Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Теории развития. Секреты формирования личности. 5-е междунар изд. Спб.: Прайм-еврознак, 2002. 512 с




Скачать 83.43 Kb.
Дата15.05.2017
Размер83.43 Kb.
ТипРеферат
Крейн У. Теории развития. Секреты формирования личности. – 5-е междунар. изд. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. – 512 с.

СОДЕРЖАНИЕ


Предисловие 13

Введение 15

Ранние теории: преформизм, Локк и Руссо 18

Преформизм 18

Теория влияния окружающей среды Локка 21

Биографические сведения 21

Взгляд Локка на развитие 23

Философия образования Локка 24

Ошейка 29

Романтический натурализм Руссо 30

Биографические сведения 30

Теория развития Руссо 33

Образовательный метод Руссо 35

Оценка 39

Теория созревания Гезелла 41

Биографические сведения 41

Принципы развития 42

Концепция созревания 42

Изучение паттернов 45

Другие принципы развития 46

Индивидуальность 48

Философия воспитания детей 49

Оценка 52

Этологические теории: Дарвин, Лоренц и Тинберген, Боулби и Эйнсуорт 57

Дарвин и теория эволюции 57

Биографические сведения 57

Теория естественного отбора 58

Эволюция 60

Современная этология: Лоренц и Тинберген 61

Биографические сведения 61

Методологический подход 62

Инстинктивное поведение 62

Импринтинг 65

Оценка 69

Боулби и Эйнсуорт о человеческой привязанности 70

Биографические сведения 70

Теория привязанности: общий обзор 71

Фазы привязанности 72

Привязанность как импринтинг 80

Эффект воспитания в детских домах 80

Биографические сведения 82

Паттерны привязанности 83

Оценка 93

Философия образования Монтессори 96

Биографические сведения 96

Теория развития 98

Период чувствительности к порядку 98

Период чувствительности к деталям 99

Период чувствительности к владению руками 99

Период чувствительности к ходьбе 99

Период чувствительности к языку 100

Раннее домашнее образование 101

Школа Монтессори 103

Самостоятельность и концентрация 103

Свободный выбор 105

Поощрения и наказания 106

Постепенная подготовка 107

Чтение и письмо 107

Плохое поведение 110

Природа и образование 112

Фантазия и воображение 113

Начальное и среднее образование 114

Оценка 116

Теория организма и сравнительная теория Вернера 120

Биографические сведения 120

Взгляды Вернера на развитие 123

Основная тема: дифференциация, направленная на самого себя 124

Возвращаясь на примитивные уровни 125

Ориентация на организм 127

Сравнительный подход 128

Некоторые сравнительные исследования 129

Картинное воображение 129

Физиогномическое восприятие 130

Общность чувств 134

Образование символов: точка зрения, связанная с организмом 135

Теоретические рассуждения 138

Многоплановая природа развития 138

Рассуждения о прерывности процесса развития 138

Феноменология 140

Практическое применение 143

Оценка 145

Теория когнитивного развития Пиаже 149

Биографические сведения 149

Обзор теории 152

Период I. Сенсомоторный интеллект (рождение — 2 года) 154

Стадия 1 (рождение — 1 месяц). Использование рефлексов 154

Стадия 2 (1—4 месяца). Первичные циркулярные реакции 155

Стадия 3 (4-10 месяцев). Вторичные циркулярные реакции 155

Стадия 4 (10 -12 месяцев). Координация вторичных схем 156

Стадия 5 (12-18 месяцев). Третичные циркулярные реакции 157

Стадия 6 (18 месяцев — 2 года). Начало мышления 157

Развитие понимания постоянства объектов 158

Периоды II и III. Дооперациональное мышление (2 года — 7 лет) и конкретные операции (7-11 лет) 160

Рост символической активности 160

Научные рассуждения 162

Социальное мышление 167

Резюме 172

Период IV. Формальные операции (11 лет — зрелость) 173

Теоретические вопросы 176

Концепция стадий 176

Переход от стадии к стадии 178

Практическое применение 180

Конструктивизм Камий 182

Оценка 184

Подтверждают ли теорию Пиаже другие исследования, использующие его задания? 184

Достигают ли люди высших стадий? 187

Действительно ли дети учатся самостоятельно? 188

Не принизил ли Пиаже способности детей? 189

Заключение 193

Стадии нравственного развития по Колбергу 194

Биографические сведения 194

Стадии нравственного суждения по Пиаже 195

Метод Колберга 196

Хайнцкрадет лекарство 196

Шесть стадий Колберга 198

Уровень I. Преконвенциональная нравственность 198

Уровень II. Конвенциональная нравственность 199

Уровень III. Постконвенциональная нравственность 201

Резюме 204

Теоретические вопросы 205

Как происходит развитие 205

Концепция стадий 206

Нравственное мышление и нравственное поведение 213

Нравственное мышление и другие формы когнитивной деятельности 214

Джиллиган о женском взгляде 215

Практическое применение 218

Оценка 221

Теория научения: Павлов, Уотсон и Скиннер 223

Павлов и классическое обусловливание 223

Биографические сведения 223

Основные концепции 224

Оценка 226

Уотсон 227

Биографические сведения 227

Основные концепции 228

Оценка 232

Скиннер и оперантное обусловливание 233

Биографические сведения 233

Оперантная модель 234

Принципы обусловливания 236

Внутренние события: мысли, чувства и побуждения 242

Специфически видовое поведение 245

Практическое применение 246

Оценка 251

Альберт Бандура и теория социального обучения 254

Биографические сведения 254

Основные теоретические положения 255

Обучение путем наблюдения 255

Четыре компонента обучения посредством наблюдения 257

Исследования социализации 259

Агрессия 260

Полоролевое поведение 262

Просоциальное поведение 263

Практика и наставления 264

Саморегуляция 265

Самоэффективность 266

Источники оценки самоэффективности 267

Абстрактное моделирование и стадии развития Пиаже 269

Сравнение теорий Бандуры и Пиаже 269

Практическое применение 274

Оценка 276

Выготский и социально-историческая теория когнитивного развития 281

Биографические сведения 281

Марксистский взгляд на человеческую природу 284

Теория психологических орудий, предложенная Выготским 287

Средства запоминания 292

Речь 293

Эгоцентрическая речь (Egocentric speech) 295

Исследования, связанные с полемикой Выготского и Пиаже 296

Вербальная саморегуляция и развитие личности 298

Исследования Лурии в области вербальной регуляции поведения 300

Внутренняя речь 303

Школьное обучение 305

Сравнение идей Выготского и Пиаже 305

Научные понятия 307

Зона ближайшего развития 310

Практическое применение 312

Образование 312

Клиническое применение 313

Оценка 315

Психоаналитическая теория Фрейда 322

Биографические сведения 322

Стадии психосексуального развития 327

Оральная стадия 328

Анальная стадия 332

Фаллическая, илиэдипова, стадия 334

Латентная стадия 341

Подростковый период (генитальная стадия) 341

Анна Фрейд о подростковой психологии 342

Психические инстанции 343

Ид 343

Эго 345


Суперэго 346

Уровни осознавания психических инстанций 347

Центральная роль эго 348

Сновидения 349

Развитие эго 350

Практическое применение 352

Оценка 354

Эриксон и восемь стадий жизни 359

Биографические сведения 359

Теория стадий Эриксона 361

Общая задача 361

1. Оральная стадия 361

2. Анальная стадия 365

3. Фаллическая (эдипова) стадия 368

4. Латентная стадия 370

5. Половая зрелость (генитальная стадия) 372

6. Молодость 375

7. Зрелость 376

8. Старость 377

Теоретические вопросы 380

Почему теория Эриксона является теорией стадий 380

Нужно ли проходить через все стадии? 383

Сравнение с Пиаже 384

Практическое применение 387

Клиническая работа: частный случай в качестве иллюстрации 387

Мысли о воспитании ребенка 388

Оценка 389

Теория отделения/индивидуации Малер 392

Биографические сведения 392

Обзор концепций и методов 393

Фазы нормального развития 396

Нормальная аутистическая фаза (от рождения до 1 месяца) 397

Нормальная симбиотическая фаза (1-5 месяцев) 397

Фаза отделения/индивидуации 399

Практическое применение 405

Оценка 407

Психоаналитическая терапия на конкретных примерах: Беттельгейм об аутизме 411

Биографические сведения 411

Синдром аутизма 412

Терапия 414

Любовь и забота 414

Автономия 414

Установка по отношению к симптомам 417

Феноменология 418

Резюме 419

Оценка 419

Шахтель о детских переживаниях 422

Биографические сведения 422

Основные концепции 423

Младенчество (от рождения до 1 года) 423

Раннее детство (от года до 5 лет) 425

Практическое применение 427

Оценка 427

Теория зрелости Юнга 429

Биографические сведения 429

Структура личности 432

Теория развития 436

Первая половина жизни 436

Кризис середины жизни 437

Старость 441

Практическое применение 442

Оценка 443

Теория развития языка Хомского 445

Биографические сведения 445

Основные концепции 446

Важное значение правил 446

Поразительно быстрое понимание детьми грамматических правил 447

Гипотеза врожденности 449

Врожденные ограничения 451

Поверхностная и глубинная стриктура 453

Замечания о развитии грамматики 454

Язык в ранний период развития 454

Произнесение одного слова 455

Произнесение двух слов 455

Развитие грамматики 456

Трансформации 457

Почти взрослая грамматика 457

Языковые универсалии 458

Хомский и теория научения 458

Оперантное обусловливание 458

Бандура и моделирование 460

Гибридные и креолизированные языки 462

Хомский и Пиаже 464

Практическое применение 466

Оценка 468

Заключение: гуманистическая психология и теория развития 471

Гуманистическая психология 471

История вопроса 471

Современная научная психология 472

Гуманистическое противостояние в психологии 473

Абрахам Маслоу 475

Теоретики развития как гуманисты 479

Природные силы роста 479

Романтизм 482

Феноменология 483

Универсалии 485

Эпилог: теория развития и движение за высокие стандарты обучения 486

Движение за высокие стандарты обучения 486

Критика теории развития 489

Не слишком ли мы сосредоточиваемся на целях, которые ставим перед детьми? 489

Поможет ли дополнительное внешнее давление? 492

Способствует ли движение за высокие стандарты развитию конформности? 493

Перспектива применения компьютеров 494

Тирания тестирования 496



Литература 499