Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Тип урока: интегрированный (литература, история) Тема урока: Роман М. Булгакова как историко-литературный памятник эпохи. Цели и задачи




Скачать 306.06 Kb.
Дата15.05.2017
Размер306.06 Kb.
ТипУрок
Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» как историко-литературный памятник эпохи тоталитаризма.
Тип урока: интегрированный (литература, история)
Тема урока: Роман М.Булгакова как историко-литературный памятник эпохи.
Цели и задачи:

  • Используя главы романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» и исторические материалы, раскрыть особенности политического развития СССР в 30-е годы. Проследить, как политический режим, сложившийся в СССР, отразился на судьбах людей.

  • Продолжить формирование навыков работы в группах, умение вести дискуссию, умение работать с текстом художественного произведения, дополнительной исторической литературой.

  • Продолжить патриотическое воспитание школьников, формирование у них активной жизненной позиции, прививать учащимся интерес к истории своей страны.


Ресурсы: портрет М.А.Булгакова, роман «Мастер и Маргарита», иллюстративный материал «Москва – 30-е годы», индивидуальные карточки с заданием, медиапроектор, интерактивная доска, диск с экранизацией художественного фильма «Мастер и Маргарита».
Краткое описание занятия: данный урок является обобщающим и интегрированным. За неделю до проведения урока класс делится на группы: литературоведы (3группы), эксперты-историки (1группа). Группам даются задания, которые выполняются в течение недели, а на уроке они должны будут продемонстрировать решение. На уроке, работая в группах, учащиеся должны продемонстрировать результаты своей работы. Предполагается консультация групп учителем в течение всего времени подготовки к уроку.
Ход урока.
1.Урок начинается с песни И.Николаева «Мастер и Маргарита»

(2 куплет + припев).


Вступительное слово учителя литературы. А.Ахматова «Памяти М.А.Булгакова»

«Вот это я тебе, взамен могильных роз,

Взамен кадильного куренья;

Ты так сурово жил и до конца донес

Великое презренье.

Ты пил вино, ты как никто шутил

И в душных стенах задыхался,

И гостью страшную ты сам к себе впустил

И с ней наедине остался.

И нет тебя, и все вокруг молчит

О скорбной и высокой жизни,

Лишь голос мой, как флейта, прозвучит

И на твоей безмолвной тризне.

О, кто поверить смел, что полоумной мне,

Мне, плакальщице дней погибших,

Мне, тлеющей на медленном огне,

Всех потерявшей, все забывшей, -

Придется поминать того, кто, полный сил,

И светлых замыслов, и воли,

Как будто бы вчера со мною говорил,

Скрывая дрожь смертельной боли.
Вступительное слово учителя истории. Ребята, сегодня наш урок пройдет в форме общественных слушаний.


Учитель литературы. В истории художественной литературы неоднократно наблюдалось явление, когда писатели и поэты в основу своих произведений брали конкретные исторические факты. Приведите примеры.

(учитель истории может попросить вспомнить даты событий, назвать участников, сами события)


Ответы учащихся. А.С. Пушкин «Капитанская дочка»- восстание предводительством Пугачева.

Л.Н.Толстой «Война и мир» - Войны 1805-07гг., Отечественная война 1812г.

М.А.Шолохов «Тихий Дон»- судьбы казачества во время революции и войны, Верхнедонское восстание.

Н.Гоголь «Тарас Бульба» - борьба Украины за свою независимость.

Б. Пастернак «Доктор Живаго» - революция, Гражданская война, создание Уральского правительства.

И. Тургенев «Отцы и дети» - отмена крепостного права.


Учитель литературы. М.Булгаков – сын, своего непростого времени, проживший, как и многие его соратники по перу, сложную, полную взлетов и падений жизнь. Какой же она была?
Выступление учащихся. Сообщение учащихся о жизни и творчестве М.Булгакова и презентация.

Учитель литературы. Говоря о Булгакове нельзя не сказать о судьбе его самого спорного, до сих пор самого неоднозначного произведения – это роман «Мастер и Маргарита». Судьба его сродни судьбе романа Мастера, о Понтии Пилате.
Выступление учащихся. Сообщение учащихся о судьбе романа «Мастер Маргарита» и презентация.
Учитель литературы. Кроме романа « Мастер и Маргарита» хотелось бы вспомнить другие произведение Булгакова.

Повести «Белая гвардия»,

Театральные романы рассказы «Собачье сердце», «Роковые яйца»

Пьесы «Дни Турбиных», «Зайкина квартира», «Багровый остров», «Иван Васильевич», «Жизнь Господина де Мольера» или «Кабала святош»



2. (вторая тридцатка). Заставка к фильму «Мастер и Маргарита»
Слово учителя истории. Роман писался с 1929 по 1940 г. В эти годы в СССР идёт процесс формирования командно – административной системы управления государства. Политическая власть в стране сосредотачивается в руках ВКП (б), происходит слияние государственных и партийных органов. В конце 1920-х – начале 1930-х гг. существует система массовых общественных организаций: РКСМ, пионерская организация, профсоюзы, творческие союзы писателей, кинематографистов, художников. В эти годы также оформляется сильный репрессивный аппарат–НКВД. Создаётся культ харизматического вождя И.В.Сталина.
1й эксперт-историк. Название 1 главы романа – «Никогда не разговаривайте с неизвестными!». Сегодня на уроке мы попытаемся ответить на вопрос, почему автор дает такое странное название началу своего романа. Попробуем проникнуть в странный волшебно-реальный мир булгаковской Москвы. Докажите, что события, описанные в московских главах, показывают именно 30-е годы прошлого столетия. Слово предоставляется литературоведам первой группы.
Учитель литературы. Какие черты 30гг. ХХв. вы нашли на страницах романа?
Задание: Расскажите об особенностях московского быта того времени.
Выступает 1гр. литературоведов: Поэт Бездомный дежурного врача обзывает «вредителем», поэта Рюхина объявляет «типичным кулаком», а сатану принимает за «шпиона». Его враждебное отношение к Рюхину отражает также отношение к Маяковскому рапповцев, недоверчиво причислявших его к «попутчикам». (гл. 1, Берлиоз: «В нашей стране атеизм никого не удивляет… большинство нашего населения сознательно и давно перестало верить сказкам о боге» Б, Иван Бездомный :«Взять бы этого Канта , да за такие доказательства года на три в Соловки», гл. 3 )

Присутствуют в «Мастере и Маргарите» и приметы конца эпохи нэпа. Извозчики на улицах еще соседствуют с автомобилями.


Выступление ученика: аббревиатуры.
Отрывок фильма разговор Берлиоза, Бездомного и Волонда.
Эксперт-историк. В романе реально представлена Москва, её коммунально-бытовой и литературно-театральный мир, так хорошо знакомый Булгакову. Для современников были узнаваемы гонители Мастера - бдительные критики булгаковских пьес, повестей и рассказов, воюющие тем же орудием, что и сам Мастер - словом. В конце 20 – начале 30-х годов в СССР развертывается борьба с классово-враждебными элементами, до 1934 года репрессированными становились люди по политическим убеждениям (бывшие эсеры, меньшевики), в 1934 был убит С.М.Киров и волна репрессий стала расти, как снежный ком. Люди попадали в страшные застенки НКВД за малейшее подозрение в политической неблагонадежности. Стало процветать доносительство и шпиономания. Теперь мы посмотрим, как эти события нашли отражение в романе. Слово предоставляется литературоведам 2 группы.
Задание: Рассказать, почему Бездомный называл Рюхина «типичным кулаком»?
Выступление учеников: «Квартирный вопрос», приезд Поплавского в Москву, рассказ Коровьева о размене квартиры в Москве.
Выступление ученика: хранение валюты, арест Николая Босого, его сон.
Отрывок фильма: арест Босого, сеанс в Варьете.
Учитель литературы. Кто из персонажей романа страдает шпиономанией и занимается доносительством?
Выступает 2гр. литературоведов: Иван Бездомный и Берлиоз пытаются сообщить о странном иностранце в правоохранительные органы (гл.3)

Друг Мастера, Алоизий Могарыч, очень хотел “переехать в его комнаты” (от того и стал другом) и потому, “прочитав статью Латунского о романе, написал на него (Мастера) жалобу с сообщением о том, что он хранит у себя нелегальную литературу...”.

В гл.15 один из героев романа говорит: «…можно подбросить анонимное письмо, прокламацию, адскую машину, мало ли что еще, но четыреста долларов никто не станет подбрасывать»

В гл. 18 буфетчик доносит о проводимом сеансе черной магии Воланду

В гл . 9 герой Коровьев сообщает по телефону : «Считаю долгом сообщить, что наш председатель жилтоварищества дома номер триста два-бис по Садовой, Никанор Иванович Босой, спекулирует валютой… говорит жилец означенного дома из квартиры № 11, Тимофей Квасцов. Но заклинаю держать втайне мое имя. Опасаюсь мести вышеизложенного председателя»
В Нехорошей квартире, в отличие от квартиры №50, живут относительно интеллигентные жильцы (оба – партийцы), скорее напоминающие обитателей квартиры №34 – директор Театра Варьете Степан Богданович Лиходеев, держащий прислугу Груню, и председатель МАССОЛИТа Михаил Берлиоз .Квартирный вопрос действительно оказался одним из самых важных. Как не уплотняли таких, как Персиков или Преображенский, квартир всё-таки не хватало. Друг Мастера Алоизий Могарыч очень хотел “переехать в его комнаты” (от того и стал другом) и потому, “прочитав статью Латунского о ромаго (Мастера) жалобу с сообщением о том, что он хранит у себя нелегальную литературу...”.
Отрывок фильма: донос Тимофея Квасцова.

3й эксперт-историк: Судьба интеллигенции в тоталитарном государстве. Реальные события того времени нашли отражение в документах НКВД. Так в декабре 1934 года был арестован крестьянин Серёгин, житель далёкой тамбовской деревни. Зашедший к нему в кузницу человек сказал: «Слышь, Серёгин, Кирова убили» - «Ну и фиг с ним»,- ответил он, никогда в жизни не слышавший эту фамилию и уверенный, что речь идёт о драке в соседней деревне. От доносчика эти слова стали известны органам НКВД и легли в досье, заведённое на кузнеца. Через некоторое время Серёгин был осужден на 10 лет тюрьмы. Тяжелые личные, творческие и политические условия, в которых находился Булгаков, работая над романом, нашли отражение в тексте произведения. Предоставляем слово 3 группе литературоведов.
Учитель литературы. Кто является прототипом Ивана Бездомного?
Выступает 3гр. литературоведов: Иван Николаевич Понырев, пишущий «чудовищные» стихи под псевдонимом Бездомный (в ранних редакциях – Антоша Безродный, Иванушка Попов, Иванушка Безродный), типичен для эпохи, как и его псевдоним, образованный по популярному идеологическому шаблону: Максим Горький (Алексей Пешков), Демьян Бедный (Ефим Придворов), Голодный (Эпштейн), Беспощадный (Иванов), Приблудный (Овчаренко) и т. п. В нем видят черты многих лиц: Д. Бедного, Безыменского, Ив. Ив. Старцева и др.

Булгаков не раз обращался в Правительство СССР и лично к И. Сталину в письмах, одно из которых датируется 28 марта 1930 г. К тому времени все булгаковские пьесы были запрещены, а проза в советских изданиях более не печаталась. Булгаков подчеркивал, что получает – "несмотря на свои великие усилия СТАТЬ БЕССТРАСТНО НАД КРАСНЫМИ И БЕЛЫМИ – аттестат белогвардейца-врага, а, получив его, как всякий понимает, может считать себя конченым человеком в СССР". Для писателя нет ничего хуже творческой смерти, поэтому можно представить, что чувствовал Булгаков, лишившись возможности творить.


Задание: расскажите историю Ивана Бездомного. Как он познакомился с Мастером?
Выступление ученика.
Учитель литературы. Как реализуется тема гонений на интеллигенцию на примере истории Мастера?
Отрывок фильма: встреча Мастера и Бездомного.
Учитель литературы. Конечно, самые поэтические страницы романа посвящены встрече Мастера и Маргариты.
Выступление учеников: Истории Мастера и Маргариты.
Отрывок фильма: встреча Мастера и Маргариты, арест Мастера , сжигание рукописей.
Учитель истории. Булгаков и Сталин. Сходство с судьбой Мастера.
Учитель литературы. В СССР политическим гонениям подверглись многие деятели литературы. Вот лишь некоторые примеры.
Выступление учеников: судьбы Ахматовой, Цветаевой, Пастернака, Зощенко.

Учитель истории. Сегодня у нас с вами состоялся разговор на очень важную и обширную тему. Мы вместе попытались разобраться, является ли роман «Мастер и Маргарита» историко-литературным памятником эпохи тоталитаризма. Добились ли мы ожидаемых результатов? Достигли ли поставленных целей? Было ли это занятие для вас интересным и что нового вы узнали?
Примерные ответы учащихся.
А теперь мы сформулируем основные признаки тоталитаризма.

От каждой группы выходит ученик и записывает на доске основные признаки:



  1. Господство однопартийной системы. Слияние партийного и государственного аппаратов.

  2. Существование систем массовых общественных организаций.

  3. Оформление сильного репрессивного аппарата.

  4. Физическое уничтожение политических оппонентов.

  5. Культ харизматического вождя.

  6. Обработка массового сознания населения страны.



Выступление ученика: презентация о тоталитарном режиме и его чертах.

Учитель литературы. Эти мрачные явления исторического прошлого затронули все стороны нашей жизни и до сих пор тормозят развитие нашей страны. Вместе с персонажами булгаковского романа мы перелистали страшные страницы истории: массовые репрессии, доносительство , шпиономания, страх перед огромной политической системой, название которой тоталитаризм. Какие главные идеи заложены в романе? В чем его главная ценность?
Учащиеся должны сформулировать ответы, включающие понятие: «гуманизм», «истина», «любовь», «власть».
Отрывок фильма разговор Пилата и Иешуа о добрых людях.
Учитель истории. Ребята смогли мы ответить на вопрос: «является ли роман М.Булгакова «Мастер и Маргарита» историко-литературным памятником эпохи?»

Ответ учащихся.



Завершение урока песней И.Николаева.

Выступление 3 группы (сопровождается демонстрацией эпизодов фильма).

Примерные ответы учеников. Поэт Иван Бездомный знакомится с Мастером в психиатрической клинике. (гл13)


Иван Николаевич Понырев, пишущий «чудовищные» стихи под псевдонимом Бездомный (в ранних редакциях – Антоша Безродный, Иванушка Попов, Иванушка Безродный), типичен для эпохи, как и его псевдоним, образованный по популярному идеологическому шаблону: Максим Горький (Алексей Пешков), Демьян Бедный (Ефим Придворов), Голодный (Эпштейн), Беспощадный (Иванов), Приблудный (Овчаренко) и т. п. В нем видят черты многих лиц: Д. Бедного, Безыменского, Ив. Ив. Старцева и др.

Булгаков не раз обращался в Правительство СССР и лично к И. Сталину в письмах, одно из которых датируется 28 марта 1930 г. К тому времени все булгаковские пьесы были запрещены, а проза в советских изданиях более не печаталась. Булгаков подчеркивал, что получает – "несмотря на свои великие усилия СТАТЬ БЕССТРАСТНО НАД КРАСНЫМИ И БЕЛЫМИ – аттестат белогвардейца-врага, а, получив его, как всякий понимает, может считать себя конченым человеком в СССР". Для писателя нет ничего хуже творческой смерти, поэтому можно представить, что чувствовал Булгаков, лишившись возможности творить.


Эксперт-историк. Сказать, что отношения Булгакова с Советской властью были прохладными значит не сказать ничего. Не будет преувеличением отметить, что в период создания «Мастера и Маргариты» на Булгакова шла травля со стороны государственных органов цензуры. В судьбе Мастера прослеживается биография М.А.Булгакова.
Эксперт-историк. В СССР по политическим убеждениям подвергались гонениям многие яркие деятели литературы: А.А.Ахматова, М.И.Цветаева, М.Зощенко, А.П.Платонов,- все те , кто был не согласен с единой марксистско-ленинской идеологией.
Выступление ученика о репрессиях и политических процессах в 30-е гг.

«Союз марксистов-ленинцев»

Постановлениями коллегии ОПТУ в 1932-1933 гг. внесудебном порядке были привлечены к уголовной ответственности с назначением различных мер наказа­ния М.Н. Рютин, М.С. Иванов, В.Н. Каюров, Л.Б. Каменев, Г.Е. Зиновьев, ПА Галкин (всего 30 фамилий).

Все они обвинялись в том, что в целях борьбы с Советской властью и восста­новления капитализма в СССР создали контрреволюционную организацию «союз марксистов-ленинцев», подготовили программный документ этой организации и активно занимались антисоветской деятельностью.

Суть «дела* заключалась в следующем.

В начале 1932 года М.Н. Рютин, бывший секретарь Краснопресненского райкома ВКП(б) г. Москвы, которого в 1930 г. ЦКК исключила из партии, как говорилось в решении, «за пропаганду правооппортунистических взглядов», а затем работавший экономистом «Союзэлектро», и старые большевики — В.Н. Каюров, член партии с 1900 г., руководитель плановой группы Центроархива, и М.С. Иванов, член партии с 1906 г., руководитель группы Наркомата Рабоче-крестьянской Инспекции РСФСР, обеспокоенные широко распространивши­мися грубыми нарушениями внутрипартийной демократии, насаждением в ру­ководстве партийными и государственными делами административно-команд­ных методов, решили в письменной форме изложить свои взгляды на создав­шуюся обстановку.

Непосредственным исполнителем этого стал М.Н. Рютин. В марте 1932 г. им были подготовлены проекты двух документов под названием «Сталин и кризис пролетарской диктатуры» и обращение «Ко всем членам ВКП (б)». В редактировании этих материалов приняли участие М.С. Иванов, В.Н. Каю­ров и его сын, член партии с 1914 г., старший инспектор Наркомснаба СССР А.В. Каюров.

21 августа 1932 г. в деревне Головине под Москвой, на частной квартире чле­на партии электротехника стройтреста П.А. Сильченко (в его отсутствие) была проведена встреча... где участники встречи обсудили вопросы:

1. Доклад М.Н. Рютина «Кризис партии и пролетарской диктатуры».

2. Утверждение платформы организации и воззвания. Организационные вопросы (выборы).Участники совещания приняли за основу платформу и обращение ко всем членам партии, доложенные М.Н. Рютиным. Утвержденные документы было ре­шено передать на окончательное редактирование комитету, избранному на этом совещании в составе: М.С. Иванов—секретарь и члены комитета—В.Н. Каю­ров, ПА Галкин, В.И. Демидов и П.П. Федоров. М.Н. Рютин, по его же просьбе, в состав комитета не вошел, как беспартийный и по причинам конспиративного характера. Было условлено дать создаваемой организации название «союз марк­систов-ленинцев».

На втором заседании комитета, проходившем на квартире М.С. Иванова, было принято решение распространять программные документы «союза» среди членов партии путем личных контактов и рассылки почтой, выяснять их отношение к этим материалам. Так, вскоре с ними были ознакомлены Г.Е. Зиновьев, Л.Б. Каменев, Я.Э. Сгэн, бывший секретарь Московского комитета ВКП (б) НА Угланов и ряд других лиц в Москве и Харькове. Всего комитет провел несколько заседаний, на которых подводились итоги распространения материалов «союза».

Анализ содержания «платформы» и так называемого «манифеста» «союза марксистов-ленинцев» — обращения «Ко всем членам ВКП (б)» — показывает, что в них давалась оценка тяжелого экономического положения, в котором ока­залась страна из-за допущенных сталинским руководством перегибов в вопросах форсирования темпов индустриализации и сплошной коллективизации, сопро­вождающихся насилиями над крестьянами, говорилось о необходимости демок­ратизации внутрипартийной и государственной жизни, восстановления ленинс­ких норм и принципов, об отказе от насильственной коллективизации, о стихий­ных проявлениях недовольства и восстаниях крестьян (Северный Кавказ, Закав­казье, Сибирь, Украина) и рабочих некоторых промышленных центров (Ивано­во, Вичуга), делался вывод, что трудно ждать кардинальных изменений, пока во главе Центрального Комитета ВКП(б) находится И.В. Сталин. Шла речь о таких явлениях, как усиление бюрократизма, извращение сущности пролетарской дик­татуры, принижение роли Советов, профсоюзов, комсомола. Для восстановле­ния пролетарской диктатуры, ленинских принципов жизни и деятельности партии, повышения активности ее членов, выхода страны из тяжелого экономи­ческого положения предлагалось осуществить организационные изменения в ру­ководстве партии, сместить И.В. Сталина с поста Генерального секретаря. И.В. Сталин характеризовался при этом как «великий агент, провокатор, разрушитель партии», «могильщики революции в России»...

27 сентября 1932г. Президиум ЦКК принял решение исключить из партии 14 человек, известных к этому моменту как участники организации «союза марк­систов-ленинцев»...

Исключив участников «союза марксистов-ленинцев» из рядов партии, ЦКК ВКП(б) передала дальнейшее решение их судьбы в ОПТУ. 11 октября 1932 г. кол­легией ОПТУ все они были осуждены к различным срокам тюрьмы, заключения и ссылки. Наибольший срок получил М.Н. Рютин. Он был приговорен к 10-лет­нему тюремному заключению. Всего по делу о так называемом «союзе марксис­тов-ленинцев» было привлечено к партийной и судебной ответственности в 1932-1933 гг. 30 человек.

В дальнейшем многие осужденные вновь были привлечены к уголовной от­ветственности по тем же самым обвинениям с ужесточением ранее вынесенных приговоров, в том числе М.Н. Рютин, М.С. Иванов, ПА Галкин, П.П. Федоров, Г.Е. Рохкин.Я.Э. Стэн, М.И. Мебель, П.М. Замятин, АВ. Каюров, И.Н. Борги-ор, Д.П. Марецкий, ПТ. Петровский, которых приговорили к высшей мере на­казания — расстрелу. Большинству других были увеличены сроки лишения сво­боды. Некоторым из этих лиц приговоры дважды и трижды пересматривались в сторону ужесточения...

Рефлексия.

Учитель истории. Сегодня у нас с вами состоялся разговор на очень важную и обширную тему. Мы вместе попытались разобраться, является ли роман «Мастер и Маргарита» историко-литературным памятником эпохи тоталитаризма. Добились ли мы ожидаемых результатов? Достигли ли поставленных целей? Было ли это занятие для вас интересным и что нового вы узнали?
Примерные ответы учащихся.
А теперь мы сформулируем основные признаки тоталитаризма.

От каждой группы выходит ученик и записывает на доске основные признаки:



  1. Господство однопартийной системы. Слияние партийного и государственного аппаратов.

  2. Существование систем массовых общественных организаций.

  3. Оформление сильного репрессивного аппарата.

  4. Физическое уничтожение политических оппонентов.

  5. Культ харизматического вождя.

  6. Обработка массового сознания населения страны.

Ребята, у вас на столах лежат оценочные листы выступления команд. Заполните их и прокомментируйте свои результаты.

Еще на столах у вас лежат разноцветные карточки. С помощью них выразите свое отношение к данному уроку. (Красные – «Данная тема мне близка и интересна». Зеленые – «Тема интересная, захотелось узнать побольше об этом времени». Синие – «Тема интересная, но меня она не взволновала». Фиолетовые – « Данная тема меня не интересует»). Ученики прикрепляют к доске карточки.

Учитель литературы. Эти мрачные явления исторического прошлого затронули все стороны нашей жизни и до сих пор тормозят развитие нашей страны. Вместе с персонажами булгаковского романа мы перелистали страшные страницы истории: массовые репрессии, доносительство , шпиономания, страх перед огромной политической системой, название которой тоталитаризм.

Задание для 1 группы
1 группа.


  1. Какие черты 30-х годов XX века вы нашли на страницах романа?

  2. Выделите характерные черты, которые прослеживаются в развитии Москвы в конце 20-х начале 30-х годов.

  3. Какие главы романа подтверждают реальность происходящих событий?

  4. Как речь героев отражает время?


Задание для 2 группы
2 группа.

1.Кто из персонажей романа страдает шпиономанией и занимается доносительством?

2. Как поступки этих персонажей помогают понять реальность происходящих событий?


Задание для 3 группы
3группа.

  1. Найдите в романе при каких обстоятельствах знакомятся Мастер и Иван Бездомный.

  2. Кто является прототипом поэта Ивана Бездомного?

  3. Как реализуется тема гонений на интеллигенцию на примере судьбы Мастера?

Слово МАССОЛИТ, придуманное Булгаковым, стоит в одном ряду с такими реальными аббревиатурами, как ВАПП или МАПП ( Всесоюзная, и Московская ассоциации пролетарских писателей), МОДПИК (Московское общество драматических писателей и композиторов) и Масткомдрам ( Мастерская коммунистической драматургии ) и т. п.

«В час жаркого весеннего заката на Патриарших прудах появились двое граждан.»



Кульминационный драматический момент смерти Патриаршие пруды и события романа, с ними связанные

Итак, перед нами знаменитые Патриаршие пруды, в пределах которых начинается действие романа «Мастер и Маргарита». Сейчас Патриаршие пруды – излюбленное место отдыха московских и приезжих поклонников творчества Булгакова. Эпизод смерти

Берлиоза связан с трамвайной линией, которая действительно проходила близ Патриарших прудов по ул. М. Бронной и пер. Ермолаевскому, с которого и повернул роковой трамвай.
Квартира №50 запечатлена также в ряде рассказов и фельетонов: "№13. – Дом Эльпит – Рабкоммуна", "Псалом", "Самогонное озеро", "Воспоминание…" и др. Первая жена Булгакова Т. Н. Лаппа вспоминала квартиру №50 и прототипа погубившей Берлиоза Аннушки Чумы: "Эта квартира не такая, как остальные, была. Это бывшее общежитие, и была коридорная система: комнаты направо и налево. По-моему, комнат семь было и кухня. Ванной, конечно, никакой не было, и черного хода тоже. Хорошая у нас комната была, светлая, два окна. От входа четвертая, предпоследняя, потому что в первой коммунист один жил, потом милиционер с женой, потом Дуся рядом с нами, у нее одно окно было, а потом уже мы, и после нас еще одна комната была. В основном, в квартире рабочие жили. А на той стороне коридора, напротив, жила такая Горячева Аннушка. У нее был сын, и она все время его била, а он орал. И вообще, там невообразимо что творилось. Купят самогону, напьются, обязательно начинают драться, женщины орут: "Спасите! Помогите!" Булгаков, конечно, выскакивает, бежит вызывать милицию. А милиция приходит – они закрываются на ключ и сидят тихо. Его даже оштрафовать хотели".

В отличие от коридорной системы №50, в квартире №34 было пять комнат, в двух из которых жил богатый финансист Артур Борисович Манасевич с женой, еще в одной – их прислуга, в четвертой – Александра Николаевна Кибель с сыном Вовкой, послужившие прототипами героев рассказа "Псалом", а в пятой вместо выехавшего сына А. Б. Манасевича будущего писателя Владимира Артуровича Лёвшина (Манасевича) (1904-1984) поселились Булгаков с Т. Н. Лаппа.


В Нехорошей квартире, в отличие от квартиры №50, живут относительно интеллигентные жильцы (оба – партийцы), скорее напоминающие обитателей квартиры №34 – директор Театра Варьете Степан Богданович Лиходеев, держащий прислугу Груню, и председатель МАССОЛИТа Михаил Квартирный вопрос действительно оказался одним из самых важных. Как не уплотняли таких, как Персиков или Преображенский, квартир всё-таки не хватало. Друг Мастера Алоизий Могарыч очень хотел “переехать в его комнаты” (от того и стал другом) и потому, “прочитав статью Латунского о романе, написал на него (Мастера) жалобу с сообщением о том, что он хранит у себя нелегальную литературу...”.
Булгаков не раз обращался в Правительство СССР и лично к И. Сталину в письмах, одно из которых датируется 28 марта 1930 г. К тому времени все булгаковские пьесы были запрещены, а проза в советских изданиях более не печаталась. Булгаков подчеркивал, что получает – "несмотря на свои великие усилия СТАТЬ БЕССТРАСТНО НАД КРАСНЫМИ И БЕЛЫМИ – аттестат белогвардейца-врага, а, получив его, как всякий понимает, может считать себя конченым человеком в СССР". Для писателя нет ничего хуже творческой смерти, поэтому можно представить, что чувствовал Булгаков, лишившись возможности творить.

Урок литературы по теме «Три мира в романе М.Булгакова "Мастер и Маргарита"». 11-й класс

  • Участкина Галина Викторовна, учитель русского языка

Разделы: Преподавание литературы



Цели урока:

  • Показать особенности жанра и композиционной структуры романа М.Булгакова “Мастер и Маргарита”.

  • Обратить внимание на символику числа три в романе М.Булгакова “Мастер и Маргарита”.

  • Понять замысел писателя, заметить и осмыслить переклички линий романа.

  • Уяснить нравственные уроки М.Булгакова, главные ценности, о которых говорит писатель.

  • Способствовать развитию интереса к личности и творчеству писателя.

Ход урока

Сегодня мы продолжим путешествие по удивительному миру, созданному М.Булгаковым.

Итак, цели нашего урока следующие:


  1. Показать особенности жанра и композиционной структуры романа М.Булгакова “Мастер и Маргарита”.

  2. Обратить внимание на символику числа три в романе М.Булгакова “Мастер и Маргарита”.

  3. Понять замысел писателя, заметить и осмыслить переклички линий романа.

  4. Уяснить нравственные уроки М.Булгакова, главные ценности, о которых говорит писатель.

  5. Способствовать развитию интереса к личности и творчеству писателя.

У нас три группы, которые представят три мира романа:

– Ершалаимский мир;

– Московская действительность;

– Фантастический мир.



1) Сообщения подготовленных учеников (философия П.Флоренского о троичности бытия)

2) Групповая работа

– Итак, работает первая группа.



Древний Ершалаимский мир.

Учитель:

– Как раскрывает характер Пилата его портрет?

– Как ведет себя Пилат в начале встречи с Иешуа и в конце их встречи?

– Каково главное убеждение Иешуа?

Если “московские главы” оставляют ощущение несерьезности, ирреальности, то первые же слова романа об Иешуа весомые, чеканные, ритмичные. Никакой игры в “евангельских” главах нет. Здесь все дышит подлинностью. Нигде мы не присутствуем в его мыслях, не входим в его внутренний мир – не дано. Но только видим и слышим, как действует его ум, как трещит и расползается привычная реальность и связь понятий. Иешуа-Христос издалека подает великий пример всем людям. Идея произведения: всякая власть является насилием над людьми, настанет время, когда не будет власти ни кесаря, ни какой – либо иной власти”.

– Кто является олицетворением власти?

Олицетворением власти, центральной фигурой является Понтий Пилат, прокуратор Иудеи.

– Каким изображает Булгаков Пилата?

Пилат жесток, его называют свирепым чудовищем. Этим прозвищем он только похваляется, ведь миром правит закон силы. За плечами Пилата большая жизнь воина, полная борьбы, лишений, смертельной опасности. В ней побеждает только сильный, не знающий страха и сомнения, жалости и сострадания. Пилат знает, что победитель всегда одинок, у него не может быть друзей, только враги и завистники. Он презирает чернь. Он равнодушно отправляет на казнь одних и милует других.

Ему нет равных, нет человека, с которым ему захотелось бы просто поговорить. Пилат уверен: мир основан на насилии и власти.



Составление кластера.

Найдите, пожалуйста, сцену допроса. (Глава 2) Пилат задает вопрос, который не нужно задавать на допросе. Что это за вопрос?

(“Что есть истина?”)

Жизнь Пилата давно в тупике. Власть и величие не сделали его счастливым. Он мертв душою. И вот пришел человек, озаривший жизнь новым смыслом. Герой встает перед выбором: спасти ни в чем не повинного бродячего философа и лишиться власти, а возможно, и жизни – или сохранить свое положение, казнив невиновного и поступив против совести. По сути дела – это выбор между физической и духовной смертью. Будучи не в состоянии сделать выбор, он подталкивает Иешуа к компромиссу. Но компромисс для Иешуа невозможен. Истина для него оказывается дороже жизни. Пилат решает спасти Иешуа от казни. Но Каифа непреклонен: Синедреон не меняет решения.

– Почему Пилат утверждает смертный приговор?

– За что наказан Пилат?

(“Трусость – самый тяжкий порок”, – повторяет Воланд (глава 32, сцена ночного полета). Пилат говорит, что “более всего в мире ненавидит свое бессмертие и неслыханную славу” И тут вступает Мастер: “Свободен! Свободен! Он ждет тебя!” Пилат прощен.

2 группа. Современный московский мир

Никогда не разговаривайте с неизвестными



Учитель:

Автор обращается к читателям с предупреждением. Председатель правления Массолита, редактор толстого журнала Берлиоз,– человек умный и образованный. Что говорит о Берлиозе Мастер? Почему?

Мастер отзывается о нем как о начитанном и очень хитром человеке. Берлиозу многое дано, а он сознательно подлаживается под уровень презираемых им поэтов-рабочих. Для него нет ни Бога, ни дьявола, вообще ничего. Кроме обыденной реальности. Где он все знает наперед и имеет пусть не безграничную, но вполне реальную власть. Ни один из подчиненных не занят литературой: их интересует лишь дележка материальных благ и привилегий.

– За что же так страшно наказан Берлиоз?

За то, что он атеист? За то, что он подстраивается под новую власть? За то, что соблазняет неверием Иванушку Бездомного?

Воланд раздражается: “Что же это у вас, чего ни хватишься, ничего нет!” Берлиоз и получает “ничто”, небытие. Получает по своей вере.

Каждому будет дано по его вере (гл.23) Настаивая на том, что Иисуса Христа не существовало, Берлиоз тем самым отрицает и его проповедь добра и милосердия, истины и справедливости, идею доброй воли. Председатель МАССОЛИТА, редактор толстых журналов, живущий во власти догм, основанных на рациональности, целесообразности, лишенных нравственных основы, отрицающих веру в существование метафизических начал, он насаждает эти догмы в человеческих умах, что особенно опасно для молодого неокрепшего сознания, поэтому “убийство” Берлиоза комсомолкой приобретает глубоко символический смысл. Не верящий в инобытие, он уходит в небытие.

Каковы объекты и приемы булгаковской сатиры?



  • Степа Лиходеев (гл.7)

  • Варенуха (гл.10,14)

  • Никанор Иванович Босой (гл.9)

  • Буфетчик (гл.18)

  • Аннушка (гл.24,27)

  • Алоизий Могарыч (гл.24)

Наказание в самих людях

Критики Латунский и Лаврович тоже люди, облеченные властью, но обделенные нравственностью. Они равнодушны ко всему, кроме своей карьеры. Они наделены и интеллектом, и знаниями, и эрудицией. И все это сознательно поставлено на службу порочной власти. Историей такие люди направляются в небытие.

Горожане сильно изменились внешне…гораздо более важный вопрос: изменились ли эти горожане внутренне?

Отвечая на этот вопрос, нечистая сила вступает в дело, проводит один эксперимент за другим, устраивает массовый гипноз, чисто научный опыт. И люди показывают свое истинное лицо. Сеанс разоблачения удался.

Чудеса, демонстрируемые Воландовой свитой, есть удовлетворение скрытых желаний людей. С людей слетает благопристойность, и проявляются вечные человеческие пороки: алчность, жестокость, корыстолюбие, лживость, ханжество…

Воланд подводит итоги: “Ну что же, они люди как люди… Любят деньги, но ведь это всегда было… Обыкновенные люди... в общем, напоминают прежних, квартирный вопрос только испортил их…

– Над чем потешается, издевается нечистая сила? Каким средствами автор изображает обывателей?

Изображению московского мещанства служит шарж, гротеск. Фантастика является средством сатиры.



Мастер и Маргарита

Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык!

Маргарита – земная, грешная женщина. Она может ругаться, кокетничать, она женщина без предрассудков.

Чем же Маргарита заслужила особую милость высших сил, управляющих Вселенной? Маргарита, вероятно, одна из тех ста двадцати двух Маргарит, о которых говорил Коровьев, знает, что такое любовь.

Любовь – второй путь в сверхреальность, так же, как творчество – вот что может противостоять вечно существующему злу. С любовью и творчеством связаны и понятия добра, прощения, ответственности, истины, гармонии. Во имя любви Маргарита совершает подвиг, преодолевая страх и слабость, побеждая обстоятельства, ничего не требуя для себя. Маргарита-носительница огромной поэтической и вдохновенной любви. Она способна не только на безграничную полноту чувств, но и на преданность( как Левий Матвей) и на подвиг верности. Маргарита способна бороться за своего Мастера. Она умеет бороться, отстаивая свою любовь и веру. Не Мастер, а сама Маргарита связывается ныне с дьяволом и вступает в мир черной магии. На этот риск и подвиг героиня Булгакова идет во имя великой любви.

– Найдите в тексте подтверждение этому.

(Сцена бала у Воланда (глава 23), сцена прощения Фриды (глава 24).

Маргарита дорожит романом больше, чем Мастер. Силой своей любви спасает Мастера, он обретает покой. С темой творчества и темой Маргариты связаны истинные ценности, утверждаемые автором романа: свобода личности, милосердие, честность, правда, вера, любовь.

Итак, какая ведущая проблема поднимается в реальном плане повествования?

(Взаимоотношение творца-художника и общества)

– Чем Мастер похож на Иешуа?

(Их роднит правдивость, неподкупность, преданность своей вере, независимость, способность сопереживать чужому горю. Но мастер не проявил необходимой стойкости, не отстоял свое достоинство. Не исполнил своего долга и оказался сломленным. Оттого он сжигает свой роман).



3 группа. Потусторонний мир

С кем пришел Воланд на землю?

Воланд пришел на землю не один. Его сопровождали существа, которые в романе по большему счету играют роль шутов, устраивают всевозможные шоу, отвратительные и ненавистные негодующему московскому населению

(Они просто-напросто выворачивали наизнанку людские пороки и слабости).

– С какой целью Воланд и его свита очутились в Москве?

Их задача заключалась в том, чтобы делать всю черную работу за Воланда, прислуживать ему, подготовить Маргариту к Великому Балу и к путешествию ее и Мастера в мир покоя.

– Кто составлял свиту Воланда?

Свиту Воланда составляли три “главных шута: Кот Бегемот, Коровьев-Фагот, Азазелло и еще девушка-вампир Гелла.

– Какую проблему поднимает автор в потустороннем мире?

Проблема смысла жизни.

Шайка Воланда, творящая в Москве убийства, надругательства, обманы, безобразна и чудовищна. Воланд не предает, не лжет, не сеет зла. Он обнаруживает, проявляет, вскрывает мерзостное в жизни, чтобы это все покарать. На груди знак скарабея. Он обладает могущественной волшебной силой, ученостью, даром пророчества.

– Какая действительность в Москве?

Реальная, катастрофически развивающаяся действительность.

Выясняется, что мир окружают рвачи, взяточники, подхалимы, аферисты, приспособленцы, корыстолюбцы. И вот зреет, растет и обрушивается на их головы булгаковская сатира, проводниками которой становятся пришельцы из мира Тьмы.

Наказание получает разные формы, но оно всегда справедливо, совершается во имя добра и глубоко поучительно.

– Чем схожи Ершалаим и Москва?

Схожи Ершалаим и Москва и пейзажем, и иерархией жизни, и нравами. Общими оказываются тирания, несправедливый суд, доносы, казни, вражда.

3) Индивидуальная работа:

– составление кластеров (образы Иешуа, Понтия Пилата, Мастера, Маргариты, Воланда и т.д.)

– рисование символических образов на компьютере (программа GIMP)

– презентация ученических работ.



4) Проверка выполнения заданий.

5) Итоги урока, выводы.

Выводы:


– все планы книги объединены проблемой добра и зла;
– темы: поиска истины, тема творчества
– все эти пласты и пространственно-временные сферы в конце книги сливаются

Жанр синтетичен:

– и сатирический роман
– и комическая эпопея
– и утопия с элементами фантастики
– и историческое повествование

Основной вывод:

Истина, носителем которой был Иешуа, оказалась исторически нереализованной, оставаясь в то же время абсолютно прекрасной. В этом трагизм человеческого существования. Воланд делает неутешительный вывод о неизменности человеческой природы, но в этих же словах звучит мысль о неистребимости милосердия в человеческих сердцах.



6) Домашнее задание: составить тест “Три мира в романе “М.Булгакова “Мастер и Маргарита”, используя ИКТ.

Разработка урока "История создания и жанр романа М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита"


  • Мурзаханова Фания Габбасовна, преподаватель русского языка и литературы

Разделы: Преподавание литературы



Цели:

  • Формирование знаний о творческой истории романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

  • Развитие умений воспринимать художественное произведение с учётом авторской позиции, понимать проблематику и систему образов.

  • Воспитание интереса к жизни и творчеству М.А. Булгакова.

Вид: урок-исследование.

Оборудование: портрет писателя, иллюстрации к роману «Мастер и Маргарита», презентация о судьбе писателя.

ХОД УРОКА

 I. Актуализация знаний о жизни и творчестве писателя, изученных на предыдущих уроках.

Вопросы к пройденному материалу:

1. Где и когда родился М.А. Булгаков? (3 мая 1891 года в Киеве, в семье доцента Киевской духовной академии, специалиста по западным вероисповеданиям.)


2. Когда и где опубликовал первые литературные опыты? (В 1919 году во Владикавказе.)
3. Какие произведения Булгакова обрели мировую значимость? («Дьяволиада» (1924 год), «Роковые яйца» (1925 год), «Белая гвардия» (1923-25 гг.), «Собачье сердце» (1925 год), «Дни Турбиных» (1926 год).)
4. Какая тема объединяет эти произведения? (Своей главной темой в литературе Булгаков считал «изображение русской интеллигенции как лучшего слоя в нашей стране».)

Подведение итогов беседы. Слово учителя.

Под понятием «русская интеллигенция» писатель имеет в виду рядовую массу врачей, преподавателей, студентов, т.е. людей с понятиями о чести, верой в убеждения, отвечающих за состояние «образа человеческого». Писателя волновали вопросы: что же происходит в России, пережившей столько войн и революций, социальных потрясений, и что ожидает её в будущем? В первую очередь, его как человека своей эпохи волновал вопрос о нравственном и духовном состоянии народа.



II. Основная часть

Эпиграф к уроку: 

…так кто ж ты, наконец?


– Я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо.

Гёте «Фауст»

1. Слово учителя

Размышления о судьбе России и тревоги о её будущем Булгаков воплощает в романе «Мастер и Маргарита». Роман создавался с 1928 по 1940 годы, то есть около 12 лет. Булгаков мучительно искал название для своего романа. В рукописях сохранились следующие варианты: «Жонглёр с копытом», «Копыто инженера», «Копыто консультанта», «Он явился», «Сатана», «Вот и я», «Великий канцлер», «Чёрный маг», «Князь тьмы».



2. Сообщения учащихся об исторических событиях, предшествовавших появлению романа

– Партийные идеологи А.В. Луначарский, В.М. Молотов, Л.Л. Авербах и Г.Г. Ягода запрещали постановку пьес Булгакова на сцене, резко критиковали антиреволюционные произведения писателя. Сталин более 15-ти раз посмотрел «Дни Турбиных», выразил своё восхищение и обещал, что вскоре ультрареволюционные гонители испробуют результаты своей деятельности на себе.


– В 1931 году 30 мая, возобновив работу над своим романом, Булгаков обращается с письмом к Сталину: «С конца 1930 года я хвораю тяжёлой формой неврастении с припадками страха и предсердечной тоски, в настоящее время я прикончен... Во мне есть силы, но физических сил нет... Причина моей болезни – многолетняя затравленность, а затем молчание».
– Известно, что за этим письмом последовал знаменитый звонок Сталина, и писатель был принят на работу ассистентом режиссёра во МХАТ.
– Отголоски этих отношений вошли в характеры Пилата, Иешуа, Каифа и обитателей дома Грибоедова.

3. Слово учителя

Осенью 1932 года М.А. Булгаков вновь возвращается к своему замыслу, и теперь уже окончательно. В роман вводятся новые герои: сначала Маргарита, затем Мастер.


Появление в романе образа Маргариты, а вместе с ним и темы великой и вечной любви, связано с женитьбой Булгакова на Елене Сергеевне Шиловской. Позднее сам писатель скажет об их удивительном знакомстве и предначертанности их соединения: «Это была судьба».

4. Рассказ ученика о любви М.А. Булгакова к Е.С. Шиловской.

Встретились Елена Сергеевна и Михаил Булгаков 29 февраля в гостях у знакомых. «Любовь поразила их как молния». Елена Сергеевна была женой крупного военачальника Московского военного округа. Целых 20 месяцев она не могла решиться покинуть своего мужа, доброго и хорошего человека. Она не отвечала на письма, звонки Булгакова. «Но,  очевидно, всё-таки, это была судьба, – писала она в своих дневниках. – Потому что, когда в первый раз вышла на улицу, я встретила его, и первой фразой, которую он сказал, было: «Я не могу без тебя жить». И я ответила: «Я тоже». Но тогда же он мне сказал: «Дай мне слово, что умирать я буду у тебя на руках». Если представить, что это говорил человек неполных сорока лет, здоровый, с весёлыми голубыми глазами, то, конечно, это выглядело очень странно. И я, смеясь, сказала: «Конечно…» Он сказал: «Я говорю очень серьёзно, поклянись». И в результате я поклялась…»



5. Слово учителя.

И началось счастье. 10 лет немыслимого, непредставимого обоим счастья. Елена Сергеевна напишет в своих воспоминаниях: «Это была самая светлая жизнь…»


Вскоре в его рукописях появятся записи: «На память той, которая была единственной вдохновительницей, жене моей Елене Сергеевне».
После появляется вторая запись: «Дописать, прежде, чем умереть».
Работу над романом Булгаков продолжал до последних дней своей жизни. Он постепенно начинает терять зрение, речь. Его строки из романа «Он не заслужил света, он заслужил покой» – были пророческими. Света не было – он был слеп. Но рядом была она, его милая, добрая, верная подруга, на её руках и скончался Михаил Афанасьевич Булгаков. Это случилось 10 марта 1940 года. Последнее, что услышал угасающий мастер, была клятва его «Маргариты»: «Я даю тебе честное слово, что подам его, тебя будут печатать». Едва понятно «Мастер» ответил: «Чтобы знали… Чтобы знали…»
Елена Сергеевна прожила ещё 30 лет. Что обещала мужу, всё исполнила: роман «Мастер и Маргарита» был опубликован в 1966-67-х годах в журнале «Москва».

III. Применение

1. Работа с текстом романа

Найти в тексте и прочитать следующие отрывки:

– первая встреча Мастера и Маргариты;
– первая встреча читателя с сатаной;
– встреча с москвичами.

 2. Определение жанра романа

– Каков же жанр романа Булгакова? (Анализ сюжетных линий позволяет говорить о совмещении писателем нескольких жанров.)

Записи в тетрадях:

Роман совмещает в себе несколько жанров: бытовой, фантастический, автобиографический, любовно-лирический.
Современные литераторы определяют его как роман-миф, роман-мистерия, мениппея.
Мениппея – (Менипп – древнегреческий философ, писатель-сатирик III века до н.э.) жанр античной литературы, характеризующийся свободным соединением стихов и прозы, серьёзности и комизма, философских рассуждений и сатирического осмеяния, а также пристрастием к фантастическим ситуациям, создающим для персонажей возможность свободного от всяких условностей поведения.

IV. Обобщение

1. Судьба романа о всепобеждающей силе любви и творчества, созданного Мастером, – это в какой-то мере и судьба романа М.А. Булгакова, который стремился возвратить человеку веру в высокие идеалы, в добро и справедливость.


2. Подведение итогов.

V. Домашнее задание

1. Подготовить к пересказу главу 12 «Чёрная магия».


2. Составить характеристику на образ Воланда.

Использованная литература

1. Русская литература. Большой учебный справочник для школьников и поступающих в вузы. – М.: Дрофа, 2005.


2. Булгакова Е.С. Дневник Елены Булгаковой. – М., 1990.  
3. Журнал «Русская литература», 2008 год.
4. Яновская Л. Творческий путь М. Булгакова. – М., 1983.