтя, всей руки дирижера в изображении жестом различных штрихов.

  86. Что собой представляет дирижерский аппарат?

  87. Что такое «замах» (ауфтакт)? Охарактеризуйте его значение при дирижировании.

  88. Дайте определение понятия техники дирижирования.

  89. Каковы исторические этапы развития техники дирижирования?

  90. Чем отличается тактирование от дирижирования? Перечислите виды дирижерских схем.

  91. Перечислите виды ауфтактов и покажите приемы их выполнения.

  92. Перечислите дирижерские средства выразительности.

  93. Какие дирижерские жесты отражают разные виды фермат.

  94. Какими дирижерскими средствами можно передать разнообразие штрихов, музыкальной динамики?

  95. Раскройте связь предмета «Хороведение и хоровая аранжировка» с практической работой учителя музыки в школе.

  96. Составьте план хоровой репетиции с исполнительским коллективов.

  97. Перечислите основные принципы отбора музыкального репертуара.

  98. Что собой представляет историко-теоретический анализ хорового произведения?

  99. Из чего складывается музыкально-теоретический анализ хорового произведения?

  100. В чем специфика вокально-хорового анализа хорового произведения?


1.17. Бально-рейтинговая система, используемая для оценивания знаний студентов по дисциплине.


Критерии оценки (по 5-бальной шкале)

Кол – во

баллов


Ответы студента демонстрируют глубокие знания в области основ хороведения, полученные в результате систематического освоения материала и методико-теоретической литературы; изложение материала осуществляется в контексте новейших данных музыкознания.

Студент обладает знаниями и умениями обосновывать теоретические ответы по хороведению, проводить целостный анализ музыкально-теоретического материала, применять умения и навыки в области практических заданий.



5

Ответы студента свидетельствуют о владении достаточно подробными сведениями в области теоретического освоения хороведения, однако проявляются затруднения в целостном анализе музыкально-теоретического материала.

Студент владеет определенным комплексом умений и навыков в практическом освоении материала, но испытывает затруднения в области анализа музыкальных произведений.



4

Ответы студента показывают на поверхностный уровень теоретической подготовки в области хороведения; знания разрозненны и не связываются в единый системный взгляд на причинно-следственную обусловленность эволюции теории хороведения.

Студент испытывает затруднения с поиском соответствующей литературы по изучаемой теме; знания характеризуются непониманием сущности изучаемой теории хороведения; присутствуют недостаточно развитые умения и навыки анализа музыкальных произведений (устного и письменного).



3

Студент обладает достаточно скудными сведениями в области теории хороведения; ответы демонстрируют отсутствие понимания разноаспектного проявления музыкально-теоретического материала.

Прикладной аспект подготовки студента характеризуется слабым освоением анализа музыкальных произведений, неумением аранжировать (с последующей записью) хоровые миниатюры, проводить музыковедческий анализ музыкального материала (устный и письменный виды), неспособностью планировать и проводить самостоятельную внеаудиторную работу по освоению дисциплины.



2



Каталог: umu-umk -> ФЖиМК -> 050403.65%20Культурология
050403.65%20Культурология -> Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Дс. Ф. 2 История русской музыки
050403.65%20Культурология -> Учебно-методический комплекс дисциплины фтд. 5 Детская музыка русских композиторов
050403.65%20Культурология -> Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 12 История литературы Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности
ФЖиМК -> Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 16 Домашнее чтение сд. Ф 4 Практический курс английского языка: домашнее чтение
050403.65%20Культурология -> Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 9 История культур и цивилизаций
ФЖиМК -> Учебно-методический комплекс дисциплины
ФЖиМК -> Учебно-методический комплекс опд. Ф. История зарубежной литературы основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности
050403.65%20Культурология -> Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 17. 1 Теория и методика обучения культурологии
050403.65%20Культурология -> Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 17. 1 Теория и методика обучения культурологии
  1   2   3