Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Теоретическая тетрадь гитариста




Скачать 434.25 Kb.
страница1/2
Дата03.07.2017
Размер434.25 Kb.
ТипПояснительная записка
  1   2
Сидоркина Е.О.,

преподаватель МБУДО

«ДМШ г. Зеленодольска РТ»

Теоретическая тетрадь

гитариста

Зеленодольск - 2015г.

Пояснительная записка

В данной работе собраны сведения о композиторах – гитаристах, о музыкальных произведениях, их форме, а также музыкальные термины, сведения из школ игры на гитаре и учебных пособий по элементарной теории музыки.

Пособие является отличным подспорьем в разучивании музыкального произведения, что в конечном итоге способствует успешному выступлению учащегося на академическом концерте.

Композиторы



Робер де ВИЗЕ (ок. 1658–1725) – крупный композитор, ученик, возможно, самого Корбетты, лютнист и гитарист, владевший также виолой и теорбой. Робер де Визе преподавал игру на этих инструментах; затем был призван ко двору. Около 1680 года он вступил в Королевское музыкальное общество, где в основном и протекала его деятельность. В период регентства его положение придворного гитариста было признано официально. В 1719 году де Визе получил место «королевского учителя игры на гитаре», сменив в этой должности Луи Журдана де ла Салля. Этот пост впоследствии унаследовал его сын Франсуа, который вышел в отставку в 1745 году, уже в то время, когда широкий интерес к гитаре упал, и она пользовалась при дворе не более чем уважением. Робер де Визе оставил два сборника пьес для гитары, посвященные Людовику ХIV; пьесы для лютни и теорбы, выпущенные в 1716 году; рукописные сочинения для этих трех инструментов. «Сборник пьес для гитары, посвященный королю» (Париж, 1682) состоит из пьес, которые, по словам автора, «представляют собой плод многолетней работы». Они сгруппированы в виде шести сюит, каждая из которых включает от шести до тринадцати пьес и открывается прелюдией. Высочайшее мастерство, с каким написаны эти произведения, позволяет считать их шедеврами мировой литературы для гитары. «Сборник пьес для гитары» (Париж, 1686) содержит танцы, «более легкие для музыкального исполнения, чем в первом сборнике». Они объединены в три сюиты, которые композиционно повторяют сюиты первого сборника и не уступают им по своему совершенству. Автор, без сомнения, обращается в данном случае к музыкантам-любителям, для которых первый сборник оказался малодоступным из-за технических трудностей. Блестящим совершенством формы, красотой музыкальных тем, часто заимствованных из опер Люлли, творчество Робера де Визе соответствует тому духу пышности и величия, который так почитали в Версале. (Э. Шарнассе, «Гитара»)

Санс (Sanz), Гаспар, род. 1640 г. в Каланде (Испания), ум. в 1710 г. в Мадриде; испанский гитарист, несколько лет был органистом Королевской капеллы в Неаполе. С. издал в 1674 г. в Сарагосе книгу табулатуры для 5-струнной гитары (со строем A d g h e1) под названием Instruccióndemúsicasobrelaguitarraespañola...” («Музыкальное руководство по испанской гитаре»), в котором он использовал латинский алфавит для обозначения аккордов на грифе. Кроме того, он устанавливал 2 табулатуры для консонансных и диссонансных созвучий, которые он снабдил указаниями для исполнения украшений. В указанном сочинении имеются также различные танцевальные пьесы и испанские народные песни для гитары. Табулату́ра (нем.Tabulatur, итал.intavolatura) — форма музыкальной нотации, оперирующая рабочими элементами музыкального инструмента (клавишами, струнами, ладами). Для сокращения записи в табулатуре применяются буквы, цифры и специальные символы. В типичной табулатуре мелодия показана на нескольких горизонтальных линиях, (в случае с гитарной табулатурой) соответствующих струнам гитары; ноты обозначены цифрами ладов и расположены последовательно по долям. В случае с барабанными табулатурами каждая строчка обозначает отдельный барабан.
Лози (Логи) (Losy, Logi), Ян Антонин, род ок. 1650 г., ум. в 1721 г. в Праге (по др. данным 1648 – 1682); лютнист, композитор, скрипач и гитарист, по происхождению – чешский аристократ (граф фон Лозинталь). Занимался композицией, писал сюиты и танцы в табулатурной записи. Его сочинения не слишком высокой степени сложности транскрибированы в современное нотное письмо и обработаны для гитары.
Сор (Sor), Фернандо (настоящее имя – Хосе Ферран Макарио Сорс), род. 14.2.1778 в Барселоне; ум. 10.7.1839 в Париже; испанский гитарист и композитор, один из ведущих гитаристов XIX в. Свое музыкальное образование С. получил в монастыре Монтсеррат в Каталонии, который он оставил в 1795 г. поступив офицером на военную службу. Впоследствии он выступал в качестве гитариста и посвятил себя, в частности, композиции. Наряду с оперной и балетной музыкой он писал симфонии, квартеты, церковную музыку, песни и др. Из-за политических беспорядков С. в 1813 г. покинул Испанию; поселился в Лондоне и в концертных выступлениях в Англии с большим успехом пропагандировал новый тип испанской гитары. В 1824 г. он вместе со своей женой, танцовщицей Фелисите Уллин, по приглашению прибыл в Петербург (попутно он давал концерты, в частности, в Варшаве). В 1826 г. он отправился в Париж, где провел последние годы своей жизни и преподавал гитару, а также время от времени давал концерты. Могила С. на кладбище Монмартр была найдена спустя почти 100 лет французским обществом друзей гитары. Композиционное творчество С. для гитары оказало сильное влияние на развитие гитарной музыки. Творчество С. охватывает более 70 сочинений для гитары соло и для 2-х гитар. Он написал учебное пособие «Метод гитары» (Париж, 1830 г.), представляющее педагогическую ценность и по сей день. Кроме того, он написал множество этюдов, упражнений, сонат, фантазий, вариаций и танцев, которые являются основным учебным материалом для каждого начинающего гитариста.
Агуадо Гарсия (AguadoGarcía), Дионисио, род. 8.4.1784 в Мадриде, ум. 20.12.1849 в Мадриде; испанский гитарист и композитор, получил уроки музыки у отца Базилио (в миру - Мигель Гарсия). После того, как A. поселился в своем поместье в Фуенлабрада, вблизи Аранхуэса, он полностью посвятил себя гитаре. С 1826 г. он провел несколько лет в Париже, где давал многочисленные концерты. Там он встретил другого испанского гитариста – Фернандо Сора, дружба с которым связывала его затем всю жизнь. С 1838 г. до своей смерти A. жил в Мадриде. Вместе с Ф. Сором разрабатывал новую испанскую гитарную школу. A. был первым, кто обратился к игре ногтевым способом и стал пионером этой игровой техники. При игре на гитаре он использовал специальное основание, так называемый трипедисон, которым он подпирал гитару. A. изложил принципы своего искусства в появившейся в1825 г. школе игры на гитаре «Метод игры на гитаре», позднее неоднократно переиздававшейся и изданной в 1968 г. в Италии (издательство Berben, Анкона) в обработке известного гитариста М. Ганджи. К его наиболее известным композициям относятся: «Сборник этюдов для гитары» (Мадрид, 1820), «Три блестящих рондо» (Мадрид, 1822), «Сборник анданте, вальсов и менуэтов», «Блестящие вариации», «Фандангос вариациями», «Четыре учебные пьесы» (Париж). A. был также автором многочисленных этюдов и коротких пьес учебного характера.
Молино (Molino), Франческо, род. 4.6.1768 в Ивреа, пров. Пьемонт (в оригинале – в 1775 г. во Флоренции), ум. в 1847 в Париже; итальянский гитарист, скрипач и композитор, долгое время жил в Испании, прежде чем поселился в Париже. Отсюда он предпринимал гастроли в различные страны. М. опубликовал школу гитары на итальянском языке (1-ое издание в 1795 г. во Флоренции), где он подписался как «профессор скрипки и гитары, капельмейстер короля Сардинии». Это учебное пособие было переведено на французский язык и неоднократно переиздавалось. Кроме того, М. написал ряд сочинений для гитары соло в сопровождении струнных и духовых инструментов: «Трио» для скрипки или флейты, для альта и гитары, op. 4 и 45;«Дуэты» для гитары и фортепьяно,op. 36, 44 и 46; а также «18 прелюдий», «Сонаты» для скрипки и гитары, op. 2, 3, 7, 10, 22 и 29; «6 рондо» для гитары соло, op. 11, – всё вышло в изд. «Сыновья Шотта», Майнц). М. также автор «Концерта для гитары и оркестра», op. 56 (изд. Лемуана, Париж).
Джулиани (Giuliani), Мауро, род. 27.7.1781 в г. Бисчелье, ум. 8.5.1829 в Неаполе; итальянский гитарист, в молодости изучал гитару, виолончель и флейту, однако со временем посвятил себя исключительно игре на гитаре. В 18 лет он начал давать концерты, сначала в Италии, затем во Франции. В 1806 г. прибыл в Вену, где преподавал гитару и выступал с концертами. В этом городе он с игрой на гитаре выступал на таком концертном уровне, что даже такие выдающиеся венские музыканты, такие, как Шпор, Гуммель, Майзедер, Мошелес, Гайдн и др., вместе с ним давали концерты. Д. обучил несколько замечательных виртуозов, в том числе польских – Ф. Горецкого, Я. Н. Бобровича, графа Непокойчицкого и K. Стржалку.

В 1819 г. вернулся в Рим, где выступал на концертах вместе с Россини и Паганини. В 1823 г. он воспользовался покровительством правителей королевства обеих Сицилии и поселился в Неаполе, где до жил своей смерть. Как виртуоз Д. был самым выдающимся представителем своей эпохи. Его интерпретация отличалась индивидуальным художественным темпераментом, который всегда вызывал восхищение и энтузиазм слушателей. О его гитаре Бетховен однажды сказал, что она – маленький оркестр. Количество сочинений Д., которые появлялись тогда в Вене, составило примерно 300 произведений. Его творчество ярко отображает музыкальную среду, в которой Д. получил признание своего мастерства; в частности, венская музыкальная жизнь накладывала отпечаток на жанры и характер его произведений. Он написал 3 концерта для гитары и оркестра (op. 30, 36, 70), характерные пьесы[1], сонаты, многочисленные темы с вариациями, лендлеры, упражнения и этюды, т. е. популярные в то время в Вене инструментальные жанры, которые подчинены специфическим требованиям, как гитары соло, так и гитары как аккомпанирующего инструмента.



К наиболее важным сочинениям Д. принадлежат: «Метод гитары» (Metodo per chitarra) op. 1; «Соната до-мажор» op. 15; «Бабочка» op. 50; «24 этюда» op. 48; «Этюды» op. 111; «Джульяната» op. 148; «Героическая соната» op. 150; «Три сонатины» op. 71.
Карулли, (Carulli) Фердинандо, род. 20.2.1770 в Неаполе, ум. 17.2.1841 в Париже; итальянский гитарист и композитор, представитель классической эпохи гитары, вначале учился игре на виолончели и изучал музыкальную теорию. Позже серьезно начал самостоятельно учиться игре на гитаре и добился в этой области исключительного мастерства. До 1818 г. давал концерты преимущественно в итальянских городах. Затем поселился в Париже и развил здесь оживленную концертную деятельность, а также эффективную педагогическую и творческую работу. Композиционное творчество охватывает более 400 сочинений. К. – автор одной из самых популярных школ игры на гитаре (op. 241), неоднократно переиздававшейся. Написал концерты и сонаты, ноктюрны для гитары и фортепьяно, а также многочисленные сочинения учебного характера(L'harmonieappliquée àla guitarre«Гармония применительно к гитаре», 1825).
Каркасси (Carcassi), Маттео, род. в 1792 г. (1793?) во Флоренции, ум. 16.1.1853 в Париже; итальянский гитарист и композитор, рано эмигрировал в Париж и Лондон, затем в Германию, где он добился больших успехов как гитарист-виртуоз; позднее жил во Франции. Наряду со своей концертной деятельностью преподавал гитару и составил школу игры на гитаре в 3 томах, которая до сегодняшних дней не потеряла своего значения и в различных странах по-новому переиздавалась (в частности, недавно в СССР). Среди сочинений К. для гитары – «Сборники этюдов», op. 26 и 60, а также около 80 произведений (сонаты, рондо, каприччио, темы с вариациями, вальсы и др.).
Паганини (Paganini), Никколо, род. 27.10.1782 в Генуе, ум. 27.5.1840 в Ницце; итальянский скрипач и композитор, также блестящий гитарист, ребенком научился игре на гитаре у своего отца и в 1801–1804 г. г. игре на гитаре учился преимущественно как самоучка. Написал большое количество произведений для гитары соло, а также для камерного ансамбля и гитары. П. никогда не выступал публично как гитарист; гитара служила ему для сочинения музыки, в том числе и скрипичной; кроме того, он использовал её для инструментовки сопровождения скрипичных концертов. Композиционное наследие гитарной музыки охватывает 140 сольных пьес, 2 сонаты для скрипки и гитары и несколько струнных трио и квартетов с гитарой (вместо 2 скрипок). Эти произведения не являются трудными (за исключением сонат) и не содержат таких сложностей техники, какие имеются, например, в его композициях для скрипки.
Кост (Coste), Наполеон, род. 27.6.1805 в Амондане (деп. Ду), ум. 17.2.1883 в Париже; французский гитарист и композитор, представитель классического периода гитары. (* С 6 лет учить игре на гитаре начала его мать – гитаристка). Начал давать концерты с 18 лет, преимущественно в Валансьене (деп. Норд), где с 1815 г. жила его семья. В 1835 г. он переселился в Париж, где познакомился находившимися там классиками гитары (Агуадо, Сор, Каркасси, Карулли и др.), у которых он продолжал учебу. На конкурсе на лучшее сочинение для гитары, устроенном в 1856 г. русским аристократом М. Макаровым в Брюсселе, К. получил вторую премию. После несчастного случая (1863 г.), когда он сломал себе руку, как гитарист вынужден был оставить публичные концерты. Он посвятил себя исключительно композиционному творчеству и написал более 50 произведений, отличающихся оригинальным, индивидуальным стилем. В дальнейшем он обработал и расширил школу Ф. Сора, которую дополнил «Сюитой» Р. де Визе в собственной транскрипции. В 1981 г. Симон Винберг издал собрание всех сочинений Коста в издательстве Chanterelle (Монако). В нем помещены факсимиле первых изданий и подлинники рукописей.
Таррега (Tárrega y Eixea), Франсиско, род. 29.11.1854 в Вилльяреале (провинция Кастилия), ум. 5.12.1909 в Барселоне; испанский гитарист, один из самых значительных мастеров в истории гитарной музыки, играть на гитаре начал в 8 лет и с 1862 г. был учеником Х. Аркаса. В это время гитару в Европе более или менее вытеснило фортепьяно. Поэтому T. по настоянию своего отца обратился к игре на фортепьяно, так что он уже в молодом возрасте вполне хорошо владел обоими инструментами. В 1869 г. он приобрел необычайную лютню и особенно звучную гитару A. Торреса, что оказалось решающим для его последующего выбора. В 1874 г. он начал учиться в консерватории в Мадриде композиции и фортепьяно. С 1877 г. он зарабатывал на жизнь как гитарист и учитель музыки; уже в 1880 г. он давал концерты в Париже и Лондоне. В 1881 г. T. женился и переселился в Барселону. Национальные испанские композиторы Альбенис и Гранадос были его друзьями, он первым переложил многие из их сочинений для гитары. T. явился реформатором стиля игры и основателем так называемой новой испанской школы гитары. Характерная особенность этого направления выразилась в энергичном и сильном звуке, который T. умел извлекать из инструмента благодаря изобретенной им технике игры. Этот способ звукоизвлечения, при котором звук звучал долго и громко, стал основополагающим в современной испанской гитаристике. Разработав на основе классической игры его выдающихся предшественников (Ф. Сор, Д. Агуадо) T. развил исполнительское искусство далее, в то же время ввел в игру новые, интересные эффекты и необычные гармонии, а также колоритные элементы. Этими инновациями он значительно расширил художественно-выразительные возможности инструмента, которые совершенствовались его учениками, позднее известными виртуозами Марией Ритой Бронди, Эмилио Пухолем и Мигелем Льобетом и сделали метод T. преобладающим на сегодняшний день во всем мире. T. оставил после себя обширное композиционное творчество для гитары, куда входят как оригинальные сочинения, так и переложения. Эти произведения вошли в репертуар многих мастеров гитары. Среди его произведений: «Воспоминание об Альгамбре», «Грезы», «Арабское каприччио», «Бабочка», многочисленные прелюдии, этюды и танцы, а также редакции отдельных пьес И. С. Баха, Генделя, Бетховена, Гайдна, Моцарта, Шопена, Ф. Шуберта и Р. Шумана.
Гётце (Götze), Вальтер, род. 21.11.1885 в Лейпциге, ум. в 1965 г. в Лейпциге; немецкий гитарист, педагог и издатель, изучал музыку в Лейпциге, выступал с 1924 г. как концертирующий солист. Г. – автор различных школ игры на гитаре (в частности, для оркестра гитар) и автор нескольких альбомов и сборников пьес для гитары, а также сочинений и обработок для мандолины и флейты. Все эти работы были изданы различными издательствами в ГДР и ФРГ (Pro Musica,Edition Peters, «Сыновья Шотта», Гофмайстера). Г. преподавал в консерватории в Дрездене, а также в высшей музыкальной школе, в Педагогическом институте и в университете в Лейпциге.
Сагрерас (Sagreras), Хулио Сальвадор, род. 22.11.1879 в Буэнос-Айресе, ум. 20.7.1942 в Буэнос-Айреса; аргентинский гитарист, композитор и педагог, игре на гитаре научился у своего отца, Каспара С. (1838-1901), известного гитариста, и совершенствовал музыкальное образование в консерватории в Буэнос-Айресе (также и в сольфеджио). В 1899 г. приглашен в качестве профессора гитары в академию изящных искусств в Буэнос-Айресе, где, среди других, его учеником был Антонио Синополи. В 1905 г. основал собственную академию гитары, из которой вышло несколько отличных гитаристов. Наряду с различной театральной музыкой С. сочинил большое количество пьес для гитары, которые опираются преимущественно на аргентинский и бразильский фольклор. Среди его дидактических работ следует выделить «Школу гитары», а также «Пособие для совершенствования техники».
Иванов-Крамской, Александр Михайлович, род. 26. 8.1912 в Москве, ум. 11.4.1973 в Минске; советский гитарист, педагог и композитор, изучал гитару в музыкальной школе им. Октябрьской революции и в Московской консерватории. В 1939 г. получил 1 премию на Всесоюзном конкурсе исполнителей. Много лет выступал как гитарист и дирижер с оркестром народных инструментов. Он написал свыше 500 сочинений для гитары (в частности, 2 концерта для гитары с оркестром, школу игры на гитаре и другие учебные пособия). С 1960 г. преподавал в музыкальной школе при Московской консерватории. Он принадлежал к выдающимся представителям классической гитарной музыки в СССР.
Музыкальные произведения

АЛЛЕМАНДА [фр. allemande — немецкая] — танец XVII-XV1II вв., двухчастного строения, умеренного темпа и характера движения; тактовый размер 2/4, реже 4/4. А. начинается затактом и движется равными длительностями. В четырехчастной танцевальной сюите XVII-XVIII вв. А. составляла первую часть.


КУРАНТА [фр. courante — текучая] — старинный франц. танец трехдольного тактового размера, оживленного движения; в четырехчастной танцевальной сюите XVII-XVIII вв. составляла вторую часть, следуя после аллеманды и предшествуя сарабанде.
САРАБАНДА [исп. zarabanda] — старинный исп. танец торжественного характера в медленном и плавном движении, трехчастного построения; тактовый размер 3/4. С. составляла третью часть четырехчастной танцевальной сюиты XVII-XVIII вв., следуя после куранты и предшествуя жиге.
ЖИГА [англ. jig] — старинный англ. очень быстрый танец народного происхождения, основанный на трехдольном (вроде триольного), преимущ. непрерывном движении в тактах размером в 3/8, 3/4, 6/8, 6/4, 9/8, 9/4, 12/8, 12/4 и т. д. В четырехчастной танцевальный сюите XVII-XVIII вв. Ж. составляла четвертую (последнюю) часть, следуя после сарабанды; Ж. часто содержала фугообразную разработку темы. При двухчастном построении Ж. во второй части иногда опиралась на тему первой части, но взятую в про- тиводвижении.
БУРРЕ [фр. bourree] — старинный франц. народный танец, известный с конца XVI в.; живого темпа, в такте размером 4/4, с затактом в одну четверть.

МЕНУЭТ [фр. menuet, от pas menus — маленькие шаги] — народного происхождения танец трехдольного тактового размера, в XVII в. введенный при франц. дворе; первоначально представлял ряд церемонных движений в умеренном темпе. Включенный в инструментальную музыку, М. приобрел значительно более скорый темп и энергичный характер; до нач. XIX в. М. составлял третью часть симфонии и др. инструментальных произведений, написанных в форме сонатного цикла, затем место М. заняло скерцо.


ГАВОТ [фр. gavotte, от провансальск., gavoto] — старинный франц. танец народного происхождения умеренно оживленного движения, в такте размером 4/4 с затактом в две четвертные ноты. С XVII в. Г. вошел в придворный обиход, в XVIII в. встречался в инструментальных сюитах, в XIX в. перестал применяться систематически.
КАПРИЧЧИО, каприччо [ит. capriccio — каприз, прихоть] — пьеса, обычно виртуозная, капризного, причудливого характера, свободного построения, то же, что каприс [фр. caprice]. Часто в основу К. композиторы кладут народные мелодии.
СИЦИЛИАНА [итал. siciliana — сицилийская] — старинный итальянский танец пасторального характера, возможно, сицилийского происхождения. Была особенно распространена в инструментальной и вокальной музыке XVII—XVIII веков. Сицилиана обычно исполняется в умеренном темпе. Наиболее распространённые размеры: и . Для неё также характерны ритмоформула и минорный лад. Сицилиану использовали в своём творчестве практически все композиторы эпохи барокко — А. Скарлатти, Я.Зеленка, Ж.-Ф.Ребель, Г. Ф. Гендель, И. С. Бах и другие. Реже этот танец встречается в музыке XIX в. (Г. Доницетти, Д. Верди, П. Масканьи). В XX в. о сицилиане вспомнили композиторы, которые работали в стилистике неоклассицизма (О. Респиги, Ф. Пуленк, И.Ф. Стравинский, А.Руссель, Л. Даллапиккола, Х.Родриго и другие).
ВАЛЬС [фр. valse, нем. Walzer, от walzen — прокатывать] — танец, происшедший от нем., чешек, и австр. народных танцев. Тактовый размер 3/4; характерно движение аккомпанемента равными четвертями, особенно чередование баса на первой доле и аккорда средних голосов на второй и третьей долях, что создает пластичный фон для мелодий всевозможных ритмов. Темп различный: от самого медленного до очень скорого. В. обладает огромными возможностями воплощения разл. образов и состояний. В 30-40-х гг. XIX в. и позже В. получил повсеместное распространение в качестве танцевального и концертного жанра (вплоть до введения в некоторые симфонии в качестве одной из частей). При этом каждая из национальных муз. школ подчеркивала в В. определенные черты. Русск. В. отмечены обычно благородной поэтичностью.
ЭКОССЕЗ [фр. ècossaise — шотландская] — шотл. народный танец быстрого темпа; тактовый размер 2/4.
ПОЛЬКА [чешск, polca, предположительно — в честь братского польского народа, или от pulca — букв, половинка шага] — 1. Подвижной чешек, народный танец, сопровождаемый маленькими прыжками; тактовый размер 2/4. 2. Происшедший от него один из наиболее распространенных бальных танцев XIX-XX вв.

МАЗУРКА [от польск, mazur — житель Мазовии] — польск. народный танец, отличающийся очень четким ритмом; тактовый размер 3/4; акценты возможны на любой доле такта. Темп М. может быть различным — от умеренного до стремительного, со многими промежуточными градациями. Ритмические живость и гибкость М. создают возможность воплощения в ней самых разл. образов и состояний. Во втор. четв. XIX в. получила широкое распространение в ряде стран как бальный танец и как жанр художественных произведений.


ГАЛОП [фр. galop от galoper — скакать] — танец с тактов, размером 2/4, очень быстрого движения, основанный на прыжках. Г. появился в 20-х гг. XIX в. и впоследствии был включен в кадриль в качестве ее последней, наиболее быстрой части.
КОНТРДАНС [англ. country dance — сельский танец] — танец англ. народного происхождения, в котором танцующие, сменяя друг друга группами, повторяют одни и те же движения. К. образуют цепь разл. танцев, следующих один за другим.
ТАРАНТЕЛЛА [от итал. гор. Таранто] — итал. народный танец очень быстрого движения; тактовый размер 3/8 или 6/8; господствующий ритм — непрерывное последование восьмых нот, сгруппированных по три. В музыке XIX в. — довольно распространенный жанр пьес, часто виртуозного характера.
САМБА [порт. samba] — бразильский танец, символ национальной идентичности бразильцев. Танец обрёл мировую известность благодаря бразильским карнавалам. Одна из разновидностей самбы вошла в обязательную пятёрку латиноамериканской программы бальных танцев. Исполняется в темпе 50-52 удара в минуту, в размере 2/4 или 4/4. В русском языке слово самба имеет женский род, а в португальском — мужской.
МЕЛОДИЯ [греч. melodia — пение песни, от melos — песнь и ode — пение] — 1. Напев; осмысленно-выразительное и законченное по построению одноголосное последование звуков, объединенных определенными отношениями высоты, длительности и силы (на основе лада и метра). Важнейшая основа муз. произведения, способная воплотить самые разл. образы и состояния. 2. В гомофоническом складе музыки — наиболее выразительный голос. 3. Условное название верхнего голоса в гармонических упражнениях.
РОМАНС [исп. romance, от roman — романский] —1. Сольная лирическая песня с инструментальным сопровождением; вокальное произведение самого разл. содержания, характера и построения. Р. получил широкое распространение в XIX в. В России, со времени появления, Р. часто был тесно связан с народной песней и черпал из нее жизненные, реалистические образы. 2. Во Франции — песня чувствительного оттенка, в отличие от игривой шансон (chanson). 3. Заимствованное из вокальной музыки название инструментальных пьес певучего, мелодического характера.
АРИЯ [ит. aria — ария, песня; также — воздух, ветер] — 1. Законченный по построению широкораспевный отрывок оперы или др. крупного вокального произведения, исполняемый певцом с сопровождением оркестра. Часто А. следует после оркестрового вступления; иногда ей предшествует речитатив. Разновидностями А. являются: ариетта, ариозо, каватина, кабалетта и др. 2. Концертная пьеса для певца-солиста в характере оперной А. 3. Название певучей инструментальной пьесы.

КАНЦОНА [ит. canzone — песня] — в XV - XVI вв. многоголосная песня полифонического склада, с конца XVI в. — также название инструментальных пьес типа ричеркара или фуги, позже и в наст, время — название инструментальных напевных пьес.


КАНЦОНЕТТА [ит. canzonetta — песенка] — редкое название сравнительно небольших певучих инструментальных пьес.
БАРКАРОЛА [от ит. barca—лодка, раньше писалось также баркаролла]— песнь рыбака, лодочника, гребца; род музыки, особенно распространенный в Венеции. Название вокальных и инструментальных пьес певучего характера; тактовый размер обычно 6/8 с типичным ритмом аккомпанемента, подражающим мерному покачиванию лодки или ударам весел.
МАРШ [фр. marche — ходьба, движение вперед] — пьеса четкого ритма в такте размером 4/4 (реже — 2/4, 6/8), предназначенная для сопровождения коллективного шествия. М. призван объединять движение (шаг) идущих, а также создавать у них определенное настроение, отсюда разл. типы М., отличающиеся темпом и характером музыки: парадный М., походный М., встречный М., похоронный М. и т.д. Чаще всего встречается строевой М., который исполняется духовым оркестром и применяется при переходах воинских частей; строевой М. пишется обычно в бодром темпе и характере, в трехчастной форме, со средним разделом (трио) более певучим и мягким по звучности. Художественные образы и форма разл. разновидностей М. часто используются в инструментальной музыке всевозможных составов, предназначенной для концертного исполнения, а также в песнях.

ПЬЕСА [фр. piece] — законченное муз. произведение.


ПАСТОРАЛЬ [от лат. pastoralis — пастушеский] — муз. пьеса, подобная идиллии в литературе, воспроизводящая подчеркнуто простые, нарочито наивные переживания и сцены на лоне природы.
ЭТЮД [фр. ètude — изучение] — инструментальная пьеса, основанная на частом применении какого-л. трудного приема исполнения и предназначенная для усовершенствования техники исполнителя. Этюды, созданные выдающимися композиторами, представляют одновременно и большую художественную ценность.
ПРЕЛЮД, прелюдия [от лат. ргае — перед, ludus —игра] — 1. Вступление, введение; небольшая пьеса, обычно проникнутая единым настроением и создающая фон для последующей музыки. 2. Название, которое композиторы дают и небольшим самостоятельным инструментальным сочинениям самого разл. характера и построения.
НОКТЮРН [фр. nocturne — ночной] — распространившееся с нач. XIX в. название пьес (как правило, инструментальных, редко — вокальных) лирического, преимущ. мечтательного характера. В основе Н. лежит обычно широкоразвитая певучая мелодия, благодаря чему Н. зачастую представляет своеобразную инструментальную песню. Н. чаще всего пишутся для фортепиано, но встречаются Н. и для др. инструментов, а также для ансамблей.
СКЕРЦО [ит. scherzo — шутка] — название живой подвижной инструментальной пьесы, обычно бодрого, но иногда и драм. характера; с нач. XIX в. С. введено в качестве одной из средних частей в симфонии и др. циклические произведения вместо применявшегося ранее менуэта; позже С. получило также широкое распространение как название самостоятельной инструментальной пьесы. Скерцино [ит. scherzino] — маленькое скерцо.
ЭЛЕГИЯ [греч. elegeia, от elegos — жалоба] — пьеса задумчивого, печального характера.
ХАБАНЕРА [исп. habanera] — исп. танец кубинского происхождения, умеренного темпа; размер такта 2/4. Отличительная деталь — постоянная ритмоформула аккомпанемента с пунктирным ритмом на 1-й доле, выдерживаемая в басу на протяжении всей пьесы.

Сведения о форме муз. произведений


ЦЕЗУРА [лат. caesura — рассечение] — короткая, еле заметная пауза между фразами или завершенными разделами муз. произведения, как бы перевод дыхания при их исполнении. Место Ц. обычно определяется исполнителем, но иногда обозначается и композитором при помощи знака V или запятой над нотной строчкой (апострофом).
ПЕРИОД [от греч. periodos — круговращение] — небольшое законченное муз. построение, которое представляет соединение двух предложений, завершенных разл. кадансами: второе (ответное) — полным совершенным кадансом, а первое (вопросительное) — кадансом какой-л. др. формы, чаще всего половинным. Иногда различают П. повторной структуры (с одинаковой мелодической основой обоих предложений) и П. неповторной структуры (с разл. мелодической основой обоих предложений). Наиболее уравновешенный симметричный П. состоит из двух равных по величине предложений; в расширенном П. второе предложение больше первого. Однотональный П. завершается в той же тональности, в которой начался: в модулирующем П. второе предложение кадансирует не в той тональности, в которой написано первое предложение.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ — наименьшее муз. построение, завершенное каким-л. гармоническим заключением (кадансом).
ФРАЗА [от греч. phrasis — оборот речи, выражение] —1. В учении об элементах муз. формы — часть предложения, содержащая объединение неск. мотивов. 2. Отрывок музыки разл. построения, отделяемый в исполнении цезурой, переводом дыхания, от предыдущего и последующего движения музыки.
МОТИВ [от ит. motive — повод, побуждение, мотив; мелодия, тема] — 1. Мельчайшее муз. построение, группа нот, объединенных одним ударением (соответствует стопе в стихосложении). 2. Мелодический оборот, мельчайшее муз. построение, обладающее самостоятельной выразительностью; то же, что интонация (в четвертом значении). 3. Характерная часть темы, способная приобрести самостоятельное значение в разработке. 4. В бытовом понимании — напев, мелодия.
ДВУХЧАСТНАЯ ФОРМА, простая двухчастная форма — построение муз. произведений, распадающееся на два родственных по своему тематическому содержанию раздела, каждый из которых представляет период (т. е. сочетание двух предложений). Обычно 1-е, 2-е и 4-е предложения сходны по содержанию, а 3-е контрастирует им в тематическом и тональном отношениях, образуя т. наз. середину Д. формы и внося в нее нек-рое сходство с трехчастной формой. Перед первым разделом может быть вступление, после второго — кода.

Схема двухчастной формы




I раздел (период)

II раздел (период)

II раздел (период)

1-е предложение

A


2-е предложение

A1


1-е предложение

B


2-е предложение

A1


ТРЕХЧАСТНАЯ ФОРМА — очень распространенное построение муз. произведений, распадающееся на три раздела, из которых третий является повторением первого, а второй (средний) раздел отличается от первого и третьего и чаще всего контрастирует им, схема Т. формы: А — В — А. Перед началом ее может быть вступление, после третьего раздела — кода. Т. форма может быть простой или сложной. В простой Т. форме каждый из разделов представляет период, средний раздел может быть также в виде перехода от первого к третьему; чаще встречается как часть более крупного построения, реже — как самостоятельное построение (в небольших пьесах). В сложной Т. форме каждый из разделов представляет чаще всего простую двух- или трехчастную форму; реже (в произведениях крупного масштаба) — другие, более сложные формы (вплоть до сонатной). Простая Т. форма может быть написана целиком в главной тональности; в сложной Т. форме средний раздел пишется в побочной тональности.
ВАРИАЦИИ [лат. variatio — изменение] — произведение, представляющее собой изложение завершенной по форме темы и последующий ряд повторений ее, каждый раз в полном объеме, но в измененном виде. Иначе — тема с вариациями, т. к. каждое видоизмененное повторение темы называется вариацией. В. создают цепь разл. образов или раскрывают ряд сторон одного образа. В. издавна известны в народной музыке и в профессиональном искусстве. В XVII-XVHI вв. тема В. представляла собой вполне законченное построение, обычно в форме периода; каждая из В. сохраняла это построение в точности и вместе с ним тональность и гармоническую основу темы, но по-новому разрабатывала ее фактуру, усиливая виртуозный элемент. Часто именно в этом слушатели и композиторы видели основное значение В., вследствие чего В. нередко создавались не на собственную, а на заимствованную или заданную тему; такие В. иногда возникали в процессе-импровизации и в концертах композиторов-виртуозов. Позже установился и другой тип В., в котором стремление наполнить пьесу единым, непрерывно развивающимся содержанием привело в каждой из В. ко все более усиливающемуся изменению темы, ее характера и объема, к смысловому объединению ряда В. и уничтожению резкой грани между ними. Такие В. стали опираться на темы большего объема и более сложного построения. Двойные В. — В. на две излагаемые подряд темы.
РОНДО [фр. rondeau, от ronde — хоровод, хороводная песня] — муз. пьеса, содержащая не менее трех проведений основного раздела в главной тональности, чередующихся с рядом побочных разделов в др. тональностях; основной, повторяющийся раздел Р. иногда называют рефреном, а побочные разделы — куплетами. Наиболее распространен-





A

B

A1

C

A2

Примерные

тональности



До маж.

(С-dur)


Соль маж.

(G-dur)


До маж.

(С-dur)


Фа маж.

(F-dur)


До маж.

(С-dur)





Т

Д

Т

С

Т

ный тип Р. пятичастный, построенный по схеме в которой основной раздел (А) проводится трижды (А, А1, А2); чередуясь с двумя побочными (В и С); в Р. также возможны переходы, вступление, кода. В форме Р. написаны многие финалы сонатных циклов, а также одночастные пьесы в народном духе, преимущ. бодрого характера.


СОНАТИНА [ит. sonatina — маленькая соната] — соната небольших размеров или сжатых масштабов (т. е. с относительно небольшой разработкой или без разработки); обычно нетрудная для исполнения.
СОНАТНАЯ ФОРМА — построение муз. произведения, распадающееся обычно на три основных раздела — экспозицию, разработку и репризу, которые содержат завязку, развитие и развязку воплощенного в них сюжета; часто включает также коду, иногда — вступление. Экспозиция С. формы, в свою очередь, распадается на главную партию и побочную партию, содержащие изложение двух контрастных тем или тематических групп в главной и побочной тональностях. Разработка строится в основном на мотивном развитии изложенных в экспозиции тем, которое протекает в процессе перехода из побочной тональности в главную тональность через свободно избираемый ряд др. тональностей. Реприза повторяет экспозицию, тонально объединяя главную и побочную партии путем перенесения побочной партии в главную тональность. Таким образом, С. форма содержит тональное разобщение (в экспозиции) и объединение (в репризе), а также движение разл. тем, излагаемых (в экспозиции) и видоизменяемых (в разработке). В зависимости от воплощаемого в ней содержания, композиторы часто изменяют строгую С. форму разл. способами, особенно в репризе; будучи художественно обоснованными и искусно выполненными, такие изменения обогащают С. форму и разнообразят ее выразительность. С. форма представляет огромные возможности для воплощения в ней самых разл. сюжетов, подобно драме или роману в литературе, и является одним из наиболее распространенных построений муз. произведений; в С. форме пишутся, как правило, первые части сонатного цикла, зачастую финалы его, иногда и средние части, а также всевозможные одночастные пьесы (увертюры, иногда симфонические поэмы и т. д.). Разновидностью является сонатная форма без разработки, содержащая лишь два основных раздела: экспозицию и репризу.

Схема сонатной формы



В

С

Т



У

П

Л



Е

Н

И



Е

Экспозиция

Разработка


Реприза

Главная

партия


Побочная

партия


изменение ранее

изложенных тем,

также появление

новых тем




Главная

партия


Побочная

партия


Главная

тональность



Побочная

тональность



произвольный

ряд тональностей




Главная

тональность



Главная

тональность


Примеры нормативных соотношений тональностей




до мажор — соль мажор

(C-dur — G-dur)




до мажор — до мажор

(C-dur — C-dur)




ля минор — до мажор

(a-moll — C-dur)




ля минор — ля минор

(a-moll — a-moll)







или

ля минор — ля мажор

(a-moll — A-dur)


ля минор — ми минор

(a-moll — e-moll)




ля минор — ля минор

(a-moll — a-moll)



КУПЛЕТНАЯ ФОРМА [от фр. couplet — строфа] — построение вокального произведения (обычно песни) из двух разделов — куплета и припева, музыка которых повторяется неск. раз подряд, причем текст куплета (часто —строфа) меняется, а текст припева остается неизменным. В хоровых песнях чаще всего куплет запевает солист (запевала), а припев, подытоживающий и обобщающий содержание песни, подхватывает весь хор.

ПОЛИФОНИЯ [от греч. poly — много и phone — звук, голос, букв. — многоголосие] — 1. Многоголосие, объединяющее в одновременном звучании неск. равноправных мелодий, каждая из которых имеет самостоятельное выразительное значение. П. сочетает голоса, разл. по интонации и ритму, с несовпадающими по времени ударениями, кульминациями, кадансами, члененные на мотивы разного объема и отличающиеся также динамикой и тембром, но подчиненные определенным для каждого стиля нормам совместного звучания. Разновидностями П. являются: контрапункт, инвенционная П., основанная на имитации, и подголосочная П. П. способна воплотить одновременно неск. образов или неск. сторон одного образа. П. зародилась в народном творчестве и получила широкое и разнообразное развитие в профессиональной музыке. 2. Наука о полифоническом складе музыки и полифонических формах; иначе — контрапункт (устар.).

Термины

Темп


  1. Медленные темпы

    1. Largo ла́рго широко, протяжно

    2. Largetto ларге́тто немного скорее ларго

    3. Lento ле́нто медленно

    4. Adagio ада́жио медленно

    5. Grave гра́ве тяжело

  2. Умеренные темпы

    1. Andante анда́нте не спеша

    2. Andantino анданти́но несколько скорее, чем Andante

    3. Moderato модера́то умеренно

    4. Sostenuto состену́то сдержанно

    5. Allegretto аллегре́тто довольно оживленно

    6. Allegro moderato алле́гро модера́то умеренно скоро

  3. Быстрые темпы

    1. Allegro алле́гро скоро, живо

    2. Vivo ви́во живо

    3. Vivace вива́че живо

    4. Presto пре́сто очень быстро

    5. Prestissimo прести́ссимо предельно быстро

Уточняющие слова



  1. molto мо́льто очень

  2. assai асса́и весьма

  3. con moto кон мо́то подвижно

  4. commodo ко́модо удобно

  5. non troppo нон тро́ппо не слишком

  6. non tanto нон та́нто не столь

  7. sempre се́мпре все время

  8. meno mosso ме́но мо́ссо меннее подвижно

  9. piu mosso пью мо́ссо более подвижно

  10. poco по́ко немного, не очень

  11. poco a poco по́ко а по́ко постепенно, понемногу

Для замедления



  1. ritenuto ритену́то сдерживая

  2. ritardando ритарда́ндо запаздывая

  3. allargando алларга́ндо расширяя

  4. rallentando раллента́ндо замедляя

Для ускорения



  1. accelerando аччелера́ндо ускоряя

  2. animando анима́ндо воодушевляя

  3. stringendo стриндже́ндо сжимая, ускоряя

  4. stretto стре́тто сжато

Для возвращения в первоначальный темп



  1. a tempo а те́мпо в темпе

  2. tempo primo те́мпо при́мо первоначальный темп

  3. tempo Iᵒ те́мпо при́мо первоначальный темп

  4. l᾿istesso tempo листе́ссо те́мпо тот же темп

Тембр

  1   2

  • A d g h e
  • Фернандо Сора
  • Ф. Горецкого
  • Агуадо
  • Ф. Сор
  • Бронди