Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Творческая работа по рубаи; (домашнее задание) заучивание наизусть понравившихся рубаи.




Скачать 70.04 Kb.
Дата21.07.2017
Размер70.04 Kb.
ТипТворческая работа
Конспект открытого урока литературы в 11 классе

« Я ПОЗНАНИЕ СДЕЛАЛ СВОИМ РЕМЕСЛОМ…»

Творчество персидского поэта Омара Хайяма.


Цели урока:
1.     Познакомить обучающихся с поэтом, учёным, философом О.Хайяма, его поэтическим наследием. Дать представление о древней форме персидской поэзии – рубаи.
2.     Способствовать формированию навыка работы с литературоведческими терминами, умения анализировать поэтические произведения, отличающиеся от  традиционной литературы, наблюдать и обобщать, давать точный и аргументированный ответ на поставленный вопрос.
3. Воспитывать  любовь  и уважение к культурному наследию человека.
 Задачи:
создание условий развития познавательного интереса, опираясь на прежний опыт и знания обучающихся; формирования  коммуникативных и исследовательских компетенций, отношения к литературе как источнику духовного и нравственного совершенствования человека; сохранения  уникального культурного наследия  человечества.



  • Оборудование:
    книжная выставка по теме, раздаточный материал,  компьютер, проектор, интерактивная доска, слайды – иллюстрации «Рубаи» О.Хайяма., видеофильм «Художественная культура исламского Востока», СD  — диск (восточная музыка)
      

  • Используемые методы: частично – поисковый, эвристический.



  •  Форма: интегрированный урок .



  •  Формы учебной деятельности обучающихся: коллективная, групповая.
     

  • Виды контроля:
    — составление таблицы по биографии поэта;
    — конструирование предложений;
    — восстановление и осмысление художественных текстов;
    — выразительное чтение;

— создание обложки для сборника стихов Омара Хайяма; (домашнее задание)
— творческая работа по рубаи; (домашнее задание)
— заучивание наизусть понравившихся рубаи. (домашнее задание)
  
  Ход урока.
 1.Организационный момент.

 2.Подготовка к восприятию материала. 


Звучит восточная музыка. На экран проецируются слайды –

. На фоне музыки к каждому слайду учитель читает рубаи. 


1. Мы цель созданья, смысл его отменный,
Взор божества и сущность зрящих глаз.
Окружность мира — перстень драгоценный,
А мы в том перстне — вправленный алмаз.



2. Жизнь — пустыня, по ней мы бредем нагишом.
Смертный, полный гордыни, как ты смешон!
Ты для каждого шага находишь причину -
Между тем он давно в небесах предрешен.
Под этим небом жизнь — терзаний череда.
О, нерожденные! Когда б о наших муках
Вам довелось узнать, не шли бы вы сюда.
Этот мир — эти горы, долины, моря -
Как волшебный фонарь. Словно лампа — заря,
Жизнь твоя — на стекле нанесенный рисунок,
Неподвижно застывший внутри фонаря.



3. Здесь владыки блистали в парче и шелку,
К ним гонцы подлетали на полном скаку.
Где все это? В зубчатых развалинах башни
Сиротливо кукует кукушка: " Ку-ку…"
Где Бахрам отдыхал, осушая бокал,
Там теперь обитают лиса и шакал.
Видел ты, как охотник, расставив капканы,
Сам, бедняга, в глубокую яму попал


 3.Работа по теме.
Слово учителя.
Вы удивлены?

Необычная поэзия, музыка?

Сразу возникает вопрос: что это?

Кто автор всего этого необычного звучания?


Это персидский философ Омар Хайям.

Сегодня на уроке он предстанет перед вами как ученый, философ, поэт. Мы погрузимся в мир чарующей персидской поэзии — рубаи. 



По ходу слушания лекции и просмотра презентации обучающиеся заполняют таблицу.



 Годы  
 жизни
 

 Значение фамилии
 

 В каких науках прославился?
 Чем?
 

 В каких литературных формах работал?
 Основные темы
 

 Последние годы жизни
 

  
 

  
 

  
 

  
 

  
 


1.Омар Хайям.
Родился в 1028 году в городе Нишапур области Хорасан (север Ирана) в семье ремесленника. Полное имя ГИЯС АД ДИН АБУЛЬ ФАТХ ОМАР ИБН ИБРАХИМ ХАЙЯМ НИШАПУРИ.  Хайям по – персидски буквально – делающий палатки. Детство провёл в Балхе. Потеряв отца в 18 лет, был вынужден прервать учение и зарабатывать на жизнь. Около 1097 года работал  врачом при наместнике Хорасана.  При жизни занимался углублённо алгеброй, астрономией, философией, правоведением, историей, литературой, физикой.  Его часто приглашали ко  двору властители  Востока, а правитель Бухары в знак наивысшего уважения сажал рядом с собой на престол. Он был приближённым султана,  но отказался принять власть  над родным городом, потому что не любил управлять и командовать людьми, а решил посвятить себя науке и людям
 2. Омар Хайям – математик

Он сыграл большую роль в создании и развитии алгебры. В своё время написал трактат «Трудности арифметики». Считается, что именно я открыл  формулу возведения двучлена a+b степень n. Дал полную классификацию кубических уравнений. Доказал на примерах взаимосвязь арифметики и геометрии. «Геометрия нуждается в числах»  огромный вклад внёс в решение квадратных уравнений. Лозунгом всей моей научной деятельности можно считать слова: «…Я познание сделал своим ремеслом»


 3. Омар Хайям – астроном

Он всегда считал, что Вселенная никогда не была создана – она существовала вечно.


Работал над реформой иранского  солнечного календаря. Реформа календаря была осуществлена  в 1079 году, он действовал в Иране почти 900 лет, был отменён только в 1976 году. В моём распоряжении была обсерватория в Исфахане.
 4. Омар Хайям – поэт и философ
Параллельно с занятиями наукой создавал  бессмертные стихотворения, известные всему миру. Мои излюбленные  темы: любовь, дружба, поиск смысла жизни. Оптимистические и скорбные, практические и возвышенные, но всегда наполненные глубоким смыслом. Мои идеалы в стихах – справедливость,  доброта, свобода, честность. Меня часто обвиняли  в бунте против догм официальной религии, за это подвергался гонениям. Сохранил свою жизнь только благодаря покровительству высоких правителей. На самом деле был глубоко верующим человеком.

 5. Омар Хайям


В последние 10 – 15 лет жизни провёл в уединении, испытывал нужду. Дружил только с книгой. В последние часы жизни читал «Книгу исцеления»   В какой – то момент захотелось взглянуть на закат солнца. Подошёл к окну, помолился и умер. Это был 1123 год. Сейчас среди грушевых и абрикосовых  деревьев в Нишапуре стоит  прекрасный Мавзолей, и жители города часто приходят сюда подумать о жизни.
 

 4.     Знакомство с новым жанром. 


Работа с толковым словарём.
 Рубаи – философские сентенции. Сентенции ( лат.яз.- мнение, суждение) 1)Изречение морального характера, нравоучение.
2)Юридический приговор
     Рубаи называли самой летучей формой персидской поэзии. Представляя собой одну из древнейших форм персидской поэзии, четверостишие пришло в письменную литературу из устного народного творчества.
В фольклоре четверостишие — это, как правило, любовный куплет, исполняемый от лица юноши или девушки5.     Задания классу по анализу рубаи.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
 Работа с использованием интерактивной доски.
 Восстановите четверостишие, записанное в Ширазе, переместив на доске строки по порядку.
 

Два яблока, два апельсина пошлю тебе,

 И сердце собственное выну, пошлю тебе…

 А если буду знать наверно, что держишь слово,

 И два граната в цвет рубина пошлю тебе,

  
 Правильный вариант
 
 Два яблока, два апельсина пошлю тебе,
 И два граната в цвет рубина пошлю тебе,
 А если буду знать наверно, что держишь слово,
 И сердце собственное выну, пошлю тебе…
 Восстановить четверостишие

Чтоб  мудро жизнь прожить, знать надобно немало.
 Две главных истины запомни для начала:
 Ты лучше голодай, чем что – попало есть, 
 И лучше будь один, чем вместе с кем – попало.

Сформулируйте основную идею, заключённую в следующих высказываниях. Какая тема объединяет все эти высказывания? (Тема мудрости)

 Сформулируйте идеи, заключённые в следующих рубаи.
 Какая тема их объединяет? (тема мудрости)


1.Тот, кто с юности верует в собственный ум, 
Стал в погоне за истиной сух и угрюм. 
Притязающий с детства на знание жизни, 
Виноградом не став, превратился в изюм.

2.Жизнь пронесется, как одно мгновение, 


Ее цени, в ней черпай наслажденье. 
Как проведешь ее — так и пройдет, 
Не забывай, она — твое творенье. 
 
3.Непостоянно все, что в мире есть
К тому ж изъянов в том, что есть, не счесть. 
Поверь же в то. что сущее незримо 
И призрачно все то, что зримо здесь.

4.Пусть буду я сто лет гореть в огне, 


Не страшен ад, приснившийся во сне: 
Мне страшен хор невежд неблагородных, - 
Беседа с ними хуже смерти мне. 

5.Для достойного — нету достойных наград, 


Я живот положить за достойного рад. 
Хочешь знать, существуют ли адские муки? 
Жить среди недостойных — вот истинный ад! 

6."Надо жить, — нам внушают, — в постах и труде,


Как живете — так и воскреснете-де!"
Я с подругой и с чашей вина неразлучен -
Чтобы так и проснуться на Страшном суде.




(Учитель читает рубаи, дети рассуждают )
6.     Беседа с классом по вопросам.
— Каждое такое стихотворение – маленькая волшебная картинка. С чем бы вы могли её сравнить? Какая цветовая палитра возникает в вашем воображении?
Попробуйте передать цветом ваше настроение после прослушанных стихов. (Обучающиеся выходят к доске и «выражают свои мысли» цветом (используется функция «Палитра»)
— Какой род литературы использует омар Хайям в своих стихах: эпос, лирика или драма? (Лирика)

7. Составление синквейна


  
 Омар Хайям
 Мудрый, пытливый
 Ищет, пишет, наблюдает, учится
 Этот человек заставляет думать.
 Мысль. 
8.      Этот урок — только "глазок" в мир одного из титанов удивительной эпохи. Я желаю вам распахнуть "двери" во Вселенную, имя которой — Омар Хайям.
 9. Рефлексия. Итоги урока.
 10.Домашнее задание: (для выполнения обучающийся выбирает одно на выбор)
— создание обложки для сборника стихов поэта. (проиллюстрировать понравившееся стихотворение)
— выучить наизусть любые стихотворения (не менее 3)
— написать небольшое эссе по заданию: «Сформулируйте философию жизни, высказанную в стихотворении»
 

Других не зли и сам не злись
 Мы гости в этом бренном мире
 И если что не так – смирись,
 Умнее будь и улыбнись.
 Холодной думай головой
 Ведь в мире всё закономерно.
 Зло, излучённое тобой,
 К тебе вернётся, непременно.
 Омар Хайям.  



Каталог: uchitel
uchitel -> Урок литературы и английского языка по повести Марка Твена «Приключения Тома Сойера»
uchitel -> Биография Даниил Андреев родился 20 октября
uchitel -> Рассказе М. Горького «Старуха Изергиль»
uchitel -> В 1980-81 учебном году в школе в 37 классах-комплектах обучалось 1401 человек
uchitel -> Урок чтения и развития речи Тема урока: Приметы наступающей зимы в стихотворении И. Бунина «Первый снег»
uchitel -> Биография Булгакова (1891-1940) ~
uchitel -> Конспект урока по литературе в 11 классе (Учитель: Навальная О. Н.) Тема урока: Жизненный и творческий путь Б. Л. Пастернака. Эволюция лирики Б. Пастернака
uchitel -> Урок внеклассного чтения по повести В. Г. Короленко «Слепой музыкант» в 8 классе с использованием структурно-логической схемы
uchitel -> Рабочая программа английский язык, 5б, 5в, 5г, 5д классы

  • Используемые методы
  • По ходу слушания лекции и просмотра презентации обучающиеся заполняют таблицу.
  • Годы жизни Значение фамилии В каких науках прославился Чем
  • В каких литературных формах работал Основные темы Последние годы жизни
  • 2. Омар Хайям – математик
  • Омар Хайям – поэт и философ
  • ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Работа с использованием интерактивной доски. Восстановите четверостишие, записанное в Ширазе, переместив на доске строки по порядку.
  • Правильный вариант Два яблока, два апельсина пошлю тебе, И два граната в цвет рубина пошлю тебе
  • Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало. Две главных истины запомни для начала: Ты лучше голодай, чем что – попало есть
  • И лучше будь один, чем вместе с кем – попало.
  • Сформулируйте идеи, заключённые в следующих рубаи. Какая тема их объединяет (тема мудрости)