Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Учебная программа дисциплины (syllabus) Данные о дисциплине Название: «Интерактивные методы преподавания литературы»




Скачать 140.39 Kb.
Дата30.06.2017
Размер140.39 Kb.
ТипУчебная программа
Министерство образовани и науки Республики Казахстан

Семипалатинский государственный педагогический институт

Историко-филологический факультет

Кафедра русской и иностранной филологии

СИЛЛАБУС


по дисциплине «Интерактивные методы преподавания литературы»
для студентов 3 курса специальности 050118 - Русский язык и литература


Семей, 2011
Составитель: старший преподаватель кафедры теории и методики русского языка и

литературы Мотовилина Л.Х.

__________________________

Утверждено на заседании кафедры: протокол № _____ от ____________2011 года
Зав.кафедрой русской и иностранной филологии, д.филол.н.

Джамбаева Ж.А.___________________

Обсуждено на заседании учебно-методического совета факультета

протокол № ______ от _______________2011 года

Председатель УМС факультета ________________________Г.Т.Тохметова
Утверждено Ученым советом факультета русской и иностранной филологии: протокол

_______ от _______________2011 года



Декан историко-филологического факультета, д.и.н. доцент

Мусабалина Г.Т.

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ – (SYLLABUS)



Данные о дисциплине
Название: «Интерактивные методы преподавания литературы»

Кол-во кредитов – 1

Место проведения учебных занятий: учебный корпус № 1 СГПИ, № аудитории в соответствии с расписанием
Данные о преподавателе

Старший преподаватель кафедры русской и иностранной филологии Л.Х. Мотовилина


Выписка из учебного плана





курс

семестр

кол-во кредитов

лекции

Практические

(лабораторные)



СРСП

СРС

Всего

часов


Форма контроля

2

4

1

15

-

7,5

22,5

45

экзамен




  • Пререквизиты курсаметодика преподавания литературы, античная литература, устное народное творчество, история зарубежной литературы 17-18 веков; 19 век; 20век; мировая художественная культура.

  • Постреквизиты курса – теория литературы

Краткое описание курса

Теоретическое освещение проблемы интерактивных методов обучения и их использования

Презентация интерактивных методов обучения:

- презентация интерактивных методов обучения в среде «компьютер (интерактивная доска) – ученик – учитель»;

- презентация интерактивных методов обучения на примере литературы: практическое использование на конкретных примерах.
Цель: Обобщить и систематизировать опыт использования интерактивных методов обучения.

Задачи курса: 1) Сформулировать основные понятия, необходимые для использования интерактивных методов обучения: «интерактивное обучение», «интерактивные методы обучения»;

2) Выделить основные виды форм и методов интерактивного обучения;

3) Продемонстрировать практическое использование интерактивных методов обучения в преподавании филологии.

В соответствии с поставленными задачами предлагается следующий план работы.



Содержание курса
График занятий
Тематика и краткое содержание лекционных занятий

занятия

Наименование темы

Содержание занятия

Кол-во часов

1

Теоретическое освещение проблемы интерактивных методов преподавания литературы

Пассивные, активные интерактивные методы как
форма взаимодействия учащихся и учителя. Кла́ссно-уро́чная систе́ма обуче́ния как наиболее популярная организация процесса обучения. Понятие «интерактивные методы». Эвристические аспекты изучения литературы. Технология дистанционного обучения.


2 часа

2

Интерактивные формы обучения


Творческие задания;
Работа в малых группах;
Обучающие игры (ролевые игры, имитации, деловые игры и образовательные игры);
Использование общественных ресурсов (приглашение специалиста, экскурсии);
Социальные проекты и другие внеаудиторные методы обучения. Разминки.
Изучение и закрепление нового материала.


2часа

3

Алгоритм проведения интерактивного занятия.

Алгоритм проведения интерактивного занятия. Основные рекомендации при разработке интерактивного занятия.

2 часа

4

Тренинги и дискуссии


Виды игр на снятие эмоциональных зажимов. Тренинги. Учебная дискуссия. Пространственное расположение групп учащихся.

4 часа

5

Модель Колба


Модель Колба на уроке. Модель Колба — теория специалиста по психологии обучения взрослых Дэвида Колба, посвященная поэтапному формированию умственных действий. Она в различных вариациях широко применяется в ходе интерактивных уроков.


1 час

6

Деловые и ролевые игры

Ролевые игры как комплекс.

Деловые игры как особая форма коммуникации.Пространственное расположение группы.



2 часа

7

Классно-урочная система обучения

Педагогические технологии.

Урок как форма организации обучения.

Основные типы уроков.


1 час

8

Методы и приемы обучения литературе.


Метод творческого восприятия (метод творческого чтения). Анализирующе-интерпретирующий (поисковый, исследовательский) метод. Синтезирующий метод в преподавании литературы. Эвристические аспекты изучения литературы (Из опыта работы учителей - словесников).

1 час










15часов


Календарно-тематический план занятий




Наименование темы

Вид занятия

ЛЗ

Кол-во часов

Дата проведения

1

Теоретическое освещение проблемы интерактивных методов преподавания литературы

ЛЗ

2 часа

1-2 недели

2

Понятие «интерактивные методы обучения» в педагогике


ЛЗ

2 часа

3-4 недели

3

Алгоритм проведения интерактивного занятия.

ЛЗ


2 часа


5-6 недели

4

Тренинги и дискуссии


ЛЗ

4часа

7-10 недели

5

Модель Колба


ЛЗ

1 час

11неделя

6

Деловые и ролевые игры

ЛЗ

ПЗ


2 часа


12-13

недели


8,9

Классно-урочная система обучения




1 час


14 неделя




Методы и приемы обучения литературе.





1 час

15 неделя

ЛЗ=15 Итого:

15 часов

Рекомендуемая литература:

  1. Сухомлинский, В.А. 100 советов учителю/ В.А. Сухомлинский.– Киев, 1979. – Т. 2 (а) Что такое призвание к труду учителя и как оно формируется? – С. 449–454; б) О здоровье и полноте духовной жизни учителя. – С. 454).

  2. Сухомлинский, В.А. Общество и учитель / В.А. Сухомлинский. – Киев, 1979.– Т. 5.– С. 115–129.

  3. Мудрик, А.В. Учитель: мастерство и вдохновение / А.В. Мудрик.– М., 1988.– Гл. «Время выбора и решений».– С. 3–19.

  4. Зязюн, И.А. Основы педагогического мастерства / И.А. Зязюн.– М., 1989.

  5. Елканов, Б.Р. Основы профессионального самовоспитания будущих учителей / Б.Р. Елканов.– М., 1989.– С. 132–142.

  6. Кнебель, О. Поэзия педагогики / О. Кнебель.– М., 1987.

  7. Леви, В. Искусство быть другим / В. Леви.– М., 1988.

  8. Вульфов, Б.З. Основы педагогики в лекциях, первоисточниках / Б.З. Вульфов, В.Д. Иванов.– М., 1997.– Тема 7.– С. 76–88.

  9. Сластенин, В.А. Педагогика / В.А. Сластенин и др.– М., 1998.– Раздел I.– Гл. 1.– С. 5–11.

  10. Харламов И.Ф. Педагогика. М., 1990. Гл. 11, 12.

  11. Пидкасистый П.И. Педагогика. М., 1995. С. 270-279.

  12. Ахияров К. Ш., Амиров А. Ф. Формирование ценностных ори­ентации будущих учителей // Педагогика. - 2002. — № 3.

  13. 4. Кульневич С. В. Личностная ориентация методологической культуры учителя // Педагогика. - 1997. - № 5.

  14. Сластенпн В.А. и др. Педагогика: Учебное пособие. Разд. 1. М., 1997. Гл. 1.

  15. Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура. — М., 1991.

  16. 7.Ризз Г. И. Размышления о педагогической деятельности, культу­ре, мастерстве // Педагогика. - 1995. - № 4.


Методические рекомендации по СРОП (7,5 часов)

Составить презентации следующих типов урока:

- Урок-лекция по биографии и творчеству писателя, поэта.

- Урок- анализ художественного произведения.



Методические рекомендации по СРО
Задания:
- составить словарь основных терминов и понятий по методике литературы




Авторитет –

общепризнанное значение, влияние

Престиж –

влияние, уважение

Приоритет –

первенство

Уникальный –

неповторимый, особенный

Феномен –

редкое, необычное, исключительное явление

Тезаурус –

упорядоченное множество базовых понятий учебной дисциплины

Функция –

обязанность, круг деятельности; назначение, роль

Категория –

общее понятие, отражающее наиболее существенные свойства и отношения предметов, явлений объективного мира (материя, время, пространство, движение, причинность, качество, количество и т.д.)

Привилегия –

особые права, преимущества

и т. д.

Контрольно–измерительные средства

Вопросы к экзамену
1.Основные методы преподавания литературы.

2.Игровые технологии на уроках литературы.

3.Алгоритм проведения интерактивного урока.

4.Проектная деятельность учащихся.

5.Урок-экскурссия. Технология проведения.

6.Межпредметные связи.

7.Урок-презентация.

8.Урок-лекция.

9.Виды уроков.

10.Типы уроков.

11.Урочно-классная система.

12.Интерактивный урок.

13.Работа в малых группах.

14.Творческое задание.

15.Учебные тренинги.

16.Учебная дискуссия.

17.Деловые и ролевые игры на уроках литературы.

18.Имманентный анализ текста на уроках литературы.

19.Урок-спектакль.

20.Этапы проведения комбинированного урока.

21.Эвристические аспекты изучения литературы.

22.Дистанционный метод обучения по литературе. Интернет.

23.Исследовательский метод.

24.Метод творческого чтения.

25.Педагогические технологии.

26.Методические и коммуникативные компетенции в составлении плана урока.

27.Модель современного урока.

28. Этапы интерактивного занятия.

29. Самостоятельная продуктивная деятельность учащихся.

30. Дебрифинг как подведение итогов урока, его заключительный этап.



Шкала и критерии оценивания знаний студентов

Критерии оценивания различных видов работ:




Виды работ

Баллы

Посещение занятий

0,5* 15 = 7,5б.

Конспектирование

2 * 1= 3,5 б. СРСП

Составление схем.

2 * 2=4б. СРСП

Подготовка сообщения и выступление с ним.

15 б. СРС

Всего:

30 б.



Рейтинг-шкала

Форма контроля

Баллы


Текущий

Рубежный контроль (целостный анализ ХП)



30

30


Итоговый (Экзамен)

40

Всего:

100




  • конспекты научных работ должны быть представлены в рукописном варианте;

  • знать основные термины изучаемого курса.

Студент не получает указанных баллов в случае неподготовленности к занятиям, отказе отвечать, при общей пассивности на занятиях.
Информация по оценке знаний
Посещение занятий является обязательным, и при этом никакие уважительные причины пропуска занятий не освобождают студента от выполнения всего комплекса практических и индивидуальных заданий.

Контроль знаний студентов включает формы текущего, рубежного и итогового контроля.

Каждая форма текущего контроля оценивается 5-балльной оценкой, выполненные задания практических занятий, СРСП, СРС оценивается по 5-балльной системе.

Форма итогового контроля по окончании учебного курса – экзамен.

За нарушение дисциплины или отклонения от сроков сдачи работ вводятся штрафные санкции:


  • опоздание – минус 0,5 баллов

  • пропуск лекционного занятия – минус 1 балл




  • несвоевременное представление работы - снижение оценки на 1 балл.

При подведении итогов 1 рубежного контроля, подсчитывается количество баллов набранных студентом за 7 недель обучения.

При подведении итогов 2 (итогового) рубежного контроля, подсчитывается количество баллов, набранных студентом за 15 недель обучения.

Если оценка 2 рубежного контроля 50 % и выше, повышение рейтинга не допускается. В этом случае оценка 2 РК является оценкой итогового РК.

К экзаменам студент допускается в том случае, если рейтинг по результатам итогового РК составляет не менее 50 %.


Итоговая оценка включает:

Рубежный контроль – 60 %

Экзамен – 40 %
Политика и процедура курса отражает следующие административные требования, предъявляемые к студентам в процессе изучения дисциплины:
1 Основные требования к компонентам курса и его изучению:


  • студент должен посещать занятия, принимать активное участие при выполнении заданий СРСП;

  • на лекционных занятиях вести конспект, внимательно слушать, не нарушать дисциплину;

2 Правила поведения на занятиях:



  • не опаздывать, в аудиторию входить до звонка;

  • верхнюю одежду сдавать в гардероб;

  • отключать мобильные телефоны на время занятия;

  • аккуратно использовать раздаточный материал (не мять, не рвать);

  • при необходимости консультации со стороны преподавателя поднимать руку;

  • во время занятия отпрашиваться и выходить из аудитории не разрешается.

Шкала итогового рейтинга оценки знаний студентов:

81б-82б – 100%-95% - отл. А

81б-77б – 94%-90% - очень хорошо А-

76б-73б – 89%-85% - хорошо В

72б-69б – 84%-80% - хорошо В

68б-65б – 79%-75% - хорошо В-

64б-60б – 74%-70% - удовл. С

59б-56б – 69%-65% - удовл. С

55б-52б – 64%-60% - удовл. С-

51б-47б – 59%-55% - проходной балл С Д

46б-43б - 545-50% - низший проходной балл Д-

42б-0б – 49%-0% - F - низкий

Политика курса: Студент должен соблюдать следующие требования:



  • не опаздывать на занятия;

  • вести конспекты лекций;

  • вести записи подготовленного материала для СРСП и СРС;

  • активно участвовать в учебном процессе;

  • выполнять задания не позднее установленного срока, в случае несвоевременной сдачи учебных работ преподаватель имеет право не принимать их;

  • аккуратно оформлять письменные работы любого рода;

  • СИЛЛАБУС
  • Задания
  • Форма контроля