Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Творческий отчет в помощь родителям : о роли музыкального репертуара в учебно-творческом процессе по классу эстрадного вокала




Скачать 164.51 Kb.
Дата04.07.2017
Размер164.51 Kb.
Управление образования Администрации города Киселевска

Муниципальное учреждение дополнительного образования

Центр развития творчества детей и юношества


Творческий отчет
В помощь родителям :

О роли музыкального репертуара

в учебно-творческом процессе по классу эстрадного вокала

Выполнила: Бисирова В.И, педагог УДО,концертмейстер

г. Киселевск

2015 г.


Роль музыкального материала

в учебно-творческом процессе по классу эстрадного вокала
Сердце каждого ребенка открыто для музыки, надо только помочь ему увидеть богатство и разнообразие мира, познать себя и тогда, став часть души, она поселится в нем навечно.

Именно музыка призвана помочь обрести чувство гармонии и слияния своего внутреннего мира с миром внешним. Музыка – больше, чем просто украшение и эстетическое дополнение жизни. Музыка – средство развития личности.

Я, концертмейстер творческого объединения «Ассорти», особое внимание уделяю тому, чтобы музыка постепенно, незаметно, проникала в жизнь ребенка, заставляла слушать себя, будила мысль и воображение. А главное – давала бы всем детям, пришедшим в коллектив, шанс удовлетворить свой интерес, проявить способности, раскрыть свой внутренний мир, помочь сформировать положительную самооценку, способствовала социализации и адаптации в современном обществе.

Как концертмейстер я ставлю перед собой следующие задачи:

1. Адаптация и психологическая поддержка одаренных детей.

2. Организация образовательной среды, способствующей проявлению инициативы, самостоятельности, творчества и одаренности ребенка.

3. Создание оптимальных условий для развития и реализации потенциальных способностей одаренных детей.

4. Обучение ребенка с помощью вокальных распевок, вокала, эмоциональной выразительности передачи зрителям своего понимания красоты, добра, радости.

5. Развитие и поддержание устойчивого интереса ребенка к вокально-эстрадному творчеству, развитие способностей, мастерства.

6. Создание комфортных условий для интересной, творческой работы в коллективе объединения, способствующих развитию коммуникативных навыков личности.

Цель работы концертмейстера в коллективе – совершенствование вокально-певческих навыков у детей, основная цель занятий – привить навыки эстрадного пения.

Основные задачи:



  • сформировать навыки сольного исполнения с наиболее эффективным и правильным использованием приобретенных вокальных и слуховых навыков;

  • научить детей работать в ансамбле;

  • научить свободному ориентированию в работе с техникой (микрофонами, фонограммами).

Я помогаю в ходе занятия детям овладеть вокальными навыками, научиться работать над собственным вокальным звуком, формировать тембр, тренировать дыхание. Вместе с детьми на протяжении 5 лет все приобретенные знания по навыкам эстрадного вокала приближаем к профессиональному мастерству.

Учебной основой для занятий служат различные музыкально-вокальные упражнения, а также произведения вокальной литературы. Основной пласт – это современная эстрадная музыка, позволяющая овладеть стилистически разными манерами исполнения.

Учебные занятия строятся по следующему плану:

1. Разогрев вокального аппарата:

- несколько дыхательных упражнений

– небольшие попевки в пределах квинты с закрытым ртом или на гласных («о», «а»)

2. Работа над правильным формированием вокального звука:

- пение на одной ноте различных слогов: «ми», «ме», «ма», «ме», «му» для сглаживания разницы произношения гласных звуков;

- небольшие попевки с использованием различных слогов с перенесением (транспонирование) их на различную высоту.

3. Работа над совершенствованием вокально-певческих навыков (дыханием, тембром, формирование звука, дикцией) проходят на протяжении всего курса вокальной подготовки.

Начиная со второго полугодия, я провожу занятия с техническими атрибутами (микрофонами, фонограммами). Работа с техникой также является одним из важнейших направлений творческой деятельности вокально-эстрадного объединения. С помощью технических репетиций учащиеся начинают самостоятельную работу с микрофонами и фонограммой. Исполнение музыкальных сочинений, оснащенных техническими средствами, подразумевают совершенно иные ощущения, к которым необходимо некоторое время привыкать. В подборе фонограмм оказывает большую помощь собранная мною за 25 лет фонотека классической и современной эстрадной музыки зарубежных и российских исполнителей. Работа концертмейстера эстрадно-вокального объединения ведется в следующих направлениях:

- охрана голоса;

- строение голосового аппарата;

- резонаторы;

- правильная певческая установка;

- певческое дыхание;

- формирование гласных в сочетании с согласными;

- умение пользоваться средним регистром;

- пение интервалов в медленном темпе: большая и малая секунды, большая и малая терция, кварта;

- частота интонаций;

- работа над мягкой атакой звука.

Это достигается на первом уровне обучения – репродуктивном, на втором уровне обучения (тренировочном) проводится работа над углублением знаний в области технических и музыкально-художественных навыков, приобретенных на первом году обучения. В течение второго уровня обучения работа концертмейстера осуществляется в следующих направлениях:

1. Работа над «сглаживанием» регистров.

2. Выравнивание звучности гласных, правильности четкого произношения согласных.

3. Работа над организацией дыхания, связанного с ощущением опоры.

4. При работе над текстом произведения добиваться смыслового единства текста и музыки;

- при выборе индивидуального репертуара избегать высокой или слишком низкой тесситуры, а также эмоциональной перегрузки, ведущей к форсировке звука.

5. Вырабатывать чувство ансамбля, умение слышать себя и партнеров, унисонное пение.

6. Работа над упражнениями.

7. Работа над диапазонами голоса.

8. Работа над чистотой интонирования.

Третий уровень обучения – творческая деятельность. Продолжается работа над закреплением всех полученных знаний, вокально-технических данных и освоение музыкального репертуара, в частности:

1. Расширение диапазона голоса, выравнивание звучности голоса на всем диапазоне;

- сглаживание переходных нот;

- развитием и укреплением певческого дыхания и чистотой интонирования;

- развитие подвижности голоса с помощью упражнений.

Занятия с детским коллективом начинаем с распевания, которое выполняет двойную функцию: 1. разогревания и настройки голосового аппарата певцов с целью подготовки их к работе; 2. развития вокальных навыков с целью достижения красоты и звучания певческого голоса в процессе исполнения песни. Красоты и выразительности звучания голосов я добиваюсь только на основе правильной координации в работе всего голосообразующего комплекса, которая характеризуется, прежде всего, в отсутствии излишней напряженности во всех его частях: в дыхательном аппарате, в области гортани и артикуляционных органах. Я придерживаюсь основных правил и характеристик певческого голоса, а именно звуковысотного диапазона, динамического диапазона, тембра, подвижности. Передо мной стоит ряд задач направленных на развитие этих качеств направленных на развитие этих качеств в процессе работы с вокалистами. Каждую задачу я решаю по-своему, с помощью упражнений.
Развитие звуковысотного диапазона
1. Работу над высотным диапазоном начинаю с нахождения примарных тонов голоса. Такие звуки есть в любом голосе, как правило они располагаются фа1 - ля1 детских голосов. Использую цепное дыхание при соблюдении очень небольшой силы голоса, певцам помогает распевание долгого звука и слияние со всеми голосами в унисон по высоте, силе и тембру (см. Приложение II, I)

Следующий этап распевания имеет целью отработку мягкой но точной, т.е. под «подъезда», атаки звука за счет легкого, но в меру активного краевого смыкания голосовых складок и мягкого приведения их друг к другу в момент возникновения звука. Этому будет способствовать исполнение упражнения с нюансом пиано или меццо-пиано. При звукообразовании по типу легкого стаккато или нон-легато (см. Упр. 2,3).

Построение последующих упражнений я выстраиваю на поступенных звукорядах нисходящего или восходящего порядка в зависимости от задачи настроить голоса певцов на звучание соответственно ближе к фальцетному (см. Упр. 4) или грудному звучанию (Упр.5). Звукоряд последующих упражнений постепенно расширяю по типу упражнений 6,7,8,9. Далее постепенные звукоряды сменяю упражнениями, построенными на звуках трезвучия. Потому что они имеют целью дальнейшее расширение звуковысотного диапазона на основе выравнивания регистрового звучания голоса (Упр.10, 11). Упражнение 12 относится к предыдущему типу, однако является более сложным в отношении диапазона, интонационного построения, продолжительности фонационного выдоха.
Развитие динамического диапазона
Работу над развитием динамического диапазона веду с первых упражнений, которые начинаются с использования силы звучности меццо-пиано и меццо-форте. Это упражнение позволяет сохранять постоянность звучания звука в любом участке диапазона.

Затем ставлю задачу овладения нюансами пиано и форте. Для сопоставления неподвижных нюансов использую упражнения 13,14,15. Которые первый раз исполняются форте, а при повторении - пиано. Внимание певцов при этом направляется на то, чтобы тонус мышц голосового аппарата при пении пиано оставался таким же активным, как при пении форте. Подвижные нюансы крещендо и диминуэндо в исполнительской практике считаются самыми трудными, подвижные нюансы вырабатываю с помощью упражнений на долго тянущемся звуке, одинаковом по высоте (см. Упр. 16.17), а затем в упражнениях из нескольких звуков (Упр. 18.)


Работа над тембром
На тембровое звучание голоса оказывает влияние целый ряд факторов, главный из которых – сила и высота звука, наряду с другими: видом атаки, типом гласного, способам артикуляции и эмоциональным настроем поющего в связи с художественным образом исполняемого произведения.

Работу над тембром начинаю с настройки голосов на облегченное звучание в диапазоне из примарных тонов. Для этого использую упражнения на поступенно-нисходящие звукоряды, а затем нисходящие и восходящие скачки при постепенном их расширении, арпеджио.

Работа над тембром осуществляется на тех же упражнениях, которые используются для развития звуковысотного и динамического диапазонов. Постепенное расширение обогащает тембровое звучание детского голоса.
Работа над подвижностью голоса
Подвижность голоса отражается в темпе исполнения упражнений и песен. В начале вокальной работы используются умеренные темпы. Затем те же упражнения исполняются более медленно, а затем – более подвижно. Сначала используются упражнения, где при переходе на другой тон, слог повторяется или заменяется на другой (Упр. 25). Затем - упражнения, сочетающие в себе смену слогов, с последующим их распеванием (Упр. 26), и наконец, используется чистая вокализация (Упр. 27).

Дальнейшие подобные упражнения составляю по принципу постепенного удлинения музыкальных фраз, что способствует продолжительности фонационного выдоха (Упр. 28).

Постепенное ускорение темпов активизирует работу всех голосообразующих органов. Это является основой успешного развития детского голоса. Использую простое упражнение, которое решает одновременно целый комплекс задач, это упражнение 2 – стаккато на одном звуке:

управляет определенной атакой звука;

активизирует краевое смыкание голосовых складок;

уточняет интонацию;

фермата на последнем звуке позволяет выстроить унисон;

формирует навык удерживать тон на одной высоте одинаково по силе голоса или с различными нюансами, что тренирует певческое дыхание;

звукообразование на стаккато так же тренирует и активизирует дыхательную мускулатуру;

формирует правильную артикуляцию того или иного гласного;

формирует навык пения по руке концертмейстера;

дает понятие о пении активным звуком с нюансом пиано.

Одно и тоже упражнение я варьирую, разнообразя его исполнение различной динамикой, темпом, звуковысотным расположением, характером звуковедением, использованием различных слогосочетаний. Мой концертмейстерский опыт работы с детским эстрадно-вокальным коллективом доказал, что важно не количество используемых упражнений, а их определенная последовательность при постепенном усложнении в отношении звуковысотного и динамического диапазонов, насыщенности и разнообразия тембра голоса. Постепенность, движение от простого к сложному, основной принцип в моей работе над качеством звука.

Активные педагогические методы, стимулирующие интерес к музыке:

- слушание музыки, здесь же прививаю им навыки культуры слушания, поведения;

- беседа, как путь накопления теоретических знаний;

- чтение книг о музыке, как путь накопления исторических знаний о музыке;

- сравнение образов, что способствует углубленному эмоциональному восприятию произведения;

- ввожу музыкально-игровые моменты и ритмические движения, как эмоционально-увлекательный приём, особенно на начальном этапе обучения. (Приложение)

В беседе о музыкальных инструментах обращаю внимание на специфическое звучание на том или ином музыкальном инструменте. Знакомлю с составом симфонического оркестра, фольклорного ансамбля.

В беседе об определении вида, жанра музыки использую аналитико-синтетический метод, т.е. знакомя детей с музыкальным замыслом, с основными мотивами, с музыкальной формой, выявляем наиболее характерные черты, особенности данного произведения.

В беседе о музыкальном стиле, стремлюсь научить детей узнавать специфические средства выражения, музыкальный язык и форму каждого стиля. Понимать смысл музыки и её значение в жизни человека. И опираюсь на характеристику данного периода жизни в произведениях художественной литературы, кино. Педагогическая задача состоит в том, чтобы дети научились определять музыкальный стиль соответствующего общественно-исторического периода.

В беседе о композиторе и его творчестве, о его особом музыкальном языке, сообщаю некоторые факты из биографии.

Для активизации внутреннего слуха использую ритмические партитуры с паузами. С каждым разом усложняя ритм, для этого использую несколько типов ритмического сопровождения:

-передача пульсации

-дублирование ритмического движения мелодии, где ритм как бы «пропускают» через себя.

В младшей группе, чтобы сохранить интерес на занятии, некоторым упражнениям придаю «игривый» оттенок (Приложение), провожу музыкальные викторины, которые активизируют внимание к музыке.

Приобщение ребенка к музыке происходит успешно, если у него проявляется интерес, развивается эмоциональная отзывчивость при восприятии музыки, музыкальная память, если он имеет определенный уровень музыкальных знаний, поэтому, нами разработаны критерии проявления музыкального таланта (оценка музыкальных способностей).

Критерии проявления музыкального таланта

(оценка музыкальных способностей)


1.Проявляет интерес к музыке и имеет предпочтение жанров и стилей музыки.

Т.е. любит слушать музыкальные записи, смотреть по телевизору музыкальные передачи. Может назвать любимую песню (произведение) и сказать почему.

Различает жанры и стили музык:


  • Оперный жанр

  • Симфонический

  • Вокальный

  • Камерный

  • Классический стиль

  • Эстрадный

  • Инструментальный

2.Развита эмоциональная отзывчивость при восприятии музыки.

Т.е. может ли учащийся объединить

- сенсорные ощущения музыкальных звуков и красоты звучания.

- предыдущий опыт и живые ассоциации с происходящими в данный момент .

- следование за развитием музыкальных образов и яркие ответные реакции на них.

3.Имеет определённый уровень музыкально-ритмических навыков.

Умеет пользоваться выразительными (сенсорными) средствами музыки.


  • Звуковысотные

  • Ритмические

  • Тембровые

  • Динамические

Услышать в музыке динамические оттенки:

  • Тембровые изменения

  • Метрический рисунок

  • Тембровую окраску

  • Темповые изменения

Имеет чувство ритма,

  • Ладотональный слух,

  • Звуковысотный слух

4. Выразительно передает музыкально-игровой образ (совместно с хореографом).
5. Развита музыкальная память.

  • Быстро запоминает услышанное, не тратит много времени на специальное звучание.

  • Импровизирует варианты вокальных упражнений.

6. Навыки и знания:

  • имеет элементарное представление о голосовом аппарате;

  • знает правила установки корпуса при пении;

  • умеет правильно пользоваться певческим дыханием;

  • умеет правильно формировать гласные в сочетании с согласными;

  • умеет пользоваться средним регистром;

  • умеет чисто интонировать;

  • умеет не форсировать звук;

  • умеет добиваться плавного звуковедения, вносить в исполнение элементы художественно-исполнительского творчества, чувствовать движение мелодии, кульминацию произведения;

  • умеет вырабатывать чувство ансамбля, слышать себя и партнера;

  • умеет правильно интонировать в многоголосье;

  • умеет работать в вокальном ансамбле;

  • умеет исполнять песни, используя микрофон и фонограмму «-1».

Итак, опираясь в своей работе на такие принципы, как:

актуальность – ориентация на решение наиболее значимых проблем;

прогностичность – способность соответствовать изменяющимся требованиям;

рациональность – возможность получить максимально полезный результат при помощи имеющихся ресурсов;

реалистичность – соответствие между желаемым и возможным;

целостность – полнота и согласованность действий;

контролируемость – определение промежуточных целей;

чувствительность к сбоям – возможность оперативного обнаружения отклонений и коррекции действий, наше сотрудничество с педагогом вокальной студии, где каждый старается неординарно подходить к своей работе, принесло хорошие результаты.

Литература





  1. Ю. Алиев. Пути формирования навыков многоголосного пения в школьном хоре. ж-л «Музыкальное воспитание в школе», с. 12 – 16, № 4, 1987 г.

  2. О. Апраскина. Хрестоматия по методике музыкального воспитания в школе. М.: «Просвещение», 1987 г.

  3. В. Багадуров. Вокальное воспитание детей. М.: «Академия», 1965 г.

  4. А.М. Билль Л.А. Богуславская. Чистый голос. М.: «Академия», 2003 г.

  5. М. Ветлугина. Музыкальное развитие ребенка. М.: «Просвещение», 1968 г.

  6. Научно-педагогические основы разработки и реализации образовательных программ в системе дополнительного образования детей. М.: «АСТ-пресс», 1996 г.

  7. М. С. Осеннева, В.А. Самарин, Л.И. Уколова. Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом. М.: «Академия», 1999 г.

Репертуар

1 год обучения.
1. Г. Гладков «Чунга-чанга»

2. Е. Крылатов «Лесной олень», «Колыбельная медведицы», «Где музыка берет начало», «Лягушачья ламбада».

3. М.Дунаевский «Песня Красной Шапочки»

4. К. Певзнер «Оранжевая песенка»

5. В. Шаинский «Облака»

6. И. Николаев «Маленькая страна»

7. Ю. Саульский «Черный кот»

8. А. Зацепин «Где-то на белом свете»

9. В. Добрынин «Кто тебе сказал»

10. Д. Чиарди «Мистер Жук»

11. Т. Шапиро «Помоги кенгуру», «Репка»

12. У. Дарцев «Кенгуренок»

13. Р. Гуцалюк «Принцесса», «Снегопад»

14. С. Ранда «Паровозик детства»

15. Л. Дербенев «Брадобрей», «Непогода»

16. Л.Деревягин «Звезды надежды», «Детский сад», «Песенка про зайчика»

17. И. Чесноков «Тетя Клава», «Мой щенок», «Кукла Лида»

18. В Рукавишников «Соседи»

19. С. Ведерников «Чудо-детство»

20. А. Новиков «Смуглянка», «Детство»

Репертуар

2 год обучения


1. Е Крылатов «Прекрасное далеко», «Крылатые качели», «Будь со мной», «В старом замке»

2. Р. Паулс «Листья желтые»

3. А. Пугачева «Звездное лето»

4. В Началов «Школа», «Остров Тенериф»

5. С. Намин «Мы желаем счастья вам»

6. Русские народные песни «Во поле береза стояла», «Любо, братцы, любо», «Вдоль по улице метелица метет»

7. И. Дунаевский «Ой, цветет калина»

8. В. Кызылов «Мир для друзей»

9. В. Сюткин «Новые города»

10. А. Зацепин «Дожди»

11. А Барыкин «Песня о друге»

12. И. Корнелюк «Дожди», «До чего ж я невезучий»,

13. В. Цветков «Дракончик Драки», «Планета детства», «Пять февральских роз»

14. Т. Шапиро «Кукушка», «Кукла», «Улитка»

15. В. Ударцев «Зажигаются звезды»

16. Р. Гуцалюк «Ах это море», «Девчонка не та», «Ледяная роза»

17. С. Ранда «Морская песенка», «Маскарад на цветной луне», «Путешествие на Марс»

18. Е. Сокольская «Мой парус», «Старый сад», «Последний звонок», «Колыбельная», «Времена года»

19. М. Дунаевский «Цветные сны»

20. И. Чесноков «Кот на крыше»

21. В. Резников «Улетай, туча»

Репертуар

3-й год обучения


  1. В. Началов «Герой не моего романа», «Дюймовочка»

  2. А. Зацепин «До свиданья, лето»

  3. Русские народные песни «Ой, то не вечер», «Светит месяц»

  4. Д. Тухманов «Чистые пруды», «Напрасные слова»

  5. Г. Пономаренко «Отговорила роща золотая»

  6. И. Николаев «Лето кастаньет», «Ты здесь»

  7. А. Новиков «Эх, дороги»

  8. М. Ножкин «Последний бой»

  9. М. Блантер «Катюша»

  10. Т. Снежина «Позови меня с собой»

  11. М. Леонидов «Девочка-виденье»

  12. Ю. Варум «Ля-ля-фа»

  13. Э. Пресли «Люби меня нежно»

  14. Ю. Маликов «Мир не прост»

  15. Дж. Ховард «Так заканчивается день»

  16. А. Литягин «Музыка»

  17. В. Шульгин «Москва слезам не верит»

  18. Н. Орейро « Combio Dolor»

  19. М. Минков «Ты на свете есть», «Старый рояль»

  20. А. Цой «Где ты, мама»

  21. Л. Дербенев «Ах, этот вечер», «Ветер перемен»

  22. В. Реймер «Верный парень»

  23. В. Байков «Нет покоя у нас»

  24. Т. Шапиро «Облака»

  25. К. Попов «Листья»

  26. М. Дунаевский «Городские цветы»

  27. В. Резников «Дельтаплан», «Льдинка»

  28. Н. Листов «Я помню чудное мгновенье»

  29. А. Рыбников «Я тебя никогда не забуду»

Репертуар



4-й год обучения


  1. Неизв. автор «Огонек»

  2. К. Санторо «Песенка шофера»

  3. Г. Петербургский «Синий платочек»

  4. М. Фрадкин «У деревни Крюково»

  5. К. Листов « В землянке»

  6. Песня воен. лет «Одногодки»

  7. О. Фельцман «После дождя»

  8. А. Кальварский «Любимый джаз»

  9. С. Намин «Стучат колеса»

  10. К. Миноуг «Can’t get me cut of my head»

  11. Гр. «Пепси» «Три звезды»

  12. В . Реймер «Чудная страна»

  13. Л. Большин «Мир спасет красота», «Танцуй со мной»

  14. И. Понаровская «Ты со мной», «Блюз»

  15. В. Резников «Прощай»

  16. М. Фадеев «Господи»

  17. М. Керри «My all», «Whiteout you»

  18. Р. Паулс «Любовь настала»

  19. Мадонна «You’ll sue»

  20. Д. Тухманов «Не повторяется такого никогда»

  21. Дж. Гершвин «Любимый мой», «Если ты со мной рядом»

  22. И. Крутой «Ангел-хранитель»

  23. Ф. Шуберт «Ave Maria»

  24. А. Рыбников «Ария звезды»»

  25. Ю. Антонов «Маки», «Снегири»

  26. О. Иванов «Олеся»

  27. А. Зацепин Песни из к/ф «31 июня»

  28. А. Макаревич «Поворот», «За тех, кто в море»

  29. М. Минков «А знаешь, все еще будет», «Не отрекаются любя», «Эти летние дожди», «Куда уходит детство»

  30. В. Чайка «Зимний сад»

  31. П. Маккартни «Yesterday»

  32. Ф. Лей «История любви»

  33. Б. Андерсон «Eagl»

  34. А. Мон «Синий дирижабль»

  35. О. Газманов «Офицеры», «Мама», «Летний дождь», «Россия»

  36. Э. Дмитров «Арлекино»

  37. М. Мартин «Baby one more time»

  38. Песни из репертуара отечественных и зарубежных исполнителей

  • Творческий отчет В помощь родителям : О роли музыкального репертуара в учебно-творческом процессе по классу эстрадного вокала
  • Роль музыкального материала в учебно-творческом процессе по классу эстрадного вокала