Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Творческая работа «В ребенка надо просто верить»




Скачать 102.57 Kb.
Дата07.07.2017
Размер102.57 Kb.
ТипТворческая работа
Министерство образования и науки РФ Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лобанихинская средняя общеобразовательная школа» Конкурс педагогических достижений «Методический марафон - 2012» Номинация: «История успеха: лучшие педагоги Алтая» Творческая работа «В ребенка надо просто верить»… Работу выполнила: учитель русского языка и литературы, руководитель кружка «Юный журналист», редактор школьной ежемесячной газеты «Шко-Лобаниха» Чередниченко Диана Александровна Лобаниха, 2012 год Как тяжело написать о человеке, когда ты его видишь впервые, почувствовать, кто перед тобой. Зачастую, мы журналисты, пишем под впечатлением от первой и, под час, единственной встречи. В такие моменты люди, конечно же, стесняются, где-то скромничают. В итоге материал может получиться несколько неполноценно отражающий суть личности героя. На фото: Н.П. Романова И какая же удача для журналиста, когда он пишет о человеке, которого не просто знает с детства, а считает его одним из уважаемых для себя людей, а где-то даже берет с него пример. Вот и мне выпала честь написать о таком человеке – это моя и еще семи поколений ребят первая учительница – Наталья Петровна Романова из Лобанихи. Сегодня я не стану писать о ее биографии, о непростой судьбе. Сегодня я расскажу о том, каким человеком и педагогом стала эта женщина, преодолев все трудности, проработав в профессии 35 лет. Усадьба у Романовых большая с красивым уютным домом. Есть где разгуляться цветоводу-любителю. Правда, стремление хозяйки засадить цветами как можно большую территорию ограничивает муж – Владимир Макарович Романов. Он прямо сказал жене: «Вот до сюда, Наталья, сажай свои цветы, а дальше я все забетонирую, чтобы ты лишнего не брала». Хозяин и другие садовники знают, сколько сил и времени требует уход за цветами, а поэтому он бережет здоровье своей супруги, хочет, чтобы она больше отдыхала. Цветоводство для Натальи Петровны не просто хобби, это проявление ее педагогической натуры. Подумайте только, посадит она в землю семечко или луковичку, ухаживает за ними, поливает, от мороза и ветра накрывает.… А потом превращаются появившиеся ростки в прекрасные бутоны. И вот, с ранней весны то в одном уголке палисадника, то в другом появляются первоцветы. Сначала они неокрепшие, бледненькие. Но от заботы хозяйкиных рук, от теплых солнечных лучей набирают силу, появляются нежные пахучие лепестки голубых, розовых, алых цветков. С наступлением лета и до поздней осени на усадьбе попеременно распускается множество разных цветов. Это тюльпаны, флоксы, георгины, любимые лилии... Честно сказать, я не запомнила всех сложных названий перечисленных растений, о которых рассказывала Наталья Петровна. Зато я поняла другое, – точно так же, с вниманием и заботой, женщина относится к своим ученикам. Когда я спросила, что ей больше всего нравиться в школьной жизни, она ответила: «Живая работа с детьми, особенно с первоклассниками. Ведь как интересно наблюдать, как они, не умеющие читать, писать, вдруг начинают складывать слова, выводить буквы. И тогда с гордостью осознаешь: это получилось благодаря моим стараниям!» Теперь, дорогие читатели вы поняли, почему я сравнила выращивание цветов и учительскую профессию. Ведь, правда, дети ­– это цветы жизни! И то, каким вырастет наш ребенок, зависит от того, сколько усилий мы, взрослые, приложим для его воспитания и обучения. Наталья Петровна написала свою педагогическую философию, эпиграфом к которой выбрала слава английского писателя Сэмюэла Смайлса: «Стоит лишь верить в ребёнка больше, чем это обыкновенно бывает, чтобы вызвать наружу все лучшие стороны его характера». Прочтите это эссе, мои вдумчивые читатели: – Детство человека неразрывно связано с его малой родиной, с семьёй, школой. С отношения к ним начинается любовь или равнодушие к родной речи, к своей стране, к её прошлому, настоящему, а затем ко всему человечеству и его ценностям. Дети, почерпнув что-то из общения с родителями и учителями, должны превзойти их, иначе развитие, обучение и воспитание не будут иметь смысла, так общество начнёт развиваться не по спирали, совершенствуясь на каждом её витке, а по прямой, которая неотвратимо будет приближать человечество к вырождению. Значит, учителям и родителям нужно быть очень внимательными, чуткими и осторожными в речах и поступках, помня о том, что каждое наше слово и любое дело оказывают влияние на формирование личности ребёнка, оставляют след в его душе, а потом обязательно вернутся к нам, к сожалению, не всегда в образе синей птицы. И кто будет в этом виноват Ответ на этот вопрос неожиданно для себя я нашла в детской песенке Новеллы Матвеевой «Я леплю из пластилина». В ней говориться о маленькой девочке, которая, трудясь над клоуном и куклой, повторяет: Если кукла выйдет плохо, Назову её Дурёха, Если клоун выйдет плохо, Назову его Дурак... А в конце этой песни есть слова, которые заставили меня заново осмыслить прописные истины о том, что дети похожи на мягкий воск, на чистые листы бумаги: Ты их лепишь грубовато, Ты их любишь маловато, Ты сама и виновата, А никто и не виноват. Значит, детей нужно просто любить Просто, да не очень... Если родительская любовь обычно появляется сама собой в моменты ожидания и рождения ребёнка, то учительской любви необходимо учиться: любовь к детям и умение строить работу с ними, согласно современным педагогическим концепциям, нельзя разложить на разные чаши и выяснить, что весомее в деле образования, что окажет большее влияние на желаемый результат. Необходимо идти от реальных индивидуальных особенностей ребёнка, принимая и любя его таким, какой он есть. Энергия детства неисчерпаема, надо лишь уметь направлять её в нужное русло. Спрашивайте себя почаще: « Как я понимал это, когда был ребёнком Принимал ли Что хотел изменить..» Такие диалоги с самим собой нам необходимы, чтобы не забывать о том, что все мы родом из детства». Если посмотреть на этимологию имени этой удивительной женщины, то многое можно объяснить в ее характере и поведении. Итак, значение имени Наталья – «рождественская», от латинского слова natalis – родной, отчий, род, происхождение. Может быть, именно поэтому Наталья Петровна увлекается составлением генеалогического древа своей семьи. В этом направлении она проделала большую работу. В компьютер закачала специальные программы, нашла фотографии своих предков, часть из них отреставрировала сама, часть – отдала мастерам, узнала у старожилов биографии своих родственников, кое-кого из них нашла в сети Интернет или через знакомых. Получился очень объемный содержательный материал. Многое, по словам автора летописи семьи Романовых, ей еще предстоит сделать. Ведь Наталья Петровна никогда не останавливается на полпути, а всегда пытается докопаться до истины. Возможно, такую особенность ее натуры объясняет значение ее отчества. Ведь оно – наша основа, то, что досталось от отца. Его у Натальи звали Петр, что в переводе с древнегреческого языка означает «камень, скала». В данном случае, это можно трактовать так: у человека с таким отчеством незыблемые основы, твердые убежденья в правильности своей жизненной позиции. Такой человек будет до конца верен себе, своей семье, родине. И в случае с Натальей Петровной, это действительно подтверждается. В далеком детстве, когда от тяжелых болезней скончались Наташины родители, ее в Узбекистан к себе взяла тетя. Там девочку определили в школу, ее хорошо приняли родственники. Но всем сердцем и душой она стремилась в Лобаниху, на малую родину, где были ее основы. Наташе были чужды традиции восточной страны, и она вернулась домой. Никогда об этом решении женщина не пожалела. Ведь здесь в 1977 году она вышла замуж за любимого человека, здесь появились и выросли ее дети, сюда приезжают внуки. Теперь их у Романовых четверо: Илья, Богдан, Макар, Злата. Наталья Петровна и Владимир Макарович счастливые люди, – у них сложились доверительные отношения с детьми, дружеские – с внуками. Илья, старший из них, бабушкин любимчик. Его она учит читать, рассказывает о семейном древе. Пока мы беседовали, мальчик-непоседа то и дело забегал в комнату, садился к бабушке на колени и начинал разговаривать с ней на разные «важные» темы: ремонт игрушечного мотоцикла, компьютерные игры, конструкторы и т.д. При виде Ильи глаза женщины излучали столько тепла и нежности. Счастливая…. За более чем тридцатилетний стаж работы в школе Наталья Петровна многое постигла в своем деле. Она отличный учитель. Что стоит за этим понятием. Поиск, развитие, стремление познать себя и детей, самосовершенствование. Педагог, прежде чем начать полноценно работать в начальных классах, побывала в роли учителя разных предметов, а также в качестве воспитателя в группе продленного дня. Все это было нелегко для человека, получившего образование по профессии «учитель начальных классов». Любимыми были история и математика, а в ЛСШ приходилось вести химию и биологию. Ей не хватало практики. Кое-где и вперемешку со слезами вечерами она учила формулы, муж помогал с выполнением практических заданий. А утром, как ни в чем не бывало, она стояла с мелом у доски и объясняла материал ребятам. Однажды, даже ушла из школы в колхоз на должность председателя профкома. Все у нее получалось на новой работе, ведь Наталья Петровна хороший организатор, умеет ладить с людьми. Только вот супруга не устраивало, что молодая жена, то отправится в поля с агитбригадой, то ни свет, ни заря уедет на утреннюю дойку, то вечером задержится на собрании. Да и самой Наталье Петровне не нравился такой расклад дел. Ей хотелось больше времени проводить со своими маленькими детьми, ведь сама она выросла без родителей. В 1985 году в Лобанихе школа стала из восьмилетней средней. В то время директором был Иван Павлович Бекетов, который для молодой учительницы являлся наставником и советчиком. Он пригласил ее в свой коллектив, и Наталья Петровна с радостью согласилась вернуться. Правда, еще некоторое время ей пришлось поработать преподавателем химии и биологии, но с 1986 года и по сегодняшний день она – учитель начальных классов. За столь долгий срок Наталья Петровна заработала много наград и званий. Она имеет нагрудный знак «Почетный работник общего образования РФ», Почетную грамоту комитета администрации Алтайского края по образованию и крайкома профсоюза работников народного образования и науки, грамоты и благодарственные письма районного уровня. Эти длинные названья не пустые слова: за ними реальные дела педагога. Наталья Петровна прогрессивный человек. Она считает, что нужно идти в ногу со временем. Женщина уверенный пользователь компьютера, сети Интернет. Еще с момента окончания училища она выписывает журнал «Начальная школа», изучает на специализированных сайтах опыт других педагогов, публикует разработки своих уроков. В 2005 году стала второй по баллам в районном конкурсе «Учитель года», в 2009 году прошла дистанционное обучение на курсах повышения квалификации Педагогического университета «Первое сентября» и факультета педагогического образования МГУ им М.В. Ломоносова по программе «Психологические особенности детей младшего школьного возраста», несколько раз окончила курсы в АКИПКРО. А в прошлом году Наталья Петровна совместно с коллегой создала образовательную программу начального образования по ФГОС. Эта разработка вошла в десятку лучших работ в крае. Наталья Петровна не то чтобы принимает все школьные реформы на ура, – она пытается вникнуть в их суть и взять для своей работы все самое рациональное, полезное. Например, уже несколько лет ее волнует проблема «потерянного поколения». Вот что учитель пишет на эту тему в своем рассуждении о новых Федеральных государственных образовательных стандартах, на работу по которым переходят сегодня наши школы (приведено в сокращении): – «В советской школе уделялось достаточное внимание духовно-нравственному и патриотическому воспитанию. Современный период и в российской истории, и в образовании – время смены ценностных ориентиров. В годы перестройки в России произошли как важные, позиционные перемены, так и негативные явления, которые неизбежны в период крупных социально-политических изменений. В этот период нарушилось духовное единство общества, поменялись жизненные ориентиры молодежи, обесценились заслуги старшего поколения, деформировались традиционные моральные нормы и нравственные принципы. Это было обусловлено быстрым разрушением советской идеологии и поспешным копированием западных форм жизни. В школах, особенно сельских, учителя пытались сохранить нравственные устои и моральные ценности, продолжали воспитание в духе патриотизма, любви к Родине, России. Но окружающая жизнь, кино, телевидение, СМИ сводили на нет все эти попытки. В настоящее время страна пожинает плоды этого периода. В Российском обществе ощущается недостаток принципов, правил, норм жизни, которые бы сознательно принимались большинством граждан, а также отсутствие созидательных ориентиров смысла жизни. Поэтому документ «Концепция духовно-нравственного воспитания», на мой взгляд, является одним из главных в пакете документов стандарта второго поколения, так как он задает параметры ценностных ориентиров. В нем возрождается понятие национального воспитательного идеала. В контексте этого документа цель образования – воспитание ответственного, инициативного, компетентного гражданина России. Впервые за постсоветский период перед школьным образованием поставлена задача формирования системы ценностей, которая опирается на отечественные традиции и преемственна по отношению к воспроизводству идеалов прошлых лет, наши дети должны быть укоренены в традициях российского народа. Определена и система ценностей: патриотизм, гражданственность, социальная солидарность труд и творчество, научные представления, традиционные российские религии. Как формировать эти ценности С помощью создания интегрированных систем учебной и внеурочной». В конце нашей беседы я спросила Наталью Петровну, есть ли что-то, что ей не нравится в современной школе – Я не могу согласиться с системой оценки стимулирующей части зарплаты педагогов. Речь вот о чем. Когда ты участвуешь в каких-то конкурсах, разрабатываешь новые уроки, занимаешься с одаренными детьми, которых совсем не много в малокомплектных школах, – это все очень хорошо, прежде всего, для развития самого учителя. За данные виды деятельности можно получить максимальное количество баллов. А вот каждодневный, кропотливый труд с ребенком, который с тройки исправил оценку в семестре на четверку, улучшил качество своих знаний, оценивается почему-то по минимуму. А ведь это и есть самая большая заслуга учителя! – Наталья Петровна, а Вы по-прежнему рвете тетради учеников – Бывает, что и рву, когда в них грязно, неаккуратно написано. Но сейчас я придумала другие способы борьбы с неряшливостью в тетрадях. В начале года я дарю своим деткам «саморучки» и говорю, что такая хорошая ручка сама будет писать хорошо и красиво, а ребятам только остается стараться ей красиво выводить буквы. И вообще, своих учеников я очень люблю. В этом году я немного приболела, пришла в школу в начале октября, так что первое сентября у нас с моими третьеклассниками запоздалое. А дети, когда увидели меня, начали кричать: «Ура! Наша Наталья Петровна вернулась»! Ну и как их после этого не любить Хорошие отношения сложились и с родителями моих учеников. Я им благодарна за все: за то, что по-доброму воспринимают мои наставления, помогают в подготовке классных мероприятий, самостоятельно делают летом ремонт в кабинете и т.д. – Расскажите о своих планах на будущее. – Думаю, что когда выпущу своих сегодняшних учеников, пойду на заслуженный отдых. Стану еще больше уделять внимания внукам, детям. Буду заниматься садом и огородом. Съезжу в гости к многочисленным друзьям и родственникам, продолжу написание семейной летописи Романовых. P.S.: Да, умному человеку некогда скучать, он всегда чем-нибудь занят. Уважаемая, дорогая Наталья Петровна, спасибо Вам за доброту, которую вы дарили и продолжаете отдавать детям, за прочные знания, за то, что Вы дали и даете основы своим ученикам, на которых мы строим всю свою дальнейшую жизнь. Диана Чередниченко

  • «В ребенка надо просто верить»…