Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Тульская областная универсальная научная библиотека Сектор научно-методической работы Интерактивные формы работы с читателями в муниципальных библиотеках




Скачать 263.53 Kb.
Дата21.05.2017
Размер263.53 Kb.
ТипРеферат


Тульская областная универсальная научная библиотека

Сектор научно-методической работы



Интерактивные формы работы с читателями

в муниципальных библиотеках

(Методические рекомендации)




г. Тула, 2013

ББК 78.32

И-73


Интерактивные формы работы с читателями в муниципальных библиотеках : (методические рекомендации) / сост. : М.В. Лунева, Л.Л. Леонова;

ГУК «ТОУНБ», сектор науч.- метод. работы. – Тула, 2013. – 19 с.



Содержание:

Введение 4-5

Использование мультимедийных технологий в работе библиотек 5-7

Интерактивная организация литературного пространства 7-9



Интерактивные формы работы библиотек в поддержку чтения 9-13

Создание интерактивных выставок 13-18

Заключение 18

Приложение: Словарь форм массовых мероприятий 19



Скажи мне – и я забуду;

Покажи мне – и я запомню;

Дай сделать – и я пойму.

Китайская притча



Введение

Сегодня проблемы чтения в России выходят на первый план как проблемы государственного значения. Успешному решению проблемы привлечения к чтению, особенно молодежи, будет способствовать объединение усилий всех, кто профессионально причастен к воспитанию подрастающего поколения.

Цель данного пособия помочь библиотекам Тульской области в определении стратегии продвижения чтения, определении места информационных технологий в решении данной проблемы с использованием интерактивных форм работы. Поскольку новые информационные технологии сегодня стремительно вошли в библиотечную деятельность, сделали библиотеки более привлекательными для так называемого «цифрового» поколения, вывели библиотечно-информационную деятельность на качественно иной, более продуктивный, чем прежде уровень. Но миссия библиотеки – привлечение населения к чтению – при этом не изменилась, а лишь приобрела новую глубину и содержание, получила новый потенциал. Повышению качества обслуживания способствует освоение новых интерактивных форм работы: BOOK-форум, буккроссинг, арт-подиум, ночной фэн-бум, библиотечный нон-стоп и др. Сегодня при работе с читателем невозможно обойтись без информационно-коммуникативных технологий, которые стремительно вошли в библиотечную деятельность, открыв принципиально новые возможности для её совершенствования, они навсегда изменили привычную деятельность наших библиотек и оказывают влияние на каждую грань библиотечной работы. Становится обыденным делом работа в интернете, с электронной почтой, с поисковыми системами и другими ресурсами – сегодня это повседневная жизнь наших библиотек.

Организация и проведение различных мероприятий с использованием технических средств – таких как: телемосты, виртуальные конференции, круглые столы, литературные гостиные с электронными презентациями, библиотечные проекты – все это способствует формированию образа библиотеки как современного культурного и информационного центра.

Можно с уверенностью сказать, что современные технологии, если правильно ими воспользоваться, не сбрасывают книгу с престола, а наоборот – помогают привлечь к чтению. Это замечательный инструмент, который способен развить не только доступ, но и мотивацию к чтению. Необходимо совершенствовать новые формы и методы привлечения читателя в библиотеку, через внедрение инновационных форм библиотечного обслуживания, активизируя программно-проектную деятельность, развивая социальное партнёрство с различными организациями и учреждениями местного сообщества.

Как сделать библиотеку центром притяжения? Что необходимо для её развития? И как сделать библиотеку современной? На эти вопросы мы постараемся дать ответы в нашем методическом пособии.



Использование мультимедийных технологий в работе библиотек

Взрывной характер развития информационных технологий быстро меняет культурную среду современного человека. Согласно последним исследованиям, для большинства людей основными средствами массовой информации стали телевидение, радио и интернет. Очевидно, что библиотекам, работающим, в основном, с печатными изданиями, следует учитывать эту ситуацию и развивать целенаправленное и продуктивное внедрение мультимедийных продуктов, наряду с традиционными. Мы должны знать преимущества мультимедиа и творчески их использовать, изучая меняющиеся потребности читателей и сохраняя лучшие традиции библиотечной практики.

Процесс внедрение медиаресурсов в библиотечную деятельность начался несколько лет назад с осмысления изменившейся ситуации и осознания необходимости ориентироваться в мире медиатехнологий, грамотно использовать их в профессиональной деятельности.

При проведении интерактивных мероприятий библиотеки получили возможность использовать имеющиеся в фонде CD-ROM, видеозаписи, аудиозаписи, которые способствуют продвижению новых библиотечных услуг. Показ на большом экране различных объектов: видеофильмов, слайдов, фотографий, иллюстраций, электронных изданий делают встречу с книгой более эффективной.

Муниципальным библиотекам Тульской области мы предлагаем проведение цикла мероприятий с использованием интерактивных форм работы. Например, по теме «Мир русской классики 19 века» рекомендуем провести уроки:


  • «Пушкин в зеркале двух столетий»;

  • «Тема любви в романе Гончарова «Обломов»;

  • «Образ Петербурга в романе Достоевского «Преступление и наказание»;

  • «Война в романе Л.Н.Толстого «Война и мир» и др.

Или:

  • медиакурсы: «Волшебная палитра искусства», «Мир древнерусской иконописи;

  • страноведческий курс «Мир моих открытий»: (Япония, Таиланд, Израиль, США, Франция, Норвегия и др.);

  • «Виртуальные экскурсии по музеям мира» и т.д.


По истории, мировой художественной культуре, праву, экологии организовывать отдельные тематические уроки. Например: «Песни, фотографии и плакаты периода Великой Отечественной войны», «Художественная культура России Серебряного века», «Художник Васнецов: сказочно-былинные сюжеты», «Государственные символы России», урок-обозрение «Итоги 2-й мировой войны в лабиринте взглядов» и многие другие.

Для подготовки к сдаче единого государственного экзамена учащиеся часто обращаются к электронным тренажерам, чтобы потренироваться и проверить свои знания по физике, по русскому языку, математике и другим предметам. С этой целью можно организовать специальные обзоры: «Экзамен с мультимедиа «на отлично», на которых демонстрируются электронные учебники, решебники, энциклопедии, словари, CD-ROMы для самостоятельного изучения иностранного языка и др., используя возможности Официального информационного портала «Единый государственный экзамен» http://ege.edu.ru/

В настоящее время мультимедийные ресурсы используются, практически во всех направлениях деятельности и без них не должно, обходится ни одно крупное библиотечное мероприятие. На заседаниях различных клубов рекомендуем использовать DVD, слайд презентации, музыкальные компакт-диски, различные виды информации из разных источников, в том числе и из глобальной сети интернет. Подобная форма преподнесения информации вызывает большой интерес у самых разных людей, усиливает характер ее психологического восприятия, глубину усвоения. Она предполагает активное взаимодействие и на занятиях литературного клуба, где обсуждение художественных произведений может переходить в злободневные дискуссии. Все это помогает клубу хорошо развиваться и выполнять задачи по продвижению книги и чтения.

Сегодня невозможно себе представить проведение мероприятий по страноведению без слайд презентаций, CD-ROMов, видеофильмов, DVD, без любопытных сведений, добытых в Интернете. Конечно, все это требует много времени, необходима предварительная подготовка текстовой информации, фотографий, иллюстраций, звуковых комментариев, видеосюжетов, анимаций, но результат оправдает все затраты. Например, к мероприятиям о Германии: «День Германии», «Великая музыка Германии», «Вечная сказка: культура и традиции Германии», «Немецкая культура в России» или Японии: «День Японии», Великобритании: «Туманный Альбион», «Холодный дом старой доброй Англии», Норвегии: «Норвегия – путь к Северу», «Дни норвежской культуры» и др.

Молодежь охотно откликается на инициативу библиотеки по продвижению новых знаний с использованием информационных технологий, мультимедиа-ресурсов. Совместно с молодежными парламентами можно организовать «Фестиваль молодежных инициатив» или «Новая молодежь – новое правовое сознание». Для молодых людей уровень культуры отождествляется со знаниями, доступными для практического применения, все они ищут пути и методы самореализации, именно поэтому большим успехом у них могут пользоваться данные формы работы.

Очевидно, что использование новых технологий, демонстрация новых возможностей, способствуют повышению имиджа библиотеки. Хочется отметить, что демонстрация возможностей мультимедиа на библиотечных встречах стимулирует и людей старшего поколения к освоению компьютерной техники.



Интерактивная организация литературного пространства
Сегодня уже не стоит вопрос нужно ли меняться современной библиотеке или нет? Ответ продиктовала сама жизнь. Она же ставит новые вопросы:

  • Как выстроить современную, устойчивую, развивающуюся систему работы с читателями и особенно с молодёжью?

  • Как избежать тупиков развития, и в каком направлении двигаться?

  • Какие интерактивные формы работы дают наиболее высокий коэффициент полезного действия?

Так как мы являемся библиотекой областного уровня и проводим большую методическую работу, нам приходится искать ответы на поставленные вопросы.

Какие существуют интерактивные формы привлечения читателей в библиотеку? Прежде всего, заслуживают внимания театрализованные представления, литературные гостиные с показом электронных презентаций, флэшмобы, буккроссинги, библиотечные Non Stop. Методы интерактивности в их деятельности – эффективный способ позиционирования, создания позитивного имиджа библиотеки, а также продвижения ее роли в местном сообществе. Прежде чем приступить к формированию схемы любого интерактивного метода, необходимо понять, что зависит от отношения читателей к библиотеке, как оно влияет на ее существование, какова роль интерактивности в установлении связей библиотеки и каковы ее формы, насколько их использование может повлиять на возможность быть успешным. В зависимости от обозначенных целей и предпочтений можно выделить такие направления:





  • Работа, связанная с использованием мировой сети Интернет;

  • Социологическое исследование как метод получения информации и изучения аудитории;

  • Непосредственные контакты с читателями (конференции, «круглые столы», выставки);

  • Акции и конкурсы;

  • Реклама;

  • Сотрудничество, благотворительная деятельность, спонсорство.

Анализируя деятельность муниципальных библиотек Тульской области за последние годы, и изучая опыт других библиотек нам необходимо создать развивающуюся, самоорганизующуюся систему живого культурно-информационного пространства в области, районе, городе, селе с помощью:

1. Качественного библиотечного обслуживания;

2. Современных информационных технологий;

3. Участия населения в работе библиотеки (клубной, волонтерской, общественной, творческой);

4. Улучшения внешней привлекательности библиотечных помещений;

5. Наличия современных информационных ресурсов;

6.Создания в библиотеках специальных зон, предназначенных для молодежи;

7. Повышения профессионального уровня библиотекарей.

Решение всех вышеперечисленных вопросов зависит от инициативы библиотечных работников, и решить которые можно, используя современные информационные технологии:



  • социальные сети;

  • сайты;

  • блоги;

  • интернет-мосты.


Сайт – основное представительство библиотеки в интернете.

Блог – площадка, которая даёт возможность общаться библиотекарям и интернет-пользователям (независимо от того, являются ли они читателями библиотеки или нет). В блоге обсуждаются не только библиотечные вопросы и события, но и различные общественные и культурные явления и блоги являются одним из средств привлечения читателя в библиотеку. Мы рекомендуем использовать информатизацию как средство обеспечения привлекательности и комфортности библиотеки, создавать блоги, привлекать виртуальных читателей, становится навигаторами в море электронной информации.

Социальные сети – мини-представительство библиотеки, где есть возможность оперативно поделиться самыми последними новостями о событиях в библиотеке, пригласить на очередное мероприятие, а также выложить свежую медиа-информацию (видео, фото). Также это площадка для общения и обмена мнениями (различные опросы). Молодёжь активно пользуется социальными сетями, так что такое представительство необходимо.

Интернет-мостывозможность пообщаться и произвести обмен опытом с другими городами.

Такой подход даёт большие преимущества, как для молодёжи, так и для библиотеки.



Преимущества для библиотеки:

1. Приобретение нового статуса – современного, культурно-нформационного молодёжного центра;

2. Повышение эффективности и скорости работы;

3. Мониторинг интересов, предпочтений и восприятия молодёжи;

4. Приобретение партнёров и помощников среди молодёжи;

5. Повышение интереса к библиотеке и библиотечной деятельности и приобретение авторитета;

6. Привлечение к чтению, в том числе и молодежь;

7. Возможность обмена опытом и повышение квалификации через интернет;

8. Возможность налаживания сотрудничества;

9. Личная творческая самореализация библиотекаря;

10. Расширение масштаба деятельности.
Преимущества для читателей и особенно молодой аудитории:

1. Возможность самореализации;

2. Возможность всесторонне развиваться;

3. Поддержка творческих инициатив;

4. Тесная связь с внешним миром;

5. Удовлетворение необходимых потребностей современной молодёжи:


  • потребность в удовольствии, радости, положительных эмоциях;

  • в разностороннем развитии;

  • в расширении позиционирования;

  • в общении;

  • в активном отдыхе;

  • в творчестве.

К этим потребностям, обозначенным социологами, хочется добавить результаты практических наблюдений:

  • потребность во взрослой авторитетной личности, на которую молодёжь хотела бы ориентироваться, и которая помогает найти вектор развития;

  • возможность выплеска внутренней энергии с пользой для себя и для других.


Интерактивные формы работы библиотек в поддержку чтения
Мы с вами как специалисты в области чтения не можем не замечать: основная тенденция последних лет – утрата чтением его исключительной роли в жизни общества, потеря статуса престижного занятия. Распространение электронных средств массовых коммуникаций и урбанизация общества повлекли за собой процесс отхода от книг: взрослые теряют навыки чтения, а дети не приобретают их. По данным ВЦИОМа количество вообще не читающих взрослых россиян увеличилось в полтора раза. Сложившаяся ситуация характеризуется специалистами как «кризис чтения». Что мы можем сделать в сложившейся ситуации?

Выделить следующие стратегические приоритеты:



  • выход за пределы сложившейся библиотечной аудитории с ориентацией на не читающую часть населения;

  • отход от практики создания отдельных специализированных программ для детей и взрослых;

  • выработка единой стратегии, основанной на непрерывности процесса чтения;

  • придать всем мероприятиям в поддержку книги более общественный и публичный характер.

Основная цель библиотек сегодня – максимальное приближение своей содержательной и организационной деятельности к реальным потребностям пользователей. В муниципальных библиотеках это, в основном, деловое чтение. На селе преобладают досугово-развлекательные формы. Библиотеки, выполняя общесистемные задачи, активно участвуют в формировании единого информационного и культурного пространства местного сообщества. Сегодня одно из приоритетных направлений – это библиотечно-информационной менеджмент библиотеки, стремление стать центром притяжения общественных организаций, открытой системой, направленной на удовлетворение ожиданий населения. На это должны быть нацелены все проводимые мероприятия. Активное позиционирование библиотеки как полезного общественного института и постоянно стремимся формировать благоприятное и уважительное отношение к библиотеке жителей города, поселка, села.

Инициировать создание новых совместных взаимовыгодных проектов со своими партнерами, организуя рекламу своих мероприятий и услуг (афиши, буклеты, закладки). Пресс-конференции, общественные слушания, собрания общественных объединений и организаций должны проходят в стенах библиотеки. Создание проектов по продвижению чтения, повышению престижа книги и библиотеки. Необходимо отдать предпочтение презентационным, интерактивным, мультимедийным формам информационно-просветительского и культурно-досугового направления.

Перечисленные формы продвижения книги позволяют позиционировать чтение как неотъемлемую составляющую образа жизни современного человека, необходимую для успешной образовательной, профессиональной и творческой деятельности. Информационно-коммуникационные технологии, мультимедиа и театрализация помогают сделать книгу привлекательной и актуальной в глазах местного сообщества, и особенно молодёжи, зачастую воспринимающей печатный аналог как устаревший формат. Читатели не только должны быть включены в действие эмоционально, как в классических библиотечных формах, они и непосредственно участвовать в действии, неизбежно внося в него те или иные коррективы, активно импровизируя. Поэтому библиотекарь просто обязан «быть в теме», владеть материалом в полном объёме. Это требует определённых интеллектуальных усилий, но результаты себя оправдывают.

Если рассматривать продвижение книги к читателю как некую маркетинговую задачу, использовать в разработке стратегии современные механизмы пиара, то выбор именно интерактивных форм работы окажется в приоритете. Эффективность любого мероприятия в большой степени зависит от креативного решения. Хороший креатив будет прекрасно работать в любом формате – будь то литературно-музыкальная гостиная, викторина или полномасштабная акция.

Но, все же, интерактивные, диалоговые формы более действенны, и объясняется это просто − увиденное и услышанное человек запоминает на 50-60 %, а то, в чём он принимал участие – на 90 %.

Взаимодействие с пользователем еще до его прихода в библиотеку, возможность потенциального читателя узнать немного больше о вашей работе – вот плюсы «выездных» акций, мероприятий вне стен библиотеки.

При интерактивном общении с читателями реакция видна сразу, и выводы можно сделать немедленно. Сейчас идет смещение интереса в сторону нестандартных форм мероприятий, нестандартных сценариев взаимодействия с пользователем. Но категорически нельзя рассматривать формат проводимых акций в отрыве от задач, которые призвана решать библиотека. Нельзя проводить чисто развлекательные игры и конкурсы, забывая о своей миссии – продвигать и популяризировать Книгу и Чтение. Интерактивные, диалоговые, мобильные формы работы:

1. Семинары-тренинги;

2. Выставки – одна из самых часто используемых форм продвижения книги к читателю. Чтобы не быть статичным предметом интерьера, чтобы работать, она должна быть интересной, привлекать формой и содержанием.

3. Конкурсы – на Дне города или села, на народных гуляниях в честь праздников. Обязательна и публикация в районной газете.

4. Чествование самых отличившихся читателей на Дне города, села, деревни. Номинации могут быть самыми разными, например: «Верный друг», «Старейший читатель», «Вечный двигатель», «Литературный гурман» и др.

5. Организация современных клубов при библиотеке – сообщества энтузиастов.

6. Проведение акций «10 дней вокруг книги». Или реализация проекта «Библиотека – территория успеха», который можно приурочить к 27 мая к Общероссийскому дню библиотек.

7. Плакаты-растяжки, информационные буклеты, приглашения и афиши.


Все перечисленные формы работы можно организовать по датам, например:

18-25 мая – ПРОЩЁНАЯ НЕДЕЛЯ. Акция «амнистия» для читателей, не сдавших библиотечные книги вовремя;

19 мая – ТВОРЦЫ ПРЕКРАСНОГО. Проведение выставки-продажи изделий и сувениров, сделанных руками читателей и библиотекарей;

21-27 маяНЕДЕЛЯ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ. Организация экскурсии по всем отделам библиотеки;

21-25 мая – ИМЯ НА КНИГЕ. Благотворительная акция дарения книг в фонд библиотеки (с автографом дарителя);

22 мая – КНИГА – ЛУЧШИЙ ПОДАРОК! Презентация выставки «Книги, подаренные читателями»;

23 мая – ГАЛЕРЕЯ НАШИХ ЧИТАТЕЛЕЙ. Выставка-бенефис победителей конкурса «Читатель года». Под фотографией читателя приведена его краткая читательская биография, а на нижних этажах стеллажа представлены книги из формуляров победителей;

24 мая – КНИЖНЫЙ КИОСК. Выставка-продажа книг и другой печатной продукции;

24 мая – СВЕТ РАЗУМЕНИЯ КНИЖНОГО. Библиотечный марафон мероприятий ко Дню славянской письменности и культуры. Цель: провести интеллектуальную пиар-акцию и показать возможности библиотек в проведении крупномасштабных мероприятий как культурно-информационных центров. Привлечь внимание населения к книге, чтению, языку. В последнее время мы очень много говорим о развитии языка под влиянием времени, о засилье жаргона и слов-сорняков, о проникновении в русский язык иностранных слов, порой совсем неоправданном, о церковно-славянском языке как хранилище русской духовности, о реформах языка и их результатах, о мелодичности и красоте правильной родной речи. Библиотека может заявить о себе как об интеллектуальном центре. Например, организовать акцию «БИБЛИОТЕКА – ТЕРРИТОРИЯ УСПЕХА». Собрать руководителей района, спонсоров, представителей прессы. Подготовить компьютерную презентацию о достижениях библиотеки.

Библиотекам сегодня необходим другой формат общения с читателем – более «живой» процесс общения. Именно интерактивные, презентационные, мультимедийные, мобильные формы проведения мероприятий позволят активизировать читательскую и творческую заинтересованность реальных и потенциальных посетителей библиотек, позволят библиотеке приобрести высокий статус в информационном и культурном пространстве, повысят её престиж, сделают чтение более привлекательным.


Создание интерактивных выставок

Интерактивная выставка в библиотеке призвана не только обеспечить обратную связь между читателем и библиотекарем, но и организовать живое общение между посетителями выставки, призвать их к обсуждению поставленной проблемы. Образовательный (и воспитательный) потенциал такой выставки существенно возрастает. Появление и распространение разнообразных по форме и тематике интерактивных выставок объяснимо стремлением библиотек найти своё место в обществе. Много можно достигнуть, просто став интересными для своих читателей. Люди ценят, когда их мнением интересуются, когда предоставляют возможность для его выражения, не случайно в массовой работе библиотек всё больше места занимают мероприятия, подразумевающие диалог ведущего и аудитории, например, читательские конференции, обсуждения, диспуты, бенефисы, викторины, конкурсы и т. д.



Современная работа по продвижению книги и чтения вдохновила библиотеки на поиск новых форм воздействия на реального и потенциального читателя, но библиотекари продолжают высоко оценивать возможности библиотечных выставок. Грамотная, яркая, оригинальная выставка помогает привлечь внимание читателя, служит рекламой не только конкретных книг, но и библиотеки в целом. Потенциал традиционной тематической выставки по-прежнему высок. Теория и практика выставочной деятельности активно развивается. Периодически возникает необходимость в классификации библиотечных выставок. Можно предложить следующую типологию интерактивных библиотечных выставок:

  • Игровые выставки.

  • Диалоговые выставки.

  • Выставки, подготовленные при участии читателей.

  • Выставки-исследования.

Следует отметить, что в чистом виде библиотечных интерактивных выставок проводится относительно немного, однако отдельные элементы интерактивности могут быть использованы библиотеками в комплексных выставочных проектах. Мы предлагаем, вам познакомится с каждой из форм интерактивных выставок на конкретных примерах.

  • Игровые выставки. Отличительная особенность подобных выставок состоит в наличии познавательно-игрового момента. Читателю предлагается не только ознакомиться с представленными документами, но и выполнить некоторые задания. Особенно часто выставки-игры используются в работе с молодежью. Среди форм выставок-игр наиболее часто встречаются:

  • выставка-викторина;

  • выставка-кроссворд;

  • выставка-чайнворд;

  • выставка-загадка;

  • выставка-провокация;

  • выставка-конкурс.

Выставка-викторина. Данный вид выставок получил в библиотеках наиболее широкое распространение. Выставка-викторина предполагает наличие ряда вопросов, ответить на которые можно, обратившись к книгам, представленным на выставке. Ответы на вопросы можно дать как в устной, так и в письменной форме. Существует два варианта проведения викторины: в процессе демонстрации выставки (вопросы и задания размещаются непосредственно на выставочном пространстве) и по завершению работы выставки (как итог ознакомления с представленными материалами). Чаще встречается второй вариант.

Выставка-кроссворд и её вариант выставка-чайнворд. Особенностью данной выставки является размещение на выставочном пространстве кроссворда или чайнворда, решить которые можно обратившись к представленным на выставке книгам. Кроссворд может быть представлен на отдельном большом плакате, на небольших листках, которые читатели могут забрать с собой, а также на одном из выставочных экспонатов. Форма кроссворда зависит от темы выставки. Например, выставка-кроссворд «Мир загадок и чудес», можно представить пирамиду-кроссворд «Раскрой загадки пирамиды».

Выставка-загадка. Вариантов организации таких выставок может быть несколько, главная её особенность — наличие загадки, которую посетителям предлагается отгадать. Загадки могут быть использованы в качестве названия выставки и/или её разделов. Можно оформить загадки в виде конкурсных вопросов и заданий. Загадка может присутствовать в самой тематике выставки. Загадать можно какой-либо признак, представленный в содержании или форме выставочных экспонатов. В этом случае от читателя требуется ознакомиться с представленными материалами и найти этот признак. Пример: в рамках выставочного проекта «Разведчики и шпионы», читателям можно предложить разгадать шпионскую шифровку по одной из книг. К одному из видов выставок-загадок можно отнести выставку-провокацию, при оформлении которой сознательно допускается одна или несколько ошибок (например, на ней размещаются книги или дополнительные экспонаты, не соответствующие заявленной теме). Читателю предоставляется возможность обнаружить ошибки и заявить об этом организаторам.

С большой долей условности к игровым формам интерактивных выставок может быть отнесена выставка-конкурс. На таких выставках могут быть представлены творческие работы читателей: отзывы, рецензии, эссе, поделки, фотографии и т. д. Возможно размещение работ во время проведения конкурса. Посетители выставки могут оценивать представленные работы и выбирать победителей. Возможен вариант оформления выставки лучших работ по итогам конкурса, но в этом случае степень её интерактивности снижается.



  • Диалоговые выставки. Их особенность заключается в создании условий для обмена мнениями между библиотекарем и читателем, а также между читателями. Зачастую подобные выставки сопровождаются мероприятиями, в ходе которых читатели могут обсудить заявленные проблемы. Как правило, их тематика носит дискуссионный характер. Возможно также размещение на выставочном пространстве листов, тетрадей, в некоторых случаях закрытых ящиков для записок, чтобы читатели могли высказать свое мнение. Подбор материалов для диалоговых выставок может представлять различные точки зрения по рассматриваемой теме и провоцировать посетителя на размышление и осмысление. Например, в ходе организованной интерактивной выставки «Маршрут безопасности», затрагивающей вопрос

наркомании, сами читатели определяли круг обсуждаемых проблем и предлагали способы их решения. При проведении диалоговых выставок библиотеки используют следующие варианты:

  • выставка-размышление;

  • выставка-предостережение;

  • выставка «вопрос-ответ»;

  • выставка-отзыв;

  • выставка-обсуждение;

  • выставка-диспут;

  • выставка-дискуссия;

  • выставка-полемика.

Выставка-размышление. Тему такой выставки раскрывают не только представленные на ней книги и статьи, но и читательские размышления. Сбор листков с читательскими размышлениями может продолжаться в период проведения выставки. Пример выставки-размышления — выставка «Поколение». На ней экспонировались книги о детстве великих людей: музыкантов, поэтов, учёных. Попутно организаторы пытались выяснить, каковы мечты и чаяния молодежи. Выставка-диалог «А у нас в молодёжном уезде…», подготовленная для молодёжи предполагает ответы посетителей на целый ряд вопросов, касающихся их отношения к проблемам подростков.

Выставка-предостережение. Тематика таких выставок обращена к наиболее острым вопросам. Их цель — показать читателю возможные последствия негативных явлений (наркомания, загрязнение окружающей среды, утрата культурных и нравственных ценностей и т. д.) и помочь ему чётко определить свою позицию в отношении этих явлений. Например, выставки-предостережения, посвящённые проблеме небрежного отношения к книге. На них выставляются издания, испорченные читателями: испачканные, порванные, с отсутствующими страницами. На стенде вывешиваются чистые листы, на которых посетители могут выразить своё отношение к прочитанному, поразмышлять о роли книг, осудить неаккуратное обращение с ними.

Выставка «вопрос-ответ» является своего рода заочным выполнением тематических запросов читателей и библиографических справок. Как правило, устанавливается ящик или коробка, в которую читатель опускает листок с интересующим его вопросом. Через какое-то время на стеллажах появляются книги и статьи, содержащие ответы на вопросы читателей. Такая выставка может оказаться удобной при общении с читателями-интровертами или же с теми, кто нуждается в конкретной информации, но не может чётко сформулировать запрос.

Выставка-отзыв представляет наряду с книгами читательские отзывы на них. Таким образом, осуществляется рекомендация читателями друг другу интересных, с их точки зрения, книг. Можно размещать на таких выставках положительный и отрицательный отзыв на одну и ту же книгу. Содержание выставки-отзыва может быть универсальным, а может определяться темой или жанром. Возможна организация выставки отзывов на книги одного автора или даже на одно произведение. Пример универсальной выставки-отзыва — выставка «Парад читательских пристрастий», организованная по итогам конкурса рецензий школьников на прочитанные книги.

Выставка-обсуждение и её подвиды: выставка-диспут, выставка-дискуссия, выставка-полемика представляет актуальные материалы, отражающие различные точки зрения на спорные вопросы общественной жизни. Посетителям предлагается ознакомиться с разными мнениями и выразить свою точку зрения. По итогам выставки зачастую проводятся обсуждения. Один из её вариантов — экспресс-выставка, оперативно организуемая библиотекой после события, имевшего общественный резонанс, будь то спортивная победа или громкое преступление. Выставки, подготовленные при участии читателей. Особенность подобных выставок заключается в том, что читателям предоставляется возможность выбрать тему выставки или экспонаты, которые будут на ней представлены. Можно выделить следующие виды подобных выставок:

  • выставка любимых книг читателя;

  • выставка-бенефис;

  • выставка-настроение;

  • выставка-ситуация;

  • оформленная читателем выставка;

  • дополненная читателем выставка.

Выставка любимых книг может быть создана на основе читательских отзывов. Они, как и выставки-отзывы, могут носить рекомендательный характер. Например, в ходе проведения акции «День читателя», организовать выставки: «Я рекомендую!», «Читатели рекомендуют», «Прочитал — советую вам».

Выставка-бенефис. Такая форма, как бенефис читателя, прочно вошла в практику работы библиотек. К проведению бенефиса целесообразно оформить выставку любимых книг чествуемого читателя или книг, прочитанных им за последнее время. Организация подобной выставки позволит другим читателем лучше узнать о бенефицианте и его литературных пристрастиях, а также послужит дополнительной рекламой предстоящего мероприятия.

Выставка-настроение. Употребляя это понятие, библиотекари-практики чаще всего подразумевают выставку, призванную вызвать у зрителя определённые эмоции, однако при её организации настроение может задавать не библиотекарь, а читатель. Для данной формы выставок читателям-подросткам предлагается самим поставить книги на выставку и дать отзыв на них: «Я читаю эту книгу, когда мне весело…», «Я читаю эту книгу, когда мне грустно…» и т. д.

По форме организации и проведения с ней схожа выставка-ситуация, которая описывается следующим образом — читателям-подросткам предлагается самим поставить книги на выставки: «Эту книгу я возьму с собой на необитаемый остров…», «Эту книгу я возьму с собой в космическое путешествие…», «Эту книгу я возьму с собой в поход…» и т. д.

Организация выставки-настроения и выставки-ситуации вполне возможна и в условиях библиотеки, обслуживающей взрослое население. Выставка, оформленная или дополненная читателями. Читателю можно предложить самому расположить материалы на выставочных стеллажах в соответствии с его представлениями. Возможен вариант, когда читатель определяет экспонируемые на выставке книги и другие материалы, и вариант, когда читатель дополняет выставку принесёнными экспонатами: фотографиями, предметами коллекции, творческими работами и т. д. Последний вариант активно используется библиотеками при организации выставок краеведческой и этнографической тематики.

Выставка-исследование. Данный вид выставки позволяет наглядно представить результаты изучения читательских интересов. Такая выставка может дополняться и обновляться по мере получения новых данных. Практика показывает, что такое оперативное и наглядное представление результатов исследования вызывает интерес у читателей. Например, «Интерактивная книжная выставка “Лучшие книги века». Участникам проведённого исследования было предложено составить свою «золотую полку» литературы XX в. по следующим разделам: «Сказки века», «Писатели века», «Проза века», «Поэзия века», «Жанры века», «Персонажи века». На выставке были представлены произведения, получившие наибольшее количество читательских голосов. В результате в библиотеку пришли новые читатели.

Получают распространение и выставки-«деревья», «листочки» на которых размещают сами читатели. Возможны следующие варианты организации подобных выставок: 1) посетители выставки указывают на «листьях» свои читательские предпочтения, любимых авторов и книги;

2) посетители размещают на выставке «листья» разных цветов, каждый из которых отражает определённое настроение или конкретные литературные предпочтения. В ходе проведения выставки-опроса «Листопад настроений» читатели размещали на импровизированном «дереве» листья трёх цветов, каждый из которых соответствовал определённым читательским пристрастиям.

Побуждать к размышлению, поиску, творчеству, участию — такова задача интерактивной выставки. Эта форма работы помогает продемонстрировать каждому посетителю, что его мнение и участие для библиотеки действительно значимо. Это и способ сделать шаг навстречу читателю, и способ сделать шаг в одном направлении — направлении продуктивного сотворчества.



Заключение

Новые информационные технологии сегодня стремительно вошли в библиотечную деятельность, сделали библиотеки более привлекательными для так называемого «цифрового» поколения, вывели библиотечно-информационную деятельность на качественно иной, более продуктивный, чем прежде уровень. Библиотекам удаётся привлекать население, но делать это необходимо более активно, внедряя в практику работы интерактивные формы, используя современные информационные технологии, развивая систему делового и социального партнёрства.



Приложение

Словарь форм массовых мероприятий

Словарь представляет собой перечень, на который можно ориентироваться при расширении ассортимента форм работы с читателями. В словарь вошли инновационные, только появляющиеся значения, в связи с развитием информационных потребностей общества, изменением места библиотек на информационном и досуговом рынках.

Hi-Fi — книга (Хай-фай-книга)

Оpen-air («легкая атмосфера», «на открытом воздухе»)

PR-акция

PR-кампания

PRO-движение книги

Teach-in (Тич-ин) — публичная дискуссия, собрание для обсуждения злободневных вопросов.

Буккроссинг – книга выставляется в заранее обдуманном месте (кафе, парке, вокзале, автобусе и т.д.), где любой человек может взять и прочитать ее. Цель данной акции является превращение всего мира в «огромную библиотеку».

Библиотечный Non Stop – посвященное, например Международному Дню Студента. Весь день библиотека представляет собой площадку для открытого интерактивного общения с интересными людьми и творческими молодежными коллективами.



Флэшмобы – заранее спланированная массовая акция, в которой большая группа людей внезапно появляется в общественном месте, в течение нескольких минут выполняют заранее оговоренные действия, которые называются сценарием, и затем быстро расходятся.


  • Словарь форм массовых мероприятий 19 Скажи мне – и я забуду; Покажи мне – и я запомню;
  • Использование мультимедийных технологий в работе библиотек
  • «Мир русской классики 19 века»
  • Интерактивная организация литературного пространства
  • Интерактивные формы работы библиотек в поддержку чтения
  • Все перечисленные формы работы можно организовать по датам
  • Создание интерактивных выставок
  • Словарь форм массовых мероприятий