Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Учебная программа дисциплина: опд. Ф. 02 Основы теории литературы специальность: 030601. 65 Журналистика Квалификация: Журналист




Скачать 129.88 Kb.
Дата25.06.2017
Размер129.88 Kb.
ТипУчебная программа


Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

«Нижегородский государственный лингвистический университет

им. Н.А. Добролюбова»




УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА


Дисциплина: ОПД.Ф.02 ОСНОВЫ ТЕОРИИ ЛИТЕРАТУРЫ


Специальность: 030601.65 – Журналистика

Квалификация: Журналист

Нижний Новгород

2009



  1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ


Цель курса «Основы теории литературы» — ознакомить студентов с основными разделами и терминами теории литературы, с основополагающими работами по филологии, дать представление о методах анализа художественного текста, ввести слушателей в круг основных идей современного литературоведения.

Задачи курса:

- Рассмотреть литературоведение как научную дисциплину, изучающую литературу, указать границы литературоведения и его связи с другими филологическими дисциплинами.

- Проследить взаимосвязь литературы и мифа генетически и типологически.

- Проанализировать возможности философской трактовки литературоведческих терминов (род, жанр, стиль).

- Описать основные термины, дать их классификацию.

- Охарактеризовать художественный текст как целостную систему и модель мира.

- Рассмотреть различные системы стихосложения.


  1. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

А) социально-личностные и общекультурные компетенции:



  • умение ориентироваться в системе общечеловеческих ценностей;

  • способность к самообразованию и постоянному совершенствованию в профессиональной деятельности;

  • владение наследием отечественной научной мысли, направленной на решение общегуманитарных и общечеловеческих задач;

  • готовность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия;

  • способность понимать движущие силы и закономерности исторического культурного процесса;

  • овладение навыками социокультурной и межкультурной коммуникации, обеспечивающими адекватность социальных и профессиональных контактов;

  • осознание значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации;

  • умение применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля для интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетенции.

Б) общенаучные компетенции:

  • умение использовать в профессиональной деятельности понятийный аппарат методологии литературоведческой науки;

  • умение творчески использовать теоретические положения фундаментальных положений литературоведения для решения практических и профессиональных задач;

  • умение структурировать знания из различных областей профессиональной деятельности и способность творчески использовать знания для их приращения в ходе решения профессиональных задач;

  • владение основами современной информационной библиографической культуры.

В) общепрофессиональные, литературоведческие компетенции:

  • умение проводить историколитературоведческий анализ текста/ дискурса с учетом специфики литературных, лингвистических и национально-культурологических характеристик;

  • владение навыками анализа структурной и смысловой архитектоники оригинального и переводного текста в целом и на уровне его микроструктур;

  • умение идентифицировать жанровую и стилевую специфику произведений зарубежных писателей в контексте их творческой биографии, использования художественного метода, принадлежности к художественному направлению и стилю определенной эпохи;

  • умение анализировать текст оригинала и его переводов на русский язык с учетом ведущих положений теории перевода и истории восприятия творчества конкретного автора в отечественной культуре.

Г) социолингвистические и прагматические компетенции:

  • владение знанием концептуальной и языковой картины мира носителя иноязычной культуры/ представителя зарубежной литературы;

  • умение использовать потенциал языка литературы для достижения коммуникативных целей и желаемого воздействия в преподавательской и переводческой практике.



  1. ОБЪЕМ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ




3.1

Общий объем дисциплины по учебному плану

64

3.2

Аудиторных занятия

32

3.3

Лекции

20

3.4

Семинары

12

3.5

Самостоятельная работа

32

3.6

Контроль

зачет


  1. ВИДЫ УЧЕБНО-НАУЧНОЙ РАБОТЫ

    1. Курсовая работа - нет

    2. Дипломная работа - нет



5. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Литературоведение как наука о литературе.

Литература и текст. Литературность и художественность. Филология как содружество гуманитарных дисциплин, сосредоточенных вокруг текста. Филологические науки. Границы литературоведения. Соотношение терминов «литературоведение» и «поэтика». «Точность» и «неточность» литературоведения. «Филология — роскошь самопознания культуры» (С. Аверинцев).

Основные теории происхождения литературы: первобытный синкретизм (А.Н. Веселовский), «трудовая», «марксистская» и другие позитивистские теории 19 века. Новый взгляд 20 века на предмет. П. Флоренский и взгляды на миф-ритуал представителей Московско-Тартуской семиотической школы. Миф-ритуал как источник, силовой центр и средоточие культуры.

Понятие о литературных родах. Эпос. Лирика. Драма. Платон. Аристотель. Краткий терминологический анализ «Поэтики» Аристотеля. Гегель и его философские диалектические триады. Философские триады в «Эстетике» Гегеля. В. Белинский и позитивистская рецепция Гегеля.

Понятие о системе жанров. Эпические, лирические и драматические жанры. Лиро-эпические и другие жанры на границах литературных родов. Соотношение рода и жанра.

Роман как литературный жанр. Основные концепции романа: от Буало через Гегеля к Бахтину и русским формалистам и структуралистам. Постмодернистская концепция «нового романа». Роман как миф и как синтез жанров. Романный сюжет и композиция. Герой в романе. Жанровые разновидности романа.

Произведение как художественное целое и как модель мира. Уровни онтологической структуры произведения и уровни языковой структуры (от фонетики до композиции). Автор - текст - читатель. Мир идеальный — мир произведения — мир реальный. Цепочки зависимостей. Законы порождения текста. Реальность живого текста.

Фабула - сюжет - композиция - нарративная структура. Динамическая и статическая композиция. Композиция в лирике, драме и повествовательных жанрах. Понятие о конфликте. Герой - характер - тип и связь персонажного уровня с композицией.

Мотив - Тема - Идея. Связь идейно-тематической структуры с нарративной структурой и языковой реальностью текста. Нарративная перспектива. Конкретный анализ текста.

Анализ термина «стиль». Что есть «стиль» для поэтики и для стилистики. Диахронический расклад рецепции термина. Классификация стилей в нормативных поэтиках. Романтическое понятие о стиле. Стиль и стилистические средства. Тропы. Распределение стилистических фигур по осям сходства/контраста (ось селекции) и смежности (ось комбинации). Сущностное отличие метафоры от метонимии.

Классификации тропов в стилистике и поэтике. Двухчастность (потенциальная и актуальная) тропа. Метафора, аллегория, символ как трансформации фигуры сравнения. Метонимические подвиды. Синекдоха. Синтаксические средства выразительности. Троп и приращение смысла. Текст как пространство сплошной тропеизации.

Поэтическая лексика. Историзмы. Варваризмы, диалектизмы, арготизмы в стилистике и поэтике. Многовалентность слова. Фонетические тропы и средства выразительности. Опыт полного стилистического анализа фрагмента текста, прочитанного на лекции.



Системы стихосложения: силлабическое, тоническое, силлабо-тоническое. Основные размеры русской силлаботоники. Смысловой потенциал определенного метра. Дольник, тактовик, свободный стих как отклонение от силлаботоники. Рифма и рифмовка. Опыт полного формального анализа предложенного стихотворения.

5.2. Содержание по видам занятий
5.2.1. ЛЕКЦИИ


  1. Литературоведение как наука. Литература и литературность. «Точность» и «неточность» филологии.

  2. Основные теории происхождения литературы. Миф и ритуал.

  3. Понятие о литературных родах. Диалектическая трактовка эпоса, лирики, драмы.

  4. Система жанров литературы. Смешанные жанры. Кроссжанровость. Память жанра.

  5. Роман как литературный жанр. Роман как синтез жанров. Роман-миф. Разновидности романного жанра.

  6. Произведение как художественное целое и как модель мира. Уровни системы текста. Автор — текст — читатель.

  7. Фабула — сюжет — композиция — нарративная структура. Герой — характер — тип. Повествовательная перспектива.

  8. Мотив — тема — идея.Стиль. Риторическая и романтическая концепции стиля.

  9. Теория тропа. Метонимия — Метафора — Символ. Образ — Символ — Миф.

  10. Поэтическая лексика Системы стихосложения. Силлаботоника. Верлибр.



5.2.2. СЕМИНАРЫ
Семинар 1. «СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ» КАК ЭПИЧЕСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ- -4 ч.

  1. Эпическое сознание, эпическое состояние мира, эпический герой. Гегель об эпосе.

  2. Эпоха создания «Слова».

  3. Система жанров древнерусской литературы. Жанр «Слова».

  4. Композиция «Слова».


Семинар 2. ЖАНР РОМАНА

(«ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ» Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО)- 4ч.

  1. Различные концепции романа.

  2. М.А. Бахтин о романе и романном хронотопе.

  3. «Преступление и наказание» как полифонический роман:

  1. Герой-идеолог.

  2. Диалог, полифонизм.

  3. Слово свое и чужое.


Семинар 3. АНАЛИЗ СТИХОТВОРНОГО ТЕКСТА-4 ч.

(А.С. Пушкин. «Когда за городом задумчив я брожу»,

А.А. Ахматова. «Подвал памяти»)

  1. Композиция.

  2. Тропы.

  3. Стихосложение: размер, рифма, рифмовка.


5.2.3. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА И ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ
Текущий контроль заключается в устном опросе, обсуждении вопросов, включенных в планы семинарских занятий, выставлении оценок. Проверка конспектов и их обсуждение.

Итоговый контроль — зачет в 1-м семестре.
Вопросы к зачету


  1. Основные признаки литературы. Соотношение литературы и фольклора. Основные разделы литературоведения, его связь с основными филологическими дисциплинами.

  2. Основные теории происхождения литературы.

  3. Понятие литературного рода. Эпос. Лирика. Драма. Соотношение литературного рода и жанра.

  4. Характеристика основных жанров эпоса. Анализ одного эпического произведения.

  5. Основные черты эпической поэмы. Анализ одного произведения.

  6. Роман как эпический жанр. Теория романа в трудах М.М. Бахтина. Анализ одного романа.

  7. Понятие художественного метода. Метод и стиль.

  8. Понятие тропа. Отличие художественного образа от научного.

  9. Основные жанры драмы (трагедия, комедия, драма в узком смысле слова). Анализ одного произведения.

  10. Основные жанры лирики. Анализ одного произведения.

  11. Реализм как художественный метод. Анализ реалистического произведения.

  12. Литературное произведение как целое. Тема и идея художественного произведения.

  13. Художественное пространство и время. Теория М. Бахтина.

  14. Биографический автор и автор художественного произведения.

  15. Герой, характер, тип. Особенности реалистической типизации.

  16. Романтизм как художественный метод. Анализ романтического произведения.

  17. Композиция художественного произведения: завязка, кульминация, развязка. Показать на примерах.

  18. Сюжет и фабула в художественном произведении. Привести примеры.

  19. Символ, метафора, аллегория, метонимия в художественном произведении. Привести примеры.

  20. Синекдоха, гипербола, литота, перифраза, эвфемизм в художественном произведении. Привести примеры.

  21. Эпитет, сравнение, ирония в художественном произведении. Привести примеры.

  22. Поэтическая лексика: архаизмы, неологизмы, диалектные слова. Привести примеры.

  23. Синтаксис, поэтический строй речи: инверсия, повтор, параллелизм, эллипсис. Привести примеры.

  24. Рифма и ее виды (мужская, женская, точная, неточная, богатая, бедная). Привести примеры.

  25. Основные виды строф: элегический дистих, терцины, катрен, октава, онегинская строфа. Привести примеры.

  26. Звуковая организация поэтической речи: ассонанс и аллитерация.

  27. Основные системы стихосложения: тоническая, силлабическая, силлабо-тоническая.

  28. Двухсложные размеры: ямб, хорей. Пиррихий, спондей. Привести примеры.

  29. Трехсложные размеры: дактиль, амфибрахий, анапест. Перенос. Цезура. Привести примеры.

  30. Дольник и верлибр как удаление от силлаботоники. Привести примеры.


6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
6.1. Основная литература

Учебные пособия и энциклопедии:

  1. Абрамович Г.Л. Введение в литературоведение.— М., 1975.

  2. Введение в литературоведение / Под ред. Г.Н. Поспелова. — М., 1983.

  3. Верли М. Общее литературоведение. — М., 1957.

  4. Волков И.Ф. Теория литературы. — М., 1976.

  5. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. — М.—Л., 1925; М., 1996.

  6. Уэллек Р., Уоррен О. Теория литературы. — М., 1978.

  7. Литературный энциклопедический словарь / Под ред. В.М. Кожевникова. — М., 1987.

  8. Словарь литературоведческих терминов / Под ред. Л.И. Тимофеева. — М., 1974.

  9. Энциклопедический словарь юного литературоведа / Сост. В.И. Новиков. — М., 1987.



6.2. Дополнительная литература

Классические произведения по теории литературы.

  1. Аристотель. Поэтика. — М., 1957.

  2. Белинский В.Г. Полн. собр. соч.: т. 5. — М., 1954.

  3. Буало Н. Поэтическое искусство. — М., 1957.

  4. Гете И.В. Об искусстве. — М., 1975.

  5. Гегель Г.Ф.В. Эстетика. В 4-х тт. — М., 1968.

  6. Гюго В. Собр. соч. в 15 тт.: т. 14. — М., 1956.

Проблема литературного рода и жанра

  1. Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. — М., 1986.

  2. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. — М., 1988.

  3. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. — М., 1989.

  4. Выготский Л.С. Психология искусства. — М, 1986.

  5. Пропп В.Я. Морфология сказки. — М., 1969.

  6. Потебня А.А. Эстетика и поэтика. — М., 1976.

  7. Потебня А.А. Теоретическая поэтика. — М., 1990.

  8. Мелетинский Е.М. Введение в историческую поэтику эпоса и романа. — М., 1986.

Анализ поэтического текста: теоретические аспекты.

  1. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. — М., 1979.

  2. Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. — Л., 1977.

  3. Корман Б.О. Избранные труды по теории и истории литературы. — Ижевск, 1992.

  4. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. — М., 1983.

  5. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. — Л., 1972.

  6. Лотман Ю.М. Избранные статьи в 3-х томах. — Таллин, 1993.

  7. Топоров В.Н. Исследования в области мифопоэтического. — М., 1994.

  8. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. — М., 1977.

  9. Шкловский В.Б. Гамбургский счет. — М., 1990.

  10. Якобсон Р.О. Работы по поэтике. М., 1987.



6.3.Список произведений для обязательного чтения


  1. Аристотель. Поэтика. — М., 1957.

  2. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. — М., 1979.

  3. Бахтин М.М. Эпос и роман. Формы времени и хронотопа в романе / Эстетика словесного творчества. — М., 1988.

  4. Буало Н. Поэтическое искусство. — М., 1957.

  5. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. — М., 1989.

  6. Гегель Г.Ф.В. Эстетика. В 4-х тт.; т. 3. — М., 1968.

  7. Потебня А.А. Теоретическая поэтика. — М., 1990.

С О Д Е Р Ж А Н И Е




1. Цели и задачи дисциплины

2

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

2

3. Объем и виды учебной работы

4

4. Виды учебно-научной работы

4

5. Содержание дисциплины

4

5.1. Содержание по видам занятий

5

5.2.1. Лекции

5

5.2.2. Семинары

4

5.2.3. Самостоятельная работа и текущий контроль

6

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

7

6.1 Основная литература

7

6.2. Дополнительная литература

8

6.3. Список произведений для обязательного чтения

9

Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 030601.65 – Журналистика, утвержденным Министерством образования РФ в 2000 г.

Программу составил: доц. Э.Б. Акимов.
Программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры зарубежной литературы и теории межкультурной коммуникации 26.08. 2009 г. _____________, протокол № _1__.

Зав. кафедрой зарубежной литературы

И теории межкультурной коммуникации З.И. Кирнозе

Программа утверждена __31.08.2009 г.____________________



(дата)
Проректор по учебной работе Л.А. Львов


  • УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА