Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Традиции и новые тенденции




страница1/5
Дата14.05.2018
Размер0.95 Mb.
ТипАвтореферат
  1   2   3   4   5
На правах рукописи ЗАКИРЗЯНОВ Альфат Магсумзянович СОВРЕМЕННОЕ ТАТАРСКОЕ ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ: ТРАДИЦИИ И НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ 10.01.02 – Литература народов Российской Федерации (татарская литература) АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени доктора филологических наук Казань – 2012 Работа выполнена на кафедре теории и истории татарской литературы ФГАОУ ВПО “Казанский (Приволжский) федеральный университет” Научный консультант: доктор филологических наук, профессор Ганиева Резеда Кадыровна (г.Казань) Официальные оппоненты: доктор филологических наук, профессор Амиров Раиф Кадимович (г. Уфа) доктор филологических наук, профессор Кадыров Октябрь Халикович (г. Казань) доктор филологических наук, профессор Сибгатуллина Альфина Тагировна (г. Москва) Ведущая организация: Институт языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова АН РТ Защита состоится 12 апреля 2012 г. в 14.00 часов на заседании диссертационного Совета Д 212.081.12 в ФГАОУ ВПО “Казанский (Приволжский) федеральный университет” по адресу: 420008, г.Казань, ул.Татарстан, 2, ауд. 229. С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке им. Н.И.Лобачевского ФГАОУ ВПО “Казанский (Приволжский) федеральный университет”. Автореферат разослан ... ... 2012 г. Ученый секретарь диссертационного совета доктор филологических наук, профессор А.Ш. Юсупова ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность исследования. В конце XХ – начале XXI века российское общество вступает в новый этап своего развития. Демократические явления, определяющие основу современных общественных изменений, ставят на повестку дня необходимость решения таких важных проблем литературоведения, как возвращение читателю литературного наследия в полном объеме, объективное изучение искусства слова различных эпох, освобождение его от всевозможных идеологических оценок и интерпретаций. Плюрализм в отношении к ранее сформированным в науке о литературе основополагающим категориям (партийность, классовость, соцреализм и др.) открыл дорогу противоречивым взглядам в оценке истории развития современной литературы. Вместе с изменением восприятия роли литературы в обществе, активным обращением к новым формам, приемам и средствам изображения действительности отрабатываются новые научно-теоретические подходы и принципы изучения литературного процесса. Выявление закономерностей развития науки о литературе, определение ее методологических концепций, теоретических основ и направлений исследования, достижений и перспектив является весьма актуальной задачей. Стремление к созданию целостной концепции изучения национальной литературы также требует серьезной системной оценки. Исследования последних лет в этой области не могут не учитывать достижения мирового литературоведения, традиции научного наследия татарского литературоведения, сложившиеся, несомненно, через взаимовлияние и взаимосвязь. На рубеже веков в татарском литературоведении возникают новые философско-эстетические и литературно-художественные тенденции, требующие определенной систематизации, характеристики и научно-теоретического осмысления. Современное литературоведение как целостное явление, проявляющееся в сходстве ряда внешних черт, типологически близких принципов подхода к литературным явлениям прошлого и современности, до сих пор не стало предметом самостоятельного изучения. Выявление современного состояния татарского литературоведения, а в частности достижений в области литературной теории, рассмотрение многовековой истории литературы сквозь призму современных оценок и последних достижений в литературной критике подготавливает почву для более полного понимания места искусства слова как одной из форм общественного сознания, а также ее литературно-эстетических и нравственно-философских функций. Всем этим определяется актуальность данного исследования. Степень изученности темы. При определении современного состояния литературоведения следует иметь в виду рассмотрение его эволюции в рамках исторического контекста. История национальной науки о литературе как система до сих пор мало изучена. Первые исследования в этой области относятся к началу XX века. Развитие татарской общественно-философской мысли, литературно-эстетических взглядов этого периода зародило основы научного изучения теории татарской литературы, истории и критики и способствовало появлению фундаментальных трудов основоположников татарского литературоведения. Дж.Валиди, А.Сагди, Г.Баттал, Г.Ибрагимов и др., опираясь на восточно-мусульманскую и русско-европейскую литературно-эстетическую мысль, заложили основы научно-теоретических взглядов на историю татарской литературы, закономерности и особенности эволюции художественной словесности и определили пути его дальшейшего развития. В первое десятилетие советского периода в трудах Дж.Валиди, Г.Ибрагимова, Г.Сагди, Г.Нигмати, Г.Губайдуллина, Г.Рахима, Г.Гали и др. были исследованы новые страницы истории литературы, ознаменовавшие серьезные успехи теоретической и критической мысли. В последующие годы, сначала под влиянием “вульгарного социологизма”, а затем в свете одностороннего объяснения литературных явлений, происходит игнорирование национальной основы литературных канонов и замена ее стремлением к интернационализму, наблюдается нивелирование национальных особенностей литературы и трансляция их лишь с позиций теории русской литературы как общей для всех народов. Не могли не отразиться на состоянии исследований и массовые репрессии описываемого времени. Дальнейшее развитие литературоведения в послевоенные годы связано с именами М.Гайнуллина, Х.Усманова, Г.Халита, Я.Агишева, Б.Яфарова, Ш.Абилова, Б.Гиззата, Н.Гиззатуллина и др. А в 1960-1980 гг. труды таких ученых, как Н.Юзиев, И.Нуруллин, М.Хасанов, Ф.Мусин, А.Сайганов, Т.Галиуллин, А.Ахмадуллин, Ф.Хатипов, Ю.Нигматуллина, Р.Ганиева, Н.Хисамов, М.Гайнутдинов, Х.Миннегулов и др., по поэтике произведений, творческому методу и литературным течениям, национальной эстетике, взаимосвязи татарской литературы с другими внесли большой вклад в дальнейшее развитие теории, истории, критики татарской литературы. В целом, в татарском литературоведении немало исследований, сохранивших актуальность, благодаря которым накопился богатый теоретический материал. Следует заметить, однако, что полное аналитическое обобщение данного материала и его систематизация на сегодняшний день отсутствуют. В конце ХХ – начале ХХI в. во всех областях литературоведения, в частности, по проблемам развития литературных направлений и течений, стилей и поэтики, а также истории литературы, литературной критики и другим вопросам, ведутся интересные исследования (М.Хасанов, Ф.Мусин, Ю.Нигматуллина, Т.Галиуллин, Ф.Хатипов, Р.Ганиева, Х.Миннегулов, М.Ахметзянов, А.Ахмадуллин, Н.Хисамов, Н.Ханзафаров, М.Бакиров, М.Магдеев, А.Шарипов, З.Рамеев, Ф.Галимуллин, О.Кадыров, Р.Салихов, А.Сибгатуллина, А.Саяпова, Ф.Яхин, Д.Загидуллина, Р.Исламов, Ф.Баширов, В.Аминева и др.). Шеститомник “История татарской литературы” (1984–2001) является итогом кропотливой работы по истории искусства слова, литературно-эстетической мысли, теории жанров, творчества отдельных писателей. Культурные и литературно-эстетические взаимосвязи татарской литературы с мусульманским Востоком и русско-европейской эстетической мыслью рассматриваются в трудах Р.Ганиевой, М.Магдеева, Х.Миннегулова, Ю.Нигматуллиной, Н.Хисамова, М.Гайнутдинова, Г.Зайнуллина, О.Кадырова, А.Сибгатуллиной, Ф.Яхина, Ф.Баширова1 и др. Вопросы теории татарского стиха, а также генезис общетюркской поэзии и ее древнейшие формы исследуются в работах М.Х.Бакирова2. Особенности представления модели концепции героя в литературоведении нашли отражение в работе Р.Г.Салихова3. Проблема истории развития литературоведения, в частности формирования и становления татарской теоретической мысли, исследуется в работах Д.Ф.Загидуллиной4. Исследования в области литературоведения 1920-1930-х гг. становятся объектом изучения в работах Ф.Галимуллина, Э.Галиевой, Г.Азизовой, Ч.Гилазовой5. В работе Л.Хайдарова проводится сравнительно-исторический и типологический анализ связей арабской и татарской литератур, выявляется влияние философско-эстетических воззрений, канонической восточной поэтики на развитие татарской литературы и литературоведения начала ХХ века6. Изучение истории литературы на основе различных методов, школ, направлений рассматривается как определенное достижение7. Словари и учебники по литературоведению помогают глубже понять развитие данной науки на основе специфических закономерностей, определить принципы изучения историко-литературного процесса8. Определенное значение для исследования в области истории литературоведения и литературы имеют юбилейные сборники, посвященные выдающимся писателям-классикам и современникам (Г.Тукай, Г.Исхаки, Г.Ибрагимов, Ф.Амирхан, Дардменд, Х.Такташ, Ш.Камал, М.Гафури, К.Тинчурин, М.Джалиль, А.Еники, К.Сибгатуллин, Р.Миннуллин, Т.Галиуллин, Р.Харис и т.д.). В трудах Ф.Миннуллина, Т.Галиуллина, А.Ахмадуллина, Х.Миннегулова, Н.Хисамова, Ф.Мусина, Ф.Урманче, Ф.Хатипова, Р.Сверигина, Р.Мустафина, М Магдеева, М.Гайнутдинова, Ф.Галимуллина, Д.Загидуллиной, Р.Рахмани, М.Валиева, Ф.Баширова, Т.Гилазова9 и др., а также тематических и обзорных сборниках “Вопросы литературы” (ТГГПУ), “На пути эстетических исканий” (ИЯЛИ им. Г.Ибрагимова), в вузовских изданиях (“Ученые записки” КГУ и ТГГПУ) рассматриваются эстетические и общественные взгляды отдельных критиков, литературно-критические позиции журналов и газет, оценки творчества писателей, особенности литературной полемики. Некоторые мысли о поэтике критических статей, произведениях современных авторов включены в контекст исследований творчества современных писателей. Все вышеперечисленные работы представляют собой в целом суть единого явления, которое еще не получило целостного рассмотрения в татарском литературоведении. Многочисленные высказывания об отставании литературоведения от развития литературы свидетельствует о необходимости теоретического обоснования и всестороннего изучения его современного состояния. Таким образом, несмотря на то, что в современном татарском литературоведении ведутся различные исследования, изучение вопросов, относящихся к теории, истории, критике национальной литературы, системное и целостное раскрытие их связи с литературным процессом остаются важными задачами. Основной целью исследования является определение ведущих тенденций развития современного татарского литературоведения, выявление его органической связи с национальным научным наследием и современным литературным процессом. Исходя из этого были поставлены следующие задачи: выявление социально-культурных предпосылок, повлекших изменения в современном татарском литературоведении; – раскрытие методологических основ современных литературоведческих исследований, в частности, по творческим направлениям и течениям, творческому методу, художественному образу и т.д.; – определение научно-теоретических основ изучения истории литературы, изучение проблем ее периодизации в условиях кардинальных перемен в различных областях общественной жизни и смены идеологических ориентиров; – определение основных аспектов исследований, их новизны через оценку трудов, объектом изучения которых являются различные периоды татарского искусства слова, творчество отдельных писателей, литературные направления и течения; – исследование и оценка ведущих тенденций, направлений развития, творческих приемов, исканий в области стиля и жанра литературного процесса, отраженного в критических трудах по отношению к отдельным направлениям и течениям; – раскрытие состояния современной литературной критики, условий ее развития, содержания исследований в отношении научно-теоретических и философско-эстетических взглядов и жанров критики; – определение условий формирования системы жанров литературной критики в контексте общественного, культурного и литературного развития; – теоретическое обоснование классификации жанров литературной критики и методологии их изучения, а также связь жанровой структуры с социально-эстетическими функциями критики различных направлений. Объектом изучения являются труды по трем отраслям (теория литературы, история литературы и критика) литературоведения, появившиеся на рубеже веков и содержащие важнейшие сведения об особенностях развития науки о литературе. Предметом исследования являются научно-методологические проблемы и основные тенденции развития теории литературы, традиции и закономерности истории татарской литературы, а также особенности литературной критики и перспективы ее развития. Научная новизна определяется системным изучением, оценкой, выявлением новых тенденций, путей развития исследований по современному литературоведению. В частности, с опорой на традиции татарского литературоведения и теоретические достижения русско-европейской науки впервые: – предлагается аналитический обзор основных научно-теоретических, критических исследований в области татарского литературоведения; – рекомендуется методика изучения преемственности традиций и новых тенденций в теории литературы; – определяется эволюция таких важных понятий научно-теоретической мысли, как литературное направление, творческий метод, жанры, образы и т.д.; – выявляются принципы и основные аспекты изучения истории литературы в новом ключе, показываются определенные достижения в тесной взаимосвязи с историческими этапами, а также задачи будущих исследований; – определяется место критики в литературном процессе, оценивается периодизация ее развития; – оцениваются литературно-теоретические и философско-эстетические искания в современной критике, описывается система жанров, определяются перспективы ее развития. Теоретической и методологической основой работы являются свойственные литературоведческой науке принципы, а также герменевтика, т.е. теория интерпретации текстов; относительно раскрытия вопросов теории литературы – труды Ю.М.Лотмана, Н.А.Гуляева, А.С.Бушмина, В.Е.Хализева, Л.В.Чернец, А.Б.Есина, В.И.Тюпа, Н.Д.Тамарченко, С.Н.Бройтман, А.Я.Эсалнек, Г.М.Халитова, Ю.Г.Нигматуллиной, Н.Г.Юзеева, И.З.Нуруллина, М.Х.Бакирова, Ф.М.Хатипова, Д.Ф.Загидуллиной, Р.Г.Салихова, Э.Р.Галиевой и др.; по выявлению литературно-эстетического, культурно-философского содержания истории искусства слова – работы Б.В.Томашевского, В.М.Жирмунского, М.М.Бахтина, Д.С.Лихачева, Ю.Б.Борева, Н.А.Гуляева, М.Б.Храпченко, Р.К.Ганиевой, Ю.Г.Нигматуллиной, Х.Ю.Миннегулова, Ф.М.Мусина, Н.Ш.Хисамова, Ф.Г.Галимуллина, А.Г.Яхина, А.Т.Сибгатуллиной и др.; по оценке развития литературной критики – труды А.П.Скафтымова, Ю.Н.Тынянова, А.Б.Есина, Б.Ф.Егорова, В.Н.Коновалова, М.Г.Зельдович, Т.Н.Галиуллина, А.Г.Ахмадуллина, Ф.М.Миннуллина, Р.Х.Сверигина, В.Н.Крылова и других. На защиту выносятся следующие положения: 1. Состояние татарского литературоведения определяется социально-культурными условиями общества, особенностями самого литературного процесса и развитием присущих самой науке внутренних изменений. Основу методологических и теоретических исканий составляют принципы, свойственные татарской науке о литературе, которая имеет богатейшие традиции и впитала в себя достижения литератур других народов. 2. В теории литературы просматривается усиление стремления к оценке литературного процесса или творчества отдельного писателя с точки зрения принадлежности его определенному направлению и течению. Творческий метод продолжает оставаться в центре внимания теории татарской литературы. Под влиянием внешних и внутренних факторов соцреализм уступает свое место другим литературным течениям. В этих условиях появившийся “новый реализм” формирует присущие ему литературные тенденции. 3. Важнейшие компоненты поэтики произведения, такие как литературный жанр, литературный образ и т.д., вызывающие серьезные споры, под влиянием социально-культурных условий, изменением значения литературы в обществе и выполняемых ею функций, обогащаются новыми качествами, расширяются границы, известных до этого теоретических понятий. 4. С началом серьезных перемен в различных областях общественной жизни в татарском литературоведении начались поиски новых теоретических и методологических основ изучения истории литературы, выразившихся в отказе от догматических принципов марксистской идеологии, в обогащении традиционных принципов системности, последовательности, объективности и др. новым содержанием. Особое внимание обращается на такой принцип, как историзм в описании татарской литературы как самоценного литературного явления. 5. Основными аспектами изучения многовековой истории татарской литературы являются: 1) выявление творческой специфики автора через литеатурные направления-течения во взаимосвязи диахронной и синхронной систем; 2) определение посредством сравнительного анализа особенностей национальной литературы как одной из составных частей мировой литературы; 3) понимание и оценка литературы как целостного явления; 4) возвращение читателям литературного наследия, в том числе и зарубежной татарской литературы, в полном объеме; 5) исследование идейно-эстетических и этико-философских особенностей литературы различных эпох и разных авторов, исходя из требований времени, а также сравнительно-сопоставительное изучение татарской литературы с литературами различных народов и т.д. 6. Критика, являясь опорой художественной литературы, выполняя собственные функции (ценностно-ориентационную, организационную, прогнозирующую, коммуникативную и т.д.), играет исключительно важную роль в литературном процессе. Вместе с тем, в конце ХХ века она характеризуется противоречивостью, потерей определенных позиций. Татарская литературная критика не была готова к восприятию новых изобразительных средств и приемов и к оценке качественных изменений реалистических и романтических направлений и поисков. Среди причин такого состояния критики можно выделить следующие: социокультурные изменения переходного периода; кризис реалистической критики, принципы которой доминировали в советское время; смена поколения критиков, а также ряд иных причин. 7. Татарская литературная критика на рубеже веков выходит на путь новых исканий, интерпретирующих состояние литературы с точки зрения следующих проблем: а) обновление принципов оценки и значимости произведений новыми социально-нравственными, идейно-эстетическими параметрами; б) изменение жанровой системы критики, обособление и активизация отдельных жанров; в) развитие форм критики, их взаимное проникновение друг в друга, размывание границ между ними; г) активный приход в критику писателей и, как следствие, успешное развитие «писательской критики», основанной на свободном ассоциативном мышлении; д) восприятие критики как эстетического явления в статьях, ориентированных на аналитическую оценку; е) стремление оценить литературную критику прошлых лет по-новому, в связи с этим усиление споров по поводу задач и функций литературы и критики в общественно-культурной жизни; ж) приход в критику новых авторов и т.д. В этих условиях появляются образцы, ориентированные на различные направления и течения (реальная критика, романтическая критика, эстетическая критика, мифологическая критика, символистская критика, психоаналитическая критика, импрессионистская критика), виды (профессиональная, писательская, читательская) и типы критики (филологическая, философская, публицистическая). Практическое значение диссертационной работы обусловлено возможностью использования материалов, методики исследования в дальнейших исканиях по выявлению особенностей развития теоретической мысли, многовековой истории литературы, тенденций развития критической мысли. Результаты исследования могут быть использованы в разработке школьных и вузовских учебных программ, лекций, специальных курсов и семинаров по изучению истории татарского искусства слова, теории, критики, а также в изучении творчества отдельных авторов и литературного процесса конца ХХ – начала ХХI в. Апробация результатов работы осуществлялась при чтении лекций по курсу “История татарской литературы ХIХ века”, “История татарской литературы ХХ века”, ”Теория литературы”, а также при разработке спецкурсов “Актуальные проблемы современного татарского литературоведения”, “Актуальные проблемы современной татарской драматургии”, “Теория драмы”, “Методика изучения татарской драматургии в школе” для студентов Казанского (Приволжского) федерального университета, Альметьевского муниципального института, Зеленодольского филиала КФУ. Основные положения диссертации излагались в выступлениях на международных, всероссийских, зональных, межвузовских, республиканских, университетских научных конференциях в период с 1995 по 2010 годы в Альметьевске, Елабуге, Екатеринбурге, Зеленодольске, Казани, Москве, Набережных Челнах, Саратове, Уфе и т.д. Содержание работы отражено в монографиях “На пути возрождения: особенности современного литературоведения” (2008) и “Основные направления развития современного татарского литературоведения (кон. XX – нач. XXI в., 2011), в сборниках литературно-критических статей “В ногу со временем” (2004), “Духовная опора” (2011), учебно-методических пособиях “Татарская литература: Теория. История” (в соавторстве, 2004, 2006), “Литературоведение: Словарь терминов и понятий” (в соавторстве, 2007), “Таблицы по татарской литературе” (в соавторстве, 2007), “Преподавание татарской литературы в 11 классе” (2000), в учебниках по татарской литературе для учеников 5 и 11 классов (по 4 издания, в соавторстве), а также в 45 статьях. Структура работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения и библиографии. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ Во введении определена актуальность темы, сформулирована проблема исследования, определяются цели, задачи, объект и предмет исследования; представлены цели, задачи и положения, выносимые на защиту; выявлены методологические основы исследования, обоснованы его новизна, теоретическая и практическая значимость. В первой главе – “Актуальные проблемы современного татарского литературоведения” – исследуются социокультурные предпосылки изменений в современном татарском литературоведении, теоретические и методологические проблемы в этой области. Конец ХХ – начало ХХI в. характеризуются активными поисками в области литературоведения, формированием различных идейно-эстетических, философских взглядов, изменением парадигм. Именно к этому времени применимо определение “переходный период”, который представляет собой переключение на другие аксиологические измерения. “Кризис эволюционной доктрины, претендующей на исчерпывающее понимание развития, породил рост интереса к альтернативной теории развития, т.е. к теории циклов. В соответствии с этой доктриной переход воспринимается переходом от цикла к циклу”10. Эти особенности позволяют выявить черты современного татарского литературоведения, трансформацию его традиций, создают почву для возникновения на прежних основах новых тенденций. Так, некоторые исследователи (Р.Ганиева, Ю.Нигматуллина) отмечают схожесть современной культурной ситуации с началом ХХ века. Достижения того времени, отвергнутые в советское время (модернистские поиски, “романтизм идей” и т.д.), теперь вновь реабилитированы, восстановлены. В современном общественном сознании литература начинает терять былую значимость. Основной причиной данного явления стало возникновение новой социокультурной ситуации, когда “культура утрачивает свои локально-национальные свойства, приобретает черты массового товара, становится все более гомогенной, формульной, “одноразовой”, все больше использует визуальный и музыкальный, а не словесный образ”11. Традиционные функции культуры переходят к масс-медиа. Происходившие в общественной жизни изменения в корне меняют общепринятое (традиционное) отношение социума к ценностям. Начинается постепенное избавление от диктата социалистической идеологии, что, в свою очередь, приводит к росту национального самосознания, появляется стремление к признанию демократических свобод, плюрализму и т.д. В отношении к искусству слова эти изменения отражаются, с одной стороны, в литературном процессе самой эпохи, с другой – в изображении и оценке многовековой истории литературы. После жарких споров и серьезных дискуссий начала 1990-х г., охвативших различные аспекты общественной и культурной жизни, наступает время для неторопливого обдумывания состояния литературы и поисков выхода из создавшейся ситуации, что обусловило развертывание работы в различных направлениях. Первое – возвращение классического наследия в историю искусства слова (особенно творчества Гаяза Исхаки). Выходят в свет произведения Ф.Амирхана, Дардмэнда, Г.Ибрагимова, Г.Рахима, М.Ханафи и др., чьи имена в свое время по различным идеологическим причинам были вычеркнуты из литературной жизни. Второе – восстановление правдивой, объективной истории татарского народа и освещение ее в произведениях исторического жанра. Третье – возвращение татарской литературы и публицистики зарубежья. В этой области особенно важны труды Х.Миннегулова, И.Надирова, А.Каримуллина, Т.Айди, М.Усманова, Л.Гайнановой, Т.Насырова, М.Сахапова и др. Четвертое – изменение отношения к религии. Начинается процесс осознания ценностей духовной литературы, ее идейно-эстетического содержания и формальных особенностей. Пятое – начало поиска национальной идеи в татарской литературе и культуре. Шестое – в современном татарском искусстве слова начинаются собственные имманентные поиски. Вместе с тем, литературоведение еще не было готово к оценке истории литературы, особенностей современного литературного процесса. Принципы и пути анализа, которые использовались в прошлые эпохи, привели к однобокому раскрытию литературных явлений. В таких условиях возникает необходимость выявления научно-теоретических и методологических проблем, структурирования их в определенные системы, которые стали основой для объяснения истории литературы, раскрытия состояния искусства слова на стыке веков, основных тенденций, особенностей развития национальной литературы. Во втором разделе рассматриваются теоретические и методологические проблемы современного литературоведения. Вместе с необходимостью серьезных исследований в каждой из отраслей татарского литературоведения, выявления основных тенденций, основополагающих методов в исследованиях на передний план выходят проблемы определения современного состояния науки о литературе, теоретических и методологических задач и перспектив дальнейшего развития. На сегодня нет фундаментальных исследований по методологии татарского литературоведения. Правда, многие проблемы литературоведческого характера нашли отражение в конкретных исследованиях, в работах по истории и теории литературы, начиная с ХХ века. В целом, в изучении теоретических и методологических проблем до середины 80-х годов ХХ века хотя и были достигнуты определенные успехи, но все же его масштабы и итоги не были достаточными. Утверждение их в виде теоретических категорий, закономерностей отстает от потребностей искусства слова. Так, с одной стороны, в татарском литературоведении имеют место внутренние противоречия, с другой, отставание литературоведения от требований времени, с третьей, необходимо учитывать социокультурные условия конца ХХ века. Но, наконец, наметившиеся в литературном процессе изменения дали толчок началу исследований методологических проблем в татарском литературоведении. Среди них важное место занимает выделение указанного периода как переходного, для которого характерны следующие повторяющиеся качества: 1) смена картин мира и, соответственно, изменения в восприятии пространства и времени; 2) активизация мифа и архетипа; 3) культ творчества; 4) открытие логики “вечного возвращения”; 5) эсхатологическое переживание истории; 6) активизация личности маргинального типа; 7) кризис коллективной идентичности; ж) автономизация искусства и обособление его видов12. Все эти особенности достаточно четко проявляются в современном литературном процессе и в татарском литературоведении. В начале 1990-х годов на повестку дня был поставлен вопрос об определении отношения к теоретическим и методологическим принципам, созданным советской системой. Многочисленные дискуссии привели к отказу от методологических постулатов марксистско-ленинской идеологии, ибо в исследованиях, написанных по принципам соцреализма, присутствовало незаслуженное восхваление социалистической действительности; нельзя было терять и достигнутых успехов этого периода. Эти научно-теоретические достижения прошли испытание временем, и их учет при изучении современного состояния стал важнейшей необходимостью. Еще одна проблема связана с отношением к современному читателю. В конце ХХ – начале ХХI в. налицо формирование нового поколения читателей, готовых к восприятию произведений различных направлений. Одна из методологических проблем связана с возможностью доступа к достижениям зарубежного литературоведения. Русское литературоведение было давно готово к восприятию достижений зарубежной науки и достаточно успешно поднялось на новую ступень исследований. Что касается татарского литературоведения, в нем установилось противоречивое отношение к новым веяниям эпохи, которое обясняется рядом причин. Первая связана с традициями татарской науки о литературе, в которой в советское время модернистские течения полностью отвергались или же вовсе не изучались. Вторая причина состояла в том, что с начала 1990-х годов с развитием национального самосознания выросло стремление выработать национальную концепцию литературоведения с учетом аксиологических ценностей мусульманской цивилизации. Это повлияло на настороженное отношение к интернациональным терминам и понятиям. Основой научных исследований является система, воплотившая в себе развитие внутренних закономерностей литературоведения. В решении этой проблемы необходимо подчеркнуть два момента: 1) искусство слова служит не отдельному человеку, а всему обществу, поэтому пути, приемы его исследования, в целом, едины. Татарское литературоведение в своей истории опирается на единые для всех народов творческие закономерности, категории, принципы; 2) в художественной литературе выражается история, менталитет, образ жизни народа, и при их изучении необходимо учитывать эти особенности. Таким образом, при определении методологических особенностей татарского литературоведения следует опираться на достижения мировой науки и адаптировать их к особенностостям национальной литературы. Современное татарское литературоведение все больше ориентируется на русское литературоведение, т.к. мы живем в общей духовно-культурной среде. В то же время возвращение наследия средних веков, интерес к суфийской литературе, переиздание религиозных и полурелигиозных трактатов, учебников, а также возрастание в мире интереса к классическому наследию Востока приводит к активному изучению многовековых взаимосвязей с восточными литературами. Это, в свою очередь, привело к интересным исследованиям в современной компаративистике, занимающейся выявлением принципов, методов исторического и сравнительного изучения творчества авторов одной или разных эпох, а также литературы разных народов. По мнению В.Аминевой, “рост национального самосознания разных народов, поликультурность современного общества, существование в нем разных конфессий, идеологий и ценностных ориентаций актуализируют проблемы межкультурных диалогов”13. Так, взаимообогащение, взаимопроникновение русской, восточной и татарской научно-теоретической мысли может стать основой новых исследований в татарском литературоведении. В литературоведческих трудах для выявления и определения характерных явлений, тенденций используются общие и единые методологические принципы. Среди них особняком стоит принцип историзма, который еще в начале ХХ века в трудах татарских литературоведов применялся в отношении истории искусства слова. В переходный период историзм наполняется новым содержанием. Живущий на стыке веков читатель, изучая произведения различных периодов, приобщается к опыту восточных и западных литератур, под влиянием социально-культурных, философско-эстетических взглядов своего времени входит в новые диалогические отношения. Это приводит к раскрытию новых, ранее не замеченных значений и смыслов художественного слова. В то же время не теряют своего смысла и «первоначальные» значения. Своеобразный «диалог» позволяет раскрыть современное звучание произведения, испытанное временем, а также охарактеризовать авторское предвидение. В татарском литературоведении нач. ХХ в. выделение и изучение национальных особенностей литературы занимало важное место, но в советское время понимание его значения рассматривалось через призму эстетики соцреализма. В современной науке о литературе национальное своебразие рассматривается в единстве с национальной идеей, связывается с ментальными качествами народа и выражается в следующих аспектах: 1) формирование целостной системы истории национальной литературы; 2) выявление и оценка литературных приемов и средств, обозначающих национальные особенности, проявление их через образы, характеры и т.д.; 3) оценка литературы прошлого и настоящего с позиций методологических школ, опирающихся в своей основе на национальные особенности литературного произведения; 4) раскрытие и объяснение в объекте исследования национальных и общечеловеческих ценностей с учетом диалогического характера принципа национальности. Таким образом, методологическую основу современного татарского литературоведения составляет концепция, которая выражается в научном исследовании собственных закономерностей его исторического развития как относительно самостоятельной области общественного сознания, опирающегося на традиции и новаторство как диалектически взаимосвязанные понятия, а также творческого освоения восточной, западноевропейской, русской научно-теоретической и литературно-эстетической мысли. Во второй главе диссертации
  1   2   3   4   5

  • Научный консультант
  • Амиров Раиф Кадимович
  • Сибгатуллина Альфина Тагировна
  • ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность исследования.
  • Степень изученности темы.
  • Теоретической и методологической основой
  • На защиту выносятся следующие положения
  • Структура работы.
  • “Актуальные проблемы современного татарского литературоведения”