Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Учебно-методический комплекс дисциплины дс. Ф. 3 Живопись пейзажа




Скачать 359.59 Kb.
Дата06.07.2017
Размер359.59 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ


Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Мурманский государственные педагогический университет»

(МГПУ)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ


ДС. Ф.3 Живопись пейзажа

Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности

050602 Изобразительное искусство со специализацией

«Живопись и живописная композиция»

Утверждено на заседании кафедры

Изобразительного искусства

факультета Культуры и Искусств

(протокол № 1 от 01.09.2009г.)

Зав. кафедрой

______________________________

профессор , д. п. н .Лагутина О.Р.



РАЗДЕЛ 1. ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1 Автор программы: Лагутина О.Р., д.п.н., профессор.
1.2 Рецензент: Е.В. Шорохов, доктор педагогических наук, профессор;

Л.С. Беляева, кандидат педагогических наук, профессор.


1.3 Пояснительная записка

Пейзаж - один из сложнейших жанров изобразительного искусства , потому что пейзаж требует от художника тонкого и точного рисунка , сходства с выбранным мотивом , обобщения , сложного композиционного решения. Работа над пейзажем - основа живописного мастерства, его база. В процессе работы над живописью пейзажа студенты приобретают те знания, умения и навыки, которые необходимы каждому художнику. Просчеты и недоработки в преподавание пейзажной живописи, её специфических особенностей получили негативное отражения на занятиях по рисунку , живописи , композиции. От нерешённости данной проблемы в значительной мере страдает качество подготовки учителей изобразительного искусства.



Цель изучения дисциплины: дальнейшее развитие профессиональных навыков в изображение пейзажа, развитие эстетических чувств у студентов, пространственных представлений, развитие наблюдательности.

Задачи изучаемой дисциплины: 1.сделать форескизы, 2. разработать линейные, тональные, цветовые эскизы, 3. собрать подготовительный материал, 4. написать картину.

В пейзажной живописи можно выделить такие понятия как « ландшафт » ( landsсhaft - нем. ) и « пейзаж » ( pausage - фр. ) : ландшафт - определенным образом выделенная территория или площадь со сходными признаками, пейзаж - видимая картина ландшафта или ограниченное пространство , воспринимаемое с определенной точки зрения. Вид или пейзажный мотив - часть пейзажа, ограниченная полем видения и обладающая определенным композиционным построением.

Пространства пейзажа можно разделить на пространственные категории : пространство ( собственно территория ) и его составляющие - плоскость ( поверхность земли на различных формах рельефа ) и объём ( насаждения , сооружения , объёмно выраженный рельеф ) .По пространственной структуре пейзаж можно разделить на закрытый , полуоткрытый и открытый. Закрытый тип пейзажа характеризуется замкнутостью деревьев , закрывающих небо. Полуоткрытый тип пейзажа, в отличие от закрытого , обладает более глубокой просматриваемостью. В нем ярче проявляются декоративные достоинства отдельно стоящих деревьев и их групп. Открытые пространства лугов , полян , лужаек могут являться композиционными узлами пейзажных мотивов. Их плоскости часто включаются художниками в изобразительное поле пейзажа в качестве переднего плана или фона.

Ожидаемые результаты: профессионально выполненные все три структурные элементы:1. подача эскизов, 2. картон, 3. подготовительный материал, 4. подмалевок, 5. прописка, 6. завершение работы.



Формы организации обучения: практические занятия под руководством педагога в мастерских, еженедельный просмотр на кафедре всеми педагогами кафедры.

Организация самостоятельной работы: изучение рекомендуемой литературы дома, работа в художественных мастерских или дома, в аудитории.



Экзамен проводится всем коллективом кафедры. На экзаменах устный опрос сочетается с просмотром работ каждого студента. Билеты для экзамена составляются и утверждаются кафедрой.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

(в соответствии с требованиями ГОС ВПО):
Студент должен знать:

- технологию и технику создания живописного произведения;

- научные характеристики живописных материалов.

Студент должен уметь:

- применять полученные знания в области живописи на практике.


Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и предназначена для студентов педагогических университетов и институтов. Утвержден на заседании кафедры изобразительного искусства МГПУ 21.11.07 (протокол № 5 ).

















Всего

ауд


из них:

Сам. раб.




ЛК

ПР

ЛБ

1

050602 “Изобразительное искусство”

со специализацией

“Живопись и живописная композиция”


6


11

48

34

16

18

-

14

экзамен



1.4 Объем дисциплины и виды учебной работы

1.5 Содержание дисциплины

1.5.1 Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:




№ п/п




Наименование раздела , темы



Количество часов


Всего ауд.


ЛК


ПР/СМ


ЛБ


Сам. работа

1

Введение. Виды пейзажа

8

4

4




4

2

Разработка эскиза

8

4

4




4

3

Выполнение картона

9

4

5




4

4

Исполнение в материале пейзажа на холсте

9

4

5




2




ИТОГО:

34

16

18




14

1.5.3 Темы для самостоятельного изучения




п/п





Наименование раздела , темы



Количество часов

Форма самостоятельной работы

Форма

контроля выполнения

1

Введение. Виды пейзажа

4

Аудиторные без педагога

Просмотр текущая оценка

2

Разработка эскиза

4

Аудиторные без педагога

Просмотр текущая оценка

3

Выполнение картона

4

Аудиторные без педагога

Просмотр текущая оценка

4

Исполнение в материале пейзажа на холсте

2

Аудиторные без педагога

Просмотр текущая оценка




ИТОГО:

14








1.6 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.
1.6.1 Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу.
Десятый семестр


Лабораторное занятие ( 8 часов ).

Тема: Введение. Виды пейзажа

План: Введение

1. Определение пейзажа.

2. Виды пейзажа.

3. Задачи пейзажной живописи.

Пейзаж - жанр изобразительного искусства или конкретное произведение , предметом которого является изображение природы , вида местности , ландшафта. Виды пейзажа : городской , сельский , марина , индустриальный , исторический и др. В живописи пейзажа главное - направить видение студента на решение задач передачи пространства , состояния освещения , цветотоновых отношений в разное время года и суток. Передача живописными средствами эмоциональных переживаний при восприятии конкретного пейзажа. Направить внимание студента на разнообразие технических приемов при изображение неба , воды , растительности и т.д. практическая работа от создания эскиза до законченного пейзажа.

Задание для самостоятельной работы: работа с литературой, просмотр иллюстраций по теме занятия.

Основная литература:


  1. Всеобщая история искусств.- Т.Т. I – IV. – М.: Искусство, 1960.

  2. Тарасов Ю.А. Голландский пейзаж XVII века. - М .: Искусство, 1983.

  3. Ломов С.П. Живопись. - М.: Агар , 1999.

  4. Иогансон Б.В. За мастерство в живописи. - М.: Изд-во А.Х. СССР , 1952.

  5. Рерберг Ф.И. Как научиться писать маслом. - М.: Искусство, 1939.

  6. Советы мастеров. Сборник/ Составитель А. С. Зайцев. Л.: Художник РСФСР, 1979. – 376 с.

Дополнительная литература:

  1. Алпатов М.В. Композиция в живописи. - М .: Искусство, 1940.

  2. Алексеев А. Компоновка пейзажа - // Юный художник , 2000г.-№3.- С.27-29.

  3. Тютюник В.В. Материалы и техника живописи. - М.: Академия Художеств. 196


Лабораторное занятие ( 8 часов ).

Тема: Разработка эскиза пейзажа

План:

1. Изучение конкретного места в разное время года и суток.

2. Выбор наиболее характерного момента для образного решения.

3. Композиционные и колористические решения.

4. Плановость , цветовая и воздушная перспектива.

5. Определение материала , размера , техники исполнения , вида грунта.



Задание для самостоятельной работы: работа с литературой, просмотр иллюстраций по теме занятия.

Основная литература:

  1. Всеобщая история искусств.- Т.Т. I – IV. – М.: Искусство, 1960.

  2. Тарасов Ю.А. Голландский пейзаж XVII века. - М .: Искусство, 1983.

  3. Ломов С.П. Живопись. - М.: Агар , 1999.

  4. Иогансон Б.В. За мастерство в живописи. - М.: Изд-во А.Х. СССР , 1952.

  5. Рерберг Ф.И. Как научиться писать маслом. - М.: Искусство, 1939.

Дополнительная литература:

1. Алпатов М.В. Композиция в живописи. - М .: Искусство, 1940.

2. Алексеев А. Компоновка пейзажа - // Юный художник , 2000г.-№3.- С.27-29.

3.Тютюник В.В. Материалы и техника живописи. - М.: Академия Художеств. 1962



Лабораторное занятие ( 8 часов ).

Тема: Выполнение картона

План:

1. Уточнение размера.

2. Окончательное композиционное решение , конкретика планов , деталей.

3. Уточнение основных композиционных линий.

4. Тоновое решение.

5. Воздушная перспектива и передача пространства.



Задание для самостоятельной работы: работа с литературой, просмотр иллюстраций по теме занятия.

Основная литература:

  1. Всеобщая история искусств.- Т.Т. I – IV. – М.: Искусство, 1960.

  2. Тарасов Ю.А. Голландский пейзаж XVII века. - М .: Искусство, 1983.

  3. Ломов С.П. Живопись. - М.: Агар , 1999.

  4. Иогансон Б.В. За мастерство в живописи. - М.: Изд-во А.Х. СССР , 1952.

  5. Рерберг Ф.И. Как научиться писать маслом. - М.: Искусство, 1939.

Дополнительная литература:

  1. Алпатов М.В. Композиция в живописи. - М .: Искусство, 1940.

  2. Алексеев А. Компоновка пейзажа - // Юный художник , 2000г.-№3.- С.27-29.

  3. Тютюник В.В. Материалы и техника живописи. - М.: Академия Художеств. 1962.


Лабораторное занятие ( 10 часов ).

Тема: Исполнение в материале пейзажа на холсте

План:

1. Грунтовка.

2. Перевод с картона на основу под живопись.

3. Уточнение рисунка кистью.

4. Раскладка жидкой краской основных цветовых отношений.

5. Более корпусное продолжение работы над колоритом , постепенно уточняя тоновое решение , передачу пространства.

6. Завершение - подчинение деталей общему , плановость , цветовая и воздушная перспектива : создание образного решения пейзажа.

7. Подбор рамы для готового произведения.



Задание для самостоятельной работы: работа с литературой, просмотр иллюстраций по теме занятия.

Основная литература:

  1. Визер В. В. Живописная грамота: основа искусства изображения .- СПб. : Питер, 2006.- 192

  2. Атлас мировой живописи // автор-сост. Н. В. Геташвили. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007 . – 368.

  3. Кирцер Ю. М. Рисунок и живопись : Учебное пособие. – 6-е издание. - М.: Высшая школа, 2005. – 272 с.

  4. Визер В. В. Живописная грамота. Система цвета в изобразительном искусстве. – СПб:Питер, 2007. – 192 с.

  5. Визер В. В.Живописная грамота. Основа пейзажа. СПб

Дополнительна литература:

  1. Алпатов М.В. Композиция в живописи. - М .: Искусство, 1940.

  2. Алексеев А. Компоновка пейзажа - // Юный художник , 2000г.-№3.- С.27-29.

  3. Тютюник В.В. Материалы и техника живописи. - М.: Академия Художеств, 1983.


1.7 Учебно-методическое обеспечение дисциплины
1.7.1 Основная литература:


  1. Алексеев А. Компоновка пейзажа // Юный художник. – 2000. - №3. – С. 27 – 29.

  2. Барская Н.А. Сюжеты и образы древнерусской живописи. – М.: Просвещение, 1993.

  3. Беда Г.В. Введение в теорию живописи: учеб.пособие. – Краснодар: Кубан.ун-т, 1987. – 87 с.

  4. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. Рисунок. Живопись. Композиция. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1981. – 239 с.

  5. Беда Г.В. Живопись. - М., 1986.

  6. Бенуа А. История русской живописи в 19 веке/Сост., вступ.ст., коммент.В.М. Володарского. – 3 изд. – М.: Республика, 1999.

  7. Волков Н.Н. Цвет в живописи. – 2 изд., доп. – М.: Искусство, 1984.

  8. Гренберг Ю.И. Технология живописи. - М., 1982.

  9. Европейская живопись 13-20 веков: Энциклопед.словарь / Рос.Акад.художеств, Науч. – исслед.ин-т теории и ист.изобразит.искусств. – М.: Искусство; NOTA BENE, 1999.

  10. Живопись: Учебник для студ.вузов, обуч. по спец. «Художественное проектирование изделий текстильной и легкой промышленности» / Бесчастнов Н.П., Кулаков В.Я., Стор И.Н. и др. – М.: Владос, 2003.

  11. Михайлов А.М. Искусство акварели. - М., 1995.

  12. Никодеми Г.Б. Техника живописи. – М.: 2003.

  13. Основы техники рисования цветов акварелью / Под ред. Р. Вульф.; Пер. с англ. П.А. Самсонова; Худ.обл. М,В, Драко. - Мн.: Попурри, 2003.

  14. Раушенбах Б.В. Геометрия картины и зрительное восприятие. – М.: Интерпракс, 1994.

  15. Рычкова Ю.В. Краткая история живописи. – М.: Рипол Классик, 2002.

  16. Унковский А.А. Живопись. Вопросы колорита. - М., 1980.

  17. Яшухин А.П. Живопись. - М., 1985.

  18. Яшухин А.П. , Ломов С.П. Живопись. - М., 1999

1.7.1 Дополнительная литература:




  1. Гагарин Б.Г. Пути совершенства методов обучения акварельной живописи / в системе подготовки учителей изобразительного искусства /. Дисс.на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. – М., 1974. – 158 с.

  2. Импрессионизм: История, картины, биографии / Сост. И.Г. Мосин. – СПб: Изд. дом «Кристалл», 2002.

  3. Импрессионизм: Мастера, предшественники и последователи : Энциклопедия / Сост. Грицак Е.Н. – М.: Эскмо, 2003.

  4. Иогансон Б.В. За мастерство в живописи. – М.: Изд-во Акад.художесв СССР, 1952. – 224 с.антор А.М. Предмет и среда в живописи. Проблемы взаимоотношений предметного мира и пространственной среды. – М.: Сов.художник, 1981. – 127 с.

  5. Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись: Учеб.пособие. – 2-е изд., перераб.и доп. – М.: Высш.шк., 1997. – 271 с.

  6. Мочалов Л.В. Пространство мира и пространство картины: Очерки о языке живописи. – М.: Сов.художник, 1983. – 375 с.

  7. Основы живописи/ Пер. с исп. О. Вартановой. – С. – Пб.: АОЗТ «Весант», 1994. – 128 с.

  8. Секачева А.В., Чуйкина А.М., Пименова Л.Г., Рисунок и живопись: Учебник для средн. спец. учеб. заведений – М.: Легкая и пищевая промышленность, 1983. – 216 с.

  9. Тоновые и цветовые отношения в живописи. – М.: Советский художник, 1964. – 75 с.

  10. Энциклопедия русской живописи: Русская живопись 19 – 20 веков / Под ред. Т.В. Калашниковой. – М.: Олма-Пресс, 1999.


1.8 Материально-техническое обеспечение дисциплины
1.8.1 Перечень используемых технических средств
Для обеспечения данной дисциплины необходимы: оборудованные аудитории; различные технические средства обучения; аудио-, видеоаппаратура; наглядные пособия; учебные мастерские; гипсовые слепки (полный комплект, обеспечивающий организацию учебных постановок для студентов подготовительного отделения, подготовительных курсов и студентов 1—5 курсов ХГФ); натурный фонд - различные реквизиты, утварь, спортивный инвентарь, драпировки и т.п.; софиты; доски для рисования мелом; диапроектор; кодоскоп; видеомагнитофон; экран для демонстрации; шторы для затемнения.

Персональный компьютер , модем , обеспечивающий поиск информации в Интернете по теме: «Живопись пейзажа».


1.8.2 Перечень используемых пособий
Наглядные пособия: методические таблицы по теме : «Живопись пейзажа»; работы студентов из фонда.
1.9 Примерный перечень вопросов к зачету (экзамену)

Теория пейзажа:

  1. Виды пейзажа.

  2. Пейзаж по содержанию.

  3. Пейзаж по образности.

  4. Лесной пейзаж.

  5. Парковый пейзаж.

  6. Сельский пейзаж.

  7. Городской пейзаж.

  8. Индустриальный пейзаж.

  9. Мемориальный пейзаж.

  10. Морской (маринистической) пейзаж.

  11. Речной пейзаж.

  12. Водный пейзаж.

  13. Горный пейзаж.

  14. Лирический пейзаж.

  15. Эпический пейзаж.

  16. Романтический пейзаж.

  17. Исторический пейзаж.

  18. Астральный пейзаж.


Методика работы над созданием пейзажа

  1. Выбор пейзажного мотива.

  2. Выбор точки зрения.

  3. Передача освещения в пейзаже.

  4. Передача погоды в пейзаже.

  5. Передача времени суток в пейзаже.

  6. Передача времени года в пейзаже.

  7. Зимний пейзаж.

  8. Весенний пейзаж.

  9. Летний пейзаж.

  10. Осенний пейзаж (пространство, мотив, освещение – свет, собственные падающие тени, цветовая гамма).

  11. Цветовая гамма в пейзажной живописи.

  12. Колорит в пейзажной живописи.

  13. Передача характера изображаемого в пейзаже.

  14. Изображение различных по характеру и строению объектов природы, элементов пейзажа.

  15. Выразительность композиции в пейзаже.

  16. Цветовые решения в пейзаже.

  17. Передача объема изображаемых объектов.

  18. Методы работы над пейзажем К. Коро и других зарубежных художников.

  19. Методы работы над пейзажем В. Д. Поленова, И. И. Шишкина и других.

  20. Методы работы над пейзажем импрессионистов.

1.10 Комплект экзаменационных билетов (утвержденный зав. кафедрой до начала сессии) - прилагаются
1.11 Примерная тематика курсовых работ



  1. Техника и технология создания пейзажа.

  2. Техника акварельной живописи и технология создания пейзажа.

  3. Техника работы сангиной и технология создания пейзажа.

  4. Техника работы графитным карандашом и технология создания пейзажа.

  5. Техника работы мягкими графическими материалами и технология создания пейзажа.

  6. Техника масляной живописи и технология создания индустриального пейзажа.

  7. Техника акварельной живописи и технология создания маринистического пейзажа.

  8. Техника работы сангиной и технология создания индустриального пейзажа.

  9. Техника работы графитным карандашом и технология создания пейзажа.

  10. Техника работы мягкими графическими материалами и технология создания индустриального пейзажа.

  11. Техника масляной живописи и технология создания пейзажа с водоемом.

  12. Техника масляной живописи и технология создания исторического пейзажа.

  13. Техника масляной живописи и технология создания сельского пейзажа.

  14. Техника масляной живописи и технология создания архитектурного пейзажа.

  15. Техника масляной живописи и технология создания пейзажа со стаффажем.

  16. Техника масляной живописи и технология создания лирического пейзажа.

  17. Техника масляной живописи и технология создания маринистического пейзажа


1.12 Примерная тематика квалификационных (дипломных) работ


  1. Передача характера освещения в живописном летнем пейзаже.

  2. Колористическое решение в живописи пейзажа.

  3. Передача цветовой и воздушной перспективы в живописи лирического

пейзажа.

  1. Композиционное решение городского архитектурного пейзажа.

  2. Использование контрастов при передаче в графических пейзажах различных

состояний природы.

  1. Передача световоздушной перспективы в северном пейзаже.

  2. Передача характера освещения в живописном летнем пейзаже.

  3. Обучение передаче перспективы в живописном городском пейзаже.

  4. Обучение передаче настроения в пейзаже через корит учащихся на занятиях в

изостудии.

  1. Использование контрастов в изображении романтического пейзажа.

  2. Передача воздушной перспективы в живописном сельском пейзаже.

  3. Передача колорита в осенних живописных пейзажах с водоемом.

  4. Обучение учащихся выделению композиционного центра в пейзажном жанре.

  5. Передача световоздушной перспективы в лирическом пейзаже.

  6. Передача световоздушной перспективы в маринистическом пейзаже

  7. Обучение передаче колорита в городском осеннем пейзаже.

  8. Передача воздушно перспективы в индустриальном пейзаже.


1.13 Бально-рейтинговая система, используемая преподавателем для оценивания знаний студентов по данной дисциплине

Теоретическая часть экзамена: Экзамен – форма проверки, оценки знаний и навыков студентов по всему курсу.

Требования к оцениванию уровня знаний, умений и навыков на экзамене.

Оценка «5» («отлично») – знание учебного материала в пределах программы; логическое, последовательное изложение вопроса с опорой на разнообразные источники; определение своей позиции в раскрытии различных подходов к рассматриваемой проблеме; показ значения разработки данного теоретического вопроса для педагогической практики. Свободное оперирование терминами.

Оценка «4» («хорошо») - знание учебного материала в пределах программы; раскрытие различных подходов к рассматриваемой проблеме, опора при рассмотрении ответа на обязательную литературу; включение соответствующих примеров из педагогической практики; знание основных понятий. В ответе допускаются неточности и незначительные ошибки.

Оценка «3» («удовлетворительно») – знание учебного материала в пределах программы на основе изучения какого-либо одного из подходов к рассматриваемой проблеме; допускаются отдельные ошибки и неточности в содержании знаний, в том числе терминологии и в форме построения ответа.

Оценка «2» («неудовлетворительно») – выставляется за слабые знания материала. В ответе допускаются существенные ошибки, которые искажают смысл изученного. Студент передает информацию, которая логически не обработана, не приведена в систему научных положений и доводов, а содержит житейские обобщения вместо научных терминов.
Задачи, решаемые студентами и критерии оценок просмотра их работ по живописной картине на кафедральном просмотре.

Задачи:

1. Подача эскизов – 1.1. Форэскизы (3 шт.); 1.2. Линейные эскизы (2 шт. с разных точек зрения, выделение композиционных центров, форматов); 1.3. Тональные эскизы (2 шт., разное освещение, т.е. собственные и падающие тени); 1.4. Эскизы цветом (2 шт., т.е. холодная и теплая гамма).

2. Подготовительный материал – 2.1. Наброски (10 шт. и более); 2.2. Зарисовки (10 шт. и более); 2.3. Рисунок (10 шт. и более); 2.4. Этюды (10 шт. и более).

3. Картон.

4. Прописка.

Критерии оценок работ студентов:

Пять баллов – когда в работе решены все поставленные задачи.

Четыре балла – не решена одна из задач.

Три балла – слабо решены две задачи.

Два балла – слабо решены три-четыре задачи.

Один балл – не представлена работа.

График написания живописной пейзажной работы



Ф.И.О.

12.09

19.09

26.09

2.10

9.10

16.10

24.10

31.10

7.11

14.11

21.11

12.12

Итог.

оценка


1















































































2















































































3















































































4















































































5





















































































Форэскизы

Линейные эскизы

Тональные эскизы

Эскизы цветом

Подача эскизов

Наброски

Зарисовки

Риснки

Этюды

Подготов. материал

Картон

Прописка




РАЗДЕЛ 2. СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ (ГЛОССАРИЙ)

Составлен по следующим литературным источникам: Художественно – педагогический словарь, сост. Шабанов Н. К. , Шабанова о. п. Тарасова М. С., Пронина Т. д. 000 “Академический Проект”, 2004. – 473 с.



    1. А секко, фреско а секко – разновидность техники стенных росписей. В отличии от чистой фрески живопись а секко выполняется по высохшей штукатурке красками, растертыми на растительном клее, яйце или смешанным с известью.

    2. Абрис – линейные очертания изображаемой фигуры или предмета.

    3. Автопортрет – портрет, в котором художник изображает самого себя.

    4. Автотипия – тоновая цинкография, один из наиболее распространенных видов репродукции, воспроизведение средствами высокой печати тоновых оригиналов (фотографий, живописи, акварели и т.д.).

    5. Акварель – краски, разводимые водой, а также живопись этими красками.

    6. Алла прима – этюдная манера письма, способ исполнения живописного произведения за один сеанс, в один прием.

    7. Аль фреско – классическая разновидность монументальной живописи. Выполняется по свежей сырой штукатурке без последующих изменений и дополнений. Основана на использовании извести и известкового раствора в качестве связующего.

    8. Анималист – художник, изображающий животных, мастер анималистического жанра.

    9. Анималистический жанр, Анимализм – изображение животных в живописи, скульптуре и графике.

    10. Архитектурный пейзаж – одна из типологических разновидностей пейзажной живописи. Основан на изображении архитектурных сооружений.

    11. Ахроматические цвета – серые цвета от чистого белого до черного, которые не имеют цветового тона, различаются между собой только по светлоте и характеризуются коэффициентами отражения.

    12. Барбизонская школа. Термин объединяет деятелей французских живописцев 1-й пол. Х1Х в., заложивших традиции французского реалистического пейзажа.

    13. Батальный жанр – жанр изобразительного искусства (главным образом живописи, отчасти также графики и скульптуры), связанный с изображением битв, военных походов, ратных подвигов, разнообразных боевых действий и эпизодов военной жизни.

    14. Блик – элемент светотени, наиболее светлое место на освещенной (главным образом, блестящей) поверхности предмета.

    15. Бытовой жанр. Семья, школа, труд, отдых, вся личная и общественная жизнь человека находят свое отражение в произведениях изобразительного искусства. Наиболее часто эти сцены встречаются на картинах живописцев, но не редко их можно увидеть и на листах станковой графики и в скульптуре.

    16. Бытовой портрет. Термин, принятый для обозначения портретов «среднего сословия» - купцов, мещан, священнослужителей и зажиточных крестьян.

    17. Валер – понятие, связанное в живописи со светосилой. Этим термином обычно обозначают тончайшие переходы светотени (полутона), которые определяются конкретными условиями освещения и воздушной среды.

    18. Ватман – сорт бумаги ручного отлива.

    19. Ведута – пейзаж, точно передающий вид определенной местности.

    20. Воздушная перспектива – изменения в цвете и ясности очертаний по мере удаленности расположенных предметов.

    21. Восковая живопись. Разновидность живописной техники, основанная на применении воска в качестве связующего.

    22. Галантный жанр – специфическая разновидность бытового жанра, получившая развитие в творчестве А. Ватто, его последователей (Ж.Б. Патера, Н.Ланкре) и имитаторов последующих эпох, развивавших аналогичные темы в живописи и графике.

    23. Гармония – согласованность, соразмерность, единство частей и целого, в частности в художественном произведении, обусловливающие его внутреннюю и внешнюю стройность, его художественное совершенство.

    24. Графитовый карандаш – появился в XVI в. в связи с открытием в Англии месторождения графита. Графит распиливали на карандашные стержни, которые для предупреждения частых поломов и загрязнения рук, обматывали по всей длине тесьмой, разматывающейся по мере исписывания графита. В дальнейшем для устранения этих недостатков графит стали смешивать со смолой и сурьмой, а в конце XVIII в. – с глиной, после чего обжигали. Появились графитовые стержни, напоминающие современные. Далее, их стали вклеивать в деревянные пеналы – так появились карандаши известного нам типа.

    25. Гризайль – техника исполнения и произведение, выполненное кистью одной краской (преимущественно черной или коричневой); изображение создается на основе тональных отношений (тонов различной степени светлоты).

    26. Грифель – древнейший инструмент рисовальщика.

    27. Грунт – специальный состав, которым покрывают холст, картон и любое другое основание для выполнения живописных работ, т.е. связующее звено между холстом и красками.

    28. Групповой портрет – портрет, на котором изображено несколько людей.

    29. Гуашь – краски, а также произведения искусства, выполненные этими красками.

    30. Деисус – в древнерусском искусстве композиция с изображением Иисуса Христа в центре и молитвенно обращенных к нему Богоматери (слева) и Иоанна Крестителя (справа) или двух ангелов по сторонам.

    31. Деталь – в произведениях изобразительного искусства значащие мелкие подробности, выразительные предметы и их особенности, характеризующие героев или среду их бытия.

    32. Динамичность – в изобразительном искусстве: движение, отсутствие покоя.

    33. Диптих – двухчастный складень с рельефными или живописными произведениями.

    34. Дополнительные цвета – любые два цвета, которые при оптическом (аддитивном) смешении в соответствующих пропорциях образуют белый цвет, а при механическом смещении дают оттенки пониженной насыщенности.

    35. Драпировка – ткань, свободно падающая или собранная в красивые складки. Основная роль драпировки в искусстве – гармонировать с фигурой и образом человека и даже по-своему служить истолкованию образа.

    36. Жанр – область искусства, ограниченная тематическим кругом. В различных видах изобразительного искусства различают жанры: портрет, пейзаж, натюрморт, исторический, бытовой, батальный.

    37. Жанровая живопись – область изобразительного искусства, посвященная событиям и сценам повседневной жизни; термин употребляется преимущественно в отношении к живописи и равнозначен здесь выражению «бытовая живопись» и «бытовой жанр».

    38. Живописность – в реалистическом искусстве некоторые специальные свойства художественного исполнения станковой живописи, отражающие объективные качества предметного мира.

    39. Живопись – один из главных видов изобразительного искусства. По технике исполнения живопись подразделяется на масляную, темперную, фресковую, восковую, мозаичную, витражную, акварельную, гуашевую, пастельную.

    40. Жухлость – нежелательные изменения в высыхающем красочном слое, из-за которых живопись лишается свежести, теряет блеск, звучность красок, темнеет, становится черноватой.

    41. Замысел – в искусстве конкретное и целостное представление об основных чертах содержания и формы художественного произведения, сложившееся в творческом воображении художника до начала практической работы над ним.

    42. Зрение цветовое – способность наблюдателя (художника) одновременно воспринимать цветовые тона, светлоту и насыщенность объектов натуры.

    43. Иллюзионистическая живопись – имитация объективной реальности, правдоподобие, граничащее с иллюзией, обманом зрения и создающее впечатление реального существования изображенного пространства и предметов.

    44. Интенсивность цвета – качество цвета, которое зависит от его спектральной чистоты.

    45. Исторический жанр – изображение конкретных исторических событий прошлого и настоящего, а также мифологических сюжетов.

    46. Кабинетная живопись. Условный термин для обозначения произведений станковой живописи небольшого или среднего формата.

    47. Какэмоно – японская живопись на свитках.

    48. Канон – совокупность твердо установленных правил, определяющих нормы иконографии, пропорций, композиции, скульптуры, рисунка, колорита для данного типа произведений; также произведение, служащее нормативным образцом.

    49. Карикатура – изображение, намеренно подчеркивающее и комически преувеличивающее характерные особенности объекта.

    50. Картина – полотно, холст – законченное станковое произведение живописи, имеющее самостоятельное значение и предназначенное для сосредоточенного восприятия, более или менее изолирующегося от окружения.

    51. Картон – особо толстая бумага (толщина не менее 0,5 мм.). получают картон путем склеивания многих слоев тонкой бумаги, а также отлива.

    52. Кисти художественные – инструмент для смешивания и нанесения красок на основу. Для масляной живописи применяются плоские щетинистые кисти, дающие характерный в этой технике пластический мазок разной густоты, мазок-мозаику, гранящий форму. В акварельной живописи применяются круглые беличьи или колонковые кисти. Бывают также куньи, барсучьи, собольи, хорьковые и др.

    53. Клеевые краски – сухие краски, выпускаемые в порошках и смешиваемые самим художником с клеевой водой.

    54. Колорит – характер взаимосвязи всех цветовых элементов изображения, его цветовой строй. Главное его достоинство – богатство и согласованность цветов, соответствующих самой натуре, передающих в единстве со светотенью предметные свойства и состояние освещенности изображаемого момента.

    55. Композиционный центр – то место произведения, на котором художник прежде всего останавливает внимание зрителя, концентрируя в нем большую часть смыслового содержания.

    56. Композиция – присуща всем видам искусства. В энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона композиция определяется как перенесение в картину или рисунок тех линий, форм и образов, которые ещё смутно рисуются в воображении художника, и составление из них при помощи различных средств и технических приемов, свойственных той или иной отрасли искусства, органического целого, определенно выражающего художником содержания.

    57. Контраст – в изобразительном искусстве широко распространенный художественный прием, представляющий собой сопоставление каких-либо противоположных качеств, способствующих их усвоению.

    58. Контраст цветов (одновременный) – изменение одних цветов под влиянием других, их окружающих.

    59. Контраст цветов (последовательный) – изменение одних цветов под влиянием других, предварительно наблюдавшихся цветов.

    60. Корпусная живопись – живопись, выполненная плотными, густыми мазками: её красочные слои непрозрачны и часто имеют рельефную фактуру.

    61. Лак – раствор природных или синтетических смол, а также препарированных растительных масел в летучих растворителях.

    62. Лепка формы цветом – процесс моделирования предмета, выявление его объема и материала цветовыми оттенками с учетом их изменения по светлоте и насыщенности.

    63. Лессировка – это прием живописной техники, позволяющий получить нужные цвета и оттенки наложением одного прозрачного красочного слоя на другой.

    64. Локальный цвет – 1) цвет, характерный для окраски данного предмета. Локальный цвет постоянно несколько изменяется под воздействием освещения, воздушной среды, окружающих цветов и т.д; 2) в живописи – взятый в основных больших отношениях к соседним цветам, без детального выявления цветовых оттенков.

    65. Мазок – след кисти с краской, оставленный на основе (холсте, картоне, бумаги и т.д.).

    66. Манера – художественный почерк, совокупность приемов, индивидуальных стилистических и технических особенностей в творчестве художника.

    67. Марина – морской вид, картина (также рисунок, гравюра), изображающая море.

    68. Маринист – художник, специализирующийся в области марины.

    69. Масла (растительные) – основные пленкообразующие компоненты художественных красок.

    70. Масляная живопись – разновидность живописной техники, основанная на применении растительного масла (отбеленного льняного, орехового, подсолнечного) в качестве основного связующего вещества, а также на определенных приемах работы с красками.

    71. Масляные краски – данные краски начали применяться еще с XV века. Готовят их на основе минеральных и органических красителей (тонко растертые порошки), обладающих достаточной светостойкостью и постоянным химическим составом. Связующим веществом служат специально обработанные высыхающие масла (чаще всего льняное), оттуда краски и получили свое название.

    72. Мастихин – это разновидность ножа с закругленной ручкой и закругленным лезвием из гибкой стали, но без режущего края.

    73. Мифологический жанр – ответвление исторического жанра в классической живописи. Мифологический жанр черпал сюжеты из неисчерпаемого источника древней, преимущественно античной мифологии и античной литературы ( «Одиссея», «Илиада», «Энеида» и пр.).

    74. Многослойная живопись – важнейшая техническая разновидность масляной живописи, требующая расчленения работы на ряд последовательных этапов (подмалевки, прописки, лессировки), разделенных перерывами для полного высыхания красок.

    75. Модель – большей частью живая натура , главным образом – человек.

    76. Мольберт (отсюда определение «станковая живопись») – станок, необходимый художнику для поддержки нужного наклона картины во время работы.

    77. Муштабель – это легкая деревянная палочка длиной около метра с закругленным концом. Её можно использовать как опору., когда вы прописываете очень тонкие детали или боитесь размазать ещё не высохшие краски.

    78. Набросок – быстрый рисунок.

    79. Натура – предметы и явления окружающего мира, живые существа, которые изображает или может изобразить художник, наблюдая их как модель.

    80. Натюрморт – жанр изобразительного искусства, показывающий неодушевленные предметы, размещенные в реальной бытовой среде и организованные в единую группу.

    81. Область спектра (видимая) – видимые цветовые оттенки, от красного до фиолетового. В указанном интервале длин волн условно различаются семь цветов – красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

    82. Обманка – специфический жанр натюрморта: изображение, создающее иллюзию реальности.

    83. Основные цвета – три цвета ( киноварно-красный, кадмий желтый и ультрамариново-синий), которые при смешивании дают наиболее насыщенные цвета всех остальных цветовых оттенков.

    84. Отмывка – акварельная техника с использованием очень жидкой краски или туши.

    85. Оттенок – градация цветового тона в пределах одного цвета; малозаметное изменение основного цвета под влиянием другого.

    86. Палитра – это пластинка, дощечка, на которой художник проверяет цвет взятой краски, смешивает краски для получения нужного оттенка, чтобы затем перенести их на холст. В акварельной живописи применяют палитры фаянсовые, фарфоровые, пластмассовые и жестяные, покрытые белой краской, на которой хорошо видны тончайшие оттеки цвета.

    87. Пастель – представляет собой мягкие цветные карандаши нежных цветов и оттенков.

    88. Пейзаж – жанр изобразительного искусства, главным образом станковой живописи и графики, изображение естественной или преобразованной человеком природы, окружающей среды, характерных ландшафтов, видов гор, рек, лесов, полей, городов, исторических памятников, всего богатства и разнообразия растительности.

    89. Пленэр – правдивое изображение в живописи красочного богатства натуры, проявляющегося в природных условиях, т.е. под открытым небом, при активном влиянии света и воздуха.

    90. Пленэрная живопись – живопись под открытым небом.

    91. Поверхностные цвета – цвета, выявляющие рельефы и фактуру поверхности.

    92. Подмалёвок – одна из первоначальных стадий работы над картиной, главным образом в масляной многослойной живописи.

    93. Подрамник – деревянный каркас в виде рамки с одной или двумя перекладинами (или без перекладин в случае небольшого формата), на который натягивается холст для живописи.

    94. Полотно, холст – в живописи – основа из прочной ткани, преимущественно применяющаяся в загрунтованном виде.

    95. Портрет – жанр изобразительного искусства, посвященный изображению конкретного человека или группы людей.

    96. Портретист – художник, работающий в портретном жанре, посвященном изображению конкретного человека или группы людей.

    97. Разбавители. Для акварельных и гуашевых красок единственный разбавитель – вода. Для разбавления масляных красок применяются составы скипидарного происхождения.

    98. Рама. Активно участвует в эстетическом воздействии, выполняя две основные функции. С одной стороны, рама концентрирует, как бы собирает внутрь впечатление зрителя от картины, с другой – замыкает – ограничивает картину от внешнего мира.

    99. Свет – в изобразительном искусстве элемент светотени. Как в натуре, так и в произведениях искусства термин служит для обозначения наиболее освещенных частей поверхности.

    100. Светлота цвета – одно из свойств цвета, характерное для хроматических и ахроматических цветов; относительная яркость; характеристика поверхности, связанная с её отражательной способностью.

    101. Светлотные (яркостные) отношения – относительные отличия цветов по светлоте (яркости).

    102. Светосила – термин, имеющий отношения к светотени. В живописи – степень насыщенности цвета светом, сравнительная степень светлоты цвета по отношению к другим соседним цветовым тонам. В графике – степень светлоты одного тона по отношению к другому, находящемуся рядом с ним.

    103. Светотень – градации светлого и темного, соотношение света и тени на форме.

    104. Сепия – материал графики. Прозрачная жидкая коричневая краска.

    105. Составные цвета – цвета, которые получаются при смешивании красок.

    106. Стаффаж – мелкомасштабные изображения людей и животных в пейзажной композиции.

    107. Сухая кисть – в живописи и графики вспомогательный технический прием, состоящий в работе жесткими щетинистыми кистями слабо насыщенными красками.

    108. Сфумато – в живописи и графики термин, связанный с живописью итальянского Возрождения начиная с Леонардо да Винчи и означающий мягкость исполнения, неуловимость предметных очертаний как результат определенного художественного подхода.

    109. Сюжетно-тематическая картина – смешение традиционных жанров живописи (бытового, исторического, батального, композиционного портрета, пейзажа и др.), возникшее в художественной практике 1930-х гг.

    110. Тематическая композиция – в советской художественной критике термин, заменяющий и объединяющий понятия «жанровая композиция», «историческая композиция» - «идейно-значительное произведение, тема которого представляет живой интерес для народа».

    111. Темпера – красочный материал для темперной живописи. В качестве связующего служит эмульсия в виде смеси масла с водным клеевым раствором.

    112. Теплые и холодные цвета. Теплые цвета ассоциируются с цветом огня, солнца, накаленных предметов: красный, красно-оранжевый, желто-зеленые. Холодные цвета ассоциируются с цветами воды, льда и др. холодных объектов: зелено-голубые, голубые, сине-голубые, сине-фиолетовые.

    113. Тон – степень светлоты, присущая цвету предмета в натуре и в произведении искусства.

    114. Тональная живопись – монохромная живопись, выполненная градациями одного цвета.

    115. Холст – основа под масляную и темперную живопись.

    116. Хроматические цвета – цвета, обладающие особым качеством (цветовым тоном), отличающим их один от другого.

    117. Цветовая гамма – основные отношения цветовых тонов, преобладающие в произведении и определяющие характер его живописного решения ( например, картина написана в холодной гамме ).

    118. Цветовая гармония – согласованность, соразмерность, единство частей и целого, в частности в художественном произведении, обусловливающее его внутреннюю и внешнюю стройность, его художественное совершенство.

    119. Цветовой круг состоит из цветов замкнутого спектрального ряда. Его можно разделить по диаметру пополам так, чтобы в одну половину вошли красные, оранжевые, желтые и желто-зеленые цвета, а в другую половину круга – зелено-голубые, голубые, синие и сине-фиолетовые.

    120. Цветовой тон – качество хроматического цвета, при определении которого цвет называют красным, желтым, синим, голубым и т.д.

    121. Цветовые отношения – различия цветов натуры по цветовому тону (оттенку), светлоте и насыщенности.

    122. Эскиз – подготовительный набросок этюда или картины.

    123. Этюд – работа, выполненная с натуры.

  • УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ ДС. Ф.3 Живопись пейзажа
  • «Живопись и живописная композиция»
  • РАЗДЕЛ 1. ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 1.1 Автор программы
  • 1.3 Пояснительная записка
  • Требования к уровню освоения содержания дисциплины (в соответствии с требованиями ГОС ВПО)
  • 1.4 Объем дисциплины и виды учебной работы 1.5 Содержание дисциплины
  • Наименование раздела , темы Количество часов Всего ауд.
  • 1.6 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины. 1.6.1 Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу. Десятый семестр
  • Лабораторное занятие ( 8 часов ). Тема: Введение. Виды пейзажа
  • Лабораторное занятие ( 8 часов ). Тема: Разработка эскиза пейзажа
  • Лабораторное занятие ( 8 часов ). Тема: Выполнение картона
  • Лабораторное занятие ( 10 часов ). Тема: Исполнение в материале пейзажа на холсте
  • 1.7 Учебно-методическое обеспечение дисциплины
  • 1.8 Материально-техническое обеспечение дисциплины
  • 1.9 Примерный перечень вопросов к зачету (экзамену) Теория пейзажа
  • Методика работы над созданием пейзажа
  • 1.10 Комплект экзаменационных билетов (утвержденный зав. кафедрой до начала сессии) - прилагаются 1.11 Примерная тематика курсовых работ
  • 1.12 Примерная тематика квалификационных (дипломных) работ
  • 1.13 Бально-рейтинговая система, используемая преподавателем для оценивания знаний студентов по данной дисциплине
  • РАЗДЕЛ 2. СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ (ГЛОССАРИЙ)