Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Учебный год 9 класс Максимальный балл 100 Дорогой друг! Желаем тебе успеха!




Скачать 93.81 Kb.
Дата19.03.2017
Размер93.81 Kb.
Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по литературе

2013-2014 учебный год

9 класс

Максимальный балл - 100

Дорогой друг!

Желаем тебе успеха!
I. Народная мудрость гласит: «Глаза – зеркало души». Не случайно писатели при создании портрета героя делают акцент на описании его глаз, взгляда. Это яркая деталь портретной зарисовки, позволяющая создать образ персонажа. Прочитайте фрагменты из художественных произведений, по описанию глаз определите героя, назовите произведение и его автора.

Оценивание: имена героев – по 0,5 балла, произведение и его автор – по 0,5 балла.

  1. Она медленно подняла на меня свои глаза... О, взгляд женщины, которая полюбила, — кто тебя опишет? Они молили, эти глаза, они доверялись, вопрошали, отдавались... Я не мог противиться их обаянию.

  2. Чтоб докончить портрет, я скажу, что у него был немного вздернутый нос, зубы ослепительной белизны и карие глаза; о глазах я должен сказать еще несколько слов.

Во-первых, они не смеялись, когда он смеялся! - Вам не случалось замечать такой странности у некоторых людей?.. Это признак - или злого нрава, или глубокой постоянной грусти. Из-за полуопущенных ресниц они сияли каким-то фосфорическим блеском, если можно так выразиться.

3. Я сбоку взглянул на него, и мне стало что-то не по себе... Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть? Вот такие глаза были у моего случайного собеседника.

4. Наружность его показалась мне замечательна: он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское.

5. Произнесши это, художник вдруг задрожал и побледнел: на него глядело, высунувшись из-за поставленного холста, чье-то судорожно искаженное лицо. Два страшные глаза прямо вперились в него, как бы готовясь сожрать его; на устах написано было грозное повеленье молчать. Испуганный, он хотел вскрикнуть и позвать Никиту, который уже успел запустить в своей передней богатырское храпенье; но вдруг остановился и засмеялся. Чувство страха отлегло вмиг.


II. Определите, факты из биографии каких писателей передают данные ниже ключевые слова и словосочетания. Найдите «лишнее» слово или словосочетание в каждом ряду.

Оценивание: 1 балл - за указание фамилии, имени и отчества писателя, если названа только фамилия писателя или фамилия и имя, то 0,5 балла; 0,5 балла – за найденную ошибку в каждом ряду слов.

  1. Село Мишенское Тульской губернии; председатель «Собрания воспитанников университетского благородного пансиона»; переводчик басен Ж. Лафонтена, баллад Ф. Шиллера; редактор «Вестника Европы»; Отечественная война 1812 г.; в 1849 г. закончил перевод «Илиады».

  2. Великие Сорочинцы; Нежинская гимназия, роль госпожи Простаковой; невероятный успех романтической поэмы «Ганс Кюхельгартен»; знакомство с А.С. Пушкиным; «Миргород»; Петербург.

  3. Оборона Севастополя; Императорский Казанский университет; писал под псевдонимом «Граф»; журнал «Современник»; Тульская губерния; Кавказ; «зелёная палочка».

  4. Словесный и юридический факультеты Московского университета; служба в Коллегии иностранных дел; комическая пьеса «Дмитрий Дрянской»; Туркманчайский мирный договор; был убит на дуэли.

  5. Таганрог; родился в богатой дворянской семье; псевдоним «Человек без селезёнки»; медицинская практика; Мелихово; участвует в переписи населения 1897 г.

III. Определите размер, которым написаны следующие стихотворные строки:

1. Ревела буря, дождь шумел, 2. В степи, на равнине открытой,

Во мраке молнии летали, Курган одинокий стоит;

Бесперерывно гром гремел Под ним богатырь знаменитый

И ветры в дебрях бушевали… В минувшие веки зарыт.

К.Ф. Рылеев А.К. Толстой


3. Раз в крещенский вечерок 4. Не гулял с кистенём я в дремучем лесу,

Девушки гадали: Не лежал я во рву в непроглядную ночь,

За ворота башмачок, Я свой век загубил за девицу-красу,

Сняв с ноги, бросали. За девицу-красу, за дворянскую дочь.

В.А. Жуковский Н.А. Некрасов
5. В море царевич купает коня;

Слышит: «Царевич! взгляни на меня!»

Фыркает конь и ушами прядёт,

Брызжет и плещет и далее плывёт.

М.Ю. Лермонтов

Оценивание: 1 балл за каждый правильный ответ.

IV. Творческое задание (30 баллов)

Напишите связный текст литературоведческого/ историко-литературного/ учебного /публицистического характера, включив в него максимальное количество из следующих 10 слов (словосочетаний):
«Немая сцена», эпиграф, «Инкогнито из Петербурга», Александрийский театр, «хлестаковщина», кульминация, Ю.В. Манн, «миражная интрига», Пушкин, Николай I.

Приступая к работе, сначала придумайте и кратко письменно объясните, где и как мог бы быть использован этот текст (статья в газету, репортаж для журнала, фрагмент радиопередачи, статья в энциклопедию, параграф учебника и др.). Старайтесь выбрать стиль текста в соответствии с задуманным жанром. Закончив работу, подчеркните в тексте слова и словосочетания из приведенного списка.
V. Комплексный анализ художественного текста (50 баллов)

Дополнительная информация

Паустовский Константин Георгиевич (1892 - 1968) – русский писатель. Написал серию книг о творчестве и о людях искусства: "Орест Кипренский", "Исаак Левитан" (1937), "Тарас Шевченко" (1939), "Повесть о лесах" (1949). Одно из самых известных произведений автора - повесть о литературе, о "прекрасной сущности писательского труда" "Золотая роза" (1956). В годы Великой Отечественной войны Паустовский работал военным корреспондентом и писал рассказы, среди них «Снег» (1943) и «Дождливый рассвет» (1945), которые критики назвали нежнейшими лирическими акварелями. Творчество К.Г.Паустовского оказало огромное влияние на писателей, принадлежащих к так называемой "школе лирической прозы", - Ю.Казакова, С.Антонова, В.Солоухина и др.

К.Г. Паустовский

Старый повар

В один из зимних вечеров 1786 года на окраине Вены в маленьком деревянном доме умирал слепой старик — бывший повар графини Тун. Собственно говоря, это был даже не дом, а ветхая сторожка, стоявшая в глубине сада. Сад был завален гнилыми ветками, сбитыми ветром. При каждом шаге ветки хрустели, и тогда начинал тихо ворчать в своей будке цепной пёс. Он тоже умирал, как и его хозяин, от старости и уже не мог лаять.

Несколько лет назад повар ослеп от жара печей. Управляющий графини поселил его с тех пор в сторожке и выдавал ему время от времени несколько флоринов.

Вместе с поваром жила его дочь Мария, девушка лет восемнадцати. Всё убранство сторожки составляли кровать, хромые скамейки, грубый стол, фаянсовая посуда, покрытая трещинами, и, наконец, клавесин — единственное богатство Марии.

Клавесин был такой старый, что струны его пели долго и тихо в ответ на все возникавшие вокруг звуки. Повар, смеясь, называл клавесин «сторожем своего дома». Никто не мог войти в дом без того, чтобы клавесин не встретил его дрожащим, старческим гулом.

Когда Мария умыла умирающего и надела на него холодную чистую рубаху, старик сказал:

— Я всегда не любил священников и монахов. Я не могу позвать исповедника, между тем мне нужно перед смертью очистить свою совесть.

— Что же делать? — испуганно спросила Мария.

— Выйди на улицу, — сказал старик, — и попроси первого встречного зайти в наш дом, чтобы исповедать умирающего. Тебе никто не откажет.

— Наша улица такая пустынная… — прошептала Мария, накинула платок и вышла.

Она пробежала через сад, с трудом открыла заржавленную калитку и остановилась. Улица была пуста. Ветер нёс по ней листья, а с тёмного неба падали холодные капли дождя.

Мария долго ждала и прислушивалась. Наконец ей показалось, что вдоль ограды идёт и напевает человек. Она сделала несколько шагов ему навстречу, столкнулась с ним и вскрикнула. Человек остановился и спросил:

— Кто здесь?

Мария схватила его за руку и дрожащим голосом передала просьбу отца.

— Хорошо, — сказал человек спокойно. — Хотя я не священник, но это всё равно. Пойдёмте.

Они вошли в дом. При свече Мария увидела худого маленького человека. Он сбросил на скамейку мокрый плащ. Он был одет с изяществом и простотой — огонь свечи поблескивал на его чёрном камзоле, хрустальных пуговицах и кружевном жабо.

Он был ещё очень молод, этот незнакомец. Совсем по-мальчишески он тряхнул головой, поправил напудренный парик, быстро придвинул к кровати табурет, сел и, наклонившись, пристально и весело посмотрел в лицо умирающему.

— Говорите! — сказал он. — Может быть, властью, данной мне не от бога, а от искусства, которому я служу, я облегчу ваши последние минуты и сниму тяжесть с вашей души.

— Я работал всю жизнь, пока не ослеп, — прошептал старик. — А кто работает, у того нет времени грешить. Когда заболела чахоткой моя жена — её звали Мартой — и лекарь прописал ей разные дорогие лекарства и приказал кормить её сливками и винными ягодами и поить горячим красным вином, я украл из сервиза графини Тун маленькое золотое блюдо, разбил его на куски и продал. И мне тяжело теперь вспоминать об этом и скрывать от дочери: я её научил не трогать ни пылинки с чужого стола.

— А кто-нибудь из слуг графини пострадал за это? — спросил незнакомец.

— Клянусь, сударь, никто, — ответил старик и заплакал. — Если бы я знал, что золото не поможет моей Марте, разве я мог бы украсть!

— Как вас зовут? — спросил незнакомец.

— Иоганн Мейер, сударь.

— Так вот, Иоганн Мейер, — сказал незнакомец и положил ладонь на слепые глаза старика, — вы невинны перед людьми. То, что вы совершили, не есть грех и не является кражей, а, наоборот, может быть зачтено вам как подвиг любви.

— Аминь! — прошептал старик.

— Аминь! — повторил незнакомец. — А теперь скажите мне вашу последнюю волю.

— Я хочу, чтобы кто-нибудь позаботился о Марии.

— Я сделаю это. А еще чего вы хотите?

Тогда умирающий неожиданно улыбнулся и громко сказал:

— Я хотел бы ещё раз увидеть Марту такой, какой я встретил её в молодости. Увидеть солнце и этот старый сад, когда он зацветет весной. Но это невозможно, сударь. Не сердитесь на меня за глупые слова. Болезнь, должно быть, совсем сбила меня с толку.

— Хорошо, — сказал незнакомец и встал. — Хорошо, — повторил он, подошёл к клавесину и сел перед ним на табурет. — Хорошо! — громко сказал он в третий раз, и внезапно быстрый звон рассыпался по сторожке, как будто на пол бросили сотни хрустальных шариков.

— Слушайте,- сказал незнакомец. — Слушайте и смотрите.

Он заиграл. Мария вспоминала потом лицо незнакомца, когда первый клавиш прозвучал под его рукой. Необыкновенная бледность покрыла его лоб, а в потемневших глазах качался язычок свечи.

Клавесин пел полным голосом впервые за многие годы. Он наполнял своими звуками не только сторожку, но и весь сад. Старый пёс вылез из будки, сидел, склонив голову набок, и, насторожившись, тихонько помахивал хвостом. Начал идти мокрый снег, но пёс только потряхивал ушами.

— Я вижу, сударь! — сказал старик и приподнялся на кровати. — Я вижу день, когда я встретился с Мартой и она от смущения разбила кувшин с молоком. Это было зимой, в горах. Небо стояло прозрачное, как синее стекло, и Марта смеялась. Смеялась, — повторил он, прислушиваясь к журчанию струн.

Незнакомец играл, глядя в чёрное окно.

— А теперь, — спросил он, — вы видите что-нибудь?

Старик молчал, прислушиваясь.

— Неужели вы не видите, — быстро сказал незнакомец, не переставая играть, — что ночь из чёрной сделалась синей, а потом голубой, и тёплый свет уже падает откуда-то сверху, и на старых ветках ваших деревьев распускаются белые цветы. По-моему, это цветы яблони, хотя отсюда, из комнаты, они похожи на большие тюльпаны. Вы видите: первый луч упал на каменную ограду, нагрел её, и от неё поднимается пар. Это, должно быть, высыхает мох, наполненный растаявшим снегом. А небо делается всё выше, всё синее, всё великолепнее, и стаи птиц уже летят на север над нашей старой Веной.

— Я вижу всё это! — крикнул старик.

Тихо проскрипела педаль, и клавесин запел торжественно, как будто пел не он, а сотни ликующих голосов.

— Нет, сударь, — сказала Мария незнакомцу, — эти цветы совсем не похожи на тюльпаны. Это яблони распустились за одну только ночь.

— Да, — ответил незнакомец, — это яблони, но у них очень крупные лепестки.

— Открой окно, Мария, — попросил старик.

Мария открыла окно. Холодный воздух ворвался в комнату. Незнакомец играл очень тихо и медленно.

Старик упал на подушки, жадно дышал и шарил по одеялу руками. Мария бросилась к нему. Незнакомец перестал играть. Он сидел у клавесина не двигаясь, как будто заколдованный собственной музыкой.

Мария вскрикнула. Незнакомец встал и подошёл к кровати. Старик сказал, задыхаясь:

— Я видел всё так ясно, как много лет назад. Но я не хотел бы умереть и не узнать… имя. Имя!

— Меня зовут Вольфганг Амадей Моцарт, — ответил незнакомец.

Мария отступила от кровати и низко, почти касаясь коленом пола, склонилась перед великим музыкантом.



Когда она выпрямилась, старик был уже мёртв. Заря разгоралась за окнами, и в её свете стоял сад, засыпанный цветами мокрого снега.

  • Оценивание: имена героев – по 0,5 балла, произведение и его автор – по 0,5 балла.
  • II . Определите, факты из биографии каких писателей передают данные ниже ключевые слова и словосочетания. Найдите «лишнее» слово или словосочетание в каждом ряду.
  • Оценивание: 1 балл - за указание фамилии, имени и отчества писателя, если названа только фамилия писателя или фамилия и имя, то 0,5 балла; 0,5 балла – за найденную ошибку в каждом ряду слов.
  • III . Определите размер, которым написаны следующие стихотворные строки
  • Оценивание: 1 балл за каждый правильный ответ. IV . Творческое задание (30 баллов)
  • V . Комплексный анализ художественного текста (50 баллов) Дополнительная информация Паустовский Константин Георгиевич
  • К.Г. Паустовский Старый повар