Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Учебная программа учреждения высшего образования по учебной дисциплине для специальности




страница1/2
Дата04.06.2018
Размер0.5 Mb.
ТипУчебная программа
  1   2
Учреждение образования «Полоцкий государственный университет» УТВЕРЖДАЮ Ректор УО «ПГУ» ________________ Д.Н. Лазовский (подпись) «_____»______________________ 2014 г. (дата утверждения) Регистрационный № УД-____________баз. ИСТОРИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ МЫСЛИ Учебная программа учреждения высшего образования по учебной дисциплине для специальности: 1-21 03 01 История (по направлениям) 1-21 03 01-01 История (отечественная и всеобщая) 2014 СОСТАВИТЕЛЬ: Т.Н. Глазырина, старший преподаватель кафедры отечественной и всеобщей истории РЕЦЕНЗЕНТЫ: И.А. Бортник, заведующий кафедрой социально-гуманитарных дисциплин ФЭФ УО «ПГУ», кандидат философских наук, доцент; И.В. Магалинский, декан факультета по работе с иностранными гражданами, кандидат исторических наук, доцент РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ Кафедрой отечественной и всеобщей истории (протокол № 7 от «04» июня 2014 г.) Методической комиссией историко-филологического факультета (протокол № 9 от «11» июня 2014 г.) Научно-методическим советом УО «ПГУ» (протокол № 6 от «27» июня 2014 г.) Ответственный за редакцию: Т.Н. Глазырина І. Пояснительная записка Целью изучения курса История исторической мысли является анализ истории исторической науки и обзор важнейших исследований по определённым проблемам и вопросам. История исторической мысли представляет собою особый тип историографического изучения, имеющий свои отличительные черты, сообщающие ей определенную содержательную целостность. Ее предметом является выяснение общих закономерностей и ведущих тенденций исторического познания как особой формы социальной активности человека. Вследствие этого история исторической мысли может быть охарактеризована как пограничная область историографии, где история исторической науки особенно тесно соприкасается с историей других наук, в особенности с философией и политической экономией, а также с историей общественно-политической мысли. Задачи историографической подготовки историка включают в себя: изучение основных этапов развития философии истории (как мировоззренческой составной исторического знания); систематизированный анализ важнейших методологических концепций, доминировавших в то или иное время; знакомство с основными школами и направлениями в исторической науке, изучение трудов их крупнейших представителей, трактовок важнейших проблем всемирной истории с точки зрения различных концепций и методологических подходов. Указанные цели и задачи учитывают наличие историографической части основных исторических курсов, позволяют достаточно полно представить ключевые подходы к анализу рассматриваемых исторических процессов и явлений, подчеркивают особую важность именно методологического аспекта данного предмета, а также определяют выбор форм историографической подготовки студентов. Место курса историографии в профессиональной подготовке специалиста.Для современного исследователя как никогда важен тщательный и профессионально грамотный отбор методов и принципов анализа исторического материала. Современная предопределяет особую важность комплексного изучения истории становления и развития системы исторического знания, не ориентированного на вычленение «магистрального пути», ведущего к современным формам познания прошлого, а представляющего все богатство, многообразие исторической философии, широкий арсенал методов и форм исторического познания, разработанный на протяжении последних столетий. Изучение истории развития исторической мысли на протяжении нового и новейшего времени позволяет решить поставленные задачи на достаточно высоком уровне. Именно в течение этого периода сформировался феномен собственно научной историографии, ориентированной, в отличие от теологии, истории и историософии, на рациональную систематизацию методов исторического познания, выстраивание на их основе логичной и целостной структуры исторических знаний. Таким образом, настоящая программа курса «Истории исторической мысли» ориентирована на изучение развития исторической науки от истоков в культуре древних цивилизаций до настоящего времени. Особое внимание уделяется взаимоотношениям истории с другими областями знания, наиболее распространённым концептуальным моделям исторического развития, принципам анализа исторических источников, социальным функциям истории, специфическим чертам исторического знания. В то же время важно учитывать, что представленная в контексте собственной логики развития система исторического познания не может быть правильно понята и изучена в отрыве и от общих исторических условий развития науки на протяжении той или иной эпохи. Разработка базовых методологических принципов исторической науки, трактовка характера самой природы исторического знания, определение возможных границ познания прошлого, как правило, были неразрывно связаны с эволюцией общенаучных методологических установок, философским поиском, доминирующими формами общественного сознания и массовой психологии, спецификой социально-политических процессов. Все это приводит к необходимости изучения в рамках курса основных тенденций развития исторической философии как системы философского осмысления истории в тесной связи с развитием общенаучной методологии познания. Таким образом курс «История исторической мысли» является базовым в современной системе исторического образования. Требования к уровню подготовки специалиста по курсу «История исторической мысли» Специалист должен знать: особенности становления и эволюции исторического знания: развитие исторических знаний и исторической науки; направления и школы в отечественной и зарубежной историографии; творческое наследие крупнейших историков; основные исторические и социологические проблемы в историографии различных направлений; теоретико-методологические подходы отечественных и зарубежных историков к изучению исторических проблем; формы и методы исторического познания и их эволюцию; способы логического и образного освоения исторической и реальной действительности; современные методы поиска и обработки исторической информации; Специалист должен уметь: адекватно отражать и передавать логически систематизированное знание профессиональным языком историка; использовать сравнительно-исторические методы познания исторического процесса; ориентироваться в новейшей исторической литературе; приобретать новые знания, используя современные информационные образовательные технологии; уметь интерпретировать и адаптировать историческую информацию для адресата; устанавливать внутрикурсовые и межпредметные связи. Для изучения курса на дневном отделении отводится всего 128 часов, в том числе 54 часа аудиторных (34 лекционных и 20 семинарских часов). Самостоятельная работа студентов предполагает выполнение заданий к семинарским занятиям, подготовку докладов, сообщений и рефератов, работу с терминологическим словарем. Формой контроля за уровнем усвоения содержания курса являются: проведение контрольных работ, проверка конспектов, рефератов и письменных заданий. Формой итоговой аттестации является экзамен. ІІ. Примерный тематический план Номера разделов, тем, занятий Название раздела, темы, занятия:перечень изучаемых вопросов Количество аудиторных часов Литература Форма контроля знаний лекции семинарские занятия Управляемая самостоятельная работа студента 1 2 3 4 5 6 7 1. Введение. Историография как история исторической науки. 2 1-4, 10, 27, 32, 48, 55, 57, 64, 68, 74, 82, 85, 104. 2. Истоки европейской исторической традиции 2 2 Подготовка рефератов 4, 13, 15, 28, 37, 82, 96, 103, 110, Устный опрос 3. Средневековая историография 2 2 1, 13, 15, 21, 24, 25, 40, 49, Тестирование 4. Историография раннего Нового времени 4 2 Подготовка докладов 1-3, 5, 6, 13-15, 21, 39, 63, 107. Защита рефератов 5. Исторические концепции Века Просвещения 4 2 1-3, 12-16, 18, 60, 64, 107, Тестирование 6. История исторической мысли первой половины XIX века. 4 2 Подготовка рефератов 2, 3, 5, 6, 12-14, 18-21,60, 69. 72,107,115. Защита рефератов 7. Историческая наука во второй половине ХIХ века 4 2 2, 3. 5, 6, 12-14, 18-21, 24-30, 40-45, 53-56, 66, 67, 86, 107, 115 Тестирование 8. Историческая наука в конце XIX – начале XX века 2 2 2, 3, 5, 6, 12-14, 18-21, 24-30, 57, 107, 115 Письменный опрос 9. Историческая наука в первой половине XX века 4 2 2, 3. 5, 6, 12-14, 24, 25, 35- 37, 44, 45, 52, 62-67, 73, 78, 91, 107 Контрольная работа 10. Историческая наука во второй половине XX века 4 2 Подготовка рефератов 2, 3, 5, 6,8, 9, 12-14, 18, 35, 36, 37,58-62, 76,91, 92, 97, 107 Защита рефератов 11. Историческая наука на рубеже ХХ и ХХI веков 2 2 5, 6, 8, 9, 11-14, 60, 107 113, Устный опрос 34 20 Экзамен IІІ. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА Введение История и историография. Историография как история исторической науки. Теоретические и методические проблемы истории исторической науки. История исторической мысли. Проблемная историография. История исторической науки в системе исторических наук. Историография и общество. Социальные функции историографических знаний. Историография и политика. Мировая историография и отечественная историческая наука. Предмет и принципы периодизации истории исторической науки. Методика и методология историографических исследований. Понятия «историографический факт» и «историографический источник». Виды историографических источников. Понятия «школа», «направление», «течение». Историография и история историографии как методологическая рефлексия. История историографии как специальной исторической дисциплины. Современное состояние и перспективы развития историографических исследований. Тема 1. Истоки европейской исторической традиции Историческая память. Устная историческая традиция. Предысторическое знание: между мифом и историей. Эпос, литература и искусство архаической эпохи о деяниях богов и героев, храмовые записи о свершениях правителей. Теократический историзм Ветхого Завета. Гомер: прошлое как история. От мифа к логосу. Рассказ о пяти «веках» как первая схема исторического развития человечества. Греческая историография классической эпохи. История как жанр литературы. Первые историки. «Отец истории» Геродот. Фукидид и его «прагматическая история». Аристотель: концепция истины, противопоставление истории и поэзии (драмы). Эллинистическая историография. Полибий и первая «всеобщая история». Римская историография. От опытов «всеобщих историй» к «внутренней» истории Рима. Традиция римской анналистики. Гай Саллюстий Крисп. Тит Ливий. Начало исторической критики. История и мораль. Публий Корнелий Тацит. Параллельные биографии Плутарха и «Жизнеописание двенадцати цезарей» Гая Светония Транквилла. «Как следует писать историю» Лукиана из Самосаты: первый опыт теории историописания. «Последний римский историк» Аммиан Марцеллин. Тема 2. Средневековая историография «Церковная история» Евсевия Кесарийского. Христианская идея истории у Августина: первый европейский опыт философии истории. Учение о двух «градах». Идея развития и способы периодизации истории. Жизнь и смерть Иисуса Христа – центральный пункт «Священной истории». История как воля Бога. Истории варварских народов. Исторические сочинения раннего средневековья. «Ранняя византийская историография и историческая проза. Прокопий Кесарийский. Иоанн Малала. Лев Диакон и его «История». Характерные черты и жанры средневековой историографии. Взаимодействие античной и библейской концепций истории. «Универсализм и провиденциализм христианского видения истории. Жанры средневековой историографии и ее эволюция. Анналы и хроники. Всемирные хроники. Первые учебники по всемирной истории и исторические хрестоматии. Скандинавские саги и эпос. Византийская традиция историописания в XI–XIII вв. Поздневизантийская историография: Михаил Дука. Возникновение и развитие исторических знаний на Руси. Устная историческая традиция. Древнерусская литература и русская историография. Русское средневековье и первые исторические сочинения. История русского летописания: историографический контекст. Античная и византийская традиции в русском летописании. Повесть временных лет. Летописание в русских землях и княжествах. Слово о полку Игореве, его литературная судьба, историографическое значение. Слово о погибели Русской земли. Задонщина. Тема 3. Историография раннего Нового времени Историография эпохи Возрождения и Реформации. Рационализация взгляда на прошлое: светская концепция и новая периодизация истории. Культурная программа возрождения прошлого. Эрудитская школа: открытие первоисточников, сбор и первичная обработка материала. Рациональная критика и введение научного аппарата, историческая топография и хронология Флавио Биондо. Лоренцо Валла: «Трактат о подложности Константинова дара» и начало филологической критики источников. Исторический опыт и политическая идеология. Историки Флоренции. Никколо Макиавелли. «История Флоренции» и «История Италии» Франческо Гвиччардини. Историография Реформации и Контрреформации в Германии и во Франции. «Всемирная история» Филиппа Меланхтона. Себастьян Франк: идея прогресса на основе разума и свободы. «Всеобщая история» Агриппы д’Обинье. Вершины ренессансной исторической мысли. «Десять диалогов об истории» Франческо Патрици. История как воспоминание. Историография как гуманитарная наука и идея всеобщей истории Франсуа Бодуэна. Жан Боден и его «Метод легкого познания истории». Фрэнсис Бэкон: история как опытное знание. Западноевропейская историография в XVII – начале XVIII века. Научная революция и европейская культура XVII века. Складывание картезианского идеала науки. Выработка нового метода познания и принципов научного исследования. Теория естественного права и общественного договора: Гуго Гроций, Томас Гоббс и др. Рационализм и исторические предрассудки. Прагматизм и скептицизм в истории. Эрудиты и антиквары. Жан Мабильон и его «Шесть книг о дипломатике». Формальные критерии достоверности. Разработка правил критического издания памятников. Создание вспомогательных исторических дисциплин: палеографии, археографии и дипломатики. Начало внутренней критики источников. Исторические знания в Российском государстве (вторая половина ХУ – ХУI вв.) Отражение общественно-политической борьбы в исторических сочинениях. Обоснование идеологии великокняжеской княжеской власти и сепаратистских тенденций в исторических произведениях. Общерусские летописные своды. Тема 4. Исторические концепции Века Просвещения Джамбаттиста Вико: история как особого рода истинное знание. «Новая наука» Вико о единстве исторического процесса, закономерности и повторяемости исторических явлений. Три эпохи развития человечества и идея круговорота. Представление об органической связи всех сторон исторического процесса. Метод исторических параллелей. Новое направление исторической мысли: «философская история». Идея прогресса и факторы истории. Воспитательная функция истории: «власть историка». Г. Болингброк и «Письма об изучении и пользе истории». «О духе законов» и «Рассуждение о причинах величия и упадка римлян» Ш. Монтескье. Полемика между романистами и германистами о происхождении феодальных институтов. Формально-юридическая критика источников. Вольтер как историк. Г. Мабли и его советы «О способе писать историю». «Десять эпох истории человечества» в сочинении Ж.-А. Кондорсе «Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума». «История Англии» Д. Юма. «История упадка и крушения Римской империи» Э. Гиббона. Развитие русской историографии в ХУШ веке. Превращение исторических знаний в науку. Философия и историография Запада и их роль в развитии русской исторической науки. Европейское Просвещение и русское просветительство. Рационализм. Прагматизм. Реформы Петра 1 и развитие исторических знаний. Академия наук и ее роль в развитии науки русской истории. Проблематика исторических трудов. Философские и исторические представления Петра 1. Русская историография во второй половине ХУШ века. Идеи французских просветителей (Монтескье, Вольтер, Руссо, Гельвеций). Переводная историческая литература. Общественный интерес к истории. Научные центры: университеты, исторические общества. Развитие вспомогательных исторических дисциплин. Историческая концепция М.М.Щербатова. Исторические взгляды И.Н.Болтина. Проблема общего и особенного в истории России и других стран Европы. Феодализм в России. Труды Н.И.Новикова в области русской истории. История России в литературе и искусстве. Русская история в наследии А.Н.Радищева. Занятия Екатерины П над русской историей. Антидот. Тема 5. XIX век – «Век истории» Западноевропейская историография в первой половине XIX века. От идеи единого человечества к идее национального органического развития. Историческая культура романтизма. Идеализация и «присвоение» прошлого. Реабилитация средневековья в политической публицистике (Э. Берк, Л. Бональд, Ж. Де Местр, Шатобриан) в художественной литературе (В. Скотт и В. Гюго), в философии истории (Ф. Шлегель). Историческая школа права (К.-Ф. Савиньи, К.-Ф. Эйхгорн) и понятие «народного духа». Апелляция к первоисточникам. Филологическая критика текстов. Б.-Г. Нибур: новый этап в совершенствовании критики источников. Приемы исторической критики. Метод исторической аналогии. «Философия истории» Гегеля и восстановление в правах всемирной истории. Исторический процесс и его закономерности. Идея прогресса и универсальности исторического развития. Леопольд фон Ранке и его критический метод. Гейдельбергская школа. Ф.-Х. Шлоссер и его «Всемирная история». Карл Риттер и историко-географическая школа. Французская историография в первой половине XIX века. Нарративная романтическая школа: актуализация художественной стороны исторического творчества. О. Тьерри и идея «борьбы рас». «Философская школа». Ф. Гизо: историк и политик. «История Франции» Ж. Мишле. Ф. Минье и его «История Французской революции». Британская историография первой половины XIX века. Становление вигской историографической традиции: Генри Галлам. Т.Б. Маколей и его «История Англии от восшествия на престол Якова II». Исторические этюды и публицистика. История в литературных портретах. Томас Карлейль – историк, философ, публицист. Беллетризованная история и специфика ее источниковой базы. Учение о «героях и толпе». Отрицание научного характера истории. Идеал истории «без всякого морализирования и философствования». Хаос доступных данных о прошлом и произвол историка. Н.М.Карамзин - официальный историограф Российской империи. Эволюция мировоззрения. «Письма русского путешественника». От рационализма к романтизму. История Государства Российского. Источники. Историческая концепция. Вопросы периодизации. Россия и всемирная истории. Самодержавие, русское общество и историческая наука. Теория официальной народности. Труды М.П.Погодина, Н.Г.Устрялова, С.П.Шевырева. «Время С.М.Соловьева» в русской историографии. С.М.Соловьев и государственная школа. «История России с древнейших времен». Историзм, закономерность исторических явлений. Географический фактор. Народ, личность, государство. Родовая теория. Периодизация национального и мирового исторического процесса. Западники и русская историография. К.Д.Кавелин: концепция органического развития русской истории. Б.Н.Чичерин. Государство и народ в истории России. Теория закрепощения и раскрепощения сословий. Крестьянство и сельская община. История права. Творчество А.Д.Градовского, В.И.Сергеевича. Судьба государственной школы в русской историографии. Педагогическая и общественная деятельность Т.Н. Грановского. Его «Лекции по истории средневековья» и взгляд на теоретические проблемы историографии. Творчество Н.И.Костомарова. Идея национального духа. К.Н.Бестужев-Рюмин и его место в отечественной историографии. Д.И.Иловайский: исторические взгляды, публицистическая деятельность. Проблемы отечественной истории в общественной и философско-исторической мысли. Исторические взгляды А.И.Герцена. Н.Г.Чернышевский. Тема 6. Историческая наука во второй половине ХIХ века Карл Маркс и материалистическое понимание истории. Учение о базисе и надстройке, социально-экономический детерминизм и абсолютизация классовой борьбы в истории. К. Маркс и Ф. Энгельс как историки. Классика социально-исторического анализа: «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта». Позитивистский идеал науки. «Социальная физика» Огюста Конта и исторический позитивизм. Два элемента подлинной науки: сбор фактов и разработка законов. История и социология. Теория «равноправных факторов». Дарвинизм и история. Ипполит Тэн: «расы» и «среда», борьба за существование и прогресс в истории. Герберт Спенсер и «Принципы социологии»: общество как живой организм. Новая методология истории. Развитие ретроспективного и сравнительно-исторического методов. Статистический анализ. Диверсификация и расширение источников и круга исторических исследований. Складывание инфраструктуры историографии как области знания: научные общества, кафедры в университетах, издательская деятельность, историческая периодика, архивы, библиотеки, музеи. Историческая наука в Западной Европе и США. Исторические журналы и общества. Историческое образование. Позитивистская историография в Британии. Г.Т. Бокль как историк цивилизации. Оксфордская и кембриджская школы. Исторические концепции Э. Фримена, У. Стаббса, Д. Актона. С. Гардинер и его «Пуританская революция». Экономическая история (Т. Роджерс, У. Кеннингем, У. Эшли, Ф. Сибом, А.Тойнби). Социальная проблематика (С. и Б. Вебб). «История английского народа» Дж. Р. Грина. Локальные исследования. Позитивистская историография во Франции. Идея эволюционного континуитета в истории: А. Токвиль. «Экспериментальная история» И. Тэна. Э. Лависс и его школа. «Эрудитская» школа. А. Люшер, Ф. Лот и история французской монархии. Синтетическая школа. Н.Д. Фюстель де Куланж: происхождение феодализма и романо-германская проблема. Историки-юристы Э. Глассон, П. Виолле, Ж.-Ж. Флакк. Экономическая история: Г. Фаньез, А. Сэ и др. А. Олар и либерально-республиканская школа. Историография внешней политики в школе А. Сореля. А. Дебидур и дипломатическая история Европы XIX века. Немецкая историография во второй половине XIX века. Юридическая школа: Г.Л. Маурер, Г. Вайц, П. Рот, О. Гирке и др. Историческая концепция и теоретические поиски малогерманской (прусской) школы. Г. фон Зибель о французской революции. Г. фон Трейчке. И.Г. Дройзен о специфике исторического познания: критика позитивистской методологии. История античности в трудах И.Г. Дройзена и Т. Моммзена. Гейдельбергская школа. «Культурно-исторический синтез» К. Лампрехта. Позитивизм в историографии США. Русская историческая наука второй половины XIX века. Организационная структура. Исторические общества. Археографическая экспедиция и Археографическая комиссия. Архивы и архивное дело. Сообщества ученых. Историческая концепция и теоретико-методологические воззрения В.О. Ключевского. Эволюция мировоззрения. Развитие исторической концепции. Проблематика исследований. Боярская Дума Древней Руси. Курс русской истории. Курсы по источниковедению и историографии. Теория факторов. Государственность и народность. Периодизация русской истории. В.О. Ключевский и русская историческая наука. Д.И. Иловайский и его концепция государственного быта. Политическая история (Н.Ф. Дубровин, Н.К. Шильдер, С.С. Татищев). К.Н. Бестужев-Рюмин и его вклад в развитие источниковедения и историографии. Н.Я. Данилевский: учение о культурно-исторических типах. «Русская историческая школа» и складывание социально-экономического направления: Н.И. Кареев, И.В. Лучицкий, М.М. Ковалевский, П.Г. Виноградов. Проблемы всеобщей истории, теории истории и исторического познания, исторического образования в трудах Н.И. Кареева. Марксизм в России. Роль русских ученых в изучении истории народов России. История и народное образование. Учебники по русской истории. Тема 7. Историческая наука в конце XIX – начале XX века История как академическая дисциплина на рубеже веков. Организация, масштабы и техника исторических исследований. История в университетах. «Академический историзм» и «эрудитский эмпиризм». «Библия позитивистского историзма»: «Введение в изучение истории» Ш. Ланглуа и Ш. Сеньобоса. Школьное историческое образование. Учебники и учебные пособия. Создание национальных ассоциаций историков и совершенствование организации исторических исследований. Кризис позитивизма и споры о месте истории в системе наук. Революция в естествознании. В. Виндельбанд, Г. Риккерт о логике исторического познания. Теория понимания В. Дильтея. Неокантианцы и полемика о своеобразии истории и социальных наук. Методологическая дискуссия и ее участники. Макс Вебер о предмете и методе гуманитарных наук, об общих понятиях в исторической науке. Историко-социологическая концепция М. Вебера и теория идеальных типов. Проблема ценностных суждений. Условность исторической «истины». Национальные исторические школы в конце XIX – начале XX века. Представители критического направления в национальных историографиях стран Европы и в США. Неоранкеанство в германской историографии. Националистическая пангерманская историография. Социально-экономическое направление: происхождение капитализма (В. Зомбарт). Социалистические идеи в историографии (Ф. Меринг). Антипозитивизм во Франции (Э. Дюркгейм, Ф. Симиан) и основные направления в историографии. Критическое направление в британской историографии. Эволюция американского позитивизма и становление прогрессистской историографии. Ч. Бирд. Теория границ Ф. Тернера. «Имперская школа». Б. Кроче и его «Теория и история историографии». Русская историография на рубеже ХIХ – ХХ веков. Организация науки. Кафедры русской истории. Исторические общества. Историческая периодика: «Историческое обозрение», «Русский архив», «Исторический вестник», «Русская старина». Музеи, архивы, библиотеки. Развитие источниковой базы исторической науки. Сборники документов. Серийные издания. Методы критики источников. Развитие специальных и вспомогательных исторических дисциплин. Методологические искания русских историков. Методология истории А.С.Лаппо-Данилевского. Работы Н.И.Кареева, Д.М.Петрушевского. Русская историческая наука и западноевропейская историография. Участие русских ученых в международных конгрессах. Переводы трудов русских историков на Западе. Переводная историческая литература в России. История и политика. Первая русская революция и историческая наука. «Происхождение современной демократии» М.М.Ковалевского. Сборник «Вехи» и русская историография. Вопрос о течениях, направлениях и школах в русской историографии. Московская и петербургская школы историков. А.А.Шахматов - историк русского летописания. С.Ф.Платонов и исследования Смутного времени. Лекции по русской истории. Учебник русской истории. История Литовского государства в творчестве М.К.Любавского. А.Е.Пресняков об истории русского летописания, истории Киевской Руси и Великорусского государства. П.Н.Милюков. Историк и политик. Н.П.Павлов-Сильванский. Идея тождества истории России и стран Западной Европы. Периодизация русской истории. Разработка проблем феодализма в России. Исследование петровских реформ, истории общественной мысли и общественного движения в России. Историко-экономические труды П.Б.Струве. Вопрос о перерастании русского крепостнического хозяйства в капиталистическое хозяйство. Роль государственности, народных масс и интеллигенции в истории страны. Исторические взгляды Г.В.Плеханова. История России в политической концепции В.И.Ленина. Философия марксизма и отечественная историография. Основные принципы марксистской интерпретации истории. М.Н.Покровский - историк-марксист. Русская история с древнейших времен. Концепция истории России в контексте всемирной истории. Проблемы взаимодействия культур. «Методология истории» А.С. Лаппо-Данилевского о единстве и целостности гуманитарного познания. «Реализованные продукты человеческой психики» как общая основа гуманитарного знания. Методология источниковедения. Исторические взгляды П.Н. Милюкова. «Очерки по истории русской культуры». С.Ф.Платонов. и его «Лекции по русской истории». Школа Платонова: С.В. Рождественский, А.Е. Пресняков, Г.И. Вернадский. Идея тождества русского и западноевропейского исторического развития. Периодизация русской истории. Политико-юридическая трактовка феодализма. Второе поколение «русской исторической школы» всеобщей истории. Д.М.Петрушевский и А.Н.Савин. Тема 8. Историческая наука в первой половине ХХ века Теория и практика мировой историографии в первой половине ХХ века. Осмысление опыта мировой войны и актуализация вопроса о смысле и назначении истории. Создание глобальных теорий исторического процесса. Теория циклического развития О. Шпенглера. Теория цивилизаций А.Дж. Тойнби. Опыт национальной истории и его отражение в национальных историографических традициях. Влияние марксизма. Французская историография межвоенного периода. Социально-экономическая проблематика (Ф. Симиан, Э. Лабрусс) и теория экономических циклов. Социальная интерпретация революции (А. Матьез, Ж. Лефевр). Проблемы войны: школа П. Ренувена. Кризис позитивистской историографии и формирование школы «Анналов». История как проблема. Критика событийной истории. Обновление предмета и содержания исторической науки. Человек в истории и новое понимание социальной истории. «Бои за историю» Л. Февра и «Апология истории» М. Блока. Историческая наука Великобритании в 1918–1945 гг. Публикации архивных документов. Конституционная и административная история. Л. Нэмир и его школа парламентской истории. Р. Тоуни. Д. Клэпем. Лондонская школа экономики и становление социальной истории. Дж. Анвин и Айлин Пауэр. Лейбористская историография: Дж. Коул. Социальная история в интерпретации Дж.М. Тревельяна. Наступление на вигскую концепцию истории: Г. Баттерфилд. Критика позитивистской методологии Р.Дж. Коллингвудом и его «Идея истории». Историческая наука в США. Лидерство прогрессистской школы во главе с Ч. Бирдом. Периодизация американской истории. Идея единства американской и мировой истории в трудах А. Шлезингера-старшего. Школа Коммонса и экономическая интерпретация истории. История рабочего движения в США. Американские историки и проблема изоляционизма. Германская историография в 1918–1945 гг. Проблема преемственности или разрыва с прошлым. Крушение империи и растущая политизация истории. «Историческая беллетристика». Прусская идея в трудах И. Галлера. Ф. Мейнеке и идея дуализма силы и духа. Мейнеке о возникновении и развитии историзма. Историография Третьего рейха. Тотальная идеологизация. Чистка университетской профессуры. Создание Имперского института новой Германии. Передача архивов под контроль идеологического аппарата НСДАП. Расовая теория в немецкой историографии. Советская историческая наука в 20 – 50-е годы. Октябрьская революция и историческая наука. Политическая власть и историческая наука. Становление официальной марксистской историографии. Создание марксистских научных учреждений. Высшее историческое образование. «Большевизация» в среде историков. Марксизм в большевистской интерпретации. Проблемы новейшей истории в трудах В.И. Ленина. Учение об общественно-экономических формациях. Классовый принцип познания общественных явлений. Принцип партийности. Первые опыты освоения национальной истории с марксистских позиций Теория торгового капитализма М.Н.Покровского. Русская история в самом сжатом очерке. «Русская история в сравнительно-историческом освещении (основы социальной динамики)» Н.А.Рожкова. Публикации источников по истории экономического развития, классов и классовой борьбы, революционного движения, внешней политики. Изучение истории внешней политики и происхождения первой мировой войны, революционного движения, российских революций, гражданской войны. Судьба немарксистской историографии. Научно-педагогические учреждения. Российская академия истории материальной культуры. Российская ассоциация научно-исследовательских институтов общественных наук (РАНИОН). Историческая периодика: Анналы. Проблематика исследований. Методологические искания. «Кризис исторической науки» Р.Ю.Виппера. Опыты сотрудничества с Советской властью. Историческая наука русской эмиграции. «Философский пароход». Центры русской исторической науки за рубежом. Исторические библиотеки и архивы. Проблематика исследований. Создание обобщающих трудов. Отечественная история в духовной жизни русской эмиграции. Смена вех. «Евразийский соблазн». Младороссы. Работы по философии русской истории. Общественно-историческая периодика. Публикации источников. Сталинизм и историческая наука. Письмо Сталина в журнал Пролетарская революция О некоторых вопросах истории большевизма. Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) О преподавании гражданской истории в школах СССР. Подготовка учебников по истории. Замечания А.А.Жданова, С.М.Кирова и И.В.Сталина по поводу конспекта учебника по истории СССР. Партийные и правительственные решения по вопросам исторической науки 1936 - 1938 гг. Сборники статей Против исторической концепции М.Н.Покровского, Против антимарксистской концепции М.Н.Покровского. Психологическая и нравственная атмосфера в исторической науке. Террор и его последствия для исторической науки. История ВКП(б). Краткий курс. Драма национального исторического познания. Организация научных исследований и преподавания истории. Научно-исторические учреждения. Исторические факультеты университетов. Историческое образование в пединститутах. Институт истории АН СССР. МИФЛИ. Центры историко-партийной историографии. Историческая периодика. Судьба журналов «Под знаменем марксизма», «Пролетарская революция». Непериодические сборники. «Исторический архив», «Исторические записки». Учебники по отечественной истории для средней и высшей школы. Историческая тематика в литературе и искусстве. Патриотическое воспитание. Деформации в массовом историческом сознании. Развитие археологии и этнографии. Специальные и вспомогательные исторические дисциплины: источниковедение, историография, архивное дело, археография, музееведение, библиография, палеография. Публикации исторических источников. Проблема феодализма на Руси. Изучение истории Русского централизованного государства и вопрос о всероссийском рынке. Особенности изучения революционного движения и общественной мысли, военной истории, национальных движений, внешней политики. История дипломатии. Октябрь 1917 г. и гражданская война в исторической литературе второй половины 30-х гг. История гражданской войны в СССР. Историческая наука в годы Великой Отечественной войны. Историки на войне и в тылу. Агитационно-пропагандистская историческая литература. Научные кадры, научно-исторические учреждения, архивы, библиотеки, музеи. Начало изучения истории Великой Отечественной войны Проблематика научных исследований и массовой исторической литературы: история Русского государства, внешней политики, военной истории. Особенности изучения истории народов Советского Союза. История Казахской ССР. Отечественная историография в послевоенный период. Научно-исторические учреждения в послевоенные годы. Отечественная история в средней школе и в высших учебных заведениях. Исторические журналы. «Преподавание истории в школе». История и идеология. Борьба с космополитизмом. «Дискуссии» по вопросам философии, языкознания, политической экономии; их последствия для исторической науки. Дискуссии о периодизации феодальной и капиталистической формаций, истории советского общества, образовании централизованного государства, формах феодальной собственности, товарном производстве, природе мануфактуры, формировании капиталистического уклада, промышленном перевороте. Археология, этнография. Публикации исторических источников. Серийные документальные издания. Состояние источниковедения, вспомогательных исторических дисциплин. Проблемы феодализма. Социально-классовые отношения, история крестьянства, крестьянских войн, ремесла в Древней Руси, русских городов, промышленности и народного хозяйства. Капитализм в России. История пролетариата. История внешней политики России. История общественных движений и общественной мысли, культуры. Изучение прошлого народов Российской империи и СССР. История советского общества и государства. Фундаментальные исследования: «История культуры Древней Руси», Очерки истории СССР, История Москвы. Тема 9. Историческая наука во второй половине XX века «Научная история» и проблема междисциплинарности в 1960-70-е гг. Дискуссии об отношениях между историей и социологией. «Новая социальная история». Парадигма социально-структурной истории. Количественные методы в исторических исследованиях. Заимствование методов смежных наук (исторической демографии, социологии, антропологии, психологии) и проблема их адаптации. Движение за «историю снизу». «Новая историческая наука» и историческая антропология. От «истории снизу» к «истории изнутри». Обновление концептуального аппарата и исследовательских методов. Бум конкретных социально-исторических исследований. Новые исторические журналы. Изменения в системе университетского образования. Формирование новых научных центров. Деятельность исторических обществ. Историческая наука во Франции. «Методологическая революция» школы «Анналов». «Глобальная история» и концепция исторического времени Ф. Броделя. «Сериальная история» П. Шоню. Дискуссии о Французской революции (Ж. Лефевр, А. Собуль, Р. Мунье, Ф. Фюре, Д. Рише и др.). Интерпретация перехода от феодализма к капитализму у М. Вовеля. Развитие исторической демографии и региональной истории. «Неподвижная история» Э. Леруа Ладюри. Труды Ж. Дюби, Ж. Ле Гоффа и других представителей третьего поколения школы «Анналов». «Социальная история ментальностей». История ментальностей и историческая антропология. Историческая наука в Великобритании. Дискуссия о «старых» и «новых» путях в исторической науке. Марксистская методология истории и ее творческое развитие в работах Э. Томпсона, Э.Хобсбоума, К.Хилла, Р. Хилтона, Дж. Рюде. Концепции «всеобщего кризиса XVII века». Дискуссии вокруг интерпретаций Английской революции середины XVII века. «Новая рабочая история» и ее эволюция. Дискуссия о природе британского империализма. Г. Перкин и его концепция социальной истории. Кембриджская Группа по изучению социальных структур и населения: от исторической демографии к демосоциальной истории. У. Хоскинс и его школа локальной истории. «История снизу» и школа «Исторической мастерской» Р. Сэмюэла. Социальная антропология и история народной культуры (К. Томас, А. Макфарлейн, П. Берк и др.). Историческая наука в США. От теории «консенсуса» к «новой исторической науке». Упадок прогрессистской школы. Рост интереса к истории идей: школа А. Лавджоя. Труды Р. Хофстедтера. Д. Бурстин. Работы А.М. Шлезингера-младшего о «Новом курсе» и циклическом развитии американской истории. Школы «политического идеализма» и «реальной политики» в истории международных отношений. Новые тенденции в 1960–1980-е годы. Оформление радикально-демократического направления (Д. Лемиш, С. Линд, Ю. Дженовезе): «история снизу». «Новая экономическая история» и изучение проблем промышленного переворота, аграрных отношений, рабовладения. Американская клиометрия: Р. Фогел, Д. Норт. «Новая рабочая история» в трудах Г. Гатмана. «Новая политическая история» о политической культуре и поведении электората (М. Холт, У.Д. Бернхэм). История внешней политики в работах Г. Колко, Т. Маккормика и др. Историческая наука в ФРГ. Немецкий историзм в 1950–60-е годы. Г. Риттер. Гейдельбергская школа В. Конце. Работы Х. Бёме. Марбургская школа. Становление социально-критической школы. Разработка теорий модернизации. Влияние идей Макса Вебера. Работы Ю. Кокки, Г.А. Винклера, В. Моммзена и др. Новая концепция немецкой истории Г.-У. Велера. История и типология фашизма. Дискуссии немецких историков. Немецкая историческая антропология. История повседневности. Работы А. Людтке, Х. Медика, Ю. Шлюмбома. Разработка микроисторических подходов. Советская историография во второй половине ХХ века (до начала 1990-х годов). ХХ съезд КПСС и развитие советской исторической науки. «Оттепель» в исторической науке. Идеологические кампании. Постановление ЦК КПСС «О журнале «Вопросы истории». Всесоюзное совещание о мерах улучшения подготовки научно-педагогических кадров по историческим наукам (1962). Постановление ЦК КПСС «О мерах по дальнейшему развитию общественных наук и повышению их роли в коммунистическом строительстве» (1967). «Юбилейная» историческая литература. «Лениниана»). Система научно-исследовательских учреждений и высших учебных заведений. Академия наук и отечественная историография. Университетская историческая наука. Историческая периодика. Труды и ученые записки высших учебных заведений. Развитие методологии и методики исторических исследований. Труды по методологии истории. Количественные методы освоения источниковой базы исторической науки. Источниковедение, специальные и вспомогательные исторические дисциплины. Публикации источников; сборники документов по истории внешней политики, аграрной, индустриальной, национальной политике советской власти. Архивное дело. Проблематика исторической науки, ее обусловленность официальной идеологией. Фундаментальные многотомные исследования. «Всемирная история», «История СССР», «Очерки истории Ленинграда», «История Великой Отечественной войны Советского Союза. 1942 -1945 гг.», «Советская историческая энциклопедия». «История СССР с древнейших времен до наших дней». Изучение древнейших государственных образований на территории страны, Киевской Руси, древнерусской культуры. Анализ социально-экономической и политической структуры средневекового русского общества, предпосылок и процесса образования Российского (Русского) централизованного (единого) государства. Изучение истории советского периода отечественной истории: Октябрьской революции, гражданской войны и интервенции, индустриализации и коллективизации, истории Великой Отечественной войны и послевоенного периода. Дискуссии по проблемам истории советского общества и государства. Историко-партийная историография и источниковедение. История Коммунистической партии Советского Союза и История Великого Октября И.И.Минца как отражение политической действительности. Мифологизация истории и историографии Октября. Советская историография в контексте мирового научно-исторического познания. Борьба с буржуазным мировоззрением и буржуазными историческими концепциями. Советские историки на международной арене. История России и СССР в эмигрантской литературе. Историография и инакомыслие. Тема 10. Историческая наука на рубеже ХХ и ХХI веков. «Эпистемологическая революция» и переопределение предмета исторического знания. Роль нарратива. Проблема опосредований: язык и текст. Переосмысление природы исторического источника и исторического факта. От «воссоздания» прошлого к его «конструированию». Методология и практика исторического постмодернизма. Конец идеологии прогресса. Отказ от синтетических построений. «История в осколках»: фрагментарное видение прошлого. Теоретико-методологические дискуссии середины 1990-х годов. «Новая культурная история» и ее ведущие представители. Дискуссии о соотношении микро– и макроанализа в зарубежной и российской историографии. Микроистория. История повседневности. Поиски «другой социальной истории». Историческая наука в Советском Союзе во второй половине 80-х - начале 90-х гг. Социально-политическая ситуация в Советском Союзе и историческая наука. Кризис научно-исторического познания. Массовое историческое сознание. «Новое политическое мышление». Перестройка и историческая наука. Накануне краха официальной идеологии. Стремление к преодолению исторических мифов и ликвидации белых пятен в истории: круглые столы, научные конференции, совещания историков, писателей, философов. Дискуссии в научной среде и в обществе. Публикации на исторические темы в периодической печати. Историческая наука и историческая публицистика. Иного не дано. Крушение старых и рождение новых идеологических и исторических мифов. История советского общества и государства в новом освещении. Радикальный пересмотр официальных концепций Октябрьской революции, истории гражданской войны, нэпа, коллективизации, истории Великой Отечественной войны. Работы о Н.И.Бухарине, Л.Д.Троцком. Поиски новых исторических концепций и научной методологии. Старая и новая философия национальной истории. Расширение источниковой базы исторической науки. Переводная историческая литература. Новое прочтение зарубежной русистики и советологии. Эмигрантская историография. Историческая наука в современной России. Центры изучения национальной истории. Институты Российской академии наук. Научно-исследовательские центры. Общественно-исторические объединения. Фонды поддержки гуманитарных исследований. История и политология. История современности. Историческая наука в системе высшего образования. Развитие источниковой базы исторических исследований. Архивы и библиотеки. Публикации источников. Историческая наука и книгоиздательская деятельность. Реализация программы публикации архивных документов по истории России. Развитие компьютерной технологии исторического познания. Историческая информатика. Теоретические и методологические проблемы исторических исследований. Освоение достижений мировой исторической мысли. Цивилизационный и формационный подходы к истории. Приоритетные направления исследований в области исторических наук. История мировых цивилизаций и история России; национальный менталитет и общественно-исторический интерес; человек в различные исторические эпохи; археологические и этнографические исследования; взаимодействие восточных и западных культур в истории человечества; история России и стран СНГ. Становление и развитие политической истории как отрасли исторической науки. Историко-политические исследования. Историко-экономические исследования. Социальная история. Локальные исследования. Гендерные исследования. История повседневности. Первые опыты издания официальных исторических трудов. Массовая культура и историография. Зарубежные исследования истории России и СССР, их место и роль в современной историографии отечественной истории. Историк и интернет. Опыты научного освоения истории современности. Укрепление новой российской государственности, российский федерализм, экономическое реформирование, региональная и национальная политика, создание гражданского общества. Труды в области современной политической истории. Политическая мемуаристика. ІV. ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ Литература Учебные пособия Гутнова Е.В. Историография средних веков. М., 1978. Историография истории нового и новейшего времени стран Европы и Америки. Ч.1 Под ред. И.П.Дементьева. – М., 1990. Историография истории нового и новейшего времени стран Европы и Америки Ч. 2 Под ред. И.П.Дементьева, А.И.Патрушева. – М., 2000. Организация исторической науки в странах Западной Европы. – М.,1988. Историография новой и новейшей истории стран Европы и Америки. М., 1977. Историография истории нового и новейшего времени стран Европы и Америки. М., 2000. (2-е изд. 2007). Историография истории России до 1917 года. Т. 1-2. М., 2003. Историческая наука в России в ХХ веке. М., 1997. Историческая наука на рубеже веков. М., 2001. Исторические исследования в России. Тенденции последних лет. М., 1996. Исторические исследования в России – II. М., 2003. История и время. В поисках утраченного. М., 1997. Репина Л.П. История исторического знания. – М., 2006. Сравнительное изучение цивилизаций. Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов Сост., ред. и вступ. статья Б.С.Ерасов. – М., 1999. Шапиро А.Л. Историография с древнейших времён по XVIII век. – 1982.
Каталог: bitstream -> 123456789
123456789 -> Учебная программа для специальности: 1-21 04 01 «Культурология
123456789 -> Рассказ «Из колена Аввакумова»
123456789 -> Вторая причина это массовое осознание того факта, что культурное развитие отнюдь не совпадает с историческим развитием
123456789 -> Пособие по изучению дисциплины Москва 2007 Рецензент: канд истор. Наук В. И. Хорин. Пименов В. И
123456789 -> Л. И. Карпова история воздухоплавания
123456789 -> Учебная программа для высших учебных заведений по специальности
  1   2