Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Тезисы лекционных занятий Тема Предмет и задачи исторического краеведения




Скачать 315.03 Kb.
Дата01.07.2017
Размер315.03 Kb.
ТипТезисы
Тезисы лекционных занятий

Тема 1. Предмет и задачи исторического краеведения

Историческое краеведение как составная часть общего краеведения представляет собой область прикладной истории и отличается двумя существенными признаками: 1) локальностью исследуемых исторических событий, и 2) деятельным характером. Это определяет различные виды историко-краеведческой деятельности: познавательную, преобразовательную, ценностно-ориентационную, коммуникативную.

Изучение родного края является способом удовлетворения, формирования и развития общественных интересов. В фактах местной истории заложен воспитательный потенциал исторического краеведения. Главным источником и механизмом воспитательного воздействия выступают традиции, которые в силу присущих им свойств становятся субъективной причиной поведения, т.е. переходят в сферу человеческих побуждений, играют роль мотива, потребности и т.д.

История края – сложный объект краеведческой деятельности, отличается емкостью содержания, хронологическими рамками. Основой краеведческого исследования являются факты местной истории, как средство конкретизации истины



Основная литература: 1,2,3,4

Дополнительная литература: 13.

Тема 2 - 3 Становление и развитие исторического краеведения. Истоки краеведения

Традиционная дефиниция (определение) краеведения –

совокупность знаний об отдельных местностях страны. Барковым А.С. дается более научное определение «Краеведение есть комплекс научных дисциплин, различных по содержанию и частным методам исследования, но ведущих в своей совокупности к научному и всестороннему познанию края». Как научная дисциплина краеведение имеет свои объекты изучения – природа, население, экономика, история, искусство края. Основными источниками являются «краеведческая библиография», «печатные источники», «статистические источники», «памятники истории» и др. Различают материальные, письменные и устные источники. Краевед-учитель должен знать и представлять: 1. что искать, 2. как искать, 3. как фиксировать. По форме организации краеведение делится на государственное, общественное и школьное. В основе становления краеведения лежит любознательность и необходимость. Краеведение лежит в основе истории. Истоки краеведения были заложены в народном краеведении – безвестные народные «краезнатцы» были знатоками родных мест. Краеведческие сведения фиксировались, например, на Руси в летописях. В XVIII в. уже были осознаны задачи стоящие перед краеведением, издаются первые Указы Петра I, проведены свыше 50-ти академических экспедиций, создаются анкеты (В. Татищев, М. Ломоносов), издаются первые научные работы. Помимо русских ученых, краеведением занимались и ученые Средней Азии, писавшие по-арабски, персидские или на местных языках. К краеведении. Обращаются и писатели А.Н. Радищев, Н.М. Карамзин, А.С. Пушкин. Много внимания краеведению уделял выдающийся сын казахского народа Чокан Валиханов («Очерки Джунгарии», «Киргизы» и др.)

Основная литература:1 - 4

Дополнительная литература: 13.

Тема 4. Древние тюркские письменные памятники и их роль в изучении родного края

Письменность народов Средней Азии и Казахстана возникла в раннем средневековье. За свою многовековую историю они сменили несколько систем письменности: древнетюркскую, хорезмийскую, согдийскую, уйгурскую, манихейскую, арабскую, латинскую и наконец, русское звуково-письменное письмо. Одним из древнейших типов буквенного письма является древнетюркская письменность, которая легла в основу письменности тюркоязычных народов Средней Азии, Поволжья, Закавказья и Казахстана. Она возникла в VI-VII веках в Центральной Азии. Памятники древнетюрской, рунической письменности локализуются в Монголии (33 памятника), в районе Орхона на Енисее (85 надписей), в Восточном Туркестане, на Таласе (12 надписей), в Фергане, в Восточной Европе. Надпись из Иссыкского кургана не расшифрована (VI-IV вв. до н.э.).

Рунические надписи по жанру можно разделить на 6 групп: историко-биографические (Могилен-хан, Кюль-тегин…), эпитафийные, т.е. надмогильные надписи; надписи на скалах, камнях, строениях; магические и религиозные тексты; юридические документы (на бумаге); метки на бытовых предметах. Это 38 буквенное письмо использовалось в VI-IX вв.

Арабское письмо применялось в Средней Азии и Казахстане в духовных и светских школах, в государственной переписке с Х века по 1929 г. Арабский, затем персидский считались в средневековье международными языками и на этих языках писали выдающиеся мыслители Востока: Аль-Фараби, Бируни, Фирдоуси, Хайям. Творили и на родном тюркском языке: Махмуд Кашгари, Алишер Навои, Абулгази-хан и другие. В мусульманских школах были распространены рукописные трактаты Аль-Фараби, Улугбека, Кыдырали, Баласагуни, Ясауи. Среди множества рукописей и манускриптов, есть произведения, непосредственно относящиеся к истории казахского народа: «Огуз-наме» (эпос об Огуз-хане), рассказы и легенды о Коркут-ате, поэма «Алпамыс», эпос «Манас», сказание о Каригулы-султане, а также книга «Кодекс куманикус» и другие.

Древние и средневековые рукописные книги имели в прошлом огромное значение в развитии культурной жизни народов Средней Азии и Казахстана.

Основная литература: О – 1-4

Дополнительная литература: Д – 5,6,11,14.

Тема 5. Археологические источники Казахстана и их использование в краеведческой работе

По аналогии с древними письменными сочинениями, которые называют то источниками, то памятниками (письменности) понятия «археологический источник» и «археологический памятник» отождествляются. Это объясняется тем, что историческая наука сложилась раньше, чем археология, а одно из основных понятий истории – исторический источник, давно вошло в обиход. Позднее, с развитием археологии, исторические источники стали разделять на два вида: письменные и вещественные, т.е. археологические. Но если подходить строго научно между понятиями «археологический памятник» и «археологический источник» нет тождества. Памятник может существовать и вне рамок науки (до того, как он стал объектом исследования), а источник вне науки немыслим. Археологический памятник становится полноценным археологическим источником, когда становится объектом научного исследования, т.е. объектом исследования ученого-археолога.

Но традиционно, считая памятники источниками, в том числе и вещественные отдельные находки – изделия, вещи и т.д., которые находят при раскопках памятников, виды археологических памятников условно можно считать и видами источников.

Археологические памятники многообразны и на территории Казахстана, выделяются следующие их виды: поселения неукрепленные (стоянки, селища) и укрепленные (городища), погребальные сооружения (грунтовые могилы, курганы), менгиры, кенотафы, мавзолеи, клады, петроглифы, каменные изваяния, горные выработки, оросительные системы.

Для древнейшего, древнего и частично средневекового периодов археологические материалы являются основными, а иногда и единственными для реконструкции истории, в том числе, и истории края. Используя археологические источники, в совокупности с другими, краевед может воссоздать основные этапы развития дописьменной, а частично, и письменной истории края, или конкретизировать важнейшие события, явления, процессы, отдельные факты древности, имеющие краеведческое значение

Основная литература: О – 1-4

Дополнительная литература: Д – 5,12,13

Тема 6. Этнографические источники истории Казахстана

Этнография – это отдел исторической науки, изучающая народы их быт и культуру. Термин этнография – гр. «этнос» - народ, «графос» - пишу – т.е. описание народа, народоведение. Основной метод этнографического исследования – непосредственные наблюдения быта и нравов народов земного шара, их расселения и культурно-исторических взаимоотношений. В последнее десятилетие термин этнография, как наука, заменен термином этнология, включающая описательную этнографию. В большинстве зарубежных стран этнография (этнология) включается в общую систему наук о человеке – антропологию.

Как наука, этнография выделилась в середине XIX в., но ее данные задолго до этого использовались при исторических исследованиях, например летописях, Библии, в трудах Геродота …В связи с потребностью в накоплении знаний о разных, дотоле «неизвестных народов» в XVII-XVIII вв. снаряжаются многочисленные экспедиции, занимающиеся изучением окраин России. Экспедиции Академии наук исследовали Сибирь, Урал, Среднюю Азию и другие районы, в том числе, и Казахстан. Именно тогда появляются первые научные этнографические работы посвященные описанию казахского этноса его обычаи, традиции, верования, культурные и бытовые особенности края, географическое описание и другие. Объектом этнографического краеведения становятся культурные и бытовые особенности края или отдельных его регионов, а также происхождение, изменение и развитие этих особенностей. Изучаются поселения, их внешний облик и внутренние различия, жилища, различные постройки, зодчество, нравы, обычаи и обряды, народное творчество. Задача этнографических наблюдений состоит в том, чтобы запечатлеть следы прошлого, а также все новое, что создано и возникло в образе жизни населения за последние десятилетия, в том числе и за период становления и развития суверенного Казахстана.

Основная литература: О – 1-4

Дополнительная литература: Д-5-13

Тема 7. Памятники архитектуры и искусства как источники по изучению родного края

Изучение искусства родного края, народного творчества, является составной частью общего краеведения. В памятниках искусства раскрывается настоящее и прошлое страны, неповторимые черты ее духовной жизни.

Все объекты искусствоведческого краеведения можно разделить на две группы: 1 – подлинные произведения искусства: 2 – памятные места, связанные с жизнью и творчеством деятелей искусства или получившие отражение в их произведениях. Основными принципами искусствоведческого краеведения являются: историзм в подходе к явлениям художественной культуры, соотношение общих законов функционирования искусства со спецификой его отдельных видов и жанров, изучение края в связи с историей национального и мирового искусства, связь с жизнью. Предметом искусствоведческого краеведения является изучение особенностей художественной жизни края, местных памятников искусства, творчества художников.

Объектами искусствоведческого краеведения являются народное искусство, литература, включая местные памятники устного народного творчества и современную литературу, изобразительное искусство – живопись, скульптура, графика, местное народное и профессиональное музыкальное и танцевальное искусства, архитектура. Архитектура – вид искусства, наиболее доступный школьному краеведению, так как каждый край, город, поселение обладает памятниками этого типа. Изучение местных особенностей зодчества (культовых и общественных сооружений, старинных усадеб и современных построек) может дать материал по истории культуры родного края. Произведения культуры являются памятниками как материальной, так и духовной жизни общества, т.е. они, сохранили особенность, присущую ранним этапам развития искусства, когда оно непосредственно было вплетено в трудовую жизнь людей.



Основная литература: О – 1-4

Дополнительная литература: Д-5-13

Тема 8. Устные источники по изучению родного края

Язык – древнейшая форма общения людей. Для народов, письменность которых возникла сравнительно поздно, язык, устная традиция служили основным хранилищем многовекового исторического опыта. Многие слова современного языка – пришельцы из каменного или бронзового века. Изучение истории слов, выявление их первоначального смысла – один их интереснейших видов исследовательской работы Из целого ряда наук, изучающих те или иные аспекты языка, особый интерес представляет ономастика (гр. оnoma – имя …т.е. наука о собственных именах) и ее разделы – топонимика и антропонимика. Топонимика (гр. topos – место, местность onoma – имя) изучает происхождение, содержание и развитие географических названий. Географические названия всегда исторически обусловлены, связаны с общим ходом исторического процесса в данном регионе. Топонимика фиксирует переселение, столкновения, ассимиляцию племен и народов, многое может рассказать об особенностях экономического развития данной общности людей. Топонимика находится на стыке между историей и географией. Следует бережно охранять хорошие «говорящие» исторические названия – всякое переименование должно быть оправдано, исторически обосновано. Антропонимика (гр.antropos – человек onoma - имя), т.е. наука о собственных именах. Имена людей прошлого, так же как и имена людей настоящего по-своему отражают этнические, социальные и культурные особенности данной общности людей. Изучение фамилий позволяет проследить миграционные процессы, выяснить происхождение, родословную. Некоторые фамилии уводят нас в глубь веков, в глубь истории.

Устное народное творчество, передаваемое из поколения в поколение, донесло до нас воспоминания о древнейших временах истории. Языковым каналом передачи этих сведений является устное народное творчество – сказки, предания, былины, песни, пословицы и поговорки, айтысы, терме, рассказы ныне живущих людей помнящих исторические события, сказки, предания и т.д. переданные им дедушками и бабушками. Каждый из жанров фольклора (англ. folxlore – устное народное творчество) в присущих ему формах передает образы и представления разных исторических эпох.

Основная литература: О – 1-4

Дополнительная литература: Д-5-16

Тема 9. Становление и развитие краеведения в Казахстане. Русские исследователи XIX в. и их роль в изучении истории Казахстана

Краеведение как научно-культурное, самодеятельное общественное явление зародилось еще в дореволюционном Казахстане.

Одним из пионеров изучения казахского края был боярский сын С.У. Ремезов (1642-1720) из г. Тобольска создавший в 1701 г., так называемую Чертежную книгу «Описание о сибирских народах и гранях их земель и карты» включавшие казахскую территорию.

Развитию краеведения способствовало изучение местной истории путем анкетирования предложенное В.Н. Татищевым и М.В.

Ломоносовым. В становлении добровольного общественного краеведения сыграли значительную роль Вольное экономическое общество, возникшее в 1765 г. и особенно Русское географическое общество (РГО), созданное в 1845 г. Особо следует отметить

деятельность членов Оренбургского отдела, Семипалатинского подотдела и Западно-Сибирского отдела, а также Туркестанского отдела РГО. Многое сделали областные статистические комитеты, в частности, Семипалатинский комитет и другие.

Ценные сведения содержатся в трудах, записках и дневниках И.К. Кириллова, В.Н. Татищева, П.И. Рычкова, А.И. Тевкелева работавших в Оренбургском крае. В составе другой научной экспедиции работали П.С. Паллас, И.Г. Георги, И.П. Фальк, Н.П. Рычков … Так в широко известном труде участника экспедиции (1768-1784 гг.) П.С. Палласа «Путешествие по разным провинциям Российской империи» в трех частях (1773-1788 гг. издания) был раздел – «Известия о киргизах» - посвященный казахскому народу. В 1832 г. вышел в трех томах (география, история, этнография) труд А.И. Левшина «Описание киргиз-казачьих или киргиз-кайсацких орд и степей». Ч.Ч. Валиханов назвал Левшина «Геродотом казахского народа». Изучением местной казахстанской истории занимались передовые русские ученые, путешественники: П.П. Семенов-Тяньшанский, Н.А. Северцов, И.В. Мушкетов, В.В. Радлов, Л. Мейер, М. Красовский, А.И. Добромыслов, В.В. Вельяминов-Зернов, В.В. Бартольд, П.П. Румянцев, В. Даль, а также политические ссыльные, польские ссыльные, декабристы, народники.

Основная литература: О – 1-4

Дополнительная литература: Д-5-23

Тема 10. Общество изучения Казахстана – центр краеведческой работы в КазахстанЕ

Одной из добровольных общественных организаций, возникших в Казахстане после революции, было Общество изучения Киргизского края, которое в 1925 г. было преобразовано в Общество изучения Казахстана, выделившееся в самостоятельное подразделение из состава Научного отдела Казнаркомпроса. Инициаторами создания общества были историк-краевед А.П. Чулошников, А.П. Гра, историки и этнографы А.А. Диваев, С.М. Петров, А.Л. Мелков, А.А. Четыркина и другие.

В помещении музея Оренбургского края 15 октября 1920 г. состоялось учредительное собрание общества, в котором участвовали 38 членов-учредителей. Был принят Устав и избрано правление общества. Председатель А.П. Чулошников, заместитель – А.П. Гра, секретарь И.М. Расторгуев и другие. Официальная регистрация – 1 ноября 1920 г. Общество являлось преемником Оренбургской ученой архивной комиссии и Оренбургского отдела РГО и историко-статистического отдела штаба Кирвоенкомата. Общество развернуло свою деятельность, как научное учреждение, занимающееся всесторонним изучением Казахской республики и сопредельных областей, в том числе в историко-археологическом, этнографическом и других отношениях. А так же оказывать всемерное содействие созданию краевого музея. Деятельность общества за первые 12 лет можно разбить на 3 этапа: Оренбургский (1920-1925 гг.), Кзыл-ординский (1925-1929 гг.) и Алма-атинский (с 1929 г.). Были созданы отделения Общества в Уральске, Кустанае, Урде и Кокчетаве. В библиотеке Общества в 1923 г. насчитывалось 40 тысяч томов. В 1924 г. был организован отдел школьного краеведения (вовлечение учителей, укрепление краеведческих кружков, ячеек в школах, переводились на казахский язык учебники, методические пособия…).

В 1930 г. 6 апреля в Доме Красной Армии вступительной речью секретаря Казкрайкома ВКП (б) Ф.И. Голощекина был открыт Первый Всеказахстанский научно-краеведческий съезд – 238 делегатов. В 1930 г. Общество направило обращение ко всем студентам с призывом активно включиться в краеведческую работу.

Большой вклад в деятельность Общества внесли С. Асфендияров, А. Диваев, А.В. Затаевич, А.Л. Мелков и другие.

Основная литература: О – 1-4

Дополнительная литература: Д-5-19

Тема 11. Деятельность казахских ученых, просветителей и их роль в изучении родного края

В рядах ученых, просветителей первое место в изучении родного края принадлежит Ч.Ч. Валиханову, А. Кунанбаеву, Ибраю Алтынсарину. О разносторонних дарованиях Ч. Валиханова (1835-1865) как этнографа, фольклориста, географа, литератора, правоведа, художника свидетельствуют его многочисленные труды. Большой интерес представляет его поездка с научно-краеведческой целью в 1855 г. по маршруту Омск – Семипалатинск – Заилийское Алатау – Каркаралинск – Баянаул – Кокчетав – Омск. Был собран большой фольклорный, этнографический, исторический материал из жизни казахского и киргизского народов. Краеведческую направленность имеют его записки и дневники о поездке в Кульджу и Кашгарию. Ч. Валиханов известен также как неутомимый собиратель известных сказаний, редких рукописей, памятников нумизматики, сфрагистики, образцов прикладного народного искусства народа Казахстана и Средней Азии. Труды его печатались на русском, английском, немецком и французском языках, он был признан мировой наукой.

Абай – великий национальный казахский акын, философ, основоположник казахской письменной литературы. Абай сумел объять умом и познать специфику складывавшейся веками духовной культуры казахского народа, и прежде всего – его фольклора, т.е. устного народного творчества. Преданный своей родной земле, он создал пейзажную лирику являющуюся уникальным явлением в истории казахской поэзии за все время ее существования. Одним из самых выдающихся деятелей Оренбургского отдела Русского географического общества и этнографического изучения казахского народа был известный казахский просветитель, педагог, этнограф и писатель Ибрай (Ибрагим) Алтынсарин (1841-1889 гг.). Широкую известность ему принесли статьи «Очерк обычаев при сватовстве и свадьбе у киргизов Оренбургского ведомства» напечатанные в 1870 г. Был подготовлен к печати сборник собранных им казахских песен. На основе этнографических материалов составил «Киргизскую хрестоматию», печатал публицистические статьи, в которых высказал идеи относительно методов этнографического исследования, сбора научных материалов и прочие. Следует отметить деятельность казахских этнографов XIX в. М.С. Бабаджанова (1832-1898 гг.), Б. Даулбаева, султана Т.А. Сейдалина (1837-1901(?)).

Основная литература: О – 1-4

Дополнительная литература: Д-5-21

Тема 12. Краеведческая библиография как источник краеведения. Казахская печатная книга и книгоиздательство в Казахстане во второй половине XIX - начале XX вв.

Краеведческая библиография – важнейшее средство информации о вышедшей в прошлом и вновь выходящей литературе. В ее задачи входит выявление, учет, характеристика и пропаганда краеведческой литературы.

Основным объектом краеведческой библиографии служат произведения печати – книги, периодические издания, карты, изобразительная продукция.

Виды изданий: библиографические указатели; печатные каталоги местных библиотек; библиографические списки внутри книг; перечни использованной литературы; внутрижурнальная и пристатейная библиография; списки литературы к статьям.

По периодичности выпуска различаются текущая и ретроспективная краеведческая библиография.

Центры краеведческой библиографии – республиканские, областные, городские, районные массовые и специализированные библиотеки. В библиотеках общие каталоги – систематический и алфавитный. Есть в некоторых библиотеках специальные каталоги, сводные каталоги.

Основной источник сведений о крае – книги, периодические издания, продолжающиеся издания. Большую помощь краеведу могут оказать справочные издания. Многое можно почерпнуть из периодической печати. Один из основных источников – данные государственной статистики и картографические источники. Ценным источником по краеведению второй половины XIX – начале XX вв. служат казахская печатная книга, периодические издания, карты, изобразительная продукция. В этот период зарождается книгоиздательство по линии Русского географического общества и статистических комитетов в областях (Оренбург, Семипалатинск, Верный, Уральск и другие). Первая Азиатская типография была открыта в Казани в 1803 г., ставшая крупнейшим центром изучения культурного наследия народов Казахстана и Средней Азии.

Основная литература: О – 1-4

Дополнительная литература: Д-5-20

Тема 13. История создания историко-краеведческих музеев

Советское государство национализировав бывшие частные музеи, усадьбы представлявшие особую историческую или художественную ценность организовало их охрану. Так в ноябре 1917 г. была создана Всероссийская коллегия по делам музеев и охране памятников искусства и старины, а в мае 1918 г. в составе Наркомпроса был образован музейный отдел, ведавший и вопросами охраны памятников.

В Казахстане процесс становления и развития музеев проходил в исключительно своеобразных и сложных условиях. Лишь в 1920 г. территория Казахстана была окончательно очищена от контрреволюционных сил. Но уже через 5 дней после подписания декрета «Об образовании Киргизской (Казахской) АССР», т.е 31 августа 1920 г. был рассмотрен вопрос о переводе музея Оренбургского края в ведение Кирнаркомпроса с реорганизацией его «во всекиргизском масштабе». Так на базе музея Оренбургского края, основанного в 1831 г. по инициативе В.И. Даля возник Центральный музей Казахстана. С этого времени начинается история музейного строительства в Советском Казахстане, а с 1831 г. история музейных коллекций Казахстана. В январе 1922 г. (24 числа) Наркомпрос республики утвердил положение о Центральном краевом музее. В новую столицу Алма-Ату музей был перевезен из Оренбурга в конце мая 1929 г. Примерно 1/3 часть экспонатов была оставлена в Оренбурге. К апрелю 1930 г. к открытию первого Всеказахстанского научно-краеведческого съезда Центральный музей демонстрировал свои экспонаты в бывшем кафедральном соборе Алма-Аты, где находился все годы советской власти. В 1930 г. количество музеев в Казахстане увеличилось до 10, в 1931 г. до 12.

На территории Казахстана первый музей был создан по инициативе Е.П. Михаэлиса, Абая Кунанбаева, Н. И. Долгополова в 1883 г. в г. Семипалатинске. Семиреченский музей начинает свою деятельность с 18998 г. Создан по инициативе Н.Н. Пантусова, основателя статистического комитета. Сырдарьинский окружной музей возник в Чимкенте в 1921 г. при местной педагогической лаборатории, но официальное открытие было 5 июля 1925 г. В марте 1920 г. Отделом народного образования был создан краеведческий музей в Кокчетаве. В 1923 г. был открыт музей в Петропавловске, в 1915 г. в Кустанае, в 1920 г. в Уральске. К концу 20-х гг. ХХ века в основном завершилось оформление краеведческого профиля областных музеев Казахстана, но предстояла еще разработка их единой структуры и принципов экспозиции.



Основная литература: О – 1-4

Дополнительная литература: Д-5-27

Тема 14. Документальные материалы Государственных архивов Республики Казахстан

Архивы это самостоятельные учреждения или отделы в учреждениях, организациях, на предприятиях, хранящие документальные материалы, а также совокупность документов, образовавшихся в результате деятельности учреждений, обществ и отдельных лиц. В качестве собрания источников архивы служат целям научных исследований, используются для практических нужд хозяйства и государственного управления.

Смысл и цель существования архивов – удовлетворение потребностей общества в ретроспективной информации, содержащейся в архивных документах. Этой задаче посвящена в конечном итоге вся деятельность архивистов. Но первый их гражданский и профессиональный долг заключается в сохранении архивов как национальной ценности, памяти народа, будущего источника исторического познания.

Документ по праву занимает одно из важнейших мест среди других источников (вещественных и устных). Вместе с печатными изданиями документы составляют группу письменных источников, наиболее емких в отношении содержащейся в них научной информации о прошлом. Архивные документы уникальны.

Термин «документ», введенный в русский язык при Петре I, относился в основном к документированию информации правового значения. Переосмысление устоявшейся традиции произошло в первой половине ХХ столетия. К этому времени выросло жанровое и количественное разнообразие научно-технической информации.Архивы Казахстана ведут свою историю с образования в 1794 г. архива Букеевской орды. Он просуществовал до Октябрьской революции 1917 г., затем был взят под охрану советского государства и в 1927 году переведен в г. Алма-Ату, где и находится по сей день, составляя важнейшую часть Национального архивного фонда Республики Казахстан. История создания Центрального государственного архива Республики Казахстан, как и всех архивов бывшего СССР, начинается с издания декрета СНК РСФСР "О реорганизации и централизации архивного дела", подписанного В.И. Лениным 1-го июня 1918 года. В основу советской организации архивного дела, в отличие от досоветского периода, был положен принцип государственной централизации управления архивным делом и создания Единого государственного архивного фонда. Гражданская война и вызванная ею разруха затормозили реализацию на территории Казахстана декрета об архивном деле. И только после создания Казахской советской государственности в 1920 г. был поставлен вопрос об организации краевого архивного фонда. 1 сентября 1921 г. на базе Оренбургского губернского архива был создан Центральный краевой архив, первый в истории Казахстана государственный архив. 24 января 1922 г. коллегией Наркомпроса республики было утверждено первое официальное положение о Центральном краевом архиве Казахской АССР. Архив получил статус главного хранителя на территории Казахстана всех уже разобранных, приведенных в систематический порядок ценных и важных архивов, имеющих научно-историческое значение, как государственных учреждений, так и общественных организаций и частных лиц. По характеру архивного материала краевой архив подразделялся на несколько секций: архив революции, секция дореволюционных документов, научно-справочная библиотека.Так было положено начало концентрации в Центральном краевом архиве документальных материалов по истории КазахстанаСеть архивных учреждений Республики Казахстан на 1 января 2008 г.:

- Комитет информации и архивов Министерства культуры и информации Республики Казахстан;

- Национальный архив РК;

- ЦГА РК;

- ЦГА КФФД РК (кино-фотодокументов);

- ЦГА НТД РК (научно-технической документации);

- Центр научно-технической информации по документоведению и архивному делу РК;

- Центр археографии и источниковедения РК;

- Центральная лаборатория микрофильмирования и реставрации документальных материалов государственных архивов РК;

- Архив Президента Республики Казахстан;

- Местные уполномоченные государственные органы управления архивами и документацией областей, гг. Астаны и Алматы;

- Государственные архивы областей;

- Филиалы государственных архивов областей;

- Государственные архивы городов и районов.



Основная литература: О – 1-4

Дополнительная литература: Д-5-19,27

Тема 15. Краеведение в школе. Задачи школьного краеведения

Историческое краеведение прочно вошло в общеобразовательную школу и является важным средством повышения качества знаний, формирования у учащихся научного мировоззрения и воспитания патриотизма. Важнейшими особенностями школьного краеведения являются его высокая идейность, общественно-полезная направленность и поисково-исследовательский характер.Историческое краеведение в школе проводится на уроках, факультативных занятиях, во внеклассной и внешкольной работе. Местный материал, должен быть неотъемлемой и обязательной частью Отечественной истории.Школьное краеведение преследует учебно-воспитательные цели и осуществляется учащимися под руководством учителей. Поэтому первым условием успешной краеведческой работы в школе будет глубокое знание самим учителем истории своего края, владение методикой его изучения; второе условие – систематическое использование местного материала на уроках истории и постоянная перспективная внеклассная и внешкольная работа; третье – глубокая научная основа. Одна из главных особенностей краеведческой работы состоит в том, что она включает в себя элементы исследования. Каждый учитель-краевед должен подходить к изучению местной истории как исследователь и помнить свою ответственность за научную добротность фактического материала, который он использует в учебном процессе. Учитель истории должен стремиться к тому, чтобы у учащихся сформировалась определенная система знаний о родном крае: о главных этапах его развития, отличительных особенностях, месте и значении в историческом развитии Республики Казахстан.Внеклассная работа по историческому краеведению может быть массовой, групповой, индивидуальной. Это: экскурсии, походы, экспедиции, вечера, олимпиады, викторины, создание школьных уголков, музеев, краеведческие игры, внеклассное чтение, встречи со знаменитыми земляками, кружок, общество, лекторий, издание рукописных книг, журналов, стенгазет, бюллетеней,подготовка докладови.т.д. Из массовой работы вырастает кружковая и наоборот, а индивидуальная работа является необходимым элементом и массовых и групповых занятий.



Основная литература: 1-4 Дополнительная литература: 24-27

Планы семинарских занятий
Тема 1. Предмет и задачи исторического краеведения

  1. Понятие «краеведение»

  2. Объекты краеведения

  3. Методологические основы исторического краеведения

  4. Особенности исторического краеведения и его источники

  5. Классификация памятников истории и культуры

  6. Задачи исторического краеведения

Цель:

  1. Ознакомьтесь с каталогом в библиотеках КГПИ и города

  2. Составьте на выбор библиографический список учебной литературы по курсу с шифрами библиотек

  3. По изученному материалу составьте терминологический словарь

Основная литература: О – 1-4

Дополнительная литература: Д – 12, 13

Методические рекомендации:

При подготовке к семинарскому занятию необходимо найти в различных источниках определение понятия «краеведение», чтобы уяснить для себя наиболее полное и объемное понимание сути предмета изучения. Объектами изучения являются социально-экономическое, политическое и культурное развитие края. При этом не надо забывать и о природно-географическом комплексе, окружающем нас. Историческое краеведение является составной частью общего краеведения и рассматривает интересующие нас вопросы в ретроспективе. Изучая вопрос классификации, следует помнить, что к ним относятся: памятники истории, археологии, этнографии, архитектуры, искусства и другие.



Тема 2. Становление и развитие исторического краеведения. Истоки краеведения

1. Краеведение как комплекс научных дисциплин

2. Формы организации исторического краеведения

3. Древние источники по краеведению (Геродот, Страбон, Ибн-Хордадбек,Максиди, Ибн Хаукаль, Ибн-Фадлан, Ал-Бируни, Джувайни, Елюй Чу-Цай, Чань-Чунь и др.)

4. Европейские послы и путешественники и их роль в изучении Казахстана

5. Иоанн де Плано Карпини. Вильгельм де Рубрук



Цель:

        1. Выявить различия в толковании понятия краеведения в разные временные отрезки истории

2. Определить дисциплины ведущие в своей совокупности к научному и всестороннему познанию края

3.Составить список древних источников по краеведению и проанализировать различия и сходство в трактовке восточных и западных авторов

4.Подготовить сообщение о жизнедеятельности Иоанна де Плано Карпини, Вильгельма де Рубрука

Основная литература: О – 1-4

Дополнительная литература: Д – 13.

Методические рекомендации:

Понятие краеведение в различное время получало различное толкование. Следует уяснить, что историческое краеведение подразделяется на историко-культурное, археологическое, этнографическое, архитектурное, искусствоведческое. По второму вопросу необходимо подробно изучить три формы организации краеведения: государственную, общественную и школьную. По древним источникам работа ведется методом сопоставления данных европейских авторов и восточных, при этом надо помнить о личностном факторе и целях, которые преследовали посольства и одиночные путешественники.



Тема 3. Древние тюркские письменные памятники и их роль в изучении родного края

1. Значение древних и средневековых рукописных книг в развитии культурной жизни народов Казахстана.

2. Трактаты Аль-Фараби, Улугбека, М. Кашгари, Ю. Баласагуни, Х.А Ясауи, особенности и трудности их изучения.

3. Древние рукописи, относящиеся к истории казахского народа («Огуз- Наме», легенды о Коркыте, поэма « Алпамыс» и др.)



Цель:

1. Сопоставить данные древних источников с современными исследованиями

2. Определить особенности средневековых рукописей

3. Охарактеризовать перечисленные выше рукописи



Основная литература: О – 1-4

Дополнительная литература: Д – 5,12

Методические рекомендации:

Огромное значение в развитии культурной жизни народов Казахстана в прошлом имели древние и средневековые рукописные книги. Необходимо помнить, что они являются не только источниками по истории культуры, но что по ним учились в средневековых мектебах и медресе. При сопоставлении данных древних рукописей и современных исследований необходимо брать за основу достаточно масштабные события, происходившие в изучаемый период, что облегчит работу с источником. Характеристику рукописей следует начинать с жизнеописания автора произведения, определения главной идеи.



Тема 4. Археологические источники Казахстана и их использование в краеведческой работе

1. Понятие «археология»

2. Классификация археологических материалов

3. Виды археологических исследований

4. Археологический памятник – источник краеведения

Цель:

1. Определить по каким памятникам изучает прошлое археология

2. Составить таблицу археологических памятников с краткой характеристикой каждого

3. Определить, какие археологические памятники исследованы на территории Казахстана

4.Дать определение культурного слоя и объяснить особенности его формирования

Основная литература: О – 1-4

Дополнительная литература: Д – 5,13

Методические рекомендации:

При подготовке данной темы следует выяснить, с какими источниками работают археологи, так как мы знаем три вида источников – вещественные, письменные и устные. Археологические исследования делятся: на полевые и камеральные. При составлении таблицы нужно вспомнить или заново изучить вопрос, какие памятники относятся к археологическим (поселения, погребения и т.д.) и дать определение каждого вида, т.е. что он из себя представляет. В археологии слой, в котором есть следы деятельности человека, называется культурным слоем.



Тема 5. Этнографические источники истории Казахстана

1. Понятие «этнология»

2. Методы сбора и методы работы с этнологическим материалом

3. Этнологическая терминология

4. Этнологические источники местного края

5. Изучение народного быта и творчества



Цель:

1. Выяснить, что является объектом изучения этнологии

2. Составить терминологический словарь

Основная литература: О – 1-4

Дополнительная литература: – 5,12,13
Методические рекомендации

Прежде всего, нужно помнить, что этнология изучает быт и культуру народов. Для получения этнологического материала используется два метода: стационарный и сезонный. Для составления словаря необходимо выявить основные термины, используемые в этнологии, которые определяют предмет ее изучения. Этнология изучает культуру материальную и духовную, народный быт и творчество и все что с ними связано.



Тема 6 - 7 Памятники архитектуры и искусства как источники по изучению родного края

        1. Понятие «архитектура»

        2. Истоки архитектуры

        3. Памятники архитектуры на территории Казахстана. Мавзолей Ходжа Ахмеда Ясауи, мавзолей «Айша-биби» и др.

        4. Особенности краеведческого подхода к памятникам изобразительного искусства

        5. Возникновение искусства

        6. Памятники прикладного искусства

Цель:

1. Дать определение термина «архитектура»

2. Охарактеризовать известные памятники архитектуры на территории Казахстана

3. Подготовить сообщение о памятниках прикладного искусства и о ювелирных дел мастер



Основная литература: О – 1-4

Дополнительная литература: -5-13

Методические рекомендации:

Исходить из положения, что искусство возникло одновременно homo sapiens и является продуктом интеллектуального развития, воздействуя в свою очередь на степень его развития. Необходимо подчеркнуть функции искусства, особенно воспитательную, коммуникативную. Выявить особенности, своеобразие форм и видов архитектуры и искусства родного края, его специфику этническую и национальную окраску. Отметить роль прикладного искусства.



Тема 8. Устные источники по изучению родного края

1. Язык и языковые семьи народов мир

2. Ономастика

3. Топонимика

4. Антропонимика

5. Устное народное творчество



Цель:

1. Составить терминологический словарь

2. Дать характеристику происхождения имен собственных и

географических названий на местном материале

3. Выбрать один из видов устного народного творчества и

проанализировать



Основная литература: О – 1-4

Дополнительная литература: 5-13

Методические рекомендации:

По теме устные источники, учитывать, что данный тип источников отражает самые глубинные пласты языка, отражающего социально-экономические и бытовые особенности образа жизни. Так ономастика, подразделяясь на топонимику и антропонимику, фиксирует такие явления, как миграции, смешение древних этнических групп и пр. Иметь в виду, что именно устное народное творчество, особенно у бесписьменных народов, является порой единственным источником истории родного края.



Тема 9. Становление и развитие краеведения в Казахстане. Русские исследователи XIX в. и их роль в изучении истории Казахстана

1. Этапы развития краеведения в Казахстане

2. Истоки краеведения в Казахстане

3. Роль в становлении исторического краеведения в Казахстане

Вольного экономического общества и

особенно Русского географического общества (РГО)

4. Вклад русских ученых и путешественников в изучение местной

истории


Цель:

1. Охарактеризовать каждый этап становления исторического краеведения в Казахстане и показать, каким образом влияли на этот процесс события, происходившие в тот период

2. Подготовить сообщение о деятельности в Казахстане Русского географического общества и его отделов в Семипалатинске, Оренбурге и т.д. Основная литература: О – 1-4

Дополнительная литература: -5-16

Методические рекомендации:

История краеведческого движения в Казахстане имеет три этапа. При подготовке вопроса следует подробно ознакомиться с обстановкой в Казахстане в изучаемый период и с событиями, которые там происходили, чтобы легче было давать характеристику каждому из этапов. Вклад ученых и путешественников в изучение местной истории следует определять изучив биографии работавших в Казахстане исследователей их взгляды и цели .



Тема 10. Общество изучения Казахстана – центр краеведческой работы в Казахстане

1. Предпосылки создания Общества изучения Казахстана

2. Цели и задачи Общества изучения Казахстана

3. Всеказахский научно-краеведческий съезд и результаты его работы



Цель:

1. Дать характеристику деятельности создания Общества изучения Казахстана, а также вклад С.Д. Асфендиярова, А. Диваева, А.П. Гра, А.Л. Мелкова, С. Сейфуллина, Т. Рыскулова в изучение истории Казахстана,



Основная литература: О – 1-4

Дополнительная литература: 5-23

Методические рекомендации:

Следует учитывать, что в послеоктябрьский период краеведческое движение в Казахстане приобрело широкий масштаб. Поэтому возникла необходимость создания Общества изучения Казахстана. Новое общество занималось всесторонним изучением Казахстана и сопредельных областей в историко-археологическом, естественно-географическом, экономическом отношениях.



Тема 11. Деятельность казахских ученых, просветителей и их роль в изучении родного края

1. Валиханов Ч.Ч. – востоковед, исследователь истории, этнограф и

путешественник

2. Роль Абая в истории и культуре казахского народа

3.Ибрай Алтынсарин и его вклад в развитие казахского литературного языка и этнографию Казахстана

Цель:

1. Подготовить доклады о деятельности казахских ученых, просветителей и их роли в изучении истории Казахстана



Основная литература: О – 1-4

Дополнительная литература: 5-19

Методические рекомендации.

Освещая деятельность и вклад казахских ученых, просветителей, необходимо уяснить для себя, какова же была ситуация в Казахстане в рассматриваемый период, а также необходимо проследить, по возможности, весь жизненный путь каждого из великих личностей казахского народа, чтобы понять, какие же мотивы двигали ими?



Тема 12. Краеведческая библиография как источник краеведения. Казахская печатная книга и книгоиздательство в Казахстане во второй половине XIX - начале XX вв.

1. Возникновение печатной книги на казахском языке

2. Первая Азиатская типография в Казани

3. Развитие книгоиздательства в Казахстане



Цель:

1. Выяснить, в каких еще городах были открыты типографии и в каком

количестве?

2. Проследить по документам, чем стала первая Азиатская типография

для народов Средней Азии и Казахстана?

Основная литература: О – 1-4

Дополнительная литература: 5-21

Методические рекомендации:

Возникновение печатной книги на казахском языке обусловило процесс социально-экономического и политического преобразования в начале ХХ века. Надо иметь в виду, что письменность и рукописные книги дореволюционного Казахстана подготовили почву к переходу к печатным книгам.



Тема 13. История создания историко-краеведческих музеев

1. Роль В. Даля в создании Оренбургского музея

2. Вклад РГО в создание краеведческих музеев в Казахстане



Цель:

1. Выяснить причины создания в Казахстане краеведческих музеев.

2. Сделать сравнительный анализ и определить сходство и различия

между первыми краеведческими музеями и современными.



Основная литература: О – 1-4

Дополнительная литература: -5-20

Методические рекомендации:

Необходимо иметь в виду, что созданию краеведческих музеев в Оренбурге, Семипалатинске предшествовала большая подготовительная работа. Шло становление и развитие исторического краеведения в республике, и создание музеев стало как бы итогом предшествующей деятельности исследователей - краеведов. Поэтому необходимо восстановить поэтапно процесс развития сети краеведческих учреждений и накопления материала.



Тема 14. Документальные материалы Государственных архивов Республики Казахстан

1. Архивный документ – историческая память народа

2. Центральный государственный архив Республики Казахстан

3. Архивные учреждения РК и их роль в краеведческой работе



Цель:

1. Побывать в Государственном архиве Костанайской области или в любом архиве по месту жительства



Основная литература: О – 1-4

Дополнительная литература: 5-27

Методические рекомендации:

При изучении темы необходимо определить, что такое документ и какова его роль в формировании архивных фондов. Обратиться к истории развития архивного дела в Казахстане. История создания Центрального государственного архива Республики Казахстан, как и всех архивов бывшего СССР, начинается с издания декрета СНК РСФСР "О реорганизации и централизации архивного дела", подписанного В.И. Лениным 1-го июня 1918 года. По возможности ознакомиться с содержанием данного декрета и рядом современных законодательных документов.



Тема 15. Краеведение в школе. Задачи школьного краеведения

1. Краеведение на уроках истории в школе

2. Основные типы уроков по краеведению

3. Особенности и основные направления факультативов по краеведению

4. Организация краеведческого кружка

5. Организация школьного краеведческого музея



Цель:

1. Подготовить сообщение на тему «Проводились ли в вашей школе уроки по краеведению» и участвовали ли вы в краеведческом поиске?

2. Разработать план мероприятий по поисковой работе, определив задачи для учителя и учеников.

Основная литература: О – 1-4

Дополнительная литература: 5-19,27

Методические рекомендации:

Необходимо задействовать все знания, которые были получены на предыдущих семинарских занятиях. Одна из главных особенностей краеведческой работы состоит в том, что она включает в себя элементы исследования. Каждый должен подходить к изучению местной истории как исследователь и помнить свою ответственность за научную добротность фактического материала, который он использует в учебном процессе.