Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Творчество Хаксли Содержание




Скачать 158.59 Kb.
Дата06.07.2018
Размер158.59 Kb.
ТипРеферат
Творчество Хаксли Содержание Введение……………………………………………………………………..3 Глава 1. Начало творческого пути………………………………… …5 Глава 2. Период реалистической сатиры в творчестве Хаксли…… 7 Глава 3. Универсальная антиутопия Олдоса Хаксли……………… 11 Глава 4. Творчество Хаксли после второй мировой войны………. .14 Заключение…………………………………………………………………..16 Библиография………………………………………………………………..18 Введение История XX столетия отмечена глубочайшими социальными потрясениями: две мировые войны, принесшие огромные жертвы и разрушения, множество других, локальных войн, революции, становление и крушение тоталитарных режимов, выход на политическую арену новых независимых государств. Социальные конфликты развертывались на фоне величайших открытий в области науки, что существенно влияло на образ жизни, сами условия человеческого существования. Все это получило сложное, неоднозначное отражение в литературе XX века, которая характеризуется исключительным многообразием писательских индивидуальностей, богатством художественных стилей, плодотворными авторскими поисками в области формы, средств выражения, содержания. В многокрасочной панораме литературного процесса в XX веке прочерчивается несколько ведущих течений и тенденций. Прежде всего, это модернизм, философско-эстетическое течение не только в литературе, но и в искусстве. Модернизм по-своему ярко, впечатляюще отразил кризисные явления в жизни современного общества, процесс его глубокой дегуманизации, передал ощущение бессилия человека перед лицом труднообъяснимых и враждебных ему сил, противостояние человека и среды, выключение индивида, обреченного, одинокого, из общественных связей. В противовес модернизму выступал реализм, для которого был характерен жизнеутверждающий пафос, вера в то, что человек выстоит. Творчество выдающегося английского писателя Олдоса Хаксли находится на «водоразделе» между модернизмом и реализмом. Этим оно и заслужило особое внимание. В 20-х годах в английской литературе наметилось довольно четкое размежевание направлений и сил. С одной стороны продолжали работать такие знаменитые писатели-реалисты, как Дж. Голсуорси, Г. Уэллс, Б. Шоу. С другой, очевидно возрастало влияние представителей «потока сознания» – Дж. Джойса и Вирджинии Вулф.Э. Хеменгуэй, Р. Олдингтон, Э.М. Ремарк представляли литературу «потерянного поколения». Олдоса Хаксли невозможно причислить ни к одной их литературных групп. Его произведения – нравоописательные сатиры, лежащие в русле британской реалистической традиции, осложнены модернистскими мироощущениями, и вместе с тем созвучны книгам писателей «потерянного поколения». В данной работе мы кратко рассмотрим биографию писателя, попытаемся ответить на вопрос, что оказало решающее влияние на его творчество и остановимся на анализе наиболее известных произведений Олдоса Хаксли. Глава 1. Начало творческого пути «Невозможно представить себе 20-е годы без Хаксли. Он приложил руку к созданию духовной атмосферы тех лет, и он же готовил прелом, насупивший в конце десятилетия», - писал известный английский критик Уолтер Аллен.1 «Создание духовной атмосферы» и 20-х годов и обусловило специфическое место Хаксли в английской литературной ситуации тех лет. Олдос Хаксли (1894 – 1963) – один из признанных мастеров британской прозы XX века –родился в семье, сыгравшей заметную роль в научной и культурной жизни Англии. Его отец, Леонард Хаксли, был довольно известным литератором; старший брат Джулиан – видным поэтом и дипломатом. Дед, Томас Генри Хаксли (в России его было принято транслитерировать Гексли), - знаменитым биологом. К тому же Олдос Хаксли приходился внучатым племянником выдающемуся английскому критику и эссеисту Мэтью Арнольду. С детства будущий писатель вращался в интеллектуальной среде. Семейные традиции определили до некоторой степени направление интересов и склонностей юного Хаксли. Он всерьез собирался заняться медициной, но этому помешало начавшееся в шестнадцать лет заболевание глаз, которое на протяжении всей жизни постоянно грозило ему слепотой. Оставалась другая семейная профессия – литература. После окончания Итона и одного из самых престижных и почтенных колледжей Оксфорда – Бейллиол-колледжа – Хаксли становится профессиональным литератором. На становление творческих убеждений Олдоса Хаксли оказала влияние первая мировая война. Первая мировая война по существу стала началом распада некогда могучей Британской империи. В результате войны английская экономика оказалась отброшенной назад. Все труднее и труднее становилось Англии играть роль «мирового банкира», бороться за новые рынки сбыта. Война и последовавший за ней экономический кризис 1919 – 1921 годов, а также подъем рабочего движения разрушил иллюзию благополучия и стабильности английского общества. Особенно болезненно расставалась с утратой этих иллюзий интеллигенция. Для многих философов, художников, писателей послевоенный кризис не без основания представлялся глобальным кризисом всей человеческой цивилизации. Этим мироощущением и были порождены их апокалиптические видения, включающие и утрату человечеством нравственных ценностей, и порабощение личности стремительно развивающейся техникой. Известно, что первая мировая война вызвала к жизни литературу «потерянного поколения», виднейшими представителями которой были Э. Хименгуэй, Р. Олдингтон, Э.М. Ремарк. Каждый из них, воочию видевший войну, запечатлел состояние разочарования и растерянности, охватившее молодых людей, которым пришлось участвовать в жестокой и бессмысленной бойне. Многие из тех, кому довелось выжить, закономерно вышли из этого зловещего горнила сломленными и опустошенными. Первые романы Олдоса Хаксли как тематикой, так и манерой во многом созвучны книгам писателей «потерянного поколения». Сам он, правда, в войне не участвовал, но не мало его друзей и родственников пали на полях сражений. Чувство «потерянности» преследует большинство героев раннего Хаксли, но «потерялись» они не в грязных окопах, а в поместьях и ночных клубах, в светских гостиных и дорогих ресторанах послевоенного Лондона, когда вдруг «со всего были сорваны покровы». И тогда открылась пустота и никчемность существования. Война и ее последствия отняли у героев Хаксли уверенность в завтрашнем дне, подорвали веру в общественные институты, обнажили непрочность человеческих связей. В ранних романах Хаксли поразительно остро ощущение разобщенности – его героев ничего не объединяет – ни фронтовое товарищество, ни совместно перенесенные лишения, невзгоды, гибель общих друзей, даже в любви они, пожалуй, просто знакомые, сведенные волею всесильного случая Как ни парадоксально, но именно невоевавший Хаксли, пожалуй, был первым из писателей Англии, кто уловил и отразил это чувство потерянности целого поколения. Глава 2. Период реалистической сатиры в творчестве Хаксли Первый роман Хаксли – «Желтый Кром» (1921). Это, пожалуй, самая светлая книга Хаксли. Смутная юношеская грусть и язвительная ирония, от которой не скрыться человеческим странностям и чудачествам, - вот две равноправные стихии, создающие чуть-чуть условную атмосферу этого романа и его неповторимую интонацию. В «Желтом Кроме» есть уже все приметы того типа романа, который получил название «интеллектуального» и одним из отцов которого не без основания считается Олдос Хаксли. Однако более точным представляется другое определение – «роман идей». Этим термином, кстати, пользовался и сам писатель, хорошо знавший сильные и слабые стороны своего дарования.1 Необычность , гротескность, некоторая чудовищность персонажей имеет место в романе, написанном в начале периода реалистической сатиры в творчестве писателя. Смысл творческий достижений Хаксли-сатирика не столько в создании запоминающихся и остроумных шаржей, сколько в художественном столкновении разных, часто совершенно противоположных позиций и концепций, парадоксальных методов и систем мышления. В раннем произведении Хаксли ирония была грозным оружием, при помощи которого он развенчал идеи и мнения, представлявшиеся ему ложными и никчемными. Если рассмотреть персонажей «Желтого Крона» под этим углом зрения, то окажется, что почти все они показаны в ироническом ключе. Таков, прежде всего, центральный персонаж Деннис Стоун. Он романтичен и в то же время возмутительно банален, полон рефлексии и одновременно завидует уверенному в себе художнику Гомбо, влюблен в красавицу Энн и страшится этой любви, жаждет познания и творческой реализации, но ничего не знает о мире и копается в сфере чистых идей и книжных представлений. Языческий, естественный, как дыхание, гедонизм Энн высвечивает всю неприспособленность Денниса к реальной жизни, неспособность к какому бы то ни было шагу, поступку, даже в плане сугубо личных отношений. Первый роман Хаксли построен исходя из классических образцов XVIII века. Он состоит из ряда эпизодов, соединенных между собой лишь общим местом действия, потому в него легко и органично вплетаются вставные новеллы. Такая вольная композиция позволяет автору свободно вводить или убирать со сцены любого персонажа по мере необходимости. В «Желтом Кроме» нет развития характеров, они статичны, нет психологической глубины, но есть щедрая россыпь теорий и мыслей, богатство остро поставленных вопросов, которые могут волновать не только Олдоса Хаксли, но и многих других писателей XX века. Причем каждый персонаж книги выражает некоторую персонифицированную идею, но идея эта никогда не остается лишь иллюстрацией. Она оживлена, одухотворена прикосновением язвительного пера, и потому личность, ее воплощающая, индивидуальна и неповторима. Сатирическая «сверхзадача» появляется и в следующем романе Хаксли – «Шутовском хороводе» (1923). Она четко сформулирована в эпиграфе из Кристофера Марло: «Мои герои, как сатиры козлоногие, пройдут пред вами в хороводе шутовском». Точно очерчен и круг героев этой книги – британская интеллигенция 20-х годов. Тема «утраченных иллюзий», основная в романе, связана не только с трагическими последствиями войны. Обществу, в котором живут персонажи романа, не нужны честные, порядочные люди. В нем процветают жулики и негодяи. Несмотря на преобладание в «Шутовском хороводе» обличительного пафоса, его содержание не исчерпывается отрицанием. В «Желтом Кроме» единственной истинной ценностью было искусство. В «Шутовском хороводе» эту тему подхватывает архитектор Гамбрил-старший, влюбленный в старинную архитектуру, в строгость ее форм и взвешенность пропорций. Дело всей его жизни – игрушечный макет идеального Лондона, которому никогда не суждено превратиться в реальность, так как Гамбрила-старшего более всего занимает красота планировки и застройки, а не практическая необходимость и целесообразность. Искусство приходит у Хаксли в неразрешимое противоречие с жизнью, современностью. Старый Гамбрил, эстет и мизантроп, признается, что не любит людей, однако он жертвует своим сокровищем – макетом, чтобы помочь своему товарищу, спасти его честь. Мировой экономический кризис, разразившийся в 1929 – 1933 годах, еще раз обнажил непримиримость общественных противоречий. Именно в этот период, на рубеже 20 – 30-х годов, Хаксли создает свои самые лучшие романы – «Контрапункт» (1928) и «О дивный новый мир» (1932). Роман «Контрапункт» завершает период реалистической сатиры в творчестве писателя, второй начинает период мрачных «пророчеств». В «Контрапункте» Хаксли еще сатирик, наблюдательный и меткий. Он беспощаден даже к самому себе: персонажи романа Филип Куорлз и Уолтер Бидлейк, в которых немало автобиографических черт, далеко не идеальны. Да и у многих героев этого романа есть реальные прототипы. Это современники Олдоса Хаксли, его собратья по перу. Некоторые персонажи романа представляют собой как бы развитие типов, созданных впервые в «Желтом Кроме». Высший свет, интеллектуальные круги и художническая богема изображены в «Контрапункте» с больше силой сатирического отрицания, нежели в предыдущих романах. Пустота, никчемность, неприспособленность к жизни героев романа естественно диктуют необходимость противопоставить им какие-то прочные человеческие ценности. Одной из таких ценностей продолжает оставаться искусство. Искусство существует наперекор жизни. Оно призвано спасти человечество. Но сам Хаксли не верит в это. Существование человека трагично, ибо оно неизбежно завершается смертью, а смерть всегда бессмысленна и жестока, - таков взгляд Хаксли. Глубоко символично в романе как бы синхронное умирание старого Бидлейка и его внука, маленького Филипа: нежизнеспособным оказывается и новое поколение. Нельзя не признать, что «Контрапункт» звучит много пессимистичнее, нежели предшествующие сатирические романы писателя. Разочарование Хаксли в человеке и его возможностях становится все очевиднее. Поиск некой нравственной опоры среди современной духовной опустошенности, аморализма и бесцельности существования оканчивается плачевно: Хаксли ищет ее там, где ее нет и быть не может. В «Контрапункте», как и в «Желтом Кроме», имеет место последовательность эпизодов, не имеющих единого сюжетного стержня, - Хаксли получает возможность показать своих персонажей в разных ракурсах и с различных точек зрения. После эпизода, в котором два персонажа разговаривают о третьем, следует эпизод, где действует третий. Этот прием Хаксли заимствует у кинематографа. Прием этот очень эффективен как раз для раскрытия характеров персонажей сатирических, обязательного для них противоречия между видимостью и сущностью. Глава 3. Универсальная антиутопия Олдоса Хаксли Еще в первом романе Хаксли один из героев – провидец и парадоксалист Скоуген – рассуждает о будущем «Разумном Государстве». И уже здесь возникает один из основных мотивов творчества Хаксли – скептическое отношение к научно-техническому прогрессу и предвидит три четко разграниченных класса: направляющую интеллигенцию, энтузиастов и стадо; механизацию и автоматизацию, манипулирование сознанием и отсутствие места для поэзии, для искусства. Идей Скоугена, изложенные в «Желтом Кроме» на нескольких страницах, станут центральными в романе «О дивный новый мир». Этот роман Хаксли принадлежит к жанру антиутопии, своеобразной разновидности утопического романа, только с «обратным знаком» – изображающего не торжество, а несостоятельность идеального общества будущего, построенного по «разумному» плану. Англия дала имя самому жанру утопии и первый образец утопического романа в творчестве Томаса Мора. Англия же дала и первые образцы антиутопии. Нельзя забывать, что создателем первого мрачного видения будущего был Герберт Уэллс, автор «Машины времени». Антиутопия в противовес утопии, рисующей идеальное общество, напротив, предупреждает об опасных тенденциях будущего в результате попыток искусственным, насильственным образом сконструировать некое совершенное социальное устройство. Объектом критики у Хаксли становятся различные формы тоталитаризма, этой «общности стандарта и устойчивости». Ему претит как бездушный техницизм «фордовского» типа, связанный с уравниловкой, изгнанием духовности и красоты, так и диктатура коммунистического толка, ведущая к унификации мысли и подавлению свободы.1 Задуманный как пародия на утопию Г. Уэллса «Люди как боги» (1923), «О дивный новый мир» превратился в апокалипсическое видение будущего, своего рода манифест неверия в социальный и нравственный прогресс человечества. В этой книге Хаксли отталкивается от работы Бертрана Рассела «Научное мировоззрение» (1931), которая предостерегала от возможного захвата власти в обществе будущего кучкой интеллектуалов-технократов, стремящихся вместо имущественных классов создать классы биологические. У Рассела также существует целая градация «низших классов», чисто механически выполняющих положенную им работу, и «высших», у которых, несмотря на некоторое разрешение умственной деятельности, личность тоже подавлена. В романе «О дивный новый мир» осуществляется пророчество Скоугена о «Разумном Государстве», где нет места ни искусству, ни чувствам, ни самой человеческой индивидуальности, где люди производятся в колбах и воспитываются с помощью гипнопедии. С самого младенчества им внушается, что их судьба – принадлежность к определенной биологической касте – вершина гармонии и счастья: жуткий, доведенный до гротеска пример манипуляции человеческим сознанием. Как всегда зорко, Хаксли заметил некоторые тенденции в развитии общества и довел их до логического завершения, превращающего землю в механический и бездушный рай.2 «Мировое Государство», показанное Хаксли, на первый взгляд – благополучнейшее общество, в котором царствуют «общность, одинаковость, стабильность». Здесь действительно нет нищеты, болезней, старения, войн, разрушительных страстей и даже боязни смерти, так как людей с детства готовят принимать смерть как естественный и нестрашный конец. А если и возникают мелкие огорчения, они моментально снимаются соответствующей дозой наркотиков. Индивидуальность Хаксли проявляется в том, что он создает не столько мрачный футурологический прогноз, как у Уэллса в «Машине времени», не столько острую социальную сатиру на определенный общественный строй, как у Дж. Оруэлла в «1984годе», а скорее философскую книгу и несостоятельности самой идеи утопии – построения стабильного общества, основанного на лозунгах «у нас каждый счастлив», «каждый принадлежит всем остальным». Хаксли создал, так сказать, универсальную антиутопию – одновременно антибуржуазную и антисоциалистическую, антитехнократическую и антируссоистскую, антиколлективистскую и антииндивидуалистическую. Недаром в романе мелькает мешанина самых разных имен (или производных от них) – Форда, Ротшильда, Маркса, Ленина, Троцкого, Мальтуса, Дарвина и многих других.1 Сама идея статики, стабильности, на которой основано «Мировое Государство» у Хаксли, гибельна для науки и искусства. Ведь в подобном обществе, несмотря на его догматический лозунг «Наука превыше всего», наука недоступна людям. Что же касается искусства, то оно попросту упразднено и заменено всякого рода эрзацами – «синтетическая музыка», «ощущательные фильмы» и прочее. Соответственно и человек в этом «дивном новом мире» превращен в бездумный автомат, изуродованный морально и физически (достаточно сказать, что у значительной части женщин изначально запрограммировано бесплодие и все женщины лишены естественных радостей и тягот материнства). Талант Хаксли проявился в том, что он, быть может, острее других писателей и философов ощутил парадокс человеческого существования: индивидуальный человек неуклонно использует любую возможность соединиться, слиться с себе подобными, но, достигнув цели, исчезает, растворяется в массе, в толпе. Глава 3. Творчество Хаксли после второй мировой войны Поздние романы Олдоса Хаксли утрачивают художественную плоть, и все более напоминают слегка беллетризованные трактаты. Уже в вышедшем в 139 году романе «Слепой в Газе» Хаксли предлагает заблудшему человечеству отнюдь не новый рецепт – пацифизм и нравственное усовершенствование. Пессимистический взгляд писателя на человеческую природу еще более усугубился после второй мировой войны, с ее лагерями массового уничтожения. Это особенно очевидно в романе «Обезьяна и сущность» (1948). Животная, обезьянья, сущность человека безраздельно доминирует над разумным началом в этом романе, посвященном миру, перенесшему атомную войну. Хаксли глубоко волновала атомная угроза. В частном письме от 10 августа 1945 года он писал: «Должен признать, что мир с висящей над нами атомной бомбой представляется мне вовсе не безмятежным. Государства, получившие с помощью науки сверхчеловеческую военную мощь, всегда напоминают мне Гулливера, которого гигантская обезьяна принесла на крышу дворца короля Бробдингнегов: разум, благородство и духовность, все, что является чертами индивидуальности, попадает в объятье коллективной воли, которая овладевает интеллектом уличного мальчишки лет четырнадцати и физической властью Бога». Все же идея окончательного крушения, полного тупика человечества была для Хаксли неприемлемой. В своем последнем романе – «Остров» (1962), - надо сказать, по мнению многих критиков, откровенно скучном, писатель как будто предлагает некий выход: в религии какая-то разновидность буддизма, отказ от современной техники и примитивность экономического уровня развития. Этот прогноз пока не сбывается. Заключение Творчество Олдоса Хаксли, естественно, не исчерпывается теми произведениями, которые были рассмотрены в данной работе. Оно широко и многогранно. Кроме романов, принесшим писателю мировою известность, в первой четверти прошлого века им было опубликовано четыре сборника стихов и книга рассказов. Литературное наследие Хаксли – итог четырех с лишним десятилетий творческой деятельности – поражает универсальностью и разнообразием интересов писателя. Оно включает стихи, рассказы, путевые очерки, исторические биографии, критические эссе о литературе, живописи, музыке, философские трактаты… Одним из важнейших достижений писателя стало создание так называемого «романа идей». Особенностью такого рода романов является то, что характер каждого персонажа должен выясняться, насколько это возможно, из высказываемых им идей. Это достижимо, поскольку теории являются разумным обоснованием чувств, инстинктов и настроений человека. Один из, пожалуй, наиболее известных романов Хаксли «О дивный новый мир» – книга удивительных пророчеств и предвидений, как уже состоявшихся, так и еще предстоящих. Он суровое еще до конца не понятое предостережение всем нам. В ней тысячи вопросов, над которыми ломали головы лучшие умы человечества, но так и не нашли ответов. Благо ли стремительный технический прогресс Что кроется за извечной погоней человечества за мифическим счастьем, которое ограничено пределом земного бытия И существует ли вообще это счастье Напророчив человечеству грядущую духовную гибель, Хаксли продолжал искать пути ее преодоления. Он все более и более становился философом, социологом. Можно принимать или не принимать творчество Олдоса Хаксли, но ясно одно, он – одна из ярчайших звезд на небосклоне XX века. Библиография Аллен У. Традиция и мечта. – М., 1970. Ивашова В.В. Английская литература XX века. – М., 1967. Зарубежная литература Авт. - сост. Б.А. Гиленсон, Н.Т. Пахсарьян. – М., 1997. Фокс Р. Роман и народ. – Л., 1939. Хаксли О. Избранное: Сборник Составл. и предисл. Г. Анджапаридзе. – М.. 2000. Хаксли О. Новеллы. – Л., 1985. 1 Аллен У. Традиция и мечта. – М., 1970, с. 86. 1 Хаксли О. Избранное: Сборник Составл. и предисл. Г. Анджапаридзе. – М., 2000, с. 8. 1 Зарубежная литература Авт.-сост. Б.А. Гиленсон, Н.Т. Пахсарьян. – М., 1997, с. 556. 2 Фокс Р. Роман и народ. – Л., 1939, с. 139 – 140. 1 Хаксли О. Избранное: Сборник Составл. и предисл. Г. Анджапаридзе – М., 2000, с. 13.

  • Введение
  • Глава 1. Начало творческого пути
  • Глава 2. Период реалистической сатиры в творчестве Хаксли
  • Глава 3. Универсальная антиутопия Олдоса Хаксли
  • Заключение
  • Библиография