Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Учебный план по программе «Живопись» (Нормативный срок обучения 5 лет) Учебный план на дополнительный год обучения (6 класс) по программе




страница1/25
Дата25.06.2017
Размер7.14 Mb.
ТипУчебный план
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25


ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ

ГОРОД НОВЫЙ УРЕНГОЙ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ № 1»

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области изобразительного искусства

«Живопись»
Срок реализации –5 (6) лет

Возраст обучающихся – 10-17 лет

Разработчики:

Аникина А.А.

Блохинова В.Б.

Ходченкова М.Н.


Новый Уренгой

2013


Структура программы «Живопись»
I. Пояснительная записка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4

  • Направленность образовательной программы «Живопись»

  • Цель и задачи программы «Живопись»

  • Срок реализации программы «Живопись»

  • Критерии отбора детей в ДШИ №1

  • Реализация программы «Живопись»

  • Организация образовательного процесса

  • Финансовая и материально-техническая база реализации программы «Живопись»

II. Планируемые результаты освоения обучающимися дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Живопись» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12

III. Учебный план . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15

  • Учебный план по программе «Живопись» (Нормативный срок обучения – 5 лет)

  • Учебный план на дополнительный год обучения (6 класс) по программе «Живопись»

IV. График образовательного процесса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .22

  • График образовательного процесса по программе «Живопись» (Нормативный срок обучения – 5 лет)

  • График образовательного процесса на дополнительный год обучения (6 класс) по программе «Живопись»

V. Программы учебных предметов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24

  • Программы учебных предметов предметной области «Художественное творчество»

  • Рисунок. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25

  • Живопись . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 68

  • Композиция станковая . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 105

  • Программы учебных предметов предметной области «История искусств»

  • Беседы об искусстве . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 146

  • История изобразительного искусства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 168

  • Программы учебных предметов предметной области «Пленэрные занятия»

  • Пленэр . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 294

  • Программы учебных предметов предметной области «Вариативная часть»

  • Лепка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 321

  • Скульптура . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 354

  • Композиция прикладная . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 380

VI. Система и критерии оценок промежуточной и итоговой аттестации результатов освоения обучающимися дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Живопись» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 406

  • Аттестация: цели, виды, форма, содержание.

  • Критерии оценок

  • Критерии оценки качества исполнения

VII. Программа методической, творческой и концертно-просветительской деятельности ДШИ №1 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 412

I. Пояснительная записка
- Направленность образовательной программы «Живопись»

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области изобразительного искусства «Живопись» (далее – программа «Живопись») разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований.

Программа «Живопись» учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся и направлены на:


  • выявление одаренных детей в области изобразительного искусства в раннем детском возрасте;

  • создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;

  • приобретение детьми знаний, умений и навыков по выполнению живописных работ;

  • приобретение детьми опыта творческой деятельности;

  • овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира;

  • подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства.


- Цель и задачи программы «Живопись»

Цель программы «Живопись»:



  • обеспечение преемственности программы «Живопись» и основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального и высшего профессионального образования в области музыкального искусства для сохранения единства образовательного пространства Российской Федерации в сфере культуры и искусства.

Задачами программы «Живопись» являются:

  • воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;

  • формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями;

  • формирование у обучающихся умения самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности;

  • воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности;

  • формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства;

  • выработку у обучающихся личностных качеств, способствующих освоению в соответствии с программными требованиями учебной информации, умению планировать свою домашнюю работу, осуществлению самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью, умению давать объективную оценку своему труду, формированию навыков взаимодействия с преподавателями и обучающимися в образовательном процессе, уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам, пониманию причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности, определению наиболее эффективных способов достижения результата.


- Срок реализации программы «Живопись»

Срок освоения программы «Живопись» для детей, поступивших в ДШИ №1 в первый класс в возрасте с десяти до двенадцати лет, составляет 5 лет.

Срок освоения программы «Живопись» для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства, может быть увеличен на один год.

ДШИ №1 имеет право реализовывать программу «Живопись» в сокращенные сроки, а также по индивидуальным учебным планам с учетом федеральных государственных требований.



- Критерии отбора детей в ДШИ №1

При приеме на обучение по программе «Живопись» ДШИ №1 проводит отбор детей с целью выявления их творческих способностей. Отбор детей проводится в форме творческих заданий, позволяющих определить наличие способностей к художественно-исполнительской деятельности. Дополнительно поступающий может представить самостоятельно выполненную художественную работу.

Федеральные государственные требования являются основой для оценки качества образования. Освоение обучающимися программы «Живопись», разработанной ДШИ №1 на основании федеральных государственных требований, завершается итоговой аттестацией обучающихся, проводимой ДШИ №1.
- Реализация программы «Живопись»

Программа «Живопись» определяет содержание и организацию образовательного процесса в ДШИ №1. Программа «Живопись» направлена на творческое, эстетическое, духовно-нравственное развитие обучающегося, создание основы для приобретения им опыта художественной практики, самостоятельной работы по изучению и постижению изобразительного искусства.

Разработанная ДШИ №1 программа «Живопись» обеспечивает достижение обучающимися результатов освоения программы «Живопись» в соответствии с федеральными государственными требованиями.

С целью обеспечения высокого качества образования, его доступности, открытости, привлекательности для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственного развития, эстетического воспитания и художественного становления личности ДШИ №1 создает комфортную развивающую образовательную среду, обеспечивающую возможность:



  • выявления и развития одаренных детей в области изобразительного искусства;

  • организации творческой деятельности обучающихся путем проведения творческих мероприятий (выставок, конкурсов, фестивалей, мастер-классов, олимпиад, творческих вечеров, театрализованных представлений и др.);

  • организации посещений обучающимися учреждений культуры и организаций (выставочных залов, музеев, театров, филармоний и др.);

  • организации творческой и культурно-просветительской деятельности совместно с другими детскими школами искусств, в том числе по различным видам искусств, образовательными учреждениями среднего профессионального и высшего профессионального образования, реализующими основные профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства;

  • использования в образовательном процессе образовательных технологий, основанных на лучших достижениях отечественного образования в сфере культуры и искусства, а также современного развития изобразительного искусства и образования;

  • эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке педагогических работников и родителей (законных представителей) обучающихся;

  • построения содержания программы «Живопись» с учетом индивидуального развития детей, а также тех или иных особенностей субъекта Российской Федерации;

  • эффективного управления ДШИ №1.


- Организация образовательного процесса

При реализации программы «Живопись» со сроком обучения 5 лет продолжительность учебного года в первом классе составляет 39 недель, со второго по пятый классы составляет 40 недель. Продолжительность учебных занятий с первого по пятый классы составляет 33 недели. При реализации программы «Живопись» с дополнительным годом обучения продолжительность учебного года в пятом и шестом классах составляет 40 недель. Продолжительность учебных занятий с первого по шестой классы составляет 33 недели.

В учебном году предусматриваются каникулы в объеме не менее 4 недель. При реализации программы «Живопись» со сроком обучения 5 лет летние каникулы устанавливаются: в первом классе – 13 недель, со второго по четвертый классы – 12 недель. При реализации программы «Живопись» со сроком обучения 6 лет в пятом классе устанавливаются каникулы объемом 12 недель. Осенние, зимние, весенние каникулы проводятся в сроки, установленные при реализации основных образовательных программ начального общего и основного общего образования.

ДШИ №1 обеспечивает проведение пленэрных занятий в соответствии с графиком образовательного процесса. Занятия пленэром могут проводиться в течение одной недели в июне месяце и рассредоточенно в различные периоды учебного года. Всего объем времени, отводимый на занятия пленэром, составляет 28 часов в год.

Изучение учебных предметов учебного плана и проведение консультаций осуществляется в форме мелкогрупповых занятий (численностью от 4 до 10 человек), групповых занятий (численностью от 11 человек).

Обучающиеся, имеющие достаточный уровень знаний, умений и навыков, имеют право на освоение программы «Живопись» по индивидуальному учебному плану. В выпускные классы поступление обучающихся не предусмотрено.

Программа «Живопись» обеспечивается учебно-методической документацией по всем учебным предметам.

Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся сопровождается методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение по каждому учебному предмету.

Внеаудиторная работа может быть использована на выполнение домашнего задания обучающимися, посещение ими учреждений культуры (выставок, галерей, театров, концертных залов, музеев и др.), участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности ДШИ №1.

Выполнение обучающимся домашнего задания контролируется преподавателем и обеспечивается учебниками, учебно-методическими и художественными изданиями, конспектами лекций, аудио- и видеоматериалами в соответствии с программными требованиями по каждому учебному предмету.

Реализация программы «Живопись» обеспечивается консультациями для обучающихся, которые проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, просмотрам, творческим конкурсам и другим мероприятиям по усмотрению ДШИ №1. Консультации могут проводиться рассредоточенно или в счет резерва учебного времени в следующем объеме: 90 часов при реализации образовательной программы со сроком обучения 5 лет и 108 часов с дополнительным годом обучения. Резерв учебного времени устанавливается ДШИ №1 из расчета одной недели в учебном году. В случае, если консультации проводятся рассредоточенно, резерв учебного времени используется на самостоятельную работу обучающихся и методическую работу преподавателей. Резерв учебного времени можно использовать и после окончания промежуточной аттестации (экзаменационной) с целью обеспечения самостоятельной работой обучающихся на период летних каникул.

Реализация программы «Живопись» обеспечивается педагогическими работниками, имеющими среднее или высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемого учебного предмета. Доля преподавателей, имеющих высшее профессиональное образование, должна составлять не менее 25 процентов в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по данной образовательной программе.

До 10 процентов от общего числа преподавателей, которые должны иметь высшее профессиональное образование, может быть заменено преподавателями, имеющими среднее профессиональное образование и государственные почетные звания в соответствующей профессиональной сфере, или специалистами, имеющими среднее профессиональное образование и стаж практической работы в соответствующей профессиональной сфере более 15 последних лет.

Учебный год для педагогических работников составляет 44 недели, из которых 32-33 недели – реализация аудиторных занятий, 2-3 недели – проведение консультаций и экзаменов, в остальное время деятельность педагогических работников направлена на методическую, творческую, культурно-просветительскую работу, а также освоение дополнительных профессиональных образовательных программ.

Педагогические работники ДШИ №1 проходят не реже чем один раз в пять лет профессиональную переподготовку или повышение квалификации. Педагогические работники ДШИ №1 осуществляют творческую и методическую работу.

ДШИ №1 создает условия для взаимодействия с другими образовательными учреждениями, реализующими образовательные программы в области изобразительного искусства, в том числе и профессиональные, с целью обеспечения возможности восполнения недостающих кадровых ресурсов, ведения постоянной методической работы, получения консультаций по вопросам реализации программы «Живопись», использования передовых педагогических технологий.


- Финансовая и материально-техническая база реализации программы «Живопись»

Финансовые условия реализации программы «Живопись» обеспечивают ДШИ №1 исполнение федеральных государственных требований.

Занятия по учебным предметам «Рисунок», «Живопись», имеющие целью изучение человека, обеспечены натурой. Время, отведенное для работы с живой натурой, составляет не более 30% от общего учебного времени, предусмотренного учебным планом на аудиторные занятия.

Материально-технические условия реализации программы «Живопись» обеспечивают возможность достижения обучающимися результатов, установленных федеральными государственными требованиями.

Материально-техническая база ДШИ №1 соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. ДШИ №1 соблюдает своевременные сроки текущего и капитального ремонта учебных помещений.

Для реализации программы «Живопись» минимально необходимый перечень учебных аудиторий, специализированных кабинетов и материально-технического обеспечения включает в себя:



  • выставочный зал,

  • библиотеку,

  • помещения для работы со специализированными материалами (фонотеку, видеотеку, фильмотеку, просмотровый видеозал),

  • мастерские,

  • учебные аудитории для групповых и мелкогрупповых занятий.

ДШИ №1 имеет натюрмортный фонд и методический фонд.

Материально-техническая база соответствует действующим санитарным и противопожарным нормам.

Учебные аудитории, предназначенные для изучения учебных предметов «Беседы об искусстве», «История изобразительного искусства», оснащены видеооборудованием, учебной мебелью (досками, столами, стульями, стеллажами, шкафами) и оформлены наглядными пособиями.

II. Планируемые результаты освоения обучающимися дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Живопись»
Минимум содержания программы «Живопись» обеспечивает целостное художественно-эстетическое развитие личности и приобретение ею в процессе освоения образовательной программы художественно-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков.

Результатом освоения программы «Живопись» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:



  • в области художественного творчества:

  • знания терминологии изобразительного искусства;

  • умений грамотно изображать с натуры и по памяти предметы (объекты) окружающего мира;

  • умения создавать художественный образ на основе решения технических и творческих задач;

  • умения самостоятельно преодолевать технические трудности при реализации художественного замысла;

  • навыков анализа цветового строя произведений живописи;

  • навыков работы с подготовительными материалами: этюдами, набросками, эскизами;

  • навыков передачи объема и формы, четкой конструкции предметов, передачи их материальности, фактуры с выявлением планов, на которых они расположены;

  • навыков подготовки работ к экспозиции;

  • в области пленэрных занятий:

  • знания об объектах живой природы, особенностей работы над пейзажем, архитектурными мотивами;

  • знания способов передачи большого пространства, движущейся и постоянно меняющейся натуры, законов линейной перспективы, равновесия, плановости;

  • умения изображать окружающую действительность, передавая световоздушную перспективу и естественную освещенность;

  • умения применять навыки, приобретенные на предметах "рисунок", "живопись", "композиция";

  • знания основных этапов развития изобразительного искусства;

  • умения использовать полученные теоретические знания в художественной деятельности;

  • первичных навыков восприятия и анализа художественных произведений различных стилей и жанров, созданных в разные исторические периоды.

Результатом освоения программы «Живопись» с дополнительным годом обучения, сверх обозначенных в ранее предметных областей, является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:

  • в области живописи:

  • знания классического художественного наследия, художественных школ;

  • умения раскрывать образное и живописно-пластическое решение в творческих работах;

  • умения использовать изобразительно-выразительные возможности рисунка и живописи;

  • навыков самостоятельно применять различные художественные материалы и техники;

  • в области пленэрных занятий:

  • знания о закономерностях построения художественной формы, особенностях ее восприятия и воплощения;

  • умения передавать настроение, состояние в колористическом решении пейзажа;

  • умения сочетать различные виды этюдов, набросков в работе над композиционными эскизами;

  • навыков техники работы над жанровым эскизом с подробной проработкой деталей;

  • в области истории искусств:

  • знания основных произведений изобразительного искусства;

  • умения узнавать изученные произведения изобразительного искусства и соотносить их с определенной эпохой и стилем;

  • навыков восприятия современного искусства.


III. Учебный план
УЧЕБНЫЙ ПЛАН

по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе

в области изобразительного искусства

«Живопись»
Нормативный срок обучения – 5 лет

Индекс

предметных областей, разделов и учебных предметов



Наименование частей, предметных областей, учебных предметов и разделов

 


Максимальная учебная нагрузка

Самосто-ятельная работа

Аудиторные занятия

(в часах)



Промежуточная аттестация

(по учебным полугодиям)2)






Групповые занятия

Мелкогрупповые занятия

Индивидуальные занятия

Зачеты, контрольные уроки

Экзамены

Распределение по годам обучения

 Трудоемкость в часах

 Трудоемкость в часах

1-й класс

2-й класс

3-й класс

4-й класс

5-й класс

Количество недель аудиторных занятий

33

33

33

33

33

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14




Структура и объем ОП


3502-40961)

1633,5-1930,5

1868,5-2165,5













Обязательная часть

3502,5

1633,5

1868,5







Недельная нагрузка в часах

ПО.01.

Художественное творчество

2838

1419

1419






















ПО.01.УП.01.

Рисунок3)

990

429




561




2, 4,6, 10

8



3

3

4

4

ПО.01.УП.02.

Живопись

924

429




495




1,3…-9

2…-8

3



3

3

3

ПО.01.УП.03.

Композиция станковая

924

561




363




1,3…-9

2…-8





2

2

3

ПО.02.

История искусств

462

214,5

247,5







 

 

 

 

 

ПО.02.УП.01.

Беседы об искусстве

66

16,5

49,5







2




1,5













ПО.02.УП.02.

История изобразительного искусства

396

198




198




4,6,8







1,5

1,5

1,5

1,5

Аудиторная нагрузка по двум предметным областям:







1666,5









9,5

9,5

10,5

11,5

Максимальная нагрузка по двум предметным областям:

3300

1633,5

1666,5









18

20

22

23

ПО.03.

Пленэрные занятия4)

112




112






















ПО.03.УП.01

Пленэр

112







112




4…

-10








х

х

х

х

Аудиторная нагрузка по трем предметным областям:































Максимальная нагрузка по трем предметным областям:

3412

1633,5

1778,5






















Количество контрольных уроков, зачетов, экзаменов по трем предметным областям:










22

9
















В.00.

Вариативная часть5)

954

428

526






















В.01.УП.01.

Лепка

294

98




196




2,4,6




2

2

2







В.02.УП.02.

Скульптура

396

198




198




4…

- 10








2

2

1

1

В.03.УП. 03.

Композиця прикладная

264

132




132




2,4,6,8




1

1

1

1




Всего аудиторная нагрузка с учетом вариативной части:







2304,5

26

9

10,5

11,5

12,5

12,5

12,5

Всего максимальная нагрузка с учетом вариативной части:6)

4366

2061,5

2304,5







19

22

26

26

25

Всего количество контрольных уроков, зачетов, экзаменов:































К.04.00.

Консультации7)

90




90







Годовая нагрузка в часах

К.04.01.

Рисунок










20










4

4

4

4

4

К.04.02.

Живопись










20










4

4

4

4

4

К.04.03

Композиция станковая










40










8

8



8

8

К.04.04.

Беседы об искусстве










2










2













К.04.05.

История изобразительного искусства










8













2



2

2

А.05.00.

Аттестация

Годовой объем в неделях

ПА.05.01.

Промежуточная (экзаменационная)

4



















1

1

1

1

-

ИА.05.02.

Итоговая аттестация

2



















 

 

 

 



ИА.05.02.01.

Композиция станковая

1


































ИА.05.02.02.

История изобразительного искусства

1


































Резерв учебного времени7)

5



















1

1

1

1

1

Каталог: img -> upload -> 1890 -> documents
upload -> Баланс политических отношений между центром и регионами в процессах государственного строительства
upload -> Дагестанская публицистика ХХ века: формирование, развитие, тенденции
upload -> Развитие политического мировоззрения российского общества (1721-1917 гг.)
upload -> Общественное движение в степном крае в конце XIX начале ХХ вв
upload -> Таджикско армянские литературные связи в новое время 10. 01. 03 Литература народов стран зарубежья
upload -> Особенности формирования топонимической картины мира: лексико-прагматический и этнокультурный аспекты 10. 02. 19. Теория языка
upload -> Английская литературная автобиография: трансформация жанра в XX веке
documents -> Образовательная программа в области хореографического искусства «Хореографическое творчество»
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25