Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Учебно-методический комплекс дисциплины «история зарубежной литературы XVII xviii вв.»




страница1/4
Дата23.06.2017
Размер0.58 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
  1   2   3   4
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования



«ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ФГБОУ ВПО «ОмГПУ»)

филологический факультет

кафедра литературы и культурологии


УТВЕРЖДАЮ

Декан филологического факультета

____________ Глотова Е.А.

(подпись)

«30» сентября 2012 г.




УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ

«история зарубежной литературы XVIIXVIII вв.»

цикла ДПП ГОС ВПО и входит в число обязательных дисциплин федерального компонента для специальности

050301.65 Русский язык и литература

по учебному плану набора 2010 года

форма обучения ОЧНАЯ

Составитель: Косяков Г.В., д.ф.н., профессор кафедры литературы и культурологии _______

(подпись)

Учебно-методический комплекс составлен на основании ГОС ВПО 2005 г.

и рассмотрена на заседании кафедры литературы и культурологии

«30» августа 2012 г., Протокол № 1


Заведующий кафедрой

к.ф.н. доцент Москвина В.А. ___________________

(подпись)
Учебно-методический комплекс одобрен

Советом (Учебно-методической комиссией)

филологического факультета

«__» августа 2012 г. Протокол № 1.


Омск, 2012


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ФГБОУ ВПО «ОмГПУ»)

Филологический факультет

Кафедра литературы


УТВЕРЖДАЮ


Декан филологического факультета

___________________ Е.А. Глотова

(подпись)

«31» августа 2012 г.


РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
по дисциплине

«история зарубежной литературы XVIIXVIII вв.»

цикла ДПП ГОС ВПО и входит в число обязательных дисциплин федерального компонента для специальности

050301.65 Русский язык и литература

по учебному плану набора 2010 года

форма обучения ОЧНАЯ

Составитель (и): Косяков Г.В. д.ф.н. профессор кафедры литературы и культурологии ______________

(подпись)
Рабочая программа составлена на основании ГОС ВПО 2005 г.

и рассмотрена на заседании кафедры литературы и культурологии

«30» августа 2012 г., Протокол № 1
Заведующий кафедрой

к.ф.н. доцент Москвина В.А. ___________________

(подпись)
Рабочая программа одобрена

Советом (учебно-методической комиссией)

филологического факультета

«31» августа 2012 г. Протокол № 1.

2012 г.


  1. Таблица распределения общего объема часов по видам учебной работы



Курс

Семестр

Объем часов (по наличию видов занятий)

Форма промежуточного контроля

Аудиторные занятия

Самостоятельная работа

Общая трудоемкость

Всего

Лекции

Практические занятия

Семинары

Лабораторные занятия

Другие виды занятий

Всего

Курсовая работа

Реферат

Другие виды самост. работы

2

3

108

50

34



16





58





58

экзамен

Общая трудоемкость 108 часов.



  1. Цель и задачи дисциплины.

Требования к уровню освоения содержания учебной дисциплины

Цель курса – сформировать у студентов историко-культурные представления о литературном процессе ХVII – ХVIII вв., мировоззренческих, эстетических направлениях и стилях. Задачи курса:

– познакомить студентов с ключевыми характеристиками барокко, клас­сицизма, сентиментализма, предромантизма в западноевропейской литературе ХVII – ХVIII вв.;

– сориентировать профессиональный интерес студентов на художественные приемы, эстетические принципы, отраженные в зарубежной литературе ХVII – ХVIII вв.;

– выявить эстетические доминанты наиболее характерных для эпохи ли­тературных жанров;

– сформировать навыки композиционного, тематического и сравнитель­ного анализа классицистической трагедии, комедии, философской повес­ти, просветительского романа;

– расширить эрудицию и общую культуру студентов.



В результате изучения курса «Зарубежная литература ХVII – ХVIII веков» студент должен знать определяющие черты эстетики данной эпохи, ее ми­ровоззренческую основу и формы ее образного выражения; основные ве­хи развития испанской, французской, английской, итальянской и немецкой литературных традиций. Студент должен уметь анализировать художественный мир литературных произведений, исходя из особенностей эстетики и мировоззрения ху­дожника и его эпохи, выявлять ведущие характеристики философской позиции автора, а также преподавать изученный историко-культурный и историко-литературный материал в образовательных учреждениях.


  1. Тематический план

(с распределением общего бюджета времени в часах)




Раздел дисциплины, содержание

Всего

Аудиторные

Самостояте-льная работа

Формы межсессионного контроля

Лекции

Семинары

Лаборато-рные

1

Введение. Общая характеристика эпохи.

4

2

-


-

2

Терминологи-ческий диктант

2

Барокко как направление в искусстве.

4

2

-


-

2

Зачет по текстам

3

Понятие о классицизме. Иерархия классицистических жанров. Трактат «Поэтическое искусство» Н. Буало.

4

2

-


-

2

Терминологи-ческий диктант

4

Французский классицистический театр ХVII в. (Корнель, Расин, Мольер).



24

6

6


-

12

Зачеты по текстам, письменные и устные опросы, читательские отзывы

5

Английская пуританская литература XVII в. Творчество Дж. Беньяна и Дж. Мильтона.

8

2

2


-

4

Зачеты по текстам, письменные и устные опросы, читательские отзывы

6

Общая характеристика века Просвещения.

4

2

-


-

2

Конспектиро-вание философских трудов

7

Просвещение в Англии. Английский просветительский роман.

12

4

2


-

6

Зачеты по текстам, письменные и устные опросы

8

Просвещение во Франции.

10

2

2


-

6

Тестирование. Написание эссе.

Зачеты по текстам, письменные и устные опросы.

Конспекты монографи-ческих работ.


9

Сентиментализм в западноевропейской литературе.

6

2

-


-

4

Читательские отзывы.

Зачеты по текстам, письменные и устные опросы, читательские отзывы.

Конспекты.


10

Итальянская литература ХVIII в.

4

2

-

-

2

Читательские отзывы.

Конспекты.



11

Немецкая литература ХVIII в.

20

6

4


-

10

Зачеты по текстам.

12

Предромантизм в западноевропейской литературе.

8

2

-

-

6

Конспекты.

Всего по дисциплине


108

34

16

-

58







  1. Основное содержание дисциплины


Тема 1. Введение. Общая характеристика эпохи.

Социально-политические процессы в Западной Европе XVII в. Смена культурной парадигмы. Кризис возрожденческого идеала. Философские системы века: Декарт, Юм, Локк. Роль научного познания и эксперимента. Значение механики в культурной парадигме эпохи. «Разум» как ключевое понятие эпохи. Стилевые и мировоззренческие доминанты литературы XVII в.


Тема 2. Барокко как направление в искусстве.

Понятие о барокко. Испанская поэзия барокко XVII в.: Гонгора и Кеведо. Ключевые характеристики гонгоризма и концептизма. Национальное своеобразие испанского театра. Жанровые истоки драматургии Кальдерона. «Драмы шпаги» в творческой эволюции Кальдерона. Проблема чести в пьесе Кальдерона «Саламейский алькальд». Про­блема свободы человека в философской пьесе Кальдерона «Жизнь есть сон». Религиозная и философская глубина ключевых символов пьесы. Нравственно-религиозная проблематика ауто Кальдерона. Шекспир, Лопе де Вега и Кальдерон.


Тема 3. Понятие о классицизме. Иерархия классицистических жанров. Трактат «Поэтическое искусство» Н. Буало.

Мировоззренческие основы и важнейшие черты поэтики классицизма. Особенности сюжета и композиции классицистического произведения. Классицисты о языке художественного произведения. Классицистический идеал. Буало о принципе подражания природе, разуму, античным образцам, принципе правдоподобия, принципе единства формы и содержания, о назначении искусства и художника, об иерархии жанров. Жанр трагедии в понимании Буало.


Тема 4. Французский классицистический театр ХVII в. (Корнель, Расин, Мольер).

Французский театр в эпоху Людовика XIV. Особенности конфликта и художественные принципы построения образа героя в трагедии Корнеля «Сид». Проблема патриотизма в трагедии Корнеля «Гораций». «Вторая» манера Корнеля: «Родогуна».

Роль янсенизма в формировании мироощущения Ж. Расина. Нравственные ценности и страсти /пороки/ в трагедиях Расина «Андромаха», «Федра» и др. Сравнительная характеристика драматургии Корнеля и Расина.

Нравственная проблематика и художественное своеобразие комедий Моль­ера. Трансформация фарсовых и бурлескных форм комического в творчест­ве Мольера. Комизм положений и комизм характеров в пьесах Мольера «Тартюф», «Скупой», «Мещанин во дворянстве». Роль Мольера в развитии мирового театра.


Тема 5. Английская пуританская литература XVII в. Творчество Дж. Беньяна и Дж. Мильтона.

Религиозные и нравственные ценности пуритантизма. Жанровое своеобразие аллегорического романа Дж. Беньяна «Путь Паломника». Жизненный и творческий путь Дж. Мильтона. Источники и особенности сюжета эпической поэмы «Потерянный рай». Жанровые особенности поэмы. Философская и религиозная глу­бина поэмы. Космизм и «музыка сфер» в поэме. Соединение барочных и классицистических традиций. Ключевые образы поэмы. Значение поэмы для мировой культуры. Мильтон и русская литература.


Тема 6. Общая характеристика века Просвещения.

Просвещение как идеологическое, философское и культурное направле­ние Нового времени. Новое понимание человеческой природы и общества философами-просветителями. Теизм и пантеизм в учениях просветителей. Роль воспитания в идеологии Просвещения. И. Кант о Просвещении. Конституция США как политический манифест века Просвещения.


Тема 7. Просвещение в Англии. Английский просветительский роман.

Жанровые истоки, мировоззренческая основа и художественные принципы просветительского романа. Образ человека Нового времени в романе Д. Дефо «Робинзон Крузо». Развенчание социальной и нравственной ущербности человека в романе «Путешествия Лемюэля Гулливера» Дж. Свифта. Поэтика и проблематика сатирических памфлетов Свифта. Г. Филдинг о естественном человеке и воспитании в романе «История Тома Джонса, найденыша».


Тема 8. Просвещение во Франции.

Особенности Просвещения во Франции. Разум и страсть в романе А. Прево «История кавалера де Грие и Манон Леско». Энциклопедисты. Творческий путь Вольтера. Жанр философской повести в творчестве Вольтера. Просветительская драматургия Вольтера. Философская, нравственная и эстетическая позиция Д. Дидро. Антиклерикальная направленность романа Дидро «Монахиня». Дидро и становление жанра мещанской драмы.


Тема 9. Сентиментализм в западноевропейской литературе.

Сентиментализм как художественный метод. Категории чувствитель­ности и отзывчивости в сентиментализме. Роман JI. Стерна «Сентименталь­ное путешествие Йорика по Франции и Италии» как выражение сентименталистской этики и эсте­тики. Сентиментализм в творчестве Ж.-Ж. Руссо. Концепция естественной любви в эпистолярном романе Руссо «Юлия, или Новая Элоиза».

Философская и «кладбищенская» лирика эпохи сентиментализма: Э. Юнг и Т. Грей.
Тема 10. Итальянская литература ХVIII в.

Итальянская культура ХVIII в. Национальные особенности итальянского театра. К. Гольдони как реформатор итальянского театра. Гольдони и Мольер.

Эстетическое и поэтическое своеобразие фьяб (сказок для театра) К. Гоцци. Основные направления полемики Гоцци и Гольдони.
Тема 11. Немецкая литература ХVIII в.

Культурная жизнь Германии в ХVIII в. Университетские центры. Немецкая классическая философия и немецкая литература. Г.-Э. Лессинг как теоретик искусства, критик, художник. Жанр мещанской драмы в творчестве Лессинга и Шил­лера.

Эстетические идеи представителей течения «Буря и натиск». Веймарский классицизм.

Основные вехи жизни и творчества Шиллера. Основные мотивы лирики Шиллера. Жанр баллады в творчестве Шиллера. Художественное своеобразие драматургии Шиллера. Шиллер и Гете. Шиллер и русская культура.

Периодизация жизни и творчества И.-В. Гете. Основные мотивы лирики Гете. Трагедия надломленного сознания в романе Гете «Страдания молодого Вертера». Диалог культур в «Римских элегиях» Гете. Особенности драматургии Гете. Творческий замысел и система образов трагедии Гете «Фауст». Проблема зла. Символическое звучание фи­нала трагедии.
Тема 12. Предромантизм в западноевропейской литературе.

Смена культурной парадигмы в конце ХVIII в. Новое понимание природы и человека в лирике Р. Бернса. «Оссианизм» в истории мировой литературы. Категория иррационального в «готической» литературе.



  1. Организация самостоятельной работы студентов

5.1. Темы для самостоятельной работы: «Общая характеристика немецкой литературы XVII века»; «Жанр басни в творчестве Лафонтена»; «Нравы и философия эпохи XVII – XVIII веков в прозе Ж. Лабрюйера и Ф. Ларошфуко»; «Ж.-Ж. Руссо о развитии человеческого общества и искусства»; «Комизм характеров и положений в комедиях Бомарше».

6. Примерные темы курсовых работ (не предусмотрены)

7. Формы текущей аттестации

Проверка качества усвоения знаний по дисциплине проводится в устной и письменной форме: зачеты по текстам, контрольные и проверочные работы с вопросами репродуктивного и проблемного характера, бланковое тестирование, терминологические диктанты, литературоведческие и культурологические анализы, составление конспектов научных статей и глав монографических исследований.



8. Формы промежуточной аттестации

Аттестация по курсу – экзамен.


9. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

9.1. Список текстов для прочтения по зарубежной литературе XVII – XVIII вв.

  1. Луис де Гонгора-и-Арготе. Лирика.

  2. Франциско де Кеведо-и-Вильегас. Лирика.

  3. Кальдерон де Ла Барка «Саламейский алькальд», «Жизнь есть сон».

  4. Никола Буало «Поэтическое искусство».

  5. Пьер Корнель «Сид», «Гораций», «Родогуна».

  6. Жан Расин «Андромаха», «Британник», «Федра», «Баязет».

  7. Жан Батист Мольер «Смешные жеманницы», «Скупой», «Тартюф», «Мещанин во дворянстве», «Мизантроп».

  8. Джон Беньян «Путь Паломника» (по желанию).

  9. Джон Мильтон «Потерянный рай», «Самсон-борец», лирика.

  10. Ханс Якоб Кристоффель Гриммельсхаузен «Симплициссимус» (по хрестоматии).

  11. Даниэль Дефо «Робинзон Крузо».

  12. Джонатан Свифт «Путешествия Лемюэля Гулливера», «Сказка о бочке».

  13. Генри Филдинг «История Тома Джонса, найденыша».

  14. Сэмюэл Ричардсон «Памела, или Вознагражденная добродетель» (по желанию).

  15. Ричард Бринсли Шеридан «Школа злословия».

  16. Лоренс Стерн «Сентиментальное путешествие Йорика по Франции и Италии».

  17. Роберт Бернс. Лирика.

  18. Анна Радклиф «Удольфские тайны» или «Итальянец».

  19. Карло Гольдони «Слуга двух господ» или «Хитрая вдова».

  20. Карло Гоцци «Любовь к трем апельсинам», «Турандот».

  21. Антуан Франсуа Прево «История Кавалера де Грие и Манон Леско».

  22. Дени Дидро «Монахиня», «Жак-фаталист», «О драматической поэзии», «Салоны».

  23. Жан де Лабрюйер «Характеры, или Нравы нашего века» (по желанию).

  24. Франсуа де Ларошфуко «Максимы» (на выбор).

  25. Мари Франсуа Аруа Вольтер «Орлеанская девственница», «Магомет, или Фанатизм», «Кандид, или Оптимизм», «Простодушный», «Микромегас».

  26. Жан де Лафонтен «Басни».

  27. Пьер Огюстен Бомарше «Севильский цирюльник, или Тщетная предосторожность», «Безумный день, или Женитьба Фигаро».

  28. Жан Жак Руссо «Рассуждение о начале и основаниях неравенства…», «Юлия, или Новая Элоиза».

  29. Готхольд Эфраим Лессинг «Лаокоон», «Эмилия Галотти».

  30. Иоганн Фридрих Шиллер «Разбойники», «Коварство и любовь», лирика.

  31. Иоганн Вольфганг Гете «Страдания молодого Вертера», «Эгмонт», «Римские элегии», лирика, «Фауст».


9.2. Основная литература:

1. Луков, В.А. История литературы. Зарубежная литература от истоков до наших дней [Текст] / В. А. Луков. – М. : Academia, 2009. – 511 с.

2. Стадников, Г.В. Зарубежная литература и культура средних веков, Возрождения, XVII [Текст] / Г. В. Стадников. – М. : Наука, 2009. – 168 с.
9.3. Дополнительная литература:

1. История зарубежной литературы XVII в. [Текст] / под ред. М.В. Разумовской. – М. : Высшая школа, 2001. – 254 с.

2. История зарубежной литературы XVIII века [Текст] / под ред. Л.В. Сидоренко. – М. : Высшая школа, 2001. – 319 с.

3. Жирмунская, Н.А. От Барокко к романтизму: Статьи о французской и немецкой литературах [Текст] / Н. А. Жирмунская. – СПб. : Филологический факультет Санкт-Петербурского гос. ун-та, 2001. – 463 с.

4. Николюкин, А.Н. Литературная энциклопедия терминов и понятий [Текст] / А. Н. Николюкин. – М. : НПК Интелвак, 2001. – 1594 с.

6. Теория литературных жанров [Текст] : учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / М. Н. Дарвин [и др.] ; ред. Н. Д. Тамарченко. – М. : Академия, 2011. – 256 с.

7. Теория литературы [Текст] : в 2 т. / ред. Н. Д. Тамарченко. – М. : AcademiA, 2008.
9.4. Программное обеспечение и Интернет-ресурсы.

1. Левин, Ю. Английская литература в России XVIII века [Электронный ресурс] / История Российско-Британских культурных связей. Авторские материалы и цитаты // © портал «Культура России», © ГИВЦ МК РФ: [сайт]. URL: http://www.mincult.ru/brit/histbr3.htm

2. Российская государственная библиотека – http: // www.rsl.ru

3. Омская государственная областная научная библиотека имени А.С. Пушкина http://www.lib.okno.ru/

4. Институт русской литературы (Пушкинский Дом) Российской Академии наук http://www.pushkinskijdom.ru/


Методические указания (материалы) для студентов

Учебная дисциплина «Зарубежная литература XVII – XVIII вв.» является объективно сложным для усвоения студентами в силу ряда причин: обилия литературных методов, стилей и направлений, изучаемых в рамках данного учебного курса, знакомством с различными философскими школами и др. Чтобы усвоить дидактические единицы ГОС ВПО, студент должен, во-первых, хорошо знать литературные и философские источники, сопоставлять их, анализировать композиционные и сюжетные особенности, во-вторых, уяснить ключевые мировоззренческие и поэтические черты барокко, классицизма, сентиментализма, предромантизма, в-третьих, системно изучать литературное произведение, видя в нем отражение мировоззренческих доминант эпохи, национальных и религиозных особенностей, биографии художника. У студентов должно сформироваться целостное представление о том, какую роль сыграла зарубежная литература XVII – XVIII вв. в формировании современной западноевропейской цивилизации, ее идеологии.

Основными в методологическом отношении для студента должны стать сравнительно-исторический, историко-генетический, типологический методы. Важным для студентов должно стать сопоставление изучаемых литературных явлений с русской литературой XVIII в. Полноценное изучение зарубежной литературы возможно через чтение текстов на языке оригинала. В этой связи студентам, изучающим немецкий, французский или английский языки, важно хотя бы фрагментарно обращаться к поэтическим текстам на языке оригинала.

Студентам желательно познакомиться с произведениями западноевропейского искусства XVII – XVIII вв., выставленными в Музее изобразительных искусств им. М. Врубеля, сценическими постановками классицистических пьес, а также с архитектурными памятниками в стиле барокко и классицизма г. Омска.

Основные формы организации самостоятельной работы студентов являются: конспектирование монографических работ и статей о творчестве зарубежных классиков; поиск интернет-источников, связанных с современными прочтениями наследия писателей, драматургов и поэтов; составление библиографии источников, связанных с жизнью и творчеством зарубежных писателей и поэтов; составление читательских и зрительских отзывов; написание эссе; знакомство с философскими трудами изучаемой эпохи; подготовка к письменным и устным опросам, тестирование с вопросами закрытого и открытого характера; ведение читательского дневника и словарика (по желанию); знакомство с литературными произведениями на языке оригинала и написание переводов (по желанию).
Методические указания (материалы) для преподавателя

Преподавателю учебной дисциплины «Зарубежная литература XVII – XVIII вв.» особое внимание следует уделить культурному, эстетическому контексту эпохи, с которым, как правило, очень плохо знакомы студенты. В этой связи изучение литературных памятников должно предваряться рассмотрением философских, эстетических, религиозных доминант эпохи. Ключевым в преподавании данного учебного курса является восприятие эпохи как, во-первых, ценностной реакции на нереализованные идеалы эпохи Возрождения, и, во-вторых, как преддверия современной западной цивилизации. В изучении литературного процесса XVII – XVIII вв. преподавателю важно раскрыть революционные изменения культурной парадигмы. Обращение к мировоззренческому контексту эпохи не должно умалять анализа эстетических характеристик барокко, классицизма, сентиментализма. Преподаватель, акцентируя жанровый характер поэтического мышления XVII – XVIII вв., должен раскрыть студентам определяющие черты ключевых литературных жанров эпохи (ода, трагедия, комедия, сатира, эпическая поэма, элегия) в их историческом развитии. Одним из магистральных направлений в работе со студентами должно являться формирование их терминологической культуры. Студентам следует предлагать разнообразные творческие задания с целью формирования у них интереса к изучаемым литературным памятникам (читательские отзывы, аналитические сочинения, концепции сценических постановок и т.д.).

Особого внимания требует изучение эпической поэмы Дж. Мильтона «Потерянный рай» и трагедии И.-В. Гете «Фауст», в которых «энциклопедически» отразилась духовность эпохи. Данные литературные памятники, объективно сложные для восприятия студентами, должны рассматриваться системно в единстве мировоззренческого, поэтического и биографического аспектов. Вполне естественной на семинарских занятиях является методическая подготовка будущих учителей-словесников, призванная помочь им в преподавании произведений, включенных в школьную программу.

Теоретические разделы курса

(развернутая аннотация лекций и задания к ним для студентов)

Лекция № 1. Введение. Общая характеристика эпохи.

План:


1. Западноевропейская культура в нач. XVII в.

2. Философские системы века.


1. Социально-политические процессы в Западной Европе XVII в. Смена культурной парадигмы. Кризис возрожденческого идеала. Значение механики в культурной парадигме эпохи. Стилевые и мировоззренческие доминанты литературы XVII в.

2. «Разум» как ключевое понятие эпохи. Философские системы века: Декарт, Юм, Локк. Роль научного познания и эксперимента.


Литература

1. Николюкин, А.Н. Литературная энциклопедия терминов и понятий [Текст] / А. Н. Николюкин. – М. : НПК Интелвак, 2001. – 1594 с.

2. Теория литературных жанров [Текст] : учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / М. Н. Дарвин [и др.] ; ред. Н. Д. Тамарченко. – М. : Академия, 2011. – 256 с.

3. Теория литературы [Текст] : в 2 т. / ред. Н. Д. Тамарченко. – М. : AcademiA, 2008.


Лекция № 2. Барокко как направление в искусстве.

План:


1. Понятие о барокко.

2. Испанская поэзия барокко XVII в.

3. Драматургия Кальдерона.
1. Понятие о барокко. Мировоззренческие основы барокко. Ключевые эстетические принципы барокко. Художественный язык и композиция барочных произведений.

2. Гонгора и Кеведо. Ключевые характеристики гонгоризма и концептизма.

3. Национальное своеобразие испанского театра. Жанровые истоки драматургии Кальдерона. «Драмы шпаги» в творческой эволюции Кальдерона. Проблема чести в пьесе Кальдерона «Саламейский алькальд». Про­блема свободы человека в философской пьесе Кальдерона «Жизнь есть сон». Религиозная и философская глубина ключевых символов пьесы. Нравственно-религиозная проблематика ауто Кальдерона. Шекспир, Лопе де Вега и Кальдерон.
Литература

1. Луков, В.А. История литературы. Зарубежная литература от истоков до наших дней [Текст] / В. А. Луков. – М. : Academia, 2009. – 511 с.

2. Стадников, Г.В. Зарубежная литература и культура средних веков, Возрождения, XVII [Текст] / Г. В. Стадников. – М. : Наука, 2009. – 168 с.

3. Теория литературы [Текст] : в 2 т. / ред. Н. Д. Тамарченко. – М. : AcademiA, 2008.



Лекция № 3. Понятие о классицизме. Иерархия классицистических жанров. Трактат «Поэтическое искусство» Н. Буало.
План:

1. Понятие о классицизме как эстетическом методе.

2. Эстетические принципы классицизма в стихотворном трактате Н. Буало «Поэтическое искусство».

3. Поэтика жанра классицистической трагедии.


1. Мировоззренческие основы и важнейшие черты поэтики классицизма. Особенности сюжета и композиции классицистического произведения. Классицисты о языке художественного произведения. Классицистический идеал. Система классицистических жанров.

2. Буало о принципе подражания природе, разуму, античным образцам, принципе правдоподобия, принципе единства формы и содержания, о назначении искусства и художника, об иерархии жанров в стихотворном трактате «Поэтическое искусство». Буало о красоте и идеале.

3. Жанр трагедии в понимании Буало. Особенности сюжета и композиции классицистической трагедии. Правило трех единств. Поэтика монологов и диалогов в классицистической трагедии. Требования к главному герою. Функция наперсников.
Литература

1. Луков, В.А. История литературы. Зарубежная литература от истоков до наших дней [Текст] / В. А. Луков. – М. : Academia, 2009. – 511 с.

2. Стадников, Г.В. Зарубежная литература и культура средних веков, Возрождения, XVII [Текст] / Г. В. Стадников. – М. : Наука, 2009. – 168 с.

3. Теория литературы [Текст] : в 2 т. / ред. Н. Д. Тамарченко. – М. : AcademiA, 2008.


Задание для студентов

Подготовьтесь к зачету по текстам пьес Кальдерона.


Лекция № 4. Жанр трагедии в творчестве П. Корнеля

План:


1. Французский театр в эпоху Людовика XIV. Творческое становление Корнеля.

2. Особенности конфликта и художественные принципы построения образа героя в трагедии Корнеля «Сид».

3. Проблема патриотизма в трагедии Корнеля «Гораций».

4. «Вторая» манера Корнеля.


1. Развитие классицистического театра во Франции. Творческое становление Корнеля. Ранние комедии Корнеля.

2. Особенности композиции, сюжета, конфликта и системы образов трагедии Корнеля «Сид». Поэтика финала трагедии.

3. Особенности внешнего и внутреннего конфликта в трагедии «Гораций». Проблема патриотизма и гуманности.

4. «Вторая» манера Корнеля. Трансформация героического в пьесах «второй» манеры. Женские героини и персонажи. Поэтика трагедии «Родогуна».


Литература

1. Луков, В.А. История литературы. Зарубежная литература от истоков до наших дней [Текст] / В. А. Луков. – М. : Academia, 2009. – 511 с.

2. Стадников, Г.В. Зарубежная литература и культура средних веков, Возрождения, XVII [Текст] / Г. В. Стадников. – М. : Наука, 2009. – 168 с.
Задание для студентов

Подготовьтесь к зачету по тексту стихотворного трактата Н. Буало «Поэтическое искусство».


Лекция № 5. Жанр трагедии в творчестве Ж. Расина

План:


1. Творческое становление Ж. Расина.

2. Нравственные ценности и страсти /пороки/ в трагедиях Расина «Андромаха», «Федра» и др.

3. Сравнительная характеристика драматургии Корнеля и Расина.


  1. Роль янсенизма в формировании мироощущения Расина. Расин и двор Людовика XIV. Расин в литературной борьбе эпохи.

2. Художественное новаторство Расина в области драматургии. Особенности сценических монологов и диалогов в драматургии Расина. Особенности внешнего и внутреннего конфликта в трагедиях «Андромаха», «Федра.

3. Корнель и Расин в истории французского и мирового театра. Лабрюйер о творческой манере Корнеля и Расина.


Литература

1. Луков, В.А. История литературы. Зарубежная литература от истоков до наших дней [Текст] / В. А. Луков. – М. : Academia, 2009. – 511 с.

2. Стадников, Г.В. Зарубежная литература и культура средних веков, Возрождения, XVII [Текст] / Г. В. Стадников. – М. : Наука, 2009. – 168 с.
Задание для студентов

Подготовьтесь к зачету по текстам трагедий Корнеля.



Лекция № 6. Жанр высокой комедии в творчестве Ж.Б. Мольера

План:


1. Творческое становление Мольера

2. Эстетика высокой комедии Мольера.

3. Нравственная проблематика и художественное своеобразие комедий Моль­ера.
1. Место комедии в системе классицистических жанров до Мольера. Личностное становление Мольера. Мольер и традиции галльской смеховой культуры. Мольер как противник прециозной культуры. Проблематика и поэтика комедии «Смешные жеманницы».

2. Эстетическое обоснование Мольером жанра высокой комедии. Комедия как зеркало для общества. Принципы создания сценического образа в комедиях Мольера. Мастерство Мольера в области сценического диалога. Особенности сюжета и композиции комедий Мольера.

3. Трансформация фарсовых и бурлескных форм комического в творчест­ве Мольера. Комизм положений и комизм характеров в пьесах Мольера «Тартюф», «Скупой», «Мещанин во дворянстве», «Мизантроп». Роль Мольера в развитии мирового театра.
Литература

1. Луков, В.А. История литературы. Зарубежная литература от истоков до наших дней [Текст] / В. А. Луков. – М. : Academia, 2009. – 511 с.

2. Стадников, Г.В. Зарубежная литература и культура средних веков, Возрождения, XVII [Текст] / Г. В. Стадников. – М. : Наука, 2009. – 168 с.
Задание для студентов

Подготовьтесь к зачету по текстам трагедий Расина.


Лекция № 7. Английская пуританская литература XVII в. Творчество Дж. Беньяна и Дж. Мильтона.

План:


  1. Пуритане в английской истории и культуре.

2. Поэтика аллегорического романа Дж. Беньяна «Путь Паломника».

3. Жизнь и творчество Дж. Беньяна. Эпическая поэма «Потерянный рай».


1. Кризис английского абсолютизма. Религиозные и нравственные ценности пуритантизма.

2. Жанровое своеобразие аллегорического романа Дж. Беньяна «Путь Паломника». Особенности повествования в романе. Ключевые образы романа.

3. Жизненный и творческий путь Дж. Мильтона. Мильтон как журналист и политический деятель. Источники и особенности сюжета эпической поэмы «Потерянный рай». Жанровые особенности поэмы. Философская и религиозная глу­бина поэмы. Космизм и «музыка сфер» в поэме. Соединение барочных и классицистических традиций. Ключевые образы поэмы. Значение поэмы для мировой культуры. Мильтон и русская литература.
Литература

1. Луков, В.А. История литературы. Зарубежная литература от истоков до наших дней [Текст] / В. А. Луков. – М. : Academia, 2009. – 511 с.

2. Стадников, Г.В. Зарубежная литература и культура средних веков, Возрождения, XVII [Текст] / Г. В. Стадников. – М. : Наука, 2009. – 168 с.
Задание для студентов

Подготовьтесь к зачету по текстам комедий Мольера.



Лекция № 8. Общая характеристика века Просвещения.

План:


  1. Общее понятие об эпохе Просвещения.

2. Ключевые философские идеи века

3. И. Кант об эпохе Просвещения.


1. Просвещение как идеологическое, философское и культурное направле­ние Нового времени. Роль воспитания в идеологии Просвещения.

2. Новое понимание человеческой природы и общества философами-просветителями. Теизм и пантеизм в учениях просветителей. Теория общественного договора.

3. И. Кант об веке Просвещения и Просвещенном веке. Проблема человеческой свободы и пастыря.
Литература

1. Луков, В.А. История литературы. Зарубежная литература от истоков до наших дней [Текст] / В. А. Луков. – М. : Academia, 2009. – 511 с.

2. История зарубежной литературы XVIII века [Текст] / под ред. Л.В. Сидоренко. – М. : Высшая школа, 2001. – 319 с.
Лекции № 9-10. Просвещение в Англии. Английский просветительский роман.

План:


  1. Национальное своеобразие английского Просвещения.

2. Общее понятие о просветительском романе.

3. Роман Д. Дефо «Робинзон Крузо» как предтеча английского просветительского романа.

4. Общая характеристика творчества Дж. Свифта.

5. Человеческая природа в романе Г. Филдинга «История Тома Джонса, Найденыша».


1. Английское общество после буржуазных революций и установление режима конституционной монархии. Концепция нового дворянина. Английская журналистика нач. XVIII в. Просветительские журналы.

2. Жанровые истоки, мировоззренческая основа и художественные принципы просветительского романа.

3. Жанровый генезис романа Д. Дефо «Робинзон Крузо». Образ человека Нового времени в романе Д. Дефо «Робинзон Крузо».

4. Развенчание социальной и нравственной ущербности человека в романе «Путешествия Лемюэля Гулливера» Дж. Свифта. Особенности эзопова языка в творчестве Свифта. Поэтика и проблематика сатирических памфлетов Свифта. Свифт-сатирик и мировая литература.

5. Г. Филдинг о естественном человеке и воспитании в романе «История Тома Джонса, найденыша». Особенности комического в романе. Проблема положительного и идеального героя в романе. Основные художественные принципы изображения человека в романе.
Литература

1. Луков, В.А. История литературы. Зарубежная литература от истоков до наших дней [Текст] / В. А. Луков. – М. : Academia, 2009. – 511 с.

2. История зарубежной литературы XVIII века [Текст] / под ред. Л.В. Сидоренко. – М. : Высшая школа, 2001. – 319 с.
Задание для студентов

Подготовьтесь к зачету по тексту эпической поэмы Дж. Мильтона «Потерянный рай».


Лекция № 11. Просвещение во Франции.

План:


  1. Общая характеристика французского Просвещения.

  2. Страсть и добродетель в романе аббата Прево «История кавалера де Грие и Манон Леско».

  3. Философское и художественное наследие Вольтера.

  4. Эстетика и художественное творчество Дидро.

1. Просвещение во Франции. Деятельность энциклопедистов.

2. Прево о человеческой природе, страсти и добродетели в романе «История кавалера де Грие и Манон Леско». Образная система романа.

3. Вольтер как просветитель. Творческий путь Вольтера. Поэтика комической поэмы Вольтера «Орлеанская девственница». Жанр философской повести в творчестве Вольтера. Просветительская драматургия Вольтера.

4. Философская, нравственная и эстетическая позиция Д. Дидро. Антиклерикальная направленность романа Дидро «Монахиня». Дидро и становление жанра мещанской драмы.
Литература

1. Луков, В.А. История литературы. Зарубежная литература от истоков до наших дней [Текст] / В. А. Луков. – М. : Academia, 2009. – 511 с.

2. История зарубежной литературы XVIII века [Текст] / под ред. Л.В. Сидоренко. – М. : Высшая школа, 2001. – 319 с.
Задание для студентов

Подготовьтесь к зачету по текстам «Английский просветительский роман».



Лекция № 12. Сентиментализм в западноевропейской литературе ХVIII в.

План:


1. Общее понятие о сентиментализме.

2. Сентименталистская поэзия ХVIII в.

3. Проза Л. Стерна.

4. Ж.-Ж. Руссо и сентиментализм.


1. Сентиментализм как художественный метод. Категории чувствитель­ности и отзывчивости в сентиментализме. Человек как внесословная ценность в сентиментализме. Новаторство сентименталистов в изображении природы. Обновление художественного языка в творчестве сентименталистов. Эстетический принцип индивидуальной стилевой манеры художника.

2. Философская и кладбищенская лирика эпохи сентиментализма: Э. Юнг и Т. Грей. Традиции ночной и кладбищенской поэзии в русской литературе.

3. Роман JI. Стерна «Сентименталь­ное путешествие Йорика по Франции и Италии» как выражение сентименталистской этики и эсте­тики. Стерн как реформатор просветительской прозы.

4. Философская концепция Ж.-Ж. Руссо. Сентиментализм в творчестве Руссо. Концепция естественной любви в эпистолярном романе Руссо «Юлия, или Новая Элоиза».


Литература

1. Луков, В.А. История литературы. Зарубежная литература от истоков до наших дней [Текст] / В. А. Луков. – М. : Academia, 2009. – 511 с.

2. История зарубежной литературы XVIII века [Текст] / под ред. Л.В. Сидоренко. – М. : Высшая школа, 2001. – 319 с.
Задание для студентов

Подготовьтесь к зачету по текстам «Французская литература XVIII в.».



Лекция № 13. Итальянская литература ХVIII в.

План:


1. Общая характеристика итальянской культуры ХVIII в. Национальные особенности итальянского театра.

2. К. Гольдони как реформатор итальянского театра.

3. Эстетическое и поэтическое своеобразие фьяб (сказок для театра) К. Гоцци.
1. Развитие оперного искусства, архитектуры и литературы в Италии ХVIII в. Проблема формирования итальянского литературного языка. Итальянский карнавал. Национальные особенности итальянского театра масок.

2. К. Гольдони как реформатор итальянского театра. Гольдони и Мольер. Комедия положений и комедия характеров в творчестве Гольдони.

3. Фьябы (сказки для театра) К. Гоцци и традиции итальянской карнавальной культуры. Фьябы (сказки для театра) как форма эстетической полемики. Основные направления полемики Гоцци и Гольдони. Гоцци и русский театр.
Литература

1. Луков, В.А. История литературы. Зарубежная литература от истоков до наших дней [Текст] / В. А. Луков. – М. : Academia, 2009. – 511 с.

2. История зарубежной литературы XVIII века [Текст] / под ред. Л.В. Сидоренко. – М. : Высшая школа, 2001. – 319 с.
Задание для студентов

Подготовьтесь к зачету по текстам «Литература сентиментализма XVIII в.».



Лекция № 14. Общая характеристика немецкой литературы XVIII в.

План:


1. Культурная жизнь Германии в ХVIII в.

2. Г.-Э. Лессинг как теоретик искусства, критик, художник.

3. Эстетика и художественное творчество представителей «Бури и натиска».

4. Веймарский классицизм.


1. Возрождение немецкой культуры в ХVIII в. «Золотой век» немецкой философии, литературы и музыки. Немецкая классическая философия и немецкая литература. Университетские центры Германии.

2. Основные вехи жизни и творчества Г.-Э. Лессинга. Эстетика Лессинга. Лессинг как создатель немецкого национального театра. Художественное своеобразие драматургии Лессинга. «Эмилия Галотти» как мещанская трагедия. Неоклассицизм в творчестве Лессинга. Лессинг и Шил­лер.

3. «Буря и натиск» в немецкой культуре. Штюрмеры о художественном творчестве, гениальности. Художественное своеобразие лирики и драматургии «бурных гениев». Жанр баллады в творчестве штюрмеров.

4. Веймарский классицизм в мировой культуре. Историко-культурная интерпретация античности. Человек, время, вечность в философской лирике веймарских классицистов.


Литература

1. Луков, В.А. История литературы. Зарубежная литература от истоков до наших дней [Текст] / В. А. Луков. – М. : Academia, 2009. – 511 с.

2. История зарубежной литературы XVIII века [Текст] / под ред. Л.В. Сидоренко. – М. : Высшая школа, 2001. – 319 с.

Лекция № 15. Основные вехи жизни и творчества И.-Ф. Шиллера

План:


1. Основные вехи жизни и творчества И.-Ф. Шиллера. Шиллер и Гете.

2. Основные мотивы лирики Шиллера. Жанр баллады в творчестве Шиллера.

3. Художественное своеобразие драматургии Шиллера.

4. Шиллер и русская культура.


1. И.-Ф. Шиллер как просветитель. Шиллер и Гете.

2. Общая характеристика раннего творчества Шиллера. Шиллер и антологическая лирика. Творчество Шиллера периода «Бури и натиска». Творчество Шиллера периода веймарского классицизма. Жанр баллады в творчестве Шиллера.

3. Эстетические взгляды Шиллера в области драматургии. Художественное новаторство Шиллера-драматурга. Тираноборческий пафос драмы «Разбойники». «Коварство и любовь» как мещанская трагедия.

4. Художественный диалог с Шиллером в творчестве В.А. Жуковского и М.Ю. Лермонтова. Основные переводчики произведений Шиллера в русской литературе. Шиллер в русской критике.


Литература

1. Луков, В.А. История литературы. Зарубежная литература от истоков до наших дней [Текст] / В. А. Луков. – М. : Academia, 2009. – 511 с.

2. История зарубежной литературы XVIII века [Текст] / под ред. Л.В. Сидоренко. – М. : Высшая школа, 2001. – 319 с.
Задание для студентов

Подготовьтесь к зачету по текстам «Итальянская литература XVIII в.».



Лекция № 16. И.-В. Гете и мировая культура

План:


  1. Культурно-историческое значение творчества И.-В. Гете.

  2. Основные мотивы лирики Гете.

  3. Трагедия надломленного сознания в «Страданиях молодого Вертера» Гете.

  4. Поэтическое и мировоззренческое своеобразие трагедии Гете «Фауст»

1. И.-В. Гете и традиции западноевропейского гуманизма. Гете как просветитель. Универсализм и протеизм творчества Гете.

2. Ключевые мотивы и жанры ранней лирики Гете. Творчество Гете периода «Бури и натиска». Лирика первого веймарского десятилетия. Диалог культур в «Римских элегиях» Гете. Лирика периода классики. Художественное своеобразие поздней лирики Гете.

3. Биографические истоки и замысел романа «Страдания молодого Вертера». Особенности композиции и сюжета книги. Основные художественные приемы изображения главного героя. «Страдания молодого Вертера» в контексте развития сентиментализма и предромантизма.

4. Творческий замысел и система образов трагедии Гете «Фауст». Проблема зла. Символическое звучание фи­нала трагедии. «Фауст» Гете в мировой и русской культуре.
Литература

1. Луков, В.А. История литературы. Зарубежная литература от истоков до наших дней [Текст] / В. А. Луков. – М. : Academia, 2009. – 511 с.

2. История зарубежной литературы XVIII века [Текст] / под ред. Л.В. Сидоренко. – М. : Высшая школа, 2001. – 319 с.
Задание для студентов

Подготовьтесь к зачету по текстам «Немецкая литература XVIII в.».



Лекция № 17. Предромантизм в западноевропейской литературе.

План:


  1. Изменения в западноевропейской культурной парадигме в конце XVIII в.

  2. Художественное новаторство лирики Р. Бернса

  3. Оссианизм в мировой культуре

  4. Готический роман в мировой культуре

1. Великая французская революция 1789 г. и мировая культура. Изменение отношения к природе и к истории в западноевропейской культуре. Общее понятие о предромантизме.

2. Основные вехи жизни и творчества Р. Бернса. Художественное новаторство лирики Бернса. Своеобразие любовной и пейзажной лирики Бернса.

3. Дж Макферсон и «Поэмы Оссиана». Проблема фольклорных источников. Оссианизм в русской литературе.

3. Общее понятие о готическом романе. Основные мотивы и образы. Категория иррационального в готической литературе. Поэтика романов А. Радклиф «Удольфские тайны», «Итальянец». Традиции готического романа в мировой и русской литературе.
Литература

1. Луков, В.А. История литературы. Зарубежная литература от истоков до наших дней [Текст] / В. А. Луков. – М. : Academia, 2009. – 511 с.

2. История зарубежной литературы XVIII века [Текст] / под ред. Л.В. Сидоренко. – М. : Высшая школа, 2001. – 319 с.


Задание для студентов

Подготовьтесь к итоговому тестированию по пройденному в течение семсетра материалу.



Тематика и планы семинарских, практических, лабораторных занятий
  1   2   3   4