Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Тема урока: М. М. Зощенко «Ёлка» Тип урока: Изучение нового материала. Задачи




Скачать 89.81 Kb.
Дата02.03.2018
Размер89.81 Kb.
ТипУрок
Тема урока: М.М.Зощенко «Ёлка» Тип урока: Изучение нового материала. Задачи: Образовательные: познакомить учащихся с новым произведением; отрабатывать навык выразительного чтения. Коррекционно-развивающие: корригировать и развивать устойчивое внимание и воображение учащихся; пополнять активный и пассивный словарь учащихся; развивать связную устную речь учащихся. Воспитательные: воспитывать уважение  к другим, ответственное отношение к своим поступкам. Ход урока Организационный момент Я рада видеть каждого из вас И пусть в окно зима прохладой дышит, Нам будет здесь уютно и тепло Ведь весь наш класс Друг друга любит, чувствует и слышит. -Ваши мышцы все проснулись Да. -Ваши губы улыбнулись Да. -Тогда приступаем к работе. II. Речевая разминка. 1. Развитие внимания кёлкайтснегывц (елка, снег) щэморозйфяпургаж (мороз, пурга) а) Найти среди буквенного текста слова, подчеркнуть их. Задание: Найти общее понятие для этих слов. Какое лишнее Почему 2. Артикуляционная гимнастика.   Скороговорки У елки иголки колки. Сыплет снегопад с неба снег. – После такой разминки мы должны читать и говорить как – Четко, громко, внятно, чтобы было всем понятно. III Проверка домашнего задания. - Проверим домашнее задание. - Какие эпитеты вы нашли в тексте (Грибной воздух, шелест листьев, горные леса, осенний наряд и др.) - Какие олицетворения вы встретили в тексте ( Рояль мог петь, клавиши тосковали, смеялись, эхо – как птица пересмешник и др.) IV. Определение темы. Я вам сегодня на урок принесла ёлку. Почему (Когда и почему мы вспоминаем о ёлке) Откройте следующую страницу и прочитайте название следующего произведения. Тема: «Ёлка» (Михаил Михайлович Зощенко). V. Постановка цели и задач к уроку. Сегодня на уроке мы вспомним биографию и творчество Зощенко, познакомимся с произведением, проанализируем и определим главную мысль. VI Актуализация знаний. Знаком ли вам этот автор Какие рассказы Зощенко вы читали Мы читали рассказы «Великие путешественники», «Золотые слова». (При затруднении показать иллюстрации).выставка Давайте вспомним, в чем особенности этих рассказов (кто являются героями этих рассказов) Герои рассказов - Леля и Минька. Автор рассказывает истории из своего детства. Такие рассказы называются автобиографическими. Его произведения написаны с юмором и очень поучительные. В них автор показывает недостатки людей, учит нас добру, помогает стать лучше. VII. Усвоение нового материала. Биография автора (сообщение ученика). Русский писатель Михаи́л Миха́йлович Зо́щенко родился 28 июля 1895 в Полтаве. Его отец, потомственный дворянин, был художником. А мама - актриса ,а также писала рассказы. В семье было 8 детей. В 1913 году Михаил Михайлович Зощенко окончил гимназию в Петербурге. Учился на Юридическом факультете Петербургского университета. Не закончив его, отправился добровольцем на фронт Первой мировой войны. Командовал батальоном. За храбрость и отвагу, проявленную в боях, был награждён орденами. Вернувшись после ранения домой, он захотел написать обо всём, что видел и слышал. В 1921 году вышла его 1 книжка. Зощенко не думал о славе, он писал рассказы, чтобы помочь людям избавиться от нехороших привычек. Он писал с юмором. Читая его рассказы, люди смеялись и этим смехом вылечивались, постепенно расставаясь с недостойными привычками. Сначала он писал только для взрослых. Для детей оказалось писать трудней, первые рассказы для ребят получились совсем неудачными. Но он был очень трудолюбивым и упорным человеком. В конце 30-х годов появились такие замечательные рассказы, как «Глупая история», «Показательный ребёнок», «Ёлка». Затем было опубликовано ещё несколько десятков рассказов, и Зощенко стал самым лучшим детским автором. Болезнь сердца, которую Зощенко получил еще в первой Мировой войне, всю жизнь напоминала о себе. И в возрасте  64 лет Зощенко умирает в Ленинграде. Похоронен писатель в городе Сестрорецке. Вопросы к классу по биографии: Когда родился Где Что запомнили о семье писателя Что вы можете сказать о нём как о гражданине Какие качества характера можете ещё перечислить VIII. Первичное восприятие текста. Текст читает знаменитый актёр Малого театра Игорь Ильинский ( прослушивание аудиозаписи – 7 минут) Словарно-лексическая работа. Крымские яблоки – яблоки, привезённые с Крыма …. Подберите синоним к слову длинновязая – син.: высокая, рослая. Пастилка – кондитерское изделие из фруктовой массы и сахара Не буду церемониться – не буду стесняться Фарфоровая ручка – сделанная из высококачественной глины Золотушный ребёнок – больной ребенок Не ручаюсь – не уверена IX. Проверка первичного восприятия текста. – Понравился рассказ – Кто главные герои рассказа – Чем наряжали елку в то время (Бусы, флаги, фонарики, золотые орехи, пастилки, крымские яблочки) – Как вы думаете, ребята, праздник получился весёлым – А рассказ получился весёлым – Почему весёлый и смешной рассказ создаёт немного грустное настроение Физминутка Все движения разминки повторяем без запинки! Эй! Попрыгали на месте. Эх! Руками машем вместе. Эхе-хе! Прогнули спинки,  Посмотрели на ботинки. Эге-ге! Нагнулись ниже Наклонились к полу ближе. Повертись на месте ловко. В этом нам нужна сноровка. Что, понравилось, дружок Завтра будет вновь урок! X. Повторное восприятие. Анализ произведения. - Назовите жанр данного литературного произведения. (Это рассказ, так как это небольшое произведение и автор рассказывает эпизод из своей жизни.) -Сопоставьте двух главных героев. Выборочное чтение. У каждого ученика на столе листок с вопросами. Девочки дают характеристику Леле, а мальчики Миньке.   Девочки Мальчики   Леля Минька Возраст Было 7 лет Ударило 5 лет Рост Высокая, длинновязая Удивительно маленького роста Характер Исключительно бойкая Тихий Что  могут достать Могла высоко достать Ничего нельзя достать Как ест Моментально съедает Откусываю Поведение Не церемонится Чуть не заревел Как отмечали Новый год в их семье Наряжали ёлку, готовили подарки, приглашали гостей и устраивали для всех праздник. Что делали дети, оказавшись одни в праздничной комнате Лёля предложила съесть пастилку. Они испортили сладкие призы и подарки, приготовленные гостям. Давайте прочитаем диалог детей по ролям. Как оцениваете вы их поступок Почему они так поступили, что их подтолкнуло к этому (докажите – выборочное чтение) Они поступили некрасиво, думали только о себе, забыли о гостях и не предполагали, какие будут последствия. Их подтолкнуло любопытство, жадность и зависть. Задумывались ли дети о последствиях своих поступков (Нет) А как бы поступили вы Какой сюрприз приготовили родители для гостей Каждому ребёнку хотели подарить подарок и угощение. Чем закончился праздник И почему Праздник был испорчен, и хозяева остались одни. Дети и взрослые поссорились из-за испорченных подарков. Лёлька и Минька вели себя некрасиво с гостями, были невежливы и грубы, выгнали гостей, Минька ударил мальчика. Что руководило ими в этот раз Тоже жадность, зависть, невоспитанность, а также дурной пример взрослых Какое решение принял папа Правильно ли он поступил Давайте проверим наши высказывания, выполнив следующее задание: Вставьте в текст недостающие слова. «Недостающие слова» ( У КАЖДОГО НА ПАРТЕ) «— Такое воспитание (губит) моих детей. Я не хочу, чтобы они (дрались), (ссорились) и выгоняли (гостей). Им будет (трудно) жить на свете, и они (умрут) в одиночестве. И папа подошёл к ёлке и (потушил) все свечи.» Он отдал подарки детям, Лёльке и Миньке указал на их недостатки. - Оправдано ли такое наказание Вывод: Родители должны заниматься воспитанием детей, это их прямая обязанность. В первую очередь они должны подмечать и указывать недостатки детей, чтобы помочь им стать порядочными людьми. А самое главное- подавать пример правильного поведения Как вы думаете, в каких строках заключена главная мысль произведения, зачитайте Как вы понимаете эти слова Грубость, агрессивное поведение приводят к конфликту и ссоре. Людей, поступающих таким образом, как Лёлька и Минька, ждет одиночество, так как с такими людьми не очень приятно общаться. С ними некомфортно окружающим, они обрекают себя на одиночество. Многих часто мучает совесть. Всё это сказывается на их настроении, здоровье. Как относится данная пословица к нашему произведению «Не было бы счастья, да несчастье помогло» Данная неприятная ситуация, которую бывает стыдно вспоминать, заставляет задуматься, почему она произошла, что сделал неправильно, осознать свои ошибки и исправиться, т. е извлечь урок. Извлёк ли урок Минька (выборочное чтение) Как ему удалось стать добрым Он никого не обижал, не брал чужих вещей… Как вы думаете, был ли автор одинок после того, как все осознал и изменился Нет, у него было много друзей, так как с добрыми и весёлыми людьми приятно общаться, от них исходит душевное тепло. Вывод: Мы должны помнить, что добрые поступки всегда вознаграждаются добрым отношением к нам родных, близких и совсем не знакомых людей, наших домашних животных и даже самой природы. Быть добрым трудно. Этому нужно учиться с детства. А какой урок вы извлекли из этого произведения Прежде чем сказать и сделать, нужно подумать, не обижу ли я кого, задуматься о последствиях моих поступков. Если что-то делаю не так, вовремя остановиться, исправить положение. Постараться не доводить неприятную ситуацию до конфликта. Грубость и агрессивное поведение приводит к одиночеству. XI. Рефлексия. -Ребята! А были ли у вас случаи в жизни, о которых вам стыдно вспоминать  -Чему они вас научили И у меня есть « Ёлка желаний» Я вас прошу написать доброе пожелание всем, кто вас окружает.( Креплю на елочку). А теперь нужно украсить нашу ёлочку. У вас на партах разноцветные шары. Если урок вам понравился – дорисуйте  улыбающийся ротик, а если вам было скучно и грустно на уроке – нарисуйте ротик грустный и приклейте на ёлку. Словесная оценка работы детей XII. Домашнее задание Подготовить творческий пересказ от лица мамы или папы, нарисовать иллюстрацию к рассказу.