Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Учебная программа для классов с изучением языка национального меньшинства учебный предмет «Родной язык и литература национального меньшинства»




страница1/3
Дата24.06.2017
Размер0.49 Mb.
ТипУчебная программа
  1   2   3


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
М.А.Журина, И.В.Грузман

Еврейская литература


I-XI классы
Учебная программа

для классов с изучением языка национального меньшинства


(учебный предмет «Родной язык и литература национального меньшинства»)

Минск


Национальный институт образования

2010
Пояснительная записка


Программа по еврейской литературе разработана с учетом основных положений Концепции литературного образования в системе непрерывного образования Республики Беларусь и предназначена для I–XI классов с изучением языка и литературы национального меньшинства по учебному предмету «Родной язык и литература национального меньшинства» в объёме 1 учебного часа в неделю.

Программа по еврейской литературе реализует следующие теоретические положения:



  • Гуманизация содержания литературного образования, его направленность на освоение учащимися подлинных национальных и общечеловеческих социальных, моральных и эстетических ценностей художественных про-изведений;

  • Изучение духа еврейского народа, его национальных идей и психологии через изображение конкретных обстоятельств, в которых действуют кон­кретные личности.

  • Обусловленность тех или иных концептуальных подходов к обучению еврейской литературе на каждом из этапов спецификой целей и задач, возрастными особенностями учащихся;

  • Дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения еврейской литературе, создание условий для развития творческих способностей;

Целью изучения еврейской литературы является получение достаточного представления об этике, морали и нравственности еврейского народа и их эволюции в художественно-эстетическом воплощении, о средствах художественно-эстетического воплощения морально - психологического опыта еврейского народа, запечатленного в лучших образцах еврейской литературы, о взаимосвязи конкретно-исторического и общечеловеческого в еврейской литературе и степени интегрированности последней в мировую литературу.

Достижение поставленной цели будет способствовать воспитанию любви и уважения к родному народу, развитию способности учащихся к широким обобщениям в осмыслении жизни, проблем взаимопонимания между народами.

Содержание литературного образования состоит из 4 компонентов:

1) знания; 2) навыки и умения; 3) опыт творческой деятельности; 4) система норм отношения к миру, истории, людям, себе.



Первый компонент – знания – учебного предмета «еврейская литература» формируется путем освоения разнообразного литературного материала:

а) произведений еврейского фольклора (сказки, пословицы, песни);

б) отдельных образцов словесного искусства еврейских писателей;

в) сведений об основных периодах развития литературы еврейского народа;

г) критико-биографических сведений о жизни и творчестве виднейших писателей еврейской литературы;

д) основных теоретико-литературных понятий.

Изучение еврейской литературы того или иного периода соотносится с изучением белорусской и русской литератур, предусматривает сопоставление проблем, сюжетов, образов произведений, принадлежащих к разным национальным литературам, выявление у них общего, и в то же время выделение неповторимого, особенного.

Основой учебных курсов всех классов являются литературные произведения, отбираемые с учетом их художественных достоинств, воспитательной ценности, места в творчестве писателя, доступности и интереса для учащихся, значимости для постижения национальной специфики.



Второй компонент - система специальных читательских умений – формируется на основе знаний теории, истории литературы, понимания национальной специфики художественного произведения. У учащихся должны быть сформированы следующие читательские умения:

- умения, связанные с художественным восприятием литературного произведения (представлять, воображать картины, созданные писателем; высказывать первичные впечатления и др.);

- аналитические умения (анализ сюжета, эпизода, композиции и др.);

- синтезирующие умения (сопоставлять, обобщать, делать выводы и др.);

- умения, связанные с оценкой художественного произведения (умение понять пафос произведения, авторскую концепцию жизни и личности, оценить глубину проблематики, стиля, увидеть национальную специфику в мировоззрении писателя, стиле языка писателя).

Третий компонент – опыт самостоятельной литературной творческой деятельности – приобретается в процессе работы над сочинениями разных видов (в устной и письменной форме), в ходе формирования умения творчески пересоздавать словесный текст в произведения других видов искусства (словесное рисование, художественный пересказ).

Четвертый компонент обеспечивается отбором произведений для обязательного изучения, чтения и обсуждения, дополнительного чтения. Изучение еврейской литературы призвано обеспечить понимание учащимися ее роли и значения для собственного духовного становления, развития национального самосознания, нравственного самоопределения.

Изучение литературы еврейского народа распределено по следующим возрастным группам: І – IV классы, V – VII классы, VIII – XI классы.

Первый класс рассматривается как подготовительный этап на пути к литературному чтению. Ребята знакомятся с еврейскими сказками и легендами.

Во ІІ– IV классах чтение начинает выступать как читательская деятельность. Программа еврейской литературы в этих классах строится на основе трех ведущих принципов: литературно-эстетического, монографического и системно-концентрического.

В V–VII классах курс построен по проблемно-тематическому принципу. Его задачей является расширение читательского опыта учащихся на пространство еврейской литературы, инициирование интереса к предмету, ознакомление с содержанием и проблематикой произведений, доступных учащимся по возрасту, воспитание умения осуществлять первичную аналитическую работу над произведением.

Курс VIII – XI классов - историко-хронологический. Распределение материала в программах таково:

VIII класс – древнееврейская литература, литература раввинистического периода (периода поздней античности), литература раннего и зрелого Средневековья (до 14 в.);

IX класс – литература эпохи Возрождения, литература периода Хаскалы;

X класс – еврейская литература периода национального Возрождения (рубеж 19-20 веков), литература молодого государства Израиль;

XI класс – еврейская литература 20 века.


Содержание и структура курса еврейской литературы в І IV классах
При изучении еврейской литературы в І – IV классах решаются следующие задачи:

-формирование умения читать правильно, осознанно и выразительно;

-развитие интереса к чтению и творчеству писателей, расширение читательского кругозора;

-развитие способности полноценно воспринимать художественное произведение, эмоционально откликаться на прочитанное, сопереживать;

-обогащение нравственно-эстетического и познавательного опыта ребенка;

-формирование у учащихся устойчивого интереса к еврейским традициям и истории



І класс

Знакомство учащихся с еврейскими сказками и легендами.



ІІ класс

Во втором классе программа предусматривает ознакомление учащихся с лучшими детскими писателями и их произведениями.

В разделе «Я и моя семья» второклассники приобщаются к пониманию морально-эстетических ценностей; происходит воспитание у младших школьников уважения к своей семье, к старшему поколению; произведения литературы помогают ребенку осознать свое место в обществе.

Раздел «Осенняя страничка» знакомит ребят с еврейскими осенними праздниками, которые отмечают в Израиле: с праздником Новый год, с праздником урожая Суккот, с традициями и особенностями проведения этих праздников.

В разделе «Все встречают Субботу» произведения посвящены важному в еврейской традиции еженедельному семейному празднику – Шаббату.

Содержание раздела «Страна улыбки и смеха» будет способствовать воспитанию у детей чувства юмора, умения откликаться на веселое и смешное, смотреть на себя со стороны, критически относиться к себе и к другим.

Изучение произведений в разделе «Времена года» в шутливой и игровой форме знакомит с творчеством детских еврейских писателей о некоторых явлениях природы, учит наблюдать и подмечать интересное в окружающем мире.

В разделе «Страна детства» второклассники знакомятся с жизнью своих сверстников в Израиле, с их играми, досугом, учебой, интересами.

Раздел «Милые зверушки» включает в себя шутливые произведения о домашних питомцах, воспитывает наблюдательность и любовь ко всему живому.

ІІІ класс

В 3 классе при изучении новых произведений продолжается усвоение и использование умений работы с литературным произведением под руководством учителя:



  1. прогнозировать содержание текста по иллюстрациям, заглавию, опорным словам;

  2. эмоционально воспринимать и реагировать на услышанное (прочитанное);

  3. формулировать тему и главную мысль текста;

  4. выделять и осмысливать авторскую позицию.

Содержание раздела «Пусть будет добрым новый год» знакомит третьеклассников со встречей еврейского нового года, с празднованием его в семье, с обычаями и традициями этого праздника.

В разделе «Я и мои друзья» учащиеся узнают о жизни своих сверстников в Израиле, знакомятся с их занятиями, учебой, расширяют знания о том, что во всем мире у детей одинаковые интересы и желания.

В «Стране сказок» ребята знакомятся с фольклором, сказками, узнают, что мир велик и многообразен и в то же время един, что в человеке всегда ценились патриотизм и трудолюбие, доброта и ум, храбрость и достоинство, сила чувств, а негативные черты характера вызывали неприятие, осуждались.

Раздел «Праздники зимой» посвящен зимним праздникам Ханука и Ту-би Шват. В рассказах и стихотворениях учащиеся знакомятся с традициями, историей праздников.

Раздел «Смешно и серьезно» дает представление о сатире, юморе, иронии, учит детей не только откликаться на веселое и смешное, но и давать этому оценку.

Разделы «Веселись, пришел Пурим!», «Праздник Весны и Свободы» и «День Независимости Израиля» знакомят учащихся с произведениями, посвященными израильским историческим праздникам. Это позволяет третьеклассникам заглянуть в прошлое и настоящее страны, развивает познавательные интересы младшего школьника, его жизненную активность.



IV класс

В курсе литературы 4 класса ведущей литературной проблемой является проблема родов литературы, жанров устного народного творчества. Учащиеся получают представление о специфике еврейского фольклора, его основных жанрах и их особенностях, сходстве и различии их с аналогичными жанрами русского, белорусского фольклора.

Эпос и лирика представлены фольклорными произведениями различных жанров: басни, песни, сказки, пословицы и поговорки.

В разделе «Сказки в еврейском фольклоре» представлены основные виды сказок: бытовые, волшебные, анекдотичные. Рассматривается их художественное своеобразие, отражение в них мировоззрения еврейского народа.

В разделе «Басня» рассматривается специфика этого жанра в еврейском фольклоре, его традиционные и новаторские черты.

В разделе «Пословицы и поговорки» делается упор на дидактическую функцию еврейских пословиц и поговорок, а также на своеобразие языка данного жанра.

Раздел «Песни в еврейском фольклоре» дает представление о многообразии еврейских народных песен, связанном с календарными праздниками.

Раздел «Библейские истории» дает основные представления о Библии как о памятнике культуры, знакомит с основными библейскими легендами.


І класс (31 час)
Тексты для обязательного чтения
Сказки и легенды


  1. Как злой царь добрым стал.

  2. Маленькие камешки и большие камни.

  3. Полная картина.

  4. Зачем трубят в шофар?

  5. Куст ежевики.

  6. Кузнечные мехи

  7. Охотник и птичка.

  8. Стекло и зеркало

  9. Два брата.

  10. Закадычные друзья.

  11. Три правдивых человека.

  12. Два скромных человека.

  13. Правдивый ответ

  14. Потерянная жемчужина.

  15. Богач и его сын.

  16. Жадный земледелец.

  17. Зарытый клад.

  18. Награда.

  19. Оса и паук.

  20. Царь Давид и лягушки.

  21. Все к лучшему!

  22. Гора и долина.

  23. Горы у моря.

  24. Неблагодарный сын.

  25. Решение с подвохом.

  26. Мудрая царица.

  27. Соломоново решение.

  28. Маленький судья.

  29. Вдова и ветер.

  30. Как важно выбирать слова.

  31. Своё и чужое.


Всего на изучение литературных произведений - 31 час


ІІ класс (34час)

Тематика чтения



  1. Тема: Я и моя семья—5ч.

  2. Тема: Осенняя страничка– 4ч.

  3. Тема: Все встречают субботу –3ч.

  4. Тема: Страна улыбки и смеха—6ч.

  5. Тема: Времена года—3ч.

  6. Тема: Страна детства—6 ч.

  7. Тема: Милые зверушки—7ч.

Тексты для обязательного чтения



    1. Х. Шенгав «Моё лицо»

    2. Х. Бензиман «Вот повезло!»

    3. Н. Гарель «Прогулка с папой»

    4. Д. Бендор «Бабушка Йона»

    5. Л. Квитко «В гости»

    6. О. Дриз «Дерево приехало»

    7. О. Дриз «Приглашение»

    8. М.Снир «Все учат иврит»

    9. Д. Бендор «Пусть нам будет хорошо»

    10. И. Хиллел «Доктор, помогите!»

    11. М. Шаткалис «Дани-богатырь»

    12. О. Мораг «Нежный мальчик»

    13. Э.Огнецвет «Михеич»

    14. М. Цореф «Вчерашний день»

    15. М. Цореф «Счет по пальцам»

    16. Х. Бензиман «Давай мириться»

    17. Н. Зархи «Кто разбил тарелку?»

    18. Ш. Коган «Половинка солнца»

    19. А. Эсман «Ветер-шалун»

    20. М. Ялан-Штеклис «Дождь»

    21. М. Ялан-Штеклис «Мокрые слова»

    22. А. Барто «Дело было в январе»

    23. А. Барто «Не одна»

    24. А. Барто «Весна идет»

    25. Е. Амихай «Суббота»

    26. И. Гидесс «Здравствуй, суббота»

    27. С. Сертнер «Царица-Суббота»

    28. Д. Бендор «Черепаха»

    29. Д. Бендор «Кошка и мышка»

    30. Д. Бендор «Кот-воришка»

    31. Д. Бендор «Бабочки»

    32. Н. Зархи «Курица в панамке»

    33. А. Барто «Снегирь»

    34. С. Маршак «Терем-теремок»

Всего на изучение литературных произведений – 30 часов

На литературное творчество учащихся – 4 часа
ІІI класс (35 часов)

Тексты для обязательного чтения


В МИРЕ ДЕТСТВА
Раздел I. Я и моя семья (8 часов)

  1. Введение (1 час)

  2. Мира Оэн «Шана-Шошана» (2 часа)

  3. Мирик Снир «Дети» (1 час)

  4. Мира Оэн «Я тоже» (2 часа)

  5. Мирик Снир «Слова наоборот» (2 часа)

Раздел II. Как я взрослею? (8 часов)

  1. Мира Оэн «Почему Эйнат ждёт субботу?» (2 часа)

  2. Галина Ковлинер «Спокойной ночи, Ариэль» (3 часа)

  3. Датья Бендор «Кто разбил тарелку?» (2 часа)

  4. Мирик Снир «Все учат иврит» (1 час)

Раздел III. Национальные праздники (10 часов)

  1. Эстер Брунер «Ту-би-Шват в снегу» (3 часа)

  2. Эстер Брунер «Не хочу вставать» (2 часа)

  3. Галина Ковлинер «Где афикоман?» (2 часа)

  4. Мира Оэн «Пуримский зоопарк» (2 часа)

  5. Хая Шенгав «Нос, подбородок, щёки» (1 час)

Раздел IV. (9 часов)

  1. Мира Оэн «Не волнуйся, всё будет в порядке» (2 часа)

  2. Мира Оэн «Качели для слонёнка» (2 часа)

  3. Эстер Брунер «Блестящий маген Давид» (3 часа)

  4. Повторение (2 часа)

Всего на изучение литературных произведений – 31 час

На литературное творчество учащихся – 4 часа
4 класс

(35 часов)
Тексты для обязательного чтения
Введение. Литература еврейского народа и устное народное творчество. Тематическое и жанровое богатство устного народного творчества. Фольклор - души народной отраженье.

История еврейского фольклора. Обзор. (1ч.)



Сказка в еврейском фольклоре (7ч.)

Волшебные сказки, религиозные, анекдотически-бытовые.

Художественное разнообразие еврейских сказок. Отличительные особенности сказок каждого вида. Отражение в сказках жизни и мировоззрения евреев.

Басня (3ч.)

Жанр басни в еврейском фольклоре.

Традиции и новаторство в жанре басни.

Пословицы и поговорки - кладезь мудрости еврейского народа (3ч.)

Ашкеназские и сефардские пословицы и поговорки. Дидактическая функция пословиц и поговорок.



Песня в еврейском фольклоре (11ч.)

Песня - отражение души народа. Традиционные праздничные песни: новогодние,

суккотные, ханукальные, пуримские, пасхальные, шавуотные, шаббатные, нигуним.

Связь песни с традиционными праздниками, их разноплановость и многогранность,

роль в формировании и сохранении духовности народа.

Библейские истории (9ч.)

Общие сведения о Библии. Мифы и легенды из Библии. Истории о сотворении мира, человека. Всемирный потоп. История о Вавилонской башне. Связь библейской традиции с праздниками еврейского календаря.


Обобщение и систематизация изученного материала (2ч.)

Всего на изучение литературных произведений – 31 час

На литературное творчество учащихся – 4 часа
По окончании IV класса учащиеся должны


  • знать:

  1. тематику изученных произведений;

  2. фамилии писателей и поэтов, название и содержание понравившихся произведений;

  3. структуру текста: начало события, основную мысль, концовку.

  • уметь:

  1. правильно называть прочитанное произведение;

  2. выделять художественные, образные слова;

  3. различать произведения различных жанров;

  4. отвечать на вопросы по содержанию текста;

  5. задавать вопросы по содержанию текста;

  6. читать выборочно и по ролям;

  7. подробно пересказывать текст по вопросам, опорным словам, рисункам, по плану;

  8. давать оценку услышанному;

  9. выразительно читать наизусть 3-4 стихотворения.


Содержание и структура курса еврейской литературы

для V - VII классов
При изучении еврейской литературы в V - VII классах решаются следующие задачи:

- совершенствование техники чтения

- выявление своеобразия литературы как словесного искусства

- формирование полноценного эмоционально-образного восприятия литературы

- формирование умений различать роды и жанры литературных произведений, определять их компоненты

- осмысление учащимися нравственного и эстетического воздействия еврейской литературы на личность, на процесс формирования национального самосознания.

С целью расширения читательского опыта учащихся, развития интереса и любви к художественной книге, понимания происходящих в литературе процессов и взаимосвязанности еврейской литературы с русской, белорусской и мировой в программе предложены два списка литературы:

а) для чтения и обсуждения; б) для дополнительного чтения



V класс

Литература 5 класса знакомит учащихся с современными детскими еврейскими писателями, тематикой и жанровым разнообразием произведений для детей, в которых нашли отражение исторические факты и общественные тенденции.

В разделе «Встреча с праздником» представлены произведения разных родов литературы и разных жанров, рассказывающие об основных праздниках еврейского календаря – Шаббате, Суккоте, Хануке, Пуриме. Учащиеся получают и закрепляют сведения о родах и жанрах литературы, а также обобщают знания о еврейских традициях.

Раздел «Мне снится мир» объединяет произведения, в которых нашли отражение исторические события (Война за Независимость). В них показана война глазами детей, детские характеры и судьбы. На примере поступков героев в процессе изучения произведения можно учить школьников оценивать мотивы и обсуждать последствия поступков людей, воспитывать неприятие войны и патриотические чувства.

В разделе «Сказки в небе» произведения разных родов литературы отображают живую, многокрасочную картину жизни, детские интересы, переживания. В процессе изучения ребята учатся отождествлять себя с героями произведений, сопереживать им.

В разделе «Я – ты» представлены произведения, посвященные взаимоотношениям детей и взрослых, детей с их сверстниками. Изучение этих произведений способствует повышению культуры общения, заставляет учащихся вместе с героями оценивать свои и чужие поступки с точки зрения общепринятой этики и морали.



VI класс

Литература 6 класса также объединена в разделы по тематическому принципу. В этом курсе углубляются и расширяются понятия о родах и жанрах литературы, для учащихся становятся доступными сведения из истории написания произведений, постепенно формируются представления о связи литературы с фактами истории.

В разделе «Золотой Иерусалим» учащиеся знакомятся с произведениями разных жанров, отразившими события из исторического прошлого еврейского народа, когда Иерусалим был культурным центром.

В раздел «Моей стране» вошли произведения писателей и поэтов-репатриантов, прославляющие созидательный труд, единство людей в воссоздании государства. В данном разделе также объединены произведения разных родов литературы, позволяющие рассматривать родово-жанровые особенности произведений.

В раздел «Когда горят леса» вошли произведения, посвященные Войне за Независимость. В них передается стремление людей вернуться на свою историческую родину, борьба за право быть евреем. Произведения, представленные в данном разделе, более сложны для восприятия, чем предлагаемые в 5 классе, они знакомят учащихся с более объемными эпическими жанрами.

VII класс

В курсе литературы VII класса учащиеся углубляют представление о жанрах художественных произведений, связи литературных произведений с конкретными историческими событиями. В VII классе учащиеся знакомятся с творчеством крупнейших представителей еврейской литературы, рассматривают разнообразие тематики их произведений, прослеживая связь еврейской литературы с фольклорной традицией, а также взаимосвязь с мировой литературой.


V класс

35 часов
Тексты для обязательного чтения
Введение. Литература еврейского народа как учебный предмет. Отличие литературы от фольклора. Роль и значение автора в литературном произведении. (1 ч.)

Антология «Счастье, что я - это я» (32 ч.)

Встреча с праздником (6 ч.):

Знакомство с многовековыми еврейскими традициями и праздниками.

Нахман Бялик «В честь Субботы» (1ч.)

Э. Ди-Захав «В дедушкиной сукке» (1ч.)

А. Бар «Волчок» (1ч.)

Н. Ионатан «Кем мне нарядиться» (1ч.)

И.Лави «Бокал пророка Элияху» (1ч.)

А. Бар «Как я стал писателем» (1ч.)



Мне снился мир (3ч.):

Освещение темы войны, постоянной борьбы молодого государства за свою независимость. Отражение в литературе темы «Война и дети».

Й. Маргелит «Находка» (1ч.)

Зеэв «На границе» (1ч.)

Р. Керен «Саид» (1ч.)

  1   2   3

  • Содержание и структура курса еврейской литературы в І – I V классах
  • І класс
  • І класс (31 час) Тексты для обязательного чтения Сказки и легенды
  • Всего на изучение литературных произведений - 31 час ІІ класс (34час)
  • – 30 часов
  • Раздел II. Как я взрослею (8 часов)
  • Раздел III. Национальные праздники (10 часов)
  • – 31 час
  • (1ч.) Сказка в еврейском фольклоре (7ч.)
  • Басня (3ч.)
  • Песня в еврейском фольклоре (11ч.)
  • Библейские истории (9ч.)
  • Содержание и структура курса еврейской литературы для V - VII классов
  • V класс 35 часов Тексты для обязательного чтения Введение.
  • (1 ч.) Антология «Счастье, что я - это я» (32 ч.) Встреча с праздником (6 ч.)
  • Мне снился мир (3ч.)