Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Творческая работа по рубаи; (домашнее задание) заучивание наизусть понравившихся рубаи.




Скачать 70.04 Kb.
Дата21.07.2017
Размер70.04 Kb.
ТипТворческая работа
Конспект открытого урока литературы в 11 классе « Я ПОЗНАНИЕ СДЕЛАЛ СВОИМ РЕМЕСЛОМ…» Творчество персидского поэта Омара Хайяма. Цели урока: 1.     Познакомить обучающихся с поэтом, учёным, философом О.Хайяма, его поэтическим наследием. Дать представление о древней форме персидской поэзии – рубаи. 2.     Способствовать формированию навыка работы с литературоведческими терминами, умения анализировать поэтические произведения, отличающиеся от  традиционной литературы, наблюдать и обобщать, давать точный и аргументированный ответ на поставленный вопрос. 3. Воспитывать  любовь  и уважение к культурному наследию человека.  Задачи: создание условий развития познавательного интереса, опираясь на прежний опыт и знания обучающихся; формирования  коммуникативных и исследовательских компетенций, отношения к литературе как источнику духовного и нравственного совершенствования человека; сохранения  уникального культурного наследия  человечества. Оборудование: книжная выставка по теме, раздаточный материал,  компьютер, проектор, интерактивная доска, слайды – иллюстрации «Рубаи» О.Хайяма., видеофильм «Художественная культура исламского Востока», СD  — диск (восточная музыка)    Используемые методы: частично – поисковый, эвристический.  Форма: интегрированный урок .  Формы учебной деятельности обучающихся: коллективная, групповая.   Виды контроля: — составление таблицы по биографии поэта; — конструирование предложений; — восстановление и осмысление художественных текстов; — выразительное чтение; — создание обложки для сборника стихов Омара Хайяма; (домашнее задание) — творческая работа по рубаи; (домашнее задание) — заучивание наизусть понравившихся рубаи. (домашнее задание)      Ход урока.  1.Организационный момент.  2.Подготовка к восприятию материала.  Звучит восточная музыка. На экран проецируются слайды – . На фоне музыки к каждому слайду учитель читает рубаи.  1. Мы цель созданья, смысл его отменный, Взор божества и сущность зрящих глаз. Окружность мира — перстень драгоценный, А мы в том перстне — вправленный алмаз. 2. Жизнь — пустыня, по ней мы бредем нагишом. Смертный, полный гордыни, как ты смешон! Ты для каждого шага находишь причину - Между тем он давно в небесах предрешен. Под этим небом жизнь — терзаний череда. О, нерожденные! Когда б о наших муках Вам довелось узнать, не шли бы вы сюда. Этот мир — эти горы, долины, моря - Как волшебный фонарь. Словно лампа — заря, Жизнь твоя — на стекле нанесенный рисунок, Неподвижно застывший внутри фонаря. 3. Здесь владыки блистали в парче и шелку, К ним гонцы подлетали на полном скаку. Где все это В зубчатых развалинах башни Сиротливо кукует кукушка: Ку-ку… Где Бахрам отдыхал, осушая бокал, Там теперь обитают лиса и шакал. Видел ты, как охотник, расставив капканы, Сам, бедняга, в глубокую яму попал  3.Работа по теме. Слово учителя. Вы удивлены Необычная поэзия, музыка Сразу возникает вопрос: что это Кто автор всего этого необычного звучания Это персидский философ Омар Хайям. Сегодня на уроке он предстанет перед вами как ученый, философ, поэт. Мы погрузимся в мир чарующей персидской поэзии — рубаи.  По ходу слушания лекции и просмотра презентации обучающиеся заполняют таблицу.  Годы    жизни    Значение фамилии    В каких науках прославился  Чем    В каких литературных формах работал  Основные темы    Последние годы жизни                            1.Омар Хайям. Родился в 1028 году в городе Нишапур области Хорасан (север Ирана) в семье ремесленника. Полное имя ГИЯС АД ДИН АБУЛЬ ФАТХ ОМАР ИБН ИБРАХИМ ХАЙЯМ НИШАПУРИ.  Хайям по – персидски буквально – делающий палатки. Детство провёл в Балхе. Потеряв отца в 18 лет, был вынужден прервать учение и зарабатывать на жизнь. Около 1097 года работал  врачом при наместнике Хорасана.  При жизни занимался углублённо алгеброй, астрономией, философией, правоведением, историей, литературой, физикой.  Его часто приглашали ко  двору властители  Востока, а правитель Бухары в знак наивысшего уважения сажал рядом с собой на престол. Он был приближённым султана,  но отказался принять власть  над родным городом, потому что не любил управлять и командовать людьми, а решил посвятить себя науке и людям  2. Омар Хайям – математик Он сыграл большую роль в создании и развитии алгебры. В своё время написал трактат «Трудности арифметики». Считается, что именно я открыл  формулу возведения двучлена a b степень n. Дал полную классификацию кубических уравнений. Доказал на примерах взаимосвязь арифметики и геометрии. «Геометрия нуждается в числах»  огромный вклад внёс в решение квадратных уравнений. Лозунгом всей моей научной деятельности можно считать слова: «…Я познание сделал своим ремеслом»  3. Омар Хайям – астроном Он всегда считал, что Вселенная никогда не была создана – она существовала вечно. Работал над реформой иранского  солнечного календаря. Реформа календаря была осуществлена  в 1079 году, он действовал в Иране почти 900 лет, был отменён только в 1976 году. В моём распоряжении была обсерватория в Исфахане.  4. Омар Хайям – поэт и философ Параллельно с занятиями наукой создавал  бессмертные стихотворения, известные всему миру. Мои излюбленные  темы: любовь, дружба, поиск смысла жизни. Оптимистические и скорбные, практические и возвышенные, но всегда наполненные глубоким смыслом. Мои идеалы в стихах – справедливость,  доброта, свобода, честность. Меня часто обвиняли  в бунте против догм официальной религии, за это подвергался гонениям. Сохранил свою жизнь только благодаря покровительству высоких правителей. На самом деле был глубоко верующим человеком.  5. Омар Хайям В последние 10 – 15 лет жизни провёл в уединении, испытывал нужду. Дружил только с книгой. В последние часы жизни читал «Книгу исцеления»   В какой – то момент захотелось взглянуть на закат солнца. Подошёл к окну, помолился и умер. Это был 1123 год. Сейчас среди грушевых и абрикосовых  деревьев в Нишапуре стоит  прекрасный Мавзолей, и жители города часто приходят сюда подумать о жизни.    4.     Знакомство с новым жанром.  Работа с толковым словарём.  Рубаи – философские сентенции. Сентенции ( лат.яз.- мнение, суждение) 1)Изречение морального характера, нравоучение. 2)Юридический приговор      Рубаи называли самой летучей формой персидской поэзии. Представляя собой одну из древнейших форм персидской поэзии, четверостишие пришло в письменную литературу из устного народного творчества. В фольклоре четверостишие — это, как правило, любовный куплет, исполняемый от лица юноши или девушки5.     Задания классу по анализу рубаи. ПРИЛОЖЕНИЕ 3  Работа с использованием интерактивной доски.  Восстановите четверостишие, записанное в Ширазе, переместив на доске строки по порядку.   Два яблока, два апельсина пошлю тебе,  И сердце собственное выну, пошлю тебе…  А если буду знать наверно, что держишь слово,  И два граната в цвет рубина пошлю тебе,     Правильный вариант    Два яблока, два апельсина пошлю тебе,  И два граната в цвет рубина пошлю тебе,  А если буду знать наверно, что держишь слово,  И сердце собственное выну, пошлю тебе…  Восстановить четверостишие Чтоб  мудро жизнь прожить, знать надобно немало.  Две главных истины запомни для начала:  Ты лучше голодай, чем что – попало есть,   И лучше будь один, чем вместе с кем – попало. Сформулируйте основную идею, заключённую в следующих высказываниях. Какая тема объединяет все эти высказывания (Тема мудрости)  Сформулируйте идеи, заключённые в следующих рубаи.  Какая тема их объединяет (тема мудрости) 1.Тот, кто с юности верует в собственный ум,  Стал в погоне за истиной сух и угрюм.  Притязающий с детства на знание жизни,  Виноградом не став, превратился в изюм. 2.Жизнь пронесется, как одно мгновение,  Ее цени, в ней черпай наслажденье.  Как проведешь ее — так и пройдет,  Не забывай, она — твое творенье.    3.Непостоянно все, что в мире есть,  К тому ж изъянов в том, что есть, не счесть.  Поверь же в то. что сущее незримо  И призрачно все то, что зримо здесь. 4.Пусть буду я сто лет гореть в огне,  Не страшен ад, приснившийся во сне:  Мне страшен хор невежд неблагородных, -  Беседа с ними хуже смерти мне.  5.Для достойного — нету достойных наград,  Я живот положить за достойного рад.  Хочешь знать, существуют ли адские муки  Жить среди недостойных — вот истинный ад!  6.Надо жить, — нам внушают, — в постах и труде, Как живете — так и воскреснете-де! Я с подругой и с чашей вина неразлучен - Чтобы так и проснуться на Страшном суде. (Учитель читает рубаи, дети рассуждают ) 6.     Беседа с классом по вопросам. — Каждое такое стихотворение – маленькая волшебная картинка. С чем бы вы могли её сравнить Какая цветовая палитра возникает в вашем воображении Попробуйте передать цветом ваше настроение после прослушанных стихов. (Обучающиеся выходят к доске и «выражают свои мысли» цветом (используется функция «Палитра») — Какой род литературы использует омар Хайям в своих стихах: эпос, лирика или драма (Лирика) 7. Составление синквейна     Омар Хайям  Мудрый, пытливый  Ищет, пишет, наблюдает, учится  Этот человек заставляет думать.  Мысль.  8.      Этот урок — только глазок в мир одного из титанов удивительной эпохи. Я желаю вам распахнуть двери во Вселенную, имя которой — Омар Хайям.  9. Рефлексия. Итоги урока.  10.Домашнее задание: (для выполнения обучающийся выбирает одно на выбор) — создание обложки для сборника стихов поэта. (проиллюстрировать понравившееся стихотворение) — выучить наизусть любые стихотворения (не менее 3) — написать небольшое эссе по заданию: «Сформулируйте философию жизни, высказанную в стихотворении»   Других не зли и сам не злись  Мы гости в этом бренном мире  И если что не так – смирись,  Умнее будь и улыбнись.  Холодной думай головой  Ведь в мире всё закономерно.  Зло, излучённое тобой,  К тебе вернётся, непременно.  Омар Хайям.  

  • Используемые методы
  • По ходу слушания лекции и просмотра презентации обучающиеся заполняют таблицу.
  • Годы жизни Значение фамилии В каких науках прославился Чем
  • В каких литературных формах работал Основные темы Последние годы жизни
  • 2. Омар Хайям – математик
  • Омар Хайям – поэт и философ
  • ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Работа с использованием интерактивной доски. Восстановите четверостишие, записанное в Ширазе, переместив на доске строки по порядку.
  • Правильный вариант Два яблока, два апельсина пошлю тебе, И два граната в цвет рубина пошлю тебе
  • Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало. Две главных истины запомни для начала: Ты лучше голодай, чем что – попало есть
  • И лучше будь один, чем вместе с кем – попало.
  • Сформулируйте идеи, заключённые в следующих рубаи. Какая тема их объединяет (тема мудрости)