Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Теория социальной работы




страница1/19
Дата07.07.2017
Размер4.37 Mb.
ТипЛитература
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19


Федеральное агентство по образованию РФ
Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна»
Доброштан В. М.
ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
(Учебное пособие для студентов)

Санкт-Петербург

2008
Оглавление


  1. «Теория социальной работы» как наука и учебная дисциплина 3

  2. Социальная работа как особый вид деятельности. 7

  3. Философия социальной работы 12

  4. Принципы социальной работы 23

  5. Профессиональная «Я-концепция» социального работника 28

  6. Взаимодействие социального работника и клиента 35

  7. Профессиональный риск в социальной работе 41

  8. Теоретические подходы к личности клиента 48

  9. Сексизм и этнизм как факторы дискриминации человека 58

  10. Методологические и методические аспекты изучения зарубежного опыта социальной работы 74

  11. Управление социальной работой 103

  12. Эффективность социальной работы 113

  13. Социальные проблемы семьи 123

  14. Социальная геронтология 135

  15. Социальная работа в сфере занятости 160

  16. Опека и попечительство 177

  17. Социальная работа с инвалидами 193

  18. Социальная статистика 208

  19. Социальная работа в системе образования 235

  20. Социальная работа в пенитенциарной системе 253

  21. Социальная работа в контексте общественных факторов 277

  22. Социальная работа в системе социального обслуживания 290

  23. Социальная работа

в системе культурно-досуговой деятельности 318

  1. Молодежь как объект социальной работы 333

  2. Литература 373


Тема 1. «ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ» КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

1.1. Актуальность проблем социальной работы на современном этапе развития российского общества

В современных условиях десятки миллионов людей (пенсионеров, инвалидов, де­тей-сирот, беженцев и др.) нуждаются в экстренной социальной помощи и защите.

В мире и в России накоплен значительный опыт социальной работы. Этот опыт требует осмысления, анализа и обобщения. Необходимо выработать научно обоснован­ную концепцию социальной работы с населением, совершенствовать со­циальные технологии, понятные и убедительные приемы организа­ции и проведения социальной работы.

Как свидетельствует мировой опыт, во многих странах без учета деятельности социальных работников не создаются программы социального развития и не формируется социальная политика государства. Спе­циалисты в этой области широко используются в качестве экспер­тов при подготовке законодательных актов, принятии решений ме­стными органами власти и общественными организациями.

Практика показывает, что часто люди сталки­ваются с проблемами, которые не могут решить ни они сами, ни члены их семей, ни друзья, ни соседи, ни даже доброжелательные чиновники. Для этого требуются люди особой профессии − соци­альные работники.

1.2. Социальная работа как наука

Социальная работа как наука представляет собой сферу челове­ческой деятельности, функция которой состоит в выработке и тео­ретической систематизации объективных знаний об определенной действительности − социальной сфере и специфической социаль­ной деятельности. Социальную деятельность можно определить как про­фессиональную и общественную деятельность различных организаций (государственных, об­щественных и частных), специалистов и активистов, направленную на решение проблем социальных субъектов (индивидов, семей, групп и слоев). Анализ существующих форм и методов социальной работы, разработка оптимальных методов и техноло­гий разрешения социальных проблем указанных объектов − одна из важнейших задач социальной работы как научной дисциплины.

Как наука социальная работа в нашей стране находится еще в стадии становления. В последние годы от­крыты соответствующие кафедры в десятках вузов страны, функ­ционирует Всероссийский научно-исследовательский институт со­циальной работы, с 1995 г. издается «Российский журнал социальной работы», подготовлено и издано немало учебников и учебных пособий по те­ории и методике социальной работы.

Каждая наука представляет собой сплав теоретических и эмпи­рических знаний, теории, методов и методики (техники). Особен­ность же социальной работы как научной дисциплины состоит в единстве знаний и умений. Это ее основополагающий принцип. Без такого единства нет науки, без такого единства не может состояться социальный работник как специалист в этой важнейшей для жизни людей области.

Неотъемлемыми компонентами каждой науки являются законо­мерности, принципы и методы. В специальной литературе закономерности социальной работы предлагается разделить на две группы: 1) закономерности функци­онирования и развития субъекта социальной работы; 2) закономерности, отражающие существен­ные связи между субъектом и объектом социальной деятельности.

В качестве принципов теории социальной работы можно назвать:

Общефилософские принципы: детерминизм, отражение, развитие.

Общие принципы социальных наук: историзм, социальная обусловленность, социальная значи­мость.

Специфические принципы социальной рабо­ты (соблю­дения конфиденциальности в работе; преемственности всех видов и форм социального обслуживания; адресности; приоритета содей­ствия гражданам, находящимся в ситуации, угрожающей их здоро­вью или жизни; профилактической направленности; содействия со­циальной реабилитации и адаптации и др.).

Содержательные принципы социальной работы – гума­низм, справедливость, альтруизм, гармонизацию общественных, групповых и личных интересов, самообеспечение.

Психолого-педагогические принципы – мо­дальность, эмпатия (сочувствование), аттракция (привлекатель­ность), доверие.

Методические принципы – дифференцирован­ный подход, преемственность, последовательность, непрерывность, компетентность.

Организационные принципы – всеобщность, ком­плексность, посредничество, солидарность, субсидарность (вспомо­жение).

Методы – это способы, совокупность приемов и операций в социальной работе; способы достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи.

Многие методы, используемые в социальной работе, являются междисциплинарными, что предопределяется универсальным характером социальной работы как вида деятельно­сти. Поэтому, характеризуя методы социальной работы, их делят на экономические, правовые, политические, социально-психологичес­кие, медико-социальные, административно-управленческие и др.

Необходимо отметить, что методы социальной работы нередко включаются в более общее понятие «социальные технологии», ин­терпретируемые как способы применения теоретических выводов науки в решении тех или иных задач или как совокупность приемов и воздействий, применяемых для достижения поставленных целей в социальной сфере.

1.3. Основные понятия и категории курса

Междисциплинарный характер социальной работы как научной и учебной дисциплины находит свое выражение в том понятийно-категориальном аппарате, которым пользуются в этом курсе. Осо­бенно богат этот аппарат социологическими и психологическими понятиями.

Рассмотрим некоторые ключевые для курса «Теория социаль­ной работы» понятия и категории. Прежде всего, это понятие «со­циальная работа» и близкие к нему категории «социальная защита», «социальная поддержка», «социальная помощь» и др.

Социальная работа – это разновидность человеческой деятельности, цель которой: оптимизировать осуще­ствление субъективной роли людей во всех сферах жизни общества в процессе жизнеобеспечения и деятельного существования лично­сти и социальных групп и слоев в обществе.

Под социальной защитой понимают систему мероприятий, осуществляемых обществом и его различными структурами, по обеспечению гарантированных минимально достаточных условий жизни, поддержанию жизнеобеспечения и деятельного существо­вания человека.



Социальная поддержка – это специальные меры, направленные на поддержание условий, достаточных для сущест­вования «слабых» социальных групп, отдельных семей, личностей, испытывающих нужду в процессе своей жизнедеятельности и дея­тельного существования.

Социальная помощь − это система социальных мер, оказываемых отдельным лицам или груп­пам населения социальной службой для преодоления или смягче­ния жизненных трудностей, поддержания их социального статуса и полноценной жизнедеятельности.

Социальная поддержка, социальная защита людей, в целом социальная работа определяются социальной политикой государства.

Важной категорией курса является социальная реабилитация, ко­торая понимается как процесс восстановления основных социаль­ных функций личности, общественного института или социальной группы.

Важное место в курсе занимает понятие «социальные гарантии» - это система мер, нормативных установок и условий, направленных на удовлетворение определенного набора благ и услуг, потребностей под­держания жизнеобеспечения и деятельного существования людей.



Социальное управление представляет собой один из видов управ­ления в обществе, функции которого заключаются в регулировании социального положения всех участников общественной жизни, в обеспечении их развития как субъектов общественных отноше­ний. Для организации социальной работы с учетом ее специфики применительно к группам социального риска, людям с девиантным поведением, детям и старикам, слабо защищенным слоям населе­ния исключительно важно выяснить сущность, механизм и основ­ные компоненты социального управления.

Наконец, еще одно важнейшее понятие курса − социальный ра­ботник (т. е. соционом). Это одно из ключевых, фундаментальных понятий курса. Социальный работник − это специалист в области социальной работы; это профессия, специальность, совокупность специальностей в области социальной работы.


Тема 2. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК ОСОБЫЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

СИСТЕМНЫЙ ХАРАКТЕР СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

2.1. Социальная работа как вид деятельности и социальной системы

Социальная работа относится к одному из многочисленных ви­дов деятельности. Социальной работой называется деятельность, направленная на оказание помощи людям, нуждающимся в ней, не способным без по­сторонней помощи решить свои жизненные проблемы, а во многих слу­чаях и жить.

Любая деятельность, в том числе и социальная работа, имеет свою структуру, каждый элемент которой необходим, органически свя­зан и взаимодействует с другими, выполняет особые функции.

Такого рода структуры называются целостными системами. Социальная работа представляет собой целостную систему.

Ее структура состоит из нескольких относительно самостоятель­ных, но в то же время зависимых друг от друга компонентов. Это − субъект, содержание, управление, объект и связывающие их в единое целое средства, функции и цели.

Схематически это будет выглядеть так:




Содержание

Всякая схема упрощает суть изучаемого предмета, поэтому не следует придавать ей абсолютного значения. Но она дает наглядное представление о предмете. В этом ее познавательный смысл. Последовательность перечисления компонентов не случайна: любая деятельность совершается в направлении от субъекта к объекту, хотя именно объект, стоящий в конце перечисления, является главным, определяющим суть и характер деятельности фактором.

Поэтому и характеристику социальной работы правомерно на­чинать с объекта.

2.2. Объект социальной работы

Объектом социальной работы служат люди, нуждающиеся в по­сторонней помощи: старики; пенсионеры; инвалиды; тяжелоболь­ные; дети; люди, попавшие в трудную жизненную ситуацию − беду; подростки, оказавшиеся в дурной компании и др.

Названы дале­ко не все группы людей, нуждающихся в социальной помощи. Каж­дый из этих десятков миллионов людей − уникальная личность, с неповторимым складом ума, психики, сложнейшей биографией. Это требует от социального работника исключительного такта, про­никновения в судьбу человека, сострадания, многостороннего зна­ния, разнообразных умений, величайшей терпеливости и самоот­дачи.



2.3. Субъект социальной работы

Все функции по оказанию помощи нуждающимся выполняет субъект социальной работы. К субъекту относятся люди и ор­ганизации, которые ведут социальную работу и управляют ею. Это и государство в целом, осуществляющее социальную политику. Это и благотворительные организации, общества милосердия типа Общества Красного Креста и Красного Полумесяца. Это и общест­венные организации: Детские фонды, Российская ас­социация социальных служб, Ассоциация социальных педагогов и со­циальных работников, Союз офицеров и др.



Главным субъектом социальной работы являются люди, занимающиеся соци­альной работой профессионально или на общественных началах.

Профессиональных работников не так много. Всего в мире про­фессиональных работников насчитывается около 500 тыс. человек. Эти люди имеют дипломы, свидетельствующие о том, что им офи­циально присвоена специальность «социальный работник». В Рос­сии в результате принятых в последние годы мер подготовлено не­сколько десятков тысяч профессиональных социальных работников. Основная нагрузка по социальному обслуживанию нуждающихся падает на плечи непрофессиональных работников, не имеющих специального диплома и занимающихся социальной работой в силу сложившихся обстоятельств.

Говоря о субъекте социальной работы, важно иметь в виду еще одно обстоятельство. Среди них есть те, кто в основном занимается организацией социальной работы (их можно назвать организаторами или управленцами), а есть те, кто непосредственно оказывает со­циальную помощь. Их условно можно назвать практическими соци­альными работниками.

2.4. Содержание и средства социальной работы

Обязательным компонентом социальной работы как системы является ее содержание. Оно непосредственно вытекает из функций работы. Функциями социальной работы являются: информационная, диагностическая, прогностическая, организационная, психолого-педагогическая, оказание практической помощи, управленческая.

Свою деятельность социальный работник начинает со сбора све­дений о ее объекте. Выясняет пол, возраст, состояние здоровья, ус­ловия жизни, способность самостоятельно обеспечивать себя всем необходимым для жизни, материальный достаток, семейное поло­жение, соседское окружение, особенности психики, характера и т. д. Одним словом занимается информационной работой.

На основе собранных сведений о своих будущих подопечных со­циальный работник ставит «диагноз»: оценивает объем, виды ра­бот, режим своей деятельности, трудности, формы, методы, состав­ляет для себя распорядок рабочего дня, планирует физические и материальные затраты и пр.

Параллельно с «диагнозом» социальный работник выстраивает и диагноз своей деятельности: трудно или легко будет ему работать, сможет ли или нет оказать действенную помощь, с какими офици­альными и неофициальными организациями ему придется вступать в деловые контакты, насколько быстро или долго придется заниматься «пациентом» и т. п.

В зависимости от характера социальной помощи (оказание, напри­мер, социально-бытовой помощи одинокому больному или снятие психологического стресса) строится и план работы, определяется ее содержание и вид практической помощи. Независимо от того, явля­ется ли социальный работник организатором или практическим ра­ботником, ему в той или иной мере приходится заниматься управлен­ческой деятельностью. Управление социальной работой также составляет весьма важный и необходимый компонент ее содержания.

Социальная работа осуществляется с помощью средств. Средст­вами называются предметы, орудия, приспособления, дейст­вия, с помощью которых достигаются цели деятельности. Много­образие функций социальной работы вызывает и многообразие ее средств. Перечислить их практически невозможно. Это и слово, и авторучка, и специальные учетные бланки, и телефон, и деловые связи, и приемы психотерапии, и личное обаяние и т. д. Важно иметь и виду, чем богаче арсенал средств, которыми располагает и хорошо владеет социальный работник, тем успешнее его деятельность. Вы­бор и применение тех или иных средств целиком зависит от харак­тера и особенностей объекта социальной работы. Одно дело лежа­чий больной, другое – кормящая мать-одиночка. Набор средств в этих случаях существенно различается.

2.5. Управление и цели как структурные элементы социальной работы

Социальная работа немыслима без такого компонента, как уп­равление. Оно включает в себя оценку состояния объекта, планиро­вание, выработку и принятие решения, учет и контроль, координа­цию, организационное и материально-техническое обеспечение, подбор, подготовку и воспитание кадров социальной работы. Все эти управленческие действия выполняют абсолютно все социаль­ные работники, независимо от того, относятся ли они к управлен­ческим или к практическим социальным работникам.

Перечисленные компоненты (объект, содержание, средства, уп­равление, субъект) составляют структуру социальной работы. Но структура это еще не система. Деятельность становится системой, когда ее компоненты связываются в единое целое с помощью функ­ций и целей.

Цель – это желательный образ, модель или состояние предмета, который человек хочет получить в результате своей деятельности. Самая общая цель социального работника – удовлетворить потребности своих клиентов. Этой цели подчиняет­ся вся деятельность субъекта, в соответствии с ней складывается содержание, организуется управление, подбираются адекватные средства, формы и методы социальной работы. Цель, как видно, связывает компоненты социальной работы в единое целое, делает их единой системой,

Таким образом, если рассматривать социальную работу как осо­бую систему деятельности, необходимо иметь в виду, что она состо­ит из субъекта, содержания, средств, управления, объекта, объеди­няемых в целостную систему с помощью целей и функций (см. предыдущую схему).



2.6. Взаимосвязь социальной работы с другими социальными общественными) системами

Социальная работа представляет собой открытую систему, самым тес­ным образом переплетающуюся с другими социальными система­ми: экономикой, политикой, правом, культурой, этикой, экологией, бытовым обслуживанием и т. д. Понимание, видение связей систе­мы социальной работы с другими системами и системой общества в целом поднимает социальную работу на высокий уровень общест­венной культуры, делает общество по-настоящему гуманным, ста­вит человека в центр общественной жизни, делает людей людьми в самом высоком смысле этого слова.

Наглядно взаимодействие социальной работы с другими обще­ственными системами можно представить примерно так:

Другие


общественные Экономика Политика

дисциплины




Право Социальная работа Этика




Экология Здравоохранение Эстетика


Представление о социальной работе как о системе имеет концеп­туальное, методологическое значение и для познания, и для прак­тической организации, и для повседневного управления социаль­ной работой. Понимание ее как системы избавляет организаторов от одностороннего подхода, преувеличения роли каких-то отдель­ных ее сторон, позволяет своевременно предвидеть и корректиро­вать возможные перекосы, ошибки в социальном обслуживании, поднимать культуру и эффективность социальной работы.
Тема 3. ФИЛОСОФИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Философия социальной работы − это идеология профессиональной деятельности. Ее основу составляют ценности и идеалы, оформившиеся в процессе развития социальной работы как общественной профессии. Философия социальной работы − это коллективное представление людей, объединенных едиными требованиями к своей профессии, имеющих определенные знания, руководствующиеся соответствующими общественными и профессиональными принципами, нормами, ценностями.

4.1. Парадигмы философии социальной работы

В философии социальной работы можно выделить следующие основные модели: гуманизм, позитивизм, утопизм, профессионализм.



Философия гуманизма в социальной работе появляется в конце XIX в. и связана с положениями социальной благотворительности. В основе этой доктрины экзистенциальные ценности человека, представление об удовлетворении его жизненных потребностей, когда общество стремится обеспечить минимальные прожиточные стандарты индивиду. Путем организационных мероприятий достигается регулирование социальных отношений, обеспечивается благосостояние общества. Гуманизм противопоставлен пуританской этике. В основе пуританской этики лежат идеи социал-дарвинизма. Основные положения данной концепции связаны с представлениями о сильной личности, выживающей в жесткой конкуренции. Этические принципы социал-дарвинизма направлены против помощи социально уязвимым слоям населения: больным, бедным, престарелым и другим категориям. Помощь и поддержка нуждающимся рассматривается как ослабление общества, как социальные действия, направленные на его разрушение.

Философия позитивизма в социальной работе сменяет модель гуманизма в 20-е г. XX столетия. В основе данной доктрины лежит абсолютизация знаний вообще и социальных знаний в частности. Знание выступает критерием объективности, оно позволяет людям изменять внешние обстоятельства, а научный метод дает реальное представление о психических и социально-экономических процессах.

Основой идеологии позитивизма становятся бихевиоризм, фрейдизм, радикальная социология.

С позиций бихевиоризма происходит обоснование правил и законов поведения и воспитания людей в общности. Знание, полученное на основе изучения поведения человека в определенных ситуациях, дает основание не только выстраивать модели социализации индивидов, но и формировать научно-обоснованные этические представления. Фрейдизм открывает возможность анализировать с позиций сексуальных инстинктов, бессознательного, не только интропсихические процессы, но и общественные исторические явления и события.

Парадигма позитивизма сменяется парадигмой утопизма. Основой философии социальной работы делается либерализм и социал-реформизм. Философия обыденной жизни становится исходным положением теоретических концептов и практических подходов. Такие понятия, как «хорошая жизнь», «хорошее общество», «хороший человек», становятся преобладающими в сознании. Философия либерализма с ее установками на ценности личности в противовес коллективным ценностям, находит отражение не только в принципах и нормах профессиональной деятельности, но и в ее методах и техниках. С позиций философии утопизма, человек предстает социально уязвимым субъектом в результате возникших трудностей, связанных с объективными причинами, такими, как: отсутствием необходимого образования, низким экономическим статусом, негативным влиянием общественной среды и другими факторами.

Философия профессионализма обосновывает свои положения исходя из гуманистических и демократических идеалов и ценностей. Удовлетворение потребностей человека, развитие его потенциала и способностей, повышение благосостояния, развитие ресурсов с целью удовлетворения индивидуальных, коллективных, национальных и международных потребностей, достижение социальной справедливости – таковы основные доминанты философии социальной работы сегодня.

Ценностные ориентиры, базисные подходы и этические принципы професионализма определяются рядом аспектов: географическом, политическом, социально-экономическом, культурном, духовном.



Географический аспект. Деятельность осуществляется в определенных границах.

Политический аспект. Страны, где осуществляется деятельность социальных работников, имеют различные политические системы. Деятельность осуществляется в соответствии с принципами социальной работы, независимо от политической системы.

Социально-экономический аспект. Надлежащие условия жизни, доступ к трудовой деятельности, система здравоохранения и образования, доступ к системе социального обеспечения и обслуживания − право человека в современном обществе.

Культурный аспект. Традиции, убеждения, культура отдельных лиц, групп, общин, стран должны уважаться и сохраняться. Это важнейший принцип антидискриминационной политики, гарантия стабильности и развития общества.

Духовный аспект. В любом обществе существует своя система ценностей. Для развития системы ценностей социальной работы необходимо принимать во внимание духовный мир, ценности, чаяния, идеалы, философию, этику тех, с кем работают социальные работники.

Эти аспекты в философии профессионализма должны способствовать созданию справедливых социальных институтов, способных обеспечивать безопасность и развитие человека без ущерба его достоинства.



4.2. Философские ценности социальной работы

Философские ценности социальной работы проявляются на различных уровнях и образуют своеобразную систему, где реализуются идеалы, этические нормы и практические принципы взаимодействия.

Первый уровень – это метауровень, на котором философские ценности социальной работы выступают как ценности профессиональной субкультуры, когда профессия рассматривается на уровне международного сообщества. Отсюда ценности профессиональной субкультуры рассматриваются в контексте глобальных цивилизационных целей и задач.

Второй уровень – это макроуровень, на котором определяются цели и задачи общего характера, они связаны с корпоративными принципами и нормами взаимодействия, отношениями и системой коллективной ответственности.

Третий уровень – это мезоуровень, на котором ценностные ориентации социальной работы связаны с ценностями клиентов: абстрактными, групповыми, операциональными и инструментальными.

Четвертый уровень – это микроуровень философских ценностей социальной работы, который отражает ценностный спектр профессионального взаимодействия социального работника и клиента (индивидуальные интервенции и взаимодействия).



Метауровень ценностей социальной работы

1. Право на жизнь

Ценность человеческой жизни является основой основ всей работы в области социальной защиты и поддержки. Это предполагает, что право на жизнь является неотъемлемым и абсолютным правом каждого человека.

2. Свобода

Все люди рождаются свободными и имеют право на свободу, каждый человек имеет право на свободный выбор образа жизни. Согласно Всеобщей Декларации прав человека (1948 г.), свобода включает: свободу от рабства и подневольного состояния, свободу от пыток и жестокого обращения и наказания, свободу от произвольного ареста, задержания или изгнания, свободу от произвольного вмешательства в личную и семейную жизнь, произвольного посягательства на неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции, свободу передвижения и выбора места жительства.

3. Равенство и недискриминация

Принцип равенства в социальной работе тесно связан с принципом справедливости, недискриминации, где последнее понимается как равенство и уважение достоинства. Недискриминация противостоит дискриминации, подход к человеку на основе одного из его признаков: пола, расы, цвета кожи, религиозных или политических убеждений и т. д.

4. Справедливость

Справедливость предполагает уважение достоинства его членов и обеспечение безопасности и неприкосновенности личности. Справедливость имеет различные аспекты: правовые, судебные, социальные, экономические. Справедливость – гарантия прав и свобод человека, в случае признания виновным каждый член общества имеет право на справедливое судебное разбирательство, гуманное обращение, исправление и социальное перевоспитание.

Социальная справедливость предполагает удовлетворение потребностей человека, справедливое распределение материальных ресурсов, доступ к таким услугам, как здравоохранение и образование, создание равных возможностей, социальную защиту и обеспечение.

5. Социальная ответственность

Социальная ответственность – это деятельность по оказанию поддержки, защиты интересов, предоставление помощи нуждающимся гражданам. Любые ресурсы, которыми владеет сообщество, должны быть использованы для улучшения положения человека. Ценностный смысл социальной ответственности состоит в оказании помощи и предоставлении услуг бедным и нуждающимся.

6. Обеспечение мира и отказ от насилия

Обеспечение мира связано с достижением гармонии с самим собой, другими людьми и окружающей средой. Признавая, что конфликты неизбежны, социальные работники стремятся урегулировать их мирным и ненасильственным путем. Эволюционный подход предполагает, что посредничество и примирение, последовательность, уважение и понимание, знание являются более эффективным средством урегулирования конфликтов, чем революционный подход, предполагающий разрушение и дальнейшее обновление. Мирное развитие – неизменная цивилизационная ценность всех людей на планете, которые стремятся к социальной справедливости и созданию мира.

7. Солидарность

Будучи важнейшей ценностью в социальной работе, солидарность означает понимание страданий и чаяний человека, участие в борьбе за его права. Социальные работники должны не только оказывать помощь людям, но и солидаризироваться с отдельными лицами, группами, общинами, с жертвами насилия, изгнания или ущемления свобод в любой точке мира.

Солидарность имеет большое значение при стихийных бедствиях, а также в ситуациях, обусловленных нуждой, социальной несправедливостью и пренебрежением. Солидарность – это активная помощь уязвимым слоям населения и жертвам нарушений прав человека.

8. Отношения между человеком и природой

Поиск гармонии с природой является одной из важнейших стратегий человечества накануне третьего тысячелетия. Несовершенные промышленно-экономические модели производства, использование токсичных промышленных ресурсов, радиоактивное загрязнение, потребительское отношение к природе, отсутствие соответствующей информации создают угрозу для уязвимых слоев населения. Комплексные программы с целью предотвращения деградации окружающей среды, программы экологического воспитания, кампании по охране окружающей среды – важнейшие мероприятия социальных работников.

Макроуровень ценностей социальной работы

Ценности данного уровня обосновывают конкретные действия социального работника в пределах профессиональной компетенции, определяют его ответственность перед клиентами, коллегами, работодателями, перед профессией.

1. Преимущества индивида по отношению к обществу

Социальный работник стоит на защите прав и интересов клиента. Он особым образом проводит курс реабилитационной терапии, позволяющий клиенту интегрироваться в сообщество, быть его полноправным членом. Социальный работник своими действиями и поступками не должен нарушать гражданские и юридические права клиента. Социальный работник стоит на защите общественных интересов в тех случаях, когда клиент нарушает законодательство, и его свобода действий является насилием по отношению к свободам и правам окружающих.

2. Уважение конфиденциальности во взаимоотношениях с клиентом

Конфиденциальность – средство защиты клиента. Информация, полученная социальным работником в процессе взаимодействия с клиентом, не может быть предметом обсуждения с другими лицами. Конфиденциальность в профессиональной деятельности включает: информирование клиента о целях получения у него информации и ее границах, согласование с клиентом вопросов обсуждения его проблем с третьими лицами в случае профессиональной необходимости, а также использование информации клиента в научных целях.

3. Готовность отделить личные нужды и чувства от профессиональных отношений

Социальный работник в процессе профессиональной деятельности формирует ценностные ориентации взаимодействия с клиентом, группами, сообществом. В процессе оказания социальных услуг он должен отделять свои ценностные ориентации, эмоции, чувства от профессиональных связей и отношений с клиентом. Нормативные требования профессии связаны с контролированием отношений. Принцип взаимозависимости «ты – мне, а я – тебе» недопустим в субъект-субъектном взаимодействии социального работника и клиента, поскольку основу профессионального взаимодействия составляют не потребительские, а ценностные ориентиры, взаимоуважение, альтруизм. Социальный работник не должен использовать профессиональные отношения для извлечения личной выгоды.

4. Стремление к социальным изменениям, соответствующим осознанным социальным потребностям

Социальный работник оказывает услуги клиенту, осознавая истинные мотивы его запроса о поддержке и помощи, в соответствии с его нуждами и предпочтениями. Социальный работник выступает против всех форм дискриминации и насилия, проявляет социальную активность в стремлении гармонизировать общественные отношения. Деятельность по изменению социальной среды является необходимым условием профессиональных требований.

5. Готовность к передаче знаний и умений другим

Социальный работник – это профессионал, который знает о жизненных ролях и отношениях людей в различных ситуациях. Его знание о мире, взаимодействиях, изменяющих процессах должно стать достоянием клиентов. Знание ситуации, проблемы, осознание конфликтов и причин неудач является определенным видом поддержки клиента. Приобретение новых знаний об общественных связях и отношениях должно способствовать развитию общества, в этой связи социальный работник должен выступать за изменение курса социальной политики, законодательства, стратегий развития учреждений социальной защиты и общественных институтов.

Социальный работник должен критически проверять появляющиеся новые знания и не отставать от жизни, внося посильный вклад в развитие социальной науки и своей профессии.

6. Уважение к индивидуальным и групповым различиям, достойное их оценивание

Социальный работник выступает против любых форм дискриминации человека на основании расовой и национальной принадлежности, пола, сексуальной ориентации, возраста, религиозных убеждений, социального происхождения, семейного, имущественного или сословного положения, политических убеждений, умственных и физических недостатков.

Личные качества, состояние или статус клиента не могут быть основанием для предпочтений, выступать в обыденном смысле как «хорошие» или «плохие» относительно субъективных ценностных ориентации самого социального работника. Для социального работника должен быть важен сам клиент, в его собственной неповторимости жизненного сценария. Ориентация и предпочтения клиента предстают как «хорошие» или «плохие» только в том случае, если они мешают ему нормально функционировать в обществе, в межгрупповых и межличностных взаимодействиях. Объективная отстраненность от личностных ценностных концептов позволяет социальному работнику с соответствующим уважением относиться к клиенту.

7. Стремление к развитию самопомощи клиента

Один из важнейших ценностных ориентиров в профессиональном взаимодействии социального работника и клиента связан с развитием самоопределения со стороны клиента. Социальный работник должен приложить максимальные усилия к тому, чтобы не оставаться постоянным субъектом поддержки клиента. Основная задача поддержки заключается в том, чтобы научить клиента самостоятельно восстанавливать утраченные связи и отношения с миром, группой, индивидуумом и самим собой. Социальный работник не должен ориентировать клиента на то, что всегда будет его «костылем», на который тот будет опираться в любой трудной жизненной ситуации.

8. Готовность действовать от имени подопечного, несмотря на возможные фрустрации (психические расстройства)

Социальный работник, действуя от имени своего подопечного, обязан защищать его интересы и права в любых государственных и негосударственных институтах. Защита прав и интересов клиента должна осуществляться на основе этичного, компетентного и профессионального исполнения своих обязанностей, даже в тех случаях, когда субъективные ощущения социального работника связаны с подавленностью, неуверенностью в своих силах, отсутствием должного внимания со стороны соответствующих сторон.

9. Стремление к социальной справедливости, к экономическому, физическому, интеллектуальному благосостоянию для всех членов общества

Социальный работник должен принимать необходимые меры, чтобы всем членам общества были доступны необходимые ресурсы, услуги, возможности в целях развития социальной справедливости. Профессиональная деятельность социального работника направлена на осуществление всеобщего благоденствия. Нищета, голод, недоедание, бездомность, отсутствие средств к существованию – важнейшие проблемные области социальной работы, где реформаторская деятельность профессионалов закладывает институциональную основу для всеобщего благоденствия и справедливости.

10. Стремление к высоким личным стандартам в жизни и профессиональной деятельности

Поведение социального работника в личной жизни является частным делом каждого в той мере, если оно не мешает исполнению служебных обязанностей. Социальный работник отвечает за свою профессиональную компетенцию, качество предоставляемых услуг, однако он ответственен и за престиж своей профессии и должен способствовать уважению к ней.



Мезоуровень ценностей социальной работы

Можно выделить различные группы ценностей.

К первой группе относят абстрактные ценности: демократия, справедливость, равенство, прогресс, свобода, мир, самореализация. Ко второй группе относятся ценности функционирующей личности: «хорошее − плохое» общество, «хорошая − плохая» семья, «престижная − непристижная» работа и т. п. Третью группу составляют инструментальные, или операциональные, ценности. С точки зрения обязательств, которые берет на себя человек в процессе функционирования в сообществе, у него могут иметься аутентичные, адаптивные, аспирационные ценности.

Микроценности социальной работы

Данная группа ценностей связана с отношениями, которые возникают в процессе взаимодействия социального работника и клиента.

Основными микроценностными установками выступают:

Эмпатия − сопереживание. При сочувствии к состоянию клиента социальный работник, однако, не отождествляет свои переживания с переживаниями клиента.

Принятие − доброжелательное, позитивное отношение к клиенту без предъявления к нему каких-либо условий, несмотря на возможные временные негативные эмоции.

Аутентичность − откровенное самораскрытие осознанных чувств и личностных установок при соблюдении дистанции и отсутствии идентификации с клиентом.

Экспертностъ − понимание меры возможной поддержки клиенту.

Аттрактивностъ − способность быть для клиента «сходным с ним».

Надежность − умение заслужить доверие клиента.

Таким образом, люди имеют не только ценности, но и их иерархию, на которую ориентируются в различных жизненных ситуациях, в зависимости от того, насколько общество санкционирует их действия и поступки. Ценности и нормы личности и общества учитываются в социальной работе.



  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19

  • Доброштан В. М. ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ (Учебное пособие для студентов)
  • Тема 1. «ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ» КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА
  • Тема 2. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК ОСОБЫЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. СИСТЕМНЫЙ ХАРАКТЕР СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
  • Тема 3. ФИЛОСОФИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ