Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Темы для самостоятельного изучения




Скачать 195.35 Kb.
Дата19.03.2017
Размер195.35 Kb.
ТипБиография

Темы для самостоятельного изучения



Тема 1. Возникновение и развитие педагогической профессии. Выдающиеся педагоги, их вклады в науку и практику.

Задания:

­.

Цель: – Подготовка реферата и выступления по нему. (Вариант 1)

План: 1) Биографический очерк;

2) Вклад в развитие педагогики.

– Подготовка компьютерной презентации (не менее 12 слайдов). (Вариант 2)

Темы:


    • Биография и творчество Я.А. Коменского;

    • Биография и творчество И.Г. Песталоцци;

    • Биография и творчество А. Дистервега;

    • Биография и творчество И. Гербарта;

    • Биография и творчество Ж.-Ж. Руссо;

    • Биография и творчество Дж. Локка;

    • Биография и творчество Н.И. Пирогова;

    • Биография и творчество Л.Н. Толстого;

    • Биография и творчество К.Н. Вентцеля;

    • Биография и творчество С.Т. Шацкого;

    • Биография и творчество К.Д. Ушинского;

    • Биография и творчество Я. Корчака;

    • Биография и творчество С. Френе;

    • Биография и творчество А.С. Макаренко;

    • Биография и творчество М. Монтессори;

    • Биография и творчество В.А. Сухомлинского.

Литература:

  • История образования и педагогической мысли за рубежом и в России/ Под ред. З.И. Васильевой. М., 2002

  • Н.Д. Никардов История педагогики. – М., 2007

  • В.Н. Шабаев История педагогики. – М., 1981

  • Хрестоматия по истории педагогики в России. М., 1999

Форма отчетности: выступление (или презентация). Все материалы предоставляются в оформленном виде.

 Педагогические афоризмы и мудрые мысли.



Цель: познакомиться с афоризмами и мудрыми мыслями о воспитании известных мыслителей прошлого и наших современников.

Афоризм это краткое выразительное изречение, законченная мысль, выраженная сжато и емко.

В них можно найти высказывания о роли просвещения и образования в жизни людей; воспитании личности; учете индивидуально-психологических особенностей детей, подростков и юношей в процессе обучения; о познавательных интересах и формировании творческих способностей человека. Много изречений посвящено педагогическому мастерству и призванию, такту, авторитету, любви к детям.



Вопросы и задания для самостоятельной работы:

  1. Прочитать все высказывания о воспитании известных мыслителей прошлого и наших современников.

  2. Выбрать три наиболее понравившихся высказывания и объяснить свой выбор.

  3. Отобрать высказывания, с которыми не согласны или не совсем согласны, и прокомментировать их.

  4. Какое высказывание вызвало наибольшее разногласие и почему?


Афоризмы и мысли, относящиеся к вопросам образования,

обучения и воспитания.

    • Воспитание делает нас тем, чем мы являемся.

К.А. Гельвецкий

    • Нет ничего более иллюзорного, чем первые признаки гениальности. Ньютон и Фонтенель были посредственными учениками. Классы полны милых детей, но свет полон глупых людей.

К.А. Гельвецкий

    • Воспитание сдерживает юношей, утешает стариков, бедных обогащает, богатых украшает.

Диоген

    • Конечная цель всякого воспитания – воспитания самостоятельности посредством самодеятельности.

А. Дистервег

    • Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить.

А. Дистервег

    • Изменить свою сущность нельзя, можно лишь направить ко благу различные особенности характера, даже недостатки, – в этом заключается великая тайна и великая задача воспитания.

Жорж Санд

    • Если ты знаешь средство укрепить тело, закалить волю, облагородить сердце, изощрить ум и уравновесить рассудок, значит ты воспитатель.

Ш. Летурно

    • Мир существует не для того, чтобы мы его познавали, а для того, чтобы мы воспитывали себя в нем.

Г. Лихтенберг

    • Девять десятых тех людей, с которыми мы встречаемся, являются тем, что они есть – добрыми или злыми, полезными или бесполезными – благодаря воспитанию.

Дж. Локк

    • Великое искусство научиться многому это браться за немногое.

Дж. Локк

    • Кто умеет лучше всех выносить блага и бедствия этой жизни, тот из нас и воспитан лучше всех; отсюда следует, что истинное воспитание состоит не столько в правилах, сколько в упражнениях.

Ж.Ж. Руссо

    • Вам не удается никогда создать мудрецов, если будете убивать в детях шалунов.

Ж.Ж. Руссо

    • Великая тайна воспитания – направлять честолюбие на подходящие предметы.

А. Смит

    • Тот, кто не прививает своему сыну ничего полезного, кормит вора.

Т. Фуллер

    • Воспитанный человек не старается перекричать собеседника и не отвечает на вопросы, заданные другим людям.

Арабское изречение

    • Плох тот воспитатель детей, который не помнит своего детства.

М. Эбнер-Эшенбах

    • Учение без мысли – напрасный труд.

Конфуций

    • Учение без размышления бесполезно, но и размышления без учения опасно.

Конфуций

    • Если учиться и не думать – запутаешься. Если думать и не учиться – впадешь в сомнения.

Конфуций

    • Тот, кто, обращаясь к старому, способен открывать новое, достоин быть учителем.

Конфуций

    • Большинству из нас больше запоминается не то, чему нас учат, а то, как нас учат.

Э. Севрус

    • Люди учатся, когда они учат.

Сенека

    • Жалок тот ученик, который не превосходит своего учителя.

Леонардо да Винчи

    • Многому я научился у своих наставников, еще более – у своих товарищей, но более всего – у своих учеников.

Талмуд

    • Без хороших отцов нет хорошего воспитателя, несмотря на все школы, институты и пансионы.

Н.М. Карамзин

    • Образование должно начинаться с пословиц и заканчиваться собственными мыслями.

П. Буаст

    • Просвещать мать – это значит воспитывать ребенка еще в ее чреве.

Г. Лихтенберг

    • Чем больше у ребенка свободы, тем меньше необходимость в наказаниях.

Я. Корчак

    • Нет детей – есть люди, но с иным масштабом понятий, иными источниками опыта, иными стремлениями, иной игрой чувств.

Я. Корчак

    • Голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой все в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет; голова, где только система без знания, похожа на лавку, в которой на всех ящиках есть надписи, а в ящиках пусто.

К.Д. Ушинский

    • Великая цель образования – это не знания, а действия.

Г. Спенсер

    • Для образования нужны три вещи: природные способности, упражнения, время.

Демокрит

    • Нельзя чему-нибудь научить человека, можно только помочь ему обнаружить это внутри себя.

Г. Галилей

    • Школа – это место, где шлифуют булыжники и портят алмазы.

Р. Ингерсолл

    • Тот знает достаточно, кто знает, как научиться.

С. Батлер

    • Когда не было четырнадцать лет, мой отец был так глуп, что я с трудом переносил его; но когда мне исполнился двадцать один год, я был изумлен, насколько этот старый человек поумнел за последние семь лет.

М. Твен

    • Есть два вида знаний: либо знаем сам предмет, либо где найти знания о нем.

С. Джонсон

    • Учить себя самого – благородное дело, но еще более благородно – учить других; кстати, последнее куда легче.

М. Твен

    • Образование – это то, что остается, когда мы уже забыли все, чему нас учили.

Маркиз Галифакс

(Д. Сэвил)

    • Образование развивает способности, но не создает их.

Ф. Ларошфуко

    • Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и тех, кому преподаешь.

В. Ключевский

Форма отчетности: оценка знаний с учетом выполненной работы.
Тема 2. Основные педагогические понятия.

Цель: составить учебный кроссворд позволяющий, прежде всего, в значительной степени ускорить и облегчить формирования понятийно-теоретического ряда педагогической науки, а также обеспечить их закрепление и повторение.

Учебный кроссворд: определяется как звено в технологии преподавания определенного предмета, конкретное упражнение в игровой форме. Эта форма недостаточно разработана в учебно-методической литературе.

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

 Ознакомиться с методикой составления учебного кроссворда (по методике В.М. Коротова):



  1. определить задачу использования учебного кроссворда в процессе преподавания (формирование новых теоретических понятий по пройденным темам курса и т.д.);

  2. определить оптимальный перечень понятий, наименований слов, из которых будет составлен кроссворд (в среднем от 10 до 30);

  3. аккуратно с наклоном в 45o, переписать термины на лист миллиметровой бумаги или обычной школьной тетради в клетку;

  4. разрезать лист бумаги на полоски так, чтобы каждое отдельное слово находилось на отдельной полоске;

  5. теперь скомпоновать и скомбинировать вырезанные слова на чистом листе бумаги, добиваясь при этом большего перечисления слов. За основу слова (по вертикали и горизонтали) взять одно из слов, в котором большее количество разных букв, и на которое можно «навесить» как можно больше других слов;

  6. после того как путем различных комбинаций нашли оптимальный вариант (показатель – наиболее частые пересечения слов), зафиксировать понятия кроссворда карандашом на листе бумаги и тщательно проверить правильность написания и расположения каждого слова;

  7. далее приступать к чистовому оформлению кроссворда. Внимательно пронумеровать клетки букв слова слева направо и сверху вниз;

  8. составить задания кроссворда, т.е. точные определения использованных слов. Обратить внимание, что даваемые определения должны требовать однозначного (это принципиально важно для учебного кроссворда!) ответа. Продумайте название кроссворда;

  9. текст заданий можно набрать на компьютере;

  10. размножить кроссворд.

    1. Используя предложенную методику составить учебный кроссворд «Основные понятия педагогики» (не менее 15 слов).

Литература:

  • В.М. Коротов Технология преподавания. – Самара, 1998, с. 73 – 83

  • И.П. Подласый Педагогика: в 3-х книгах, кн. 1: Общие основы. – М., 2008, с. 112 – 127

  • В.В. Краевский Общие основы педагогики. – М., 2003, с. 24 – 35

Форма отчетности: оформляется в письменной форме, предоставляется преподавателю для просмотра и оценки.
Тема 3. Система педагогических наук.

Цель: привести в систему весьма развернутую систему научных дисциплин и отраслей современного педагогического знания.

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

Какие отрасли современного педагогического знания здесь представлены?



  1. Отрасль педагогики, занимающаяся педагогическими проблемами взрослых…

  2. Отрасль педагогики, изучающая закономерности обучения и воспитания детей в учебно-воспитательных учреждениях…

  3. Пограничная научно-педагогическая дисциплина, разрабатывающая теоретические основы, принципы, формы, методы и средства воспитания и обучения детей, имеющих отклонения в умственном развитии…

  4. Отрасль педагогики, исследующая закономерности функционирования и развития образовательных и воспитательных систем в различных странах путем нахождения сходств и отличий…

  5. Отрасль педагогики, изучающая закономерности обучения работающих, переориентацию их на новые средства производства и повышения их квалификации, называется…

  6. Отрасль педагогики, раскрывающая закономерности, принципы, методы, формы обучения и воспитания военнослужащих всех рангов в военных заведениях и частях вооруженных сил, называется…

  7. Отрасль педагогического знания, содержащая теоретические обоснования и методические разработки практики перевоспитания лиц, находящихся в заключении за совершенные преступления, называется…

  8. Вспомогательная педагогическая дисциплина, изучающая развитие воспитательных систем и педагогических идей в различные исторические эпохи, называется…

  9. Пограничная научно-педагогическая дисциплина, разрабатывающая теоретические основы, принципы, формы, средства воспитания и обучения детей, имеющих отклонения в физическом и умственном развитии, называется…

Полученные данные занесите в таблицу:




Возрастная педагогика



Профессиональная педагогика



Вспомогательные педагогические дисциплины

Специальная педагогика
















Литература:

  • И.П. Подласый Педагогика: В 3-х книгах, книга 1: Общие основы, – М., 2008, с. 131 – 137

  • В.В. Краевский Общие основы педагогики. – М., 2003, с. 18 – 24

Форма отчетности: оформляется в письменной форме для просмотра и оценки.

Тема 4. Личность ребенка как объект и субъект воспитания.

Цель: закрепить знания студентов об уникальности человеческой личности.

Задания для самостоятельной работы:

  1. Выписать основные понятия темы.

  2. Подготовить мини-доклады на одну из тем к семинару:

    • Генетические особенности ребенка;

    • Уникальность жизнедеятельности ребенка;

    • Закономерности возрастного развития учащихся.

Литература:

      • Возрастная и педагогическая психология //Под ред. М.В. Гамезо и др. – М., 2003

      • Б.С. Волков Психология младшего школьника. – М., 2002

      • Д.В. Комсов, И.Ф. Мягков Учителю о психологии и физиологии. – М., 1996

      • Р.С. Немов Психология. – М., 1997

      • И.П. Подласый Педагогика: В 3-х книгах, книга 1 Общие основы, – М., 2008, с. 217 – 255.

3. Защита альтер-проектов моделей формирующейся личности школьника.


Исходными положениями для альтер-проектов могут быть следующие:

    • Если ребенка постоянно практикуют, он учится ненавидеть;

    • Если ребенок живет во вражде, он учится агрессивности;

    • Если ребенка высмеиваю, он становится замкнутым;

    • Если ребенок растет, постоянно слышит упреки, он учится жить с чувством вины;

    • Если ребенок растет в терпимости, он учится понимать других;

    • Если ребенка подбадривать, он учится верить в себя;

    • Если ребенка хвалят, он учится быть благодарным;

    • Если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым;

    • Если ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей;

    • Если ребенка поддерживают, он учится верить в людей;

    • Если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.

Конкурс альтер-проектов «Модель формирующейся личности школьника» проводится на семинарском занятии. Для этого 2–3 студента создают творческую группу, которая выбирает одного условного ребенка (проводятся некоторые характеристики из личного опыта студента или литературных источников) и с учетом его поведения подбирают как можно больше вариантов их воспитания.


Примерные характеристики учеников:


  1. Тамара, придя в школу, сразу вынимает из портфеля учебник и начинает что-то шептать над ним. Что это значит? Сделайте несколько предложений и ответьте на вопрос – почему.

  2. Аня общительная и способная девочка, но к мальчикам относится высокомерно и пренебрежительно. Однако с учителем Аня любит разговаривать на разные темы. Разработайте модель развития общения с ребенком.

  3. Дима – болезненный мальчик, переживает за свой маленький рост по сравнению с другими учениками. Помогите этому ученику преодолеть свое состояние.

  4. У пришедшего с другой школы Бориса с первых дней обнаружилось резкое снижение успеваемости. Помогите этому ученику повысить или выровнять свою успеваемость, учитывая при этом заметные успехи Бориса в компьютерном кружке.

  5. Света – умная, с хорошим кругозором девочка, однако постоянно конфликтует с одноклассниками. Ее поведение высокомерно и агрессивно. В чем дело? Помогите Свете разобраться в своем поведении.

  6. Витя – мальчик из семьи, где ругаются и скандалят. В классе у Вити постоянные конфликты, отношение к учителям настороженное и недоверчивое. Разработайте модель (приемы, варианты, последствия) установления контакта с Витей.

  7. Вера – ученица 4 класса, сирота, воспитывается у бабушки (верующей баптистки), застенчивая, ни с кем не дружит, учится хорошо, дисциплинированна, в общественной работе не участвует. В чем дело? Помогите Вере стать лучше.

Литература:

      • О.П. Морозов Педагогические ситуации в художественной литературе. Практикум. – М., 2001

      • Материалы журналов «Начальная школа», «Воспитание школьника», «Обруч» и др.

Форма отчетности: варианты воспитания оформляется в письменном виде (презентация) и излагаются в устной форме.

Тема 5. Творческое использование учителями начальной школы методов обучения.

Цель: – усвоение основных понятий темы;

– развивать аналитические умения студентов.



Задания для самостоятельной работы:

  1. Выписать основные понятия темы.

    1. метод, прием, средство обучения;

    2. педагогическое творчество учителя.

  2. Подготовить сообщения о деятельности учителей-новаторов:

    • Ш.А. Амонашвили («В школу с 6 лет»);

    • С.Н. Лысенкова («Когда легко учиться»);

    • В.Ф. Шаталов («Учить всех, учить каждого»);

    • Е.И. Ильина («Искусство общения»);

    • Е.Н. Потапова («Радость познания»).

Литература:

  • Ш.А. Амонашвили Здравствуйте, дети! (М.,1983), Как живете, дети? (М., 1986), Единство цели.( М., 1987), Размышление о гуманной педагогике (М.,1996)

  • Е.Н. Ильин Искусство общения ( М.,1982), Рождение урока (М., 1986), Путь к ученику ( М., 1988).

      • С.Н. Лысенкова Когда легко учиться. – М., 1987

      • Педагогический поиск //Под ред. Н.И. Баженова. – М., 1987

      • Е.Н. Потапова Радость познания. – М., 1989

      • С.П. Рябцева Диалог за партой. – М., 1989

      • В.А. Сухомлинский Сердце отдаю детям. – М., 1979

      • В.Ф. Шаталов Куда и как исчезли тройки? ( М.,1979), Педагогическая проза ( М., 1980), Точка опоры ( М.,1987), Соцветие талантов ( М.,2005), Трудных учеников не бывает ( М.,2006)

      • К.Д. Ушинский Методика начального обучения в 6 томах, т. 3. – М., 1990

      • Материалы журналов «Начальная школа», «Воспитание школьника» и др.

Форма отчетности: оформляется в письменной форме для просмотра и оценивания.

Тема 6. Формирование основ научного мировоззрения.

Цель: усвоение новых знаний (в форме выполнения творческой работы по теме, раскрывая условия, пути и этапы формирования мировоззрения школьников).

Вид деятельности: подготовка к занятию «Клуб педагогических знаний»

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

  1. Изучение теоретического материала по проблемам и конспектирование по плану:

    1. Понятие «мировоззрение»;

    2. Сущность мировоззрения, его структурные компоненты;

    3. Задачи и содержание формирования научного мировоззрения в начальной школе.

  1. Выполнить в форме творческой работы, раскрывая условия, пути и этапы формирования мировоззрения учащихся:

I этап: формирование сознания (воздействие на человека окружающей среды, знание законов природы и всего, что окружает человека и воздействует на него);

II этап: выработка собственного отношения к окружающей действительности;

III этап: формирование собственных взглядов и убеждений.

Литература:

      • Д.С. Лихачев Педагогика. – М., 1993, с. 248 – 258

      • Д.С. Лихачев Философия воспитания. Спецкурс. – М., 1995

      • Педагогика //Под ред. В.А. Сластенина, В.Ф. Исаева и др. – М., 2001

      • В.А. Сухомлинский О воспитании. – М., 1985, Г.6, с. 217

      • В.А. Сухомлинский Рождение гражданина. – М., 1971

      • И.Ф. Харламов Педагогика. – М., 2002

      • Материалы журнала «Педагогика», «Разговор с директором школы». – М., 1973, с. 147 – 159

      • Ф.Б. Горелик Воспитание гражданина, формируя мировоззрение. – М., 1986

Форма отчетности: творческая работа в письменной форме (в виде рисунка, презентации), выступление на семинаре.

Тема 7. А.С. Макаренко о воспитании личности в коллективе.

Цель: – познакомиться из огромного наследия А.С. Макаренко о роли коллектива, коллективного труда в воспитании;

– учить высказывать и обосновывать свои суждения, строить самостоятельно умозаключения по рассматриваемым вопросам.



Задания для самостоятельной работы:

  1. Прочитать по книге А.С. Макаренко «О воспитании». – М., 1990, с. 39 – 42, 85 – 94, 101 – 112, 120 – 121, 132 – 134, 141 – 159, 285 – 291;

  2. Идеи, высказанные А.С. Макаренко, распределить для себя по трем группам:




«безусловно согласен(а)»

«категорически против»

«может Макаренко и прав»









Обосновать свою точку зрения.


Форма отчетности: весь материал предоставляется в письменной форме и предоставляется преподавателю для просмотра и оценки.
Тема 8. Концептуальные подходы к проблеме воспитания.

Цель: дать понятие о концепции, раскрыть содержание различных концепций.

Вопросы для самостоятельного изучения:

  1. Определить понятие «концепции»

  2. Проанализировать концепцию Личностно-ориентированного воспитания Е.В. Бондаревской:

    1. что такое ценности воспитания?

    2. какова глобальная цель современного воспитания?

    3. каковы характерологические особенности человека культуры?

    4. в чем смысл принципа культуросообразности?

    5. каковы функции культуросообразного воспитания?

    6. какой смысл вкладывают авторы данной концепции в принцип природосообразительности?

    7. показать взаимосвязь гуманистического и культурологического личностно-ориентированного образования.

  3. Охарактеризовать концепцию воспитательной системы Е.А. Ямбурга (Москва, Центр образования № 109):

  1. что такое адаптивная школа?

  2. в чем особенности такой системы?

  3. каковы психологические механизмы?

  4. цели воспитания

  5. что такое положительная Я-концепция?

Выразите своё отношение к данной системе.

  1. Концепция В.А. Караковского (Москва, школа №825) «Мы – школа»:

  1. какие общечеловеческие ценности положены в основу воспитательной системы?

  2. охарактеризуйте основной вид деятельности детей

  3. что такое ситуация выбора, многовариантность воспитывающей деятельности?

  4. почему в методах воспитания преобладают опосредованные подходы?

  5. в чем особенность самоуправленческих процессов?

  6. охарактеризовать ключевые дела школы

  7. что означает педагогизация ученической среды?

  8. выскажете свое собственное мнение к данной воспитательной системе.

  1. Концепция О.С. Газмана «Педагогика свободы»

    1. цель педагогики свободы;

    2. что такое педагогическая поддержка;

    3. условия обеспечения педагогической поддержки;

    4. факторы, обуславливающие развитие гуманистической позиции педагога, их характеристика;

    5. этапы педагогической поддержки;

    6. этика педагогической поддержки;

    7. принципы воспитания по О.С. Газману.

Литература:

      • Е.Н. Барышников, И.А. Колесникова О воспитании и воспитательных системах. – СПб., 1996

      • Р. Бернс Развитие Я-концепции и воспитание. – М., 1986

      • Д.А. Белухин Основы личностно-ориентированной педагогики (Курс лекций). Часть I. – М., 1996

      • Е.А. Бондаревская Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания. – М., 1995

      • В.А. Караковский, Л.И. Новиков, Н.А. Селиванова Воспитание? Воспитание… Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем. – М., 1996

      • Педагогическая поддержка ребенка в образовании //Классный руководитель, 2000, №3

      • Развитие личности школьника в воспитательном пространстве: проблемы управления. – М., 2001

      • В.А. Мижериков Психолого-педагогический словарь. – Ростов-на-Дону, 1998



Тема 9. Принципы воспитания.

Цель: усвоение теоретического материала.

Задания для самостоятельной работы:

Используя схему «принцип – закономерность – характеристика – правило», составить таблицу принципов воспитания (по аналогии с принципами обучения).



№ п/п

Принципы воспитания

Закономерность

Характеристика принципа

Правило
















Предлагаются следующие принципы воспитания:

    • связь воспитания с жизнью, с общественно-полезным трудом;

    • воспитание в коллективе и через коллектив;

    • уважение личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью;

    • опора на положительное воспитание;

    • последовательность;

    • преемственность;

    • систематичность;

    • единство сознания и поведения, слова и дела;

    • сочетание педагогического руководства с инициативой и самостоятельностью учащихся;

    • соответствие возрастным и индивидуальным особенностям учащихся.

Вы можете охарактеризовать те принципы, которые считаете наиболее важными, можете добавить другие.

Литература:

  • Педагогика: пед. теории, системы и технологии //Под ред. С.А. Смирнова. – М., 1998, гл. 16, с. 365 – 368

  • И.П. Подласый Педагогика: в 3-х кн., кн. 3: Теория воспитания. – М., 2008

Форма отчетности: выполнение оформленной таблицы в письменном виде для просмотра и оценки.
Тема 10. Методы стимулирования: наказание (подготовка к диспуту «Наказание: ЗА и ПРОТИВ»).

Цель: рассмотреть сущность методов стимулирования, определить условия эффективности метода наказания.

Вид деятельности: подготовка к диспуту «Наказание: ЗА и ПРОТИВ»

а) Изучение теоретического материала по проблеме, конспектирование по плану:

  1. Понятие о наказании;

  2. Краткая история вопроса;

  3. Психологическая основа наказания.

б) Проведение социологического опроса:

    1. Нужно ли наказывать детей?

    2. Как я наказываю своего ребенка?

в) Задачи и содержание формирования научного мировоззрения в начальной школе.

Основные понятия темы: наказание, воспитание, психолого-педагогическая ситуация, педагогическое воздействие, метод

Литература:

Основная:

      • Л.В. Строганова Нравственные основы применения наказания к ребенку. – М., 2005

      • В. Леви Нестандартный ребенок. – М., 1989

      • И.П. Подласый Педагогика в 3-х кн., кн. 3 Теории воспитания. – М., 2008

Дополнительная:

      • Наказание // Psyhologies

      • Педагогический словарь

Форма отчетности: участие в диспуте.
Тема 11. Контроль и оценка результатов обучения.

Вид деятельности: подготовка к семинару

а) Изучение теоретического материала по проблеме, конспектирование по плану:

  1. Диагностика обученности и обучаемости;

  2. Содержание и функции контроля;

  3. Виды контроля и оценки;

  4. Понятие об отметке и оценке.

б) Творческое задание на выбор:

  1. Сравнительная характеристика систем оценивания в других странах;

  2. Разработка собственной системы оценивания.

Основные понятия темы: диагностика, обученность, обучаемость, контроль, отметка, оценка

Литература:

Основная:

      • Педагогика. Новый курс: учебник для студентов высш. учебн. заведений // И.П. Подласый. – М., 2003

Дополнительная:

      • Начальная школа: плюс-минус

Форма отчетности: участие в семинаре.

Тема 12. В.П. Кащенко и его педагогические установки.

Цель: показать роль врача, психиатра, педагога в становлении и развитии дефектологии и коррекционной педагогики.

Задачи:

      • Изучить краткую биографию В.П. Кащенко;

      • Проанализировать лечебно-педагогические методы коррекции;

      • Раскрыть роль социальной среды в воспитании;

      • Охарактеризовать личностные качества врача-дефектолога с позиций требований В.П. Кащенко;

      • Составить матрицу его высказываний.

Вопросы для самостоятельного изучения:

      1. Каково значение В.П. Кащенко в становлении дефектологии как науки?

      2. Какие произведения написал ученый?

      3. Почему его жизнь достойна примера и подражания?

      4. Ребенок – норма и патология.

      5. Какие выделяются существенные различия между нормальными и ненормальными людьми?

      6. Охарактеризовать группировки характеров и их недостатки.

      7. Охарактеризовать педагогические методы коррекции.

      8. Доказать актуальность использования отдельных методов в современной коррекционной педагогике.

      9. Как понять высказывания В.П. Кащенко:

  • «В развращенной среде развращается и ребенок»;

  • «Воспитывает не учитель, а все общество в целом, вся атмосфера и вся обстановка нашей культуры…»

      1. Охарактеризуйте наиболее значимые качества дефектолога.

Литература «В помощь самообразованию»:

      • Дефективные дети школьного возраста и всеобщее обучение. – М., 1910, с. 12

      • Воспитание – обучение трудных детей: Из опыта санатория-школы. М., 1913

      • Нервность и дефективность в дошкольном и школьном возрасте. – М., 1919

      • Педология исключительного детства (Педагогическая энциклопедия). – М., 1927, т. 1

      • В.П. Кащенко Педагогическая коррекция М.,2004

Форма отчетности: участие в семинаре и предоставление подготовленного материала по теме


  • Форма отчетности
  • Вопросы и задания для самостоятельной работы
  • Афоризмы и мысли, относящиеся к вопросам образования, обучения и воспитания.
  • Задания для самостоятельной работы
  • Примерные характеристики учеников
  • Цель
  • Вид деятельности
  • Основные понятия темы
  • Вопросы для самостоятельного изучения
  • Литература «В помощь самообразованию»