Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Тема занятия : «Поющий нерв эпохи…» (жизнь и творчество В. С. Высоцкого)» Цели занятия




Скачать 124.73 Kb.
Дата27.06.2017
Размер124.73 Kb.
ТипЛитература

21




23




25




Т025




ТТ025



ГАПОУ «Акбулакский политехнический техникум»

2016-2017 учебный год

ПЛАН ЗАНЯТИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Литература»

Тема занятия: «Поющий нерв эпохи…» (жизнь и творчество В.С. Высоцкого)»

Цели занятия:


  1. Познакомиться с жизнью и творчеством поэта;

  2. Выразительно читать стихи В.С. Высоцкого;

  3. Научиться анализировать стихи поэта.

Вид занятия: теоретическое

Формирующие компетенции: ОК4, ОК2

Оснащение:

  • Портрет поэта.

  • Мультимедиопроектор, презентация по творчеству.

  • Раздаточный материал

  • Видеоматериалы- выступления Высоцкого

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ

№ п/п

Этапы занятия, учебные вопросы

Формы и методы обучения

Временная регламентация

1

Организационный этап:

-проверка посещаемости;

-проверка готовности студентов к занятию





1-2 мин

2

Сообщение темы занятия




1 мин

3

Мотивационный момент:

- обоснование необходимости изучения данной темы для эффективного освоения дисциплины;

-вовлечение студентов в процесс постановки цели и задач занятия





2 мин

4

Актуализация опорных знаний:

- Скажите мне, как вы понимаете слово «бард»?



Беседа с учащимися, работа со словарями

5 мин

5

Работа по теме занятия

- Краткий очерк биографии Высоцкого;

- закрепление полученных знаний- дополнить предложения фактами биографии (взаимопроверка по предложенной шкале оценивания);

- чтение стихотворений наизусть, просмотр видеофрагментов выступлений поэта;

- оценка творчества Высоцкого- анализ стихотворений по предложенным вопросам


Опережающее задание, самостоятельная работа с карточками, работа со слайдами, анализ стихотворений

30 мин

6

Подведение итогов занятия, оценка результатов работы




2 мин

7

Домашнее задание: стихотворение Высоцкого наизусть (по выбору)




1 мин

8

Рефлексия: насколько достигнуты цель и задачи занятия




2 мин

Преподаватель Будера Н.С.

Тема урока: «Поющий нерв эпохи…» (жизнь и творчество В.С.Высоцкого)
Цели урока: 1) Познакомить учащихся с личностью, биографией и творчеством Высоцкого. 2) Выразительно читать стихи и прослушать песни в исполнении самого автора. 3) Пробудить интерес к творчеству великого барда и уважение к его личности.

Оборудование: презентация учителя «Поющий нерв эпохи...», тексты для раздачи учащимся, аудиозаписи песен В.Высоцкого.

Ход урока.

I Организационный этап

II Актуализация опорных знаний

Добрый день! Сегодняшний урок я хотела бы начать прослушивания одной старой аудиозаписи.



Прослушивание песни «Кони привередливые ». (1 куплет))

Беседа

- Знаком ли вам этот голос и кому он принадлежит?

III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение цели урока.

Слово преподавателя:

Цель нашего урока - встреча с талантливым поэтом, певцом, актером - Владимиром Семеновичем Высоцким.

Эпиграфом сегодняшнего урока будут слова самого Высоцкого «Я, конечно, вернусь весь в друзьях и делах. Я, конечно, спою…»

Есть имена, при упоминании которых на душе становится теплее, с глаз спадает пелена будней. Среди таких имен – Владимир Семенович Высоцкий – поэт, бард, актер. Высоцкий – это целая эпоха в стихах и песнях, оставленная потомкам для размышления о времени и о себе.



IV. Актуализация опорных знаний

- Скажите мне, как вы понимаете слово «бард»?

БАРДЫ - ..1) народные певцы древних кельтских племен. Впоследствии стали профессиональными поэтами - бродячими или живущими при княжеских дворах (главным образом Ирландии, Уэльса и Шотландии)

2)] Поэты и музыканты, исполнители собственных, т. н. авторских песен. (БСЭ)



V. Работа по теме урока

Слово учителя:

Именно к жанру авторской песни и относилось творчество Владимира Семеновича Высоцкого.

Поэт Андрей Вознесенский сказал о Высоцком так:

Да, был такой талант высокий!

Так оцени ХХ век,

Каким он был, твой сын Высоцкий –

Поэт, артист и человек!

Каким же он был поэтом, артистом и человеком, нам предстоит узнать сегодня. С жизненным и творческим путем В.С. Высоцкого нас познакомит группа ребят, которые представят биография поэта.



1) Опережающее задание

1. Владимир Семенович Высоцкий родился 25 января 1938 года в Москве. До 9 лет Володя жил с матерью. Раннее детство Владимир провёл в московской коммунальной квартире на 1-ой Мещанской улице.

Во время Великой Отечественной войны жил с матерью в эвакуации в селе Воронцовка. В 1943 году вернулся в Москву на Мещанскую, 126. В 1945 году пошёл в первый класс 273-ей школы Ростокинского района Москвы.

Через некоторое время переехал жить к отцу и его второй жене – Евгении Степановне Высоцкой - Лихолатовой. До 1949 года они проживали в городе Эберсвальде (Германии), по месту службы отца. Там юный Володя научился играть на фортепиано.

2. Евгения Степановна, вторая жена Семёна Владимировича, очень хорошо относилась к Володе. Своих детей у неё не было. Вспоминая о Володе, она всегда говорила, что главной чертой характера Высоцкого была доброта.

Учась в школе-студии, Володя научился играть на гитаре. Затем работал в театре и кино, по ночам писал стихи. Высоцкий очень много работал. Кроме того, он очень хорошо плавал, скакал на коне, неплохо боксировал, знал основы каратэ.

В 1960 году Высоцкий закончил школу-студию МХАТ.

3. Его творческая деятельность началась в 60-ых годах. Он был актером, певцом, поэтом. Работал в театре им. Пушкина, Московском театре миниатюр, а с 1960 по 1980 годы – в Московском театре драмы и комедии на Таганке. Высоцкий писал песни для спектаклей и кинофильмов. Он начал петь свои песни со сцены в 1965 году; сначала с группой своих товарищей Васильевым, Золотухиным, Славиной. А 18 января 1967 года в Ленинграде состоялось его первое официальное выступление. С этого года его стали приглашать с песнями в институты, на заводы, в клубы.

4. Высоцкий много выступал с концертами по всей стране. Он и его песни стали невероятно популярными. Более 1000 концертов Высоцкий дал заграницей. На его концерты невозможно было достать билеты. А со зрителями и слушателями творилось что-то удивительное и невероятное. Какие же это были песни? Это были песни о спорте, о дружбе, о родине, шуточные, и другие.

5. Невозможно понять, откуда Высоцкий знал так много и так точно про все и всех. Про войну, про деревню, про тюрьмы и лагеря. Хотя не воевал, не жил в деревне, не сидел… В течение 20 лет его стихи не печатались, и не замечались. Только после смерти Высоцкого вышел первый сборник его стихов «Нерв». Как актер он сыграл более 30 ролей, в театре – более 20-ти , главной из которых была роль Гамлета.

6. Высоцкий написал более 700 поэтических произведений. Есть у него и прозаические произведения. Это рассказы «Дельфины и психи», «Как-то так всё вышло», киноповесть «Где центр?», повести «Чёрная свеча», «Роман о девочках» и другие.

7. Высоцкий был женат трижды. С первой женой, Изольдой Жуковой он прожил 4 года, со второй, Людмилой Абрамовой, от которой у него родились два сына-Аркадий и Никита, – 5 лет.

Глубокой и последней любовью Высоцкого стала актриса Марина Влади. В первый же вечер знакомства Володя сказал ей: «Ты будешь моей женой». Свой брак они зарегистрировали в 1970 году. Им пришлось много жить в разлуке. Марина жила в Париже, он в Москве.

8. Это была красивая, длившаяся 12 лет, духовная связь двух талантливых людей. Он долгие годы болел, месяцами лежал в больнице. Нам повезло, что рядом с ним оказалась женщина, жена, которая приняла на себя всю тяжесть ухода за больным, и подарила нам лишние 12 лет его короткой жизни. В день смерти Высоцкого у него на столе нашли текст его последней песни, которую он назвал «Марине, единственной, которую люблю…». Песня заканчивалась словами:

Мне меньше полувека, сорок с лишним.

Я жив тобой и господом храним,

Мне есть, что спеть, представ перед всевышним,

Мне есть чем оправдаться перед ним...

9. Последнее выступление Владимира Высоцкого состоялось 16 июля 1980 года, а через 9 дней, 25 июля Высоцкий умер. В день похорон Высоцкого таганская площадь и все прилегающие улицы и переулки были буквально залиты человеческим морем. Люди стояли на крышах домов, даже на крыше станции метро. Тысячи людей кричали. Пронзительно выла сирена. Марина Влади, сжимая локоть Вадима Туманова, произнесла: «Я видела, как хоронили принцев и королей, но такого представить не могла». Своего кумира пришли хоронить его поклонники, люди, которые любили и понимали его…

Преподаватель:

Высоцкий умер рано, но много успел сделать. Он оставил такой заметный след в театре, так ярко вспыхивал на экране, а главное, оставил столько стихов, которые навсегда останутся в строю.



В. Высоцкий - знаменитый бард, актер. «Поющий нерв эпохи..» Так назвал его Е.Евтушенко. Нерв - это тонкая струна, жилка, нить, которая может оборваться в любое время, но и то, что заставляет быть неравнодушным, заставляет страдать и чувствовать боль.

Крик, а не пение… Его голос с хрипотцой раздавался с каждого окна . Завораживала правда , искреннее внутреннее переживание своей песни, заставляя прохожих остановиться в немом ожидании продолжения выступления.
Чтобы закрепить полученные знания по биографии поэта, я предлагаю вам выполнить задание: дополните предложения недостающими фактами из биографии поэта.

  1. Владимир Семенович Высоцкий родился 25 января _____ года в ________.

  2. До 1949 года Высоцкий вместе с_________ проживали в ____________________.

  3. В 1960 году Высоцкий закончил _________________________.

  4. С 1960 по 1980 годы Высоцкий работал в Московском театре драмы и комедии на _________________.

  5. А 18 января ______ года в Ленинграде состоялось его первое официальное выступление Высоцкого.

  6. Только после смерти Высоцкого вышел первый сборник его стихов «___________».

  7. Высоцкий был женат трижды: 1жена-_______________________, 2 жена- ____________________, 3 жена-____________________________.

  8. Е.Евтушенко назвал Высоцкого «__________________________».

  9. Самая яркая театральная роль Высоцкого- это роль ___________________.

  10. Текст своей последней песни Высоцкий посвятил____________________________.

ик адать и чувствовать боль.ить, которая может оборваться в любое время, но и то, что заставляет быть неравнодушным, заставл

Как понять обыкновенного человека? Конечно, по его поступкам. Как понять поэта? Конечно, по его стихотворениям.



2) Анализ стихотворений В.С. Высоцкого

«Песня о друге».

Звучит стихотворение в исполнении ученика



Песня о друге

Если друг оказался вдруг

И не друг и не враг, а так.

Если сразу не разберешь,

Плох он или хорош.

Парня в горы тяни – рискни.

Не бросай одного его.

Пусть он в связке одной с тобой,

Там поймешь, кто такой.

Если парень в горах не ах,

Если сразу раскис и вниз,

Шаг ступил на ледник и сник,

Оступился - и в крик.

Значит, рядом с тобой чужой.

Ты его не брани – гони.

Вверх таких не берут, и тут

Про таких не поют.

Если ж он не скулил, не ныл,

Если хмур был и зол, но шел,

А когда ты упал со скал,

Он стонал, но держал.

Если шел за тобой, как в бой,

На вершине стоял, хмельной,

Значит, как на себя самого, положись на него.



ВОПРОСЫ:

Как предлагает проверить настоящего друга В.Высоцкий?

Кого предлагает автор этих строк гнать от себя подальше?

Кого, по мнению Высоцкого не берут в горы, о ком не поют песен?

На какого человека можно положиться, как на себя самого?

Каким видится настоящий друг В.С. Высоцкому?

- Как бы вы определили тему этих стихотворений? (тема дружбы)

-Какие ощущения вызывают песни? О чем поет Высоцкий? О чем заставляет задуматься?

Эти песни сплачивают коллектив, их хорошо петь под гитару у костра, они о дружбе, любви к природе. У автора возвышенное представление о жизни, он считает, что нужно быть заодно…

«Братские могилы», «Он не вернулся из боя».

Звучат наизусть стихотворения «Братские могилы» и песня «Он не вернулся из боя» в исполнении учеников.

На братских могилах не ставят крестов,

И вдовы на них не рыдают, -

К ним кто-то приносит букеты цветов,

И Вечный огонь зажигают.

Здесь раньше вставала земля на дыбы,

А нынче - гранитные плиты.

Здесь нет ни одной персональной судьбы -

Все судьбы в единую слиты.

А в Вечном огне - виден вспыхнувший танк,

Горящие русские хаты,

Горящий Смоленск и горящий рейхстаг,

Горящее сердце солдата.

У братских могил нет заплаканных вдов -

Сюда ходят люди покрепче,

На братских могилах не ставят крестов...

Но разве от этого легче?!

- Как бы вы определили тему этих стихотворений? (военные)

-Какие ощущения вызывают песни? О чем поет Высоцкий? О чем заставляет задуматься?

Стихи пропитаны чувством жалости, тон трагический, для поэта жизнь не мила без друга, передается горе лирического героя. Отношение поэта к войне однозначно, он передает боль, которую пришлось вынести каждому человеку. На войне человек представал таким, каким являлся на самом деле. Слабый становился трусом, подлый – предателем, а война - мерилом нравственности человека.

« Я не люблю…»

Звучит стихотворение «Я не люблю…»

Я не люблю фатального исхода,
От жизни никогда не устаю.
Я не люблю любое время года,
Когда веселых песен не пою.
Я не люблю холодного цинизма,
В восторженность не верю, и еще -
Когда чужой мои читает письма,
Заглядывая мне через плечо.
Я не люблю, когда наполовину,
Или когда прервали разговор.
Я не люблю, когда стреляют в спину,
Я также против выстрелов в упор.
Я ненавижу сплетни в виде версий,
Червей сомненья, почестей иглу.
Или, - когда все время против шерсти,
Или когда железом по стеклу.
Я не люблю уверенности сытой,
Уж лучше пусть откажут тормоза.
Досадно мне, что слово "честь" забыто
И что в чести наветы за глаза.
Когда я вижу сломанные крылья,
Нет жалости во мне, и неспроста:
Я не люблю насилья и бессилья,
Вот только жаль распятого Христа.
Я не люблю себя, когда я трушу,
И не люблю, когда невинных бьют.
Я не люблю, когда мне лезут в душу,
Тем более, когда в нее плюют.
Я не люблю манежи и арены,
На них мильон меняют по рублю, -
Пусть впереди большие перемены,
Я это никогда не полюблю

- Как бы вы определили тему этих стихотворений? (философские)

- Какие ощущения вызывают песни? О чем поет Высоцкий? О чем заставляет задуматься?

Лирический герой распахивает душу перед читателем.

- Что из «не люблю» показалось вам самым неожиданным?

- Какие «не люблю» вы разделяете?

- Как вы понимаете словосочетание «червей сомненья», «почестей иглу»? «Вот только жаль распятого Христа»?

- Подберите синоним к выражению «в чести».

- В каком значении употреблен фразеологизм «отказали тормоза»? Почему он дается как контекстуальный антоним к «уверенности сытой»?

VI. Подведение итогов

Наша встреча с Высоцким подошла к концу. Это, конечно же, не последняя встреча.

А закончить сегодняшний урок мне хотелось бы песней, строчки которой были взяты эпиграфом к нашему уроку.

Звучит песня «Я, конечно, вернусь»

Если после сегодняшнего урока вы заинтересуетесь творчеством Высоцкого, и вам захочется почитать его стихи , поближе познакомиться с его творчеством, буду считать, что цели урока достигнуты.



В заключение хочу спросить:

- Как вы думаете, нужны ли сегодня стихи и песни Высоцкого? Если да, то для чего?

VII. Домашняя работа: выучить наизусть стихотворение В.С. Высоцкого (по выбору)

  • Тема занятия
  • Вид занятия
  • Актуализация опорных знаний
  • Подведение итогов занятия
  • Тема урока: «Поющий нерв эпохи…» (жизнь и творчество В.С.Высоцкого) Цели урока
  • Оборудование
  • II Актуализация опорных знаний
  • III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение цели урока. Слово преподавателя
  • IV. Актуализация опорных знаний - Скажите мне, как вы понимаете слово «бард» БАРДЫ
  • V. Работа по теме урока Слово учителя
  • 1) Опережающее задание 1.
  • 2) Анализ стихотворений В.С. Высоцкого «Песня о друге».
  • «Братские могилы», «Он не вернулся из боя».
  • Звучит песня «Я, конечно, вернусь»
  • В заключение хочу спросить