Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Учебная программа для высших учебных заведений по специальноcти




страница1/8
Дата21.07.2017
Размер0.77 Mb.
ТипУчебная программа
  1   2   3   4   5   6   7   8



Министерство образования Республики Беларусь

Белорусский Государственный университет



Учебно-методическое объединение вузов

Республики Беларусь по гуманитарному образованию

Утверждаю

Председатель Учебно-методического

объединения вузов

Республики Беларусь

по гуманитарному образованию

_______________ В. Л. Клюня

“___” _________________” 2005


Регистрационный номер № ТД- _________________/ тип



Немецкий язык.

Учебная программа для высших учебных заведений по специальноcти:

1 – 21 05 06 Романо-германская филология

Минск 2005



Составители:

Старшие преподаватели кафедры немецкого языкознания БГУ:

Маевская И.Н., Голубь К. Ф.

Преподаватели кафедры немецкого языкознания БГУ: Лойко О. А., Красовская Я. Н., Авдей З. А.



Рецензенты:

Дмитрачкова Л. Я. – кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой иностранных языков с методикой преподавания Учреждения образования “Бресткий государственный университет им. А. С. Пушкина”.


Кафедра немецкого языка Учреждения образования “Гродненский государственный университет им. Я. Купалы”.

Рекомендована к утверждению в качестве типовой:

кафедрой немецкого языкознания БГУ,

Научно-методическим советом филологического факультета БГУ,

Ученым советом филологического факультета БГУ,

УМО вузов Республики Беларусь по гуманитарному образованию.

Ответственный редактор: к.ф.н., заведующая кафедрой немецкого языкознания БГУ Стеля С. С.


Ответственный за выпуск: к.п.н., старший преподаватель кафедры немецкого языкознания БГУ Арсентьева М. Ф.

ВВЕДЕНИЕ

Практика устной и письменной речи – один из основных языковых курсов, который в сочетании с другими практическими и теоретическими дисциплинами должен обеспечить всестороннюю подготовку будущего преподавателя иностранного языка, способного квалифицированно осуществлять свою профессиональную деятельность. Согласно Государственному образовательному стандарту по специальности «Современные иностранные языки и литературы» за 1998г. и его классификаторам за 2001г. на дисциплину «Иностранный язык как основная специальность» отводится 1550 часов аудиторных занятий. На отделении "Романо-германская филология" практика устной и письменной речи преподается комплексно на всех курсах, хотя при этом и предусматриваются различные виды (аспекты) работы над материалом.



Цели обучения формулируются как конечные требования к уровню знаний и умений по отдельным видам речевой деятельности и языковым аспектам. Совокупность интегрированных знаний и умений по циклам всех дисциплин университетского курса обучения обеспечивает необходимый уровень профессиональной компетенции современного преподавателя.

Приоритетной задачей обучения языку признается формирование у обучающегося коммуникативной и поликультурной компетенции: способности организовать свое речевое и неречевое поведение адекватно задачам общения. Данная задача многоаспектна  и включает в себя ряд составляющих.

- Лингвистическая компетенция: знания о системе и структуре языка и правилах его функционирования в процессе иноязычной коммуникации, способность использовать формальные средства для создания грамматически и фонологически правильных, значимых высказываний на языке.  Для курса практики устной и письменной речи особенно важно реализовать связь с фундаментальными языковыми науками  и обеспечить использование полученных знаний в речи. Задачей практики устной и письменной  речи является обучение речевой деятельности на языке, формирование навыков оперирования правилами, посредством которых  языковые единицы выстраиваются в осмысленные высказывания. В условиях педагогического вуза принципиальным требованием к лингвистической компетенции студентов становится языковая корректность.

- Дискурсивная компетенция: способность планировать речевое поведение, понимать и передавать информацию в связных, логичных и аргументированных высказываниях, построить и организовать высказывание в соответствии с функциональной задачей общения.  Требование к наличию дискурсивной компетенции у студентов связано с пониманием текстового характера речи в лингвистике последних лет. Речь есть текстуально организованная  смысловая информация, структурированная с учетом мотивов и целей общения. Таким образом,  задача практики устной и письменной речи  - развивать способность к общению -  в параметрах текстовой деятельности  значительно раздвигает рамки знаний, умений и навыков в области как вербальной, так и внеязыковой информации.

- Социолингвистическая компетенция: способность  осуществлять разные виды речемыслительной деятельности и выбирать лингвистические средства в соответствии с местом, временем, сферой общения, адекватно социальному статусу партнера по общению. К области социолингвистической компетенции относится, в том числе, умение организовать  педагогическое общение и учитывать конкретную педагогическую ситуацию.

- Компенсаторная (стратегическая) компетенция предполагает способность обучающегося преодолевать дефицит своих знаний в области лингвистического кода, наличие лингвистических и общекультурных иноязычных умений, позволяющих находить пути восполнения пробелов в языковой, речевой и социокультурной компетенциях. Для подготовки будущего филолога и педагога особое значение в этом смысле приобретает задача сформировать потребность к самосовершенствованию в иностранном языке.

- Социальная компетенция: умение использовать разные коммуникативные роли, стратегии в условиях  социального взаимодействия с людьми и окружающим миром.

- Социокультурная компетенция: современная концепция языкового образования делает важный акцент на необходимости не ограничивать изучение языка его вербальным кодом. Речь идет о формировании в сознании обучаемого «картины мира», свойственной носителю этого языка как представителю определенного социума. Таким образом, социокультурная компетенция означает наличие у обучаемого знаний о национально-культурных особенностях страны изучаемого языка, норм речевого и неречевого поведения его носителей и умения строить свое поведение  с учетом этих особенностей и норм.

Задача формирования коммуникативной компетенции решается последовательно в течение пяти лет обучения с обеспечением необходимой преемственности с уровнем довузовской подготовки студента. На каждом курсе организация процесса обучения исходит из принципа комплексной координации  всех составляющих коммуникативной компетенции. Разница в уровне выражается в различной сложности изученного материала, в степени сформированности речевых умений и навыков. Кроме того, каждый курс имеет определенные приоритеты в постановке стратегических учебных задач.


Первый год обучения

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Основной целью обучения является практическое владение иностранным языком в рамках программы 1-го курса, решение которой предполагает наличие у студентов комплекса лингвистических знаний, речевых и коммуникативных навыков и умений:

1. Формирование артикуляторно-перцептивной базы немецкого языка на сегментном и сверхсегментном уровнях, овладение техникой произнесения иноязычных звуков в слове, словосочетании и речевом потоке; а также формирование аудитивных навыков восприятия иноязычной интонации и ее адекватное воспроизведение в речи.

2. Овладение лексическим словарем (объем – 1500 единиц), позволяющее осуществлять полноценную речевую деятельность при говорении, чтении, письме и аудировании в рамках предметно-тематических блоков учебной программы 1-го курса.

3. Усвоение базисных сведений о грамматической системе немецкого языка, ее единицах и структуре, а также выработка устойчивых умений и навыков корректного употребления изученных грамматических явлений в устной и письменной речи в соответствии с коммуникативной интенцией и ситуацией общения.

4. Овладение техникой письма, соответствующей нормам немецкого правописания; а также формирование навыков продуктивного письма.

5. Овладение навыками и умениями аргументированного монологического высказывания в профессиональной и социально-культурной сфере общения.

6. Формирование навыков и умений адекватно реализовывать коммуникативные намерения, вести многотемный диалог.



Предметно-тематическое содержание курса




  1   2   3   4   5   6   7   8

  • Немецкий язык.
  • Рекомендована к утверждению в качестве типовой
  • Государственному образовательному стандарту
  • Цели обучения
  • Приоритетной задачей обучения языку
  • ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
  • Предметно-тематическое содержание курса