Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Учебная программа русский язык как иностранный всего часов: 72 часа Программа составлена: Тихомирова Г. А., доц., канд филол н




Скачать 354.84 Kb.
Дата29.06.2017
Размер354.84 Kb.
ТипУчебная программа

Министерство образования и науки РФ


федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение

высшего образования
«Рязанский государственный университет

имени С.А. Есенина»

Утверждено

на заседании кафедры

русского языка и методики его преподавания

Протокол № ____

от «__» ___________ 20__ г.

Зав. кафедрой

________________________

Утверждаю


директор ИНО РГУ имени С.А. Есенина
_____________________

Е.П. Осипова

«___» ______________ 20__ г.



УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА



Русский язык как иностранный
всего часов: 72 часа

Программа составлена: Тихомирова Г.А., доц., канд. филол.н.


Рязань 2015



Пояснительная записка

Программа "Русский как иностранный" (РКИ) включает в себя все элементы как общего курса русского языка, так и делового. Основные языковые навыки отрабатываются на примерах и ситуациях, связанных с деловой тематикой.


Курс "Русский язык как иностранный" рассчитан на совершенствование знаний, умений и навыков, необходимых для общения в различных видах речевой деятельности (говорение, аудирование, чтение, письмо), обеспечивающих возможность осуществлять учебную деятельность на русском языке и необходимых при общении с носителями языка в социально-бытовой, социально- культурной и частично официально-бытовой сферах, преодоление языкового барьера. Во время прохождения курса у студентов нарабатывается большой запас разговорных фраз, подходящих для любой жизненной ситуации.

Учебный план разрабатывается в соответствии с учетом индивидуальных потребностей слушателя.



1. Цели освоения дисциплины

В результате освоения данной дисциплины студенты приобретает знания, умения и навыки по русскому языку, русской литературе и русской истории и культуре.  

Целью дисциплины является формирование коммуникативной компетенции, позволяющей решать коммуникативные задачи в различных ситуациях и сферах общения.

Дисциплина нацелена на подготовку к практической деятельности по обеспечению межкультурного общения в различных профессиональных сферах.


2.ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ

В результате освоения программы слушатель должен приобрести следующие знания и умения, необходимые для качественного изменения компетенций, указанных в п.1



- знать:

основные фонетические и интонационные нормы русского произношения, интонационные конструкции; словообразовательные характеристики имен существительных, имен прилагательных, глаголов, наречий; закономерности образования и употребления причастий и деепричастий; значения и функции служебных частей речи; основные способы выражения субъектно-объектных, временных, причинно-следственных, определительных, изъяснительных, целевых, условных, сравнительных, уступительных отношений в простом и сложном предложении; особенности жанрово обусловленного употребления грамматических и лексических единиц; лексику русского языка в объеме, необходимом для коммуникации в социально-бытовых, социокультурных и учебно-профессиональных ситуациях общения;

особенности русской культуры; основные закономерности и этнокультурные особенности вербального и невербального поведения в условиях межкультурной коммуникации; основные этические и нравственные нормы поведения, принятые в русскоязычном социуме;

- уметь:

использовать грамматические средства русского языка с учетом закономерностей их функционирования и коммуникативного контекста; использовать в речи лексику различных тематических групп с учетом сферы и целей общения;



в чтении:  извлекать информацию о содержании текста в целом; определять тему и идею, а также представлять логическую схему развертывания текста; 

в аудировании: понимать содержание законченного по смыслу высказывания; достигать необходимых уровней понимания в различных сферах и ситуациях общения; понимать основное тематическое содержание;

в говорении: достигать целей коммуникации в различных сферах общения с учетом социальных и поведенческих ролей в диалогической и монологической речи; организовывать речь в форме диалога; 

в письме: репродуцировать письменный и аудиотексты.
Учебный план
программы «Русский язык как иностранный»
Категория слушателей – студенты, обучающиеся на филологическом факультете по направлению «Русский язык» за рубежом.

Срок обучения – 72 часа






Наименование разделов и дисциплин

Всего, час

В том числе

лекции

практические занятия


1 модуль - «Русский язык»

40




40

1

Лексическая тема «Образование».

Грамматика: «Существительное». «Местоимение».



4




4

2

Лексическая тема: Отдых и развлечения.

Грамматика: Имя прилагательное



4




4

3

Лексическая тема: Человек как живое существо.

Грамматика: Классы и залоги глаголов. Наклонение глаголов. Причастие и деепричастие.



4




4

4

Лексическая тема: Город, городской транспорт.

Грамматика: Наречие . Предложно-падежные конструкции – распространители основных моделей простого предложения, употребление сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.



4




4

5

Лексическая тема: Человек и общество: общение

Грамматика: Выражение предиката



4




4

6.

Лексическая тема: Человек и общество: сферы деятельности

Грамматика: Вид глагола. Изучение управления глаголов и кратких прилагательных.



4




4

7.

Лексическая тема: Человек как разумное существо

Грамматика: Выражение времени в простом и сложном предложении. Выражение причинно-следственных отношений в простом и сложном предложении.



4




4

8.

Лексическая тема: Природа

Грамматика: Определительные отношения в простом и сложном предложении . Способы выражения определительных отношений в простом и сложном предложении. Причастия и причастные обороты, активные и пассивные конструкции.



4




4

9.

Лексическая тема: Человек и его личная жизнь

Грамматика: Выражение образа действия, целевых и условных отношений в простом и сложном предложении.



4




4

10.

Лексическая тема: Национальная специфика

Грамматика: Выражение сравнения и уступительных отношений в простом и сложном предложении.



Предложения с придаточными изъяснительными.

4




4




2 модуль - «Русская литература»

16

8

8

1.

Древнерусская литература

2

2




2.

Русская литература 18 в.

2

2




3.

Русская литература 19 в.

6

2

4

4.

Русская литература 20-21 вв.

6

2

4




3 модуль – «Русская история и культура»

16

10

6

1.

Особенности культуры древних славян.

2

2




2.

Культура Московской Руси второй половины 15 – начала 16 вв. Формирование национального идеала власти.

2

2




3.

Культура России 17-18 века.

2

2




4.

Культура России 19 века – основные направления, тенденции, ценности.

4

2

2

5.

Специфика русской культуры «Серебряного века».

2




2

6.

Особенности советского периода в истории России. Современная культура России.

4

2

2



Итого

72

18

54



Учебно-тематический план

программы



«Русский язык как иностранный»





Наименование разделов и дисциплин

Всего, час

В том числе

лекции

практические занятия




Модуль 1.










1


Лексическая тема: Образование.

Обучение. Автобиография, знакомство, встречи.

Университет.

Учеба после занятий.

Каникулы.

Грамматика: Одушевленные и неодушевленные имена существительные. Род и число имен существительных. Склонение существительных.

Согласование субъекта и предиката.

Формы выражения именной части составного именного сказуемого.


4




4

2

Лексическая тема: Отдых

Развлечения и увлечения.

Праздники.

Культура.

Спорт.

Грамматика: Наклонение глаголов. Переходные и непереходные группы глаголов. Классы глаголов, представляющие разные типы словоизменения


4




4

3.

Лексическая тема: Человек как живое существо

Части тела, внешность.

Здоровье.

Питание, продукты.

Фазы жизни. Возраст.

Жилье, мебель.

Одежда. Обувь.

Грамматика: Видо-временные формы глаголов. Причастия и деепричастия.


4




4

4.

Лексическая тема: Город

Город, городской транспорт.

Магазина. Покупки.

Кафе. Рестораны.

Дом.

Достопримечательности



Грамматика: Выражение времени в простом и сложном предложении

Пространственные распространители.

Глаголы движения


4




4

5.

Лексическая тема: Человек и общество: общение

Государственное устройство, городские учреждения.

Коммуникация. Этикет.

Грамматика: Выражение причинно-следственных отношений в простом и сложном предложении


4




4

6.

Лексическая тема: Человек и общество: сферы деятельности Образование, искусство, спорт.

Наука. Медицина.

Профессия, специальность, работа. СМИ

Грамматика:






















Объектные распространители при глаголах и кратких прилагательных.


4




4

7.

Лексическая тема: Человек как разумное существо

Эмоции, состояние.

Темперамент. Характер.

Интеллект, воля, желания.



Грамматика: Вид глагола

4




4

8.

Лексическая тема: Природа.

География и климат.

Животные и растения.

Экология.



Грамматика: Активные и пассивные конструкции

Выражение определительных отношений в простом и сложном предложении

Причастие и причастный оборот


4




4

9.

Лексическая тема: Человек и его личная жизнь

Биография, внешность.

Черты характера, здоровье.

Любовь, дружба, семья.



Грамматика: Характеристика образа действия.

Выражение целевых и условных отношений в простом и сложном предложении



4




4

10

Лексическая тема: Национальная специфика

Национальные традиции.



Национальная кухня, одежда, мода.

Грамматика:






















Выражение уступительных отношений в простом и сложном предложении .

Придаточные изъяснительные.

Выражение сравнения в простом и сложном предложении

4




4




Модуль 2.

16

8

8




Древнерусская литература. Фольклорные традиции Отсутствие авторского начала

2

2







Русская литература 18 в. Классицизм Конфликт между сознательным выполнением общественного долга, стремлением к просвещению и эгоистическим потаканием страстям

2

2







Русская литература 19 в. Сентиментализм (Карамзин) Романтизм (Жуковский) Романтизм (Жуковский) Реализм (Пушкин). Интерес к отдельной личности, её чувствам и переживаниям интерес к отдельной личности, её чувствам и переживаниям 

6

2

4




Русская литература 20-21 вв. «Серебряный век». Современная литература.

6

2

4




Модуль 3.

16

10

6

1

Особенности культуры древних славян

2

2




2

Культура Московской Руси второй половины 15 – начала 16 вв. Формирование национального идеала власти.

2

2




3

Культура России 17-18 века. Новые явления в русской культуре XVII в.

2

2




4

Культура России 19 века – основные направления, тенденции, ценности.

4

2

2

5

Специфика русской культуры «Серебряного века».

2




2

6

Особенности советского периода в истории России. Современная культура России.

4

2

2

3. Результаты освоения дисциплины

В процессе освоения дисциплины у студентов развиваются следующие компетенции:



1. Универсальные (общекультурные) компетенции:

– руководствуется принципами культурного релятивизма и этическими нормами, предполагающими отказ от этноцентризма и уважение своеобразия иноязычной культуры и ценностных ориентаций иноязычного социума (ОК-2);

– обладает навыками социокультурной и межкультурной коммуникации, обеспечивающими адекватность социальных и профессиональных контактов (ОК-3);

– владеет культурой мышления, способностью к анализу, обобщению информации, постановке целей и выбору путей их достижения, владеет культурой устной и письменной речи (ОК-7);

– умеет применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля для своего интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетенции, сохранения своего здоровья, нравственного и физического самосовершенствования (ОК-8).

2. Профессиональные компетенции:

– владеет системой лингвистических знаний, включающей в себя знание основных фонетических, лексических, грамматических, словообразовательных явлений и закономерностей функционирования изучаемого иностранного языка, его функциональных разновидностей (ПК-1);

– имеет представление об этических и нравственных нормах поведения, принятых в инокультурном социуме, о моделях социальных ситуаций, типичных сценариях взаимодействия (ПК-2);

– владеет основными дискурсивными способами реализации коммуникативных целей высказывания применительно к особенностям текущего коммуникативного контекста (время, место, цели и условия взаимодействия) (ПК-3);

– владеет основными способами выражения семантической, коммуникативной и структурной преемственности между частями высказывания – композиционными элементами текста (введение, основная часть, заключение), сверхфразовыми единствами, предложениями (ПК-4);

– умеет свободно выражать свои мысли, адекватно используя разнообразные языковые средства с целью выделения релевантной информации (ПК-5);

– владеет основными особенностями официального, нейтрального и неофициального регистров общения (ПК-6);

– умеет использовать этикетные формулы в устной и письменной коммуникации (приветствие, прощание, поздравление, извинение, просьба) (ПК-8).



Учебная программа
Модуль 1. Русский язык
Раздел 1. Лексическая тема: Образование.

Грамматика: Существительное. Местоимение.

Введение в активный словарный запас лексики тематической группы «обучение», обсуждение вопросов обучения, сравнение систем образования в России и в родной стране учащихся, знакомство с особенностями высшего образования в России. Обсуждение различных увлечений; презентация студентами своего хобби; обсуждение занятий современной молодежи в свободное время.

Изучение и отработка грамматических категорий существительного; закрепление склонения существительных. Изучение грамматических категорий, способов образования и изменения, особенностей употребления местоимений всех типов.

Раздел 2. Лексическая тема: Отдых и развлечения.

Грамматика: Имя прилагательное

Введение в активный словарный запас лексики тематической группы «отдых»; обсуждение видов развлечений в современном обществе.

Уроки-путешествия по странам мира. Введение лексики тематической группы «путешествие, туризм». Знакомство с лексикой тематической группы «спорт».

Изучение и отработка форм имен прилагательных и имен числительных.



Раздел 3. Лексическая тема: Человек как живое существо.

Грамматика: Наклонение глаголов.

Переходные и непереходные группы глаголов. Классы глаголов, представляющие разные типы словоизменения

Введение в активный словарный запас лексики тематических групп «внешность», «здоровье», «питание», «мебель», «одежда, обувь». Формирование умения описывать внешность человека. Знакомство с традиционной русской кухней, презентация студентами традиционной кухни своей страны. Описание дома. Обсуждение вопросов достатка.

Изучение и отработка грамматических категорий и классов глаголов. Формирование умения различать особенности употребления видовременных форм глаголов. Формирование умения употреблять глаголы движения и глаголы с - ся. Причастие и деепричастие.


Раздел 4. Лексическая тема: Город, городской транспорт.

Грамматика: Наречие

Введение в активный словарный запас лексики тематических групп «город», «городской транспорт», «магазин». Беседа о достопримечательностях г. Рязани и своего родного город студентами а. Формирование умения осуществлять свободное диалогическое общение в городском транспорте, в магазине, кафе, ресторане.

Знакомство с особенностями образования, значения и употребления наречий в русском языке. Отработка основных предложно-падежных конструкций, распространителей основных моделей простого предложения, употребления сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.
Раздел 5. Лексическая тема: Человек и общество: общение

Грамматика: Выражение предиката

Знакомство с системой государственного устройства, обсуждение проблем внутренней политики государства. Формирование умения осуществлять свободное диалогическое общение в городских учреждениях. Изучение русского этикета, сопоставление особенностей русского этикета и этикета страны учащихся. Знакомство с особенностями речевого поведения в различных поездках.

Изучение способов выражения предиката в русском языке.
Раздел 6. Лексическая тема: Человек и общество: сферы деятельности

Грамматика: Вид глагола

Обсуждение сфер деятельности человека. Обсуждение вопросов науки, медицины, искусства. Характеристика профессий.

Знакомство с различными средствами массовой информации, формирование умения понимать тексты современных СМИ.

Совершенствование умения употреблять различные видовременные формы глаголов. Изучение управления глаголов и кратких прилагательных.


Раздел 7. Лексическая тема: Человек как разумное существо

Грамматика: Выражение времени в простом и сложном предложении

Введение в активный словарный запас лексики тематических групп «интеллект», «эмоции», «характер». Обсуждение интеллектуальных возможностей человека.

Формирование умения описывать эмоциональное состояние, характер человека.

Изучение способов выражения времени в простом и сложном предложении. Совершенствование умения употреблять пространственные распространители в простом предложении. Изучение способов выражения причинно-следственных отношений в простом и сложном предложении.


Раздел 8. Лексическая тема: Природа

Грамматика: Определительные отношения в простом и сложном предложении

Введение в активный словарный запас лексики тематических групп «география», «климат», «животные и растения». Характеристика географического положения и климата Российской Федерации. Обсуждение современных экологических проблем.

Изучение способов выражения определительных отношений в простом и сложном предложении. Совершенствование умения употреблять причастия и причастные обороты, активные и пассивные конструкции.
Раздел 9. Лексическая тема: Человек и его личная жизнь

Грамматика: Выражение образа действия, целевых и условных отношений в простом и сложном предложении.

Формирование умения описывать биографию человека, описывать внешность человека, черты характера. Знакомство с биографией известных личностей. Обсуждение вопросов сохранения здоровья в современном обществе. Обсуждение вопросов личностных взаимоотношений: любовь, дружба, семья. Характеристика традиционного уклада русской семьи, презентация студентами уклада семьи в своей стране.

Изучение способов характеристики образа действия, выражения целевых и условных отношений в простом и сложном предложении.
Раздел 10. Лексическая тема: Национальная специфика

Грамматика: Выражение сравнения и уступительных отношений в простом и сложном предложении.

Беседа о русском национальном характере. Обсуждение проблем глобализации и сохранения национальной специфики.

Изучение способов выражения сравнения и уступительных отношений в простом и сложном предложении. Изучение правил построения предложения с придаточными изъяснительными.

Модуль 2. Русская литература

Тема1. Древнерусская литература.

Литература Киевской Руси (XI–первая половина XIII веков). Ее возникновение связано с появлением первых церковно-служебных и историко-повествовательных произведений. Темы литературы этого периода — история возникновения Руси, борьба с внешними врагами — печенегами, а потом половцами, борьба князей за киевский престол. Литература этого времени воспитывала чувство патриотизма, утверждала историческое и политическое единство народа и единство рода древнерусских князей, обличала княжеские распри.

Литература периода феодальной раздробленности и борьбы за объединение северо-восточной Руси (вторая половина XIII–первая половина XV веков). Основная тема литературы – национально-патриотическая. Создаваемые в это время произведения несут в себе трагический отпечаток, отличаются лирической приподнятостью. Большое значение приобретают идеи сильной княжеской власти, образования русской народности и формирования Русского централизованного государства. В XIV–XV веках в литературе начинает проявляться интерес к психологии отдельного человека, к его духовному миру.

Литература периода создания и развития централизованного Русского государства (XVI–XVII века). Усиливается официальный характер литературы, ее отличительной чертой становится пышность и торжественность. Начинается процесс преобразования средневековой литературы в литературу нового времени. Возникают новые, чисто литературные, свободные от церковного влияния жанры, идет процесс демократизации литературы, значительно расширяется ее тематика.

Тема 2. Русская литература 18 в.

Основные приметы и примеры классицизма. Особенности русской литературы 18 в. Ломоносов - гениальный сын русского народа.  Обращение к образам античной литературы и искусства как идеальному эстетическому эталону. 

Направления-антиподы. 1.Образ нового человека, гражданина и патриота, убеждённого, что «для пользы общества надобно трудиться 2.Мечта: проникнуть в тайны мироздания. 2.Мечта: проникнуть в тайны мироздания. 3.Стать активной творческой натурой. 3.Стать активной творческой натурой. Сентиментализм - 1.Персонаж более индивидуализирован, часто простолюдин. 2.У героя - богатый духовный мир. 3.Главное в человеке - это чувствительность.  4.Отказаться от личного благополучия. 5.Подчинить свои чувства общественному долгу. 4.Без чувствительности и слёз нет души, без души нет человека. Фонвизин, 

Тема 3. Русская литература 19 в.

Начало 19 века - расцвет сентиментализма и становление романтизма. Поэты Е.А. Баратынский, К.Н. Батюшков, В.А. Жуковский, А.А. Фет. Творчеством Ф.И. Тютчева «Золотой век» русской поэзии был завершен.

Александр Сергеевич Пушкин «Руслан и Людмила» . «Евгений Онегин» - энциклопедия русской жизни. Романтические поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник» (1833). «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы». Гражданственность поэзии: «Пророк», ода «Вольность», «Поэт и толпа». Историческая повесть «Капитанская дочка».

М.Ю. Лермонтов. Романтическая поэма «Мцыри». Стихотворение «На смерть поэта». 

Н.В. Гоголь «Шинель», «Ревизор», «Мертвые души». М.Е. Салтыков-Щедрин «Господа Головлевы», «История одного города». Публицистичность и сатирический характер произведений.

Жанр реалистического романа. И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, И.А. Гончаров. Общественно-политическая, философская проблематика, психологизм.

Социальная проблематика поэмы Н.А. Некрасова Поэма «Кому на Руси жить хорошо?».

Н. С. Лесков, А.Н. Островский, А.П. Чехов.



Тема 4. Русская литература 20 века

Реализм. Модернизм (символизм, акмеизм, футуризм). Литературный авангард.

Кризис старых представлений об искусстве. Вопросы о сущности жизни и смерти, добре и зле, природе человека, религии в литературе.

А. Блок и Н. Гумилев, С. Есенин, В. Маяковский, М. Зощенко, М. Цветаева, А. Ахматова.

Современная литература. Размывание границ между элитарной и массовой литературой. Разнообразие форм, смешение и перемешивание жан­ров и стилей, происходит реанимация многих жанров, в совет­ские годы утративших свою актуальность. Авантюрный роман.

Новей­шая литература — литература авторских художественных моделей: сращение приемов и установок реализма с постмодернистской художественной техникой. Б. Акунин. М. Веллер, Л. Улицкая, Д. Рубина, А. Иванов, Е. Водолазкин, А. Лукьяненко.

Модуль 3. История и культура России

Тема 1. Особенности культуры древних славян. Истоки, духовные основы российской культуры и искусства.

Исторические данные о древнейших расселениях восточных славян. Объединение славянских племен в союзы как предпосылка образования государственности. Возникновение у восточных славян раннефеодального государства в VI–IX вв.

Начала русской культурной традиции. Представление о «русской идее» и русском культурном менталитете. Особенности славянских языческих верований. Древний культ природных явлений и стихий как основа народных календарных праздников. Обряды и календарные ритуалы древних славян (Коляда, Масленица, Семик, Купала). Фольклор как отражение образа жизни и мировоззрения древних славян. Основные жанры древнерусского фольклора: песни, загадки, легенды, пословицы, сказки, былины.

Тема 2. Культура Московской Руси второй половины 15 – начала 16 вв. Формирование национального идеала власти.

Художественные открытия Московской Руси в XIV – нач. XV вв. Летописные памятники куликовского цикла: «Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище», «Повесть о нашествии Тохтамыша на Москву». «Плетение словес» Епифания Премудрого. «Житие Сергия Радонежского».

Искусство иконописи в «золотой век» своего развития. Отражение миром древнерусской иконописи высших общечеловеческих ценностей. «Умозрение в красках» (Е.Н.Трубецкой).

Великие мастера древнерусской иконописи. Феофан Грек, Андрей Рублев, Дионисий. Архитектура. Московский Кремль. Появление шатровой архитектуры в храмовом строительстве. Церковь Вознесения, храм Василия Блаженного.

Русская литература. Расцвет певческой церковной культуры. Рождение многоголосия в храмовом музыкальном искусстве.

Тема 3. Культура России 17-18 века.

Новые явления в русской культуре XVII в... Политическое и экономическое развитие Руси в XVII в. Социальные потрясения Смутного времени. Начало правления династии Романовых. XVII век как этап в развитии русского общества, подготовивший почву и условия для возникновения и распространения новых государственных идей и веяний.

Переходный характер русской культуры XVII в. Крушение замкнутой системы средневековья. Церковный раскол. Секуляризация культуры. Сочетание древнерусского художественного канона с европейскими формами и средствами художественной выразительности.

Русские цари ХVIII века. Дворцовые перевороты. Социально-экономическое развитие страны.

Развитие образования и издательской деятельности в России в середине XVIII в. (Академия наук, Академия художеств, Московский университет и др.).

Наука, литература, художественное творчество эпохи наследие Ф.И. Шубина, Э.-М. Фальконе.

«Блестящий век Екатерины». Идеология «просвещенного абсолютизма» в период правления Екатерины II. Просветительский пафос русской литературы. второй половины XVIII в.

Творческая деятельность писателя, журналиста Н.И. Новикова. Рождение русской комедии. Творчество Д.И. Фонвизина как начало обличительно-реалистического направления русской литературы. Творческий облик В.В. Капниста. Социально-политические и общественные проблемы в литературе. Публицистичность творчества А.Н. Радищева. Высота нравственно-философских исканий в творчестве Г.Р. Державина. Этические позиции Н.М. Карамзина и его сентиментальная проза.

Вершины классицизма в русской архитектуре. Наследие А.Ф. Кокоринова, И.Е. Старова, Д. Кваренги, Ч. Камерона. Самобытность московских зодчих: творчество В.И. Баженова, М.Ф. Казакова.

Русские портретисты екатерининской эпохи. Творческое наследие Ф.С. Рокотова, Д.Г. Левицкого, В.Л. Боровиковского. Просветительские идеи и русское светское музыкальное искусство.

Развитие музыкального театра. Первые фольклорные песенные сборники. Рождение «российской песни». Творчество композиторов XVIII века: М.С. Березовского, Д.С. Бортнянского.

Тема 4. Культура России XIX века – основные направления, тенденции, ценности. Русские цари ХIХ века. Реформы ХIХ века.

Становление новой художественной картины мира, отражающей противостояние государственнических и свободолюбивых тенденций в общественном сознании. Сохранение классицистского рационализма в литературе, архитектуре, музыке первых десятилетий XIX в., сочетание классицизма с новыми романтическими идеалами. Специфика русского романтизма в искусстве.

Золотой век русской художественной культуры. Новые тенденции в литературе. А.С. Пушкин. М. Лермонтов, Н.В. Гоголь. Музыкальная культура. М. Глинка.

Художественное творчество второй половины ХIХ века. «Могучая кучка». Художники – передвижники.

Смешение стилей в архитектуре пореформенной эпохи. Псевдорусский стиль зодчества. Соединение красочного русского барокко с элементами народного творчества. Храм Христа Спасителя в Москве (проект К.А.Тона).

Тема 5. «Серебряный век» русской культуры. Общественно-политическая ситуация в России на рубеже XIX-XX вв. Важнейшие исторические события начала века (русско-японская война 1904-05 гг., первая революция 1905-07 гг.), определившие кризис монархии. Образование новых политических партий. Столыпинские реформы. Опыт российского парламента.

Переоценка ценностей в русской культуре конца XIX – начала ХХ вв. Научные достижения.

«Серебряный век» как заключительный этап в развитии культуры от древности до советского периода. Усиление процесса интеграции отечественной культуры в европейскую и мировую культуру. «Русский духовно-культурный ренессанс» (Н.А. Бердяев).

Творческие художественные объединения Символизм, русский авангард, неоклассицизм.



Тема 6. Особенности советского периода в истории России. Социально-экономическая и политическая ситуация в России после октябрьской революции 1917 г. Гражданская война и интервенция. Политика военного коммунизма. Сталинские репрессии. Вторая мировая, Великая Отечественная война. «Оттепель». Период «застоя».

Противоречивые тенденции в советской культуре. Художественные группы 20, 30-х годов. Период господства «социалистического реализма». Доминирующие черты в художественном творчестве периода «оттепели».



Современная культура России. «Перестройка» и ее культурные последствия. Уродливые явления российской культурной жизни 90-х гг. Усиление критических оценок социальной действительности в искусстве. Киноискусство (Т.Е. Абуладзе, М.А. Захаров, Э.А. Рязанов, Н.С. Михалков, А.С. Михалков-Кончаловский, П.Е. Тодоровский, А.Ю. Герман). Развитие театральной режиссуры (Л.А. Додин, П.Н. Фоменко, М.А. Захаров, О.П. Табаков и др.). Живопись и скульптура (М.М. Шемякин, З.К. Церетели, Э.И. Неизвестный). Музыкальное искусство (А.Я. Эшпай, С.А. Губайдулина, А.Г. Шнитке, Р.К. Щедрин, В.П. Артемов и др.). Проза и поэзия «андеграунда».

4. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Все лекционные и практические занятия проводятся в аудиториях, имеющих техническое оснащение: мультимедийный проектор, экран, ноутбук, доску.

Итоговая аттестация проводится в компьютерном классе.

5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Литература

1. Белякова Н. Н. Как строится русский глагол? Особенности формообразования: морфология, ударение. – СПб.: Златоуст, 2002. – 96 с.

2. Богатырева И. В., Крылова Н. Ю. Будем лингвистами: – М.: Изд-во РУДН, 2000. – 57 с.

3. Бондарь Н. И., Лутин С. А. Как спросить? Как сказать?: пособие по развитию речи для изучающих русский язык как иностранный. – М.: Русский язык. Курсы, 2006. – 256 с.

4. Волкова Л. Б., Комисарова Т. А. Грани политики: учебное пособие по русскому языку как иностранному. Продвинутый этап. – СПб.: Златоуст, 2002. – 100 с.

5. Егорова А. Ф. Сборник упражнений по русскому языку. (Некоторые трудные случаи грамматики.) Пособие для учащихся-иностранцев. – М. ИД «Муравей-Гайд», 2001. – 112 с.

6. Кривоносов А. Д., Редькина Т. Ю. Знаю и люблю русские глаголы: пособие для курсов русского языка. – СПб.: Златоуст, 2002. – 88 с.

7. Лариохина Н. М. Практический курс русского языка для иностранных учащихся. Продвинутый этап. Часть I: учебное пособие. – М.: Филологический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова, 1997. – 216 с.



6. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Аттестационные материалы

(контрольные задания)

Дайте характеристику глагола: вид, время, число, род, лицо

1. Я часто вспоминаю нашу встречу. 2. Что вы мне посоветуете? 3. Ира привыкла рано вставать. 4. Олег готовил праздничный ужин. 5. Я ненавижу этот фильм. 6. Весь день льет дождь. 7. Завтра мы узнаем имя победителя конкурса. 8. Часы упали со стены. 9. Все люди встречают Новый год с радостью. 10. Что было вчера по телевизору интересного?



Выберите глагол в соответствующей видовой форме

1. Вчера мы заезжали / заехали в гости к нашим старым знакомым. 2. По вечерам мы звонили / позвонили друг другу. 3. По просьбе зрителей после концерта певец исполнял / исполнил несколько старых песен. 4. Всё занятие мы писали / написали контрольную работу. 5. Неожиданно везде гас / погас свет. 6. Вы сделали домашнее задание? – Нет, не делали / сделали, забыли. 7. Вчера мы выполняли / выполнили это трудное задание за 30 минут. 8. Я уже видел / увидел этот фильм. 9. После фильма мы все сразу хотели / захотели есть. 10. Мы долго думали / подумали над этим вопросом. 11. Он быстро отвык опаздывать / опоздать. 12. Ну что ты принялся со всеми спорить / поспорить? 13. Мужчинам в помещении нельзя носить / поносить шапку. 14. Извините, но я не смог вам вчера звонить / позвонить.

Тесты


  1. Что больше всего ценилось на Руси?

А) культура Запада

Б) древнее благочестие

В) византийские традиции


  1. Что по отношению к народу предпринимали русские князья?

А) пытались привить западную культуру

Б) тормозили развитие общества

В) держали народ в строгости


  1. Какую реформу в России провел царь Алексей Михайлович?

А) монархическую

Б) церковную

В) дворянского уклада


  1. Кто был самым непримиримым противником новых реформ в религии России?

А) протопоп Аввакум

Б) патриарх Никон

В) бояре


  1. Как называлась первая Белокаменная церковь во Владимиро-Суздальском княжестве?

А) церковь Покрова

Б) Успенский собор

В) церковь Бориса и Глеба


  1. В память о ком была построена церковь Покрова на реке Нерли?

А) Александра Невского

Б) Изяслава, сына Андрея Боголюбского

В) Дмитрия Донского
7. Какое литературное направление господствовало в литературе второй половины 19 века?

А) романтизм

Б) классицизм

В) сентиментализм

Г) реализм

8. Кому из русских поэтов принадлежат слова «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан»?

А) А.С. Пушкину

Б) Н.А. Некрасову

В) Ф.И. Тютчеву

Г) М.Ю. Лермонтову

9. Писатель, о котором Н.А. Некрасов сказал: «Он любит Россию до боли сердечной»:

1) М.Е. Салтыков – Щедрин

2) Н.В. Гоголь

3) А.С. Пушкин


10.Укажите, кто из русских писателей говорил о необходимости «по капле выдавить из себя раба».

А) И.А. Гончаров

Б) Л.Н. Толстой

В) А.П. Чехов

Г) Ф.М. Достоевский
11.Кто является автором следующих строк «Умом Россию не понять, //Аршином общим не измерить://У ней особенная стать-//В Россию можно только верить»

А) А.С. Пушкин

Б) Ф.И. Тютчев

В) Н.А. Некрасов

Г) А.А. Фет
12. Кто из героев романа Ф.М. Достоевского задавался вопросом «Тварь ли я дрожащая или право имею»?

А) Соня Мармеладова

Б) Р. Раскольников

В) Петр Лужин

Г) Лебезятников
13. В романе «Война и мир» есть положительные герои, достигшие вершины нравственного и духовного развития. Один из них – Кутузов, другой – это

А) Пьер Безухов

Б) Андрей Болконский

В) Платон Каратаев

Г) Василий Денисов
14.Укажите, кому из русских писателей принадлежат слова о том, что «красота спасет мир».

А) Ф.М. Достоевскому

Б) И.А. Бунину

В) Л.Н. Толстому

Г) А.П. Чехову
15. Какой порок обличает А.П.Чехов в рассказе «Ионыч»?

А) душевную пустоту

Б) раболепие

В) чинопочитание

Г) лицемерие
7. СОСТАВИТЕЛЬ ПРОГРАММЫ

Г. А. Тихомирова – кандидат филологических наук, доцент




  • «Рязанский государственный университет
  • УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА