Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Тип урока. Методы обучения




страница1/3
Дата27.06.2017
Размер0.76 Mb.
ТипУрок
  1   2   3
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

УРОКОВ ЛИТЕРАТУРЫ 9 КЛАСС



У

р

о

к

а

Тема урока

Тип урока. Методы обучения

Задачи

Элементы содержания

(проверяемый материал)



Элементы дополнительного образования

(внутри-

предмет

ные связи, межпредметные связи, НРК)


Требования к уровню подготовки
(Планируемые умения и навыки)


Вид контроля

Измерители



Домашнее задание

Исполь

зова

ние ИКТ

Пример

ные сро

ки

Примечаине



план

факт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

1

Литература и ее роль в жизни человека. Шедевры родной литературы.

Изучение нового материала. Лекции с элементами беседы.

1. Дать представление об изучаемом курсе и определить роль книги в духовном развитии человека.

2. Формировать гуманистические мировоззрения учащихся.

3. Активизировать эмоционально-личностный поход к творчеству поэтов и писателей.


Знание основных тем, поднимаемых писателями XVIII,XIX,

XX вв.


«Вечные» темы русской классики. Отображение в литературе исторической эпохи

Обучение навыкам тезисного записывания лекции учителя.

Выборочная проверка составление тезисов учащимися в тетради

1. Доработать тезисные записи.

2. подготовить сообщение по теме «Историческая основа «Слова о полку Игореве»















2

Древнерусская литература

Совершенствование и углубление знаний, умений и навыков.

1.Систематизировать знания учащихся о древнерусской литературе.

2. Сформировать представление о жанровом своеобразии древнерусской литературы о том, что дала читателю среднерусскую литературу.



Знание основных жанров древнерусской литературы и их особенностей.



Связь древнерусской литературы с живописью.

1. Развитие устной монологической речи.

2. Совершенствование исследовательских навыков.



Фронтальный опрос понимание роли литературы в жизни человека.

1. Пересказ статьи «Литература Древней Руси».

2. записать главные мысли автора в виде тезисов.















3

Историческая основа «Слова о полку Игореве». Герои и события произведения.

Изучение нового материала. Беседа с учащимися. Комментированное чтение.

1. Знакомство с сюжетом «Слова», его исторической основой.

2. Формирование умения рассуждать, сопоставлять.

3. Воспитание нравственных чувств учащихся.


Содержание очерка Д.С.Лихачева, статьи Л. Дмитриева.

Композиция произведения: завязка, кульминация, развязка.



Музыка.

Развитие речи учащихся, умение выделять главное. Чтение и анализ эпизодов.

Оценка ответов учащихся за д/з.

Работа над текстом. Обучение сравнению.



1. разделить поэму на смысловые части и озаглавить.

2. Собрать цитатный материал о героях поэмы.

3. Подготовить выразит. чтение «Золотого слова Святослава»


Просмотр в/ф -15 мин.










4

Идейный центр поэмы – «Золотое слово Святослава». Образ автора «Слова». Патриотический пафос поэмы.

Комбинированный. Эвристическая беседа с элементами анализа. Комментированное чтение.

1. раскрыть идейно-художественное своеобразие поэмы.

2. раскрыть идейный смысл «Золотого слова Святослава».

3. Совершенствовать навыки работы с художественным текстом.

4. Воспитать патриотические чувства на примере произведения.



Знание текста произведения. Понимание прочитанного. Деление «Слова» на смысловые части. Умение собрать цитатный материал о героях.

Связь с историей России 12 века (объединение Руси). Жанры УНТ. Репродукции фресок Рублева, фотографии древних киевских соборов.


Работа с текстом, умение отбирать главное, выразительное чтение монолога – плача Ярославны. Составление плана сюжета «Слова», умение выразительно читать произведение.

Характеристика героев, устное иллюстрирование, определение средств художественной выразительности. Оценка материала, изложенного учащимися (план сюжета и устное сочинение)

1. Сделать сравнительный анализ «Плача Ярославны» в переводе В.А.Жуковского и Н. Заболоцкого.

2. Выучить наизусть отрывок «Золотого слова Святослава» или «Плача Ярославны».
















5

Р. Р. Величие и бессмертие древнерусской литературы. Подготовка к домашнему сочинению.

( темы сочинений:

«Чем интересно «Слово…» современному читателю?»

«Патриот земли русской».



Обучение написанию сочинения – рассуждения.

1.Систематизация знаний учащихся по «Слову…»

2. Отработка коммуникативных навыков правописания.

3. Выработка умений и навыков учащихся анализировать произведение с применение цитат.


Знание текста, цитирование.

Связь с русским языком (цитаты)

Умение раскрыть тему.

Использование цитат и их оформление на письме. Выражение личного отношения к прочитанному. Работа с текстом, поиск языковых художественных средств, умение отбирать материал, необходимый для сочинения.



Составление плана сочинения. Подбор цитат. Сбор материала к сочинению.

1.Написать сочинение по одной из предложенных тем.

2. Подготовить а)сообщение о М.В. Ломоносове

б) сообщение о классицизме как литературном направлении














6

Русская литература 18 века. Понятие – классицизм. М.В.Ломоносов – реформатор русского языка и стихосложения, ученый, поэт.

Изучение нового материала. Лекция с элементами беседы. Комбинированный урок. Слово учителя. Беседа с классом. Сообщения учащихся. Работа со словарем.

  1. Дать представление о литературе 18 века. классицизме.

2. Пояснить деление литературных жанров на «высокие» и «низкие», раскрыть ряд национальных особенностей русского классицизма.

3. Познакомить учащихся с жизнью и творчеством М.В.Ломоносова.

4 Дать понятие о «трех штилях», реформе стихосложение.

5. Отработать умения и навыки составления тезисного плана лекции, а-за стихотворения.



Чтение наизусть отрывка «Слова…».

Биографические сведения о поэтах и писателях литературы

18 века. Классицизм как литературное направление. Особенности русского классицизма. Двусложные размеры стиха, анализ стихотворного текста.


Отражение исторической эпохи в русской литературе. Классицизм в живописи, архитектуре. Лит-ра Петровского периода, его особенности. Реформы М.В.Ломоносова в области русского языка и стихосложения.

Составление плана лекции, опорных схем, таблиц. Работа с учебником.

Умение вести тезисные записи лекции. Отбирать наиболее значимый материал по теме.



Проверка записей тезисов в тетрадях (выборочно).

Фронтальный опрос класса. Оценка ответов учащихся. Оценка индивидуальных сообщений учащихся, работа в тетради, чтение и а-з стихотворений.



1. Выразит. чтение «Оды» Ломоносова.

2. Сделать письменный а-з стихотворения на выбор или выучить наизусть.

3. Подготовить индивидуальное сообщение по биографии Г.Р.Державина с включением НРК.


Прослушивание а/к – 10 мин.










7

.В.Ломоносов «Ода на день восшествия на престол…». Ода как жанр лирической поэзии.

Изучение нового материала. Беседа.

1. Познакомить с понятием оды как жанром лирической поэзии.

2. Выработать умения и навыки анализа произведения с применением цитат.

3. Воспитать культуру монологической речи.


Знание биографии М.В.Ломоносова и его творчества, знание теории литературы.

Понятие ода.

Знание теории литературы. Литература и история. Изображение истории России в оде. Пояснение и перевод устаревших слов. Духовные оды Ломоносова.



Умение составлять связный текст. Умение найти эпитеты. Сравнения для воссоздания образа Родины оде, а-з оды.

Фронтальный и индивидуальный опросы, ответы на вопросы.

1. Выучить наизусть стихотворение М.В.Ломоносова

2. 33-34 стр. Составить план или конспект статьи учебника.

3. Прочитать и проанализировать стихотворение Г.Р.Державина «Арфа» (инд.)













8

У литературной карты Татарстана.

Г.Р.Державин. Слово о поэте-философе. Арфа. Властителям и судьям. Памятник.


Изучение нового материала. Информационный метод. Слово учителя и учащихся (словесный)


1. Познакомить с биографией Г.Р.Державина и его заслугами перед отечеством.

2. Раскрыть основные темы и мотивы поэзии Державина.

3. Воспитать любовь к родному краю.

4. Развить навыки работы с книгой, навыки самостоятельности.

Сообщения учащихся по биографии Державина. Определение темы и идеи стихотворения. Умение находить эпитеты в тексте. Работа с литературными источниками. Схема а-за стихотворений. Выразительное чтение.


Традиции Ломоносова и Сумарокова в творчестве Державина. Казанский период в жизни писателя. Приезды Державина в Казань. Переписка с Панаевым В.и. Открытие памятника Державина в Казани. «Лунная соната» Бетховена.


Индивидуальная работа над сообщением. Работа над составлением вопросов. Нахождение эпитетов. Определение темы и идеи стихотворения. Заполнение таблицы.

Развитие умений и навыков связной речи. Логического мышления.

Составление вопросов по сообщениям учащихся..

Ответы на вопросы. Оценка умения составлять вопросы. Выразительное чтение стихотворений. Проверка д/з. Ответы на вопросы, а-з эпического произведения.

Оценка материала, изложенного учащимися по творчеству Державина.



1. Выучить наизусть стихотворение Державина «Памятник».

2. Завершить сопоставительный а-з.

3. Чем оды Державина отличаются от од М.В.Ломоносова? (сочинение-рассуждение)


Информация с Интернета – 10 мин.












9

У литературной карты Татарстана.

А.Н.Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву» (главы)..

Путешествие как основной жанр в творчестве писателя. Казань в «Записках путешествия в Сибирь».


Изучение нового материала. лекция с элементами беседы.

1. Познакомить с личностью и творчеством писателя. Показать гражданскую позицию Радищева против угнетения человека. Воспитать гражданскую позицию у учащихся на примере жизни писателя.

Стихотворение «Арфа» наизусть. Знание фактов биографии писателя А.Н.Радищева, инд. Задания учащихся.

Казань в жизни Державина и Радищева. Державин и Казань.

Сравнительный

а-з взглядов Державина и Радищева. Умение рассуждать.



Ответы учащихся на вопросы учителя. Проверка письменных ответов (сочинений-рассуждений)

1. Выучить наизусть стихотворение Державина «Памятник».

2. Инд. сообщение

- «Судьба Радищева».

- «Литературное творчество Радищева»















10

Н.М. Карамзин. Личность, творчество, судьба. Стихотворение «Осень».

Лекции с элементами беседы. Изучение нового материала

1. познакомить с личностью писателя.

2. дать понятие о сентиментализме.

3. развивать навыки работы с текстом.


Индивидуальное задание – сообщение о биографии Н.М. Карамзина. Знание литературоведческих терминов - классицизм, сентиментализм.

Эпическое повествование. Связь с особенностями развития искусства в России и Европе во второй половине XXVIII века Карамзин «История государства Российского. Карамзин – преобразователь русского языка.

Составление тезисов лекции учителя по плану, черты сентиментализма, основные жанры сентиментализма, образ автора – рассказчик в сентиментальном произведении. Развитие умения анализировать и оценивать устное сообщении е другого учащегося, аргументировать свою точку зрения. Анализ стихотворения «Осень».

Проверка тезисов. Сообщение о творчестве Карамзина. Оценка рецензии на ответ одноклассников. Сообщение учащихся.

Прочитать повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» и ответить на вопросы:

1. Эраст – злодей или жертва своих страстей?

2. Как в повести выражено отношение автора-рассказчика к происходящим событиям?














11

Повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза». Жизнь простых людей. Черты сентиментализма в повести «Осень».

Практическая работа. Работа с текстом, комментированное чтение.

1. Познакомить с повестью Н.М. Карамзина «Бедная Лиза».

2. Показать, как в повести выражено отношение автора-рассказчика к происходящим событиям и героям.

3. Учить определять черты сентиментализма в повести.

4. Прививать любовь к русской культуре, литературе.



Знание текста произведения. Умение пересказывать близко к тексту. комментировать эпизоды, анализировать. Делать выводы, портрет и пейзаж в произведении.

Иллюстрации к повести «Бедная Лиза» Н.М.Карамзина

Задание по группам – проанализировать следующие моменты:

1. описание Симонова монастыря в начале повести.

2. Лиза на берегу Москы-реки ранним утром перед встречей с Эрастом.

3. Описание грозы.

Навыки работы в микро-группах, умение анализировать эпизоды прозаического текста. Обобщать, делать выводы.


Работа в микро группах. Устный контроль-оценка ответов учащихся. Оценка творческого д/з.

Самостоятельный а-з стихотворения «Осень».



Подготовить сообщение «Роль пейзажа в повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза».

Подготовить биографию А.С. Грибоедова

Подготовить сообщение «Социально-политическая жизнь России 1 половины 19 века»














12

Общая характеристика русской и мировой лит-ры 19 века. Понятие о романтизме и реализме. Поэзия, проза и драматургия 19 века. Русская критика. Публицистика, мемуарная литература.

Изучение нового материала.

Лекция с элементами беседы. Иллюстративно-объяснительный метод.



1. Дать целостное представление о русской и мировой литературе 19 века.

2. Сформировать понятие о романтизме и о реализме. Обзор шедевров поэзии. Прозы и драматургии 19 века.

3. Формировать умение понимать литературу разных направлений.


Знание исторической ситуации в России и Европе 19 века.

Взаимодействия литературных направлений. Литература и искусство 19 века.

Отработка навыков составления плана лекции.

Составить тезисы лекции по плану (план см. в методическом пособии на стр. 99)

1. Составить тезисы по плану. (план см. на стр. 99 методического пособия)













13

Романтическая лирика начала 19 века. В.А.. Жуковский. Жизнь и творчество (обзор). «Море». «Невыразимое».

Лекция. Практикум.

1. Познакомить с биографией В.А.Жуковского, показать значение его творчества для русской поэзии.

2. Раскрыть возможности жанра элегии для выражения внутреннего мира лирического героя.

3. Обучение анализу лирического произведения.


Биография В.А.Жуковского, особенности его мироощущения, умение анализировать стихотворение.

Понятие об элегии; картина Айвазовского «Девятый вал».

Сообщения учащихся.

Знать худ. Мир поэта.

Уметь определять тему, идею, ср-ва выразительности.

Навыки выразительного чтения наизусть, исследовательские навыки.



Фронтальный опрос, чтение и анализ стихотворений.

1. Наизусть 1 стихотворение по выбору («Вечер», «Певец во стане русских воинов», «Море») с интерпретацией.

2. Прочитать балладу «Светлана», подготовить худ. пересказ




Прослушивание а/к -10 мин.










14

В.А.Жуковский

Беседа. Практикум

1. Познакомить с особенностями баллады как жанра.

2. Воспроизвести черты русского национального быта. Народных обычаев в сюжете баллады.

3. Углубить навыки анализа лирического произведения.

4. Формировать эстетическое чувство у учащихся.



Баллада как жанр.

Читательские способности. Образы-символы в лирике Жуковского.



Роль детали. Образов-символов в психологической обрисовке характеров и ситуаций.

Сообщения учащихся.Анализ баллады. Навыки выразительного чтения.

Инд. опрос. Анализ произведения по вопросам. Выделение основной мысли.

1. Прочитать стихи Батюшкова и Баратынского (все).

2. Жизнь и тв-во (хрон. таблица) поэтов.

3.Подготовить сообщение «Баратынский и Казань» (инд.)














15

К.Н.Батюшков.

Слово о поэте. «Пробуждение», «Мой гений»,

«Есть наслаждение в дикости лесов…».

Е.А.Баратынский. «Разуверение»,

«Муза», «Мой дар убог…».


Лекция с элементами беседы. Доклады учащихся. Творческое чтение.

1. дать представление об эпикурейской лирике Батюшкова.

2. Развивать представление о лирическом герое.

3. Раскрыть трагизм судьбы поэта пушкинского круга Е.А.Баратынского. связав его с казанским периодом жизни.

4. Углубить понятие об элегии как романтическом жанре.



Биография поэтов.

Лирический герой стихотворения. Связь с философией Эпикура.



Связь биографий поэтов с историко-литературным процессом начала 19 века. Музей Баратынского в Казани.

Знание биографий поэтов.

Самостоятельный литературоведческий анализ поэтического текста.



Устный (вопросно-ответная форма).

Сопоставительный анализ стихотворений.



1. Письменный а-з стихотворения К.Н.Батюшкова «Мой гений» или стихотворение Е.А.Баратынского «Муза» (на выбор).

2. Подготовить рассказ о личности и судьбе А.С.Грибоедова.














  1   2   3

  • (проверяемый материал) Элементы дополнительного образования (внутри- предмет
  • Вид контроля Измерители Домашнее задание
  • Примечаине план факт