Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Учебная программа по учебному предмету «русская литература




Скачать 382.69 Kb.
Дата08.01.2017
Размер382.69 Kb.
ТипУчебная программа
проект

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ОБРАЗОВАНИЯ

Учебная программа

по учебному предмету

«РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА (Литературное чтение)»

для ІII класса

учреждений общего среднего образования

с русским и белорусским языками обучения и воспитания

Минск


2016
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебная программа по литературному чтению направлена на дости­жение следующих основных целей: путем чтения и осмысления литератур­ных произведений донести до учащихся богатый мир русской и зарубежной детской литературы в ее специфике как искусства художественного слова; приобщить учащихся к национальным и общечеловеческим духовным цен­ностям; сформировать их как культурных читателей, выражающих интерес к книгам и чтению, проявляющих гражданские, нравственные, эстетические чувства и творческую активность, владеющих прочным навыком чтения, культурой речи, способами самостоятельной работы с читаемым текстом и детской книгой; заложить основы читательской компетентности.

Достижение этих целей предполагает решение следующих задач:


формирование коммуникативно-речевых умений и навыка чтения как общеучебного умения;

формирование общеучебных умений и способов познавательной деятель­ности, обеспечивающих успешное изучение любого учебного предмета;

формирование читательских умений и литературных представлений уча­щихся, необходимых для освоения литературы как искусства слова и обес­печивающих полноценное восприятие и понимание произведений и книг;

формирование литературно-творческих умений, а также способов их ре­ализации в творческой деятельности;



формирование представлений об авторах художественных произведений, их творчестве;

формирование интереса к книгам и чтению, расширение круга чтения учащихся, их начитанности;

развитие эмоциональной отзывчивости, воссоздающего воображения, критического мышления и творческой активности учащихся;

воспитание средствами литературы гражданских, духовно-нравственных и эстетических чувств; приобщение к национально-культурному наследию.

Программа по литературному чтению основана на идеях культурологи­ческого, личностно-деятельностного и компетентностного подходов. Культуро­логический подход обусловливает направленность содержания литературного образования на присвоение культурных, духовно-нравственных ценностей, закрепленных в языке художественного произведения как форме существо­вания духовной культуры народа. Личностно-деятельностный подход ориен­тирует на создание условий для полноценного проявления и развития личност­ных качеств учащихся, учета их интересов, индивидуальных особенностей и возможностей. Он определяет способы организации различных видов деятель­ности учащихся. Только через собственную активную деятельность ребенок осваивает способы чтения, речевой коммуникации, читательские действия с текстом произведения, формирует и совершенствует личностные качества. Компетентностный подход предусматривает усиление деятельностно-прак­тического компонента содержания учебного предмета. В соответствии с идеями компетентностного подхода освоение содержания учебного предмета направлено на формирование читательской компетенции как совокупности знаний, умений и навыков для эффективного выполнения коммуникативно-речевой, читательской и литературно-творческой деятельности.

В основе систематизации учебного материала и отбора содержания, методов и приемов организации читательской деятельности учащихся на уроках литературного чтения положены принципы культуросообразности, худо­жественно-эстетический, с привлечением тематического, жанрового и моногра­фического, коммуникативно-речевой, учета психологических особенностей восприятия художественной литературы учащимися младшего школьного возраста, творческого характера обучения, принцип преемственности и пер­спективности в содержании литературного образования, обеспечивающий по­рядок и последовательность в освоении предметных знаний, умений и навыков по годам обучения.

Содержание учебного предмета «Литературное чтение» во ІI—IV классах составляют четыре основных компонента:

предметные знания (литературоведческие представления);

читательские и коммуникативно-речевые умения, способы деятельности;

опыт литературно-творческой деятельности;

опыт эмоционально-ценностных отношений.

Все компоненты содержания представлены комплексно и формируются путем практической работы с текстом литературного произведения.



Первый компонент содержания (предметные знания) формируется в процессе практической работы с текстами произведений устного народного творчества и детской литературы. Программой предусмотрено овладение пред­метными (теоретико-литературными) знаниями на уровне представлений, т. е. на практическом уровне. Предметные знания составляют литературные представления учащихся о жанрах устного народного творчества и авторской литературы; об изобразительно-выразительных средствах языка художествен­ного произведения; о средствах выразительного чтения; краткие биографичес­кие сведения о жизни и творчестве детских писателей, рекомендованных для чтения во II—IV классах; фамилии авторов, с творчеством которых учащиеся неоднократно встречаются на страницах учебников по литературному чтению; названия и содержание наиболее понравившихся произведений; тексты, реко­мендованные для заучивания наизусть.

Второй компонент содержания составляет система читательских уме­ний. Читательские умения складываются из умения читать, умений работы с текстом произведения и детской книгой. Умения работы с текстом фор­мируются в процессе анализа литературного произведения и представляют собой действия учащегося по ориентировке в тексте, связанные с восприятием, выявлением, осознанием и оценкой содержания и смысла художественного произведения.

Коммуникативно-речевые умения сопровождают читательскую деятель­ность и выполняют функцию читательских умений, поскольку умственные операции, входящие в состав читательской деятельности, обязательно реали­зуются в речевой форме. Программа ориентирует на формирование таких мета­предметных коммуникативно-речевых умений, как умение ориентироваться в ситуации общения, строить связные устные высказывания для передачи содер­жания текста и общения между читающими, адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (определять тему, основную мысль высказы­вания); отбирать средства языкового оформления высказывания в соответствии с коммуникативными целями и задачами общения; активно слушать собе­седника, выражать понимание, проявлять терпимость к его точке зрения, от­стаивать и аргументировать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета, договариваться и приходить к общему решению в совместной дея­тельности.



Третий компонент — опыт литературно-творческой деятельности — приобретается учащимися в процессе выполнения разнообразных творческих заданий в связи с прочитанным произведением. В ходе выполнения творческих заданий у учащихся формируются литературно-творческие умения и способы деятельности.

Четвертый компонент содержания — опыт эмоционально-ценностных отношений — приобретается учащимися в процессе анализа художественного произведения, в ходе которого выявляется авторское отношение к героям, авторская оценка событий, персонажей и сопоставляется с личностным вос­приятием; аргументируется своя оценка героев и событий, сравнивается с дру­гими трактовками отношений и оценок.

Круг чтения учащихся весьма широк: произведения устного народного творчества русского народа и народов мира; стихотворные и прозаические произведения русских писателей-классиков XIX — начала XX в., вошедшие в круг детского чтения; стихотворные и прозаические произведения русских детских писателей XX в. и современных детских писателей; произведения за­рубежных писателей-классиков для детей; научно-художественная и научно-познавательная литература (о природных явлениях, повадках животных и птиц, предметах и вещах, открытиях, путешествиях); приключенческая детская книга, справочная детская литература (книги-справочники, детские энциклопедии, словари).

Учащиеся знакомятся с литературными произведениями по всем основ­ным темам детского чтения, зафиксированным современной библиографией для детей (о Родине, ее героях, разных людях, ребятах-сверстниках и их делах, природе, животных и растениях, приключениях, фантастике и волшебстве и т. п.). Это позволит им узнать имена русских писателей-классиков, известных рус­ских детских писателей, в творчестве которых раскрываются эти темы: А. Пуш­кин, А. Плещеев, И. Суриков, И. Никитин, А. Фет, С. Дрожжин, С. Есенин,
Л. Толстой, Д. Мамин-Сибиряк, С. Маршак, С. Михалков, А. Барто, В. Осеева, С. Баруздин, Н. Носов, Е. Благинина, О. Высотская, З. Александрова, В. Бианки, И. Соколов-Микитов, Е. Чарушин, Н. Сладков, Э. Шим, Г. Скребицкий, Г. Сне­гирев, В. Орлов, А. Стариков и др.

В системе литературного образования особое место занимает II класс как подготовительный этап на пути к литературному чтению, поскольку у учащих­ся еще не закреплен способ чтения текста целыми словами, не сформирован беглый темп чтения. Интонационное объединение слов в словосочетания и предложения, увеличение скорости чтения происходят на втором году обуче­ния. Навык чтения как автоматизированное умение только начинает склады­ваться. В связи с этим работа над овладением собственно чтением, т. е. техни­ческими навыками чтения текстов разных жанров, является первостепенной и организуется на протяжении всего периода обучения во II классе. Сформиро­ванное чтение — залог успешного учения на всех ступенях образования, ибо собственно чтение используется как универсальное учебное умение, как ин­струмент труда. Формирование и развитие навыка чтения осуществляется как путем специальных упражнений, так и в ходе аналитико-синтетической работы с текстом художественного произведения, которая требует многократного и внимательного перечитывания текста.

Если во ІІ классе приоритетным является формирование и развитие навы­ка чтения, то в ІІІ—IV классах центром изучения становится художественное произведение, его особенности как искусства слова. Чтение организуется по законам восприятия литературного произведения учащимися, а именно: под­готовка к восприятию, первичное эмоциональное восприятие, осмысление про­читанного и его эстетическая оценка, выражение отношения к прочитанному.

Предметом специального обучения на уроках литературного чтения во ІI—IV классах является выразительное чтение. На протяжении всего периода обучения учащиеся практически овладевают умением передавать слушателям настроение, состояние, чувства героев с помощью средств выразительного чте­ния (тон, темп, логическое ударение, пауза, мелодика речи). Основной прием обучения — не только выразительное чтение учителя, но и поиск учащимися вариантов правильного, выразительного прочтения монолога, диалога, точной передачи чувств, настроений, состояний героев, своего отношения к изобра­женному автором. Выразительное чтение выступает одновременно и пред­метом, и методом обучения, способствующим глубокому проникновению в смысл художественного произведения, постижению его эмоционально-образ­ного и идейного содержания.



Основными видами деятельности на уроках литературного чтения во II
IV классах являются чтение вслух и молча, выразительное чтение, чтение по ролям, выборочное чтение, изучающее чтение, самостоятельное чтение, заучи­вание наизусть стихотворных произведений; слушание и рассказывание; пере­сказ (подробный, выборочный, краткий) по готовому плану, по опорным словам, иллюстрациям; создание словесных иллюстраций к произведению; анали­тическая и оценочная работа с текстом произведения; творческая работа по следам прочитанного произведения, работа с детской книгой.

В силу возрастных особенностей учащихся в программе применяется концентрический способ распределения содержания (предметных знаний, уме­ний и навыков), который предполагает возвращение к изучению какого-либо знания (например, признаки сказки, рассказа, стихотворения), но на более вы­соком уровне в последующие годы обучения. Произведения одного и того же жанра (например, рассказ, сказка, стихотворение) разных авторов изучаются на протяжении всего периода обучения на І ступени общего среднего образования. При этом круг сведений о признаках жанра расширяется постепенно из года в год. Формирование читательских умений работы с текстом произведения и детской книгой ведется также в течение всего периода обучения, но на более сложном литературном материале в последующем классе, что обеспечивает системную работу по овладению читательскими умениями.

Учебный материал для организации читательской деятельности учащихся располагается во II классе по тематическому принципу с привлечением жанро­вого, в III классе — по жанровому, в IV — по литературно-эстетическому с привлечением жанрового и монографического принципов компоновки произведений внутри разделов.

Составной частью учебного предмета является внеклассное чтение. Внеклассное чтение на I ступени общего среднего образования является обяза­тельной частью подготовки к самостоятельной читательской деятельности.



Цель внеклассного чтения — познакомить учащихся с книгами из до­ступного им круга чтения, сформировать интерес к книгам, желание и умение их выбирать и читать, научить работать с книгой как особым объектом.

Программа предусматривает знакомство с детскими книгами русских и зарубежных писателей, детскими периодическими изданиями (газетами, журна­лами), научно-художественной и научно-познавательной литературой, детской справочной литературой (книги-справочники, детские энциклопедии, словари). Учащиеся овладевают знаниями об элементах книги, которые позволяют чита­телю ориентироваться в любой книге и группе книг (заглавие, фамилия автора, иллюстрации, содержание или оглавление, предисловие или введение, после­словие об авторе), о средствах ориентации в мире книг (книжная выставка, плакат, рекомендательный список, рекомендательный указатель, картотека, электронный каталог), о газетах и журналах как периодических изданиях; о культуре и гигиене чтения. Учащиеся приобретают умения самостоятельно выбирать книги по предложенной теме, пользоваться ориентировочным аппара­том книги, видами библиотечно-библиографической помощи (с привлечением библиотекаря).

Работа с детской книгой строится поэтапно и начинается с I класса (он рассматривается как подготовительный этап). II класс — это начальный этап работы с детской книгой, III класс — основной, IV класс — заключительный.

Основной формой работы с детской книгой являются уроки внеклассного чтения и самостоятельное домашнее чтение. Во II—IV классах должны прак­тиковаться разные формы работы во внеурочное время в системе внеклассного чтения, например: литературные утренники, викторины, конкурсы чтецов, конкурс в форме устного журнала, работа в «мастерской по ремонту книг».

Для успешной самостоятельной работы с книгой необходимо, начиная со II класса, научить учащихся пользоваться сначала классной, а затем школьной или районной детской библиотекой, где книги расставлены по авторской при­надлежности, где имеются тематические и авторские книжные выставки, кото­рыми учащиеся могут пользоваться при подготовке к урокам внеклассного чтения.

Уроки внеклассного чтения во II—IV классах проводятся после изучения основных разделов чтения и входят в общее количество часов, которые отводятся на учебный предмет. В течение очередного отрезка времени учитель руководит самостоятельным внеурочным чтением книг, газет, журналов. Реко­мендательные списки книг для учащихся, которые составляет учитель, тща­тельно выверяются с точки зрения наличия указанных там книг в фондах школьной библиотеки и ближайших детских библиотек (районной, городской).

Структурно программа по литературному чтению для II—IV классов представлена следующими блоками: «Пояснительная записка», «Содержание учебного предмета», «Основные требования к результатам учебной деятель­ности учащихся». Блок «Содержание учебного предмета» состоит из разделов «Круг чтения», «Формирование навыка чтения и общеучебных умений», «Фор­мирование читательских умений», «Литературоведческая пропедевтика», «Ли­тературно-творческая деятельность учащихся», «Внеклассное чтение».

Раздел «Круг чтения» содержит описание учебного материала и реко­мендуемый перечень произведений для чтения и изучения во II—IV классах с указанием количества часов на изучение разделов чтения. Рекомендуемый пе­речень произведений является расширенным и примерным. Произведения из списка являются также основой для уроков внеклассного чтения.

В разделе «Формирование навыка чтения и общеучебных умений» изложены требования к чтению. Формируются как разные виды и способы чте­ния, так и его качественные компоненты — правильность, выразительность, сознательность. Темп чтения индивидуальный и соответствует скорости разго­ворной речи учащегося.

Одна из важнейших задач І ступени общего среднего образования — сформировать умение читать как универсальное (метапредметное) учебное умение, которое будет полноценно функционировать и при обучении матема­тике, русскому языку, предмету «Человек и мир» и другим учебным предметам. Формирование и развитие навыка чтения как универсального учебного умения осуществляется как путем специальных упражнений, так и в ходе аналитико-синтетической работы над текстом художественного произведения.

Программой предусмотрено формирование общеучебных умений (общих учебных действий), таких как постановка и осознание конкретной учебной задачи чтения, выполнение ориентировочных действий (прогнозировать по заголовку, иллюстрациям и опорным словам содержание, эмоциональный характер и жанр произведения), исполнительских действий (умения делить текст на смысловые части, составлять план, изображать текст с помощью рисунков, графической модели, составлять вопросы к сути содержания, умения действовать при подготовке к словесному рисованию, чтению по ролям, вы­разительному чтению, инсценированию), самоконтроль и самооценка своего чтения и степени осмысления текста. Освоение во взаимосвязи общих учебных действий и основных предметных действий необходимо для успешного разви­тия читательской деятельности учащихся.

Раздел «Формирование читательских умений» включает в себя пе­речень умений, которыми овладевают учащиеся в процессе практической ра­боты с текстами художественных произведений, а именно: прогнозировать содержание произведения по иллюстрациям и заголовку; определять время и место событий, устанавливать смысловые связи между событиями: последо­вательные и причинные; определять тему и главную мысль произведения, соотносить заглавие произведения с его темой и главной мыслью; выделять действующих лиц, называть главного героя, определять его поступок и причину поступка; наблюдать за эмоциональным состоянием героя и соотносить это состояние с поступком; выделять в тексте предложения, которые описывают состояние, чувства действующих лиц; характеризовать героя на основании его поведения, переживаний и поступков; определять авторское отношение к событиям, героям; выражать свое отношение к содержанию произведения, давать личную оценку поступку, герою и др.

Читательские умения, в том числе и коммуникативно-речевые, формиру­ются не последовательно, а параллельно друг другу.

В разделе «Литературоведческая пропедевтика» определен круг литературоведческих представлений, которые формируются у учащихся прак­тическим путем в процессе чтения и анализа конкретных произведений. Во
ІІ классе учащиеся практически наблюдают жанровое разнообразие литературы, открывают для себя «законы построения» (основные черты) колыбельной, шуточной песни, небылицы, скороговорки, загадки, узнают основные признаки сказки, стихотворения, рассказа, накапливают пред­ставления об авторах произведений и детской книги. В ІІІ—IV классах круг сведений о признаках жанра расширяется на новом и более сложном, чем во
II классе, литературном материале. В процессе анализа художественных особен­ностей произведений у учащихся будут накапливаться фактические знания о жанровой специфике произведений, об авторской точке зрения и способах ее выражения, об изобразительно-выразительных средствах языка, о способах по­строения художественного произведения (от имени героя-рассказчика, от име­ни рассказчика-повествователя). Накопленный фактический материал станет основой для формирования литературоведческих понятий на II ступени общего среднего образования.

Ведущим понятием программы является понятие жанры литературы. Чтение и изучение произведений разных жанров осуществляется ими на про­тяжении всего периода обучения на І ступени общего среднего образования.


В ходе практической работы с текстами художественных произведений разных жанров учащиеся открывают для себя «законы построения» (основные черты) скороговорки, загадки, пословицы, сказки, сказания, легенды, былины, расска­за, повести, стихотворения, басни. Теоретические знания необходимы учащим­ся для освоения литературы как искусства слова и как средства решения прак­тических художественно-творческих задач.

Знания по теории литературы формируются у учащихся ІІ—IV классов на уровне представлений, т. е. на практическом уровне. Теоретические знания не сообщаются учащимся в готовом виде, а открываются самими учащимися в результате практических действий с текстом (нахождение в тексте изобра­зительно-выразительных средств языка, определение структурных компонентов произведения, жанровых особенностей и др.) а также в их самостоятельном литературном творчестве.

Программой предусмотрено овладение следующими теоретико-литера­турными знаниями на уровне представлений:

жанр как разновидность литературных произведений; жанры устного народного творчества: загадка, скороговорка, пословица, народная сказка, вол­шебная сказка, сказка о животных, бытовая сказка, былина, сказание, легенда; литературные жанры: рассказ, литературная легенда, повесть, повесть-сказка, литературная сказка, стихотворение, басня;

сравнение, олицетворение, эпитет, звукопись, преувеличение (гипербола) как изобразительные средства, помогающие автору создавать интересный образ в произведении;

тема и главная мысль произведения; название произведения — особый авторский прием для раскрытия замысла;

герой, персонаж, поступок, портрет героя, характеристика героя;

построение произведения: вступление, развитие действий, концовка рас­сказа; эпизод как законченный отрывок художественного произведения;

способы построения художественного произведения: рассказ от имени героя-рассказчика, от имени рассказчика-повествователя;

стихотворная речь, рифма, стихотворная строка, строфа, эмоциональное настроение стихотворного произведения;

средства выразительной речи и чтения: тон, темп, логические ударения, пауза, мелодика речи, ритм;

иносказание, ирония, юмор как средства выражения авторского замысла;

события реальные, вымышленные, фантастические;

автор произведения (писатель, поэт); авторское отношение (отношение автора к поступку, герою, событию).

Предусмотрено овладение и оперирование соответствующими литератур­ными терминами.

Раздел «Литературно-творческая деятельность учащихся» включает перечень видов самостоятельной литературно-творческой деятельности, в кото­рые бы учащийся мог внести элемент творчества, где он смог бы выразить свое отношение, понимание и свою субъективную интерпретацию текста. Во ІІ
IV классах могут предлагаться разнообразные задания творческого характера в связи с прочитанным произведением (составление рассказа по аналогии с про­читанным, по заданному началу или концовке; составление творческого пере­сказа от имени одного из героев, с изменением лица рассказчика, с творческим дополнением сюжета; инсценирование эпизодов; составление подписей к иллю­страциям и др.).

В разделе «Внеклассное чтение» дана характеристика учебного мате­риала, составляющего круг чтения учащихся, тематика чтения, изложены тре­бования к объему и оформлению детской книги, видам издания (сборник ав­торский или тематический). Определены виды самостоятельной читательской деятельности, формы индивидуальной и групповой работы с книгой во вне­урочное время, перечень основных знаний и умений работы с детской книгой.



Раздел «Основные требования к результатам учебной деятельности учащихся» устанавливает требования к уровню подготовки учащихся по ли­тературному чтению во ІІIV классах.

Программа ориентирует на взаимосвязь уроков литературного чтения с уроками русского языка. Речеведческие понятия «тема и основная мысль тек­ста», «заголовок текста», «структура текста», «связь заголовка с темой и основ­ной мыслью текста», «план текста» должны быть опорным знанием при анализе художественных произведений.

Природа искусства слова предполагает диалог с такими видами искусств, как живопись и музыка. Учитывая принадлежность к искусству учебных пред­метов «Литературное чтение», «Літаратурнае чытанне», «Изобразительное ис­кусство» и «Музыка», программа ориентирует на осуществление межпред­метных связей при формировании у учащихся таких представлений, как «жанр», «художественный образ», «замысел автора», «тема», «форма», «содер­жание», «ритм», «настроение», «автор».

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ІІІ КЛАСС

(70 ч, из них 62 ч — чтение разделов учебника и обобщение знаний по разделам чтения, 5 ч — внеклассное чтение, 3 ч — обязательный контроль навыка чтения и сформированности читательских умений)
Круг чтения

Учебный материал для чтения и изучения:

произведения устного народного творчества русского народа и народов мира: скороговорки, загадки, пословицы и поговорки, народные сказки (о жи­вотных, волшебные, бытовые);

стихотворные и прозаические произведения русских писателей-классиков XIX — начала XX в., вошедшие в круг детского чтения;

стихотворные и прозаические произведения русских детских писателей XX в., произведения современных детских писателей;

произведения зарубежных писателей-классиков для детей;

научно-художественная и научно-познавательная литература о природ­ных явлениях, повадках животных и птиц, предметах и вещах, открытиях.

Жанровое разнообразие: скороговорки, загадки, пословицы и поговорки, народные сказки (о животных, волшебные, бытовые), литературные сказки, рассказы (художественные и научно-художественные), басни, стихотворения.


Основные разделы чтения. Рекомендуемый перечень произведений.

Рекомендуемый перечень произведений является расширенным и пример­ным. Произведения из списка являются также основой для уроков внеклассного чтения. Учитель может выбрать для внеклассного чтения те произведения, которые имеют место в книжном фонде школьной и районной библиотек.

1. Страна народной мудрости (10 ч)

Произведения устного народного творчества: загадки, скороговорки, по­словицы, сказки разных народов (волшебные, бытовые, о животных).

Волшебные сказки: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» (русская народная сказка), «Сивка-бурка» (русская народная сказка); «Женщина, которая жила в бутылке» (английская народная сказка); «Как Василь змея одолел» (бе­лорусская народная сказка); «Волшебный котелок» (датская народная сказка).

Бытовые сказки: «Каша из топора (русская народная сказка), «Три калача и одна баранка» (русская народная сказка); «Не силой, а умом» (белорусская народная сказка), «Краденым сыт не будешь» (белорусская народная сказка); «Два брата» (латышская народная сказка); «Золотое яблоко» (армянская на­родная сказка).

Сказки о животных: «Лиса и козел» (русская народная сказка), «Отчего у зайца длинные уши» (русская народная сказка); «Старый конь» (белорусская народная сказка); «Черепаха и скорпион» (узбекская народная сказка); «Лиса и петух» (персидская народная сказка).
2. Страна великих сказочников (12 ч)

Волшебные сказки: А. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке»; С. Аксаков. «Аленький цветочек»; братья Гримм. «Семь воронов», «Белоснежка и семь гномов»; Ш. Перро. «Подарки феи», «Кот в сапогах»; Х.-К. Андерсен. «Дикие лебеди», «Дюймовочка».

Бытовые сказки: Х.-К Андерсен. «Пятеро из одного стручка», «Стойкий оловянный солдатик»; Ц. Топелиус. «Солнечный Луч в ноябре»; Е. Пермяк. «Маркел-Самодел и его дети».

Сказки о животных: Х.-К. Андерсен. «Гадкий утенок»; В. Гаршин. «Лягушка-путешественница»; братья Гримм. «Еж и заяц»; В. Сутеев. «Палочка-выручалочка».

Повесть-сказка: А. Милн. «Винни-Пух и все-все-все» (глава из повести-сказки «Винни-Пух в гостях у Кролика»); А. Линдгрен. «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» (отрывок из повести-сказки).
3. Страна поэзии (14 ч)

Стихотворения-описания: К. Бальмонт. «Осень» («Поспевает брусни­ка…»); М. Геллер. «Осень» («Дарит осень чудеса…»); О. Высотская. «Осеннее утро» («Желтый клен глядится в озеро…»); А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка…»); С. Дрожжин. «Опять зима на саночках…»; С. Есенин. «Поет зима — аукает…»; А. К. Толстой. «Вот уж снег последний в поле тает…»;
Ю. Мориц. «Идет весна по городу»; П. Воронько. «Журавли»; Ю. Коринец. «Март»; В. Орлов. «Первый гром»; А. Пушкин. «Утро» («Румяной зарею…»);
А. Плещеев. «Мой садик» («Как мой садик свеж и зелен!..). Поэтические миниатюры: Т. Белозеров. «Листопад», «Из холодной рощи…»; Г. Новицкая. «Осень», «Утро», «Радость».

Стихотворения-размышления: С. Михалков. «Как бы жили мы без книг?»; А. Барто. «Игра в слова», «Думают ли звери?»; Г. Сапгир. «Цветные слова»; Ю. Яковлев. «Какого цвета земля?»; В. Орлов. «Колосок»; Б. Заходер. «Что красивей всего?»; Л. Куклин. «Подумайте, что было бы»; А. Шибаев. «Кто кем становится».

Стихотворения-портреты: С. Михалков. «Мечтатель», «Сила воли», «Мы с приятелем», «Фома»; С. Маршак. «Мастер-ломастер»; А. Барто. «В зер­кале», «Катя», «Любочка»; В. Берестов. «Кто такой нофелет?, «Обида»; Э. Мош­ковская. «Обида»; М. Дукса. «Мастер на все руки»; В. Лясковский. «Если б я был агроном»; А. Сметанин. «Я — хороший; Я. Аким. «Митины каникулы»;
С. Баруздин. «Стихи о человеке и его делах».

Юмористические стихотворения: Б. Заходер. «Вредный кот», «Где по­ставить запятую?», «Кит и кот»; В. Орлов. «Жадный туман»; О. Григорьев. «Повар»; А. Шибаев. «Буква заблудилась»; Э. Успенский. «Тигр вышел погу­лять», «Пластилиновая ворона», «Над нашей квартирой».
4. Страна мудрых уроков (16 ч)

Басни (стихотворные и прозаические):

И. Крылов. «Стрекоза и Муравей», «Чиж и Голубь», «Лебедь, Щука и Рак»; Л. Толстой. «Стрекоза и муравьи», «Муравей и голубка», «Белка и волк»; С. Михалков. «Ошибка», «Не стóит благодарности», «Грибы», «Заяц и Черепаха».



Рассказы

Учись мудрости. Л. Толстой. «Котенок»; В. Осеева. «Волшебное слово», «Что легче?», «Потерянный день»; Л. Пантелеев. «Честное слово»; Л. Да­выдычев. «Лелишна из третьего подъезда» (отрывок из повести); Е. Пермяк. «Чужая калитка»; В. Драгунский. «Тайное становится явным»; И. Шкля­ревский. «День, прожитый не зря»; Н. Артюхова. «Мороженое».

Делу время — потехе час. Н. Носов. «Федина задача», «Бобик в гостях у Барбоса»; В. Драгунский. «Англичанин Павля», «Куриный бульон», «Кот в сапогах»; Е. Пермяк. «Филя»; А. Раскин. «Как папа выбирал профессию»;
В. Голявкин. «Никакой горчицы я не ел»; И. Антонова. «Приходи ко мне сегодня».

О братьях наших меньших. Э. Шим. «Береги!»; В. Бианки. «Что увидел жаворонок, когда вернулся на родину»; Б. Житков. «Как слон спас хозяина от тигра», «Беспризорная кошка»; М. Пришвин. «Беличья память», «Еж», «Вы­скочка»; И. Соколов-Микитов. «Листопадничек»; Г. Снегирев. «Белек», «От­важный пингвиненок»; С. Сахарнов. «Дом со змеей», «Как краб кита из беды выручил» (из книги «Морские сказки»).
5. Страна любознательных (10 ч)

Научно-художественная и научно-познавательная литература: В. Во­лина. «Земля — наш общий дом»; З. Трофимова. «Что над землей?», «Вода на Земле»; Н. Калинина. «Если бы ветра не было», «Злые ветры»; Л. Кон. «Пшеница»; К. Меркульева. «Три брата»; В. Бианки. «Кто чем поет?», «Под ледяной крышей», «Любитель холодных ванн», «Враг и друг»; Н. Сладков. «Кто что умеет»; Г. Снегирев. «Кто сажает лес?», «Кедр»; Г. Скребицкий.
«В лесу и в поле» (рассказы «Лисица», «Белка-летяга», «Бобр», «Хорек», «Бурый медведь», «Мышь-малютка», «Ласка»); А. Клыков. «Рыбы»; Г. Га­нейзер. «Чудо-юдо…»; А. Ивич. «Про сахар»; М. Ильин, Е. Сегал. «История ка­рандаша».
Формирование навыка чтения и общеучебных умений

Становление способа чтения целыми словами и сочетаниями слов. На­ращивание темпа чтения и приближение его к скорости разговорной речи ученика. Освоение способа чтения молча («про себя»).

Овладение следующими видами чтения на новом и более сложном, чем во II классе, учебном материале: чтение молча, выборочное чтение, чтение по ролям, выразительное чтение.

Овладение средствами выразительного чтения:

интонирование предложений в соответствии со знаками препинания;

соблюдение пауз внутри и в конце предложения с опорой на знаки пре­пинания (запятую, двоеточие, точку с запятой и тире), между абзацами;

выделение с помощью логического ударения слов, обозначающих пере­числение предметов, действий, качеств, слов-сравнений, слов-обращений, важ­ных по смыслу слов;

соблюдение тона и темпа чтения в зависимости от эмоционального на­строения произведения, состояния героев;

определение с помощью учителя задачи выразительного чтения: что необходимо передать слушателям при чтении.

Развитие умения оценивать свое и чужое чтение с позиций правильности и выразительности.

Развитие общеучебных умений:


  • выявлять в тексте незнакомые и непонятные слова, выражения и поль­зоваться сносками и школьным толковым словарем для выяснения их значений;

  • выделять ключевые слова в тексте;

  • определять главное и второстепенное в небольшом по объему тексте;

  • определять и формулировать тему и главную мысль текста;

  • озаглавливать небольшой, доступный по содержанию текст;

  • ставить вопросы к содержанию прочитанного;

  • выделять эпизод из текста;

  • осуществлять подробный и выборочный пересказы;

  • уметь заучивать наизусть стихотворные тексты (по опорным словам и воображаемым картинкам).

Контрольная работа

Проверка навыка чтения — 2 (1 — I полугодие, 1 — II полугодие).


Формирование читательских умений

На протяжении учебного года на новом и более сложном, чем во II клас­се, литературном материале в процессе практической работы с текстом про­исходит дальнейшее развитие читательских, в том числе коммуникативно-рече­вых, умений учащихся.

Учащиеся ІІI класса учатся:

прогнозировать эмоциональный характер, жанр и содержание более круп­ных и сложных, чем во II классе, произведений перед чтением и в процессе пер­вичного чтения (по иллюстрациям, заголовку, опорным словам);



выявлять слова и выражения, которые препятствуют пониманию прочи­танного, определять их значение через контекст и с помощью словаря;

определять время и место событий, устанавливать смысловые связи меж­ду событиями: последовательные и причинные;

определять тему и главную мысль произведения, соотносить заглавие произведения с его темой и главной мыслью;

выделять действующих лиц, называть главного героя, определять его по­ступок и причину поступка;

наблюдать за эмоциональным состоянием героя и соотносить это со­стояние с поступком;

выделять в тексте предложения, которые описывают состояние, чувства действующих лиц, отношение к ним писателя (по метким словам, прямому высказыванию);

выявлять авторскую точку зрения и выражать свои суждения о поступках героев; давать свою оценку поступку, герою;

находить с помощью выборочного чтения описание внешности героя, картин природы;

представлять в своем воображении героя, картину природы и расска­зывать об этом;

определять общее эмоциональное настроение поэтического произведения;

определять способ построения текста: от имени героя-рассказчика, рас­сказчика-повествователя;

наблюдать за построением эпического произведения, с помощью учителя определять его структурные части: начало, развитие действия, концовка;

самостоятельно и с помощью учителя составлять план текста, подробно и выборочно (с помощью учителя) пересказывать произведение по плану;

коллективно составлять творческий пересказ;



иллюстрировать содержание произведения рисунками (словесное и гра­фическое рисование), придумывать подписи к ним;

инсценировать несложное сюжетное произведение (сказка, рассказ) либо отдельные его эпизоды;

находить в стихотворении рифму, примеры звукоподражания;

находить в произведении выразительные средства художественной речи (сравнение, олицетворение, эпитет, звукопись, преувеличение) и воссоздавать на этой основе словесные картины;

находить в произведении эмоционально-оценочные слова, определять их смысловую роль;

различать жанры произведений фольклора (скороговорка, загадка, по­словица, песня, сказка);

различать жанры авторской литературы (литературная сказка, рассказ, стихотворение, басня);

различать виды сказок (о животных, волшебная, бытовая);

различать виды стихотворений (стихотворения-описания, стихотворения- портреты);

выявлять жанровые особенности сказки, рассказа, стихотворения, басни;

самостоятельно ориентироваться в книге по оглавлению: находить фами­лию автора, название нужного произведения и соответствующую страницу.

Контрольная работа

Проверка сформированности читательских умений — 1 (II полугодие).


Литературоведческая пропедевтика

Литература как искусство слова.

Общее представление о жанре как о разновидности литературных про­изведений.

Общее представление о жанровых особенностях произведений устного народного творчества: загадки, скороговорки, пословицы и поговорки, сказки.

Общее представление о жанровых особенностях произведений авторской литературы: литературная сказка, рассказ, стихотворение, басня.

Общее представление о видах сказки (волшебная, о животных, бытовая); о видах стихотворений (стихотворения-описания, стихотворения-портреты, стихотворения-размышления).

Общее представление о способах построения текста: от имени героя- рассказчика, рассказчика-повествователя.

Точка зрения автора и читателя (отношение автора и читателя к поступку, герою).

Герой (персонаж) произведения, портрет героя, характеристика героя (об­щее представление).

Тема и главная мысль произведения (расширение представлений).

Эпизод как законченный отрывок художественного произведения.

Настроения разных модальностей и оттенков: радостное, скорбное, герои­ческое, таинственное, торжественное, сердитое, возмущенное, обиженное и др. (расширение представлений).

Общее представление о языковых средствах художественной речи: срав­нение, олицетворение, эпитет, звукопись, преувеличение, эмоционально-оце­ночные слова, устойчивые выражения, ритмический рисунок, рифма.

Овладение и оперирование литературными терминами: фольклор, устное народное творчество, литература, жанр, произведение, сказка, стихотворение, басня, рассказ, автор (писатель, поэт), заглавие (заголовок), эпизод, герой (пер­сонаж), портрет, выразительные средства художественной речи, рифма, зву­копись, олицетворение, эпитет, сравнение, преувеличение, устойчивое вы­ражение.



Литературно-творческая деятельность учащихся

Сочинение (по аналогии с произведениями фольклора) загадок, скоро­говорок, небылиц, сказок, забавных историй с героями изученных произведе­ний, стихов по опорным словам;

придумывание названия произведения, подписей к иллюстрациям, подбор заглавий к иллюстрациям;

составление устных рассказов по серии сюжетных картинок, на заданную тему;

составление рассказа по аналогии с прочитанным, по заданному началу или концовке;

составление творческого пересказа от имени одного из героев, с изме­нением лица рассказчика, с творческим дополнением сюжета;

составление кадроплана произведения;

творческая интерпретация произведения: словесное рисование эпизодов, поэтических картин, текста;

инсценирование эпизодов, отрывков, отдельных фрагментов художе­ственного произведения (с репликами и движениями, постановка живых картин);

конкурсное чтение заученных и собственных произведений.


Внеклассное чтение (основной этап)
Круг чтения (учебный материал)

Художественные, научно-художественные и научно-познавательные про­изведения русских, белорусских и зарубежных авторов объемом от 16 до


150 страниц, детская справочная литература, детские журналы и газеты (по выбору учителя).

Типы детских книг для внеклассного чтения: книга-произведение; книга-сборник (авторский или тематический); книга-справочник; детская энцикло­педия; школьный толковый словарь.



Тематика чтения. Вся традиционная для учащихся младшего школьного возраста тематика чтения: о Родине, ее героях, разных людях, ребятах-сверст­никах и их делах, из истории нашей Родины, о жизни страны сегодня, науке и технике, писателях, природе, животных и растениях, занимательная и приклю­ченческая литература.

Жанры: сказки, рассказы, повести, повести-сказки, стихи, научно-позна­вательные статьи.



Самостоятельная читательская деятельность. Самостоятельно и с по­мощью библиотекаря подбирать книги на определенную тему, пользуясь видами библиотечно-библиографической помощи (книжной выставкой, реко­мендательным списком, открытым доступом к книжным полкам).

Ориентироваться в книгах одного автора или книгах разных авторов с учетом следующих показателей: фамилия автора, заглавие, иллюстрация на обложке и в книге, титульный лист, содержание, предисловие или введение, послесловие, аннотация (если они имеются).

Воспроизводить содержание самостоятельно прочитанной книги, оце­нивать поведение и поступки героев, определять личностное отношение к со­бытиям, поступкам, героям.
Работать с детской справочной литературой (книгой-справочником, дет­ской энциклопедией, толковым словарем).

Рассматривать и читать детские журналы и газеты.

Осваивать способы действия с толковым словарем.

Работать в библиотеке, пользуясь услугами читального зала, открытым доступом к справочной литературе.


Основные знания и умения

Выбирать книгу в соответствии с поставленной целью.

Самостоятельно знакомиться с книгой по внешним показателям (фамилия автора, заглавие, иллюстрации).

Определять тему чтения и жанр.

Уметь пользоваться оглавлением.

Правильно называть книгу (фамилия автора, заглавие).

Определять тему творчества писателя по его книгам.

Находить информацию о личности и творчестве писателя с помощью предисловий и послесловий к его книгам, справочной литературы.

Уметь составлять книжную выставку по теме, указанной учителем.

Самостоятельно знакомиться с детскими журналами и газетой.

Уметь пользоваться словарями, книгами-справочниками.

Знать и пользоваться терминами «титульный лист», «предисловие», «введение», «послесловие об авторе», «оглавление».

Знать и пользоваться терминами «номер журнала», «год издания жур­нала», «экземпляр».

Знать правила работы в читальном зале библиотеки (школьной, районной).
Индивидуальная и групповая работа с книгой во внеурочное время

Посещение библиотеки и ориентация в мире книг по тематической и ав­торской книжной выставке в пространстве библиотеки.

Работа в читальном зале со справочной литературой, детскими журна­лами и газетами.

Составление книжных выставок по теме, указанной учителем.

Работа в «мастерской по ремонту книг».

Подготовка и участие в литературных утренниках, конкурсах, устных журналах.



ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ

УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Знать:

фамилии писателей, с творчеством которых знакомились неоднократно на уроках литературного чтения;



названия и содержание наиболее понравившихся произведений;

литературные термины, рекомендованные программой;

наизусть стихотворения учебной книги, рекомендованные для заучивания.



Иметь первоначальные представления:

о жанрах литературы;

жанровых особенностях произведений фольклора: скороговорки, загадки, пословицы, сказки;

жанровых особенностях произведений авторской литературы: литератур­ной сказки, рассказа, басни, стихотворения;

видах сказок (о животных, волшебная, бытовая);

видах стихотворений (стихотворения-описания, стихотворения-портреты);

способах построения произведения (от имени героя-рассказчика, рассказ­чика-повествователя);

эпизоде художественного произведения;

выразительных средствах языка (сравнение, олицетворение, эпитет, звукопись, преувеличение, эмоционально-оценочные слова, устойчивые выра­жения, ритмический рисунок, рифма).
Уметь:

читать правильно, осознанно и выразительно вслух целыми словами в соответствии с орфоэпическими нормами тексты разных видов и жанров в темпе разговорной речи учащегося;

выразительно читать подготовленное произведение или отрывок из него;

пользоваться средствами выразительного чтения (тон, темп, паузы, ло­гическое ударение, мелодика речи);



самостоятельно знакомиться с произведением и книгой до чтения;

правильно называть прочитанное произведение и книгу (фамилия автора, заглавие);

прогнозировать до чтения содержание произведения по иллюстрациям, заголовку, опорным словам;

определять тему и главную мысль произведения (самостоятельно и с по­мощью учителя);

находить в тексте слова, которые указывают на эмоциональное настрое­ние героя, его чувства, отношение автора к изображенным явлениям;

характеризовать героя на основании его поведения, переживаний и по­ступков, выражать свое отношение к нему;

выявлять авторскую точку зрения и выражать свои суждения о поступках героев; давать свою оценку поступку, герою;


различать и называть фольклорные жанры: скороговорка, загадка, посло­вица, сказка;

различать и называть жанры авторской литературы: литературная сказка, рассказ, стихотворение, басня;

различать и называть виды сказок (о животных, волшебная, бытовая);

различать способы построения произведения (от имени героя-рассказчи­ка, рассказчика-повествователя);



работать с текстом: делить на смысловые части, составлять план, подроб­но, выборочно и кратко (с помощью учителя) пересказывать художественное произведение по готовому плану;

критически оценивать детские литературные работы в процессе обсуждения;



находить в библиотеке книги по заданной теме, пользуясь рекоменда­тельными указателями, тематическими книжными выставками или открытым доступом к книжным полкам;

узнавать, о чем написана книга по информации на обложке, титульном листе, по оглавлению, иллюстрациям;

пользоваться справочным аппаратом учебника.
Использовать приобретенные знания и умения в практической дея­тельности и повседневной жизни:

самостоятельно выбирать и читать книги, детскую периодику;

пользоваться всеми видами библиотечно-библиографической помощи;

самостоятельно знакомиться с произведением и книгой до чтения;

ориентироваться в книгах по оглавлению;

высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии), книге, просмотренном фильме, спектакле;

пользоваться толковым словарем;



принимать участие в литературных конкурсах.

  • «Формирование навыка чтения и общеучебных умений»
  • «Формирование ч итательских умений »
  • «Литературоведческая пропедевтика»
  • «Литературно-творческая деятельность учащихся»
  • СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ІІІ КЛАСС (70 ч
  • Основные разделы чтения. Рекомендуемый перечень произведений.
  • 1. Страна народной мудрости (10 ч)
  • 2. Страна великих сказочников (12 ч)
  • 4. Страна мудрых уроков (16 ч)
  • 5. Страна любознательных (10 ч)
  • Формирование навыка чтения и общеучебных умений
  • Контрольная работа
  • Литературно-творческая деятельность учащихся
  • Внеклассное чтение (основной этап) Круг чтения (учебный материал)
  • Самостоятельная читательская деятельность.
  • Основные знания и умения
  • Индивидуальная и групповая работа с книгой во внеурочное время
  • ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ Знать
  • Использовать приобретенные знания и умения в практической дея­тельности и повседневной жизни