Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Тип урока: урок исследовние. Тема урока: «Рождественский» рассказ А. Костюнина «Вальс под гитару» в контексте рождественских рассказов XIX -xx веков




Скачать 301.69 Kb.
Дата06.01.2017
Размер301.69 Kb.
ТипУрок
Конспект урока по литературе в 7 классе
Тип урока: урок - исследовние.

Тема урока: «Рождественский» рассказ А.Костюнина «Вальс под гитару» в контексте рождественских рассказов XIXXX веков.
Цели урока:

1.Образовательные.

Закрепить навык литературного и лингвистического анализа рассказа.

2.Воспитательные:

Расширить знания искусствоведческого характера, формировать личностную позицию учеников, вызвать интерес к теме урока.

3.Развивающие.

Пополнить активный словарь учащихся, развивать умение логического изложения своих мыслей, развивать умение выделять главное, сравнивать, обобщать, распределять внимание во время слушания.

Оборудование урока:

Мультимедиа (Портреты Г.Х Андерсена, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Андреева, И.А.Куприна;А.Костюнина, иллюстрации к произведениям). Тексты произведений: Г.Х.Андерсена «Девочка со спичками», Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке», Л.Н.Андреева «Ангелочек», А.И.Куприна «Чудесный доктор»,В. Токаревой «Рождество», А.Костюнина «Вальс под гитару».

Памятка: Признаки святочного и рождественского рассказа. Ученые часто объединяют эти рассказы в одну группу.

Святочный (рождественский) рассказ можно распознать по следующим признакам:

а) хронологическая приуроченность;

б) наличие элемента чудесного; чуда, которое происходит на Рождество ;

в) наличие рассказчика;

г) наличие среди героев ребенка; мотив "божественного дитя" - младенца, посланного на землю Богом для спасения человечества;

д) наличие нравственного урока, морали; мотив "нравственного перерождения .

Идея — “Будьте милосердны!”


Ход урока:

  1. 1)Организационный этап урока. Сообщение темы урока и постановка целей.Вступительное слово учителя.

  2. Доклады учеников.

  3. 2)Анализ произведения Г.Х.Андерсена «девочка со спичками».

  4. 3) Анализ произведения Ф.М.Достоевского «Мальчик у Христа на елке».

  5. 4) Анализ произведения Л.Н.Андреева «Ангелочек».

  6. 5) Анализ произведения И.А.Куприна «Чудесный доктор».

  7. Анализ рассказа Виктории Токаревой «Рождественский рассказ».

  8. Анализ рассказа А.Костюнина «Вальс под гитару».

  9. Подведение итогов урока.

  10. Домашние задание: написать сочинение по рассказу А.Костюнина «Вальс под гитару». Тема сочинения: «Мотивы рождественского рассказа в произведении…».

  11. Этап рефлексии. (Что понравилось? Что я открыл для себя нового?)

Методы контроля учебной деятельности:

- устный опрос;

-доклады учеников.

В проведении урока используются методы:

Метод беседы, метод исследования, метод анализа произведения, метод обобщения.

Новые слова: былички, святки,

Вступительное слово учителя.

Много веков подряд, из года в год, человечество отмечает Рождество Христово как один из величайших христианских праздников. Это событие - появление на Земле Спасителя. Он «принял па Себя все грехи человеческие». Но не день рождения отмечаем мы ежегодно, а - явление миру. На Руси это прежде всего семейный, а внутри семьи - именно детский праздник. Как счастлив ребенок, которому удавалось слышать от благочестивой матери простые рассказы о Рождестве Христа Спасителя! Как счастлива и мать, которая, рассказывая святую и трогательную повесть, встречала живое любопытство и сочувствие в своем ребенке, и сама слышала от него вопросы, в которых детская фантазия так любит разыгрываться, и, вдохновляясь этими вопросами, спешила передавать своему дитяти собственное благочестивое чувство.



Доклад ученика.

В чем заключается отличие святочного и рождественского рассказов? На  Руси в эти дни

(дни святок) существовал  обычай  рядиться, надевать личины, гадать, устраивать катания и пляски, бурно веселиться. Эти обычаи были проявлением неизжитого славянского язычества. Церковь издавна осуждала такое поведение, как греховное. Но среди  литературных святочных рассказов все же есть немало таких, где нашли свое отражение и гадание, и одевание масок и т.д. Прообразом этого литературного жанра были  устные святочные былички, родившиеся из обычая рассказывать о том, что произошло на святках в прежние времена. Как правило, это были встречи с нечистой силой где-нибудь в опасном месте или во время гадания. Иногда героев этих повествований за неблагочестивое поведение в святые дни ожидало страшное наказание. Например, в рассказе В. Чаушанского «Ночь под Новый год» героиня во время гадания видит в зеркале гибель всей своей семьи, которая в тот самый момент действительно тонула в речном омуте.


   Выступление ученика. Традиция рождественского рассказа, как и всей Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки.Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки.Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки. в целом, берет свое начало в средневековых мистериях, тематика и стилистика которых была строго обусловлена сферой их бытования — карнавальным религиозным представлением. Из мистерии в рождественский рассказ перешла подразумеваемая трехуровневой организация пространства (ад — земля — рай) и общая атмосфера чудесного изменения мира или героя, проходящего в фабуле рассказа все три ступени мироздания. Традиционный рождественский рассказ имеет светлый и радостный финал, в котором добро неизменно торжествует. Герои произведения оказываются в состоянии духовного или материального кризиса, для разрешения которого требуется чудо. Чудо реализуется здесь не только как вмешательство высших сил, но и счастливая случайность, удачное совпадение, которые тоже в парадигме значений календарной прозы видятся как знак свыше. Часто в структуру календарного рассказа входит элемент фантастики, но в более поздней традиции, ориентированной на реалистическую литературу, важное место занимает социальная тематика. Основой литературного святочного рассказа явились устные истории или былички, рассказываемые обычно в деревнях в святочные вечера - двенадцать дней после Рождества Христова . Яркие, многогранные образы народной мифологии, таинственные истории, жутковатые архаические обряды - все это привлекало русских писателей, тем более что существовало рядом с ними - в собственных деревнях и поместьях, в разговорах извозчиков, ямщиков, конюхов, прачек, кухарок, нянек. Вместе со "страшными" святочными рассказами, прямо отсылающими читателей к фольклорному источнику, существовала и другая группа рассказов, внутренне теснее связанная с Рождеством Христовым, а не с периодом святок.

Ученые часто объединяют эти рассказы в одну группу. Святочный (рождественский) рассказ можно распознать по следующим признакам:

а) хронологическая приуроченность;

б) наличие элемента чудесного; чуда, которое происходит на Рождество ;

в) наличие рассказчика;

г) наличие среди героев ребенка; мотив "божественного дитя" - младенца, посланного на землю Богом для спасения человечества;

д) наличие нравственного урока, морали; мотив "нравственного перерождения .

Идея — “Будьте милосердны!” Ч. Д иккенса по праву признали родоначальником "рождественского" жанра.



Доклад ученика.Рассказ о Г.Х.Андерсене (факты из биографии).

Ганс Христиан Андерсен В 1805 году в городке Оденсе (на острове Фиония, Дания) - продолжает Андерсен, - в бедной каморке жила молодая пара - муж и жена, бесконечно любившие друг друга: молодой двадцатилетний башмачник, богато одаренная поэтическая натура, и его жена, несколькими годами старше, не знающая ни жизни, ни света, но с редким сердцем. Только недавно вышедший в мастера, муж своими руками сколотил всю обстановку сапожной мастерской и даже кровать. На этой кровати 2 апреля 1805 года и появился маленький, орущий комочек - я, Ганс-Христиан Андерсен. Я рос единственным и потому балованным ребенком; часто мне приходилось выслушивать от матери, какой я счастливый, мне-то ведь живется куда лучше, чем жилось в детстве ей самой: ну, прямо настоящий графский сынок! - говорила она. Её саму, когда она была маленькой, выгоняли из дому, просить милостыню. Она никак не могла решиться и целые дни просиживала под мостом, у реки. Слушая ее рассказы об этом я заливался горючими слезами". Рассказ матери о детстве лег в основу сюжета произведения «Девочка со спичками»

Г.Х.Андерсен «Девочка со спичками».( Фабула произведения.Цитаты из произведения, необходимые для анализа).

«Как холодно было в этот вечер! Шел снег, и сумерки сгущались. А вечер был последний в году - канун Нового года. В эту холодную и темную пору по улицам брела маленькая нищая девочка с непокрытой головой и босая. Правда, из дому она вышла обутая, но много ли было проку в огромных старых туфлях? Туфли эти прежде носила ее мать - вот какие они были большие,- и девочка потеряла их сегодня, когда бросилась бежать через дорогу, испугавшись двух карет, которые мчались во весь опор. Одной туфли она так и не нашла, другую утащил какой-то мальчишка».

«Девочка зажгла ещё одну спичку. Теперь она сидела перед роскошной рождественской елкой <...> Тысячи свечей горели на её зелёных ветках, а разноцветные картинки, какими украшают витрины магазинов, смотрели на девочку».

«Бабушка при жизни никогда не была такой красивой, такой величавой. Она взяла девочку на руки, и, озарённые светом и радостью, обе они вознеслись к Богу».

Считается, что традиция изображения смерти ребенка в рождественскую ночь восходит к сказке Ганса Христиана Андерсена «Девочка с серными спичками». Хочется обратить внимание на то, что в Копенгагене надпись на могиле сказочника такова: «Душа, которую Бог сотворил по Своему образу, бессмертна и не может погибнуть. Наша жизнь на земле есть семя вечности. Тело умрет, но душа умереть не может».

Подведение итогов.



  1. Что послужило основой истории, написанной Андерсеном?

  2. Наличие мотивов рождественского рассказа.

  3. Особенности повествования.

  4. Прием антитезы в рассказе.

  5. Какие чувства вызвал рассказ?

Доклад ученика ».( Фабула произведения.Цитаты из произведения, необходимые для анализа).Через все творчество Ф.М. Достоевского проходит мысль о детях, об их ранних впечатлениях, обманутых ожиданиях. Писатель был уверен в чистоте и безгрешности детской души. Среди "униженных и оскорбленных" героев . Ф.М. Достоевского особенно выделяются дети, страдающие без вины, наказанные без преступления. Именно эта тема детского страдания звучит в рассказе "Мальчик у Христа на елке". Детские слезы здесь воспринимаются как результат неправедной, злой жизни взрослых. Ситуация Рождества повторяется : когда-то для готовой родить Богоматери, приехавшей из другого города, не нашлось места в гостиницах и домах Вифлеема. Ее никто не принял. Прошло почти две тысячи лет, и в христианском городе в канун великого праздника умирает приехавшая из чужого города и вдруг захворавшая мать и не находит помощи и пристанища ее мальчик. Эта история длится и длится в веках, а люди оказываются так же жестокосердны, неотзывчивы, неблагодарны, как и жители Вифлиема. В рассказе Достоевского много вопросительных и восклицательных предложений, которые передают душевное состояние мальчика: то восхищение и радость, то боль и страх: "Вот и опять улица, - ох какая широкая! Вот здесь так раздавят наверно; как они все кричат, бегут и едут, а свету-то, свету-то». По мнению Ф.М.Достоевского, никакие блага мира не стоят слезинки ребенка.

Подведение итогов.



  1. Особенности композиции рассказа?( Рассказ в рассказе, автор напрямую обращается к читателю»).

  2. Наличие мотивов рождественского рассказа.

  3. Особенности повествования.

  4. Прием антитезы в рассказе.

Доклад ученика

3. Н. Пацковская, родственница Андреева, вспоминала: "Елка эта была у

нас, и наверху был восковой ангелочек; Леонид все на него смотрел, потом

взял его себе (моя мать ему его подарила), и когда лег спать, то положил

его на горячую лежанку, и он, конечно, растаял. Было ему в это время лет восемь.

Но в рассказе кое-что переиначено. Там выводится мальчик из бедной семьи.

Леониду же отец и мать делали обыкновенно свою роскошную елку. Л.Андреев написал рассказ не менее трогательный. Он называется «Ангелочек». Главный герой рассказа – мальчик Санька. Ему тринадцать лет. Но за всю свою жизнь он видел очень мало хорошего. Семья его бьется в нищете. Мать с отцом погрязли в пьянстве. Саньку устраивали в гимназию, но он не смог учиться. Слишком тяжел был контраст. Постепенно Санька смирился с ужасающей действительностью своего существования. Он вспоминал о том, что жизнь его тяжела только тогда, когда ему нечего было есть. Душа Саньки озлобилась, опустела, закрылась. Саньку приглашают на рождественскую елку.

«На стороне елки, которая была освещена слабее других и составляла ее изнанку,

он увидел то, чего не хватало в картине его жизни и без чего кругом было так

пусто, точно окружающие люди неживые. То был восковой ангелочек, небрежно

повешенный в гуще темных ветвей и словно реявший по воздуху. Его прозрачные

стрекозиные крылышки трепетали от падавшего на них света, и весь он казался

живым и готовым улететь. Розовые ручки с изящно сделанными пальцами

протягивались кверху, и за ними тянулась головка с такими же волосами, как у

Коли. Но было в ней другое, чего лишено было лицо Коли и все другие лица и

вещи. Лицо ангелочка не блистало радостью, не туманилось печалью, но лежала,

на нем печать иного чувства, не передаваемого словами, неопределяемого

мыслью и доступного для понимания лишь такому же чувству. Сашка не сознавал,

какая тайная сила влекла его к ангелочку, но чувствовал, что он всегда знал

его и всегда любил, любил больше, чем перочинный ножичек, больше, чем отца,

чем все остальное. Полный недоумения, тревоги, непонятного восторга, Сашка

сложил руки у груди и шептал:

- Милый... милый ангелочек!»

«Оттого и была так красива эта игрушечка, оттого и было в

ней что-то особенное, влекущее к себе, не передаваемое словами. Ангелочек

спустился с неба, на котором была его душа, и внес луч света в сырую,

пропитанную чадом комнату и в черную душу человека, у которого было отнято

все: и любовь, и счастье, и жизнь».

И рядом с глазами отжившего человека - сверкали глаза начинающего жить

и ласкали ангелочка. И для них исчезало настоящее и будущее: и вечно

печальный и жалкий отец, и грубая, невыносимая мать, и черный мрак обид,

жестокостей, унижений и злобствующей тоски. Бесформенны, туманны были мечты

Сашки, но тем глубже волновали они его смятенную душу».

Санька остается жив. Но ужас реальности проявляется в том, что ангелочек растаял, растопился от тепла. В жизни Саньки произошло чудо, которое продлилось мгновенье. Но жестокая реальность оказалась сильнее. Ничего в жизни Саньки не изменится. Останется только горечь душевной муки, которая, наверно потом растворится и станет пустотой.

Подведение итогов.


  1. Наличие мотивов рождественского рассказа.

  2. Особенности повествования.

3.Прием антитезы в рассказе

Доклад ученика

В еще одном шедевре святочного жанра, рассказе А. Куприна «Чудесный доктор», описывается реальное событие рождественской ночи – случайная встреча отчаявшегося, находящегося на грани самоубийства человека с великим доктором Пироговым, который своим деятельным вмешательством в жизнь незнакомой ему семьи совершает настоящее чудо. Семья становится на ноги, жизнь её меняется самым удивительным образом. Эта житейская история дает нам пример отношения христианина к ближнему, его нуждам и скорбям. Человека порою может утешить и поддержать доброе слово, дело, сострадание. Дети были посланы с письмом к тому барину, домом которого управлял раньше Мерцалов... Но все отговаривались или праздничными хлопотами, или неимением денег... Иные, как, например, Глубокая тишина и великое спокойствие, сторожившие сад, вдруг пробудили в истерзанной душе Мерцалова нестерпимую жажду такого же спокойствия, такой же тишины.

"Вот лечь бы и заснуть, - думал он, - и забыть о жене, о голодных детях, о больной Машутке". Просунув руку под жилет, Мерцалов нащупал довольно толстую веревку, служившую ему поясом. Мысль о самоубийстве совершенно ясно встала в его голове. Но он не ужаснулся этой мысли, ни на мгновение не содрогнулся перед мраком неизвестного.

"Чем погибать медленно, так не лучше ли избрать более краткий путь?" Он уже хотел встать, чтобы исполнить свое страшное намерение, но в это время в конце аллеи послышался скрип шагов, отчетливо раздавшийся в морозном воздухе «

«швейцар бывшего патрона, просто-напросто гнали просителей с крыльца.

«Незнакомец слушал, не перебивая его ни словом, и только все пытливее и пристальнее заглядывал в его глаза, точно желая проникнуть в самую глубь этой наболевшей, возмущенной Деньги и прописанные лекарства спасли семью. «С этих пор точно благодетельный ангел снизошел в нашу семью. Все переменилось. В начале января отец отыскал место, Машутка встала на ноги, меня с братом удалось пристроить в гимназию на казенный счет. Просто чудо совершил этот святой человек».

души».

Подведение итогов.



  1. От чьего лица ведется повествование?( Сначала повествование ведется от третьего лица, затем к рассказу приступает один из мальчиков семьи Мерцаловых).

  2. Наличие мотивов рождественского рассказа.

  3. Особенности повествования.

3.Прием антитезы в рассказе

Выводы учеников.

Рождественский рассказ можно распознать по следующим признакам:

хронологическая приуроченность;

наличие элемента чудесного;

наличие рассказчика;

наличие среди героев ребенка;

наличие нравственного урока, морали

Одним из главных мотивов в рождественском (святочном) рассказе ХIХ века является мотив, имеющий христианскую основу - это мотив "божественного дитя" - младенца, посланного на землю Богом для спасения человечества.

Рождественский рассказ содержит в себе моменты, роднящие его со святочной традицией. Это роль сверхъестественного, чуда, которое происходит на Рождество - второй мотив рождественских (святочных) рассказов

Задача авторов рассказов состояла в том, чтобы поселить в домах читателей праздничную атмосферу, напомнить о необходимости милости и любви.

Большинство рассказов начинаются с описания несчастий героев. Но чудо входит в жизнь людей. Не обязательно оно сверхъестественное, гораздо чаще это стечение обстоятельств, счастливая случайность.

В рождественских (святочных) рассказах среди персонажей должны присутствовать дети. Действительно, кто, как не ребенок, способен так остро радоваться подаркам, быть счастливым от одного вида блистающего елочного наряда, так доверчиво ожидать чуда? Недаром Рождественскую ночь именовали ночью младенцев, а Рождество - праздником детей. В развязке святочной истории красота, добро, человечность, вера в возможность осуществления мечты должны торжествовать хоть на мгновение. Святочный и рождественский рассказ всегда содержит некий нравственный урок, притчу, пробуждает надежду и любовь в сердцах читателей.

Третий мотив рождественского (святочного) рассказа - это мотив "нравственного перерождения".
Важным приемом во всех рассказах является прием антитезы.

Когда он используется? (В описании убогого жилья ребенка и в описании отношения людей и Бога к ребенку.



Название произведения.

Отношение людей к герою»

Отношение к герою другого мира.

Ф.М.Достоевский «Мальчик у Христа на елке»

Подкрался мальчик, отворил вдруг дверь и вошел. Ух, как на него закричали и замахали! Одна барыня подошла поскорее и сунула ему в руку копеечку, а сама отворила ему дверь на улицу.

Мимо прошел блюститель порядка и отвернулся, чтоб не заметить мальчика.

Вдруг ему почудилось, что сзади его кто-то схватил за халатик: большой злой мальчик стоял подле и вдруг треснул его по голове, сорвал картуз, а сам снизу поддал ему ножкой. Покатился мальчик наземь, тут закричали, обомлел он, вскочил и бежать-бежать, и вдруг забежал сам не знает куда, в подворотню, на чужой двор, -- и присел за дровами: "Тут не сыщут, да и темно".



Где это он теперь: все блестит, все сияет и кругом всё куколки, -- но нет, это всё мальчики и девочки, только такие светлые, все они кружатся около него, летают, все они целуют его, берут его, несут с собою, да и сам он летит, и видит он: смотрит его мама и смеется на него радостно.

…все у Христа, и он сам посреди их, и простирает к ним руки, и благословляет их и их грешных матерей... А матери этих детей все стоят тут же, в сторонке, и плачут; каждая узнает своего мальчика или девочку, а они подлетают к ним и целуют их, утирают им слезы своими ручками и упрашивают их не плакать, потому что им здесь так хорошо...




Л.А.Андреев «Ангелочек»

как все его ругают, и не

испытывать боли в пояснице и во всем теле, когда мать ставит его на целый

вечер на колени.

Вся тетрадка заполнена была

карикатурами, и чаще всех повторялась такая: толстая и низенькая женщина

била скалкой тонкого, как спичка, мальчика. Внизу крупными и неровными

буквами чернела подпись: "Проси прощенья, щенок", - и ответ: "Не попрошу,

хоть тресни". Лысый господин с недоумением рассматривал странного мальчика. Когда с

заплатанных сапог он перевел глаза на лицо Сашки, последний высунул язык и

опять спрятал его так быстро, что Софья Дмитриевна ничего не заметила, а

пожилой господин пришел в непонятное ей раздражительное состояние.



И чудилось погибшему человеку, что он услышал жалеющий голос из того

чудного мира, где он жил когда-то и откуда был навеки изгнан. Там не знают о

грязи и унылой брани, о тоскливой, слепо-жестокой борьбе эгоизмов; там не

знают о муках человека, поднимаемого со смехом на улице, избиваемого грубыми

руками сторожей. Там чисто, радостно и светло, и все это чистое нашло приют

в душе ее, той, которую он любил больше жизни и потерял, сохранив ненужную

жизнь.


А.Куприн «Чудесный доктор»

"Убирайтесь скорее отсюда к черту! Чтобы духу вашего здесь не было!.." А Володьку даже по затылку ударил.

Елизавета Ивановна ходила к своей барыне, дети были посланы с письмом к тому барину, домом которого управлял раньше Мерцалов... Но все отговаривались или праздничными хлопотами, или неимением денег... Иные, как, например, швейцар бывшего патрона, просто-напросто гнали просителей с крыльца.

? Он уже попробовал это средство сегодня два раза. Но в первый раз какой-то господин в енотовой шубе прочел ему наставление, что надо работать, а не клянчить, а во второй - его обещали отправить в полицию


. Старик приблизил к нему свое умное, серьезное лицо с седыми баками и сказал дружелюбно, но серьезным тоном:

- Подождите... не волнуйтесь! Расскажите мне все по порядку и как можно короче. Может быть, вместе мы придумаем что-нибудь для вас.

В необыкновенном лице незнакомца было что-то до того спокойное и внушающее доверие, что Мерцалов тотчас же без малейшей утайки, но страшно волнуясь и спеша, передал свою историю. Он рассказал о своей болезни, о потере места, о смерти ребенка, обо всех своих несчастиях, вплоть до нынешнего дня. Незнакомец слушал, не перебивая его ни словом, и только все пытливее и пристальнее заглядывал в его глаза, точно желая проникнуть в самую глубь этой наболевшей, возмущенной души. Вдруг он быстрым, совсем юношеским движением вскочил с своего места и схватил Мерцалова за руку. Мерцалов невольно тоже встал.


Г.Х.Андерсен «Девочка со спичками»

Мальчик уносит туфлю, карета мчится во весь опор.

Бабушка берет ее на руки и обе возносятся к Богу.







Жилье ребенка

Недоступная праздничность

витрин магазинов



Ф.М.Достоевский

«Мальчик у Христа на елке».



Этот мальчик проснулся утром в сыром и холодном подвале. Одет он был в какой-то халатик и дрожал. Дыхание его вылетало белым паром, и он, сидя в углу на сундуке, от скуки нарочно пускал этот пар изо рта и забавлялся, смотря, как он вылетает. Но ему очень хотелось кушать. Он несколько раз с утра подходил к нарам, где на тонкой, как блин, подстилке и на каком-то узле под головой вместо подушки лежала больная мать его. Как она здесь очутилась? Должно быть, приехала с своим мальчиком из чужого города и вдруг захворала.

? Ух, какое большое стекло, а за стеклом комната, а в комнате дерево до потолка; это елка, а на елке сколько огней, сколько золотых бумажек и яблоков, а кругом тут же куколки, маленькие лошадки; а по комнате бегают дети, нарядные, чистенькие, смеются и играют, и едят, и пьют что-то. Вот эта девочка начала с мальчиком танцевать, какая хорошенькая девочка! Вот и музыка, сквозь стекло слышно

видит он сквозь другое стекло комнату, опять там деревья, но на столах пироги, всякие -- миндальные, красные, желтые, и сидят там четыре богатые барыни, а кто придет, они тому дают пироги, а отворяется дверь поминутно, входит к ним с улицы много господ.



. Девочка со спичками

Девочка ходила по улице и продавала спички, чтобы заработать деньги на еду. Она брела по улочкам, боясь вернуться домой. Ведь отец убьёт её за то, что она не продала и коробка. Да и не теплее у них дома! Только что крыша над головой, а ветер так и гуляет по всему жилью, несмотря на то что все щели и дыры тщательно заткнуты соломой и тряпками. Р

Теперь она сидела перед роскошной рождественской елкой <...> Тысячи свечей горели на её зелёных ветках, а разноцветные картинки, какими украшают витрины магазинов, смотрели на девочку” («Девочка со спичками»).


Л.А.Андреев

«Ангелочек»



В маленькой

комнатке, за перегородкой, горела на столе кухонная лампочка, и слабый

желтоватый свет ее с трудом проникал через закопченное стекло, бросая

странные тени на лицо Сашки и его отца.




. Елка ослепляла его своей красотой и крикливым, наглым блеском

бесчисленных свечей, но она была чуждой ему, враждебной, как и столпившиеся

вокруг нее чистенькие, красивые дети, и ему хотелось толкнуть ее так, чтобы

она повалилась на эти светлые головки. Казалось, что чьи-то железные руки

взяли его сердце и выжимают из него последнюю каплю крови.


А.И.Куприн «Чудесный доктор»

Уже более года жили Мерцаловы в этом подземелье. Оба мальчугана давно успели привыкнуть и к этим закоптелым, плачущим от сырости стенам, и к мокрым отрепкам, сушившимся на протянутой через комнату веревке, и к этому ужасному запаху керосинового чада, детского грязного белья и крыс - настоящему запаху нищеты. Но сегодня, после всего, что они видели на улице, после этого праздничного ликования, которое они чувствовали повсюду, их маленькие детские сердца сжались от острого, недетского страдания

Здесь, освещенные ярким светом висящих ламп, возвышались целые горы красных крепких яблоков и апельсинов; стояли правильные пирамиды мандаринов, нежно золотившихся сквозь окутывающую их папиросную бумагу; протянулись на блюдах, уродливо разинув рты и выпучив глаза, огромные копченые и маринованные рыбы; ниже, окруженные гирляндами колбас, красовались сочные разрезанные окорока с толстым слоем розоватого сала... Бесчисленное множество баночек и коробочек с солеными, вареными и копчеными закусками довершало эту эффектную картину, глядя на которую оба мальчика на минуту забыли о двенадцатиградусном морозе и о важном поручении,














































Никто у Бога не остается без помощи, если люди не проявляют милосердия.

        

. В конце рассказа «Чудесный доктор» говорится, что умер чудесный доктор и всё светлое, что было в нём, тоже. Разве за порогом смерти ничего нет? Это противоречит христианским законам и убеждениям, по которым душа после смерти отходит к Богу».

         Обращение к теме рождественских рассказов требует, безусловно, более серьёзной разработки.

Небольшими произведениями писатели хотели привлечь внимание к одной проблеме: “Читатель, ты сейчас бегло просматриваешь эти строки, а в то же самое время где-то на улицах Копенгагена или Петербурга замерзает измученное страданиями и холодом дитя”.

А теперь мне хотелось бы побеседовать с вами о рассказе нашей современницы Виктории Токаревой.

Рождественский рассказ/ Виктория Токарева.(Фабула)


Вопросы:

  1. Почему данный рассказ мы отнесем к типу «рождественский расказ»?

  2. Каковы уклады жизни семьи? Отношение к животным, друг к другу.

  3. Время действия рассказа.

  4. Почему черный ангел не давал покоя героине ,и что это за ангел?

  5. Почему девушка решила встречать новый год в семье?

  6. Какие уроки мы должны извлечь для себя из этого рассказа?

Где в данном рассказе приемы антитезы? Рассказ нашей современницы Виктории Токаревой называется «Рождественский рассказ».О Рождестве в этом рассказе не упоминается ни слова. Семья, в которой живет героиня не придерживается христианских традиций. Отношения друг к другу не имеют никакого тепла. К животным тоже негативное отношение. И только один отец, который не смог вписаться в новую грубую жизнь, в страшный капитализм с диким лицом оказывается человечным. В его семье ценили ребенка, его любили, заботились о его духовности.

Случилось так, что девочка обижена, сломали ее цветок. Обида осталась не отмщена и тяжким грузом висела на душе девушки много лет. И вот удивительное дело – она , встретив обидчика, прощает его. Оказывается без прощения жизнь ее была невыносима. Смерти как таковой нет. Но была гибель духовная. Героиня столько лет мечтала сказать обидчику жестокие слова. Месть мешала ей жить. ( Не тот ВУЗ, не тот парень). И вот она расстается со своим «Черным ангелом» и сразу в душе поселяется надежда. Важный урок в этом рассказе для родителей, которые должны беречь душу ребенка, питать ее традициями, любовью.

Урок для всех, кто хочет быть счастливым: оказывается нужно научиться прощать.

Урок для тех, кто не задумываясь обижает людей и даже не помнит ран, им нанесенных: бумеранг существует, нос запросто может неожиданно прилепиться к щеке.

Рассказ не имеет канонов рождественского рассказа ХIХ века. Но этот рассказ о доброте и переоценке ценностей. Поэтому он справедливо назван «Рождественским рассказом».

АНАЛИЗ РАССКАЗА А,КОСТЮНИНА «Вальс под гитару».

1.Чем начинается рассказ?

Рассказ начинается с описания тумана.

«Редкие апрельские сумерки перебивал холодный свет уличного фонаря. Он выхватывал из серой дымки мальчишку лет четырнадцати на вид в чёрном слегка мешковатом пуховике на вырост да в шерстяной вязаной шапочке по самые глаза. В руках у него была гитара.

Этот туман символичен. Свет фонаря выхватывает фигуру мальчика. Мальчик пытается найти свой «Путь». Он уверен, что профессионально займется музыкой, но звучит некоторое сомнение из уст матеров, которые налаживают музыкальные инструменты: «Чудес не бывает». “Этот тума и есть некое сомнение.

2.Ребенок доведен до отчаяния. Чем?

Несоответствие мечты и реальности. Мальчик еще не до конца избавился от своих страхов. Мама не может купить ему гитару, так как работает одна.

Мальчик, потерявший отца, мечтает научиться играть на гитаре, как когда-то играл отец. Это отцова гитара. Он погиб, когда я ещё совсем маленький был. На новую мать денег не даёт. Ворчит: «Расти и зарабатывай сам. Я не успеваю за всем одна».

3.Художественные детали

-щербинка на кровати (единственное безопасное место для мальчика – это его кровать) Пусть между прикосновениями к спинке кровати быстро пролетит день.

«Чтобы не видеть ничего.

Чтобы не слышать никого.

Чтобы скорее окутал сон – мой рай.

Чтобы, как свободный будто бы.

За этим прикосновением темнота... Хорошо. Это – точно награда. Но день не даёт дотянуться, отделяет начало от конца. Зачем промежуток между ними?

Чем такой «свет» – лучше всегда «тьма».

Эти слова звучат как заклинание. Это страх перед жизнью.

Во сне ему живется лучше, он мечтает о вечном сне.

4.Когда преодолевается страх?



Страх преодолевается после того, когда мальчик пишет заявление с просьбой отчислить его из школы. В душе он пережил этот момент, и ему стало легче. Мальчик боялся быть плохим для мамы, для учителей.

И он испытывал давление, пока не проявил свою волю, хотя бы тайно.



  1. О чем мечтает мальчик?

Мальчик мечтает о тишине, спокойствии, но его все время ругают.

Символично прикосновение к щербинке.

-березы (замечательное дерево, играющее огромную роль в фольклоре)

- стол учительницы

« Стол у неё деревянный, чем-то гремучим набит. Когда я играю, она задаёт постукиванием руки по столу верный ритм, но при этом от злости ударяет по нему так, что в столе всё подпрыгивает и громыхает. Я играю в другом темпе, она стучит изо всех сил, вроде бы подсказывает, хочет помочь, только я всё равно сбиваюсь».

Какое же волшебство произошло в жизни мальчика? Наблюдается языческий мотив, одушевление берез.

«Берёзки мне помогли. Я их уже не раз мысленно целовал. Действительно, ругать его перестали, у него повысилась успеваемость».

Все дело в том, что мальчик почувствовал себя защищенным, спокойным, уверенным, поэтому и руки перестали дрожать.



  1. Символы в рассказе. Символичным является появление отца в зале, танец отца и матери под музыку сына. Мальчик рос в неполной семье: отец погиб, но память о нем была очень дорога подростку. Ему хотелось услышать одобрение отца. Ему хотелось видеть родителей вместе, а музыка – это такое чудо, где все возможно. Символична гитара, которую мечтает восстановить мальчик. Ведь ее касался отец.

  2. Какова композиция рассказа?

Действие укладывается в сутки.

Место действия – остановка, автобус, актовый зал. В воспоминаниях мальчик попадает в музыкальную школу.



В первой части рассказа главенствует диалог. Мальчик беседует с незнакомцем. Почему-то он ему доверяет. Отсутствие отца толкает мальчика на откровенную беседу с другим человеком.

Вторая часть небольшая. Повествование ведется от третьего лица.

Потом звучит реплика вахтера: «И тут вахтёр, пожилая знакомая женщина, вынесла из боковой комнатушки упакованную в полиэтилен новую акустическую гитару:

– Это тебе просили передать. Кто – не знаю».

Следующее предложение хоть и не отмечено как реплика, но его можно отнести к словам мальчика. Как будто мы слышим его возглас:

«Ошиблись мастера. Чудеса случаются!»



Последнее предложение является непререкаемой истиной и торжеством человеческой доброты и внимания.

«Был день Светлого Христова Воскресения».

Эпиграф произведения: «В сущности, любая человеческая душа представляет собою зыбкий огонёк, бредущий к неведомой божественной обители, которую она предчувствует, ищет и не видит». Андре Моруа.

Эти слова можно отнести к автору. Он совершил замечательный поступок.

Этот человек прибавил веры в добро, в чудо. Гитара для мальчика – это символ, ступенька к достижению мечты. Незнакомец приблизил мечту мальчика.


  1. Рассказ построен по принципу антитезы: в первой его части устами мастеров выдвигается тезис: «Чудес не бывает». В последней части доказывается, что они случаются. Вот такая резкая смена точки зрения на противоположную происходит в рассказе.

7.Чьими глазами показаны взрослые в рассказе?

Взрослые показаны глазами мальчика. Он никого не осуждает, просто говорит то, что чувствует. Глаголы «орет», «ворчит» характеризуют речь женщин, которые занимаются воспитанием мальчика: это мама и учительница музыки



  1. Если бы вы дописывали рассказ, что бы написали?

Можно изобразить встречу на концерте через много лет. Мальчик стал великим музыкантом, а автор , увидев афишу с его портретом купил билет на концерт. Встреча была бы самой теплой.

.

Итог урока.



Итак мы с вами занимались исследованием «рождественских рассказов».

Какой самый яркий прием у всех авторов вы бы выделили? (прием антитезы).

Для чего он необходим? (Чтобы показать быт героев, их состояние души.)

Какова основная мысль всех рассказов? (Время Рождества – это время огромной работы над собой. Человеку необходимо переоценить свои поступки, взаимоотношения, даже мысли. Это время для добрых дел. Но мы не должны забывать, что добрые дела нам необходимо вершить не только в Рождество.)

Существуют ли в данное время каноны написания рождественского рассказа?

(Нет. Больший упор делается на нравственную сторону, на работу в душе человека.

Не обязательно должен умереть ребенок. Смерть цветка в рассказе Виктории Токаревой не менее трагична, чем смерть человека. Ведь она привела к опустошению души девочки.главная цель данных рассказов – заставить читателя задуматься над своей жизнью и заставить его научиться прощать, научиться замечать других людей.

Название рассказа

хронологическая приуроченность рассказа к празднику Рождества


наличие среди героев ребенка


наличие рассказчика


наличие нравственного урока, морали


наличие элемента чудесного


Ф.М.Достоевский

«Мальчик у Христа на елке»











-

Г.Х.Андерсен

«Девочка со спичками»











-

Л.А.Андреев

«Ангелочек»











-

И.А.Куприн

«Чудесный доктор»













В. Токарева

«Рождество»







Рассазчиком явл. Главная героиня



Чудо происходит в душе героини









































































А.Костюнин

«Вальс под гитару»







повествование ведется от первого лица.(1ч.)

От третьего лица 2 часть

























Домашнее задании: написать сочинение по рассказу А. Костюнина «Вальс под гитару» на тему: « Чудеса случаются!».


  • 1.Образовательные. Закрепить навык литературного и лингвистического анализа рассказа. 2.Воспитательные
  • Пополнить активный словарь учащихся, развивать умение логического изложения своих мыслей, развивать умение выделять главное, сравнивать, обобщать, распределять внимание во время слушания.
  • В проведении урока используются методы
  • Вступительное слово учителя.
  • Доклад ученика. В чем заключается отличие святочного и рождественского рассказов
  • Выступление ученика.
  • АНАЛИЗ РАССКАЗА А,КОСТЮНИНА «Вальс под гитару».
  • .Ребенок доведен до отчаяния. Чем
  • 3.Художественные детали -щербинка на кровати (единственное безопасное место для мальчика – это его кровать)
  • .Когда преодолевается страх
  • И он испытывал давление, пока не проявил свою волю, хотя бы тайно. О чем мечтает мальчик
  • -березы (замечательное дерево, играющее огромную роль в фольклоре) - стол учительницы «
  • Какова композиция рассказа Действие укладывается в сутки.
  • В первой части рассказа главенствует диалог.
  • Если бы вы дописывали рассказ, что бы написали
  • Домашнее задании: написать сочинение по рассказу А. Костюнина «Вальс под гитару» на тему: « Чудеса случаются!».