Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Теоретико-методологическая база качественных методов в психологии и других гуманитарных наука




страница1/13
Дата01.07.2017
Размер1.09 Mb.
ТипГлава
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

ВВЕДЕНИЕ 2

Глава 1. Теоретико-методологическая база качественных методов в психологии и других гуманитарных науках. 3

1.1. Номотетический и идеографический подходы в психологических исследованиях. 3

1.2. Качественная и количественная стратегии исследования в психологии. 6

1.3. Классификация качественных методов в психологии управления. 10

Глава 2. Индивидуальные качественные методы. 12

2.1. Наблюдение как качественный метод сбора информации. 12

2.2. Архивный метод – анализ документов и продуктов деятельности. 16

2.3. Биографический метод как качественный метод анализа жизненного пути личности. 18

Глава 3. Глубокое интервью: методология, методика и процедура. 19

3.1. История и общая характеристика метода глубокого интервью. 19

3.2. Подготовка глубокого интервью. 22

3.3. Начало интервью – процесс установления контакта. 32

3.4. Основная часть интервью. 36

3.5. Завершение интервью – выход из контакта. 46

Глава 4. Креативные групповые методы. 48

4.1. Метод мозгового штурма. 48

4.2. Метод синектики. 50

4.3. Концептуальное картирование. 53

Глава 5. Метод фокус-групп. 56

5.1. История метода фокус-групп. 56

5.2. Программа фокус-группового исследования. 59

5.3. Процедура проведения фокус-группы. 70

Глава 6. Качественный анализ данных и представление результатов. 81

6.1. Проблема качественного анализа данных. 81

6.2. Методики и техники обработки непосредственных данных качественных исследований. 83

6.3. Методы анализа и интерпретации результатов качественных исследований. 90

6.4. Формы представления результатов качественного анализа данных. 93

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 97

ЛИТЕРАТУРА 98



ВВЕДЕНИЕ

Данное методическое пособие представляет собой краткий конспект лекций по курсу «Качественные методы в психологии управления», который является дисциплиной специализации «Психология управления» специальности «Психология».

Актуальность и даже необходимость издания данного конспекта лекций диктует специфика самого спецкурса, заключающаяся в трех основных моментах.

Во-первых, спецкурс «Качественные методы в психологии управления» базируется на недавно начавшем развиваться, но очень широко применяющемся качественном подходе к сбору и анализу психологической информации, идущем от гуманитарной парадигмы и идеографических описаний.

Во-вторых, данный спецкурс является авторским и разрабатывается не только на основе теоретических взглядов автора, но и обобщает опыт практического применения качественных методов в психологии управления.

В-третьих, литературные источники по проблематике спецкурса существуют в крайне недостаточном количестве для того, чтобы студенты могли пользоваться ими при изучении спецкурса, подготовке к семинарским и практическим занятиям, самостоятельной разработке программ и процедур применения качественных методов для решения конкретных задач психологии управления. Между тем, объем спецкурса уже не вмещается в его лекционную часть, практически не оставляя времени на проработку практических заданий, формирование конкретных умений по применению качественных методов.

Все эти причины являются основанием для издания настоящего конспекта лекций, целью которого является интенсификация самостоятельной работы студентов с теоретической базой спецкурса, обеспечение спецкурса необходимыми учебными материалами и освобождение аудиторного времени для демонстрации конкретных методик, составляющих арсенал качественных методов, а также отработки умений и навыков их самостоятельного применения.

Глава 1. Теоретико-методологическая база качественных методов в психологии и других гуманитарных науках.




1.1. Номотетический и идеографический подходы в психологических исследованиях.

Проблема психологического смысла, эмпирического выражения, возможностей и ограничений качественной и количественной стратегий исследования в психологии является прямым продолжением более общей проблемы диалога естественнонаучной и гуманитарной парадигм.

Впервые эта проблема возникла в философии науки в работах немецкого философа-неокантианца Вильгельма Вильденбанда. В своих философско-методологических трудах он проанализировал всю систему наук своего времени (70-х годов XIX века) и сделал вывод о том, что существуют два типа наук – науки о природе и науки о духе. Соответственно этим двум типам наук он выделил два совершенно различных способа образования знаний.

Науки о природе (физика, химия, биология) пользуются номотетическим способом получения знаний. Это слово происходит от греческого слова номос (закон). В.Вильденбанд употребил его для того, чтобы раскрыть главную особенность такого способа познания – получение общего знания о процессе или классе объектов, объяснение их функционирования общими законами и закономерностями, универсальными для каждого единичного случая.

Науки о духе (история, философия) пользуются идеографическим способом образования знаний, получая уникальное знание о конкретном, единичном, описывая уникальные объекты или явления целостно, во всем их качественном своеобразии.

Главный вопрос, поставленный В.Виндельбандом как методологом науки, касался того, как в рамках идеографического подхода, т. е. знаний о единичном, не приемлющих традиционных для наук о природе объяснений и обобщений, возможно построение полноценного научного знания в социально-гуманитарной сфере, или в сфере наук о духе. Сам философ считал, что при помощи идеографических описаний можно получить полноценное научное знание.

Позже идеи В.Виндельбанда получили дальнейшее развитие в трудах Вильгельма Дильтея, который применил классификацию способов познания к психологии. Психологическая система Дильтея появилась в период открытого кризиса в психологии, когда традиционная интроспективная психология сознания утратила свое главенствующее положение, а метод интроспекции был признан несостоятельным. Мировая психологическая наука остро нуждалась в новых направлениях, и одним из таких направлений стала описательная, или понимающая психология, которую и предложил В.Дильтей. Он видел главную беду интроспективной психологии в стремлении объяснить психические явления с точки зрения их структуры, открыть универсальные законы соединения мельчайших элементов психического, т.е. в попытке применить в психологии номотетический подход к получению знаний. Традиционную интроспективную психологию Дильтей назвал аналитической, или объяснительной, и предложил в противоположность ей новую, описательную, или понимающую психологию, главным методом которой было постижение душевной жизни человека в ее целостности и уникальности, т.е. идеографический подход.

Таким образом, в психологии возникли два совершенно различных направления, которые существуют до сегодняшнего времени. В современной психологии идея двух подходов получила дальнейшее развитие.



Номотетический подход связывают с изучением группы индивидуумов и формулированием общих выводов на основе большого числа однотипной (стандартизованной) информации. Человек или группа рассматриваются как носители совокупности свойств. При этом использование номотетического подхода предполагает выделение из этой совокупности свойств, общих для всех людей или групп. Основным методом в номотетическом подходе являются все формы стандартизованного измерения, понимаемые очень широко (категоризованное наблюдение, стандартизованное интервью и анкетирование, тестирование, эксперимент).

Идеографический подход в современной психологии связывают с изучением свойств конкретного индивидуума или конкретной группы на основе качественной информации, полученной либо от самого объекта, либо от его социального окружения, либо посредством анализа документов (биографий и автобиографий, мемуаров, переписки, официальных документов). Человек или группа рассматриваются как целостная система уникальных свойств, а использование идеографического подходя позволяет распознать и описать индивидуальные особенности и качественное своеобразие изучаемого объекта. Основным методом здесь является описание, используются свободная беседа, неструктурированное наблюдение, проективные методики, групповые дискуссии.

В рамках идеографического подхода в психологии применяется метод феноменологически ориентированного исследования, целью которого является получение ясных, точных и систематичных описаний тех или иных аспектов переживания человека. Феноменологическое исследование ориентировано на раскрытие структуры того или иного переживания, связанного с некоторым предметом, ситуацией, событием или каким-то аспектом жизнедеятельности человека [22]. Среди специфических черт феноменологического исследования в психологии можно выделить: 1) его качественно-описательный характер; 2) ориентацию на переживание как предмет исследования; 3) использование рефлексивных данных; 4) отказ от любых теоретических допущений и выводов; 5) использование обыденного языка описания.

Продолжение диалога номотетического и идеографического подхода можно найти в современных этнопсихологических и кросскультурных исследованиях: в этой области психологии делается различение между etic- и emic-подходами, а соответственно, и etic- и emic-данными, выдвинутое Дж.Берри [18]. Etic-подход имеет дело со свойствами и закономерностями, характерными для большого числа культур, и занимается их сравнением и обобщением. Исследуемые единицы выдвигаются учеными заранее и рассматриваются как абсолютные и универсальные для всех изучаемых культур. Emic-подход анализирует уникальные свойства данной культуры, ее специфику, и вписывает изучаемые феномены в контекст конкретного культурно-исторического окружения. Исследователь не намечает критерии заранее, а обнаруживает их в самой специфике культуры и соотносит с другими ее уникальными особенностями. По существу, etic-подход реализует номотетические научные идеалы, а emic-подход – идеографические.

Таким образом, вслед за номотетическим и идеографическим подходами в психологии утвердились две традиции исследования – количественная, реализующая на практике номотетический подход, и качественная, которой соответствует идеографический подход [9, 18, 21, 26].

 

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

  • Глава 1. Теоретико-методологическая база качественных методов в психологии и других гуманитарных науках.