Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Тема: Зима в изображении русских поэтов. С. Есенин «Поёт зима – аукает…». Цели: ввести детей в мир поэзии С. Есенина, познакомить со стихотворением «Поёт зима – аукает…»




Скачать 84.18 Kb.
Дата02.07.2017
Размер84.18 Kb.
ТипУрок
Тема: Зима в изображении русских поэтов. С.Есенин «Поёт зима – аукает…».
Цели: ввести детей в мир поэзии С. Есенина, познакомить со стихотворением « Поёт зима – аукает…», обратить внимание детей на такие средства языка, как олицетворение, метафора.

Задачи: 1) способствовать совершенствованию навыка выразительного чтения учащихся, как результата понимания текста, образного мышления, умения формулировать свои эмоционально – оценочные суждения;

2) содействовать развитию умения анализировать, сравнивать и сопоставлять картины и стихи известных живописцев и поэтов;

3) стремиться к формированию чувства сострадания, заботливого отношения к живому, к родной природе.

Оборудование: портрет С.А.Есенина, диск с презентацией на тему «Зима в изображении русских поэтов, художников и композиторов (репродукции картин А. Пластова «Первый снег», И.Грабаря «Зимний пейзаж», фотографии с зимними пейзажами, музыкальным фоном которой является произведение П.И. Чайковского из цикла «Времена года», «Февраль»), компьютер, диск с презентацией «Зима и птицы», музыкальная композиция стихотворения С.Есенина «Поёт зима – аукает…», рисунки детей на тему «Зима».

Ход урока.
I. Организационный момент.

Прозвенел звонок для нас!


Все зашли спокойно в класс,
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Мы легонечко вздохнём.

Урок чтения начнем.




II. Сообщение темы и цели урока. Актуализация опорных знаний.

С каким настроением начинаете урок? Покажите (красный – отличное , жёлтый – хорошее, зеленый – плохое).
1. У. Ребята, поднимите руку, кто из вас любит фантазировать? Это умение нам сегодня очень пригодится. Сегодня у нас в гостях Снеговик, и он приглашает нас в гости в зимний лес.
У. Итак, мы отправляемся в гости к Чародейке Зиме.

(Звучит музыка С. Рахманинова. Учитель читает текст и одновременно показывает картины зимней природы.)

Как красив зимний лес! Он словно нарядился в изящное белое кружево. Каждая веточка покрыта снегом. Деревья становятся похожими на причудливую снежную бабу. Снег оседает шапками на ветках. Ветки тяжелеют, поникают. И стоит дерево. Как птица с опущенными крыльями.

Несмотря на студеную пору, жизнь в лесу не прекращается ни на минуту. Что это за стук? Да это же дятел уселся на стволе старого дерева и долбит по нему. Вот хрустнула ветка. Это пробежал пушистый зайчонок. Спасаясь от врагов. Скрипят клесты, звенят синички, смеется кукушка. С ветки на ветку перелетает стайка снегирей в поисках пищи.

Как хорошо в лесу! Старый пень выглядывает из-под снежной чалмы. Березы согнулись до самой земли и стали кружевными арками. Задумчиво вытянулись вверх стройные сосны.

Над деревьями – синее, огромное и удивительно нежное небо! Мороз щиплет, горячит щеки.



У. Экскурсия наша будет необычной. Вам понадобится умение слушать, слышать, выразительно читать, правильно отвечать на вопросы. Нужно быть активными и внимательными, чтобы ничего не пропустить.

2. Речевая разминка

а) Учитель. На уроках чтения мы учимся не только правильно читать, но правильно и грамотно говорить. Чтобы речь была яркой и приятной для других надо управлять дыханием во время разговора, правильно дышать во время речи. Снеговик предлагает

 провести речевую разминку.

Представьте, что на ваши ладошки упали снежинки. Вы полюбовались их красотой и решили отпустить на волю. Наберите воздух. Сдуньте снежинки с руки. Повторяем три раза.

III. Проверка домашнего задания.

1. У.  Речь точная, правильная, выразительная – это красивая речь. Обычно красива речь в стихах.
У. Дети, как называется раздел учебника, над которым мы работаем?

Люблю природу русскую. Зима.

_А что мы читаем в этом разделе?

-А что было задано на дом?
- Дома вы учились выразительно читать стихотворение Ф. Тютчева «Чародейкою Зимою…».

- Работаем в парах. Читаем стихотворение друг другу.



У. Дайте оценку работы вашего соседа.

У. Ребята, о чем же стихи Ф. Тютчева?

Д. О красоте зимней природы. О том, как красив зимний лес.

У. Ребята, а какая зима во всех прочитанных нами стихах?

Д.  Радостная, веселая, долгожданная.

У. Настоящая чародейка.

У. -А какие деревья вы увидели в лесу?



У. - Они покрыты инеем. Подберите слова, с помощью которых можно описать эти деревья.

Д. - Мохнатые пушистые, сказочные.

- Как вас встретила Чародейка Зима?

- Какая она? Расскажите о ней.

- Я думаю, она хотела бы послушать ваши рассказы о ней и посмотреть ваши рисунки.

(Рисунки находятся на доске).

Дети рассказывают по своим рисункам, с чем у них ассоциируется зима (красота зимней природы, встреча Нового года, праздник Рождества и веселые зимние забавы).

Физкультминутка


4. Изучение нового материала

Учитель: Да, дети, зима – удивительное время года. Она бывает разной: радостной, веселой, торжественной, величавой, холодной, неуютной.

Сейчас мы увидим другую зиму.

3. Объявление темы урока.

- Сегодня мы будем знакомиться со стихотворением, посвященном удивительному времени года – зиме.

- Попробуйте услышать фамилию русского поэта в стихотворении:
В этом имени – слово «есень».

Осень, ясень, осенний цвет.

Что-то есть в нем

От русских песен –

Поднебесье, тихие веси,

Сень березы

И синь – рассвет.

Что-то есть в нем

И от весенней

Грусти, юности и чистоты…

- Услышали вы фамилию поэта?

Вывешиваю портрет С.А.Есенина.

- Стихотворение называется «Поет зима – аукает…»

Какие задачи мы поставим перед собой? Что мы должны на уроке делать? Что нового мы должны узнать?



  1. Краткая биография поэта с демонстрацией его портрета.


У. Сергей Есенин родился 21 сентября 1895 в селе Константиново под Рязанью на берегу Оки в крестьянской семье. Закончил 4 класса в сельском училище, затем церковно-учительскую школу. Он очень любил природу и воспевал ее в своих стихотворениях.

С малолетства воспитывался у деда по матери.

Так писал о себе С. Есенин

Худощавый и низкорослый,

Средь мальчишек всегда герой,

Часто, часто с разбитым носом

Приходил я к себе домой.

Впервые стихи Есенина появились в московских журналах ровно сто лет назад.

3. Первичное знакомство со стихотворением С.Есенина «Поет зима – аукает».

У. Стихотворение «Поет зима – аукает…» сначала называлось «Воробышки».

- Читая название стихотворения, глядя на иллюстрацию, давайте предположим, о чем это стихотворение?

2. Слушание по записи стих -я

- Какими впечатлениями вам хочется поделиться после чтения стихотворения? Что вам понравилось или огорчило?

- Какое настроение у вас возникло?

Дети показывают карточки с лицами (на карточках изображено грустное выражение лица и веселое).

- Почему?

3. Словарная работа.

У. Я хочу обратить ваше внимание на некоторые слова, которые встретятся вам и могут быть непонятны.

У. Может, кто – то из вас объяснит значение этих слов.

Аукает

Баюкает

Стозвон

сосняк

седые – хъах!лъарал

мохнатый – керчаб

4.Хоровое чтение

5.. Чтение стихотворения детьми и разбор содержания.
- Откройте учебники и прочитайте стихотворение по строфам. Давайте поразмышляем над его содержанием.

Учащиеся вслух читают первую строфу вслух.

– Как вы представляете выражение «Поет зима – аукает...»?



Д.  Воют вьюги, поют метели.

У.  С кем автор сравнивает зиму?

Д.  С человеком.

У. Вот такой прием называют олицетворением.

У.  Какие слова подтверждают это?

Д.  Поет, аукает.

У.  Что значит – мохнатый лес?

Д.  Всюду пушистый снег, он лежит на ветках.

У. А этот прием – метафора.



У.  Что значит – лес баюкает?

Д.  Метели и ветры поют свои песни, чтобы лес спал.

У.  Что значит – стозвон сосняка?

Д.  Сосен в лесу много, и все они одновременно качаются и шумят.

У. Стозвон – слово, придуманное автором, – это тоже метафора.

У.  Какие строки передают настроение автора?

Д.  Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.

У. Что значит – седые облака?

Это тоже – метафора.



Д. Они белые, как снег.

У. О чем же первая строфа?

Д. О красоте зимнего леса, о грустном настроении поэта.
У. Прочитайте про себя вторую строфу.

С чем сравнивается метель?



Д.   С шелковым ковром. Ветер поднимает снег вверх и расстилает его, как ковер.

У.  Найдите строки, где говорится о воробышках. Как автор называет воробьев?

Д.   Игривые. Они любят прыгать, везде летать, как будто играют.

- С кем автор сравнивает воробьев?

- Этот прием называется Сравнение.

У.  Почему они прижались именно к окну?

Д.   Из дома идет тепло. Еще, они надеются, что человек их покормит, ведь сытому не так холодно.

У. С каким чувством мы будем читать о вьюге, о птичках?

Д. С тревогой, печально – о вьюге, о птичках – с нежностью, с сожалением.

(Восп. беседа)

– В стихах Есенина мало красок, зато много звуков.

У. Ребята, многие стихи С. Есенина переложены на музыку. Вот и это стихотворение прозвучит, как песня. Послушайте ее очень внимательно. Чтобы вам проще было представить, о чем хотел автор рассказать в своем стихотворении, смотрите на экран .



6.ПЕСНЯ.

4. Проверка восприятия услышанного.

У. - Понравилось ли вам песня?

- Что вы почувствовали, когда слушали?

Д. Тоску, грусть, сожаление.

У. Какие картины увидели?

Д. Метелица стелется. Воробышки жмутся к окну, замерзли. Седые облака плывут.

Какая музыка по характеру, настроению соответствует стихотворению?

(дети отвечают)

Работа в группе



7.Написание сочинения – миниатюры «Звуки зимы»

Мы говорим, что поэзия – это музыка слов. Вот сейчас и вы попробуйте передать словами эту музыку зимы. На бумажных снежинках напишите несколько слов на тему: «Звуки зимы» . Начните так: Зимой можно услышать разные звуки»…


8. Обобщение

У.  Какова тема этого стихотворения?

Д.  Зима, зимние картины.

У.  Какая зима перед нами?

Д.  Красивая, но грустная.

-Как вы думаете, что хотел сказать автор этим стихотворением? Чему он вас учит?


9.Чтение учителем стих-я «Покормите птиц зимой» Под слайды о зимующих птицах.

Покормите птиц зимой.

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.

Горсть зерна нужна,

Горсть одна —

И не страшна

Будет им зима.
Сколько гибнет их — не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.


Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.


Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.


IX. Рефлексия.

У.  Стихи каких авторов прозвучали сегодня на уроке?

Какой теме они посвящены?


Что вы сегодня узнали нового? Что вам понравилось? Чему бы хотели научиться?

Вы довольны своей работой?

Что вы захотели сделать после этого урока?

. - Вот и завершилась наша прогулка.

- Что вам особенно запомнилось?

У. - Какие деревья были в лесу?

У. - Каким словом называют лес, в котором растет много сосен?

У. -А какие еще деревья нарисовали художники?

Ребята, скажите, а зима – это хорошо или плохо? (Ответы детей).

У. Вот и вывод: у природы нет плохой погоды, всякая погода – благодать!

VIII. Домашнее задание.

Выберите себе то задание, которое вам под силу:

1)- читать выразительно

2) – нарисовать рисунок к стихотворению



3)- выучить наизусть

X. Оценки.

У. Дети, сядьте, пожалуйста, удобнее, откиньтесь на спинку стула, положите руки на стол перед собой и представьте, что идет легкий мягкий пушистый снежок. Он падает прямо на ваши ладошки (кладу детям на ладони снежинки). Это подарки от Снеговика вам за активную работу, а в журнал я вам поставлю «5».