Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Учебнаяпрограмма дисциплина: опд. Ф. 03 – История мировой литературы и искусства Специальность: 030602. 65 – Связи с общественностью Квалификация: Специалист по связям с общественностью Нижний Новгород




Скачать 207.64 Kb.
Дата15.05.2017
Размер207.64 Kb.
ТипУчебная программа


Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Нижегородский государственный лингвистический университет

им. Н.А. Добролюбова»








У Ч Е Б Н А Я П Р О Г Р А М М А

Дисциплина: ОПД.Ф.03 – История мировой литературы и искусства
Специальность: 030602.65 – Связи с общественностью
Квалификация: Специалист по связям с общественностью
Нижний Новгород
2009

1. Цели и задачи дисциплины.


Дисциплина «История мировой литературы и искусства » имеет целью дать студентам представление о генезисе феномена «искусство» и об основных этапах развития искусства и литературы в контексте мировой культуры. Познакомить студентов с творчеством виднейших представителей мировой литературы и искусства. Привить навыки анализа художественного текста. Сформировать представление о необходимости целостного анализа литературного произведения, соединить имеющиеся у студентов знания о теоретических понятиях с новыми представлениями, ознакомить с классическими работами по теории литературы и искусства.
2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Студенты, завершившие изучение данной дисциплины, должны:



  • иметь представление о генезисе феномена «искусство» и об основных этапах развития искусства и литературы в контексте мировой культуры;

  • иметь представление о творчестве виднейших представителей мировой литературы и искусства;

  • выработать навыки анализа художественного текста.

3. Объем и виды учебной работы

3.1. Общий объем дисциплины по учебному плану – 260 часов

3.2. Аудиторные занятия – 130 часов

3.3. Лекции – 80 часов

3.4. Семинары – 50 часов

3.5. Самостоятельная работа – 130 часов

Контроль- 2,4 семестр- экзамен

4 . Содержание дисциплины

4.1. Содержание по разделам


  1. Цели и задачи дисциплины «История мировой литературы и искусства». Принцип отбора памятников. Методология изучения памятников культуры.

Древнегреческая культура как основа европейской цивилизации. Периодизация греческой культуры. Крито-микенская культура как культура «прагреческая», ее особенности. Культура гомеровского времени («темные века»). Гомер как первый европейский поэт. «Гомеровский вопрос». Гомеровские поэмы «Илиада» и «Одиссея». Их место в мировой культуре. Стиль и язык поэм, их структура.

«Илиада». Время написания. Особенности сюжета: события, предшествующие описанным в «Илиаде», место событий «Илиады» в троянском цикле. Военная доблесть как идеал Гомера. Реализм в изображении персонажей. Образ Париса. Образ Аякса. Образ Ахилла. Гектор, эпизод прощания Гектора с Андромахой. Образ Терсита. Неоднозначность в изображении характеров. Люди и боги в «Илиаде». Военный быт гомеровской эпохи. Описание щита Ахиллеса.

«Одиссея». Отличие от «Илиады»: время создания, сюжет, стилевые особенности. Море как главный «герой» Одиссеи. Роль моря в греческой цивилизации. Платон о греческих городах. Сюжет поэмы и трудности мореплавания в гомеровское время. Опасности, подстерегающие главного героя. Две сюжетные линии: события на Итаке и странствия Одиссея. Пересечение сюжетных линий в конце поэмы. Образ Одиссея. Отличие и сходство образов Одиссея в «Илиаде» и «Одиссее». Хитроумие как основное свойство Одиссея. Образ Пенелопы. Образы женихов. Изображение острова Итака в поэме. Мирный быт греков гомеровского времени. Контраст между дворцом Алкиноя и дворцом Одиссея.

2. Дидактический эпос. Гесиод – второй эпический поэт Эллады. Биография Гесиода. Поэма «Теогония» как одна из версий происхождения богов. Образы богов. Смена поколений богов, закономерности развития мифологии. Поэма «Труды и дни» как дидактический эпос. Особенности сюжета. Идея справедливости у Гесиода. Отличие поэм «Теогония» и «Труды и дни» от гомеровских произведений.

Греческая лирическая поэзия. Происхождение поэзии из религиозных гимнов. Архилох с Пароса, первый европейский лирик. Происхождение Архилоха и его биография. Основные темы лирики Архилоха. Поэма «Кораблекрушение у о. Парос», ее особенности. Любовная лирика. Образ Необулы и ее отца Ликамба. Любовь и ненависть в поэзии Архилоха. Сатирическая поэзия: стихи о военном быте. Отличие идеала военной доблести от гомеровского. Поэзия Архилоха как выражение индивидуализма.

Лирика Сапфо. Биография поэтессы. Наследие Сапфо. Основные темы ее поэзии. Фрагмент, описывающий чувства влюбленного. Отсутствие сентиментальности. Историческая судьба фрагмента, его повторение в литературах мира. Фрагмент, противопоставляющий женскую судьбу мужской. «Женское» прочтение Гомера. Свадебные гимны Сапфо.

3. Памятники греческой культуры классического периода. Полис как база греческой «классики». Непохожесть полисов друг на друга. Афины и Спарта. Идея соревновательности: соперничество между полисами в различных областях. Афины как центр греческой культуры классического периода. Греческая трагедия. Рождение жанра трагедии из религиозных представлений на празднествах Диониса. Значение слов «трагедия» и «драма». Структура трагедии. Хор как атрибут греческой трагедии. Одежда актеров. Архитектура греческого театра. Театр Диониса в Афинах.

Краткая характеристика творчества Эсхила. Его новаторство в области трагедии. Биография Эсхила. Трагедия Эсхила «Прометей прикованный». Сюжет трагедии. Образ Прометея. Благодеяния, оказанные Прометеем человечеству. Зевс как воплощение несправедливой власти. Слуги Зевса: Власть и Сила, Гермес. Образ Ио. Социально-политический смысл трагедии «Прометей прикованный». Данная трагедия как одна из частей трилогии.

Трагедии Софокла. Биография Софокла. «Царь Эдип» как одна из вершин творчества трагика. Особенности сюжета трагедии. Модернизация мифа Софоклом. Динамичность сюжета, мастерство композиции. Развязка трагедии. Действие рока как важнейший элемент греческой трагедии. Трагизм как безуспешная борьба героя против рока. Рок в судьбе Эдипа: неудачное бегство от пророчества. Бессилие разума перед всемогуществом рока.

4. Греческая комедия. Происхождение комедии. Структура комедии. Одежда комического актера. Политические цели комедии. Аристофан как крупнейший представитель жанра. Политические симпатии и антипатии Аристофана. Его новаторство. Комедия «Облака» как критика аристократии и «новомодной» софистики. Образы Стрепсиада и Фидиппида. Образ Сократа. Сократ и традиционная греческая религия. Аристофановский сарказм, методы высмеивания.

Творчество Платона как синтез философии, литературы, риторики. Биография Платона. Платон и Сократ. Образ Сократа в произведениях Платона. «Апология Сократа» как образец раннего платоновского сочинения. Защитительная речь Сократа в суде: Платон как «первооткрыватель» жанра. Двухчастная композиция «Апологии». Нравственная позиция Сократа и нравственный смысл его диалектики. Отношение Сократа к смерти. Осуждение Сократа и его дальнейшая судьба.

Диалог «Пир» как платоновская теория любви. Элементы риторики в диалоге: состязание в красноречии и освещение темы любви с различных позиций. Речь Федра об Эроте. Речь Эриксимаха: любовь как универсальная объединяющая сила. Речь Аристофана как платоновская теория пола. Речь Алкивиада: превосходство философии над остальными видами литературы. Довершение образа мудрого Сократа.

5. Греческое искусство как основа европейского искусства. Вазопись. Технология изготовления и росписи греческих ваз. Процедура обжига. Форма и предназначение греческих ваз. Хронология греческой керамики. Геометрический стиль: «Дипилонские амфоры». Коринфские вазы. Чернофигурный стиль в Аттике. Художники Эксекий, Талеид и Амасис. Краснофигурные вазы и вазы-билингвы. Художник Эксекий, его судьба и творчество. Надписи на греческих вазах. Тематика вазописи: пиры, любовная тематика, мифология, спортивные состязания, сцены сражений. Краснофигурная вазопись как более поздняя техника («Куртизанки» Финтия).

Архитектура. Древнегреческая архитектура. Дорический, ионический, коринфский ордера. Афинский акрополь. История создания акрополя, роль Перикла. Храм Парфенон, его пропорции. Скульптурный фриз Парфенона работы Фидия. Фрагмент восточного фриза Парфенона «Панафинейские праздники». Метопы Парфенона («Кентавр, похищающий женщину племени лапифов»). Храмы Эрехтейон, Пропилеи. Эрехтейон и портик кариатид. Отличие Эрехтейона от Парфенона. Общий план акрополя.

Скульптура. Фидий как наиболее выдающийся мастер классической эпохи. Бронзовая статуя «Афины Промахос» на афинском акрополе. Статуя Зевса в Олимпии. Поликлет из Аргоса. «Дорифор» как самое известное произведение Поликлета. Идеализация образа гражданина - защитника полиса. «Теоретический» характер произведения: совершенство пропорций. Деятельность Поликлета в качестве теоретика скульптуры (трактат «Канон»). Мирон. Статуя «Дискобол»: изображение человеческого тела в момент наибольшего напряжения сил. Группа «Афина и Марсий». Сюжет произведения: миф о флейте Марсия. Контраст между «олимпийским» спокойствием Афины и «дикостью» динамики тела Марсия. Единство группы. Пракситель и смена идеала в греческой скульптуре. Мягкость, отсутствие героизма в работах Праксителя. Группа «Гермес с Дионисом». «Афродита Книдская». Мягкость и совершенство форм, спокойствие. Влияние Праксителя на последующую греческую скульптуру. Лисипп как последний мастер позднеклассической скульптуры. Изображения атлетов. «Апоксиомен»: естественность жеста атлета, счищающего с себя песок. Эрвин Панофский об особенностях работы греческих скульпторов.

Искусство Греции эллинистического периода. «Пергамский алтарь». История его обнаружения. Сюжет алтаря (сцены титаномахии), его смысл. Драматизм сцен. Образы Зевса, Аполлона, Афины, гигантов. Совершенное владение материалом, совершенное знание человеческой анатомии. Ника Самофракийская, «Лаокоон».

6. Особенности римской цивилизации, ее отличия от греческой. История Рима, его государственное устройство. Римская бюрократическая машина. Сословия римского общества. Юридическая система. Римская религиозность. Римские игры.

Римская поэзия. «Золотой» век римской поэзии. Отличие римской поэзии от греческой. Вергилий. «Энеида» как эпос римского народа. Процесс «искусственного» создания этого эпоса. Особенности сюжета: продолжение повествования с момента взятия Трои. Политическая идея родственности и преемственности греческой и римской культур. Отношения Вергилия и Августа. Первая часть поэмы как римская «Одиссея». Вторая часть поэмы как римская «Илиада». Сюжетосложение у Вергилия, его отличие от гомеровского. Обращенность сюжета в будущее. Редкое вмешательство богов. Сдержанность стиля. «Официальность» поэмы. Кропотливость Вергилия при работе над «Энеидой». Незаконченность поэмы.

Гораций. Биография Горация. Знакомство Горация с Меценатом. «Оды» как самое значительное произведение Горация. Любовь, дружба, описания природы, размышления о судьбе поэта как основные темы «Од». философское содержание «Од» (эпикурейство и стоицизм) и жизненные принципы Горация («хватай день», золотая середина», и т.д.). Организация стихотворного сборника по временному признаку. Идея годичного цикла, его влияния на судьбу человека. Эффект развития событий, хода времени. Стихотворение «К Пирре». Сопоставление любви и бури, метафора спасения от любви-бури. Стихотворение «Памятник» как размышление о судьбе поэта. Роль «Памятника» в европейской литературе. Заслуга Горация по обогащению латинской метрики. Совершенство стиля Горация.

Публий Овидий Назон как последний поэт «золотого века». Биография Овидия, ее прямая связь с творчеством поэта. Поэма «Искусство любви» как образец «легкого» жанра в латинской поэзии. Трехчастная композиция поэмы, ее смысл. Элемент риторики в поэме, «игра» с сюжетом. Условный характер поэмы. Мастерство Овидия в «обработке» сюжета. Богатство мифологического материала, призванного проиллюстрировать сюжет. Вера автора в любовь как силу, управляющую миром богов и людей. Решение Августа о высылке Овидия. Причины этого решения.

7. Римское искусство. Интерес к греческому искусству в Риме. Коллекционирование работ греческих мастеров. Римская живопись. Фрески в городах Помпея и Геркуланум. Мифологические сюжеты, натюрморты. Фрески «Девушка, собирающая цветы», «Голова фавна». Пейзажи. Отсутствие перспективы и другие особенности античного пейзажа. Римская мозаика.

Скульптура. Римский скульптурный портрет. Отсутствие яркого портретного сходства в греческой скульптуре. Скульптурный портрет как типично римское явление, его связь с римской религиозностью (культом предков). Изображения императоров. Портрет императора Веспасиана. Полное правдоподобие изображений.

Римская архитектура. Арка как господствующий элемент. Отсутствие арки в греческой архитектуре. Типы сооружений: акведуки, виадуки, инсулы, термы, дороги, триумфальные арки, колонны, амфитеатры. Римский форум. Колонна Траяна в Риме как памятник, служащий возвеличиванию подвигов императора в Дакии. Барельефы с изображением побед и походной жизни. Храм Весты. Арка Тита. Термы Каракаллы в Риме как особый тип общественного сооружения. Колизей (амфитеатр Флавиев) как самое крупное сооружение подобного типа. История Колизея. Пантеон как крупнейшее купольное здание эпохи античности. Базилики римского форума.
8. Закат античной культуры. Возникновение христианства. Эпоха императора Константина. Базилика как основной тип постройки этого периода. Раннехристианское искусство и его особенности: доступность, повествовательность. Сюжеты раннехристианского искусства. Катакомбная живопись Рима. Саркофаг Юния Басса. Раннехристианская литература. «Исповедь» св. Августина. Роль мозаики в раннехристианском искусстве. Памятники Равенны. Мозаика «Император Юстиниан со свитой».

Византийское искусство. Особенности византийской эстетики. Пути развития искусства на Западе (папа Григорий Великий об искусстве) и на Востоке (иконоборчество и иконопочитание). Византийская архитектура: собор св. Софии в Константинополе. Византийская мозаика. Мозаики в соборе св. Марка, соборе в Монреале (Сицилия), мозаики в Дафни. Канон, его роль в византийском искусстве. Эстетика линии и цвета. Обратная перспектива. Путь от мозаичных икон к темперной иконописи (11-14 в). Иконы «Богоматерь на троне» (Нац. Галерея, Вашингтон), «Двенадцать апостолов» (ГТГ), «Владимирская богоматерь» (ГТГ). Падение Константинополя и закат византийской культуры.

9. Понятие «средневековья», особенности средневековой западной культуры. Формирование новых народностей. «Тёмное» средневековье: феодализм, варварство, уменьшение численности городского населения в Европе. Роль латинского языка. Хронологические рамки и деление средневековья на раннее и высокое. Экономическая база средневековья. Подъем городов с 11 века.

Литература средневековья. Средневековая эпическая поэзия («Песнь о Роланде», «Песнь о Нибелунгах», «Беовульф»), её особенности: наличие фантастических элементов, гипербол. «Песнь о Роланде»: события, легшие в основу произведения и их переосмысление. Положительные образы в поэме: Роланд о Оливье. Ганелон: образ предателя. чудесные вещи: рог Олифант, меч Дюрандаль. Стилистические особенности: наличие повторений, устойчивые эпитеты. Средневековая латинская поэзия. Феномен «Каролингского возрождения». Алкуин, «Словопрение зимы с весной». Поэзия вагантов: анонимность, основные темы. Архипиита, Вальтер Шатильонский. «Любовь к филологии», «Ложь и злоба миром правят». Жанры провансальской лирики. Средневековый роман: «Тристан и Изольда». Роль любовного напитка. Городская литература. Фабльо «Завещание осла». Средневековый театр.



10. Искусство средневековья. Периодизация средневекового искусства. Раннее средневековье: «Звериный» стиль как смешение христианских и языческих традиций (Линдсфарнское Евангелие). Искусство варварских народов (готы, вандалы, саксы, даны, викинги) «Каролингское возрождение» в искусстве: Капелла в Ахене. Книжная миниатюра. Близость текста и изображения. Анонимность средневекового искусства. Светское искусство: ковер из Байё. Романское искусство. Конструктивные особенности романского собора. Собор Сен-Сернен в Тулузе и Собор Сент-Этьен в Кане. Изменение строительной техники к 11 в. Появление крестового свода и путь к готической архитектуре.

Готическое искусство, его особенности. Идеологическая база готики: готическая архитектура и схоластика по Э.Панофскому. Связь готики и мистики. Деятельность Аббата Сугерия и церковь Сен-Дени как первая постройка готического стиля. Собор Нотр-Дам в Париже. Высокая готика. Витражное искусство. Капелла Сент-Шапель в Париже и её витражи. Положение готического собора в городе. Пламенеющая готика. Алтарная живопись в Германии: ее тематика, «готический излом». Готическая скульптура. Прикладное искусство готического стиля.



11. Понятие «возрождения». Общая характеристика культуры Ренессанса. Ее периодизация. Экономическая база Ренессанса. Флоренция – центр итальянского Возрождения. Гуманисты. Выдвижение на первый план человеческой личности. Обращение к античности.

Литература эпохи Ренессанса. Данте Алигьери, его биография. Произведения на латинском и итальянском языке. «Божественная комедия». Форма терцины. География Ада, населяющие его персонажи. числовая символика. Смыслы «Божественной комедии» по Данте. Иллюстрации Боттичелли к «Божественной комедии». Франческо Петрарка: биография, книга «Канцоньере». Форма сонета. Связь ренессансной литературы и провансальской лирики. Боккаччо, «Декамерон». Композиция Декамерона, тематика его новелл, связь с городским фольклёром. Особенность Возрождения в Англии: война алой и белой розы, быстрота перехода к позднему Возрождению. Шекспир. «Гамлет» как трагедия Ренессанса. Основной конфликт произведения. Система образов. Сонеты Шекспира.



12. Искусство Возрождении. Проторенессанс в Италии. Дуччо ди Буонисенья из Сиены. Флорентийский Ренессанс: Джотто ди Бондоне. Фрески в капелле дель Арена (Капелла Скровеньи). Живописные новшества Джотто. Характеристика персонажей. Особенности развития Ренессанса в Сиене. Леонардо да Винчи. Леонардо как ученый. Анатомические штудии Леонардо и рационализм его искусства. Приём sfumato. «Джоконда», фреска «Тайная вечеря». Сандро Боттичелли. Боттичелли и кружок Медичи. Сюжеты картин Боттичелли. «Рождение Венеры», «Весна». Рисунки к «Божественной комедии». Рафаэль Санти. Рафаэль и Перуджино. Синтез достижений Высокого Возрождения в искусстве Рафаэля. Станцы Ватиканского дворца, фреска «Афинская школа».

13. Возрождение (продолжение). Микеланджело Буонаротти. Биография Микеланджело. Юношеские произведения. Скульптура «Давид» как воплощение гуманистического идеала. Потолок Сикстинской капеллы и история его создания. Идеи росписи и ее художественные особенности. Фреска «Сотворение Адама». Поздний Микеланджело. Фреска «Страшный суд» на алтарной стене Сикстинской капеллы. Итог итальянского Возрождения в творчестве Микеланджело. Возрождение в скульптуре: Донателло. «Св. Георгий», статуя Гаттамелаты в Падуе. Возрождение в архитектуре: Филиппо Брунеллески. Купол собора Санта Мариа дель Фьоре во Флоренции и история его строительства. Открытия и эксперименты художников Возрождения: перспектива, светотень, пропорции. Возникновение портретного жанра (Пизанелло). Вазари как первый историк искусства. Книга «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих».

Особенности Возрождения на Севере. Движение Реформации в странах северной Европы. Изобретение масляной живописи братьями Ван Эйк; техника многослойного письма и ее возможности. Трехстадийный метод живописи. Творчество Яна Ван Эйка. Портрет «Чета Арнольфини». Альбрехт Дюрер. Связь Дюрера с итальянским Возрождением. Дюрер как гуманист и теоретик искусства. Серия автопортретов художника. Картина «Четыре апостола». Гравировальное наследие Дюрера.


14. Искусство 17 века. Различия в развитии стран Севера и Юга Европы. Искусство барокко и его связь с орденом иезуитов и контрреформацией. Эстетика барокко: причудливость форм, стремление к ассиметрии, сложность, экзальтированность, динамика, размах, роскошь. Иррационализм. Идея единства искусств. Джанлоренцо Бернини. Скульптура «Экстаз св. Терезы» как образец барочной скульптуры. Колоннада собора св. Петра в Риме. Барокко в архитектуре: творчество Франческо Борромини. Фламандское искусство. Питер Пауль Рубенс как живописец барокко. Цикл Марии Медичи. Творчество А. Ван Дейка и Ф. Снейдерса.

Голландское искусство. Борьба за независимость и подъем буржуазных отношений в Голландии 17 в., его связь с искусством. Феномен «малого» искусства. Особенности сюжета. Жанровая живопись: живописные школы. Делфтская школа. Поэзия голландского дома в творчестве Яна Вермера Делфтского. «Кружевница», «Любовное письмо», «Женщина, взвешивающая жемчуг». Питер де Хох («Пьющая», «Женщина за чисткой овощей»). Ян Стен и критика буржуазного дома («Гуляки»). Лейденская школа и жанр «ученой» картины. Герард Доу и Габриэль Метсю. Творчество Франса Хальса и харлемская школа. Герард Тербох («Бокал лимонада»). Портретный жанр.

Натюрморт в голландском искусстве. Жанр Vanitas. Голландский пейзаж: Я. Ван Рейсдал («Еврейское кладбище»), работы в стиле «однотонного пейзажа» Яна Ван Гойена. Творчество Рембрандта. Лейденский период Рембрандта, влияние эстетики барокко. Творческая зрелость мастера: переезд в Амстердам, 40-е годы. «Ночной дозор». Использование светотени как основной прием художника. Глубина и психологизм. Гуманистическое начало. Поздний Рембрандт. Биографические истоки творчества. «Возвращение блудного сына». Портреты стариков. Серия автопортретов. Рембрандт как офортист («Проповедь Христа»).

Французский классицизм. Абсолютная монархия 17 века и ее влияние на искусство. Король-солнце Людовик XIV. Создание Академии и становление классицизма. Иерархия литературных и художественных жанров, культ античности. Классицизм в литературе. Театр эпохи классицизма. Жан Расин, «Федра». Мольер, «Мещанин во дворянстве».

Николя Пуссен: выбор сюжета его картин, композиция и рисунок. «Похищение сабинянок». Пуссен как пейзажист. Э.Панофский о картине «Аркадские пастухи». Влияние Пуссена на последующие поколения художников. «Классический пейзаж» Клода Лоррена («Морской порт при заходе солнца»). Роль кулисы, руины. Классицизм в архитектуре: Версальский дворец.

15. 18 век: эпоха Просвещения. Просвещение как общеевропейское интеллектуальное движение (Англия, Франция, Германия). Литература, искусство, философия этого периода. Критике существующих на тот момент феодальных (средневековых) порядков и традиций. Новый идеал человека: философ. «Энциклопедия» Д. Дидро. Руссо и «возврат к природе». Идеал «просвещённой монархии». Творчество Вольтера. Философская сказка «Кандид». Пародия на любовно-авантюрный роман. Критика принципа предустановленной гармонии Лейбница («всё – благо»). Образ наивного (Кандид), испытывающего на себе недостатки мира и общества. Критика феодального произвола, религиозного фанатизма, неравенства.

Иоганн Вольфганг Гёте. Биография писателя. Философское содержание произведения. «Пролог на небесах»: спор Господа с Мефистофелем о природе человека. Символичность образа Фауста. Символика света и тьмы в поэме. Образ Мефистофеля – уход от традиционной трактовки, ирония Гёте. Образ Фауста. Последовательность испытаний. Маргарита. Второстепенные персонажи: Вагнер (обыватель, антипод Фауста), Валентин.

16. Литература 19 в. Европейский романтизм как «интернациональный» стиль. Романтизм в литературе во Франции и Англии. Особенности поэтики романтизма: интерес к внутреннему миру героя, одиночество героя. Индивидуализм, превознесение «Я». метод «концентрирующего зеркала». Понятия «Романтический фон», «местный колорит». Виктор Гюго, «Собор парижской богоматери». Удаленность действии во времени (Средневековье). Эпоха предстаёт в глазах автора в идеализированном виде. Организация действия вокруг собора. К. Фролло как романтический герой. Образы Квазимодо, Эсмеральды, Гренгуара.

Реализм: «типичный герой в типичных обстоятельствах». Столкновение героя с реальностью: власть денег, карьеризм, интриги. Связь с точными науками. О. Бальзак: «Человеческая комедия» как попытка проанализировать и классифицировать человеческие «виды». Структура «Человеческой комедии»: 3 цикла. Роман «Отец Горио» как описание «столичных нравов». Пансион Воке: социальный срез Парижа. Образы Эжена Растиньака, Вотрена. Отношение Горио и его дочерей. Роман как «энциклопедия» Парижа начала 19 века.


17. Модернистский роман начала 20 в. Франц Кафка. Биографии писателя. Эстетика Кафки: ощущение безысходности происходящего, одиночества, отчуждения, угрозы, торжества зла. Пространство романов Кафки: лестницы, чердаки, переходы, комнаты. Психологизм. Герои Кафки. Рассказ «Превращение». Внутренний мир Грегора Замзы. Отношения Грегора с родителями. Концептуальна пара человек-насекомое. Противопоставление Грегора (человека в образе насекомого) его семье (бесчеловечность членов семьи). Образы отца, сестры. Детали в рассказе.

Современный роман. Множество направлений и жанров соседствующих между собой, отсутствие преимущественных, деления на «высокие» и «низкие». Наличие литературного эксперимента, описательность, часто полное отсутствием сюжета, размытость образа главного героя или его отсутствие («антигуманизм»), фрагментарность, парадоксальность. Наличие вымысла, фантастических элементов: новый тип рассказчика. Эстетический подход к литературе: попытка сконструировать реальность, а не констатировать существующее. Отказ от правдоподобия и типичности как основных критериев оценки достоинств литературного произведения. При отсутствии классической фигуры главного героя - интерес к внутреннему миру человека, но человека самого по себе, без социальной, национальной и т.д. принадлежности.

Ален Роб-Грийе, «В лабиринте». Особенности романа: «кадровое» описание вещей (связь с кинематографом), наличие повторений, хронотопических циклов (действие проходит по пространственно-временному кругу). Отсутствие «опор» традиционного романа: действия и персонажа. Отсутствие самого понятия персонажа (и психологии). Традиция Флобера: попытка построить роман, который держался бы сам на себе, на стиле и языке, а не на действии. Исезновение самого автора, автор как функция языка. Близость к философии структурализма: абсолютный объективизм.
18. Музыка. Происхождение слова «музыка». Папа Григорий Великий: порядок проведения церковной службы (литургии) и «грегорианское пение». Ранние органумы» (удвоенные грегорианские мелодии) как переходная ступень к полифонической (многоголосой) музыке. Господство полифонии вплоть до 18 века. Гомофонно-гармонический стиль.

Эпоха барокко в музыке. черты музыкального барокко: острое переживание времени, его течения, отсчёта. Бог как «Великий часовщик», регулирующий мир. Тематика бренности земного существования, текучести, бренности, страха и надежды. Тема шествия, путничества, блуждания. Мир как огромный лабиринт, где человек чувствует себя потерянным. Принцип движения. Фуга. Орган как главный инструмент барокко. Иоганн Себастьян Бах. «Партиты на тему хорала «Славен будь, Иисусе милосердный» (BWV 768). Хоральная прелюдия «К тебе взываю, Господи Иисусе Христе» (BWV 639).

Арнольд Франц Вальтер Шёнберг. Атональная музыка как коренной перелом, сравнимый с переходом от фигуративной живописи к нефигуративной. «Лунный Пьеро» и «додекафония» («сериализм»). «3 Сатиры для смешанного хора», op. 28 (1925/26 г), «Новый классицизм». Отсутствие привычной мелодики, напевности. Близость с экспрессионизмом, его критикой ужасов первой мировой войны и предчувствием ужасов фашизма
19. Современное искусство. Некоторые тенденции современного искусства. Творчество Марселя Дюшана: концепция «ready-made»; проблема непрямого проецирования в работе «Большое стекло». Анти-перспективное и анти-музейное искусство Роберта Смитсона («Зеркальный колодец»). Выставка «Имматериальные тела» (1984 г) в Центре Жоржа Помпиду в Париже: проблема «носителя» (новых материалов) в современном искусстве. Эстетика Vanitas в современном искусстве: выставка бельгийского художника Жана Фабра в залах северной живописи в Лувре (2008 г). Современное искусство и историческое место: «Двойная плоскость» Даниэля Бурена в Пале-Рояль в Париже. Фотография как искусство: техническая база, творческие концепции.

Фотография как предшественник кино (родственный технологический процесс). Кинопроектор: принцип быстрого последовательного проецирования фотографий. «Фотография движения» Эдварда Мэйбриджа как промежуточное звено между фотографией и кино. Огюст и Луи Люмьеры, изобретшие и запатентовавшие первый киноаппарат. Кино Люмьеров как «документальное». Луи Люмьер – первый кинематографист («Политый поливальщик»).

Первый этап в развитии кино (до 1906 г.): «раннее кино», или «кино аттракционов». Отсутствие самой идея кинофильма как законченного произведения. Равнозначность кино и аттракциона. Места показа: ярмарка, мьюзикхолл, на выступлении иллюзионистов. Кино – народное зрелище. Наиболее популярные темы ранних фильмов. Макс Линдер : первая «звезда» кинематографа. Творчество Жоржа Мельеса, жанр феерии. Фильм «Полет на Луну» (1902 г).

5. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
Основная литература:

1. Аристофан. Комедии. М., 1978.



  1. Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о Нибелунгах. М., 1975.

  2. Бокаччо Д. Декамерон. М., 1970.

  3. Вергилий. Буколики. Георгики. Энеида. М., 1979.

  4. Гомбрих Э. История искусства. М., 2001.

  5. Гомер. Илиада. М., 1989.

  6. Гомер. Одиссея. М., 2003

  7. Гораций. Избранные оды. М., 1948.

  8. Данте А. Новая жизнь. Божественная комедия. М., 1967.

  9. Искусство: живопись, скульптура, графика, архитектура. М., 1969.

  10. История искусства зарубежных стран. М., 1989. Т.1-2.

  11. Легенда о Тристане и Изольде. М., 1976.

  12. Овидий. Элегии и малые поэмы. М., 1973.

  13. Песнь о Роланде. М., Л., 1964.

  14. Петрарка Ф. Лирика. М., 1980.

  15. Платон. Апология Сократа. М., 2001.

  16. Платон. Федон, Пир, Федр, Парменид. М., 1998.

  17. Поэзия трубадуров, поэзия миннезингкров, поэзия вагантов. М., 1974.

  18. Рабле Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль. М., 1973.

  19. Софокл. Трагедии. М., 1979.

  20. Шекспир У. Трагедии. Сонеты. М., 1968.

  21. Эллинские поэты. М., 1999.

  22. Эсхил. Трагедии. М., 1973.

  23. Янсон Х.Ф., Янсон Э.Ф. Основы истории искусства. С-Пб., 2002.

Дополнительная литература:

26.Боннар А. Греческая цивилизация. М., 1958.

27.Грейвс Р. Мифы древней Греции. М. , 1992

28.Т. Ковалева, И. Лапин, Н. Паньков. Литература средних веков и возрождения. Минск, 1988.

29. Куманецкий К. История культуры древней Греции и Рима. М., 1990.

30. Строгецкий В.М. Античное культурное наследие и современные проблемы мировой культуры. Учебное пособие в 2-х частях. Н.Новгород, 1997.

31. Панофский Э. Ренессанс и «ренессансы» в искусстве Запада. М., Искусство, 1998.

32. Тэн И. Философия искусства. М., Республика, 1996.

33. Кон-Винер. История стилей изобразительных искусств. М., 1998.

34. Шастель А. Искусство и гуманизм во Флоренции времен Лоренцо Великолепного. М-Спб., 2001.

35. Кларк Кеннет. Пейзаж в искусстве. Санкт-Петербург, Азбука-Классика, 2004.

36. Панофский Э. Перспектива как «символическая форма». Санкт-Петербург, Азбука-классика, 2004.


37. Теодор В. Адорно. Философия новой музыки. М., 2001
38.Jean-Pierre Jeancolas. Histoire du сinéma français. Nathan, P., 1995.

39. Hayward S. Cinema Studies. The Key Concepts. L., 2000.



СОДЕРЖАНИЕ
1. Цели и задачи дисциплины……………………………………………………

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины………………….

3. Объем и виды учебной работы.……………………………………………….

4. Содержание дисциплины ………………..……………………………………


4.1. Содержание по разделам………………………………….…………..

4.2. Содержание по видам занятий………………………………………..


5. Учебно-методическое обеспечение дисциплины …………………………..

Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 030602.65 – Связи с общественностью, утвержденным Министерством образования РФ в 2000 г.


Программу составил Д.А. Скопин
Программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры культурологии, истории и древних языков от _26.08.2009__, протокол № __1___.
Зав. кафедрой культурологии, истории и древних языков В.М.Строгецкий

Программа утверждена ________________________



(дата)
Проректор по учебной работе Л. А. Львов


  • У Ч Е Б Н А Я П Р О Г Р А М М А Дисциплина: ОПД.Ф.03 – История мировой литературы и искусства Специальность: 030602.65 – Связи с общественностью
  • 2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
  • 3. Объем и виды учебной работы
  • 4 . Содержание дисциплины 4.1. Содержание по разделам
  • 10. Искусство средневековья
  • 12. Искусство Возрождении.
  • 18 век: эпоха Просвещения.
  • 17. Модернистский роман начала 20 в.
  • 19. Современное искусство.
  • 5. Учебно-методическое обеспечение дисциплины Основная литература
  • Дополнительная литература