Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Учебно-методический комплекс дисциплины «философия» Для студентов: квалификация юрист




страница1/14
Дата06.07.2017
Размер1.49 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Академия права и управления (институт)»

Учебно-методический комплекс дисциплины



«ФИЛОСОФИЯ»

Для студентов: квалификация – юрист,

специальность 03050.65 – юриспруденция

Тюмень – 2010



Философия : учебно-методический комплекс / авт. А.Л. Анисин. – Тюмень : ТФ АПУ, 2010. – 132 с.

Автор: Анисин А.Л., кандидат философских наук, доцент

Рецензент: Суворова Л.Г., кандидат философских наук, доцент
СОДЕРЖАНИЕ


I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

4

II. РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

5


Организационно-методический раздел

5

Тематический план курса

8

Содержание дисциплины

9

Темы контрольных работ для заочной формы обучения

17

Вопросы для подготовки к итоговому экзамену

20

Список рекомендуемой литературы

22

III. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

30


Методические рекомендации

преподавательскому составу


30


Планы проведения

семинарских занятий


33


Методические рекомендации

студентам по организации самостоятельной работы


60


Методические рекомендации

по выполнению реферата философского первоисточника


72


Список рекомендуемых авторов

для реферирования философского первоисточника


76


Образец титульного листа

81

Правила и образцы библиографических описаний

82

Методические рекомендации по изучению дисциплины

для студентов заочной формы обучения


86


IV. ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОНТРОЛЯ

КАЧЕСТВА УСВОЕНИЯ МАТЕРИАЛА

91


Тест для итогового контроля знаний

92

Тест остаточных знаний

104

V. ГЛОССАРИЙ

108



I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Учебно-методический комплекс дисциплины «Философия» федерального компонента цикла ГСЭ. Ф.04 ГОС ВПО составлен в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по специальности 030501.65 – Юриспруденция и учебным планом Тюменского филиала Академии права и управления. Комплекс включает в себя рабочую учебную программу дисциплины, методические рекомендации по изучению дисциплины, тестовые задания для текущего и предварительного контроля знаний и оценки остаточных знаний по дисциплине, глоссарий и список ссылок на электронные ресурсы, являющиеся рекомендуемыми источниками дополнительной информации по содержанию дисциплины.

Учебно-методический комплекс предназначен для студентов Тюменского филиала Академии права и управления очной и заочной форм обучения.
II. РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
Цель и задачи дисциплины

Одной из главных задач при повышении качества высшего образования является усиление его гуманитарной направленности. В современном мире информация делается все более доступной, и потому главный смысл образования теперь, как никогда, заключается в том, чтобы помочь человеку сформировать в себе прочную мировоззренческую основу личности и научить его самому ориентироваться в информационном поле и добывать нужные знания.

Предлагаемый учебно-методический комплекс по философии ставит своей ЦЕЛЬЮ развитие у студентов интереса к фундаментальным знаниям, стимулирование потребности к философским оценкам исторических событий и фактов действительности, усвоение идеи единства мирового историко-культурного процесса при одновременном признании многообразия его форм. Эта цель предполагает решение следующих ЗАДАЧ:

1. Дать студенту знания основных исторических типов мировоззрения в их взаимосвязанном развитии;

2. Ознакомить его с существующими подходами к решению основных философских проблем;

3. Обеспечить ему возможность самому сознательно ставить и решать вопросы мировоззренческого характера;

4. Развить у него умение логично формулировать, и аргументировано отстаивать собственное видение рассматриваемых проблем.

Курс состоит из двух разделов: историко-философского и теоретико-проблемного, что обусловлено как требованиями государственного стандарта по философии для юридических специальностей, так и методологическими соображениями. Серьезный анализ философских проблем невозможен без ознакомления с теми подходами к этим проблемам, которые сформированы на путях исторического движения философской мысли. В ходе освоения историко-философского раздела студенты знакомятся с процессом смены социокультурных типов познания в истории человечества, его закономерностями и перспективами. Теоретико-проблемный раздел курса включает в себя анализ основных проблем онтологии, гносеологии, социальной философии, этики и философии культуры.



Место дисциплины в профессиональной подготовке выпускников

Курс философии призван быть сердцевиной свода гуманитарных наук. Тематика курса тесно связана с изучаемыми далее на старших курсах дисциплинами «Логика», «Социология», «Политология», «Профессиональная этика», «Экономика», «Культурология», «Конфликтология», «Концепции современного естествознания», «Теория государства и права». Общие основы понимания предмета этих учебных курсов, как и понимание взаимосвязи социально-гуманитарного знания в целом должны быть сформированы в процессе преподавания курса философии.



Требования к уровню освоения дисциплины

В результате изучения курса философии студент должен



иметь представление:

– о специфике философского знания, о взаимоотношениях философии с другими видами духовной жизни человека;

– об основных этапах становления философской проблематики;

– об основных мировоззренческих парадигмах;

о принципиальных вариантах решения основных философских вопросов;

– о тенденциях развития современной философской мысли;

– о многообразии форм человеческого знания, соотношении истины и заблуждения, знания и веры, рационального и иррационального в человеческой жизнедеятельности, особенностях функционирования знания в современном обществе, духовных ценностях, их значении в творчестве и повседневной жизни;

знать:

– основные идеи классической античной философии;

– основные идеи средневековой мысли;

– основные направления и идеи новоевропейской философии;

– основные направления и идеи современной философии;

– основные подходы к решению проблем социальной философии и их критику;

– основные подходы к решению проблем человеческого бытия и их критику;

уметь:

– аргументировано отстаивать свои убеждения;

– противостоять нравственному релятивизму;

– с идейных позиций возражать анархизму, «непротивленству», теориям фатального значения социальной среды, космополитизму, пацифизму, – всем мировоззренческим течениям, идейно направленным против государственного строя общественной жизни: против правоохранительной системы, армии, государственной власти;



– сознательно выстраивать свое мировоззрение в качестве основы личной жизни и профессиональной деятельности.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА


№№ п/п

Наименования разделов и тем

Распределение времени по видам учебной деятельности

Всего часов

Кол-во аудиторных часов, в том числе

Сам. Работа

Лекции

Семинары

Форма обучения

о

зп

зс

о

зп

зс

о

зп

зс

о

зп

зс

ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ФИЛОСОФИИ

1.

Предмет философии, социокультурные основания философских парадигм

10

10

10

2





2





6

10

10

2.

Человек и мир в ранней европейской философии

14

14

14

4





2





8

14

14

3.

Человек и мир в новой европейской философии

18

18

18

6

2



4





8

16

18

4.

Человек и мир в современной западной философии

18

18

18

6

2

2

4





8

16

16

5.

Человек и мир в русской философии

18

18

18

6

2



4





8

16

18

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ФИЛОСОФИИ

6.

Бытие человека как проблема философии

16

16

16

4

2

2

4

2



8

12

14

7.

Бытие мира и общества как проблема философии

16

16

16

4

2



4





8

14

16

ИТОГО


110

110

110

32

10

4

24

2



54

98

106


СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

  • «ФИЛОСОФИЯ»
  • СОДЕРЖАНИЕ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
  • III. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
  • IV. ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА УСВОЕНИЯ МАТЕРИАЛА
  • V. ГЛОССАРИЙ 108 I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
  • II. РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
  • ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА
  • СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ