Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Учебный курс культурология для студентов, обучающихся на дневной форме обучения




страница1/8
Дата05.07.2017
Размер1.38 Mb.
ТипУчебный курс
  1   2   3   4   5   6   7   8
Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Уральская государственная юридическая академия»

Филиал ГОУ ВПО УрГЮА в г. Уфе
Кафедра государственно-правовых дисциплин

УЧЕБНЫЙ КУРС



КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Для студентов, обучающихся на дневной форме обучения (СО)


специальность 03.05.01 - юриспруденция

квалификация 65 — юрист



Уфа 2011

Рекомендовано учебно-методическим советом

Уральской государственной юридической академии

Составитель

Зулькарнаева Розалия Зубаировна, кандидат философских наук,

Филиал ГОУ ВПО УрГЮА в г. Уфе

АННОТАЦИЯ

Учебно методический комплекс содержит программу курса «Культурология», планы практических занятий, список основной и дополнительной литературы в соответствии с изучаемыми темами. В УМК сформулированы вопросы и рекомендации для самостоятельной работы студентов. Предлагаются темы рефератов, тесты.

Для студентов, аспирантов и преподавателей юридических вузов, а также практических работников.


ВВЕДЕНИЕ

Сегодня, в резко меняющихся социальных условиях, небывало возрастают требования к личности специалиста любого профиля, не только к его профессиональной, но и в целом интеллектуальной, общекультурной, гуманитарной подготовке. Курс «Культурология» играет важную роль в системе современного высшего образования, призванного обеспечить становление разносторонней, эрудированной, коммуникабельной личности будущего специалиста. Культурология развивает творческие способности, интеллектуальный потенциал будущего специалиста, способствует формированию толерантности и освоению общечеловеческих культурных ценностей.

Изучение дисциплины «Культурология» имеет цель:

дать целостное представление о культуре, ее содержании и сущности, структуре и функциях, видах и типах, месте и роли в жизни человека и общества;

• способствовать формированию представления о закономерностях и специфике развития мировых культур, их роли в становлении культуры человечества.

В результате изучения курса студент должен знать:



  • основной категориально-понятийный аппарат культурологии;







  • место и роль различных видов и типов культуры в общественной жизни;

  • хронологическую последовательность культурно-исторических событий;

  • специфику той или иной культурной эпохи, ее культурную динамику, вклад в мировой культурный процесс и смысловые границы, отделяющие данную эпоху от соседних;



уметь:

  • логично формулировать, излагать и аргументировано обосновывать собственное понимание культурологических проблем.



  • применять культурологические знания в профессиональной и любой другой деятельности;

  • анализировать, понимать и применять различные гуманитарные тексты;

  • отличать культурологический подход к эмпирическому материалу от подхода других гуманитарных наук;

  • аргументировать личную позицию по отношению к проблемам культуры.

Примечание:

Настоящая программа предназначено для студентов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» и входит в цикл «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины». Курс включает цикл лекций, практические занятия, тематику реферативных докладов, вопросы к зачету и экзамену.



Методические указания для преподавателей:

Данный курс имеет установочный характер и является базой для усвоения других курсов гуманитарного цикла, а также ряда специальных дисциплин.

Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки дипломированного специалиста по гуманитарным направлениям и специальностям.

Учебная дисциплина «Культурология» относится к блоку гуманитарных и социально-экономических дисциплин. Главный стержень, вектор формирования культуры современного человечес­кого общества составляет гуманизм. Поэтому изучение культуро­логии — системы знаний о сущности, закономерностях существо­вания и развития, способах постижения культуры — в высших учебных заведениях является одним из эффективных направлений воспитания гуманистически ориентированной, духовно развитой и высоконравственной личности, способной стать активным, ответственным и деятельным субъектом происходящих в обществе модернизационных процессов.

В процессе учебы в соответствии с требованиями Государствен­ного образовательного стандарта высшего профессионального об­разования студенты имеют возможность получить знания в обла­сти развития мировой и отечественной культуры; понять мир раз­нообразных явлений духовной жизни общества, уяснить сущность культуры, особенности и разновидности регионально-нацио­нальных культур; ознакомиться с основными современными куль­турологическими школами, направлениями и теориями, сущнос­тью и разновидностями художественной культуры; познать осно­вы использования и сохранения культурного наследия.

Усвоение важнейших понятий и категорий культурологии (культура и цивилизация, морфология и динамика культуры, ее нормы и ценности, язык, символ и код культуры, традиции и со­циальные институты и др.) углубляет представления не только об основных тенденциях современных культурных процессов в мире а стране, но и о своей собственной причастности к явлениям, происходящим в этой интереснейшей сфере человеческого бытия.

Цель культурологии как учебной дисциплины: в соответствии с проблемно-хронологическим принципом изложения дать представление об истории культурологической мысли, познакомить с категориальным аппаратом и исследовательскими методами, раскрыть сущность основных проблем культурологии, а также познакомить студентов со спецификой и закономерностями развития различных культур.

Задачи «Культурологии»:

1. Сформировать у студентов целостное представление о
мире как развивающейся системе, как совокупности
культурных достижений человеческого общества;

2. Развитие у студентов стремления к


постоянному пополнению знаний о культуре в нашей стране и мире, умения
анализировать и делать выводы, опираясь на источники и научную
литературу по культурологической проблематике;

3. Воспитать у студентов чувства гордости и уважения к достижениям собственной национальной и отечественной культуры, к ценностям общечеловеческой культуры, приобщить к идее диалога как основе бытия различных культур и народов в современном поликультурном пространстве, сформировать принципы толерантности и взаимопонимания в межличностном общении представителей различных культур.


Методические указания для студентов:

В результате изучения дисциплины «Культурология» студент должен иметь:

- научное представление о сущности культуры, ее генезисе и развитии, об основных методологических подходах к ее анализу, о роли культуры в разрешении многочисленных глобальных и национальных проблем, о значении культуры для развития личности. Студент должен глубоко усвоить необходимость гуманитаризации образования и гуманизации современной жизни.
Студент должен знать:

- этапы становления культурологии как науки;

- основные категории и методы исследования культурологии;

- наиболее распространенные в мировой и отечественной культурологической мысли подходы и концепции изучения культуры;

- сущность, социальные институты, структурную организацию и функциональные возможности культуры;

- типологию культур, динамику и характер изменений в культуре, тенденции культурной универсализации в современном мировом процессе;

- основные черты, факторы развития и достижения мировой культуры на различных этапах исторического развития;

- особенности, социодинамику, важнейшие достижения отечественной культуры на основных этапах ее развития;

- проблемы взаимодействия общества и культуры, личности и культуры;

- особенности башкирской культуры и достижения культуры Башкортостана.



Студент должен уметь:

- самостоятельно анализировать энциклопедическую, справочную, научную и методическую литературу, составлять конспекты, грамотно излагать суть изученного, выступать с сообщениями и докладами;

- применять теоретические знания для анализа многообразных явлений и событий культуры и давать им самостоятельную оценку;


  • ориентироваться в вопросах мирового, российского и регионального культурного развития;

- пользоваться достижениями эстетической и художественной культуры, вырабатывать эстетическое отношение к действительности, уметь понимать и оценивать памятники художественной культуры;

- находить междисциплинарные связи культурологии с другими учебными дисциплинами.



Студент должен иметь навык:

- активного поиска необходимой информации, умения четко


формулировать мысль, высказывать и защищать собственную точку зрения по актуальным культурологическим проблемам;

- анализа и объективной оценки фактов и процессов мировой и отечественной культуры;

- выработки объективной и принципиальной эстетической и художественной позиции в осмыслении мозаичного мира современного эстетического и художественного плюрализма, ориентации в сущности прекрасного и безобразного, истинно художественного и подделок, вечного и преходящего (временного).

Работа студентов по дисциплине «Культурология» состоит из двух аспектов:


  • аудиторной (прослушивание лекций);

  • внеаудиторной, самостоятельной работы студентов (работа с литературой, выполнение практических заданий, написание рефератов, докладов).

Самостоятельная работа

  1. Изучить рекомендованную литературу.

  2. По каждому вопросу плана занятий подготовиться к докладу и к участию в обсуждении и дополнении докладов.

Студенты могут получить у преподавателя дополнительные методические советы о подготовке к очередному семинару (об узловых и дискуссионных вопросах, о степени разработки той или иной проблемы, о новой литературы и т.д.).

Надо иметь в виду, что успех обучения зависит, прежде всего от самостоятельной работы студента.

Итоговый контроль проводится в форме зачета.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН




Наименование тем


Аудиторные занятия

Самостоятельная работа

Самостоятельная

работа





в том числе




лекции

семинары




  1. Теория культуры как учебный предмет. Место теории культуры в системе общественных и гуманитарных наук

4

2

4

  1. Генезис культуры. Первобытные корни мировых цивилизаций.



  1. этап развития культуры и как региональный тип.









  2. Типологическая классификация цивилизаций

4

-

4

  1. Генезис культуры.

3.Культура древних цивилизаций. Традиционные общества Древнего Востока.

2

-




4

4 Культура античного мира как западный тип цивилизации.


2

2


2

2


4

5Средневековая европейская культура. Формирование христианской цивилизации.


4

6. Арабо-исламский тип культуры

к





7.Культурный облик Возрождения и Реформации

2

2

4

8.Новое время: европейская культура XVII-XVIII вв. Формирование индустриальной цивилизации в XIX в

2

2

4

9. Культура ХХ века. Кризис гуманистических идеалов и зарождение постиндустриального общества.

2

2

4

10. Современные лики культуры. Информационное общество к. XX-н.XXI в




2

2

2

Зачет (СО) – 3 семестр





Всего

22

14

34




СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Тема 1. Введение в теорию культуры. Культурология как учебный предмет. Место теории культуры в системе общественных и гуманитарных наук Феномен и сущность культуры. Социальные функции культуры. Типология культуры. Цивилизация как этап развития культуры и как региональный тип. Типологическая классификация цивилизаций.

Становление науки о культуре. Место культурологии в системе наук. Специфика разных видов познавательной деятельности (естественное, техническое, социально-гуманитарное знание) и процессы сближения и интеграции различных областей знания. Комплексный, системный и целостный характер культурологического знания. Предмет и задачи культурологии. Методы культурологии. Структура и состав культурологического знания. История и теория культуры. Фундаментальная и прикладная культурология. Культурология и философия культуры. Культурология и социология культуры. Культурная антропология. Культурология и история культуры.

Культурология и образование. Образовательный и воспитательный потенциал культурологии.

. Культура как специфически человеческий способ взаимодействия с окружающей средой.

Эволюция понятия «культура». Многогранность понятия «культура». Многообразие философских концепций культуры (деятельностная, аксиологическая, коммуникативно-диалогическая и системная). Западные культурологические концепции.

Культура как система. Структура культуры. Материальная и духовная культура: единство и различие. Артефакты. Идеалы, нормы, ценности в структуре культуры. Культурные традиции. Значение и смыслы в структуре культуры. Язык, символика, знаковые системы как носители культурных смыслов.

Культура и общество. Сферы общественной жизни как основа образования различных видов культуры. Экономическая культура. Политическая культура. Правовая культура. Эстетическая культура. Нравственная культура. Научная культура. Философская культура. Религиозная культура. Религиозная и светская культура.

Культура и личность. Человек – творение и творец культуры. Личность и творчество. Инкультурация и социализация.

Культура и цивилизация. Соотношение понятий «культура» и «цивилизация». Типы цивилизаций.

Основные функции культуры: познавательная, гуманистическая, функция преобразовательная, коммуникативная, информационная, ценностно-нормативная, защитно-адаптивная, психологической разрядки, социализации.

Динамика культуры, ее основные понятия: изобретение, инновация, культурные контакты, эволюция, диффузия, синтез, дифференциация. Прогресс и регресс в культуре.

Проблема единства и многообразия культур. Понятие типа, типологии и типологизации культур. Критерии типологизации культур (исторический, социальный и др.). Историческая типология культуры. Формационная типология культуры. Цивилизационная типология культуры. Линейная типология культур К. Ясперса. Методологическая роль понятия концепции идеального типа М. Вебера.

Элитарная и массовая культура. Возникновение и развитие массовой культуры, ее роль в современном обществе. Средства массовой коммуникации в массовой культуре.

Профессиональная и народная культура как социальные тиры культуры.

Специфические и «срединные» культуры. Субкультуры и критерии их классификации. Тенденции развития молодежной культуры в современном обществе.

Контркультура, ее истоки и сущность. Маргинальная культура.

Национальная и этническая культура. Нация и культура. Национализм и модернизация.

Восточные и западные типы культур. Культурные различия между Западом и Востоком. Диалог культур.



Тема 2. Генезис культуры. Биологическое и социальное, проблема критериев культуры. Первобытные корни мировых цивилизаций. Роль языка и мышления в формировании культуры.

I. Процесс антропосоциогенеза как начало человеческой культуры. Значение речи и мышления. Периодизация: палеолит, мезолит, неолит. Особенности первобытной культуры: синкретичность, утилитарность, аморфность, бесписьменность, символизм, анонимность, традиционализм, мифологичность, коллективность сознания.

Первобытные верования: фетишизм, тотемизм, магия, анимизм. Ритуал как форма объективации первобытного мировоззрения. Табу как культурный фактор. Миф и культура. Первобытное искусство. Теории возникновения искусства. Первобытность в современной культуре.

Агрикультурная (неолетическая) революция и ее значение для культуры. Предпосылки возникновения древних цивилизаций.



Тема 3 Культура древних цивилизаций. Традиционные общества Древнего Востока.

Культура Древнего Египта. Религия и мировоззрение египтян. Культ фараона. Заупокойный культ и представления о душе и мироздании. Сельскохозяйственная аграрная революция. Развитие ремесел и искусств.

Культура Древней Месопотамии. Раннеземледельческая культура Шумера и Аккада. Расцвет культуры Вавилона. Ассирийская культура. Письменность. Зарождение научных, знаний. Искусство. Религия и представление о мироздании. Мифология и литература. Законы Хаммурапи как памятник древневосточной правовой мысли. Культура Древнего Ирана. Культурная экспансия Месопотамии в Израильское царство.

Культура Древней Индии. «Веды», «Упанишады», «Махабхарата», «Рамаяна» - памятники древнеиндийской культуры. Касты и их роль в жизни индийцев. Ведическая религия, брахманизм, индуизм, буддизм. Философско-мировоззренческие основы буддизма. Синтез архитектуры, скульптуры, живописи. Йога, ее сущность и разновидности. Наука.

Культура Древнего Китая. Мировоззрение древних китайцев. «Книга перемен». Роль даосизма и конфуцианства в формировании духовно-нравственных традиций Китая. Концепция идеального человека: гуманность и чувство долга как основные его качества. Природа как эталон прекрасного и возвышенного. Роль буддийской традиции в китайской культуре. Искусство. Достижения в науке.

Древние культуры инков, майя и ацтеков. Культура майя: религия, иероглифическая письменность, книги, наука и мифология, мировоззрение, система духовно-политического управления; загадка гибели майя. Культура ацтеков: военное искусство, Теночтитлан как культурный центр ацтеков. Культура инков: религия и мифология, храмовая культура, военная политика и управление, узелковое письмо и наука.



Тема 4. Культура античного мира как западный тип цивилизации.

Культура Древней Греции. Крито-микенская культура. Архаический этап. Полис как основная форма социального бытия. Полисное происхождение античной демократии, ее основные особенности: культ индивидуума, политической свободы, труда, соревнования. Социальный и экономический активизм, рационализм, патриотизм. Оппозиция «Афины - Спарта». Греки и «варвары». Культура классической Греции. Религия. Рождение философии - новой формы духовной деятельности. Соотношение философии, мифологии и науки. Теоретическая наука – продукт античной культуры. Возникновение театра. Греческая словесность. Искусство. Культура эллинизма. Империя Александра и образование эллинистических государств. Философия, филология, история и искусство эллинизма. Синкретические формы эллинистической культуры: контакты с Востоком. Эллинистическая религия. Греция и Римская империя.



Персоналии: Александр Македонский, Анакреонт, Аполлоний Родосский, Аристарх Самосский, Аристотель, Аристофан, Архилох, Архимед, Геродот, Герофил, Гесиод, Гиппарх Никейский, Гиппократ, Гомер, Демосфен, Дикеарх, Евклид, Еврипид, Зенон, Исократ, Каллимах, Ксенофонт, Лисипп, Лисий, Лонг, Лукиан, Менандр, Мирон, Перикл, Пиндар, Платон, Плотин, Плутарх, Полибий, Полигнот, Поликлет, Посидоний, Птолемей, Сапфо, Скопас, Сократ, Солон, Софокл, Страбон, Феокрит, Феофраст, Фидий, Филострат, Фукидид, Эпикур, Эрасистрат, Эратосфен, Эсхил.

Культура Древнего Рима. Эволюция политической системы Рима: от республики к империи. Политическая культура. Римское право. Римский «гуманизм»: этические и гражданские идеалы. Художественная культура. Своеобразие философии. Особенности религии. Римская поэзия. «Римская идея» (политическая власть над миром) как социокультурная доминанта.



Персоналии: Апулей, Варрон, Вергилий, Гораций, Лукреций, Марк Аврелий, Марциал, Овидий, Петроний, Плавт, Проперций, Саллюстий, Сенека, Тацит, Теренций, Тибулл, Тит Ливии, Цицерон, Ювенал.

Тема 5. Средневековая европейская культура. Формирование христианской цивилизации.

Географические и хронологические границы. Общие черты культур средневековья: феодализм (в разных формах), иерархизм, религиозность, традиционализм, символизм, типичность и каноничность человека до XIII в., начало становления человека как личности в позднем средневековье.

Византийская культура

Византийское христианство. Государственность Византии и наследие античности. Искусство и литература. Иконоборчество и иконопочитание. Эпоха латинских завоеваний. Столкновение гуманизма и исихазма. Кризис империи.



Персоналии: Андрей Критский, Варлаам Калабрийский, Григорий Палама, Евсевий Кесарийский, Иоанн Дамаскин, Иоанн Златоуст, Иоанн Итал, Иоанн Лествичник, Иоанн Филопон, Константин Багрянородный, Лев Математик (или философ), Максим Исповедник, Михаил Пселл, Нонн Панополитанский, Плифон, Прокопий Кесарийский, Роман Сладкопевец, Симеон Новый Богослов, Феодор Студит. Фотий патриарх, Юстиниан I: Раннехристианская культура. Раннехристианский период как переходный от Античности к Средним векам. Сосуществование христианства и античной культуры. Христианство и государство: синтез и противоречия. Апологетика. Восточная и западная патристика. Монашество как институт.

Персоналии: Августин, Арий, Пелагий, Бенедикт Нурсийский, Боэций, Василий Великий (Кесарийский), Викторин, Григорий Богослов (Назианзин), Григорий Нисский, Климент Александрийский, Ориген, Константин император, Несторий, Псевдо-Дионисий Ареопагит, Тертуллиан, Филон Александрийский, Юлиан император.

Средневековая европейская культура

Истоки культуры средневековой Европы: античность, христианство, кельто-германская почва. Христианство как мировоззрение средневековья. Рождение новой Европы. «Каролингское возрождение». Основные слои феодальной Европы: крестьянство, горожане, духовенство, рыцарство. Идея иерархии. Две формы верховной власти в средневековом социуме: папа и император. Народная культура. Взаимоотношения официальной и народной культур. Куртуазная культура: идеология и ритуал. Характерные продукты культуры зрелого средневековья: город, университет, монашеский орден. Научная культура. Значение схоластики и алхимии. Появление эффективных форм передачи знаний: диссертация, защита, диспут, цитирование. Художественная культура. Романский и готический стили. Ереси. Альбигойская культура. Культурный синтез XIII - XIV веков. Кризис средневековья. Разгром тамплиеров и Авиньонское пленение. Протобуржуазные формы экономики и культуры.

Персоналии: Абеляр, Алкуин, Ансельм Кентерберийский, Бернар Клервоский, Бертран де Борн, Бэкон Р., Бонавентура, Вальтер фон дер Фогельвейде, Вольфрам фон Эшенбах, Гартман фон Ауэ, Гвидо д' Ареццо, Данте, Иоанн Дуне Скот, Кретьен де Труа, Оккам, Филипп де Витри, Фома Аквинский, Франциск Ассизский, Фридрих I Барбаросса, Фридрих II Гогенштауфен, Экхарт, Эриугена.

  1   2   3   4   5   6   7   8

  • Методические указания для преподавателей
  • Методические указания для студентов
  • Всего 22 14 34
  • Тема 2. Генезис культуры. Биологическое и социальное, проблема критериев культуры. Первобытные корни мировых цивилизаций. Роль языка и мышления в формировании культуры.
  • Тема 3 Культура древних цивилизаций. Традиционные общества Древнего Востока.
  • Тема 4. Культура античного мира как западный тип цивилизации.
  • Тема 5. Средневековая европейская культура. Формирование христианской цивилизации.