Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Тони Бьюзен Как безошибочно запомнить до 10 тысяч наименований Усовершенствуйте Свою Память




страница1/4
Дата05.02.2017
Размер0.69 Mb.
  1   2   3   4




Тони Бьюзен



Как безошибочно запомнить до 10 тысяч наименований

Усовершенствуйте
Свою
Память








Об авторе

Тони Бьюзен, известный своим «титулом» — господин Па­мять, — один во всем мире обладает знаниями, необходимыми, чтобы написать книгу, которую вы сейчас держите в руках.

Знания в области памяти позволили Тони Бьюзену получить целый ряд почетных степеней в разных отраслях науки и ис­кусства. Он обладатель рекорда в запоминании больших объ­емов информации, родоначальник теории интеллект-карт (ин­струмента развития памяти и мышления, метко прозванного «швейцарским армейским ножиком вашего мозга» и представ­ляющего собой крупнейшее, и единственное, принципиальное изобретение в рассматриваемой области за последние 500 лет), а также автор многих книг-бестселлеров. Он основатель всемир­ных чемпионатов памяти, которые ныне — заметное явление в международной культурной и спортивной жизни.

Кроме того, Тони Бьюзен — президент Фонда мозга, осно­ватель благотворительного Трастового фонда мозга и Клуба мозга, соучредитель Олимпиады интеллекта и создатель кон­цепции «Ментальной грамотности».

Ведущий в мире специалист по вопросам развития интел­лекта, памяти и способностей к учебе, Тони Бьюзен — автор и соавтор в общей сложности 82 книг, в том числе четырех то­мов поэзии. Его книги, среди которых такие, как «Книга ин­теллект-карт: разветвленное мышление», «Научите себя думать», «Подключай свою память», «Используй на полную мощность и тело, и дух», «Руководство по развитию способностей к уче­бе для будущего поколения», были опубликованы более чем в 100 странах и переведены на 28 языков. Объем тиража его книг во всем мире приближается к пяти миллионам — и в те­чение последних 26 лет наблюдался экспоненциальный рост количества проданных экземпляров.

Тони Бьюзен стал звездой международной величины в сред­ствах массовой информации, являясь участником, ведущим или продюсером многочисленных теле-, видео- и радиопро­грамм, как национальных, так и международных, включая бью­щий рекорды телесериал «Думай головой» («Би-Би-Си» ТВ), сериал «Открытый разум» («Ай-Ти-Ви»), «Чарующий образ» (полнометражный документальный фильм о загадках мозга), а также многочисленных ток-шоу. В ноябре 1997 г., после се­рии телевизионных презентаций, посвященных всемирным чемпионатам памяти и олимпиадам интеллекта, транслировавшимся на весь мир и привлекшим внимание, по некоторым оценкам, 1,5 миллиарда зрителей, он появился в прямом эфире перед телезрителями США и побил существовавший на тот момент рекорд открытого для всех желающих конкурса на запоминание многозначных чисел.

Тони Бьюзен консультирует правительственные организа­ции и транснациональные корпорации (включая «Бритиш Петролеум», «Барклейс Интернэшнл», «Диджитл Экуипмент Корпорэйшн», «Электроник Дейта Системз», «Дженерал Моторс», «Хьюлетт Паккард» и «IBM») и регулярно читает лекции перед слушателями из ведущих международных компа­ний, университетов и школ. Члены международной Органи­зации Молодых Президентов (YPO), мультимиллионеров всей планеты с любовью прозвали его «Мистер Брейн». Боль­шую часть своего времени он уделяет помощи людям с пони­женными способностями к учебе. Он также обладатель само­го высокого в мире «коэффициента творческого мышления» («творческого IQ»). Одним из его последних достижений яви­лось создание в соавторстве компьютерных программ, моде­лирующих интеллект-карты памяти, которые позволяют мозгу на основе углерода (т.е. человеческому!), прибегать к помощи мозга, построенного на кремнии (т.е. компьютерного!), при создании интеллект-карт специально для целей запоминания и хранения информации, и далее, на основе этого, — исполь­зовать этот инструментарий для нужд творческого мышления.

Его последним изобретением стала разработка второй по счету за последние 500 лет новейшей «главной системы» па­мяти: саморасширяющейся генеральной мнемонической мат­рицы (СЕМ3).

В настоящей книге Тони Бьюзен представляет и подробно разъясняет существо предлагаемой им системы развития ин­теллекта, поясняя читателю, как следует применять ее для запоминания информации из различных областей человече­ского знания.

Слова признательности

Моя глубокая признательность (и умом, и сердцем) ниже­следующим лицам, чьим мастерством я восхищен и чей вклад я никогда не забуду: д-ру Сьюзен Уайтинг, гроссмейстеру па­мяти, четырехкратной чемпионке мира по использованию ре­зервов памяти среди женщин — за ее вдохновенные и непре­станные усилия, позволившие мне довести до совершенства СЕМ3, что дало другим людям возможность понять эту сис­тему, оценить и поставить себе на службу, а также за ее нынеш­ний титул чемпиона СЕМ3; Ванде Норт, эксперту и главному редактору, за самоотверженную практическую помощь в дора­ботке концепции, за восторженный энтузиазм, с которым она восприняла идею «ментально грамотной планеты»; Реймонду Кину, международному гроссмейстеру по шахматам и интел­лектуальным видам спорта, кавалеру ордена Британской им­перии — за выдающийся вклад в дело определения и ранжи­рования гениальности и за его глубокие познания и проница­тельность, проявленные при разборе всей массы произведений Шекспира; Айену Докерти, гроссмейстеру памяти, за его не­прекращающуюся помощь в развитии СЕМ3 и за его генераль­ную интеллект-карту, вдохновившую автора на создание ин­теллект-карт, которые вы найдете в настоящей книге; замеча­тельным художникам — Лоррейн Джилл и Кристоферу Хед-ли-Денту — за помощь, расширившую мои познания в сфере искусства, и за исследовательскую работу, содействовавшую созданию главы «Художники» настоящей книги; моему лич­ному помощнику Лесли Байес — за обеспечение безупречно гладкой работы всех систем и за контроль над подготовкой оригинала-макета данной книги; моей дорогой матери — Джейн Бьюзен чье «орлиное редакторское око» заметило свы­ше двадцати пяти ошибок в «законченном» оригинале-маке­те; моему помощнику по научным исследованиям и компью­терному асу Сюзанне Пампин, которая собрала много бесцен­ной информации и перенесла массу данных для этой книги из моей головы в «мозг» компьютера; Доминику О'Брайену, ше­стикратному и доныне, на закате двадцатого столетия, непревзойденному чемпиону мира по использованию резервов па­мяти, за доказательство на собственном примере справедли­вости всего того, что утверждается в настоящей книге; моему дорогому первому редактору Шейле Эблман, которая помог­ла мне выпестовать и привести к столь грандиозному успеху все мои книги, изданные «Би-Би-Си»; моему новому и высо­ко мною чтимому редактору, Джоан Осборн, которая плодо­творно работала со мной над многими другими публикация­ми; выдающемуся художнику и проектировщику интеллект-карт, Алану Бертону, произведения которого столь же мнемо­нически запоминаемы, как для меня — наши остроумные и проникнутые духом творчества беседы в ходе создания его ра­бот; а также сотрудничавшей со мной замечательной редакци­онной коллегии «Би-Би-Си», среди членов которой с особен­ной благодарностью упомяну Сэлли Поттер и Келли Дейвис.



Предисловие

Доминик О'Брайен, гроссмейстер памяти (первый и непобежденный чемпион мира по использованию резервов памяти)

Если бы я рассказал вам историю о школьнике, который еле тянул на «троечку», бросил школу в шестнадцать лет, мнение о котором у учителей было самое что ни на есть низкое, кото­рый, однако, со временем стал чемпионом мира по использо­ванию резервов памяти, вы бы, наверное, сказали, что это вы­думки и больше ничего. Однако это правда. Этот «непутевый парнишка» — я сам!

Бросив школу, я много путешествовал, работал в разных местах, и однажды увидел по телевизору, как человек по име­ни Крейтон Карвелло проделал фокус, а именно: ему удалось запомнить произвольный порядок расположения карт менее чем за три минуты. Мне это показалось чудом, тем более что делал он это явно без подвоха. Крейтон на самом деле запо­минал всю колоду карт за столь потрясающе короткий проме­жуток времени.

Мне подумалось: «У меня мозг такой же, как и у него. Если он в состоянии проделать такой трюк, должен быть метод, с помощью которого я также смогу этого добиться». Я принял­ся работать над собой.

После нескольких месяцев тренировки я достиг своей цели: три минуты. Раздумывая над тем, к каким еще высотам при­ведет меня мой все увеличивающийся «бицепс памяти», я прослышал про первые чемпионаты мира по использованию резервов памяти, организованные автором данной книги Тони Бьюзеном в 1991 г. Я выдвинул свою кандидатуру на участие и после весьма упорной борьбы был признан первым чемпио­ном мира в данном виде спорта.

Основные принципы, использованные мной на пути к ми­ровому чемпионству, вы найдете в книге Тони Бьюзена. Если вы затем примените эти методики к «матрицам знания», столь живо описанным здесь же, то сможете глубоко проникнуть как в тайны собственной памяти, так и в миры нового знания, причем одновременно, что даст вам преимущества, которые я сам обрел путем тренировок и применения выработанных для себя принципов на практике: большую уверенность в себе, возросшее владение собственным воображением, повышен­ный творческий потенциал, значительно улучшенные возмож­ности восприятия нового и, конечно, разительно более высо­кий коэффициент интеллектуального развития (IQ)!

Для меня высокая честь рекомендовать читателю настоящую книгу, истинный источник просвещения, автор которой к тому же столь именит. Помимо того, что ему принадлежит мировой рекорд «творческого IQ», Тони является автором более двадцати бестселлеров, посвященных вопросам деятельности мозга и более эффективного обучения. Он учредил Фонд мозга, являлся соучредителем Олимпиады интеллекта а также создателем ныне широко известных «интеллект-карт» Журнал «Форбз Мэгэзин» включил его в пятерку ведущих лекторов мира — наряду с Михаилом Горбачевым, Генри Киссинждером и Маргарет Тэтчер. На мой взгляд, Тони обладает истинным даром преподносить другим свои идеи как в устной. так и в письменной форме.

Поздравляю вас с началом путешествия, которое в итоге — я в этом совершенно уверен — коренным образом изменит вашу жизнь!



Доминик О'Брайен

Предисловие

д-р Сьюзен Уайтинг, гроссмейстер памяти (первая и непобежденная чемпионка мира по использованию резервов памяти)

Все те, кто серьезно заинтересован в улучшении своей па­мяти (а такую заинтересованность, на мой взгляд, следует проявить всем без исключения), должны взять в качестве учебника данную книгу — «Усовершенствуйте свою память».

Впервые я обратила на нее внимание несколько лет назад, после того как оставила многообещающую профессиональную карьеру ради своей тогда еще молодой семьи. Как и многие люди в подобной ситуации, я испытывала потребность в до­полнительной стимуляции своего мышления. Кроме того, меня, честно говоря, всегда интересовали способы улучшения собственной памяти, особенно когда дело касалось подготов­ки к экзаменам и вообще запоминания немалого объема ин­формации, которое требуется нам порой даже в повседневной жизни.

К моей великой радости, меня познакомили с работами Тони Бьюзена, и мне довелось прочесть первое издание его книги «Усовершенствуйте свою память». То, о чем рассказы­валось в книге, стало для меня полной неожиданностью. Я и представить себе не могла, что запоминание информации мо­жет быть столь увлекательным занятием! Согласитесь, подго­товка к экзаменам почти всегда — скучное дело, даже, позволю себе сказать, постылое. Для меня же неожиданно эффектив­ное запоминание стало не просто возможным, но и принося­щим удовольствие, так что со временем работа над совершен­ствованием своей памяти превратилась в настоящее хобби.

Результаты использования мною приемов запоминания, с которыми меня познакомил Тони, были самыми плодотворны­ми, во всяком случае речь никогда не шла о запоминании ради самого «процесса». К примеру, сохранив в памяти имена ком­позиторов и отдельные факты из их биографии, я теперь луч­ше представляю себе жизнь в те времена, когда они творили. Мое сознание в данной области обрело в определенной мере новое качество, в результате музыка по-новому действует на меня. Имея «зацепку» в мозгу в отношении каждого запомнен­ного мной композитора, я теперь с легкостью могу добавлять все новые порции информации.

Когда я получала свое образование, от меня не требовалось знаний о живописи и художниках, однако зафиксировав их в своей памяти и вместе с тем расширив свой кругозор, я могу уверенно сказать, что это принесло свои плоды. Прежде все­го, само то, что я познавала нечто совершенно новое для себя, приносило радость, когда же я посетила Национальную гале­рею, вы можете себе представить, с каким восторгом, перехо­дя из зала в зала, я узнавала картины, которые до этого уже запомнила. Я рассказывала своим детям всевозможные по­дробности из жизни конкретных художников и стиля, в кото­ром они творили, что само по себе приносило огромное удо­влетворение, не говоря уже о том, что дети прониклись к маме еще большим уважением.

Кульминацией всего этого стала моя победа в 1994 г. на чем­пионате мира среди женщин по использованию резервов па­мяти, а позднее, в 1996 г., мне также достался титул первой женщины-гроссмейстера памяти.

Как я сожалею, что не узнала о системах и приемах запо­минания в ранние годы своей жизни, до того как мне при­шлось заниматься зубрежкой перед экзаменами! Вы же, чита­тель, ныне имеете как раз такую возможность. Эта книга на­учит вас тому, как овладеть знанием и при этом доставлять себе радость, однако должна вас предупредить: от привычки, когда таковая возникнет, отделаться будет непросто! Сьюзен Уайтинг

1.История, которую вы запомните на всю жизнь

Студент сидел в ожидании неизвестного, испуганный, роб­кий и словно зачарованный. Это было первое в его жизни за­нятие в университете. Его, как и других студентов группы, предупредили, что профессор Кларк — не только лучший вы­пускник университета по специальности «английский язык и литература» за всю его историю; он также имел привычку смотреть на студентов с высоты своего гения и не упускал случая их «подковырнуть» или «зарубить», используя свой могучий интеллект. Ко всему этому профессор опаздывал на занятие, усугубляя и без того высокое психологическое напря­жение.

Профессор Кларк с невозмутимым видом вошел в аудито­рию и окинул пронзительным взором лица студентов.

Вместо того чтобы проследовать за свой стол, как можно было ожидать, он встал перед ним, лицом к аудитории, сце­пив руки за спиной, и произнес с заметной иронией в голо­се: «Первый курс английского?.. Оглашаю список». И начал выпаливать, как пулемет, фамилии настороженно притихших студентов:

«Абрамсон?» — «Есть»
«Адамс?» — «Есть»
«Барлоу?» — «Есть»
«Буш?» — «Есть»
«Бьюзен?» — «Есть»

Дойдя до очередной фамилии, он выкрикнул: «Картланд?» — за чем Последовала гробовая тишина. Посуровев, профессор, как некогда великий инквизитор, стал медленно обводить ис­пепеляющим взглядом лица студентов, словно ожидая, пока кто-нибудь не «признается» в том, что носит названную фамилию. Не получив ответа, он сделал глубокий вдох и начал произносить со скоростью, вдвое превышающей нормальный темп речи: «Джереми Картланд, 2761 Вест-Терд-Авеню, до­машний телефон 794 6231; дата рождения: 25 сентября 1941 года; мать: Джейн, отец: Гордон;... Картланд!». Нет ответа! Ти­шина становилась невыносимой, пока, наконец, профессор выбрав нужный момент, не объявил, как будто ставя точку «Отсутствует!».

В таком же духе профессор продолжал оглашать список, ни разу не запнувшись. Когда студент, фамилию которого он на звал, оказывался отсутствующим, профессор проделывал ту же процедуру, что и в самый первый раз — с Картландом, то есть выдавал исчерпывающие сведения об отсутствующем, хотя всем было ясно, что он не мог знать, в этот первый день занятий, кто будет присутствовать, а кто нет; и все это несмот­ря на то, что он, скорее всего, никогда никого из названных им студентов до этого и в глаза не видел. По мере того как про­фессор Кларк все далее следовал по списку, всем стало впол­не очевидным, что он знал и просто потрясающе помнил на­изусть, во всех мельчайших подробностях, биографическую информацию о каждом из присутствующих.

Когда список закончился и он выкрикнул последнее имя: «Зиготски?» — на что получил ответ: «Есть!» — профессор оки­нул присутствующих взглядом с явной толикой насмешки и иронически улыбаясь: «Выходит, Картланд, Чэпмен, Харкстоун, Хьюс, Лаксмор, Мире и Тови отсутствуют!». Он сделал паузу и добавил: «Я отмечу это для себя... на потом!».

Сказав это, он повернулся к двери и покинул аудиторию, в которой воцарилась гробовая тишина.

Для зачарованного студента, о котором было сказано вна­чале, это оказалось поворотным моментом в жизни, когда на его глазах «недоступная мечта» стала явью: мечта о том, что­бы овладеть, путем тренинга, своей памятью, превратив ее в безотказный инструмент на все случаи жизни.

Запомнить имена, даты рождения и смерти, а равно и дру­гие важные факты из жизни выдающихся художников, ком­позиторов, писателей и других «великих мира сего»! Без особого труда выучить иностранные языки! Удерживать в памяти огромные объемы информации по биологии и химии!

Быть в состоянии запомнить перечень фактов любого объема! Иметь память, сравнимую с памятью профессора Кларка!

Студент вскочил с места, выбежал из аудитории и нагнал профессора в коридоре. Вопрос, который он скорее выпалил, нежели произнес, прозвучал так, словно от этого зависела вся его жизнь: «Сэр, как вам это удается?». С тем же высокомер­ным видом профессор ответил: «Все дело в том, молодой че­ловек, что я — гений!». И повернулся, чтобы проследовать дальше, будто не слыша, как студент промямлил, запинаясь: «Да, сэр, я понимаю, но все-таки, как вам это удается?!».

В течение последующих двух месяцев он не отставал от «ге­ния» с расспросами, и тот со временем стал привечать пытли­вого молодого человека и как-то, по большому секрету, рас­крыл ему «волшебную формулу», позволившую профессору построить мнемоническую систему, так изумившую студентов в тот памятный первый день.

На протяжении последующих 20 лет наш студент доскональ­но изучил все книги, которые он смог найти, по технике запо­минания, творческому мышлению и природе человеческого мозга, задавшись целью создать новую мнемоническую систе­му, способную превзойти достижения профессора Кларка.

Первым результатом стала «интеллект-карта» памяти — ин­струмент мышления, по многофункциональности сравнимый со швейцарским армейским ножом, который позволяет лицу, использующему ее, не только запоминать информацию с за­видной точностью и эффективностью, но и повысить свой творческий потенциал, а также способность к планированию любых действий, к учебе и общению на основе улучшенной памяти.

После «интеллект-карты» следующим достижением стала сверхнадежная мнемоническая система матричного типа, слу­жащая базой данных, которая позволяет человеку, пользующе­муся ею, иметь мгновенный доступ к любым объемам инфор­мации из любой интересующей его сферы знаний.

Итак, по прошествии 25 лет возникла новая система. Сту­дентом, о котором шла речь, был я! Те, кому я предлагаю озна­комиться с ней, — это вы.



2.Усовершенствуйте свою память: ЧТО, ГДЕ, КОГДА и КАК

Перед тем как отправиться в увлекательнейшее путешествие, результатом которого наверняка станет мощный интеллектуальный прорыв, в начальных главах этой книги вы получите доказатель­ства того, что ваша собственная память вполне в состоянии, причем без значительных усилий, достичь результатов, которые обычно демонстрирует лишь один человек из ста.

Прежде всего вы убедитесь в том, что ваша собственная память способна работать с высочайшей эффективностью, и узнаете о том, какими были системы совершенствования па­мяти (мнемонические) во времена древних греков и какого уровня достигли они на сегодняшний день.

Затем вы познакомитесь с принципами запоминания, со­здавшими своего рода строительные блоки, на основе которых вам предстоит развивать обретенные навыки. Одновременно вам представится возможность добиться также большей эф­фективности работы всех ваших органов чувств.

Далее вы познакомитесь с последними результатами иссле­дований в области человеческого мозга, особенно в том, что касается функций правого и левого полушарий головного моз­га и взаимосвязей между передним, средним и задним его от­делами. Здесь же вам станет понятно, каким образом принци­пы запоминания соотносятся с современными знаниями о ра­боте нашего мозга.

Вооружившись знаниями о том, как работают рассмотрен­ные принципы, как обострить все виды своих чувств и как заставить свои ментальные способности действовать в строго заданном направлении, вы обнаружите для себя нечто потря­сающее: оказывается, в процессе успешного выполнения пер­вой для себя задачи — совершенствование собственной памяти — вы не только использовали фундаментальные принципы, изобретенные еще древними греками, но, не вполне еще отда­вая себе в том отчет, применили самые что ни на есть пере­довые знания о возможностях человеческого мозга на благо его безупречного функционирования!

После этого книга познакомит вас с первой важнейшей мнемонической системой — так называемой «Главной систе­мой». Именно она использовалась и используется большин­ством мировых рекордсменов для запоминания больших объ­емов информации, мнемонистами и лицами с высокими мен­тальными способностями, например теми, что участвует в мемориалах и чемпионатах мира по использованию резервов памяти. Сначала вы узнаете, как безошибочно запомнить, ис­пользуя «Главную систему», перечень из 10 предметов, и сра­зу после этого — как увеличить свою способность десятикрат­но, то есть как запомнить перечень уже из ста наименований.

Дальнейший прорыв — сначала от 100 до 1000, а затем и до 10000 — может показаться кому-то недостижимой мечтой. С целью доказать вам, что это, без сомнения, возможно, книга познакомит вас с результатами последних экспериментов по изучению способностей к познанию нового и емкости челове­ческой памяти, которые доказывают, что ваш мозг в состоя­нии запомнить не только 10000 единиц информации, но гораз­до больше, причем с удивительной безошибочностью.

Дальнейшими свидетельствами, которые подкрепят вашу уверенность, станут факты из жизни исторических лиц (чей мозг ничем не отличался от вашего!), демонстрировавших высокие ментальные способности, с примерами необычайных достижений в запоминании больших объемов информации, на которые способен человек. Я еще раз подчеркиваю, что мозг этих людей ничем не отличался от вашего, просто они знали, как заставить его работать более эффективно, базируясь на принципах, изложенных в данной книге.

К этому времени вы обретете уже достаточно навыков, что­бы справиться с усвоением Саморасширяющейся генеральной мнемонической матрицы (СЕМ3). Усвоив ее, вы сможете запо­минать сколь угодно большую базу данных.

После всего этого вы обнаружите, что в результате разви­тия и систематизации собственной памяти и запоминания базовых структурных единиц знания ваш «интеллектуальный мускул» значительно окреп и, одновременно, увеличилась ваша способность к концентрации и творческому мышлению



Напутственные слова

Начнем с того, что докажем: ваша память значительно лучше, чем вы привыкли считать!

3. Доказательство того, что ваша память в состоянии функционировать лучше: простая и эффективная система связного изложения

Краткий обзор главы

• Тест


• Запоминаем планеты Солнечной системы

Тест на проверку собственной памяти, который вы вскоре проделаете, касается планет нашей с вами Солнечной систе­мы. Исследуя проблемы памяти на протяжении последних двадцати пяти лет, я обнаружил, что о любой тысяче человек в среднем можно сказать следующее:

1. Девятьсот человек из 1000 в прошлом учили и какое-то вре­мя помнили названия всех планет.

2. Каждому человеку на каком-то отрезке жизни «преподно­сили» эту информацию либо в школе, либо в газетах, либо на экранах телевизоров, причем общее число таких «учеб­ных» часов варьируется от 10 до 100.

3. Сто человек из 1000 полагают, что им известно, сколько планет насчитывает Солнечная система.

4. Сорок из 1000 уверены в том, что точно знают, сколько пла­нет в Солнечной системе.

5. Десять полагают, что им известен порядок расположения планет Солнечной системы.

6. Десять из 1000 готовы биться об заклад, что знают это со­вершенно точно!

Причиной столь удручающего положения вещей является то, что нас совершенно не учат, как следует запоминать инфор­мацию.

Проверьте свои знания в этой области, ответив на следую­щие вопросы:

• Приходилось ли вам запоминать сведения о планетах Сол­нечной системы, и если да, то с какой попытки и за какой промежуток времени вы осилили эту задачу?

• Известно ли вам принятое на сегодняшний день количество планет в Солнечной системе?

• Можете ли вы назвать каждую из них?

• Известен ли вам порядок, в котором расположены планеты Солнечной системы?


  1   2   3   4

  • Слова признательности
  • Предисловие Доминик ОБрайен, гроссмейстер памяти (первый и непобежденный чемпион мира по использованию резервов памяти)
  • Доминик ОБрайен Предисловие д-р Сьюзен Уайтинг, гроссмейстер памяти (первая и непобежденная чемпионка мира по использованию резервов памяти)
  • Сьюзен Уайтинг
  • 2.Усовершенствуйте свою память: ЧТО, ГДЕ, КОГДА и КАК
  • Напутственные слова