Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Творческая стратегия изобретателя




страница1/11
Дата21.07.2017
Размер1.89 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11




Морозов Александр Прокопьевич

к.т.н., доцент кафедры «Теплотехнических и энергетических систем»

Магнитогорского государственного технического университета
ТВОРЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЯ

Введение

В материале проводится краткий анализ мотивации и стимуляции настроя на творчество. Приводится методика организации творческой стратегии инженера-изобретателя, позволяющей реализовывать пожизненный творческий процесс. Предлагается метод рационального использования времени творческой личности. Изложены некоторые психологические особенности творческой личности и рекомендации для инженера-предпринимателя. Представлены основные закономерности развития творческих коллективов. Проанализированы типовые ошибки, возникающие в развитии технических систем и при решении задач. Предлагаются рекомендации студентам по развитию способностей к творчеству и самостоятельному мышление. Пособие составлено на основе учебно-методических трудов автора [1,2].

Творческий потенциал необходимо закладывать с детства, хотя подключиться к творческой деятельности можно с любого возраста. Перед молодыми людьми встает сложнейшая проблема построения и организации личной жизни - выбор профессии, специализации, места работы, спутника жизни, завязывание характерного только для данного человека узла значимых отношений. Творческая активность проявляется в выборе стратегии и альтернатив, в принятии решений в определении верного жизненного пути и в умении соизмерять свои личные (природные, психические) возможности с реальной ситуацией и масштабами решаемых задач [3].

Творчество инженера и ученого носит многоаспектный характер, проявляющийся в различных слоях: техническом, человеческом и общественном. В существующих стандартах высшего образования в основном делается упор на технический аспект. Нынешняя система образования не способствует развитию творческих способностей, так как основана на запоминании «справочных» данных и на контроле известных знаний. Учебный процесс в основном построен на анализе таких теоретических и практических задач, для решения которых уже имеется готовая постановка задачи, дается способ ее решения, в виде четкого алгоритма и имеются примеры решения по этому способу. При этом решение задачи часто превращается в рутинную работу, не требующую глубоких творческих размышлений. Определенные сложности возникают, если обучение студентов проводит ученый-теоретик, мыслящий обобщенными моделями, в то время как мышление инженера основано, главным образом, на конкретных технических схемах.

Необходимо помнить, что любое профессиональное обучение закладывает лишь основы знаний, необходимый минимум, все остальное надо добирать и пополнять всю жизнь, поэтому требуется активная самостоятельная работа и повышенный творческий потенциал. «Зазубренные» и неприменяемые на практике знания быстро забываются – это естественная реакция человеческого мозга. Поэтому главное – не что изучать (это инженер освоит на конкретном производстве при стажировке), а как изучать, ставить и решать задачи, и самое главноекак при любых жизненных ситуациях оставаться творческой личностью в течение всей жизни. Для ученого необходимы глубокие теоретические знания по выбранной теме, умение организовывать экспериментальные исследования и математическое моделирование. Инженера, прежде всего, интересуют «производительные» знания, на основе которых возможны разработки конкретных технологий, мероприятий по экономии энергии и сырья, а также новых товаров и услуг. Существует жестокая закономерность, по которой в получении таких знаний инженером, кроме него самого, не заинтересован никто. Поэтому истинный ученый или инженер (а не по диплому) неизбежно должен постоянно заниматься самообразованием, а для этого необходимо поддерживать творческий стиль жизни.

Характер творчества инженера может быть чрезвычайно разнообразным в зависимости от сферы его деятельности. Можно выделить следующие основные направления:



1) инженер-производственник – эксплуатация и ремонт оборудования, выпуск продукции;

2) инженер-исследователь - разработка и внедрение новых технологий в заводских лабораториях и отраслевых научно-исследовательских институтах;

3) инженер-проектировщик (конструктор) - проведение проектно-конструкторских работ в заводских техотделах и проектных институтах;

4) ученый - проведение фундаментальных и прикладных научно-исследовательских работ в академических и отраслевых институтах, а также научно-педагогическая деятельность в вузах;

5) инженер-управленец (менеджер) – начальники производств, директора, администраторы, менеджеры различных предприятий и организаций;

6) инженер-предприниматель – мелкий и средний бизнес, коммерция, разработка новых товаров и услуг;

7) инженер, работающий не по специальности, банковские клерки, налоговые агенты и другие чиновники.

В каждом рассмотренном случае алгоритм действий человека, средства достижения цели, характер и доля творчества различны. Однако существуют основные стимулы, присущие всем направлениям деятельности инженера, - это настрой на повышение материального состояния, карьера и настрой на творчество. Первые два стимула являются универсальными и довольно прозрачно мотивируемыми, а третий - чрезвычайно уязвим и непродолжителен. Казалось бы, что идеальным вариантом является оптимальное сочетание данных трех стимулов, однако в реальной жизни последний стимул «забивается» первыми двумя.

При многообразии проявлений инженерной деятельности их связывает одно - истинный инженер обязан качественно повышать научно-технический уровень систем, т.е. изобретать. Изобретательское творчество имеет непосредственное отношение к развитию средств производства и, в этом смысле, является наиболее значимым для общества видом творчества. Поэтому в данном разделе творческая стратегия рассматривается в основном с точки зрения инженера-изобретателя, а остальные направления (ученые, администраторы) анализируются как альтернативные на творческом пути. При этом предполагается, что выбор направления и творческого характера деятельности является сугубо сознательным.

1. МОТИВАЦИЯ НАСТРОЯ НА ТВОРЧЕСТВО

В широком понятии этого слова, сущность творческого процесса заключается в реорганизации имеющегося опыта и формировании на его основе новых антишаблонных и нестереотипных комбинаций. Подлинным творцом является тот, кто своими действиями достигает чего-то нового и ценного, причем ценность достигнутого может определяться практической пользой или новизной. Можно говорить о низшем уровне творчества - состоящем в расширении области применения уже существующих знаний, и высшем уровне - связанном с созданием какой-то совершенно новой концепции, в большей или меньшей мере изменяющей представление о вещах. Творческий процесс можно разделить на четыре основные стадии. На первой происходит выделение проблемы и вживание в нее. На второй стадии человек заставляет себя отказаться от первого, как бы «напрашивающегося», пути к решению ради поиска других путей. Третья стадия - это сводные умозрительные рассуждения (а лучше, анализ на основе знания законов развития систем). И, наконец, на четвертой стадии – «кристаллизация» решения. Именно в поиске плодотворного решения, а не в конструировании бесполезных комбинаций и заключается творчество.

Творчество свойственно умам, способным мыслить самостоятельно, не связывая оценку той или иной информации с авторитетностью ее источника. Люди, ощущающие потребность постоянно опираться на признанные авторитеты, не способны к творчеству. На творческий акт решиться нелегко, так как это требует разрыва с привычными схемами мышления. Связь между умственными способностями и творчеством вовсе не проста. Для человека творческого склада порой важнее высоких умственных способностей умение сохранить независимость при наличии внутренних и внешних давлений. Творческие личности относительно мало задумываются над тем, какое мнение сложится о них у окружающих, а антиконформизм позволяет им действовать гибко, быстро переключаться на новые системы и увидеть уже знакомый объект с совершенно новой стороны.

Касаясь темы творческой стратегии ученого или инженера, неизбежно приходится затрагивать нетехнические вопросы и говорить о вещах, о которых «все знают, но вслух не говорят». Все стороны нашей жизни густо замешаны на интересах: личных, коллективных, общественных. Практически каждый шаг человека диктуется и направляется теми или иными интересами. Право на творчество инженеру приходится отстаивать в жесткой борьбе с внешними и внутренними интересами. Одним из компонентов творчества является наличие или возможность получения качественного образования.

Творческое обучение студентов, в отличие от - обычного, основанного на простом запоминании известных истин, облегчает молодому инженеру адаптацию в современном переменчивом мире. В наше время человек должен быть готов к неоднократной переквалификации и, даже полной смене профессии в течение жизни. Такая перестройка - очень болезненный процесс, и помочь здесь может активная творческая позиция. Кроме того, люди, занимающиеся творческим трудом, до глубокой старости сохраняют высокий жизненный стимул и работоспособность. При этом все желания человека в жизни мимолетны, а тяга к творчеству - пожизненна.

Основная цель обучения должна заключаться в выявлении и раскрытии творческих наклонностей и способностей студентов, о которых многие не подозревают (и, может быть, до конца своей жизни не узнали бы). Дело в том, что многие инженеры, особенно в начале своей карьеры, вынуждены заниматься утомительной и неинтересной работой. Постепенно складывается стереотип, что иной работа быть и не может (особенно, если попытки творческой инициативы были наказуемы). Поэтому задачей обучению творчеству является не подготовка специалистов для выполнения стандартных операций, а в воспитании творческих личностей, вырабатывающих свою стратегию и умение ставить и решать задачи. Обучение творчеству имеет свою специфику - в процессе обучения затрагиваются жизненные устои слушателей, сложившиеся в семье, школе, коллективе. Освоение правил творческой работы требует, в той или иной мере, изменения стиля жизни необходимы выбор достойной цели жизни и работа по достижению этой цели, а это требует исключительно высокой работоспособности и самоконтроля. При этом перестраивается и мышление: появляются навыки организованного, направленного выполнения умственных операций, возникает необходимость регулярной тренировки воображения.

Изменение общеэкономической конъюнктуры отразилось и на характере инженерного труда: падает спрос на инженерные профессии в тяжелой промышленности, требуется меньше инженеров, чем коммерсантов. Однако появляется спрос на инженеров в других отраслях: строительстве, программировании и информатике, сфере услуг, обрабатывающей промышленности (продукты питания, сельское хозяйство). Поэтому современный инженер должен уметь быстро переквалифицироваться в соответствии с потребностями рынка, а для этого необходимы творческие способности и владение универсальными методами решения задач.

В условиях проблемы занятости и протекционизма при устройстве на работу, умение творчески мыслить в совокупности с предпринимательскими способностями позволит либо начать свое дело, либо достойно определиться на существующих предприятиях. Например, в США на инженера, хотя бы раз не попробовавшего начать свое дело, организовать частное производство, смотрят с подозрением. И при приеме на работу отдается предпочтение тем, кто это делал, даже если безуспешно. Поэтому каждый инженер, в какой-то момент жизни, при нахождении своего поля деятельности, может попробовать заняться своим делом. Творческая предпринимательская деятельность (например, внедрение изобретений) будет малопроизводительной без знания особенностей и методологии научно-технического творчества. Во времена постоянных и резких перемен узкая специализация является помехой, а разносторонность, гибкость и активность - неоспоримыми преимуществами. Необходимость перемен порой приводит людей в ужас, но к каждому изменению следует подходить как к достойному испытанию. Новая работа дает ощущение свободы, расширяет круг наших возможностей, помогает развивать и углублять знания, опыт и творческие способности. Для динамичных предприятий выгодны работники с признаками мотивированных умений, т.е. доставляющих им удовольствие. Удовольствие от работы стимулирует личную ответственность, улучшает качество продукции, повышает производительность труда. При этом, как бы работает идеальный менеджер, практически невидимый и направляющий трудовой процесс с минимальным непосредственным участием. Для современной экономики, основанной на сфере услуг, характерны мелкие и средние фирмы, создающие подавляющее большинство новых рабочих мест. Хотя такие предприятия отличаются сравнительно высоким уровнем финансовых неудач, однако они являются самыми новаторскими. Действительно, неудача обычно праматерь нововведений, требующих рискованного эксперимента. Не надо бояться неудач, на них надо учиться и совершенствоваться. Обычно преувеличивают роль правительств и банков в создании новых рабочих мест, например, небольшие предприятия основываются в основном из частных источников. Истинно творческий аспект любой экономики фактически является не результатом заботы бюрократов и чиновников, а проявлением личной храбрости, сотрудничества и изобретательности, т.е. самовыражением творческого потенциала людей.

Творчески пассивный инженер сейчас никому не нужен. Прошли те времена, когда молодой инженер приходил на производство и ждал, пока его «загрузят» работой. Что называется «с улицы», вас могут взять при условии наличия у вас реальных интересных идей, дающих «навар». Например, классический случай из опыта США: «К бизнесмену обратился молодой выпускник колледжа с просьбой принять его на работу. Предъявил диплом об ученой степени, отличные оценки и за 25 тысяч долларов в год пообещал решить все проблемы фирмы. Бизнесмен подумал немного и кивнул: «Конечно, человек, который решит все мои проблемы, стоит 25 тысяч долларов». Молодой человек радостно спросил: «А с какой же проблемы мне начать?». Не колеблясь ни минуты, бизнесмен ответил: "Где взять эти 25 тысяч долларов?"» [4].

Переход на контрактный наем на работу для инженера ставит его в жесткие рамки конкуренции, поэтому умение быстро и эффективно решать технические задачи, генерировать новые идеи является одним из главных условий выживания при капитализме. В промышленности достаточно областей для технического творчества, необходимо только выбрать достойную цель (связанную, например, с местом дальнейшей работы) и набирать информационный фонд по выбранному направлению. При переходе к рынку особенно остро перед инженером встает проблема поиска новых технических решений в следующих направлениях: 1) при эксплуатации оборудования, для экономии энергоресурсов и материалов; 2) при производстве новых, конкурентоспособных видов продукции и услуг; 3) использование отходов производства и др.

В рассуждениях многих ученых на тему творческой личности царит порой путаница, предрассудки и косность. Например, «творчество - удел немногих, избранных, получивших свой талант от рождения». Такой взгляд на природу творчества устраивает многих: и тех, к кому, по их собственному выражению, природа оказалась щедра и одарила талантом - им приятно сознавать себя избранными, и, как ни странно, тех, кого природа «обделила» - «не дала таланта» - и это оправдание безделью и потребительству. Необходимо помнить, что творческая личность, талант, гений - восходящие ступени интеллектуального и творческого развития человека, мера оценки его достижений, и поэтому первый этап, в принципе, доступен любому человеку [5]. Талант, т.е. ярко выраженные способности, - неотъемлемая сторона творчества, но понятие это неопределенное, не раскрытое через составляющие. Кроме того, наличие таланта определяется обычно по результатам деятельности, постфактум, и в этом плане является синонимом творчества. Поэтому необходимо найти качества, каждое из которых вполне определимо и может быть целенаправленно воспитано.

Побудительной силой на творческую деятельность может стать, в некоторой степени, намерение составить себе состояние на оригинальных изобретениях. Это возможно, если реализация изобретения не связана с высокими затратами и под силу одиночке или небольшому коллективу. Например, Сименс, Эдисон, Парсонс начинали как изобретатели-одиночки, а затем стали основателями крупных компаний [1]. Авторы менее значительных изобретений (английская булавка, свободный ход велосипеда, плавающее мыло и другие) составили себе на них миллионные состояния. Утверждение, что времена изобретателей-одиночек прошли, что только крупные фирмы могут разрабатывать новые идеи, верно лишь отчасти. Инженер, сделавший изобретение в области малого бизнеса (например, не требующего больших затрат материалов и энергии), может позволить основать прибыльное предприятие. "Свободный" инженер не связан по рукам и ногам погоней за дивидендами и может свободно выбирать для себя цели и задачи. Разумеется, ему необходимо стартовое финансирование, например полученное при временной работе на крупном предприятии.

Другой сильной мотивацией творчества может стать преодоление комплекса неполноценности, развивающегося под действием тяжелых жизненных обстоятельств, например, для Д.Карнеги - это бедная семья, невозможность получить престижное образование, слабое здоровье, что заставило его выработать систему приемов, укрепляющих в человеке уверенность в себе [6]. Другой пример: З. Фрейд, преодолевая чувство собственной неполноценности, выработанное строгим пуританским образованием и поздним браком, создал теорию психоанализа [7]. Составитель данного материала не рассматривают здесь гипотезу о том, что творчество является следствием пограничных психоповеденческих состояний человека, т.е. данная стратегия изобретателя рассчитана на людей без психических и других аномалий [8].

Чрезвычайно сильным стимулом к творчеству могут быть меркантильные интересы, например: сделать карьеру, занять административную должность, улучшить материальное положение. Эти стимулы, как правило, не высказываются в начале творческого пути, но почти всегда имеются в виду. Мысль, что деньги - это свобода, в том числе и творчества, не нова. Но, это уже творчество особого рода - искусство делать деньги, и к научно-техническому творчеству имеет отношение только на определенном этапе, например - на стадии внедрения. Творчество - ради «навара», почти всегда, имеет стадию насыщения, сменяясь откровенным потребительством (машины, дачи, яхты, «красивая жизнь» и т.д.). Административный рост также отчуждает человека от творчества, т.к. в лучшем случае времени остается только на общее руководство этим процессом. Эффективным способом активации творчества является смена стимулов в течение жизни. Существуют и «специфические» мотивы творчества, например зависть к преуспевающим коллегам и непомерное тщеславие - желание осчастливить все человечество и увековечить свое имя.

Мотивацией творческой деятельности может быть не столько удовлетворение (моральное или материальное) в достижении цели творчества, сколько в самом стремлении к этому процессу [9]. Настрой на «творчество - ради творчества» является чрезвычайно уязвимым под ударами многочисленных жизненных обстоятельств, но только он может дать возможность пожизненного творческого процесса. Существует единственное средство сделать процесс обучения творчеству плодотворным - это вызвать и закрепить интерес.

У молодежи существует убеждение, что творчеством занимаются только серьезные седовласые профессора. Наоборот, самый плодотворный период жизни для творчества является 20-30 лет. Необходимо помнить, что творчески зрелой личностью можно стать и в юном возрасте, а незрелой - остаться и до старости. Творческая пассивность личности, позиция «сидеть, сложа руки» приводит к непоправимым изменениям и в событиях ее жизни и в ней самой. Если человек упускает единственно возможный момент, он упускает множество возможностей. При сравнении взрослой, зрелой и только еще становящейся личностей на первый взгляд представляется, что у юного больше дорог, шире выбор. Однако это не так. Юному человеку будущее принадлежит как чистое поле желаний, еще не измеренное собственными действиями, не освоенное, не подготовленное настоящей жизнью. А у зрелого человека будущее измерено его возможностями. Этим, возможно, объясняется непостижимая закономерность, по которой молодые повторяют ошибки старших. Молодость - это не достоинство, а преимущество, причем временное, и поэтому необходимо максимально его использовать. В возрасте до 20-25 лет значительно легче формируется творческая личность, осваивается психология и методология творчества, нежели после 30 лет.

Часто инженеры-производственники скептически отзываются об инженерном творчестве: и без него полно организационной работы - эксплуатация оборудования, контроль, ремонт и т.д. Необходимо помнить, что всякий раз, когда мы сталкиваемся с технической задачей, не имеющей очевидного логического решения, и находим оригинальное решение, мы изобретаем. Для всех творческих работников изобретательность играет не меньшую роль, чем профессионализм. Практически все из нас наделены талантом изобретателя, но не все умеют развивать этот талант и пользоваться им.

Творчество - самое лучшее лекарство от скуки, источник своеобразного счастья. Не всякая деятельность является условием развития личности в психологическом смысле, например, монотонный труд или формальное исполнение дела не ведут к развитию творческой личности [10-12]. Нет нетворческих профессий, а есть люди, не умеющие или не желающие творчески подходить к своему труду. В то же время в любой, даже самой творческой профессии всегда найдутся люди, чуждые творчеству или умело имитирующие процесс творчества. Дело не в профессии или должности, а в жизненной позиции [13,14].

Заблуждением является мнение, что научно-техническое творчество доступно только для «больших» ученых. Наоборот, как правило, они являются администраторами в науке и большую часть времени осуществляют руководящие функции, выдавая порой за свои достижения творческий труд многих подчиненных себе инженеров. Даже если в начале своей административной карьеры, такой ученый сам делал изобретения, то на определенном этапе подчиненные вынуждены сами нести ему свои идеи и изобретения, автоматически, включая начальника, в соавторы. Любой, осмелившийся делать иначе, тут же подвергается репрессиям во всех формах: предупреждение, понижение оклада и увольнение. Люди, занимающие более высокое служебное положение и имеющие более высокий статус, казалось бы, обеспечивают себе большие творческие возможности. Однако действуют обстоятельства, действующие в прямо противоположном направлении, например поглощенность административными и общественными обязанностями.

Существует убеждение, что у ученых и изобретателей идеи возникают случайно. Восточная мудрость по этому поводу гласит: «Все дело случая, но случай награждает лишь того, кто его достоин». Например, И. Ньютон, прежде чем открыть один из фундаментальных законов физики, 20 лет трудился над ним и даже заболел от переутомления, а уж потом появилась легенда о «случайно» упавшем яблоке. По этому поводу прав был Луи Пастер, когда говорил: «Не всякому помогает случай; судьба одаривает только подготовленные умы».

Принято считать, что научно-техническим творчеством занимаются в основном инженеры, связывающие свою жизнь с наукой, поступив в аспирантуру и защитив диссертацию. Опыт, получаемый при этом, безусловно, является очень полезным: вырабатывается умение ставить и решать задачи, находить новизну, планировать и организовывать эксперимент, моделировать процессы и т.д. Однако по этому элитарному пути проходят единицы инженеров и, как правило, этот процесс единовременный (или двукратный, при условии защиты докторской диссертации) и нацелен, в основном, на карьеру. Особенностью этого пути является то, что для успешной защиты диссертации необходимо найти эффектную «диссертабельную» тему, которая либо узко специальная, либо далека от жизненных реальностей, или конъюнктурна в данных условиях. После завершения работ, как правило, происходит переориентация на другие реальные проблемы, с резкой сменой тем и стимулов, при этом остается только организационный, а не творческий опыт. Причем, психологически трудно перейти с меркантильных стимулов к творчеству - ради творчества. Кроме того, главная цель «диссертационного» пути в творчестве - это всегда лишь подтверждение научной квалификации, т.е. соответствия определенным формальным требованиям на момент защиты диссертации, однако преимуществами наличия степени, в определенных структурах, можно пользоваться всю оставшуюся жизнь. В этом и заключается притягательность диссертационного пути. Срабатывает простая логика: человек не всегда будет молодым и творчески работоспособным, а наличие степени делает его положение более стабильным. Такая система вполне оправдывает себя в структурах, где важен не результат, а престиж, общий уровень или должность (например, администраторы в науке, руководители предприятий, преподаватели). Напротив, там, где важна результативность (разработка и внедрение новой техники, услуг и товаров), наличие научной степени мало кого интересует, здесь главное - постоянная творческая активность, изобретательность и предпринимательские способности. Инженеры-производственники, по-настоящему связанные с живой проблематикой, как правило, не гонятся за учеными степенями. У них нет нужды предъявлять написанные книги; их «удостоверение» - инновационные разработки: новые способы производства, построенные или модернизированные установки, выпускаемая продукция и т.д. Кажущийся наивным стимул: творчество - ради творчества, в конце концов, оправдывает себя. Он обеспечивает перманентный характер творчества в любых жизненных ситуациях (при смене цели или работы, болезни, уходе на пенсию и др.) и на определенных этапах может удачно сочетаться с другими стимулами. Таким образом, данный материал предназначен и для будущих ученых и для основной массы инженеров, не имеющих возможность повышать свою квалификацию в административной науке, но желающих приобщиться к творческой деятельности.

В творческих коллективах имеют дело с несколькими источниками материального положения и престижа: служебная иерархия должностей и званий; традиционная профессиональная иерархия ученых степеней; и неформальная иерархия практических творческих достижений. Продвижение по первым двум ступеням, безусловно, необходимо для карьерного роста. Для инженера-изобретателя иерархия конкретных достижений является самой надежной и важной, хотя и чрезвычайно уязвимой.

В научном творчестве, наряду с размером заработка и занимаемой должностью (которая представляет большие возможности для творческой работы), преобладает мотивация, связанная с профессией. Главная цель - личный научный успех, выражающийся в признанных открытиях, публикациях (статьи, книги), публичных лекциях, получении ученых степеней, членстве в различных академиях, заграничных командировках и т.д. Однако успехи в науке трудно сочетать с успехами в обществе, так как, желая что-то достигнуть в науке, неизбежно приходится отказываться от участия в светской жизни, много работать в сверхурочное время. Стремление к свободе творчества является стимулом к получению всех ученых степеней, которые бы обеспечили независимость как в выборе тем, так и в материальном отношении. Обретение самостоятельности делает людей крайне заинтересованными в получении степеней и в руководстве творческого коллектива, с которым бы эффективно работалось. Считается, что чем выше научная степень, тем шире возможности научной работы, участия в научной жизни, завоевания престижа и известности. Принадлежность к научным кругам, достаточно устойчивое и высокое положение, ненормированное рабочее время, являются, как правило, очень большой притягательной силой. Не удивительно поэтому, что люди держатся за свои коллективы, несмотря на скромные порой материальные условия (кроме того, имеется возможность для дополнительного заработка, например предпринимательством или коммерцией).

Наиболее благоприятные для творческой работы условия существуют в организациях, деятельность которых носит исключительно исследовательский характер, так как их коллективы свободны от различных дополнительных обязанностей. В вузах стоит проблема совмещения собственных творческих стремлений и планов с педагогическими обязанностями, неизбежными для работников высшей школы. Несмотря на то, что преподавание требует слишком много времени и усилий, но возможно вовлекать в творческую работу молодежь, и педагогическая работа предупреждает слишком узкую специализацию. Преподаватели вынуждены для получения ученой степени концентрировать свое внимание и силы на собственной работе в ущерб учебной. Однако, с точки зрения научной карьеры, в счет идут лишь результаты исследований, а не педагогической деятельности. А это приводит к тому, что педагогические занятия порой в большей степени подчинены требованиям научной работы самого преподавателя, чем требованиям учебного процесса. В педагогических коллективах старые сотрудники принимают нового сотрудника охотнее, поскольку именно ему поручаются те обязанности, которые больше всего отнимают время и отрывают их от собственной творческой работы, т.е. прежде всего практические занятия со студентами. В целом, наиболее альтруистическим видом творчества можно считать педагогическое творчество, так как преподаватель вынужден в свободные от основной работы минуты выполнять свою научную работу, с большим трудом узнавая, какие новые методы и технические приемы внедряются в производство в его области. Материальные условия заставляют искать возможность дополнительного заработка, порой не по направлению основной работы. Почти всегда зарплата на основном месте работы недостаточна и не соответствует фактическому вкладу. Совмещение преподавательской и научной работы, связанное, как правило, с серьезными трудностями, иногда протекает весьма успешно. Например, если в коллективе принято предлагать студентам в качестве дипломных работ темы, которые являются составляющими кандидатских диссертаций их руководителей, то это приносит огромную взаимную пользу.

Личные и коллективные цели не всегда совпадают. Иногда коллективные работы мешают получению ученых степеней, нет достаточно самостоятельных тем, не хватает времени на углубление исследований. Бывает и так, что функции, важные для коллектива, не способствуют в достаточной степени научному росту выполняющего их работника. Люди, обремененные семьей, особенно остро ощущают, что их основная работа не обеспечивает им достаточно высокого жизненного уровня. Интенсивное участие в коллективной работе затрудняет выбор отдельной темы для собственной кандидатской диссертации, а стремлению к скорейшему получению ученой степени могут помешать повышенные требования по основной работе от руководителя коллектива.

Также пропагандируется утверждение, что коллективная творческая работа более плодотворна и повсеместно вытесняет индивидуальную. Это справедливо лишь на стадии внедрения, при налаживании связей с предприятиями, решающими организационные и практические задачи. В то же время творчество и сейчас, и в будущем представляет собой явление, относящееся прежде всего к конкретным личностям и требующее индивидуальной свободы и по самой своей природе антиконформистское. Поэтому мудрый административный руководитель заинтересован в создании условий творческой свободы личности и благоприятного климата межличностных отношений. Чем больше творческих элементов содержит работа, т.е. чем она более новаторская, антишаблонная, тем более рационально используется творческий потенциал людей. Умелая мобилизация творческих достижений подчиненных, систематическое стимулирование творческой изобретательности с помощью дозируемых стимулов - все это требует от руководителя и менеджера высокой личной культуры.

В коллективах, где во главу угла ставится сохранение и усиление своего собственного положения, привилегии в области связи являются предметом особых хлопот. Тогда информированность рассматривается как атрибут исключительно высших должностей, а подчиненных сознательно лишают информации, чтобы тем самым укрепить собственное привилегированное положение.

Существует объективная закономерность, по которой инженеру «разрешают» заниматься творчеством, но при условии, что результаты исследований монопольно принадлежат руководству (по правилу: тот, кто платит деньги, тот и заказывает музыку). Создаются условия, когда «мелкие» интересы на определенном этапе совпадают с более «крупными» интересами. Например, на тонком балансе личных и корпоративных интересов, в основном, построено так называемое «экономическое чудо» Японии. Однако при этом творческая личность попадает в жестокую зависимость, во всех формах, от руководства. Если ученый или инженер выдвигает идею или разрабатывает технологию по заказу или для предполагаемого внедрения на предприятиях, он неизбежно попадает в зависимость от целого ряда внешних обстоятельств (экономическая ситуация, условия внедрения и т.д.). Единственным достойным ответом является разработка собственной независимой цели, когда разработка и внедрение находятся в руках творческой личности (или коллектива единомышленников). Необходимо помнить, что новизна угрожает установившемуся порядку вещей и существующим авторитетам, подтачивает основы целых школ, имеющих свой образ мышления. Чем более люди связаны с существующим статус-кво (хотя бы из-за возраста), тем яростнее они будут бороться со всякой новой идеей, ведущей к ревизии этого статус-кво. Большое значение имеет здесь солидарность специалистов по отношению к людям, якобы не сведущим в их области. Если новое подтачивает профессиональные традиции и соответствующую им иерархию авторитетов, то сопротивление бывает особенно сильным.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

  • ТВОРЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЯ Введение
  • 1) инженер-производственник
  • 3) инженер-проектировщик
  • 5) инженер-управленец (менеджер)
  • 1. МОТИВАЦИЯ НАСТРОЯ НА ТВОРЧЕСТВО
  • Творчество - самое лучшее лекарство от скуки, источник своеобразного счастья