Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Учебно-методический комплекс дисциплины русская литература ХХ века




Скачать 229.19 Kb.
Дата10.01.2017
Размер229.19 Kb.
ТипПрограмма
Правительство Москвы

Департамент образования города Москвы

Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования


Московский городской педагогический университет

Филологический факультет

Кафедра русской литературы и фольклора

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ХХ ВЕКА

(80–90-е годы)

Программа учебной дисциплины
для студентов V курса (10 семестр)

очно-заочной формы обучения
по специальности 032900.00 – русский язык и литература


Москва 2009

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа предназначена для студентов-филологов V курса. Ее задача — помочь студентам сориентироваться в обширном и новом материале по русской литературе ХХ века, выделить основные направления, по которым должен осваиваться учебный материал, представить объем самостоятельной работы.

Основная задача курса — показать особенности литературного процесса 80–90-х годов ХХ века: влияние политической обстановки в стране на литературу и стремление писателей выйти из-под контроля государства, что выразилось в обновлении проблематики произведений (начиная с конца 80-х годов). В ходе лекций выясняется, как шло созревание новых литературных явлений, таких как авторская песня и рок-поэзии, поэзия лианозовцев и смогистов, «новая городская проза», акцентирующая городское просторечие и молодежный жаргон, «деревенская проза» с ее особой проблематикой и философией, андеграунд, постмодернизм и другие. На лекциях и практических занятиях выясняется глубинная связь литературы с отечественной и зарубежной философией, прослеживаются традиции русской литературы XIX и начала ХХ века, литературы 20-х годов, рассматривается творческая эволюция писателей. Студенты знакомятся с новыми именами поэтов и писателей, узнают об оригинальных стилевых тенденциях в прозе, поэзии и драматургии.

Второй раздел программы посвящен тематике практических занятий. Здесь указаны примерные вопросы, которые затрагиваются на занятиях, список необходимой литературы, даны примерные вопросы к экзаменам.

В программе указаны произведения, обязательные для прочтения, для заучивания наизусть, тематика контрольных работ, а также необходимые учебные пособия.

Форма итогового контроля в конце семестра – экзамен.

Требования к уровню освоения дисциплины: по окончании курса студенты должны знать основные тенденции в развитии литературного процесса 80–90-х годов ХХ века, быть знакомы с ведущими мастерами русской литературы этого периода, с их основными произведениями, владеть техникой анализа художественного произведения, уметь подвести итоги изучения русской словесности за всё предыдущее время пребывания в университете.

ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ КУРСА


Лекционный курс _________________________ 18 часов

Практические занятия ______________________16 часов

Самостоятельная работа____________________ 56 часов

ПЛАН ЛЕКЦИОННОГО КУРСА







Основные темы

Лекц.

Практ.

занят.


Самост.

работа




Введение. Историко-литературный процесс 80–90-х

годов.


2

0

6



Поэтические направления и группы в литературе 1980–90-х

годов


2

2

6



Традиции и новаторство в драматургии 1970 – 90-х годов.


2

2

6



Развитие жанра авторской песни. Рок-поэзия.


2

2

6



Поэзия И. Бродского


2

2

6



Женская проза. Творчество Л. Петрушевской, Т. Толстой


2

2

6



Творчество Г. Владимова


2

2

6



Проблематика и художественные особенности «другой»

прозы. Творчество В. Ерофеева



2

2

8



Драматургия Н. Садур: «Чудная баба» и «Панночка»


2

2

6



Итого

18

14

56

СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИОННОГО КУРСА

(обзорные темы)

Обзорная тема 1. Введение. Историко-литературный процесс 1980–1990-х годов


Влияние застойных явлений в политике, экономике на искусство. Преследование инакомыслящих. Разгром “Нового мира”. Исключение из Союза писателей и высылка за границу писателей А. Солженицына, В. Некрасова, В. Войновича, С. Довлатова, В. Аксенова и др.

Роль самиздата и тамиздата в ознакомлении читателей с новинками художественной литературы. Драматическая история альманаха «МетрОполь» (1979) и его участников.

Общественно-политический курс на перестройку и демократизацию. Критика догматических форм искусства. Курс на обновление формы и содержания литературы. Критика догматических подходов к искусству, утверждение приоритета общечеловеческих ценностей перед классовыми, повышение критериев в оценках художественного творчества и т.п. Влияние начавшихся перемен на судьбы и состояние искусства и литературы. Реформа издательского дела. Литература в новых экономических условиях.

Восстановление нормальных отношений между обществом и церковью и, как следствие, проявление интереса к духовной поэзии, к христианской эстетике и символике в искусстве.

Начало процесса воссоединения русской литературы двадцатого века. Снятие цензурных запретов на книги М. Горького, А. Ахматовой, Н. Гумилева, М. Волошина, Н. Клюева, Б. Пастернака, А. Твардовского, А. Бека, В. Гроссмана, Ю. Домбровского, В. Дудинцева, В. Шаламова и других. Возвращение на родину произведений писателей-эмигрантов (И. Шмелева, Б. Зайцева, А. Аверченко. В. Ходасевича, В. Набокова, Е. Замятина, А. Солженицына, В. Аксенова, И. Бродского, Г. Владимова, В. Войновича, С. Довлатова и других).

Появления в литературе «новых имен», отличающихся яркой творческой индивидуальностью. Богатство и разнообразие содержания произведений, оригинальность их художественной формы. Возрождение сатиры и парадокс, гротеск и абсурд, символ и фантастика, ирония и пародия, центонность на страницах современной художественной литературы.

Возрождение в литературе нереалистических тенденций. Понятие об андеграунде и «другой» прозе. Возникновение постмодернизма – соцарта, метареализма, концептуализма и т.п. Использование элементов авангардизма, сюрреализма, натурализма, экспрессионизма и т.п.

Стремление к синкретичности как характерная черта современного литературного творчества. Взаимодействие различных видов искусства: литературы и живописи («лианозовская» школа, «Видеомы» А. Вознесенского), поэзии и музыки (творчество бардов, рок-поэзия) и т.п.

Проникновение публицистического начала во все жанры и стили как отличительная особенность современной русской литературы в целом – «Печальный детектив» (1986) В. Астафьева, «Фуку» (1985) Евг. Евтушенко, «Дальше, дальше, дальше...» (1988) М. Шатрова и многие другие.
ПОЭЗИЯ. Развитие поэтических направлений. Традиции русской классики в поэзии Л. Мартынова, Д. Самойлова, А. Тарковского, Н. Рубцова, А. Жигулина, А. Межирова, К. Ваншенкина, Б. Чичибабина и др.

Жанр поэмы в творчестве А. Твардовского («По праву памяти», 1969, 1987), Ю. Кузнецова («Дом», 1973), Е. Исаева («Даль памяти», 1977), А. Вознесенского («Ров», 1986; «Рапсодия распада», 1989), Евг. Евтушенко («Мама и нейтронная бомба», 1982; «Фуку», 1986) и др.

Развитие постмодернистской поэзии (И. Жданов, О. Седакова, Е. Шварц, И. Иртеньев).

Поэзия третьей волны эмиграции (Н. Коржавин, Ю. Кублановский, Б. Кенджеев). Переплетение традиционного и авангардного в поэзии И. Бродского (сб. «Назидание», 1990; «Избранное», 1993; «Сочинения в 4 томах», 1992–1994).

Развитие жанра авторской песни. Возникновение рок-поэзии. Основные школы рок-поэзии. Творчество А. Макаревича, Б. Гребенщикова, К. Никольского. Острота социальных вопросов в поэзии В. Цоя, Ю. Шевчука и др. Сближение бардовской песни и рок-поэзии. Жанровое своеобразие стихов-песен А. Башлачева: острота социальной тематики, фольклорное начало.

Поиски новых поэтических форм. А. Вознесенский «Видеомы», сб. «Гадание по книге» (1995). Графические эксперименты «лианозовцев» И. Холина и Г. Сапгира. Эксперименты в области поэтического верлибра: «Антология русского верлибра» (1991), книги Г. Айги, К. Джангирова.



ПРОЗА. Постановка литературой важнейших общественных проблем, внимание к личности и ее внутреннему миру. Обращение к экологической проблематике.

Художественное исследование сложной жизни современной деревни. Роль публицистики в освещении проблем сельской жизни (Ю. Черниченко, В. Белов, А. Стреляный).

Своеобразие героя, конфликта, постановки проблем в «городской прозе» (Ю. Трифонов, Л. Петрушевская, В. Пьецух ).

Тема войны в литературе. Особенности развития темы Великой Отечественной войны в произведениях Ю. Бондарева («Выбор», 1980), В. Быкова («Знак беды», 1982; «Карьер», 1986; «Облава», 1990), Г. Бакланова, В. Богомолова («Момент истины», 1974): тема памяти, вины за свершившееся, углубленный психологизм. Новая концепция войны в романах В. Астафьева («Прокляты и убиты», 1994), Г. Владимова («Генерал и его армия». 1970-е, 1996) и др. Афганская война в творчестве С. Алексиевич («Цинковые мальчики», 1989), О. Ермакова («Афганские рассказы»), Э. Пустынина («Афганец», 1991).

Будни современной армии: Ю. Поляков «Сто дней до приказа» (1987), С. Каледин «Стройбат» (1987), С. Довлатов «Зона» (1982).

Тема сталинских репрессий, ГУЛАГа и социальных деформаций в произведениях А. Солженицына («Архипелаг ГУЛАГ», 1970, 1989), В. Шаламова («Колымские рассказы», 1990), Е. Гинзбург («Крутой маршрут», 1988), Ю. Домбровского «Факультет ненужных вещей», 1964–1975, опубл. 1988) др. Судьба человека в условиях слома тоталитарной системы (А. Бек. «Новое назначение», опубл. в 1986).

Проблемы «производственной» литературы: В. Липатов «И это все о нем» (1974); О. Куваев «Территория» (1974); М. Колесников «Изотопы для Алтунина» (1976) и др. Стремление ряда писателей уйти от производственной тематики и гражданского пафоса «лакировочной литературы». Интерес к научной фантастике: И. Ефремов «Час быка», 1969; А.Б. Стругацкие «Пикник на обочине», 1972, «Жук в муравейнике»).

Возрождение сатирической прозы: Ф. Искандер «Сандро из Чегема» (1973-89), «Кролики и удавы» (1987), В. Войнович «Иванькиада» (1976), «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина» (1963–1974, 1988–1989), В. Пьецух «История города Глупова в новые и новейшие времена» (1989), М. Жванецкий «Год за два» (1991) и др.

Современные утопии и антиутопии: В. Аксенов «Остров Крым» (1979, 1990); В. Войнович «Москва 2042» (1986); А. Кабаков «Невозвращенец» (1989).

Постмодернисткая проза. Особенности поэтики. Мир как текст как основной принцип писателей-постмодернистров. Интертекстуальность, игровое начало, обращенеи к библейским, историческим,философским источникам.

Интерес к мемуарной литературе: Н. Мандельштам, Н. Берберова («Курсив мой»), И. Одоевцева («На берегах Невы», «На берегах Сены»), Л. Иванова («Воспоминания»).

ДРАМАТУРГИЯ. Общие тенденции развития драматургии. Кризис театра конца 1980 – начала 1990-х годов. Театральные постановки, продолжающие классические традиции Н.А. Островского, А.П. Чехова (А. Арбузов, А. Володин, В. Розов). Новая волна драматургов, продолжающих традиции театра А. Вампилова (Л. Петрушевская, В. Славкин, А. Галин, С. Злотников, Л. Разумовская). Особенности тематики, конфликта, языка.

Проблемы современного «героя-антигероя» как отражение враждебности мира по отношению к человеку; его одиночество, неприкаянность, сиротство, агрессивность и т.д.



ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ (8 СЕМЕСТР)

Практическое занятие № 1


ЭВОЛЮЦИЯ ВОЕННОЙ ПРОЗЫ 1960-90-Х ГОДОВ.

«УБИТЫ ПОД МОСКВОЙ» К. ВОРОБЬЕВА.

«ГЕНЕРАЛ И ЕГО АРМИЯ» Г. ВЛАДИМОВА


  1. Художественное своеобразие «лейтенантской» прозы.

  2. Изображение войны в повести Воробьева «Убиты под Москвой» (1963).

  3. Традиции и новаторство повести Воробьева.

  4. Дискуссии в критике об «окопной» и «масштабной» правде.




  1. История создания и публикации романа Владимова «Генерал и его армия» (1970-е, 96).

  2. Споры и дискуссии вокруг романа.

  3. Новые уровни правды о войне в романе Владимова.

  4. Многоуровневое построение сюжета.

  5. Образы главных героев.

  6. Генералы Кобрисов, Власов, Гудериан.

  7. Проблема противостояния индивида и массы.

  8. Жанровое своеобразие романа.


Литература

Адамович А. Нет ничего важнее: современные проблемы военной прозы. М., 1985.

Лейдерман Н.Л., Розин Н.П. Воробьев // Русские писатели 20 века. Биографический словарь. М., 2000. С. 166-168.

Золотусский И. Очная ставка с памятью. М., 1983.

Журавлев С.И. Выстраданное слово: Военная проза К. Воробьева // Литературная учеба. 1984. № 4.

Кузин И. Мужество таланта // Литература в школе. 1984. № 5.



Астафьев В.П. И все цветы живые//Астафьев В. Всему свой час. - М., 1985.

Кедровский А.Е. Земляки: творчество К.Д. Воробьева и Е.И. Носова. - Курск, 2000.
Трансформация реалистической стратегии: роман Георгия Владимова «Генерал и его армия» // Лейдерман Н.Л. и Липовецкий М.Н. Современная русская литература: 1950-1990-е годы. В 2 тт. Т. 2.: 1968-1990. М., 2003. С. 533- 559.

Аннинский Л.А. Владимов // Русские писатели 20 века. Биографический словарь. М., 2000. С. 156-157.

Иванова И. «Дым отечества» // Знамя. 1994. № 7.

Богомолов В. Срам имут и живые, и мертвые, и Россия // Книжное обозрение. – 9 мая. – 1995.



Практическое занятие № 1 (второй вариант)


ПРОБЛЕМАТИКА И ПОЭТИКА РОМАНА В. ГРОССМАНА «ЖИЗНЬ И СУДЬБА»


  1. История создания и публикации романа. Арест текста романа. Трудный путь к читателю.

  2. Идея произведения. Смысл заглавия.

  3. Композиция. Традиции классического романа XIX века.

  4. «Лагерная тема» в романе. Организация немецких и советских лагерей (Ч. 1, гл. 1–2; ч. 2, гл. 10). Образы большевика Мостовского, коммунистов Абарчука и Магара (Ч. 1, гл. 40–41). Проблема свободы и нравственного выбора в лагере. Смысл спора Мостовского и Лиса (Ч. 2, гл. 15).

  5. Изображение подвига сталинградцев. Образ снайпера Зайцева. Защитники дома «шесть дробь один». Образ «управдома» Грекова. Любовная линия «Сергей Шапошников – радистка»

  6. Причины конфликта Новикова и Гетманова. Подвиг командира Новикова.

  7. Критическое изображение советской партийной номенклатуры, бюрократизма советских учреждений (Ч. 1, гл. 21–24). Чиновник Гришин как символ бюрократической организации советского государства. Образ большевика Крымова, причины его ареста.

  8. «Еврейский вопрос» в романе. Сцены фашистского геноцида в отношении евреев (письмо Анны Семеновны Штрум, образ сумасшедшего бухгалтера Наума Розенберга, ссора Короля и Соломатина, поведение комиссара Бермана, гибель Софьи Левингтон в немецком плену).

  9. Образ Виктора Павловича Штрума. Противоречивость образа. Проблема ответственности ученого за судьбы мира. Лирическая тема, связанная с образом, ее автобиографический характер.

  10. Смысл авторских отступлений о пасынках времени (Ч. 1, гл. 12), человеке и смысле его существования (Ч. 1, гл. 53), о философии боя (Ч. 1, гл. 11) и др.


Литература

  1. Гроссман В. Жизнь и судьба. (Любое издание).

  2. Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Современная русская литература. Книга 2. 40–60-е годы.

  3. Русская литература ХХ века: В 2 томах. Т. 2 (1940–1990-е годы) / Под ред. Л.П. Кременцова.



Практическое занятие № 2


«ДЕРЕВЕНСКАЯ ТЕМА ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНА».

«ПРИВЫЧНОЕ ДЕЛО» В. БЕЛОВА

И РАССКАЗЫ В. ШУКШИНА («ЧУДИК», «МИКРОСКОП», «СРЕЗАЛ»).


  1. Проблема национального характера в повести В. Белова «Привычное дело».

  2. «Привычное дело» и деревенская проза 1960-х годов.

  3. Тип и характер героя.

  4. Специфика композиции повести.

  5. Роль сказки о пошехонцах.




  1. Ранние рассказы Шукшина. Продолжение традиций «деревенской» прозы.

  2. Город и деревня в произведениях Шукшина.

  3. Шукшинское понимание рассказа. Авторское сознание и способы его выражения.

  4. Герой-чудик.

  5. Онтологические проблемы в рассказах.

  6. Особенности композиции: динамика, «кинематографизм», искусство диалога.


Литература

Селезнев Ю. Василий Белов. М., 1983


Апухтина В.А. Проза В. Шукшина. М.,1981.

Гончаров П. Проза Шукшина. Мичуринск, 1993.

Козлова С. Поэтика рассказов Шукшина. Барнаул, 1992.

Черносвитов Е. Пройти по краю. В.Шукшин: мысли о жизни, смерти и бессмертии. М., 1989.



Практическое занятие № 2 (второй вариант)


ПОВЕСТЬ В. РАСПУТИНА «ПРОЩАНИЕ С МАТЕРОЙ»: ПРОБЛЕМАТИКА, МИФОПОЭТИКА.


  1. Причины обращения писателя к экологической проблематике.

  2. Характеристика образа Матеры. Библейские мотивы в описании острова.

  3. Мифопоэтический смысл образа Лиственя.

  4. Характеры главных героев повести: Дарьи, Настасьи, Симы, Богодула, Егора, Веры Носаревой.

  5. Изображение красоты быта стариков.

  6. Смысл кульминационной сцены на кладбище.

  7. Авторское отношение к молодому поколению – Андрею, Петрухе и другим..

  8. Мастерство речевых характеристик героев.



Литература

  1. Распутин В. Прощание с Матерой // Распутин В. Уроки французского. М., 2004. Или другое издание на выбор.

  2. Русская литература ХХ века: В 2 томах. Т. 2 (1940–1990-е годы) / Под ред. Л.П. Кременцова.

  3. Смирнова А.И. Натурфилософские мотивы в прозе В. Распутина. М., 2006.



Практическое занятие № 3


ТРАГЕДИЯ ГУЛАГА В РУССКОЙ ПРОЗЕ 1960-70-Х ГОДОВ.

«ОДИН ДЕНЬ ИВАНА ДЕНИСОВИЧА» А. СОЛЖЕНИЦЫНА

И «КОЛЫМСКИЕ РАССКАЗЫ» В. ШАЛАМОВА


  1. Какова тематика и проблематика повести Солженицына?

  2. Проанализируйте образ главного героя.

  3. Охарактеризуйте основные образы, детали в произведении Солженицына. Какова их роль в раскрытии темы?

  4. Обратите внимание на хронотоп произведения. Какова специфика времени и пространства в тексте?

  5. Объясните специфическую лексику и особенности орфографии писателя.

  6. Определите жанровое своеобразие повести Солженицына.




  1. История создания и публикации «Колымских рассказов».

  2. Хронотоп книги. Образ Колымы. Лагерь как нравственное испытание.

  3. Социальное разделение зеков.

  4. Типичные герои Шаламова.

  5. Опорные концепты «Колымских рассказов» (Чесальщик пяток – Северное дерево; Злоба – Слово и др.).

  6. Отношение к смерти героев Шаламова.

  7. Традиции Ф.М. Достоевского.

  8. Особенности поэтики рассказов Шаламова. Роль вставных новелл, сентенций, максим. Жанровое своеобразие рассказов.

  9. Проблема авторской позиции в рассказах.

  10. Принципы «новой прозы».


Литература

Нива Ж. Солженицын. М., 1992.

Паламарчук П. Александр Солженицын. М., 1991.

Решетовская Н. Отлучение. Из жизни Солженицына. М., 1994.

Чалмаев В. Александр Солженицын. М., 1994
Шаламов В. Колымские рассказы (Заклинатель змей. Последний бой майора Пугачева. Сухим пайком. Тифозный карантин. Как это началось. Одиночный замер. Хлеб. Апостол Павел. Почерк. Сентенция. Надгробное слово).

Шаламов // Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Современная русская литература. Т.1. М., 2001.

Сиротинская И. О Варламе Шаламове: Воспоминания // Литературное обозрение, 1990, № 10.

Тимофеев Л. Поэтика лагерной прозы // Октябрь, 1992, № 3.

Волкова Е.В. Липовый мед В. Шаламова: поэтический дневник «Колымских тетрадей» // Человек, 1997, № 1.

Волкова Е.В. Варлам Шаламов: Поединок слова с абсурдом // Вопросы литературы, 1997, № 6.

Михайлик Е. Другой берег. «Последний бой майора Пугачева»: Проблема контекста // Новое литературное обозрение, 1997, № 28.

Шкловский Е. Варлам Шаламов. М., 1991.



Практическое занятие № 4


«МОЛОДЕЖНАЯ ПРОЗА» 1960-Х ГОДОВ.

«ЗАТОВАРЕННАЯ БОЧКОТАРА» В. АКСЁНОВА


  1. Особенности жанра повести Аксенова «Затоваренная бочкотара» (1968).

  2. Осмысление советского утопического сознания (М. Липовецкий). Сказочное начало.

  3. Уход от психологического анализа.

  4. Принципы свободной иронической игры с фрагментами реальности.

  5. Символика. Обнаружение иллюзорности реальности.

  6. Система персонажей.

  7. Художественная функция названия повести.


Литература

Социально-психологический гротеск: Василий Аксенов // Лейдерман Н.Л. и Липовецкий М.Н. Современная русская литература: 1950-1990-е годы. В 2 тт. Т. 2.: 1968-1990. М., 2003. С. 148-161.



Практическое занятие № 5


«ЭСТРАДНАЯ» И «ТИХАЯ» ЛИРИКА.

ТВОРЧЕСТВО А. ВОЗНЕСЕНСКОГО, Е. ЕВТУШЕНКО И Н. РУБЦОВА


  1. Поэтический бум — особый этап в развитии русской поэзии ХХ века.

  2. Дайте определение «эстрадной» и «тихой» лирике. В чем условность этих названий?

  3. Характеристика “громкой поэзии”. Традиции В. Маяковского. Основные темы, образы, художественные приемы «эстрадной» лирики.

  4. Эволюция «громкой» поэзии.

  5. Выражение личностного мироощущения в творчестве А. Вознесенского, Е. Евтушенко, Р. Рождественского.

  6. Эволюция поэзии Е. Евтушенко: «Станция Зима», «Сегодня мне двадцать», «Начало», «Я кошелек...», «Я жаден до людей», «Пролог», «Долгие крики», «Шутливое», «Иностранец», сборник «Катер связи» и др. Характеристика сборника “Нежность”; поэма “Братская ГЭС”.

  7. Творчество А. Вознесенского. Утопические и технократические идеи в поэзии А. Вознесенского и их кризис. Тема духовной усталости и обращения к природе. Изменение поэтики. «Гойя», «Антимиры», «Кроны и корни», «Бьют женщину», «Возвращение в Сигулду» и др., сборники «Треугольная груша»; «Антимиры», 1964; поэма “Лонжюмо”.

  8. Гуманистическая направленность, пафос и образы “тихой поэзии”. Традиции русской классики в поэзии Н. Рубцова, В. Соколова, С. Аверинцева.

  9. Творчество Н. Рубцова. Тема детства; тема Родины в его поэзии. Роль в поэзии Н. Рубцова мира крестьянского дома и русской природы. Особенности лирического героя. Новаторство Н. Рубцова по сравнению с крестьянскими поэтами начала ХХ века



Литература

Русские поэты ХХ века. М., 2002.

Избранные имена. Русские поэты ХХ века: учебное пособие / Под ред. Н.М. Малыгиной. М., 2006.

Очерки русской литературы ХХ века. Ч.1, кн. 2. Поэзия 40—60-х годов. М., 1994. С. 73—100.


Богомолов Н.А. Движение поэзии конца пятидесятых-восьмидесятых годов// Современная русская советская литература: в двух частях. Ч. I. Книга для учителя. Под ред. А.Г. Бочарова и Г.А. Белой. - М., 1987.

Прищепа В.П. Российского Отечества поэт (Е.А. Евтушенко: 1965-1995 гг.). - Абакан, 1996.

Сидоров Е. Евгений Евтушенко. М., 1987.

Оботуров В. Искреннее слово: страницы жизни и поэтический мир Н. Рубцова. М., 1987.

Воспоминания о Николае Рубцове. Вологда, 1994.

Бараков В.Н. О народности поэзии Н. Рубцова // Литература в школе, 1991, № 3. С. 60—68.



Практическое занятие № 6


ПРОБЛЕМАТИКА И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ «ЖЕНСКОЙ» ПРОЗЫ. Л. ПЕТРУШЕВСКАЯ

«ВРЕМЯ НОЧЬ» И «ПЕСНИ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН»


  1. Понятие «женской прозы». Основные представители, темы, проблематика произведений.

  2. Жанровое своеобразие прозы Петрушевской.

  3. Поэтика повести «Время ночь» (1992).

  • Проблематика повести. Своеобразие конфликта;

  • Особенности повествования;

  • Быт и Бытие в повести. Неонатурализм.

  • Характер и символика героини.

  • Значимые символические детали в повести;

  1. Цикл «Песни восточных славян» (1990). Прием литературной мистификации


Литература

  1. Петрушевская Л. Повесть «Время – ночь»; цикл «Песни восточных славян» («Черное пальто» – в некот. изданиях «В садах других возможностей»). www.lib.ru/ PROZA/PETRUSHEWSKAYA

  2. Петрушевская Л.С. // Русская литературы ХХ века: В 2 т. / Под ред. Л.П. Кременцова. Т. 2 (1940–1990-е годы). М., 2003.

  3. Петрушевская Л.С. // Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Современная русская литература: В 3 кн. Кн. 3. В конце века (1986–1990-е годы). М., 2001.

  4. Прохорова Т.Г. Мистическая реальность в прозе Л. Петрушевской // Русская словесность, 2007, №. 7. С. 29–34.

  5. Михайлов А. Ars Amatoria, или Наука любви по Петрушевской // Лит. газ. - 1993. - 15 дек. № 37. С. 4.

  6. Желобцова С. Проза Л. Петрушевской. Якутск, 1996.

  7. Сотникова Т.А. Петрушевская Л.С. // Русские писатели 20 века: Биогр. словарь. - М., 2000. - С. 552.

  8. Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Современная русская литература: В 3 кн. Учебное пособие. - М., 2001. - Кн. 3.

  9. Скоропанова И.С. Русская постмодернистская литература: новая философия, новый язык.- СПб, 2001.

  10. Нефагина Г.Л. Русская проза конца ХХ века: учебное пособие.- М., 2003.

  11. Прохорова Т.Г. Сентименталистский дискурс в прозе Л.Петрушевской / Т.Г.Прохорова // III Международные Бодуэновские чтения: И.А. Бодуэн де Куртенэ и современные проблемы теоретического и прикладного языкознания (Казань, 23-25 мая 2006 г.): труды и материалы: в 2 т. / Казан. гос. ун-т; под общ. ред. К.Р. Галиуллина, Г.А. Николаева.– Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2006.– Т.1.- C.265-267.

  12. Давыдова Т.Т., Сушилина И.К. Современный литературный процесс в России. - М., 2007.



Практическое занятие № 7


ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ПРОЗЫ В. АСТАФЬЕВА

(«ЦАРЬ-РЫБА», «ПАСТУХ И ПАСТУШКА», «ПРОКЛЯТЫ И УБИТЫ», «ЗАТЕСИ»)
Творческий путь В. Астафьева.

История создания и публикации «Царь-рыбы».

Нравственно-этические и экологические проблемы в повествовании «Царь-рыба».

Типы героев в повествовании. Поляризация системы персонажей, проблема авторского идеала, место и роль автора-персонажа в сюжете и композиции повествования.

Повесть Астафьева «Пастух и пастушка» в ряду произведений о войне.

Жанровое своеобразие повести.

Новое в изображении и оценке войны в романе «Прокляты и убиты».

Жанровое своеобразие цикла «Затеси».

Основные темы, проблемы произведения.

Традиции писателей-предшественников в произведениях Астафьева.


Литература

Кузнецов Ф. Истинная земля Виктора Астафьева. Перекличка эпох. - М., 1980.

Курбатов В. Миг и вечность. Размышления о творчестве В. Астафьева. – Красноярск, 1983.

Швех Л. Своеобразие идейно-художественных обобщений в повести В. Астафьева «Пастух и пастушка»//Проблемы жанра и стиля художественного произведения. -Владивосток, 1988. - Вып.4. - С. 67-76.

Ланщиков А. Виктор Астафьев. М., 1992.

Бриксман Т.Я. Виктор Петрович Астафьев. Жизнь и творчество. Библиографический указатель. – М., 1999.

Лейдерман Н.Л. Крик сердца.- Екатеринбург, 2001.


Практическое занятие № 8


ТРАДИЦИИ И НОВАТОРСТВО ПОЭЗИИ И. БРОДСКОГО


  1. Какую роль в становлении Бродского-поэта сыграли личность и творчество Анны Ахматовой?

  2. Объясните понятие «внутренняя эмиграция» применительно к жизни и творчеству И. Бродского.

  3. Каковы истоки поэзии Бродского? К каким историко-культурным пластам он обращается чаще всего?

  4. Каковы основные темы эссеистики И. Бродского?

  5. Какую роль играет сочетание литературной и разговорной лексики в стихотворениях Бродского?

  6. В чем заключается новаторство Бродского в области рифмы?

  7. Прочитайте стихотворение «Пилигримы» и ответьте на следующие вопросы:

    • Проанализируйте эпиграф. Кто такие пилигримы?

    • Почему стихотворение не делится на четверостишия?

    • Каковы основные образы стихотворения?

    • Проанализируйте антитезы в стихотворении.

    • Какова роль повторов в стихотворении?

    • Какова ритмическая организация стихотворения? Какую роль она играет, какое впечатление создает?

    • Какова роль знаков препинания — только грамматическая или интонационная?

    • Какие времена и культуры упоминаются в стихотворении? Какова роль этих упоминаний? 




  1. Прочитайте стихотворение «Рождественский романс» и ответьте на следующие вопросы:

    • Каково основное настроение стихотворения? Каково эмоциональное состояние лирического героя?

    • Как в стихотворении соотносятся религиозное и метафизическое начала? Как выражается мотив богоборчества?

    • Как проявляется «трагическая ирония» в отношении лирического героя к миру?

    • Проанализируйте сочетание разных стилей лексики (книжного, разговорного, просторечного). Какой эффект создается этим приемом?


Литература

Бродский И.А. Соч.: В 7 т. СПб., 1997-1998. Т. 1-4.

Лотман М. Послесловие к подборке стихов И. Бродского//Дружба народов, 1988, № 8.

Крепс М. О поэзии Иосифа Бродского. Анн Арбор, 1984.

Баткин Л. Тридцать третья буква. Заметки читателя на полях Иосифа Бродского. М., 1996.

Полухина В. Бродский глазами современников. СПб., 1997.

Волков С. Диалоги с Иосифом Бродским. М., 1998.

Иосиф Бродский: Труды и дни. – М., 1998.

Иосиф Бродский и мир. Метафизика. Античность. Современность. СПб., 2001.

Практическое занятие № 9


ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ ПОЭЗИИ.

АВТОРСКАЯ ПЕСНЯ. РОК-ПОЭЗИЯ. ВИЗУАЛЬНАЯ ПОЭЗИЯ. ДУХОВНАЯ ПОЭЗИЯ


  1. Специфика феномена авторской песни.

  2. Темы и герои авторской песни.

  3. Традиции и новаторство авторской песни.

  4. В. Высоцкий, Б. Окуджава, Ю. Ким, С. Городецкий, А. Городницкий, А. Галич, Ю. Визбор и др. Анализ творчества (доклады студентов).

  5. Рок-поэзия как литературный и музыкальный факт.

  6. В. Цой, Ю. Шевчук, Б. Гребенщиков, А. Башлачев, К. Кинчев и др. Анализ творчества (доклады студентов).

  7. Визуальная поэзия: синтез литературы и живописи.

  8. А. Вознесенский, Д. Авалиани. Анализ творчества (доклады студентов).

  9. Художественное своеобразие духовной поэзии.

  10. О. Николаева, С. Аверинцев, Ю. Кублановский, Н. Горбаневская и др. Анализ творчества (доклады студентов).


Литература

Русские поэты ХХ века. М., 2002.

Избранные имена. Русские поэты ХХ века: учебное пособие / Под ред. Н.М. Малыгиной. М., 2006.

Славецкий В.И. Русская поэзия 80 - 90-х годов ХХ века: Тенденции развития, поэтика. М., 1998.


Авторская песня / Сост. Вл. И. Новиков. М., 1997.

Андреев Ю.А. Наша авторская…: История, теория и современное состояние самодеятельной песни. М., 1991.

Бардовская песня: Комментированный сборник песен современных авторов /Авт.-сост. Н. Кутейникова. М., 1993.

Наполним музыкой сердца: Антология авторской песни / Сост. Р. Шипов. М., 1989.

Поэзия. Альманах. 1990. Вып. 57.

Практическое занятие № 10


НОВАТОРСТВО ДРАМАТУРГИИ А. ВАМПИЛОВА

(«УТИНАЯ ОХОТА», «ПРОШЛЫМ ЛЕТОМ В ЧУЛИМСКЕ»)
Традиции каких писателей/драматургов прослеживаются в «театре Вампилова»?

Охарактеризуйте мотив охоты в пьесе «Утиная охота». Чем является охота для Зилова и Димы? (приведите цитаты). Объясните смысл названия пьесы.

Опишите главного героя, приведите цитатные портретные характеристики. Что такое «зиловщина»?

Рассмотрите в пьесе мотив духовного падения.

Охарактеризуйте предпоследнюю реплику жены Зилова (действие 2).

Рассмотрите образ официанта Димы. Является ли он двойником-антиподом Зилова?

Охарактеризуйте образы-символы в пьесе (траурный венок, ружье, телефон, плюшевый кот, кафе «Незабудка» и др.).

Охарактеризуйте персонажей пьесы.

Особенности композиционного построения. Какую роль в пьесе играет экспозиция (действие 1, явление 1) Каково поведение главного героя? Какое значение имеет похоронный венок с надписью?

Сколько финалов в пьесе? Охарактеризуйте их.

Попытайтесь определить жанр пьесы, обращая внимание на характер конфликта и способ его развёртывания в пьесе.

В чем состоит особенность композиции пьесы «Прошлым летом в Чулимске»?

Охарактеризуйте образ-символ в пьесе (забор палисадника). Как относятся к нему герои?

Охарактеризуйте главных героев пьесы. Объясните поведение Валентины; иронию Зинаиды; апатию, безразличие Шаманова (почему его отстранили от дел? почему он отстраняется от Валентины?) Какую роль играет в пьесе охотник Еремеев?

Рассмотрите в пьесе мотив прозрения.

Обратите внимание на основные пространственные и временные характеристики пьесы. Рассмотрите место и время действия в пьесе.

Есть ли в пьесе психологический подтекст? Если да, то в чем он заключается?

Литература

Бугров Б.С. Русская советская драматургия 1960-1970 годы. - М., 1981.

Гушанская Е. Александр Вампилов. Очерк творчества. Л., 1990.

Мир Александра Вампилова: Жизнь. Творчество. Судьба: Материалы к путеводителю. – Иркутск, 2000.



Практическое занятие № 11


ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ ДРАМАТУРГИИ.

«ЧУДНАЯ БАБА» И «ПАННОЧКА» Н. САДУР.

МОНОПЬЕСЫ Е. ГРИШКОВЦА («КАК Я СЪЕЛ СОБАКУ» И «ОДНОВРЕМЕННО»)
Садур как продолжатель культурных, философских, нравственных традиций отечественной прозы и драматургии.

Специфика драматического конфликта в пьесах Садур.

Экзистенциальное мироощущение персонажей драматурга.

Нравственный выбор героев Садур. Поиск героями ответов на главные вопросы бытия.

«Перевернутость» понятий зло-добро, верх-низ, свет-тьма, божий мир-хаос.

Взаимосвязь мифологического и реалистического.

Жанровая специфика пьес Садур.

Пьеса «Панночка» как один из видов ремейка.

Гоголевские традиции в пьесе «Панночка».
Жанровое своеобразие пьес Гришковца «Как я съел собаку» и «ОдноврЕмЕнно».

Поиски нового сценического выражения.

Экзистенциальное одиночество героев Гришковца.

Онтологические и нравственно-этические проблемы в пьесах.

Современный, «настоящий живой русский язык» в пьесах.
Литература

Громова М.И. Русская драматургия конца ХХ – начала ХХI века: учебное пособие. – М., Флинта, 2005.

Злобина А. Драма драматургии // Новый мир. 1998. № 3.
Васильева М. Так сложилось // Дружба народов. 1998. № 4. С. 208-217.

Садур Н. Догадка о народе // Вопросы литературы. 2001. № 2. С. 182-185.

Цунский И. Технология мистического // Современная драматургия. 1998. № 2. С. 172-178.

Четина Е.М. Художественное своеобразие и особенности проблематики философской драмы Нины Садур // Актуальные проблемы филологии в вузе и школе. Тверь, 1992. С. 171-172.

Старченко Е.В. Пьесы Н.В. Коляды и Н.Н. Садур в контексте драматургии 1980-90-х годов. Автореф. дис. … канд. филол. наук. М., 2005.
Быков Д. Взрослая жизнь молодого человека // Новый мир. 2002. № 1. С. 184-187.

Боровиков С. Голос. Рец. на кн.: Гришковец Е. Город. М., 2001 // Новый мир. 2002. № 1. С. 182-184.


Практическое занятие № 12


ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПОРТРЕТЫ СОВРЕМЕННЫХ ПИСАТЕЛЕЙ
1. Темы докладов и сообщений

М. Арбатова

Е. Гремина

Вик. Ерофеев

Е. Исаева

С. Каледин

А. Ким


Н. Коляда

Д. Липскеров

В. Маканин

В. Пелевин

Ю. Поляков

В. Пьецух

А. Слаповский

В. Сорокин

Т. Толстая

М. Угаров

Л. Улицкая

и др. (по согласованию с преподавателем



  • СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИОННОГО КУРСА
  • ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ (8 СЕМЕСТР)
  • Практическое занятие № 1 (второй вариант)
  • Практическое занятие № 2
  • Практическое занятие № 2 (второй вариант)
  • Практическое занятие № 3
  • Практическое занятие № 4
  • Практическое занятие № 5
  • Практическое занятие № 6
  • Практическое занятие № 7
  • Практическое занятие № 8
  • Практическое занятие № 9
  • Практическое занятие № 10
  • Практическое занятие № 11
  • Практическое занятие № 12