Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Творчество ч. С. Чаплина в контексте




страница1/4
Дата13.02.2018
Размер0.83 Mb.
ТипРеферат
  1   2   3   4
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» (СПБГУ) Выпускная квалификационная работа на тему: ТВОРЧЕСТВО Ч.С.ЧАПЛИНА В КОНТЕКСТЕ ЗАПАДНОЙ КУЛЬТУРЫ XX ВЕКА по направлению подготовки 030600 История профиль: История западноевропейской и русской культуры Выполнила: студентка 4 курса Кудрявцева Мария Андреевна Научный руководитель: Доцент, к.иск. Кащенко Е.С. Рецензент: Соколов Г.А. (Отдел истории русской культуры Государственного Эрмитажа). Санкт-Петербург 2017 Содержание Введение…………………………………………………………………..2 Глава 1. Историография и источники…………………………………13 Глава 2. Ч.С. Чаплин и образ «Маленького Бродяги» в западной культуре XX века………………………………………………………..30 Глава 3. Женские образы в фильмах Чаплина. Актрисы мирового художественного кинематографа, получившие прозвище «Чаплин в юбке»……………………………………………………………………...47 Заключение……………………………………………………………….61 Список источников и литературы……………………………………...76 Список иллюстраций…………………………………………………….83 Введение. Чарльз Спенсер Чаплин, безусловно, является одним из самых знаменитых людей XX века. Наряду с такими личностями, как Ленин, Эйнштейн, Ганди, Мао Цзэдун, Уолт Дисней, Хемингуэй, его можно назвать «лицом» этого периода в истории человечества. « И если в жестокосердной мелодии двадцатого века можно расслышать нотки сострадания, человеческого тепла, сочувствия к бедным и униженным, то заслуга великого клоуна тут неоспорима», - пишет в своей статье Э.А. Рязанов, - «Если бы не существовало чаплинского искусства, столетие было бы ещё более чудовищным, ещё более кровожадным»1. Прежде, чем приступить к изучению творчества Чаплина, стоит определить истоки его сценического и кинематографического образа. Пантомиму можно считать одним из древнейших видов искусств, возникшим из культовой обрядности в Древней Греции, а первые упоминания о шутах можно найти ещё у позднеантичного историка Приска Панийского. Само слово «клоун»2 появилось в XVI в. в Англии, но цирки так таковые возникли достаточно поздно: первым из них принято считать «Амфитеатр», который был открыт в 1770 г. в Лондоне отставным кавалерийским унтер-офицером Филиппом Астли. В 1778 г. в семье итальянца Джузеппе Гримальди родился «отец современной клоунады» Джозеф Гримальди. «Принято считать, особенно в англо-саксонских странах, где их (клоунов) в память великого предшественника так и зовут «Джо», что они ведут своё происхождение от Джозефа Гримальди»3. Отец Джозефа, тоже артист, в первый раз появился на английской сцене 13 февраля 1739 г. в роли Панталоне в пантомиме «Орфей и Эвридика», поставленной в лондонском театре «Ковент-Гарден». Позже он сыграл Арлекина в пантомиме «Фортунат», а летом в театре «Сэдлерс-Уэллс» окончательно определился в своём амплуа, став «клоуном». Таким образом, Гримальди-младший принадлежал к актёрской династии и многим своим трюкам научился у отца, как в своё время произошло и с Чаплином, родители которого были актёрами мюзик-холла. Джозеф Гримальди начал выступать на публике в возрасте менее двух лет на сцене театра «Друри-Лейн», потом в «Сэдлерс-Уэллс». В своём деле Джозеф Гримальди являлся новатором, поскольку его персонаж был, для того времени, современным клоуном, амплуа которого, тем не менее, основывалось на традиционной роли простака. Он умел обыгрывать всем известные вещи, например, в роли Смелого драгуна из пантомимы «Красный карлик» Гримальди появлялся в костюме, целиком составленном из предметов дамского туалета и кухонной утвари (то же самое можно проследить и в творчестве Чаплина, который любил придавать обыденным предметам второе значение; например, стулья, которые он на себя надевал вверх ножками в короткометражном фильме «За экраном» (1916) превращали его в ежа). Как пишет Ю.Кагарлицкий, вещи не подчинялись Гримальди: он отрезал кусок пирога, но «начинка» в виде живой утки выходила оттуда и шла по своим делам»4. Чаплин использовал тот же приём: в фильмах «Лавка ростовщика», «Час ночи» (оба - 1916), «День развлечений» (1919) предметы, окружавшие актёра, не только жили своей жизнью, но, как правило, шли на конфронтацию с главным героем. «Однако те же самые предметы, которые сопротивляются Чарли, когда он пытается использовать их по назначению, легко подчиняются ему, когда он употребляет их в необычных и многообразных функциях, в соответствии с потребностями момента».5 Так, например, газовый фонарь в «Тихой улице» (1917) помог Чаплину одолеть крупного Эрика Кемпбелла в роли бандита. Джозеф Гримальди мог исполнять всевозможные роли, в том числе и драматические, но большего успеха ему удалось достичь в пантомиме. Как и Чаплин, Гримальди был очень пластичен – танцевал, пел, исполнял акробатические номера. Его мир состоял из простых элементов, которые жили двойной жизнью. Именно у Гримальди появился первый в общепризнанном значении костюм клоуна с преувеличенными составляющими частями: например, широкие штаны с глубокими карманами. 26 декабря 1806 г. состоялась премьера пантомимы Тома Дибдина «Арлекин и Матушка-гусыня, или Золотое яйцо», принесшая восемнадцатилетнему Гримальди славу. Стоит отметить, что английская пантомима того времени представляла собой соединение несовместимого – песен и надписей, заменявших слова. В «Матушке-гусыне» героям запрещалось говорить, и они появлялись с плакатами, обозначающими реплики наподобие титров в немом кинематографе. Несмотря на это, комедийная грация Гримальди была необычна, он хорошо придумывал визуальные трюки и буффонады, тем самым мог умело вызывать смех публики. Позже, когда мюзик-холлы стали популярными, Гримальди ввёл в театр женскую пантомиму, а также завёл традицию непосредственного участия присутствующей публики в представлении. «Он (Гримальди) был велик прежде всего своей абсолютной органичностью. Тем же, чем был велик и другой актёр пантомимы – тот, которого дала в начале нашего столетия Англия и навеки запечатлела на плёнку Америка, - Чарльз Спенсер Чаплин »6. Режиссёр Григорий Козинцев назвал Чаплина «однокашником Гримальди и Дебюро»7. В 1819 г. на сцене парижского театра «Фюнамбюль» на бульваре дю Тампль мим Батист Дебюро создал образ отвергнутого несчастного влюблённого, тем самым переосмыслив сложившийся ранее образ Пьеро в виде слуги, часто попадающего в неловкие положения. Во многих картинах Чаплина женщины, в которых влюбляется его герой, отвергают его («Бродяга», «Банк» (оба - 1915); «Цирк» (1925), «Огни большого города» (1931)). В этом отношении «Маленький Бродяга» близок образу Пьеро, трогательному неудачнику и печальному любовнику, проигрывающему более успешным антагонистам. «Для меня персонаж, который я играю на экране, не есть характер. Скорее, символ. В нём, мне кажется, больше от Шекспира, чем от Диккенса. Образ вечно побитого человека»8. Другим английским предшественником Чаплина был актёр мюзик-холла Дэн Лино9. Он также родился в семье артистов и появился на сцене вместе со своими родителями в возрасте трёх или четырёх лет как исполнитель и акробат. Лино был известен, помимо ролей в мюзиклах, исполнением ролей дам в ежегодных пантомимах, которые были популярны в лондонском королевском театре Друри-Лейн, в период с 1888 по 1904 гг. В связи с этим стоит упомянуть, что Чаплин тоже несколько раз появлялся на экране в образе женщины. В первый раз – в картине «Деловой день» (1914), где сыграл грубую и ревнивую даму. Всего известны три случая появления на экране Чаплина в женском платье. В короткометражных фильмах «Маскарадная маска» (1914) и «Женщина» (1915) Чаплин играл более привлекательных и интеллигентных особ. Как и у Дэна Лино, родители Чаплина – Чарльз Спенсер Чаплин-старший и Ханна Чаплин (на сцене Лили Харли), - играли в мюзик-холлах. Чарльз Чаплин родился 16 апреля 1889 г. в Лондоне. (Илл. 2). Его родители расстались, когда будущему актёру едва исполнился год, а в 1896 г. Ханна Чаплин потеряла рассудок. Когда ей становилось лучше, она могла петь и разыгрывать различные сценки, любила сидеть у окна, смотреть на прохожих и повторять их движения. Таким образом, Чаплин научился наблюдать за людьми и выражать чувства мимикой и жестами. Впоследствии он написал: «Я часто спрашиваю себя, не обязан ли своим успехом в пантомиме дару, переданному мне моей матерью Она была исключительной мимисткой»10. Одним из самых важных событий детства Чаплина является его первое появление на сцене в 1894 г. Тогда Ханна потеряла голос, а директор варьете вывел маленького Чарли к зрителям. Он спел знаменитую в то время песенку «Джек Джонс», после чего на сцену стали бросать монеты. Через четыре года молодой Чаплин уже выступал в труппе Уильяма Джексона11 «Восемь ланкаширских парней». Мальчики танцевали клогданс, и репортёры мюзик-хольных газет высоко оценивали их мастерство. Труппа часто отправлялась в турне и имела успех, выступая за один вечер сразу в двух-трёх мюзик-холлах. Однажды Чарли Чаплин сыграл кошку на премьере пантомимы «Золушка» в лондонском «Ипподроме». В одном из эпизодов он был партнёром Марселина12, который постоянно спотыкался об него и падал. На одном из детских утренников Чарли обнюхал пса Марселина и поднял лапку на просцениуме – это была первая комическая импровизация артиста. Вскоре Чаплин ушёл от «ланкаширских парней». Будучи четырнадцатилетним мальчиком, он решил пойти в известное театральное агентство – к Блэкмору, и его сразу взяли на роль рассыльного Билли в пьесе Уильяма Джиллета «Шерлок Холмс». Юному актёру предложили ещё одну роль в новой пьесе «Джим, роман оборванца», которая не имела особого успеха, но именно после неё в июле 1903 г. Чаплина впервые упомянули в печати. Когда в 1905 г. Чарли поехал на гастроли с «Шерлоком Холмсом», ему пришло известие от матери – она окончательно была признана душевнобольной и помещена в больницу. В 1906 г. Чарли выступил в номере «Цирк Кейси» на открытии гастролей в ливерпульской «Олимпии». Он появлялся в двух скетчах, изображая разбойника Дика Терпина и «доктора» Уолфорда Боди. В роли Терпина Чарли всё время приходилось бежать и скрываться от погони, и он поднимал одну ногу и прыгал на другой, огибая углы манежа. Зрители смеялись. Позже такой же трюк появился во многих фильмах будущего режиссёра. В 1907 г. гастроли закончились, и Чаплин, уйдя из труппы, остался безработным. Тем временем, сводный брат Чарльза, Сидней работал с «Бессловесными комедиантами» Фреда Карно13. Благодаря его настоятельным просьбам взять младшего брата в труппу, Карно согласился, но тогда Чарльз показался ему чересчур застенчивым юношей, не способным к фарсу с потасовками. Вскоре, играя комического злодея в «Футбольном матче», он сумел рассмешить публику14, и это изменило мнение о нём Карно и многих других актёров. Чаплин к тому времени уже имел определённый актёрский опыт, и «пребывание в труппе Фреда Карно было для него своего рода «завершением актёрского образования»»15. Молодой человек играл ещё во многих пантомимах и скетчах, но наиболее удачным выступлением стала роль пьяного в «Бессловесных пташках» (или «Вечер в английском мюзик-холле»). В 1910 г. Чарльз с труппой Карно в первый раз побывал в США, а в 1913 г. юного актёра заметил представитель кинокомпания «Кистоун», руководителем которой был продюсер и режиссёр Мак Сеннет16. В Лос-Анджелесе он зашёл к Чаплину поздравить с успехом после комедии «Ночь в клубе». Наружность Сеннета произвела на Чарли сильное впечатление. Он стал волноваться, смогут ли они поладить. Надо сказать, что сам режиссёр явно испугался, когда увидел Чаплина без грима – по его мнению, актёр был слишком молод. Появившись на студии «Кистоун», Чарльз Чаплин не сразу стал сниматься. Какое-то время Сеннет объяснял ему свой творческий метод и дал время, чтобы новый актёр присмотрелся и просто поучился технике киносъёмки. Первый фильм, в котором играл Чаплин, «Зарабатывая на жизнь» (1914) снимал режиссёр Генри Лерман17. Комик считал Лермана тщеславным, более того он вырезал или переделал наиболее удачные трюки Чаплина. «Я никак не мог понять, зачем это ему нужно. Впоследствии, через много лет, Генри Лерман признался, что сделал это умышленно, потому что, как он выразился, я слишком много себе позволял»18. Фильм снимался в течение трёх дней не в павильоне, а на натуре. Руководителям «Кистоуна» он не понравился, они даже сказали Сеннету, что он взял на работу «полную никчёмность». Сам Чаплин понимал, в чём была его главная ошибка – неудачный грим и костюм, стремление подражать чуждой ему манере игры других артистов «Кистоуна». Позже, приступая к съёмкам нового фильма, Сеннет попросил Чаплина загримироваться. Для своего второго фильма Чаплин придумал костюм, в котором снимался во многих последующих картинах. Много лет считалось, что образ Бродяги впервые появился в ленте Г.Лермана «Детские автогонки в Венисе» (1914), но сам Чаплин вспоминал, что он возник в «Невероятно затруднительном положении Мейбл» (1914), снятом при участии Мака Сеннета. Оператор «Мейбл» Ганс Кенекамп тоже припоминает, что костюм появился впервые именно в этом фильме. Чаплин не обдумывал его заранее. Ему хотелось, чтобы в костюме всё было противоречиво: слишком широкие штаны и узкий пиджак, огромные ботинки с загнутыми носами и маленький котелок. Усы Чарли специально подстриг щёточкой, чтобы они не скрывали его мимики, но, в то же время, делали бы его старше. У нового героя также появилась бамбуковая тросточка, которой он мог жонглировать. Этот костюм во многом напоминал облик Уолтера Гривса, игравшего роль старьевщика у Карно в пантомиме «Лондонские предместья». Позже Чаплин скажет в беседе с корреспондентами: «мой тип представляет собой синтез облика значительного числа англичан, которых мне пришлось видеть во время моей жизни в Лондоне»19. Его характерная «утиная» походка могла быть заимствована у Карно, когда в одной из пантомим он изображал бродягу Перкинса. В 1916 г. комик однажды рассказал репортёру, что перенял походку у старого спившегося конюха по прозвищу «Чудила Бинкс», которого встречал на улицах Лэмбета. В любом случае, будущий образ Маленького Бродяги уже стал отчётливо вырисовываться в первых фильмах Чаплина, хотя не был ещё до конца продуман. В «Моей биографии» Чарли вспоминал, что после того, как переоделся в гримёрной, он подошёл к Маку Сеннету и принялся расхаживать с гордым видом, помахивая тросточкой. Сеннет рассмеялся, и актёр стал описывать ему своего героя: «Он очень разносторонен – он и бродяга, и джентльмен, и поэт, и мечтатель, а в общем это одинокое существо, мечтающее о красивой любви и приключениях. Ему хочется, чтобы вы поверили, будто он учёный, или музыкант, или герцог, или игрок в поло. И в то же время он готов подобрать с тротуара окурок или отнять у малыша конфету. И, разумеется, при соответствующих обстоятельствах он способен дать даме пинка под зад, - но только под влиянием сильного гнева»20. (Илл. 1) Таким образом, по фильмам Чаплина, от самых ранних (период сотрудничества с Маком Сеннетом), до более поздних, сделанных на собственной студии, можно проследить, как эволюционирует образ бродяги. В фильмах постепенно появляются трагикомические нотки. Чаплин уходит от так называемой «комедии пощёчин», он воспроизводит различные трюки, которым научился ещё в юности на сцене мюзик-холла, и создает новые сюжеты. Чаплин играл человека из низшего слоя населения, но всё-таки именно человека, способного несмотря на все свои неприятности, помогать другим. Клоун Грок говорил: «Чаплин дал нашему поколению истинное понимание сути клоунады, более того, понимание сути всех маленьких людей»21. Образ «Маленького бродяги» будет использоваться Чаплином на протяжении последующих двадцати шести лет вплоть до выхода фильма «Великий диктатор» (1940). Маленький Бродяга с самого начала имел успех у публики. Этот образ пытались сымитировать многие актёры начала XX века, например, комик Билли Уэст (фильм «The Сandy Kid» (1917)). Влияние Чаплина и его образа Бродяги прослеживается в творчестве французского актёра и режиссёра Жака Тати, советского клоуна Карандаша, гонконгского кинематографиста Джеки Чана, который использует трюки для создания различных комедийных ситуаций. «Это как будто необъяснимо. Маленький человек в слишком широких и рваных штанах, в помятом котелке и дырявых башмаках, эксцентрически нелепый, смешной и жалкий, завоёвывает весь мир»22. Стоит отметить, что некоторые подражания не удавалось выявить сразу: подобным примером являлся фильм «Человек на пропеллере», показанный в Москве в 1922 г. и отрецензированный Алексеем Ганом. Также стоит отметить влияние Чаплина и созданного им образа Бродяги на авангардные художественные течения первой половины XX в. Известны пьесы «Чаплин, трагигротеск в шести картинах» (1924) Мелхиора Фишера, «кино-поэма в лицах» «Чаплиниада» (1920) представителя экспрессионизма Ивана Голля. Помимо этого, образ Бродяги нашёл отражение в работах таких известных художников, как Фернан Леже и Марк Шагал. Цель данной выпускной квалификационной работы – проанализировать влияние и значимость творческой деятельности Чарльза Спенсера Чаплина и, соответственно, образа «Маленького Бродяги» в западном культурном контексте XX века. Являясь не только великим актёром, но ещё и выдающимся режиссёром, сценаристом, продюсером, композитором, Чаплин сумел изменить само представление о кинематографе и в 1972 г. заслуженно получил «Оскар» «за бесценный вклад в то, что в этом веке кинематограф стал искусством»23. Задачи работы заключаются в том, чтобы: Во-первых, рассмотреть это влияние и проследить его эволюцию на конкретных примерах в литературе, живописи и кинематографе преимущественно XX века; Во-вторых, выявить определенные закономерности творческой карьеры актера; В-третьих, в результате исследования сделать вывод о том, чем был обусловлен успех Чаплина, ведь по сравнению с другими популярными актёрами того же периода, например, Бастером Китоном и Гарольдом Ллойдом, именно он сумел внести столь большой вклад в развитие киноискусства. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка используемых источников и литературы. Первая глава – историографическая. В ней проанализирован ряд работ зарубежных и отечественных исследователей творчества Чаплина. Во втором параграфе данной главы приводятся все основные источники, используемые в работе, а также анализируются мемуары Чаплина, впервые изданные в 1964 г., биографический фильм «Чаплин» (1992) режиссера Ричарда Аттенборо и мюзикл Уоррена Карлайла «Чаплин». Вторая глава посвящена, непосредственно, рассмотрению влияния Чаплина и образа Маленького Бродяги на западную культуру XX века. В третьей главе речь идёт, в основном, об актрисах США, Западной Европы и СССР, получивших прозвище «Чаплин в юбке». Глава 1. Историография и источники. I. Историография. О жизни и творчестве Чарльза Спенсера Чаплина написано много книг, как зарубежными исследователями, так и отечественными. Среди них – искусствовед Теодор Хафф, считавшийся одним из выдающихся историков кино США. Его труд «Чарли Чаплин»24 включал подробный анализ всех фильмов кинематографиста. Хафф исследовал не только творческую деятельность самого Чаплина, но обратил внимание на других актёров и актрис, сотрудничавших с ним. Хафф – первый исследователь, который сравнивал женские образы в разных фильмах Чаплина, давая им соответствующие характеристики (актрисы Мейбл Норман, Эдна Первиэнс, Джорджия Хейл и др.). Жорж Садуль – выдающийся французский историк кино, написал книгу «Жизнь Чарли: Чарльз Спенсер Чаплин, его фильмы и его время»25. Автор рассматривал жизненный путь Чаплина в контексте исторической обстановки, в которой он творил. Жорж Садуль назвал свой труд «наброском портрета», потому что понимал, что невозможно в одной книге охватить весь широкий спектр жизни и творчества этого человека. Садуль также рассказывал о многих событиях личной жизни комика. Эта книга заканчивалась описанием приезда Чаплина в Европу в 1952 г. Историк кино проанализировал все чаплиновские фильмы до данного периода, проследил преемственность образа «Маленького Бродяги» с ранними ролями Чаплина в мюзик-холле и традициями клоунады. Таким образом, Садуль продемонстрировал, как Бродяга эволюционировал от вечно задиристого Арлекина до печального Пьеро. Автор впервые написал и о социальном подтексте в творчестве Чаплина. «Он познал основную истину: кино — это массовое искусство, его публика в огромном большинстве своем состоит из тружеников. Чаплин избирает путь, который подсказывало ему его нищее детство»26. Это открытие стало необходимым для нашего исследования, так как оно наглядно показывает влияние Чаплина на такие течения в кинематографе, как «поэтический реализм» и неореализм. Необходимо отметить, что сам термин «поэтический реализм» был введён именно Садулем. Также данный исследователь высказал гипотезу о существовании в ранних картинах Чаплина девушки «викторианского типа», о которой речь пойдет в третьей главе данной работы. Геральд Данн Макдональд в 1965 г. опубликовал работу «Фильмы Чарли Чаплина»27, в которой проанализировал творчество режиссёра вплоть до выхода фильма «Король в Нью-Йорке» (1957). Автор дал полное описание каждому фильму, проанализировал эволюцию образа «Маленького Бродяги» и объяснил, почему данный образ получил такую большую популярность. Дэннис Гиффорд, известный британский писатель и теоретик кино, написал труд «Чаплин: его личность и фильмы»28. Гиффорда интересовал ранний этап развития кино, поэтому он обратился к Чаплину, как к главному создателю «художественного кинематографа». Гиффорд сделал важный вывод о том, что именно Чаплин является предтечей большинства современных комедий, что многие его трюки и так называемые гэги используются кинематографистами до сих пор. Еще один американский биограф - Джон Маккейб издал свою монографию «Чарли Чаплин: Жизнь и работа»29 в 1979 г. В ней представлена биография комика, в том числе приведена достаточно обширная информация о его матери, Ханне Хилл. Автор использовал фрагменты из статей и интервью, где Чаплин говорил о своём детстве и работе. Дэвид Робинсон, написавший книгу «Чарли Чаплин: Жизнь и творчество»30, после смерти Чаплина ознакомился с большим количеством его бумаг. Он побывал в публичных архивах Лондона и в старинных театральных собраниях, чтобы добыть сведения о молодом Чарли. Больше всего автора поразило то, как чётко этот человек помнил все события жизни, поэтому свой труд он считал дополнением к «Моей биографии» Чаплина. Автор создал убедительный портрет Чаплина, как выдающегося актёра и режиссёра, подробно рассказав о создании каждого его фильма. Это первая монография, дающая полное представление о работе Чаплина и его художественных методах. Французский кинокритик Андре Базен в сборнике статей «Что такое кино»31 писал о приёмах актёрского мастерства Чаплина. В частности, в статье «Введение к символическому истолкованию образа Чарли» автор осмыслял чаплиновского персонажа и все его характерные черты в костюме и движениях. В статье «Величие “Огней рампы”» автор также анализировал образ главной героини – балерины Терри. Комментарии ко всем фильмам Чарльза Спенсера Чаплина можно найти в англоязычной книге “Chapliniana: A Commentary on Charlie Chaplin’s 81 movies”32. В 2014 г. известный британский романист, поэт и критик Питер Акройд издал свою монографию «Чарли Чаплин»33. Автор использовал ещё неизвестные факты из биографии Чаплина, например, цитаты из мемуаров его современников (Пола Негри, Луиза Брукс). Представил собственные суждения по поводу творчества Чаплина, в частности, сравнил Чаплина с известным английским писателем – Чарльзом Диккенсом. Он писал: « фильм Чаплина о несчастливом детстве, «Малыш», как и «Новые времена», стал наследником «Тяжёлых времён» Диккенса. «Огни большого города», история о слепой цветочнице, которую спасает Бродяга, тоже типично диккенсовская по чувствительности и выразительности»34. Акройд также обобщил многие факты из трудов предыдущих историков и теоретиков кино, занимавшихся биографией Чаплина. Из отечественных исследователей творчества Чаплина стоит отметить И.В. Соколова. В книге «Чарли Чаплин: Жизнь и творчество. Очерк по истории американского кино»35 он писал исключительно о творческом пути Чаплина – от актёра варьете до уже всеми любимого и знаменитого гения кинематографа. Он рассказывал, как создавались все великие фильмы Чарли, включая «Новые времена» (1936). Г.А. Авенариус, один из основоположников изучения кинематографа в СССР, написал монографию о раннем творчестве Чарли: «Чарльз Спенсер Чаплин: Очерки раннего периода творчества»36. Авенариус был одним из первых отечественных исследователей творчества Чаплина. С конца 1930-х гг. oн опубликовал целый ряд пoсвященных «Чарли» статей и активнo рабoтал над двухтoмным очерком твoрчества Чаплина, но закончить успел только первый том, охватывающий период до 1923 г. Автор снабдил свой труд подробной раскадровкой чаплиновских картин. Другой советский исследователь - А.В. Кукаркин посвятил Чаплину две работы: «Чарльз Чаплин и его фильмы»37 и «Чарли Чаплин»38. В первой книге автор даёт нам общее представление о фильмах, показывая развитие мастерства актёра и режиссёра, а также значение этих произведений для мирового киноискусства. Во второй книге автор пишет о биографии актёра, используя его высказывания и интервью. Творчеству Чаплина было посвящено множество статей. Среди них хочется выделить работу М. Блеймана «Образ маленького человека»39, где этот «маленький человек» вырастает до масштаба героя (как в фильме «Великий диктатор») и статью С.М.Эйзенштейна «Charlie the Kid»40. По мнению самого Эйзенштейна, подобное название помогает раскрытию образа Чаплина и его «жизневосприятия». Анализируя образ «Маленького Бродяги» и характерную для него инфантильность, можно объяснить возникновение большинства женских образов в творчестве Чаплина. С шутом Чаплина сравнивает в своей статье Г.М. Козинцев («Народное искусство Чарли Чаплина»)41. Сравнение приводится в том контексте, что именно шут является единственным человеком, который может говорить правду. О влиянии Чаплина на русский авангард писал латвийский и советский теоретик кинематографа Юрий Цивьян в статье «О Чаплине в русском авангарде и о законах случайного в искусстве»42. Эта статья уникальна, так как до Цивьяна ещё никто не обобщал всех авангардистских произведений, связанных с Чарльзом Чаплином. Он смог проследить их преемственность и привёл обширный историографический материал. Также в пособии «История западного кинематографа: классический и современный периоды»43 кандидата искусствоведения Е.С.Кащенко Чаплину посвящена отдельная глава под названием «Актёр выходит на авансцену». Тем самым автор подчеркивает особое значение роли данного кинематографиста для становления и эволюции восприятия художественных фильмов в XX веке. II. Источники. Самим Чаплином было написано достаточное количество работ о своей жизни и творчестве. В Швейцарии он закончил мемуары «Моя биография»44 с посвящением жене Уне. Жизнь знаменитого комика всегда привлекала внимание журналистов, даже в самом начале его карьеры. Так, например, в 1915 г. Чаплин дал интервью журналистке из газеты «Сан-Франциско буллетин», которое потом послужило основой для книги «История Чарли Чаплина» с несколько искажёнными сведениями о его жизни. После судебного разбирательства книга была изъята из продажи, а её тираж уничтожили. Многие критики, деятели кино и просто знакомые Чаплина охотно делились с прессой своими воспоминаниями, но сам актёр решил написать историю своей жизни только в семьдесят пять лет. «Этот объёмистый, больше пятисот страниц, том – поразительный триумф человеческой памяти, поскольку большая его часть написана без обращения к документам»,- комментировал Дэвид Робинсон45. В своей автобиографии Чаплин мало уделял внимание истории создания фильмов, гораздо больше он писал о своих друзьях, знакомых и возлюбленных. «Моя жизнь в фильмах»46 - это иллюстрированная книга-альбом, по которой можно проследить весь жизненный путь Чарли Чаплина от ранних лет и включая церемонию получения им «Оскара» в 1972 г. Среди статей Чаплина о своём творчестве и кинематографе в целом, можно выделить следующие: «Над чем смеются зрители»47, «Знает ли публика, чего она хочет»48, «О моей работе»49, «Вдохновение»50, «Как заставить людей смеяться»51, «Будущее немого кино»52. Все сценарии режиссёра вошли в отдельное издание «Чаплин Ч.С. Фильмы Чаплина: Сценарии и записи по фильмам»53. В качестве биографических источников нами были использованы воспоминания друзей, коллег и родственников. Например, Конрад Берковичи «Мой друг Чарли Чаплин»54, Чарльз Чаплин-младший «Мой отец – Чарли Чаплин»55; кинооператор Чаплина, Роланд Тотеро «Тридцать пять лет с Чарли Чаплином»56, воспоминания старшей дочери Джеральдины Чаплин и актрисы Клер Блум, сыгравшей главную роль в фильме «Огни рампы» (1952). Чаплина в своих мемуарах упоминали его современники: актриса Луиза Брукс57, Бастер Китон58, возлюбленная Пабло Пикассо – художница Франсуаза Жило59 и многие другие. Стоит упомянуть отдельно о визуальных источниках. Все необходимые сведения о карьере и творческих методах Чаплина мы можем взять из британского документального фильма «Неизвестный Чаплин»60, состоящего из трёх частей: «Мои самые счастливые годы», «Великий режиссёр» и «Скрытые сокровища». Уникальность проекта определило то обстоятельство, что создатели фильма, Кевин Браунлоу и Дэвид Гилл, получили доступ к киноматериалам из личного архива Чарли Чаплина. В 2003 г. вышел фильм Ричарда Шикела, посвящённый биографии и творчеству Чаплина – «Чарли: Жизнь и искусство Чарли Чаплина». В ленту вошли фрагменты картин великого режиссёра, домашнее видео и интервью с Вуди Алленом, Мартином Скорсезе, Джонни Деппом, Робертом Дауни-младшим. Ещё одним немаловажным визуальным источником стал художественный биографический фильм под названием «Чаплин» (1992) режиссёра Ричарда Аттенборо. Он вышел на экраны через пятнадцать лет после смерти Чарльза Спенсера Чаплина. В главной роли снялся двадцатисемилетний актёр Роберт Дауни-младший (Илл. 3). Картина получила множество номинаций Американской киноакадемии, в том числе, в категории «главная мужская роль»61. Ричард Аттенборо родился 29 августа 1923 г. в Кембридже. Его отец – Фредерик Аттенборо любил искусство и посещал мюзик-холл. Однажды он повёл Ричарда в один из лондонских кинотеатров на знаменитую картину Чарли Чаплина «Золотая лихорадка», которая потрясла будущего актёра и режиссёра. « Вдруг появился кто-то, кто не только полностью приковал моё внимание, но заставил меня плакать и смеяться», - вспоминал Аттенборо,- «Он обращался со мной, как с фигурой на экране. Я подумал, что ничего чудеснее в жизни не видел. И в этот момент я решил, что хочу быть актёром. Если я могу делать со зрителями то же, что он – я хочу быть актёром! Так возникла моя любовь к нему»62. Что касается Роберта Дауни - младшего, то роль великого комика, по мнению критиков, сделала его одним из самых многообещающих актёров молодого поколения и повлияла на всю дальнейшую карьеру. Дауни вспоминал, что готовясь к съёмкам, он посмотрел один из фильмов Чаплина и погрузился в депрессию: «За двадцать минут этого коротенького фильма Чарли сделал столько выразительного и смешного, сколько я не сделал во всех своих ролях вместе взятых!»63. Актёра не предупредили, что он должен будет выполнять все акробатические трюки, которые делал Чаплин, но он справился, хотя это стоило «крови, пота и слёз»64. Известно, что в возрасте десяти лет Роберт Дауни-младший изучал классический балет, что позволило ему повторить пластичные движения Чаплина. Особенно хорошо это заметно в эпизоде, где Дауни – «Чаплин» - подражает известному русскому танцору балета – Вацлаву Нижинскому. Основой сценария для фильма «Чаплин» послужили мемуары комика и книга Дэвида Робинсона «Чарли Чаплин: Жизнь и творчество». Аттенборо ввёл вымышленного персонажа – редактора «Моей биографии» Джорджа Хайдена65, который разбирал с пожилым Чаплином события из его жизни. Иллюстрируя детство будущего актёра, режиссёр привел случай с первым выступлением маленького Чарли на сцене, когда мать потеряла голос. Роль Ханны исполнила актриса Джеральдина Чаплин66. С ней были сняты, в основном, лондонские сцены, в которых её разлучали с детьми (Чарльзом и его сводным братом Сиднеем) и помещение в психиатрическую больницу. Затем следовали эпизоды работы Чаплина у Карно, знаменитый скетч с пьяницей «Бессловесные пташки», а также знакомство с Хетти Келли в гримёрной. Как вспоминал сам Чаплин, она попросила его подержать зеркальце, и Аттенборо снял подобный эпизод. В фильме использовались кадры исторической хроники и сцены из картин самого Чаплина. Единственные два эпизода, которые пересняли с Робертом Дауни - младшим – это «Иммигрант» (сцена, в которой Бродяга пинает сотрудника миграционной службы) и речь еврея-парикмахера из «Великого диктатора». Особенный интерес представляет эпизод, в котором Чаплин придумывает образ Маленького Бродяги. (Илл. 4). Герой в исполнении Дауни – младшего заходит в костюмерную, чёрный котелок и бамбуковая трость оживают и как будто подлетают к актёру. «Я чувствовал, как он зовёт меня - мой бродяга». На мгновение он замирает. «Чепуха!»,- говорит редактор Джордж. «Но правда так скучна», - не соглашается с ним Чарли. Когда в одном из интервью Ричарда Аттенборо спросили о его работе над биографическими фильмами, он сказал, что ему очень хочется, чтобы зритель был взволнован и растроган. «Если в фильме вы намерены показать личность героя на протяжении всей его жизни, приходится перепрыгивать через определённые моменты, срезать углы, что-то пропускать, а что-то объяснять, укрупнять – даже в ущерб правде истории»67. Так было и с «Чаплином». Некоторые эпизоды не имели места в жизни реального актёра, но зато отсылали зрителей к его творчеству. Так, Роберт Дауни - младший изображал «Танец булочек» на торжественном приёме в честь завершения Первой мировой войны. Крайне забавной была показана история с монтажом фильма «Малыш», когда Чарли пришлось на время переехать в Солт-Лейк-сити и поселиться в гостинице. Судебные исполнители после развода с Милдред Харрис – первой женой актера - пытались наложить арест на фильм, и, как писал сам Чаплин, трое суток они дежурили в вестибюле отеля «Ритц». Когда комику захотелось повидаться с писателем Фрэнком Харрисом, он переоделся в женщину, позаимствовав дамский туалет у своей невестки. В фильме Роберт Дауни - младший в женском костюме скрывается от преследователей, прихватив плёнку, вместе со своими помощниками. Всё это происходит под музыку самого Чарльза Чаплина (в данном случае это была композиция из «Огней большого города»), которая присутствует в фильме наряду с музыкой, сочинённой композитором Джоном Барри68. Как и в «Моей биографии» Чаплина, Аттенборо в большей степени делает акцент на личной жизни комика, а не на его творчестве. Режиссёр снова снимает больную Ханну, которая после долгих лет разлуки с Чарли смогла переехать к нему в Америку. Потом следует поездка в Лондон в 1921 г., во время которой Дауни (в роли Чаплина) узнаёт о смерти Хетти Келли, что, естественно, огорчает его, но на вопрос своего напарника: «Что будем делать, Чарли», он отвечает: «Улыбаться». Во время съёмок «Золотой лихорадки» Чаплин тайно женится во второй раз. В своих мемуарах он ничего не пишет о Лите Грей и даже не упоминает её имени. Аттенборо снял несколько фрагментов с участием британской актрисы Деборы Мур в роли Литы, и остановился на этом. Как сказал престарелый Чаплин в фильме, его третья жена Полетт Годдар69 « единственная, кто был со мной не из-за денег». Их отношения не были уже такими крепкими к моменту съёмок «Великого диктатора», вскоре они разошлись, но оставались друзьями ещё долгое время. В фильме Дуглас Фэрбенкс70 говорит Чаплину, что у Адольфа Гитлера такие же усики, как у Бродяги, хотя на самом деле это сказал кинорежиссёр Александр Корда. В фильм Аттенборо вошла история с Джоан Берри и процесс о признании отцовства. По замыслу режиссёра, четвёртую жену Чаплина Уну О’Нил играла Мойра Келли, актриса, уже исполнившая роль Хетти. Именно она сообщает своему мужу на борту лайнера «Куин Элизабет», что ему запрещён обратный въезд в США. В 1972 г. они оба вновь возвращаются в Лос-Анджелес на церемонию вручения премии «Оскар». Чаплина вывозят в зал в инвалидном кресле, в то время как на большом экране транслируются эпизоды из его фильмов. В зале темно, и комика никто не видит. Зрители смеются, смотря на Маленького Бродягу, и вместе с ними смеётся и сам Чарли Чаплин. Это подтверждает слоган фильма Ричарда Аттенборо: «Он заставил целый Мир плакать и смеяться. Он сделал это вновь». Финалом становится концовка «Цирка» - бродяга уходит от нас вдаль своей бодрой «утиной» походкой, помахивая тросточкой. В фильме снялись многие популярные актёры: Джеральдина Чаплин (Ханна Чаплин), Дэн Эйкройд (Мак Сеннет), Кевин Клайн (Дуглас Фэрбенкс), Мила Йовович (Милдред Харрис), Дайан Лейн (Полетт Годдар), Дэвид Духовны (Роланд Тотеро), Энтони Хопкинс (Джордж Хайден). Через двадцать лет после съёмок фильма «Чаплин» Роберт Дауни-младший признался, что «Чаплин – это лучшее, что я сыграл до сих пор. Мне кажется, отголоски Чаплина проявляются во всём, что я делаю. Думаю о его точности, пафосе, умении рассказывать историю, физическом мастерстве и харизме. Всегда здорово сыграть кого-то, кто реально существует. Он жил задолго до меня и на площадке всегда незримо был рядом, словно дух. Я до сих пор очарован Чаплином и до сих пор изучаю его»71. Помимо биографического фильма, о жизни великого мастера кинематографа на Бродвее был поставлен одноимённый мюзикл (первоначальное название «Свет рампы»). Это история Чарльза Спенсера Чаплина, положенная на музыку и стихи Кристофера Кёртиса72. Мюзикл «Чаплин» (первоначальное название «Свет рампы») – первая большая работа композитора для театра на Бродвее. Эта музыка была высоко оценена критиками – композитор стал обладателем премии имени Крейга Ноэля Сообщества театральных критиков города Сан-Диего в номинации «лучший мюзикл». Либретто написал Томас Меан73, который с 24 лет работает в Нью-Йорке, он известный автор юмористических рассказов, сценарист и либреттист. Режиссёром и хореографом стал Уоррен Карлайл, учившийся в Центральной школе танца Нориджа в Англии. С 2000 г. он жил и работал в Нью-Йорке, ставя мюзиклы в различных театрах мира. В списке его наград – театральная премия «Драма Деск» и номинация на «Тони» за постановку мюзикла Кена Дерби «Радуга Финнеана» в театре Сент-Джеймс. На вопрос прессы, чем его лично привлекает Чарли Чаплин, Карлайл ответил: «Это фигура уникальная, подобных нет. Бедный юноша из Лондона приехал в Америку и стал самым известным актёром в мире. И это в эпоху, когда не было телевидения и Интернета. Чаплин создавал такие кинообразы, которые были понятны людям разных национальностей и возрастов»74. Премьера мюзикла состоялась на Бродвее в сентябре 2012 г., а через год в театре Музыкальной комедии в Санкт-Петербурге. Уоррен Карлайл участвовал в кастинге и сам выбирал артистов на все роли. Самым сложным оказалось выбрать актёра на главную роль: «Претендентов было столько, что отсматривали их пять дней! Наш Чаплин катается на роликах, ходит по канату, а кроме того – играет на скрипке… левой рукой – великий артист немого кино был левшой. Всё оказалось по силам Евгению Зайцеву»75. (Илл. 5). Как и в Америке, роль Чарльза Чаплина исполнили четыре актёра: двое в детском возрасте и столько же – в зрелом (Астемир Апанасов и Евгений Зайцев). В мюзикле присутствуют сложные акробатические номера, к которым пришлось тщательно готовиться. Евгений Зайцев, посмотрев все фильмы комика и изучив биографию, ежедневно вживался в образ. Он пытался ходить и думать, как Чаплин. «Это постоянная трансформация. Он берёт обычный предмет и делает из него абсолютно необычный. Допустим, берёт пальмовую ветвь и начинает ей чистить зубы или какую-нибудь железку – и из неё делает муфту. То есть абсолютно непредвиденные вещи, которые мы не ожидаем увидеть, он изобретает на ходу»76. Уоррен Карлайл требовал, чтобы все трюки выполнялись без дублёров. Зайцев признался в одном из интервью, что режиссёр постоянно испытывал его на прочность. «Например, моему герою в спектакле надо было бежать по крутящемуся столу. В первый же день репетиций Уоррен говорит: «Запрыгивай и беги!» и так меня раскрутил, словно готовил в космонавты»77. Молодой актёр тренировался в Большом Московском Государственном цирке, он научился ходить по канату и кататься на роликах. В мюзикле использовано много киноматериалов, и в России был снят свой видеоряд в специально оборудованной студии, фоном в котором стали кадры из картин Чаплина. Изображение специально сделали с «дефектом» плёнки, под старину, чтобы погрузить зрителей в атмосферу того времени. Немалую роль играли костюмы в стиле эпохи, парики и грим, которые специально создавались в чёрно-белых тонах, чтобы воспроизвести атмосферу немых фильмов. «Мюзикл раскрывает жизнь Чарли Чаплина за камерой, по ту сторону экрана, – говорил режиссер Уоррен Карлайл. – Зрители увидят, что стоит за созданным им образом маленького бродяги, который мы все хорошо знаем. В мюзикле передана история его отношений с матерью Ханной, братом Сидни, трогательной любви к последней жене Уне О’Нил. Перед глазами зрителей предстанет весь его жизненный путь с раннего детства, прошедшего в бедности, до того, как Чаплин стал успешным и знаменитым. Зрители также смогут увидеть, с чего начинался Голливуд, знаменитая «фабрика грез»78. Маленького Чарли сыграл семилетний воспитанник детской студии Театра музыкальной комедии Платон Белькин, которого позже зрители увидели в образе Джеки Кугана. Спектакль начинался со съёмок Чаплином фильма о самом себе, с воспоминаний из детства, когда они с матерью шли по улице и обращали внимание на проходивших мимо людей. Тогда Чарли в первый раз изобразил бродягу. По признанию режиссёра, его любимым моментом в мюзикле является сцена, где Чаплин впервые придумывает образ Маленького Бродяги. Чарли садится писать Сиднею телеграмму и вспоминает о матери, которая когда-то смеялась над тем, как он копировал походку бродяги. В спектакле комик часто обращается к своему прошлому, а во время съёмок «Малыша» он снова переживает момент расставания с Ханной. Уже во втором акте Чаплин встречается с ней в санатории, но она его не узнаёт, помня только мальчика семи лет и не зная, где он и что с ним теперь. Не дослушав объяснения Чарли, Ханна снова от него уходит. В мюзикле «Чаплин» использованы различные танцевальные номера, например, знаменитый «танец с булочками» из «Золотой лихорадки» в исполнении кордебалета. Интересно показана история многочисленных разводов Чаплина в формате боксерского поединка на ринге, заимствованного из картины «Огни большого города». Переломным моментом в жизни Чаплина стал фильм «Великий диктатор». Антифашистская пародия стала поводом для обвинения артиста в прокоммунистических взглядах. В связи с этим в спектакле появились серые флаги с серпом и молотом (такой цвет имеют красные знамёна в кадрах хроники). В мюзикле отрицательным героем выступила Хедда Хоппер79, которая в действительности вела собственное шоу на радио и представляла Чаплина иностранцем с левыми политическими взглядами. Она стала союзником американского правительства, повлияв на его вынужденную эмиграцию в Швейцарию. В постановке Карлайла Хоппер искала встреч с бывшими жёнами Чаплина. Милдред Харрис ей отказала, а Лита Грей согласилась побеседовать. Потом появилась Джоан Берри, подавшая иск на установление отцовства Чаплина в отношении ее ребенка. Четвёртая жена великого актёра Уна О’Нил (в исполнении актрисы Марии Елизаровой) отказалась от карьеры в Голливуде. Именно она заставила Чаплина понять, что любовь, дом и семья важнее обожания зрителей во всём мире. Как в фильме «Огни рампы», в одной из сцен комик остаётся в пустом зале: зрители бойкотируют следующую премьеру, и ему приходится проститься с экранным образом Бродяги и покинуть Соединённые Штаты. В финале герой появляется, опираясь на трость, для получения почётной премии Киноакадемии. (Илл. 6). Уоррен Карлайл считает, что у них с Чаплином есть много общего. «Я сам из Лондона, и у меня есть брат, и я переехал в Америку, чтобы жить там и делать карьеру. Ведь у Чарли Чаплина все было точно так же, очень творческая насыщенная жизнь. Так что я очень остро чувствую эту параллель. И можно сказать, что в какой-то степени я чувствую себя Чаплином»80. Ирландский драматург Джордж Бернард Шоу назвал Чаплина «единственным гением, который вышел из киноиндустрии»81. В его фильмах отразились наиболее значимые события XX века – Великая депрессия и две мировые войны. В этих условиях актёр призывал бороться «за освобождение мира, за уничтожение национальных барьеров, за уничтожение алчности, ненависти и нетерпимости»82. Для Чаплина было важным не только рассмешить зрителей, но и заставить их понять, что каждый человек заслуживает счастья. Образ «Маленького Бродяги» навсегда вошёл в историю мирового кинематографа.
  1   2   3   4

  • ТВОРЧЕСТВО Ч.С.ЧАПЛИНА В КОНТЕКСТЕ ЗАПАДНОЙ КУЛЬТУРЫ XX ВЕКА
  • Глава 1. Историография и источники.