Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Тема: Выявление уровня элементарных представлений




страница1/17
Дата05.05.2018
Размер2.72 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17
Дата____________________ Тема: Выявление уровня элементарных представлений детей. Цели: познакомить учащихся с новым предметом, с прописями; учить выполнять гигиенические правила при письме; вырабатывать умение ориентироваться в прописи; развивать речевые навыки и логическое мышление. Ход урока I. Организационный момент. Внимание! Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок. Все ли на месте, все ли в порядке – Ручка, карандаш, тетрадка. II. Вступительное слово учителя. – Сегодня у вас замечательный день. Вы отправляетесь в далекое плавание по океану Письма. Посмотрите на ваши парты. Они стоят, как корабли на рейде, готовые отправиться в плавание вместе со своими капитанами. А капитаны этих школьных кораблей – вы. Каждый день вы будете узнавать что-то новое. Внимание, первоклассники! Капитанам школьных кораблей приготовиться к плаванию! В первый день сентября Отправляется в плаванье школа И до самого лета Уходит, уходит в моря. Ты за партой сидишь, капитан, А за школьным окошком Облака все плывут и плывут От звонка до звонка. Я. Аким – Итак, друзья, наши корабли отчаливают. Звучит мелодия песни «Как провожают пароходы» (сл. К. Ваншенкина, муз. А. Островского). III. Знакомство с гигиеническими правилами письма. 1. Как правильно сидеть за столом при письме. Учитель демонстрирует таблицу «Сиди прямо». – Рассмотрите рисунки таблицы. Как сидит мальчик на рисунке слева Как сидит мальчик на рисунке справа Кто из них сидит правильно Как правильно сидеть за столом Ученик должен сидеть за столом прямо, голова (но не туловище) должна быть слегка наклонена, ноги всей поверхностью касаются пола. Рука, не занятая письмом, должна лежать на столе, параллельно его краю. Итак, сядьте правильно. Проверьте свою осанку. 2. Как правильно расположить тетрадь. 3. Как правильно держать ручку. 4. Работа в прописи (с. 6–7). • Графические упражнения. Учащиеся соединяют листик с листиком, а божью коровку – с божьей коровкой. • Игра «Ориентировка на листе бумаги». – Нарисуйте в верхней части листа кружок, в нижней квадрат. – Положите оранжевый треугольник; положите сверху желтый прямоугольник, а снизу от оранжевого – красный. • Графические упражнения. Учащиеся проводят линию от звездочек вниз, а от грибков – вправо. – Нам пора возвращаться на корабль. Скоро прозвенит звонок И закончится урок. IV. Итог урока. – Вот и подошло к концу наше плавание. Наша эскадра причаливает к родному берегу. Но еще много месяцев мы будем уходить в плавание по великому и прекрасному океану, где будем учиться красиво писать. Дата____________________ Тема: Выявление уровня элементарных представлений детей. Цели: учить проводить линии от определенной точки в заданном направлении; развивать мелкую моторику, умение ориентироваться на нелинованной бумаге. Ход урока I. Сообщение темы урока. – Отгадайте загадку: Без пути и без дороги Ходит самый длинноногий. В тучах прячется, во мгле, Только ноги на земле. (Дождик.) – Кто видел, как падают капельки во время дождя (Сверху вниз, вниз наискосок.) – Вы правы, если нет ветра, капельки падают сверху вниз. Вот так. (Учитель показывает на доске: – Сегодня мы будем учиться проводить линии от определенной точки (например, от капельки) в заданном направлении. II. Работа по теме урока. 1. Работа по прописи (с. 8). 2. Самостоятельная работа. – Нарисуйте сами, как падают остальные капельки. Приплыли тучи дождевые: – Лей, дождь, лей! Дождинки пляшут, как живые: – Пей, рожь, пей! А рожь, склонясь к земле зеленой, Пьет, пьет, пьет. А теплый дождь неугомонный Льет, льет, льет. Дети стоят, вытянув руки вперед ладонями вниз. После первой строки начинают свободно встряхивать кистями рук. Затем, продолжая встряхивания, поворачивают ладони вверх, потом снова поворачивают руки ладонями вниз. 3. Работа по прописи (с. 9). III. Итог урока. Ориентирование на листе бумаги. У учащихся на партах листы нелинованной бумаги. – Отгадайте загадку и в верхнем правом углу листа нарисуйте отгадку. Жёлтая тарелка на небе висит. Жёлтая тарелка всем тепло дарит. (Солнце.) – Нарисуйте отгадку в центре листа. Как над речкой, над рекой Появился вдруг цветной Чудо-мостик подвесной. (Радуга.) – Нарисуйте отгадку в центре над радугой. По небесам оравою Бегут мешки дырявые, И бывает – иногда Из мешков течёт вода. Спрячемся получше От дырявой... (тучи). – Нарисуйте отгадку синим карандашом, ведя линии вниз из тучи. Серебристый занавес С неба вдруг спустился. Серебристый занавес Каплями пролился. Уронила занавес Тучка, представляешь Что за чудный занавес Может, угадаешь (Дождь.) – Одна капелька из тучи попала на грибок слева. Покажите синим карандашом ее путь. – Лучик солнышка коснулся грибочка справа. Нарисуйте этот лучик желтым карандашом. – Вам понравилась картинка (Свободные высказывания детей.) Дата____________________ Тема: Выявление уровня элементарных представлений детей. Цели: формировать умение составлять рассказ по картинке; развивать устную речь. Ход урока I. Организационный момент. В мире много интересного, Нам порою неизвестного. Миру знаний нет предела. Так скорей, друзья, за дело! Проверка готовности детей к уроку. II. Вводное слово учителя. – Сейчас вы на уроке, вы – ученики. А о ком это стихотворение ВЕСЕЛЫЙ ТУРИСТ Крутыми тропинками в гор Вдоль быстрых и медленных рек, Минуя большие озера, Веселый шагал человек. Четырнадцать лет ему было, И нес он дорожный мешок, А в нем полотенце и мыло Да белый зубной порошок. ……………………………… Он шел без ружья и без палки Высокой зеленой травой. Летали кукушки да галки Над самой его головой. И даже быки-забияки Мычали по-дружески: «М-му!», И даже цепные собаки Виляли хвостами ему. ……………………………… И туча над ним вместо крыши, А вместо будильника – гром. И все, что он видел и слышал, В тетрадку записывал он. С. Михалков – Кто этот веселый человек (Турист.) – Почему вы так решили (Ответы детей.) – Кто из вас ходил в поход Расскажите, как это было. (Свободные высказывания детей.) III. Работа по теме урока. 1. Работа по букварю (с. 8). 2. Работа в парах. – Расскажите друг другу всю историю по картинкам. Дети рассказывают. Раз, два, три, четыре, пять – Будем пальчики считать (Загибают пальцы на правой руке), Крепкие и дружные, Все такие нужные (Сгибают пальцы в кулачки). На другой руке опять: Раз, два, три, четыре, пять (Загибают пальцы на левой руке), Пальчики быстрые (Сгибают пальцы в кулачки), Но не очень чистые (Смотрят на ладошки). 3. Работа в прописи (с. 10). 4. Самостоятельная работа учащихся. Можно предложить раскрасить получившийся рисунок (по желанию). IV. Итог урока. На опушке посидели, Все вокруг мы оглядели. А теперь давай с тобой Мы отправимся домой. – Что вы расскажете дома родителям Придумайте рассказ из четырех предложений. . Дата____________________ Тема: Знания о звуке, слоге, предложении. Цели: формировать понятие «слово»; учить разделять понятия «слово» и «предмет»; развивать устную речь; учить классифицировать предметы; отрабатывать алгоритм действия на странице прописи. Ход урока I. Организационный момент. Громко прозвенел звонок – Начинается урок. Наши ушки на макушке, Глазки широко раскрыты – Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем ! Проверка готовности детей к уроку. II. Работа по теме урока. – Сегодня на уроке вы узнаете, из чего состоят предложения, и продолжите работу в прописи. 1. Введение понятия «слово». – Главный работник в речи – это слово. Речь каждого человека начинается с его первого слова. Кто знает, какое слово вы сказали первым Назовите его. (Ответы детей.) – Вот видите, какие разные слова были у вас первыми. 2. Установление различий между предметом и обозначающим его словом. Игра «Угадай слово». – Здание, где учатся дети. (Школа.) – Первый день недели. (Понедельник.) – Суп из свежей рыбы. (Уха.) Учитель показывает тетрадь. – Как вы думаете, предмет тетрадь и слово «тетрадь» – это одно и то же или нет (Возможный ответ детей: «Одно и то же».) – Проверим. Что можно сделать с тетрадью А в тетради (В тетради можно рисовать, писать; из листка тетради можно сделать самолетик; тетрадь можно положить в портфель.) – А теперь попробуйте (учитель прячет тетрадь за спину) убрать в портфель слово «тетрадь», сделать из него самолетик… – Какое открытие мы сделали: слово, называющее предмет, и сам предмет – это одно и то же или нет (Нет.) – Для чего нужны предметы, разные вещи, понятно: чтобы мы могли ими пользоваться. А зачем нужны слова и нужны ли они (Словами мы называем предметы.) – Словами человек называл все, что видел вокруг и что создавал сам. Показ иллюстраций: кит, муравей. – Кто это Что вы о них знаете – А теперь сравните слова – названия этих предметов. Вывод: величина слова не зависит от величины предмета и наоборот. Приведите еще примеры. (Дом – избушка.) – Пока мы не научились писать, каждое слово будем обозначать схемой-полоской. (Показ на доске.) – С помощью слов можно творить чудеса. Слово может рассмешить, огорчить, обидеть. Недаром в народе говорят: «Доброе слово лечит, а худое – калечит», «Ласковое слово что солнышко». Мы шагаем, мы шагаем, Руки выше поднимаем, Голову не опускаем, Дышим ровно, глубоко. Мы походим на носочках, А потом на пяточках, Пойдем мягко, как лисята, И как мишка косолапый, И как заинька трусишка. Вот свернулся ёж в клубок, Потому что он продрог. Лучик ежика коснулся – Ёжик сладко потянулся. 3. Обобщение изученного материала. – Чем отличается предложение от слова (Предложение выражает законченную мысль, а слово – это лишь название всего того, что нас окружает.) 4. Классификация предметов: грибы съедобные и несъедобные. Работа по букварю (с. 9). III. Работа в прописи. 1. Повторение правил посадки при письме. Работа по картинке (с. 11). IV. Итог урока. – Из чего состоят предложения Что такое «слово» Чем отличаются слова и предложения Дата____________________ Тема: Ориентировка на странице прописей. Цели: учить проводить вертикальные параллельные линии; развивать мелкую моторику, глазомер. Ход урока I. Организационный момент. Сообщение темы урока. – У меня есть знакомый тигр. Хотите вы с ним познакомиться Это очень просто, послушайте стихотворение и вы узнаете, что любит тигр. Телевизор тигр купил, Самый лучший попросил. – Я люблю, – сказал он строго, – Чтоб полосок было много! Г. Виеру – Что же любит тигр (Полоски.) – Но вот беда, в зоопарке сегодня утром у всех животных вдруг пропали полоски. Тигр просит о помощи. Мы сможем помочь Как (Мы уже умеем проводить прямые линии.) – Тогда берите своего самого главного помощника – и за дело! Не знаете, кто помощник Тогда отгадайте загадку: Не похож на человечка, но имеет он сердечко, И работе круглый год он сердечко отдаёт. Он и чертит, и рисует, а сегодня вечерком, Аккуратно так штрихуя, он раскрасил мне альбом. (Карандаш.) II. Работа по теме урока. 1. Правила посадки. Работа в прописи (с. 13). Едем, едем, долго едем, Очень длинен этот путь. Скоро до Москвы доедем, Там мы сможем отдохнуть. Вот поезд идет, колеса стучат, А в поезде нашем ребята сидят. Чу-чу, чу-чу! Бежит паровоз. Далеко-далеко ребят он повез. (Ходьба на полусогнутых ногах.) 2. Работа по прописи (с. 12–13). – Чтобы ехать дальше, нарисуем шпалы. (Выполнение задания.) – Мы у ворот зоопарка. Какие карандаши возьмем, чтобы раскрасить ворота (Коричневый, желтый.) – Раскрасьте эти карандаши на странице вверху. Раскрасьте ворота и проведите вертикальные линии простым карандашом. – Вот мы и в зоопарке. Какие карандаши поработают сейчас (Оранжевый, зеленый, голубой, синий.) – Раскрасьте сначала эти карандаши в тетради. – Работы в зоопарке много. Как будем ее выполнять 1) Раскрасим тигров оранжевым карандашом. 2) Проведем вертикальные линии сверху вниз у тигров. 3) Раскрасим рыб зеленым карандашом. 4) Проведем вертикальные линии сверху вниз у рыб. Расстояние между линиями должно быть одинаковым. 5) Раскрасим осликов. 6) Проведем вертикальные линии сверху вниз у осликов. 3. Самостоятельное выполнение работы. III. Итог урока. ПОЛОСАТЫЕ СТИХИ Полосатые тигрята от рожденья полосаты. Есть полоски y енота, и y зебры их без счёта. Есть полоски на матрасе и полоски на матроске. Есть полоски на террасе и полоски на березке. Есть красивые полоски у рассвета и заката. Но встречаются ребята – все от грязи полосаты... Не хочу о них писать в полосатую тетрадь. Г. Сапгир Дополнительное задание на тетрадных листах (в узкую линию). – Перед вами полосатые листки. Если хотите, вы можете нарисовать полосатое животное, которое поселится в нашем зоопарке. Дата____________________ Тема: Алгоритм действия при проведении линии. Цели: формировать навык проведения прямых и наклонных параллельных линий от заданных точек; закреплять знание понятий «вверху», «внизу», «вправо», «влево», «центр»; развивать мелкую моторику рук; учить соблюдать гигиенические правила при письме. Ход урока I. Организационный момент. Внимание! Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок. Все ль на месте, все ль в порядке – Ручка, книжка и тетрадки. Проверка готовности к уроку. II. Объявление темы урока. – Сегодня мы отправляемся с вами в лес. Кто из вас был в лесу Расскажите, поделитесь впечатлениями. Здравствуй, лес, дремучий лес, Полный сказок и чудес! – Откройте пропись (с. 14). Рассмотрите рисунки. – Что вам нужно будет выполнить (Ответы детей.) – Вы будете тренироваться проводить наклонные параллельные линии из заданных точек. III. Работа по теме урока. 1. Подготовка к письму. Работа в прописи (с. 14). 2. Тренировка памяти и внимания. – Внимательно посмотрите на картинку волшебного леса. Постарайтесь запомнить все детали. Теперь закройте прописи. Попробуйте воссоздать картину волшебного леса на магнитной доске. Учитель показывает элементы иллюстрации, а дети говорят, где они расположены. Например, солнышко – в верхнем правом углу, травка – внизу, елочки – на траве, гриб – в середине на траве, цветок – на траве слева от гриба, бабочка – между солнышком и елками. 3. Самопроверка. – Откройте прописи и проверьте, правильно ли вы воссоздали картину волшебного леса. – Вам нравится наш лес Лес способен поднять настроение любому человеку, который пришел в него как друг. Зеленый солнечный свет, особая лесная тишина, птичьи трели и жужжание насекомых, аромат лесных цветов несут успокоение и здоровье. Наши нежные цветки распустили лепестки. Ветерок чуть дышит, лепестки колышет. Наши алые цветки закрывают лепестки, Тихо засыпают, головой качают. 4. Работа по прописи (с. 15). – Пора устроить привал. Отгадайте загадку: Ай, стряпуха, ах, хозяйка! Ты, дружок, ее узнай-ка: Стоит только расстелить – Всех сумеет накормить. Много будет всяких блюд! Как стряпуху ту зовут (Скатерть-самобранка.) – Наша скатерть-самобранка требует ремонта. Что вам нужно сделать (Провести прямые параллельные линии, наклонные параллельные линии.) 5. Самостоятельная работа (с. 15). – Скатерть-самобранка готова. Чем она вас угощает (Молоком, конфетами.) – Послушайте советы доктора Айболита. Учитель включает аудиозапись о пользе молока, овощей, фруктов и о вреде конфет, большого количества сладкого; причины кариеса. – Что же вы выберете Почему – А что это за предмет в правом нижнем углу (Салфетка.) – Для чего она нужна Эта салфетка вам нравится Почему – Что нужно сделать в задании (Провести наклонные параллельные линии.) IV. Итог урока. Дата____________________ Тема: Алгоритм действия при проведении линии Цели: отрабатывать умение писать наклонные параллельные линии; развивать мелкую моторику рук. Ход урока I. Организационный момент. НЕ СКУЧАЮ Дома я один бываю, но без дела не скучаю: Вырезаю из бумаги самолеты, звезды, флаги; Мурку азбуке учу и на Мурку не ворчу; Сам рисую лес и речку, птиц, зверей и человечков. Маме с папой помогаю, никогда не забываю! Г. Ладонщиков – Как вы понимаете выражение «без дела не скучаю» – Что обычно говорят о людях, которые много успевают (Что у них «дело в руках горит».) – Бывает ли, когда вы остаетесь дома одни, что вам нечем занять себя Чем вы обычно занимаетесь, ваше любимое занятие Игра «Мои занятия. Снежный ком». Ученик называет занятие (например чтение). Второй ученик повторяет то слово, которое назвал первый, и добавляет свое (например, читать, танцевать). Третий ученик повторяет первые два слова и добавляет следующее (например, читать, танцевать, рисовать) и т. д. – На уроке нам тоже не придется скучать. II. Работа по теме урока. – Сегодня мы продолжим учиться писать наклонные параллельные линии. 1. Работа в прописи (с. 16–17). – Рассмотрите картинку. Эти мальчики не любят скучать. Давайте придумаем рассказ о том, как они провели свой день. Дайте им имена. (Витя, Ваня.) – С чего начался их день (С зарядки.) – Мы тоже сделаем пальчиковую зарядку. Вот помощники мои, Как их хочешь, поверни (Сжимают пальчики в кулачок). Постучали (Стучат пальчиками по парте), Повертели (Крутят перед собой) И работать расхотели (Кладут на парту для отдыха). Раз, два, три, четыре, пять (Загибают пальцы на правой руке) – Сядем мы писать опять. 2. Работа в прописи (продолжение). А теперь, ребята, встали! Быстро руки вверх подняли, В стороны, вперед, назад, Повернулись вправо, влево, Тихо сели, вновь за дело. Встали; руки вверх, в стороны, вперед, назад; повороты вправо, влево; сели. 3. Работа в прописи (продолжение). III. Итог урока. – Вот так весело Витя и Ваня провели свой день, а мы – урок письма. Кто скучал на уроке Звучит стихотворение «Всегда найдется дело для умелых рук». Всегда найдется дело для умелых рук, Если хорошенько посмотреть вокруг: Цыпленка надо напоить, котенка надо накормить, И посуду, и посуду, и посуду перемыть. Всегда найдется дело для умелых рук, Если хорошенько посмотреть вокруг: И грядки надо поливать, и куклу надо обшивать, И картинки, и картинки, и картинки рисовать. Всегда найдется дело для умелых рук, Если хорошенько посмотреть вокруг: А тот, кто дело не найдет, пускай скучает целый год. И лентяем, и лентяем, и лентяем прослывет! М. Ивенсен Дата____________________ Тема: Понятие «слово» Цели: познакомить со схемой звукового состава слова; учить интонационному выделению звука в слове; развивать зрительное восприятие. Ход урока I. Организационный момент. В мире много интересного, Нам порою неизвестного. Миру знаний нет предела. Так скорей, друзья, за дело! II. Постановка цели урока. – Отгадайте загадки: За пнем бугорок, А в нем – городок. (Муравейник.) Без рук, без топоренка Построена избенка. (Гнездо.) У дуба-дубища Проклёваны дуплища. (Изба.) На доске – иллюстрации-отгадки. – Что объединяет эти предметы (Это дома для птиц, людей, насекомых.) – Звери, птицы, люди строят себе дома, а мы на уроке будем учиться строить домики для слов. Эти домики будем называть схемами слов. III. Изучение нового материала. 1. Работа по учебнику (с. 16). – Рассмотрите картинку в учебнике. Составьте рассказ о девочке. Что кричит девочка («Ау!») – Произнесите это слово хором. Потяните первый звук в слове. ([ааааау].) – Назовите первый звук. ([а].) – Сейчас я буду рисовать комнату для этого звука. Учитель рисует на доске желтым цветом □. – Потяните следующий звук. ([аууууу].) – Назовите этот звук. ([у].) – Сколько звуков в слове «ау» (2.) – Я нарисую рядом с первой комнатой – вторую, для звука [у]. Учитель рисует рядом еще один □ – желтым цветом. – Мы построили домик для слова «ау». А теперь научимся читать это слово по схеме. Я буду вести по доске указкой; на какую комнату покажу, тот звук и поете. Учитель ведет указкой по схеме и поет звуки вместе с детьми: [ааа] – [ууу]. 2. Работа с фишками (см. вкладыш к «Букварю»). 3. Работа по картинкам в учебнике (с. 16). Нахождение места звуков [а], [у] в словах. 4. Работа в прописи (с. 18). IV. Итог урока. – Что вам больше всего понравилось на уроке Работа на нелинованной бумаге (дополнительное задание). – Нарисуйте домик, в котором хотели бы жить вы. Выставка домиков. Дата____________________
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17