Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Тезисы проектной работы «наполеон: искусство быть звездой и звезда искусства»




Скачать 37.25 Kb.
Дата10.03.2017
Размер37.25 Kb.
ТипТезисы
ЛАХТИНА АЛИСА,

ТРЕГУБОВА КСЕНИЯ

ученицы 9 Б класса

ГОУ СОШ № 887 ЗОУО г. Москвы

Научный руководитель:

Луцишин Артур Васильевич,

учитель истории и обществознания

ГОУ СОШ № 887 ЗОУО, канд. ист. наук
ТЕЗИСЫ ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ

«НАПОЛЕОН: ИСКУССТВО БЫТЬ ЗВЕЗДОЙ И ЗВЕЗДА ИСКУССТВА»
Имя выдающегося военачальника и политика веками притягивало внимание общества. Разгадать загадку гения этого человека люди пытались по-разному: создавая исторические монографии, сохраняя память о нем в фольклоре, а также пытаясь изобразить образ героя художественными средствами, рождая произведения искусства.

Изучение жизни и судьбы Наполеона Бонапарта - это актуальная задача и сегодня, так как в мировой истории найдется немного деятелей, сопоставимых с ним по масштабу свершений и влиянию на ход исторического процесса, как Европы, так и России. Но еще интереснее, на наш взгляд, обратиться к рассмотрению того, каким представляли образ некогда грозного «повелителя Европы» представители разных видов искусства в различные эпохи. Не только сам Наполеон, как мы видим, является ярчайшей звездой на историческом небосклоне, но и его образ, отраженный в искусстве, тоже можно считать звездным. Наполеон – это человек, сделавший себя сам, в конкретной исторической ситуации. А вот образ Наполеона – это уже порождение многих замечательных деятелей культуры, которые не смогли пройти в своем творчестве мимо фигуры «маленького капрала».

Итак, объектом изучения в нашей работе мы избрали личность Наполеона Бонапарта и его жизненный путь, а предметом – отдельные произведения искусства, где так или иначе отображен образ Наполеона. Так как генерал Бонапарт очень популярен в мировой культуре (можно вспомнить даже торт или коньяк его имени), то мы взяли для анализа лишь некоторые произведения искусства. Мы обратились к тем работам, где отображены критические моменты жизни и судьбы нашего героя, либо кризисные периоды в судьбе людей, столкнувшихся с Наполеоном. В своем проекте мы проанализировали несколько литературных произведений: небольшую повесть «Святая Елена. Маленький остров» Марка Алданова, российского писателя первой половины ХХ века, фрагмент эпопеи Льва Николаевича Толстого «Война и мир», роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», роман в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин». В первом случае любопытна и биография самого писателя, оказавшегося в эмиграции после революции 1917 г. и гражданской войны. Автор повести описывает Наполеона в кризисный период его жизни – в момент ссылки на далекий остров, когда вселенская слава его гения начинает угасать. Тем интереснее проследить отношение героев повести: молодой англичанки, русского дипломата, французских офицеров, итальянского путешественника или африканского туземца к поверженному титану. В романе «Война и мир» мы обратились только к фрагменту описания Аустерлицкого сражения и неожиданной встречи Андрея Болконского с Наполеоном после битвы, так много изменившей в мировоззрении молодого русского офицера. Кризис духовного мира Андрея нашел выход в невольном сравнении бездонного неба и пусть гениального, но все же человека – Наполеона.

Кроме этого мы проанализировали образ Наполеона в живописи на примере полотен Давида и А.Гро и в кинематографе. Мы посмотрели и описали свои впечатления от киноработы режиссера Сергея Бондарчука «Ватерлоо», где опять-таки показаны самые критические моменты военной биографии Бонапарта: встреча с французской армией Нея после бегства с острова Эльба и легендарная битва при Ватерлоо. Обратившись к образу Наполеона в музыке, мы остановили свой выбор на одной из песен русского рок-поэта и музыканта Александра Башлачева, человека яркой и трагической судьбы. Песня называется «Грибоедовский вальс» и повествует о несчастной судьбе водовоза Ивана Грибоедова, случайно почувствовавшего себя в роли Наполеона.

Для того, чтобы можно было сравнить, насколько образ Наполеона в этих произведениях искусства соответствует реальной исторической личности, мы внимательно прочитали одну из классических исторических работ о нашем герое – монографию знаменитого советского историка А.Тарле «Наполеон».

Таким образом, целью нашей работы мы считаем сравнение образа Наполеона, сложившегося в мировой искусстве с реальным историческим деятелем Наполеоном Бонапартом.

Для достижения указанной цели нам по ходу работы над проектом пришлось решить следующие задачи:


  • отобрать, систематизировать и проанализировать исторические и художественные произведения о Наполеоне;

  • сопоставить его образ в искусстве (литературе, живописи, кинематографе, музыке) с его обликом исторического деятеля;

  • создать компьютерную презентацию для иллюстраций положений проекта.

Нашу работу можно использовать на уроках истории в 8 и 10 классе, а также на уроках МХК и обществознания, поэтому можно считать, что она имеет практическую значимость.

В начале своей работы мы выдвинули следующую рабочую гипотезу: «Образ Наполеона в искусстве несколько приукрашен по сравнению с исторической личностью Наполеоном Бонапартом». После изучения указанных материалов мы пришли к нескольким выводам, среди которых стоит отметить такие: «1.Фигура Наполеона Бонапарта привлекла внимание очень талантливых деятелей культуры тем, что является противоречивой и неоднозначной. 2. Образ Наполеона сильно мифологизирован, но при этом легко узнаваем и, в общем, соответствует исторической личности. 3. Наполеон пережил много критических, кризисных моментов в своей жизни, но почти всегда выходил из них, сохраняя силу духа и уверенность в себе – этим он и интересен миру искусства и обычным людям».






  • «НАПОЛЕОН: ИСКУССТВО БЫТЬ ЗВЕЗДОЙ И ЗВЕЗДА ИСКУССТВА»