Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Теории этногенеза Л. Н. Гумилева




Скачать 240.36 Kb.
Дата17.06.2017
Размер240.36 Kb.
ТипРеферат
ГОУ Гимназия №1505

«Московская городская педагогическая гимназия-лаборатория»




Реферат на тему:
Теории этногенеза Л.Н.Гумилева

Ученицы 9 класса «А»

Копыт Екатерины

Руководитель: Молев А.И.

Москва

2013
Оглавление




  1. Введение……………………………………………………………………………..3

  2. Глава 1. Терминология, теория этногенеза…………………………………….4




    1. Биография Л.Н.Гумилева…………………………………………………..............4

    2. Терминология (основные понятия концепции Гумилева: «этногенез», «этнические системы», «пассионарность»)…………………………………..…...5

    3. Теория этногенеза Л.Н.Гумилева (краткое представление)……………………...6




  1. Глава 2.

История Российского государства в контексте теории этногенеза. …………….8

  1. Заключение ………………………………………………………………………..16

  2. Список литературы……………………………………………………………….17


Введение
Данная работа посвящена яркой и важной теории, объясняющей возникновение, развитие, взаимодействие и исчезновение народов – этносов. Имя выдающегося русского ученого Льва Николаевича Гумилева (1912-1992 г.г.) широко известно нынешнему поколению, т.к. именно он стал автором , рассказавшем о малоизвестном в прошлом народов нашей Земли. Л.Н. Гумилев создал новую науку этнологию. Его теория долгое время не признавалась официальной. Но этнология Гумилева разнообразна: с ее помощью решены трудные задачи в исследовании разных народов (монголы, хазары). В реферате будет рассмотрена теория этногенеза применительно к русской истории. Свою теорию он применял при создании "Очерков этнической истории России". События этногенезов России составляют истории двух разных суперэтносов: историю Древней Киевской Руси (с IX века до XIII века) и историю Московской Руси (с XIII века по сегодняшний день). Таким образом, Л.Н.Гумилев выявляет, что ключевым периодом для понимания русской исторической судьбы является трехвековой период (XIII-XVв.в.).

Выбранная мной тема является вполне актуальной, так как на данный момент возрос интерес к истории Отечества, происхождению и развитию государства. В исторической науке существует несколько подходов к изучению исторического прошлого народа. Теория Л.Н.Гумилева применительно к истории Российского государства, а именно "Очерки этнической истории", позволяют по-новому взглянуть на события отечественной истории с позиции этнологической теории автора.



Цель моего исследования: проанализировать основные положения теории этногенеза Л.Н.Гумилева применительно к русской истории.

Задачи исследования:

1) Описать жизнь и научный поиск Л.Н.Гумилева;

2) Изучить теорию Л.Н.Гумилева, выделить основные идеи;

3) Определить основные понятия концепции Л.Н.Гумилева: «этногенез», «этнические системы», «пассионарность»;

4) Дать характеристику основных периодов русской истории в контексте теории этногенеза.

Для написания данной работы были использованы труды Льва Николаевича Гумилева. «Этносфера. История людей и история природы» в качестве теоретического материала о понятии «этнос», «этнические системы» и «пассионарность» и книга «От Руси до России» (описание русской истории IX-начала XVIII). Также мною были использованы интернет - источники для биографической справки Льва Николаевича Гумилева.



Глава 1. Терминология, теория этногенеза

1.1 Биография Льва Николаевича Гумилева.

Лев Николаевич родился 1 октября 1912 года в Царском селе, в семье поэтов Николая Гумилева и Анны Ахматовой. Всё свое детство провел у бабушки Анны Гумилевы в Тверской губернии. В 1917 году семья Гумилева переехала жить в город Бежецк, где Лев отправился в школу и обучался там до 1929 года. С 1930 года Гумилев жил в Ленинграде, а до 1934 работал в экспедициях в Саянах, на Памире и в Крыму. С 1934 г. начал учиться на историческом факультете Ленинградского университета, но в 1935 году был отчислен и арестован. И всё же через некоторое время освобождён и вскоре был восстановлен в ЛГУ. В марте 1938 года снова был арестован и осужден за 5 лет вместе со своими 2 товарищами. Наказание отбывал в Норильлаге, работая техником-геологом, по отбытии срока был оставлен в Норильске без права выезда. Осенью 1944 года Гумилев добровольно вступил в Советскую армию. В 1845 году вернулся в Ленинград и продолжил обучение в ЛГУ до 1946. После поступил в аспирантуру Ленинградского университета, но вскоре был отчислен. В 1948 году Гумилев защитил диссертацию кандидата исторических наук в ЛГУ и был принят научным сотрудником в музей этнографии народов СССР. В ноябре 1949 года был осуждён Особым совещанием на 10 лет, которые отбывал сначала в Шерубай-Нура около Караганды, затем в лагере у Междуреченска в Кемеровской области. 11 мая 1956 года Гумилева отпустили по причине отсутствия состава преступления.

C 1956 г. работал библиотекарем в Эрмитаже. В 1961 году защитил докторскую диссертацию по истории («Древние тюрки»). В 1967 произошло одно из важных событий в жизни Гумилева – женитьба на художнице Наталье Симоновской. Именно она подтолкнула Гумилева к написанию диссертации «Этногенез и биосфера земли». В мае 1974 года перед огромным залом Лев Гумилев блистательно защитил свою диссертацию, но ВАК отказал Льву Николаевичу в присуждение степени доктора географических наук – «за хорошее знание истории»! Спустя годы издательство «Наука» печатает книгу «География этноса в исторический период», а в 1990 году университет присуждает Гумилеву первую премию за «Этногенез и биосферу Земли». Радости семьи Гумилевых не было предела. Какое-то время спустя в книгу «Этногенез и биосфера Земли» также вошли фрагменты очерка «Зигзаг истории», который Гумилев писал после успешной защиты своей диссертации. Сборник завершается «Апокрифом», который, по мнению жены Гумилева, замечателен. Лев Николаевич Гумилев умер 15 июня 1992 года в Санкт-Петербурге, похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.

1.2 Терминология. Понятие этноса, этногенеза и пассионарности.

Существует множество вариантов к изучению и пониманию этноса. В книге Гумилева «Этносфера: история людей и история природы» указывается, что этносом является коллектив людей, противопоставляющий себя всем прочим коллективам. Этнос более или менее устойчив, хотя возникает и исчезает в историческом времени.1 Лев Гумилев ввел в учение об этносе системный подход: попытки определить этнос с помощью нескольких важных признаков (язык, культура, территориальное единство, общность экономической жизни, самоназвание и т.д.) были опровергнуты в связи с тем, что зачастую основной, главный признак невозможно было обнаружить (совокупность признаков не определяла ничего, кроме определенного объекта).

Этносы образуются разными способами: например, сикхи стали этносом на основе религии, монголы – на основе родства. Достоверный материал для анализа и выведения общих выводов зачастую дает нам та или иная историческая эпоха, когда письменные источники позволяют нам строить историю этноса и его развития. Наука, изучающая обстоятельства возникновения, развития и взаимодействие этносов называется этнологией. Причем, этот термин, как естественнонаучную дисциплину, ввел именно Лев Николаевич Гумилев, обобщив факты этнической истории и обнаружив движение истории засчет природных процессов.

Для того, чтобы понять сущность этноса, необходимо знать учение Л.Гумилева о пассионарности, так как благодаря пассионарности есть возможность проанализировать закономерности этногенеза, а именно: узнать происхождение, развитие и распад того или иного этноса. Гумилев описал пассионарность как устойчивый для этносов комплекс определенных черт, эффект энергии живого вещества биосферы, проявляющийся в повышенной активности этнических коллективов.

Сформулированная Гумилевым концепция этноса отличается от ранее существовавших, так как Лев Гумилев рассматривает этнос в качестве природной общности, как социальное явление, подчиняющееся общественным правилам и законам общественного развития. Для Гумилева, этнос – это природная общность, которая никак не связана с другими типами объединения людей.2 Помимо этого, Гумилев доказал, что этнос не является социальным явлением, подчиняющимся законом общественного развития, так как этнос характерен для всей формации. Стоит также отметить, что этническое самоназвание и этнос, как явление коллектива, не одно и то же, так как несколько этносов могут носить одно название, или наоборот, один этнос может называться по-разному. Такой случай Гумилев рассматривает на примере римлянин. Изначально, слово «римляне» означало граждан полиса Рима, но после расширения Рима в I-II вв. (количество римлянин возросло за счет включения многих провинций) римлянами стали называться все люди, жившие на территории государство. Тогда то, понятие «римлянин» утратило старое значение, но приобрело новое в скором времени. Общим фактором, объединявших жителей, стала историческая судьба государства (а не язык и культура). Далее государство, развивалось, появлялись новые коллективы с подобным названием, расширялись и лишь в XIX веке образовался единый этнос, принявшим название «римляне». Поэтому для этнологии необходимо исследовать и историю этноса.

При изучении истории этноса необходимо помнить, что многие коллективы были неустойчивы, дробились на более мелкие, завоевывались и порой соединялись с другими. Внутриэтническое дробление является условием, поддерживающим целостность этноса и придающее устойчивость.

Таким образом, можно сделать вывод, что история не может заменить этнологию, она способна только помочь ей. Также стоит отметить, что с появлением народа возникает и его этническая структура, поэтому мы вправе отнести понятие «этнос» к разряду географических наук, пересекающихся с историческими.

1.3 Теория этногенеза Льва Николаевича Гумилева

В основе теории Льва Николаевича лежит идея о том, что люди, т.е. организмы, живущие в коллективах, которые возникают в определенное время, рождаются, развиваются, разлагаются и вырабатывают общее самосознание и цели.3 Таким образом, такие коллективы образуют новый этнос, а процесс возникновения до распада – этногенез. Возникший этнос проходит фазы рождения, развития и распада, либо при смешивании с другим этносом превращается в новый. Но откуда и почему возникают, развиваются и вымирают этносы? Естественно, без предка этнос появиться не может, но и не всегда этнос появляется, образуется редко и лишь при определенных событиях. Так, в XX веке, считалось, что все расы и этносы образуются путем естественного отбора и борьбы за существование. В XXI веке эта теория уже не столь популярна в связи с тем, что появились иные доказательства другой версии – теории мутагенеза. То есть, каждый новый вид возникает как следствие мутации, внезапно наступающей под действием внешних факторов и событий в определенном месте. Но наличие мутации не отменяет внутривидового процесса эволюции: если появившиеся признаки жизнеспособны, то они закрепляются и передаются по наследству в течение долгого времени. Если не жизнеспособны, то организмы, обладающие подобными признаками, вскоре вымирают. К тому же, мутацию можно считать причиной возникновения этногенезов, в результате которой возникают этнические «толчки», ведущие к созданию новых этносов. Но процесс этногенеза не отделим от пассионарности. Пассионарность – это признак, возникающий вследствие мутации и образующий внутри популяции людей, обладающих тягой к действию и образованию чего-то нового. Таким людям Лев Николаевич Гумилев дал название «пассионарии». Пассионарии стремятся изменить жизнь к лучшему, борются за покорение народов, за свободу, правоту и право голоса. Но пассиионарии выступают не только как исполнители, но и как организаторы. Ведь при вкладывании энергии в организацию и управление другими людьми, они вырабатывают и создают новый этнос, новую этническую систему.

Возникший этнос проходит определенное количество фаз, идентичных возрастам человека. Первая фаза – фаза пассионарного подъема, вызванная пассионарным толчком. Этнос возникает благодаря старым этносам, соединившимся когда-то в одну. Из разных и непохожих субэтнических групп создается одна, целостная и большая, которая впоследствии подчиняет себе ближайшие народы. Таким образом возникает этнос. Продолжительность жизни каждого этноса примерно одинакова (около 1500 лет). Вторая фаза – акматическая фаза этногенеза (наибольший подъем пассионарности). Для этой фазы обычно характерны соперничество и воины, т.е. отсутствие стремления к соединению, а наоборот, стремление «быть самим собой» и жить, не подчиняясь чьим-то наставлениям. Эта фаза временно тормозит развитие этногенеза. Вследствие постоянных воин этнос редеет, начинается пик этноса. Третья фаза – фаза надлома. Она возникает вследствие гражданских воин и заканчивается, обычно, кровопролитием. Этнос начинает развиваться « по инерции», поэтому четвертая фаза – инерционная фаза. В этой фазе происходит объединение, подчинение одних народов другим, возникновение и развитие новых государств, накопление приобретенных ценностей. Но постепенно происходит иссякание пассионарности. Ведущее положение в обществе занимают субпассионарии (люди с пониженной пассионарностью). Субпассионарии, по сути, истребляют пассионариев. И тогда наступает пятая фаза – фаза обскурации, при которой процесс увядания и распада необратим. Когда этнос совсем редеет и увядает, наступает последняя, шестая фаза – равновесие с природой. В этой фазе люди живут в гармонии с природой и покоем.

И новое развитие может вызвать лишь новый пассионарный толчок. Тогда то и возникает новый этнос, новая пассионарная популяция. Но он полностью отличается от прошлого этноса, создается новое, творческое открытие и только поэтому «Человечество не исчезло с лица Земли».4

Подводя итог, можно утверждать, что Лев Николаевич Гумилев создал теорию, которой можно пользоваться при изучении того или иного этноса с целью определения его рождения, развития и жизнеописания. При изучении любого этноса можно обнаружить фазы, которые существуют благодаря внешним и внутренним факторам, влияющим на его развитие. В следующей главе будет рассматриваться история возникновения и развития русского суперэтноса с позиции этнологической теории.

Глава 2. Теория этногенеза на примере истории возникновения и развития Российского государства.
В те века, когда зарождалась история государства, народы расселялись неравномерно. По сути, они были связаны только территорией, на которой они живут, так как развитие, приспособление и обитание были разными. Лев Николаевич Гумилев в своей теории, применительно к истории Российского государство, выделяет 8 фаз этногенеза.

Первой фазой, безусловно, является пассионарный толчок: «Ноль», который произошел около 1 в.н.э. В те годы народы на Земле расселялись неравномерно. Одни жили в городах, другие в лесах и степях, иные на берегах водоемов. Культуры развивались совершенно по-разному в связи с разнообразием ландшафтов, на которых обитал тот или иной народ. Так, жители леса занимались исключительно охотой, степняки занимались и развивали скотоводство и т.д. Таким образом, у каждого народа был свой способ развития хозяйства, свои способы приспособления и выживания на территории обитания. Деление на географические районы не всегда совпадает с делением на климатические области. Европа разделена воздушной границей, которая проходит через Западную Белоруссию, Прибалтику и Украину до Черного моря.

Постепенно стал развиваться инкубационный период пассионарного подъема, происходило образование нового этноса, которое длилось 180-200 лет (т.е. 1-200гг.). В эти годы активно развивались народы, появлялись названия и территориальные обоснования.
Затем происходил явный переход фазы пассионарного подъема, начался переход к акматической фазе (около 200-300 лет). Для этого времени характерно было развитие таких народов, как готы, литовцы, латыши, пруссы, ятвяги. Во времена Великого переселения народов храбрые воины готы – народ, привычный к мореплаванию, совершали набеги на Грецию, захватывая города, подвергая их разорению и жертвам. В 251г. готы разгромили римскую армию и двинулись к устью Дуная, став в дальнейшем полноценными хозяевами. В то же время другой народ остготов подчинил себе почти всю Восточную Европу: земли мордвы и мери, Поднепровье, верховья Волги, степи до Крыма (в том числе и сам Крым). Но могучее государство вскоре погибло из-за измены подданных, и на смену пришли гунны.

Пока гунны воевали с такими государствами, как Рим, Китай и Средняя Азия, на территории Восточной и Южной Европы происходило расселение славянских племен. Так происходило начало акматической фазы этногенеза – образование суперэтноса и распространение его в пределах своего ландшафтного ареала в течение 300-600 лет. Затем, в течение еще 200 лет, т.е. в 600-800 годы акматическая фаза переходила в фазу надлома, т.е. резкое снижение пассионарности суперэтноса. Это объясняется распадом славянского единства, образованием отдельных раннеславянских государств и освоением отдельных территорий. Население развивалось, распространялось на север, на юг и на восток, при этом на севере они сохранили за собой название венедов, на юге – склавины, а на востоке – анты. К VI в. славяне расселились на территории Волыни (волыняне) и южных степей вплоть до Черного моря (уличи и тиверцы), заняли бассейн Припяти (древляне), Южную Белоруссию (дреговичи). В это время в северной части Белоруссии поселились западные славяне – венеды. Позже образовались заподнославянские племена – радимичи и вятичи, а после и угро-финские племена. Для славян опасность представляло соседство с русами, у которых одним из главным промыслом являлось набеги на соседей. Часть русов, ушедшая на восток, заняли три города: Куяба (Киев), Арзания (Белоозеро) и Старая Руса. Русы безжалостно грабили своих соседей, убивали мужское население, детей и женщин брали в плен и продавали купцам-работорговцам.

Славяне селились небольшими группами в деревнях, оборонялись от русов, но длительная борьба закончилась в пользу русов, когда к власти пришел Рюрик. Тогда фаза надлома постепенно переходила в инерционную фазу, т.е. плавное снижение пассионарности суперэтноса. Эта фаза длилась около 300 лет, то есть 800 – 1109 гг. В эти годы шло активное создание славянского государства на территории Восточной Европы – Киев – Киевской Руси. Первым представителем власти этого государства стал Рюрик. Существует легенда о двух братьях Рюрика – Синеусе и Труворе, возникшая в результате неверного расшифрования летописи. Рюрик со своими родственниками и дружинниками сел в Новгород и вскоре создал свою державу путем подчинения окрестных славян, финно-угров и балтов. Согласно летописи, Рюрик скончался в 879г., и после него власть перешла к его сыну Игорю (но пока Игорь подрастал, власть держал воевода Олег). Олег с дружиной двинулись по великому пути из «варяг в греки», подошли к Киеву, убили правителей Аскольда и его брата Дира и подчинили себе город Киев и жителей его. Это произошло в 882г. В 883 г. Олег занял Псков и обручил малолетнего Игоря с псковитянкой Ольгой. К IX в. раскол единого славянского племени привел к созданию новых народов, таких как сербы, хорваты и болгары. Растущая пассионарность разбросала племена по всей Европе. По соседству с Киевской державой в Восточной Европе образовывалось новое государство – Хазарский каганат. Хазары – кавказское племя, обитавшее на территории современного Дагестана. У этого государства не было власти, сейчас от языка сохранилось лишь пару слов и историческое прошлое.

В истории различных народов всегда фигурирует одно повторяющееся явление – миграция населения. Миграции разнятся, случается, что народ переселяется на иную территорию и активно приспосабливается к новым условиям жизни. Именно таким образом распространялись славяне с верховьев Вислы до берегов Балтийского, Адриатического и Эгейского морей. Они выжили и приспособились ко всем условиям. В отличие от славян, вандалы и готы не смогли приспособиться к новым природным и климатическим условиям, и население вымерло.

В 939 г. русы обложили русское княжество данью, а затем «выдали хазарам свои мечи» и подчинились новому государству. «Сказание о хазарской дани» подчеркивает разницу в вооружении русов, славян и азиатских народов. В 943 г. хазары вновь отправили войско русов за данью на Каспий. Но на Русь так и не вернулись, по крайней мере, в летописях ничего не сохранилось о новых походах.

Образовавшееся русско-славянское государство с центром в Киеве расширялось к берегам Черного моря. Одним из мощных соседей и противников являлась Византия. В X в. печенеги откочевали из Средней Азии в низовья Днепра и вступили в контакт с Византией, а мадьяры выступили союзниками славян и русов. Вся «историческая мифология» хранится в «Повести временных лет» Нестора. В начале X в. Киев активно боролся с Хазарией. В результате постоянных походов, а именно, в результате похода 964 – 965 г. князь Святослав (сын Игоря и Ольги) исключил из сферы влияния хазаров, Волгу, часть Среднего Дона и среднее течение Терека. Киевская Русь вернула себе независимость. Постоянные победы поднимали авторитет Киевской Руси в глазах крупных держав. Большое влияние на судьбу Киевского государства повлияла Византия и ее религия. С гибелью князя Святослава Киевская Русь постепенно превращалась в тихую и спокойную державу с приобретением сторонников такой религии, как христианство. После братских междоусобиц ( Владимиром, Ярополком и Святославом) Владимир пришел к власти. Внешняя политика Владимира сочетала успехи и неудачи. Киев долгое время воевал с Волжской Булгарией из-за постоянных нападений булгаров на русские города Муром и Суздаль. Но потом суздальцы и муромцы нападали и брали в плен на булгаров. Таким образом, образовывались Всеславы и Любавы. То есть, два этноса стали различать только по религиозным отличиям, ибо антропологические, расовые, хозяйственные системы Волжской Булгарии и Северо-Восточной Руси были очень схожи. А все возможные попытки присоединения Волжской Булгарии были бесполезны. Во – вторых, в 986 году Владимиру удалось захватить Тмутаракань, которая досталась в удел сыну Владимира Мстиславу.

Но историческая память связывает образ князя Владимира с немало важным событием для Древней Руси – крещение. Владимир выбрал веру, «одухотворившую жизнь народов». Владимиру «выбор веры» дался нелегко. Основными религиями, оказавшими существенное влияние на ситуацию в Восточной Европе в X в., являлись православие, католичество и ислам. Международный аспект этой проблемы обусловливался постоянными суперэтническими контактами. В основе споров и принятия решения лежали природные и объективные процессы этногенеза. Западноевропейская суперэтническая целостность ощущала отличие и превосходство над другими суперэтносами и провозглашала «Христианским миром» только себя. Теологическое разногласие в форме борьбы между православием и католичеством перешло в область политики.

Сами обстоятельства «выбора веры» Владимиром известны нам из «Повести временных лет». По преданию, князь отправил посланцев в соседние государства с целью пригласить представителей всех учений. Владимир принял решение креститься по греческому обряду.

Следствия выбора веры были очень велики. Во – первых, Русь получила сильного союзника – Византию, а во-вторых, сделанный выбор примирил князя с населением столицы. Население государство приняло веру без особых противостояний, ведь христианские нормы морали не являлись насилием для новообращенных. Крещение дало высшую свободу, право выбора между добром и злом.

После князя Владимира к власти пришли его сыновья. До 20 годов первого тысячелетия главным врагом Древней Руси были поляки. В те времена языки были понятны обеим сторонам в отличие от настоящего времени. Со временем славянское единство было утрачено, а языковая близость сохранялась до конца VIII в. Вторыми основными врагами были Европейские государства. Причина конфликтов и разногласий проста: во-первых, поляки хотели расширить свои территории, а русские, в свою очередь, негативно относились к западничеству и тесным контактам с европейскими странами. На тот период хоть и существовали этнические различия населения Новгорода и Полоцка, Ростова и Смоленска, Галича и Чернигова, но в целом Древняя Русь по отношению к другим, большим группам этносов (суперэтносам) была единой общностью. Такими группами были, к примеру, жители католической Западной Европы или население мусульманских стран.

В XI в. Польша сблизилась с католическим Западом. Этот факт важен нам, потому что на протяжении всей истории развития русского государства шла борьба двух политических течений: «западнического» и «почвеннического», выражавшего в стремлении сохранить свои старинные традиции.

На рубеже XI – XII вв. основную опасность для Киевской Руси представляло падение нравов, отказ от русской этики и морали. В 1097 г. в Любече состоялся княжеский съезд, где положили начало новой политической форме страны. «Каждый да держит отчину свою». Русь начала превращаться в конфедерацию независимых государств. Князья поклялись нерушимо соблюдать провозглашенное и в том целовали крест. Но это только усугубило ситуацию в Киевской Руси. Постепенно Киевская держава начала распадаться. Началась фаза обскурации, т.е. резкое снижение пассионарности, разрушение системных связей. Эта фаза длилась с 1100 по 1300 год. За этой период в жизни Киевского государства произошло много перемен. Пассионарность Руси неуклонно снижалась, и потому разнообразие ландшафтов и традиций поведения вело к торжеству центробежных тенденций. В силу этого Русь оказалась раздробленной на отдельные княжества и уделы, которым соответствовали этносы и субэтносы. Субэтносы были особенно разнообразны. Например, в Смоленской земле, в Ростово-Суздальском и Черниговском княжествах имелось около десятка уделов. Языческие и угро-финские племена, такие как ятвяги, литва, мордва, черемисы, зыряне и другие — по-прежнему оставались за пределами Руси. В таком раздробленном состояние в XIII наступила ее гибель.

Тринадцатый век является сложным столетием русской истории. Последний век существования Киевской Руси имеет огромное количество мифов и легенд, наполнен разнообразными событиями. Этногенез Киевской Руси оказался усложнен этническими контактами с представителями совершенно иных суперэтносов: Монгольского улуса и «Христианского мира». Снижение пассионарности всегда ведет к разрушению этноса в качестве единой системы. Внешне это выражается в событиях, не совместимых с интересами народов, но объяснимых внутренней логикой этногенеза.

Первый поход на Древнюю Русь монголо-татары совершили с 1237 по 1240 годы строго на запад. По своим последствиям западный поход был типичным набегом кочевников грандиозного масштаба. В течение 20 лет после нашествия Батыя с северных русских княжеств никакой дани не взимали, но с южных княжеств налоги брали. Поэтому русские стали активно переезжать на север (Тверь, Коломна, Москва и другие города Залесской Руси). Так все русские традиции переместились в лесную полосу. Этот географический фактор – смена ландшафта в результате миграции – крайне значимый для дальнейшего хода этногенеза Древней Руси. Важнейшей личностью в государстве в то время являлся Александр Невский. При выборе союзника между Ордой и Западом, с которым некогда произошло Ледовое побоище, Невский разобрался в этнополитической обстановке и пойти против своих принципов ради спасения Родины. Таким образом, союзником Руси стала Орда. Но главной проблемой государство стало разделение на княжества.

К середине XIII в. Русь окончательно разделилась на Северо-восточную, Юго-Западную и Новгородскую земли. Между князьями шла ожесточенная борьба. Раздробленность государства увеличивалась с каждым днем. Распад вел к снижению пассионарности населения в государстве. В связи с наступлением фазы обскурации все попытки воссоздания единой Руси в XIII веке терпели неудачу.

С падением пассионарности в XIII в. единство Руси оказалось утраченным. Отдельные подсистемы суперэтноса вошли в состав других этнических миров, например, Северо-Восточная Русь вошла в монгольский суперэтнос. Остальные русские княжества, отказавшись от союза с татарами, были захвачены частично Литвой и Польшей. Таким образом, во время фазы обскурации Русь была разделена пассионарности Запада и Востока. Фаза обскурации незаметно переросла в мемориальную фазу. Мемориальная фаза – утрата единства этнической принадлежности и перерождение культурных традиций. За этот период Новгород Великий окончательно утратил политическую самостоятельность. А в начале XIV века Киевская Русь «канула в небытие». На данном этапе не существовало ни этнического, ни политического единства русского государства. Система организации власти оказалась раздробленной окончательно.

Наиболее важными центрами стали Тверь, Смоленск, Рязань, Нижний Новгород и Москва. Но и эти центры не представляли собой единое государственное образование. Итак, уже в начал XIV века Киевская Русь канула в небытие.

При правлении Ивана Калиты сформировался новый принцип строительства государства – принцип этнической терпимости. Принцип заключался в принятии на службу людей любого происхождения, но при условии добровольного принятия православной веры. Таким образом, единственной силой, объединяющей народ, была вера. В свою очередь, активная антихристианская часть населения Руси постепенно исчезала в результате миграции населения. На месте старой Киевской Руси возникло новое государство, новый этнос – Московская Русь.

Но почему Московская? С точки зрения пассионарной теории, причиной возвышения Москвы стало привлечение к себе различных пассионарных обществ: татар, литовцев, половцев и русичей. Все пришедшие общества Москва сумела объединить с помощью веры. Пассионарная сила Москвы превышала силу богатого Новгорода и сильную Тверь. Стоит заметить, что на смену политическим традициям Киевской Руси пришел принцип династической монархии.

Важным фактором установления статуса Московской Руси – победа на Куликовом поле в 1380 г. К 1380 г. Древняя Русь окончательно была разделена между Московской Русью и Литвой. Еще одним важным и новым фактором Московской Руси стало событие в 1441 г. В 1441 г. рязанский епископ Иона был «наречен во митрополиты» собором русских епископов. Итак, Московское государство не только отказалось от зависимости от Константинопольской церкви и подняло свой авторитет в глазах соседних государств, но и встало на пути превращения этноса в суперэтнос.

Но главной задачей Московской Руси и князя, а точнее, Ивана III – объединение русского государства воедино. Так, в 1478 г. Новгород полностью лишился своей независимости. Тогда то и завершилась история последнего осколка Древнего русского государства. В свое правление Иван III имел полное право называть себя Великим князем всея Руси. Вся территория Древнего государства входила в состав Московской Руси, за исключением части земель, захваченных Польшей.

1500 г. – начало акматической фазы этногенеза Московского государства. В течение трех веков народы Евразии (от Прибалтики до Тихого океана) объединялись под властью Москвы, создавая при этом суперэтнос. Но почему фаза началась лишь в 1500 годы? Дело том, что к началу XVI века цели и действия русского народа заметно изменились. Пассионарных людей становилось гораздо больше, они сформировывали для себя новые цели и задачи, оставляя прошлое позади. С объединением всех территорий страны стабилизировалась экономика и политика государства. Так, во времена правления Ивана IV (Грозного) к России были присоединены Казань (1552г.) и Астрахань (1556г.). В первой четверти XVII в. суперэтнос начал восстанавливаться после смуты (фактического правления Бориса Годунова, Лжедмитрия I и Василия Шуйского) конца XVI – начала XVII в. Период времени от смерти Ивана III до начала правления Михаила Романова – первый максимум пассионарности в этой фазе, причем неравномерный (сначала период возрастания, а потом – убывание).

Новый подъем начался лишь в 20-х годах XVII в. С точки зрения этногенеза, Смутное время – не случайность, а следствие пассионарной «депрессии» после середины XVI в. Спад и подъем пассионарности весьма отразились на ее природных ресурсах. Так, при спаде Иван IV позволил англичанам и другим иноземным жителям вывозить русский товар и сырье. Русские купцы, в свою очередь, были совершенно недовольны таким решением царя, но оспорить его не могли. Когда же спад сменился подъемом, русский народ показал совершенно иное отношение к природе. Так, царь Михаил Романов (в отличие от Ивана Грозного) ввел строгое ограничение для иноземных купцов, обложив их большими налогами.

Таким образом, во времена подъема пассионарности вывоз ресурсов за границу строго регулировался и ограничивался. Природные ресурсы постепенно приобретали свой старый вид. Что касается внешней политики, то во времена правления первых Романовых оказалась земля донского казачества. За несколько десятилетий русский народ освоил завоеванные территории на востоке Евразии, при этом хорошо справляясь с критическим положением на Западе. Включение в Московское государство новых территорий происходило за счет контактов и и добровольного перехода народов под руководство и защиту московской власти.

Правление Петра Великого – начало стремительного превращение Московской Руси в Российскую империю. При правлении Екатерины II в государстве зародилась петровская легенда – легенда о царе, «прорубившем окно в Европу», открывшем России новые влияния западной цивилизации. На самом деле, традиции на Руси нарушали и во времена правления Ивана III, и Ивана IV и многие другие правители вносили новшества и изменения в русские традиции. А Петр I продолжил эту цепочку, ввел декоративные новшества из Голландии и других европейских стран. И всё же, петровские реформы оказались глубже и повлияли на жизнь русских и их стереотипы, ибо в начале XVIII века уровень пассионарности российского суперэтноса заметно понижался, в отличие от XVI – XVII вв. И при Петре Великом была продолжена русская традиция XVII в. в сфере внешней и внутренней политики государства. Царь управлял государством, опираясь на правительственных чиновников и верные войска.

Но стоит отметить, что не все последствия петровских реформ проявили себя сразу: некоторые последствия их испытали на себе потомки Петра Великого. Московская Русь приобретала ряд этносов (после присоединения к себе Украины), вошедших в единый русский суперэтнос.

XVIII в. – последний период акматической фазы Российского этногенеза. В XIX века Россия вступает в иной этнический период – фазу надлома. Лев Николаевич Гумилев, автор книги, завершает ее так: «Сегодня, на пороге XXI в., мы находимся близко к ее финалу. Было бы самонадеянностью рассуждать об эпохе, частью которой являемся мы сами. Но если сделанное нами допущение верно, а мы пока не знаем фактов, ему противоречащих, то это означает, что России еще предстоит пережить инерционную фазу – 300 лет золотой осени, эпохи собирания плодов, когда этнос создает неповторимую культуру, - остающуюся грядущим поколениям! Если же на обширной территории нашей страны проявят себя новые пассионарные толчки, то наши потомки, хотя и немного не похожие на нас, продолжат славные наши традиции и традиции достойных предков. Жизнь не кончается…»5

Таким образом, подводя итог, мы проследили историю появления и развития русского суперэтноса, его «взлеты и падения». Все периоды развития Российского государства были распределены по определенным фазам, созданным Львом Николаевичем Гумилевым.



Выводы и заключение
Данная тема была посвящена популярной теории этногенеза Льва Николаевича Гумилева. На основе теории Льва Николаевича была прослежена логика основных событий этногенеза Руси и Российского государства. Каждая фаза теории Гумилева обозначена конкретным периодом времени в истории Российского государства.

Стоит отметить, что этногенез народов Российского государства составляют жизни совершенно два разных суперэтноса – это история Древней Киевской Руси и история Московской Руси. Ключевыми периодами формирования этноса стали три века: XIII, XIV и XV. Финальная фаза этногенеза Киевской Руси сочеталась с инкубационным периодом истории России, события переплетались, а результаты накладывались друг на друга.

Основа этнических отношений лежит за пределами сферы сознания, она в эмоциях: симпатиях-антипатиях, любви-ненависти. И направление этих симпатий-антипатий вполне обусловлено для каждого этноса.6

Итак, в данном исследовании была изучена теория Льва Николаевича Гумилева, рассмотрена на примере истории русского суперэтноса. Все периоды развития Российского государства были распределены по определенным фазам, созданным Львом Николаевичем Гумилевым. И стоит отметить, что при изучении истории развития государства и народа, который там проживает, нельзя обойтись без этнологии.




Список литературы
Литература:

  1. Гумилев Л.Н. От Руси до России: Очерки этнической истории. – СПб: Юна, 1992.- 272 с.

  2. Гумилев Л.Н. Этносфера: История людей и история природы. – М.: Экопрос, 1993. – 544с.


Интернет – ресурсы:

Биография Льва Гумилева. http://www.bibliotekar.ru/gumilev-lev/ Ссылка действительна на 27.04.13




1 Гумилев Л.Н. Этносфера: История людей и история природы. – М.: Экопрос, 1993. – 544с.


2  Там же.

3 Гумилев Л.Н. От Руси до России: Очерки этнической истории. – СПб: Юна, 1992.- 272 с.


4 Там же.

5 Гумилев Л.Н. От Руси до России: Очерки этнической истории. – СПб: Юна, 1992.- 272 с.


6 Там же.

  • Введение
  • Глава 2. История Российского государства в контексте теории этногенеза.
  • Список литературы
  • Цель моего исследования
  • «Этносфера. История людей и история природы»
  • Глава 1. Терминология, теория этногенеза 1.1 Биография Льва Николаевича Гумилева.
  • 1.2 Терминология. Понятие этноса, этногенеза и пассионарности.
  • 1.3 Теория этногенеза Льва Николаевича Гумилева
  • Глава 2. Теория этногенеза на примере истории возникновения и развития Российского государства.
  • Список литературы Литература