Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Учебная программа учреждения высшего образования по дисциплине для специальностей




Скачать 235.41 Kb.
Дата06.06.2017
Размер235.41 Kb.
ТипУчебная программа
Белорусский государственный университет
УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе БГУ

________________ __А.В. Данильченко

(подпись)

____26.06.2013________________

(дата утверждения)

Регистрационный № УД-363/р.
История зарубежной литературы первой половины XIX века

Учебная программа учреждения высшего образования по дисциплине

для специальностей:

1-21 05 01  — белорусская филология (заочная форма)

1-21 05 02  — русская филология (заочная форма)

Факультет _________________филологический________________________

(название факультета)

Кафедра _________________зарубежной литературы______________

(название кафедры)

Курс (курсы) ____________2______________

Семестр (семестры) _______2____________________

Лекции ___10______ Экзамен ______--_________

(количество часов) (семестр)

Практические (семинарские)

занятия ____2______ Зачет _______2__________

(количество часов) (семестр)

УСР

___--_______ Курсовой проект (работа) ___--___



(количество часов) (семестр)

Всего аудиторных

часов по дисциплине ___12_____

(количество часов)

Всего часов Форма получения

по дисциплине ___12_____ высшего образования _заочная_

(количество часов)
Составил(а) ___В.И. Кучеровская-Марцевая, старший преподаватель______________

2013 г.


Учебная программа составлена на основе программы “Гісторыя замежнай літаратуры”: вучэбная програма для студэнтаў вышэ навуч. Устноў па спец. 1-21 05 01 “Беларуская філалогія”. 1- 21 05 02 “Руская філалогія”, 1- 21 05 04 “Славянская філалогія”, 1-21 05 05 “Класічная філалогія”, 1- 21 05 06 “Рамана-германская філалогія”, 1- 21 05 07 “Кітайская філалогія” / аўт склад. І.В.Шаблоўская [і інш.]программа для высших учебных заведений по специальности 1-21 05 06 — романо; пад агульнай рэд. І. В. Шаблоўскай. — Мн.: БДУ, 2005. Зацверджана Вучэбна-метадычным аб’яднаннем ВНУ Рэспублікі Беларусь па гуманітарнай адукацыі (09 снежня 2004 г. Рэгістрацыйны ТД-ДГ 004/тып.).

Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании кафедры зарубежной литературы


_____21.05.13, пр. №9___

(дата, номер протокола)


Заведующий кафедрой

________________ А. М. Бутырчик

(подпись)

Одобрена и рекомендована к утверждению Учебно-методической комиссией филологического факультета___Белорусского государственного университета___

(название высшего учебного заведения)
30.05.2013 г., пр. №7

(дата, номер протокола)


Председатель

__________ Н.Н. Хмельницкий

(подпись)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебная программа «История зарубежной литературы первой половины XIX века» предназначена для студентов белорусского и русского отделений заочной формы обучения филологических факультетов и является частью общего курса «История зарубежной литературы». Программа дает представление об особенностях развития европейской и американской литературы 19 столетия, отражает их сложность и динамику. Рассматриваются ведущие жанры и основные памятники литературы романтизма и реализма. В связи с этим особое внимание уделяется теоретическим вопросам курса литературоведения.

Задача курса «История зарубежной литературы первой половины XIX века» — сформировать у студентов глубже знания литературного процесса этого периода, выработать навыки комплексного анализа художественного текста.

Программа курса «История зарубежной литературы первой половины XIX века» адресована студентам-заочникам филологических специальностей Республики Беларусь в соответствии с требованиями общеобразовательного стандарта (52 а/ч. По специальности 1-21 05 01, 1-21 05 02).

Содержание учебного материала


№п/п

Наименование разделов, тем

Количество аудиторных часов*

Аудиторные


Внеаудиторная самостоятельная работа

Лекции

Практич., семинар.

Лаб. занят.

УСР

1

Романтизм как художественная система. Исторические и культурные предпосылки возникновения романтизма. Идеализм как философско-эстетическая основа романтизма. Национальные варианты романтизма. Романтизм как “антибуржуазная утопия”, реакция на скептицизм, рационализм, в том числе и эпохи Просвещения, вера в господство духовного начала в жизни. Концепция романтической личности: идеализация творческого дара. Герой в романтических произведениях (бунтарь, художник, энтузиаст). Романтическое “двоемирие”. Идеализация прошлого. Сближение мира человеческих чувств с миром природы. Разновидности “романтической иронии”. Становление новых жанров: лиро-эпическая поэма, психологическая повесть, исторический роман.
Реализм как художественная система. Основные черты реализма как художественного метода: попытки разобраться в буржуазной реальности; внимание к “прозе жизни” и склонность к накоплению фактов; индивидуализированность характеров; диалектическое единство личности и внешнего мира; правдивость в изображении обстоятельств, ситуаций, деталей; обстоятельства как средство характеристики героев; критичность, универсализм, аналитичность.


2













2

Немецкий романтизм.

Эстетика и художественная практика раннего (“иенского”) романтизма. Ф. и А. Шлегели как основатели иенского романтизма. Роман Новалиса “Генрих фон Офтердинген”. Идеализация средневекового прошлого. Романтическая трактовка мотива путешествия. “Голубой цветок” как романтический символ. Возможности интерпретации сказки Клингсора.

Творчество Генриха фон Клейста. Философско-этическая и социальная проблематика новеллы “Михаэль Кольхаас”, идеи нравственного долга и справедливости. Испытание героев на идеальность. Скрытый политический подтекст и христианские мотивы в “Михаэле Кольхаасе”.

“Чудесная история Петера Шлемиля” Адельберта фон Шамиссо: особенности проблематики и поэтики.

Творчество Эрнста Теодора Амадея Гофмана. Специфика сказочной поэтики Гофмана. Образы романтических героев-энтузиастов (студент Ансельм, Бальтазар, Иоганнес Крейслер). Гофмановское “двоемирие” и композиция произведений. Романтическая ирония и политическая сатира в сказке “Крошка Цахес по прозванию Циннобер”. Мотив двойничества в романе “Житейские воззрения кота Мурра”: биография Крейслера и жизнеописание Мурра. Филистеры и энтузиасты.

Генрих Гейне – “последний романтик” и “убийца романтизма”. Эволюция немецкого романтизма в творчестве Гейне: продолжатель и критик. Этапы творческого пути поэта. “Книга песен” как вершина лирики Гейне-романтика. История души молодого человека в циклах “Книги песен”. Гейне-сатирик: сатирическая и политическая поэзия в сборнике “Современные стихотворения”. Особенности лиро-эпического жанра: поэма “Германия. Зимняя сказка”. Сатирическая полемика с гейдельбергскими романтиками. Борьба со старой Германией. Образ Ротбарта. Творчество в последние годы. Сборник “Романсеро” и осмыслени единства мировой истории и культуры. Новеллистическое и балладное начало в стихах на историческую тему (“Испанские Атриды”). Тема поэта и поэзии, национальной и культурной идентичности в цикле “Еврейские мелодии” и центральной поэме цикла – “Иегуда бен Галеви”. Судьба Йегуды га-Леви как парадигма поэтической судьбы, служения народу и Богу в осмыслении Гейне.




2

2










3

Английский романтизм. Ранний английский романтизм. Эстетические воззрения и творчество поэтов “озерной школы”. Отрицание старых классицистических приемов и провозглашение демократизации проблематики. Расширение тематического диапазона. Ломка традиционной системы стихосложения.

У. Вордсворт. Образ бродяги-нищего. “Последний из стада”, “Мечты бедной Сюзанны”. Поэтические женские образы. Пейзажная и философская лирика.

С. Т. Колридж. Интерес к сверхъестественному. Триумф интуиции над разумом. Жанр баллады в творчестве Колриджа. “Сказание о старом мореходе”: моральная проблематика, аллегоризм, символика в произведении. Тема мести природы за злодеяния человека. Образ “Жизни-в-смерти”. Сон как объект исследования в неоконченной поэме “Кубла Хан, или Видение во сне”.

Р. Саути. Обращение к жанру народной баллады. Стихотворения “Жена солдата”, “Жалоба бедняков”, “Похороны бедняка” как выступление против бесправия простого народа. Поэмы “Мэдок”, “Талаба-разрушитель”.

Жизнь и творчество Дж. Г. Байрона. Жанровое новаторство поэмы “Паломничество Чайльд-Гарольда”. Лирический и эпический планы. Образы Чайльд-Гарольда и лирического героя. Маршрут путешествия и основные события европейской истории начала XIX века в поэме. Функция “спенсеровой” строфы в произведении. Жанр романтической “восточной” поэмы: “Гяур”, “Абидосская невеста”, “Корсар”, “Лара”. Любовная и героическая лирика. Эпичность и лиризм “Еврейских мелодий”. Драматическая поэма “Манфред” и мистерия “Каин”. Трагическое и мятежное мироощущение. “Байронический” герой. Богоборчество Байрона. Спор о Добре и Зле.

П. Б. Шелли. “Ода к западному ветру”, “Ода жаворонку” – поэзия “мировой радости”. Проблематика и поэтика “Освобожденного Прометея”. Особенности трактовки античного мифа. Образ Прометея-тираноборца.

Дж. Китс. Культ античности в поэме “Эндимион”. Тонкость и проникновенность лирики: “Ода к соловью”, “Ода к греческой вазе”.

Романтическая концепция истории и романистика В. Скотта. Основные черты созданного писателем жанра. “Шотландский” (“Уэверли”, “Роб Рой”) и “средневековый” (“Айвенго”, “Квентин Дорвард”) циклы романов.


















4

Французский романтизм. Социальная и культурная ситуация во Франции начала XIX в. “Плоды Просвещения” и послереволюционная реакция на идеологию просветительства, на принудительную образцовость классицизма.

Специфические черты французского романтизма. Причины “запоздалости” романтизма во Франции. Установка на современного героя. Исповедальность. Образ “сына века”. Переосмысление романтиками принципа чувства и страсти. Творчество Ж. де Сталь (романы “Дельфина”, “Коринна”) как соединительное звено между просветительской и романтической системами.

Р. Шатобриан. Эволюция романтического мироощущения. Новаторство повестей “Атала” и “Рене”. Двусмысленность идейной проблематики повестей: культ “чувствительности” и эстетизация веры. Изображение “бурных”, противоречивых чувств и страстей на фоне эффектного экзотического пейзажа. Образ Рене как первого из разочаровавшихся в жизни меланхоликов во французской литературе. “Болезнь века”. Романтический комплекс гения и равнодушие к вопросам морали.

Психологический тип “сына века” в романе “Адольф” Б. Констана.

Поэзия французского романтизма. Сборник “Поэттические размышления” А. де Ламартина как первое проявление романтизма в лирике. Космическая скорбь и земное страдание в лирике А. де Виньи.

Творчество В. Гюго. Драма “Эрнани” и становление романтического театра. Рационалистический характер романтизма Гюго. Тема исторического прогресса в романе “Собор Парижской Богоматери”: “каменная” и “книжная” цивилизации. Специфика “позднего” романтизма Гюго. Роман-эпопея “Отверженные”: реально-исторический и философско-аллегорический уровни прочтения. Уроки реализма в романе. Принцип контраста как основа системы образов. Образы “униженных и оскорбленных”. Идея нравственного самосовершенствования человека (Жан Вальжан). Исторический роман “93-й год”: непримиримость насилия и нравственности.




2













5

Американский романтизм. Основные этапы и специфика американского романтизма. Причины позднего развития романтизма в Америке. Мотивы фронтира и “индейская” тематика у американских писателей. Аболиционистская литература. Романистика Н. Готорна и Г. Мелвилла.

“Аналитический романтизм” Э. А. По: эстетические суждения (эссе “Философия творчества” и “Поэтический принцип”) и поэтическая практика. Суггестия и средства ее создания в стихотворениях По. Жанровые новации новеллистики По: “арабески”, “гротески”, “логические” и научно-фантастические новеллы.

Поэма Г. Лонгфелло “Песнь о Гайавате” как синтез северо-американской и европейской культурных традиций.
















6

Французский реализм. Творчество Оноре де Бальзака. Замысел “Человеческой комедии”: социальное бытие как система, эпическое величие буржуазных судеб. Многообразие типов и внутренняя динамика “Божественной комедии”. Черты романтической поэтики в повести “Гобсек”. Одержимость вещественным миром. Демонизация образа главного героя. “Шагреневая кожа” как полемика с романтиками. Стремление к совершенству в искусстве в романе “Неведомый шедевр”. Роман “Евгения Гранде” как отрицание прагматической этики. Шекспировские аллюзии и их разрешение в романе “Отец Горио”. Семейные ценности и денежный интерес.

Становление мировоззрения и эстетических взглядов Фридерика Стендаля. Проблематика романа “Красное и черное”. Тщеславие и лицемерие как определяющие характеристики эпохи. Образ Жюльена – триумф стендалевского психологизма. Символический смысл названия романа. “Красное и черное” как одна из версий романа воспитания. Романы “Люсьен Левен” и “Пармская обитель” как две другие вариации романа воспитания. Мельчание стендалевского героя в позднейшем творчестве.

Творчество Проспера Мериме. Литературные мистификации: “Театр Клары Гасуль” и “Гюзла” как пародия на литературу романтизма. “Хроника времен Карла IX”: проблема историзма. “Экзотические” и “фантастические” новеллы Мериме: цельные, натуры, приверженные одной страсти (“Матео Фальконе”, “Коломба”, “Кармен”) и рефлектирующие утонченные дети цивилизации (“Венера Илльская”).

Творчество Гюстава Флобера как новый этап развития французского реализма. “Реалист поневоле”. “Объективная” манера письма Флобера. “Госпожа Бовари” – “роман о мире цвета плесени”. Глубинный драматизм “серого мира” Романтические иллюзии Эммы Бовари. Отрицание романтической концепции героя. Устранение автора из повествования и растворение в образе.

“Постромантическая” литература. “Сверхприродная” эстетика Шарля Бодлера. Эдгар По и бодлеровская “магическая поэтика”. Архитектоника книги “Цветы Зла”. Бодлеровский поэтический образ. Символистские тенденции в поэзии Бодлера.


2













7

Английский реализм. Национальные и социально-политические особенности реализма в Англии.

Творчество Чарльза Диккенса. Жизненный и творческий путь писателя. Диккенс как хранитель, реформатор и новатор жанра романа. Автобиографический элемент в романах Диккенса (“Крошка Доррит”). “Очерки Боза” как своеобразная прелюдия к романному творчеству: бессюжетный облик Лондона, его быт и нравы. Роман “Посмертные записки Пиквикского клуба” и его жанровая специфика (черты бытописательного очерка, романа путешествий и приключенческого романа). “Мир Диккенса”. Средоточие юмора в романе: мистер Сэмюэль Пиквик и Сэм Уэллер – Дон Кихот и Санчо XIX века. Особенности диккенсовского юмора. “Приключения Оливера Твиста” как “роман воспитания”. Специфика жанра и композиции романа. Мотив “тайны” как важный композиционный момент. Открытие в литературе мира детства. Протест против работных домов и ньюгетских романов. Проблема добра и зла в романе “Приключения Николаса Никкльби”. Изображение школы в романе. “Рождественские повести” как развитие традиция рождественского рассказа. Роман “Домби и сын”: слияние рождественской притчи о силе и торжестве добра с глубоким социально-психологическим анализом. Новое понимание мира ребенка. “Дэвид Копперфильд” как опыт автобиографического романа, роман о художнике, о задачах писателя.

Творчество Уильяма Теккерея. “Показать человека таким, какой он есть” как главная задача писателя. Художественная публицистика. Теккерей как беспощадный обличитель общественных пороков. “Ярмарка тщеславия” – “роман без героя”. Смысл и происхождение названия. Власть денег в буржуазном обществе. Искусство ведения рассказа: автор как “кукольник”. Образ читателя-собеседника. Гиперболизация, шарж и обобщение в романе. Главные персонажи романа: Ребекка Шарп, Эмилия Седли и др. Две хроники двух богатых семей. Смысл пролога “перед занавесом”.


2













УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА


Номер раздела, темы, занятий

Название раздела, темы, занятий;

вопросы для изучения


Количество аудиторных часов

Материальное обеспечение занятий (наглядные, методические пособия и др.)

Литература


Формы контроля

знаний


лекции

практичнские

(семинарские)



занятия

УСР

Внеаудиторная самостоятельная работа студента







1

2

3

4

5

6

7

8

9

1.

Установочная лекция. Введение в курс.


2







Чтение рекомендо-ванных художественных текстов.

Список художественных текстов и другой литературы по курсу. Учебники, курс лекций.

1, 2, 3, 4, 5




2.

Романтизм как художественная система.

4

2







Учебники, курс лекций Слайды,СД-диски, альбомы по романтическому искусству.







2.1.

Немецкий романтизм. Ранний (“иенский”) романтизм. “Гейдельбергский” романтизм. Творчество Генриха фон Клейста. Новелла “Михаэль Кольхаас”. Творчество Эрнста Теодора Амадея Гофмана. «Золотой горшок». “Крошка Цахес по прозванию Циннобер”. “Житейские воззрения кота Мурра”. Генрих Гейне – этапы творческого пути.

2

2




Чтение рекомендо-ванных художественных текстов.

Учебники, курс лекций.

6, 7, 8, 11, 13, 15, 17




2.2.

Английский романтизм. Ранний английский романтизм. У. Вордсворт. Жанр баллады в творчестве Колриджа. “Сказание о старом мореходе”. Жизнь и творчество Дж. Г. Байрона.. “Паломничество Чайльд-Гарольда”. Исторический роман В. Скотта. Французский романтизм. Творческий путь В.Гюго. Роман «Собор Парижской Богоматери». Роман-эпопея «Отверженные».

1






Чтение рекомендо-ванных художественных текстов.

Учебники, курс лекций.

6, 8, 9, 10, 11, 12, 14, 18




2.3.

Американский романтизм. Романистика Н. Готорна и Г. Мелвилла. “Аналитический романтизм” Э. А. По: эстетические суждения (эссе “Философия творчества” и “Поэтический принцип”) и поэтическая практика («Ворон», «Колокола» и другие стихотворения). Жанровые новации новеллистики По.

1







Чтение рекомендо-ванных художественных текстов.

Учебники, курс лекций.

6, 8, 11

Контрольный тест.

3.

Реализм как художественная система.

4










Учебное пособие, курс лекций. Слайды,СД-диски, альбомы реалистического искусства.







2.1.

«Человеческая комедия» О. де Бальзака. Замысел и структура эпопеи. Философские «этюды»: «Шагреневая кожа» и «Неизвестный шедевр». «Гобсек»: между романтизмом и реализмом. Герои-мономаны. Романы «Евгения Гранде» и «Отец Горио». Творческий путь Стендаля. Трактат «О любви». «Расин и Шекспир» как литературный манифест. «Красное и черное» как роман воспитания.

2







Чтение рекомендо-ванных художественных текстов.

Учебники, курс лекций.

4, 13, 14, 16, 19




2.2.

Эволюция творчества Проспера Мериме. Ранние мистификации: «Театр Клары Гасуль» и «Гюзла». Исторический роман «Хроника царствования Карла IX». Новеллистика: «Матео Фальконе», «Кармен, «Венера Илльская». Художественные открытия Г.Флобера. «Мир цвета плесени» в романе «Госпожа Бовари»: критика пошлости и поверхностного романтизма. Исторический роман «Саламбо».

1







Чтение рекомендо-ванных художественных текстов.

Учебники, курс лекций.

4, 13, 14, 16, 19

Контрольный тест.

2.3.

Творчество Чарльза Диккенса. Роман “Посмертные записки Пиквикского клуба” и его жанровая специфика. “Приключения Оливера Твиста” как “роман воспитания”. Уильям Теккерей. “Ярмарка тщеславия” – “роман без героя”. Смысл и происхождение названия.

1







Чтение рекомендо-ванных художественных текстов.

Учебники, курс лекций.

1, 2, 3, 4, 13, 16




ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
ЛИТЕРАТУРА


  1. История всемирной литературы. В 9-ти т. Т. 6, 7. М., 1989, 1990.

  2. История зарубежной литературы ХІХ века. Под ред. Н.А. Соловьевой. М., 1991, 1999.

  3. Лапидус Н.И. Малюкович С.Д. Литература ХІХ века. Мн., 1992.

  4. Зарубежная литература ХІХ века. Реализм. Хрестоматия историко-литературных материалов. М., 1990.

  5. Зарубежная литература ХІХ века. Романтизм. Хрестоматия историко-литературных материалов. М., 1990.

  6. Европейская поэзия ХІХ века. М., 1977.

  7. Избранная проза немецких романтиков. Т. 1-2. М., 1979.

  8. Литературные манифесты западноевропейских романтиков. М., 1980.

  9. Прекрасное пленяет навсегда. Из английской поэзии XVІІІ-ХІХ веков. М., 1988.

  10. Поэзия Франции ХІХ века. М., 1985.

  11. Свободной музы подношенье. Европейская романтическая поэзия. М., 1988.

  12. Французская романтическая повесть. Л., 1982.

  13. Карельский А.В. От героя к человеку. М., 1992.

  14. Карельский А.В. Метаморфозы Орфея. Выпуск 1. Французская литература ХІХ века. М., 1998.

  15. Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. Л., 1973.

  16. Реизов Б.Г. Из истории западноевропейских литератур. Л., 1970.

  17. Дейч А.И. Судьбы поэтов: Гёльдерлин, Клейст, Гейне. М., 1987.

  18. Дьяконова Н.Я. Английский романтизм. М., 1978.

  19. Пузиков А.И. Пять портретов. М., 1972.

ПРОТОКОЛ СОГЛАСОВАНИЯ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ

ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

С ДРУГИМИ ДИСЦИПЛИНАМИ СПЕЦИАЛЬНОСТИ


Название

дисциплины,

с которой

требуется согласование



Название

кафедры


Предложения об изменениях в содержании учебной программы по учебной дисциплине

Решение, принятое кафедрой, которая разработала учебную программу (с указанием даты и номера протокола)

1.История зарубежной литературы


Зарубежной литературы




Пр. №9, от 21.05.2013 г.











ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ К УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЕ

ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

на _____/_____ учебный год




№№

п/п


Изменения и дополнения

Основание








Учебная программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры

(протокол № ____ от ________ 200_ г.)

Завкдующий кафедрой

_____________________ _______________ __________________

(степень, звание) (подпись) (Инициалы, фамилия)

УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета/Зав.общеуниверситетской кафедрой


_____________________ _______________ __________________

(степень, звание) (подпись) (Инициалы, фамилия)
Каталог: bitstream -> 123456789
123456789 -> Учебная программа для специальности: 1-21 04 01 «Культурология
123456789 -> Рассказ «Из колена Аввакумова»
123456789 -> Вторая причина это массовое осознание того факта, что культурное развитие отнюдь не совпадает с историческим развитием
123456789 -> Пособие по изучению дисциплины Москва 2007 Рецензент: канд истор. Наук В. И. Хорин. Пименов В. И
123456789 -> Л. И. Карпова история воздухоплавания
123456789 -> Учебная программа для высших учебных заведений по специальности

  • История зарубежной литературы первой половины XIX века Учебная программа учреждения высшего образования по дисциплине для специальностей
  • 1-21 05 0 1 — белорусская филология (заочная форма) 1-21 05 0 2 — русская филология (заочная форма)
  • Содержание учебного материала
  • Романтизм как художественная система.
  • Реализм как художественная система.
  • Американский романтизм.
  • У Ч Е БН О -МЕТ О Д ИЧЕСКА Я КАРТА
  • Немецкий романтизм
  • Английский романтизм.
  • В. Скотта . Французский романтизм.
  • Чарльза Диккенса