Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Творческий кризис в жизни художника как философская проблема




Скачать 50.35 Kb.
Дата17.06.2017
Размер50.35 Kb.
ТВОРЧЕСКИЙ КРИЗИС В ЖИЗНИ ХУДОЖНИКА

КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА
Бахтизина Д. И.

Сибайский институт (филиал)

Башкирского государственного университета

Башкортостан, г. Сибай
Человек живет в наполненном смыслами семиотическом пространстве, понять и актуализировать которое он стремится постоянно. Свидетельство тому – вся история человеческой культуры, которую Э. Левинас определяет как «смысл, приходящий к бытию». [3, с. 89] Насыщение бытия смыслом составляет суть творческой деятельности. Создавая произведение, художник постоянно моделирует мироздание во всей его сложности и многообразии, мощью своего таланта раскрывая тайны бытия. Процесс творения позволяет автору ощутить само течение жизни, создать в произведении особую неповторимую динамику времени, аналогичную ритму бытия.

Сила таланта художника заключается в умении обнаруживать скрытые закономерности бытия. Внутреннее зрение, которое, по словам О. Бальзака, сопутствует гениальности, помогает творцу найти невидимые нити, связывающие между собой далекие на первый взгляд жизненные явления. Сопоставление несопоставимого, в результате которого неожиданно раскрывается внутренняя логика соотношений, казалось бы, взаимоисключающих явлений, рождает феномен парадокса, этого «друга гениев». Размышляя о природе творчества, С. Кьеркегор приходит к выводу, что «парадокс – сама страсть мыслителя». [2, с. 164] Жизнь художника сосредоточена на постоянном поиске смелых художественных открытий, заставляющих человечество по-новому взглянуть на привычные вещи.

На вопрос, в чем состоят цель и смысл творчества, мыслители и художники давали разные ответы. Для А. Эйнштейна творчество представляется борьбой за достижение более глубокого, лучшего понимания мира; для Б. Пастернака ценность творчества – в самовыражении, «цель творчества – самоотдача, а не шумиха, не успех», – пишет он. Все творцы охвачены властной потребностью выразить себя в науке и искусстве, для них очень важен сам процесс созидания, процесс рождения и формирования мысли. Творчество – это непрекращающийся, непрерывный процесс, которым и живет художник.

И. В. Гете писал о том, что «тот, кто рожден с талантом и для таланта, уже в нем находит всю прелесть своего существования». [1, с. 67] Существуют свидетельства великих композиторов о том, что без музыки они не представляют себе жизни, независимо от того, пользуются ли успехом их произведения. По словам Дж. Россини и В. А. Моцарта, музыка в них звучала постоянно. П. И. Чайковский называл ежеминутное сочинение своим нормальным состоянием. Все они жили ради той радости творчества, о которой так хорошо написал Р. Роллан: «Божественная радость созидания! Одно только и есть счастье: творить! Живет лишь тот, кто творит!». Прав он был, когда утверждал, что «все радости жизни – радости творческие». [5, с. 16]

В творческой жизни художника подъемы закономерно чередуются со спадами, и редко какой творец проходит мимо творческого кризиса, не испытав его потрясений. Творческий кризис является необходимой составляющей творческого роста. Он позволяет художнику заново взглянуть на свое творчество, произвести переоценку ценностей. Этот объективный взгляд со стороны дает автору возможность временно занять позицию реципиента и обнаружить изъяны формы, мешающие адекватному восприятию содержания его произведений. Кризис – болезненный, но необходимый период духовного созревания художника, в процессе которого он обретает новое видение мира. Он – закономерный результат развития творческих возможностей художника. В творческой биографии художника неизбежно наступает момент, когда он чувствует, что ему необходимо подняться на качественно иной уровень творчества. Мучительность и длительность поиска нового пути приводит к творческому кризису. Кризис дает возможность художнику пересмотреть не только идейно-образное содержание своего творчества, но и средства его воплощения. Другими словами, в этот период жизни художника идет интенсивный поиск путей обновления языка, приводящий к повышению технического мастерства.

Важнейшая сторона психологии творческой личности – уверенность в своей художественной правоте, в действенности и убедительности того, что он создает. Художник не был бы подлинным художником, если бы не верил в ценность своих творений. О. Мандельштам писал: «Поэзия есть сознание собственной правоты. Горе тому, кто утратил это сознание». П. Гоген утверждал: «В искусстве я прав». А. Чехов давал авторам совет, отражающий ту же мысль: «Пишите с полной верой в свое перо». Однако безграничная и бесконтрольная вера в свою правоту приводит к опасной самоуверенности и наносит непоправимый ущерб художнику. Поэтому обратной стороной этой столь необходимой творцу психологической установки является требовательность автора к себе. «Трижды благословенным механизмом» назвал ее Г. Галь, который считал, что взыскательность к себе живет в каждом настоящем художнике. Неудовлетворенность и стремление к совершенству стимулируют творческую мысль художника, заставляя его искать наиболее оптимальные пути реализации своего замысла. Подобная строгость к точности воплощения образа приводит к тому, что авторы иногда годами и даже десятилетиями шлифуют свои произведения. Мучительный поиск истины в процессе созидания произведения – явление настолько распространенное в творческой практике, что его можно считать нормой. Это время не только поиска, но и плодотворных находок, которые в результате приводят к созданию произведения. Но период творческого кризиса – это время совершенно иного состояния художника, во время которого он, сомневаясь в своей художественной правоте и в своих силах, не может сочинять. В известном смысле этот период жизни художника можно сопоставить с болезнью, в которой Р. Роллан открывает неожиданную положительную сторону: «Болезнь часто бывает благодеянием, – пишет он. – Сокрушая тело, она освобождает душу». «Кто никогда не был болен, тот себя не познал.» [5, с. 437] Его мысли перекликаются с идеями философов-экзистенциалистов, которые особое внимание уделяют таким «пограничным» состояниям жизни человека, когда в результате напряжения сил обостряется духовная сущность человеческой личности. О. Больнов рассматривает кризис как очищение и обновление человека, при котором для него совершается жизненно важный выбор. По мнению ученого, «высшей ступенью духовной зрелости можно достичь только в кризисе». [4, с 159] Управлять течение кризиса невозможно, необходимо лишь найти силы и преодолеть его. Для творческой личности период кризиса очень важен для понимания ею своей сути. Фактически это поиск пути к себе.



Преодоление кризиса аналогично выздоровлению. Восстанавливая веру в свою правоту, эту духовную опору, которая необходима творцу для созидания, художник возрождается к новой творческой жизни, обогащенный другим видением мира и возросшим техническим мастерством. Вполне закономерно, что произведения, появившиеся после преодоления творческого кризиса, нередко являются настоящими шедеврами. Творческий кризис – это не пассивное состояние бездействия и ожидания, а активный, хотя и мучительный и во многом бессознательный поиск художником нового пути в творчестве. Это напряженный процесс формирования нового духовного мира. Из горнила творческого кризиса художник выходит заново рожденным, подобно Фениксу, и готовым к новым творческим свершениям.
Библиографический список

  1. Гете, И. В. Годы учения Вильгельма Мейстера / И. В. Гете. – М., 1970.

  2. Кьеркегор, С. Философские крохи / С. Кьеркегор // Вопросы философии. – 2004. – № 1.

  3. Левинас, Э. Философское определение идеи культуры / Э. Левинас // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. – М., 1990.

  4. Новикова, Г. Антропологическая интерпретация педагогики О. Ф. Больнова / Г. Новикова // Вопросы философии. – 2004. – № 5.

  5. Роллан, Р. Жан Кристоф // Роллан Р. Полн. соб. соч. в 9 тт. – Т. 2–4. – М., 1974.


  • Библиографический список